С развитием современных технологий в области медицины и психологии набирает огромную популярность весьма интересная профессия - логопед. Давайте узнаем, что это за специалист, какие задачи он решает и в чем преимущества работы логопедом.

Кто такие логопеды?

Это специалисты, которые исправляют речевые дефекты, прибегая к различным коррекционным методикам. Они работают как с детьми, так и со взрослыми. Например, очень часто пожилые люди, перенесшие инсульт, теряют речевые способности, в таких случаях становится незаменимой одна профессия - логопед! Именно он составляет индивидуальный план лечения, согласно которому устраняются такие недостатки речи, как картавость, заикание или шепелявость. Практически у всех маленьких детей случаются подобные проблемы, по мере взросления у многих они проходят сами собой, а вот некоторые нуждаются в особой помощи.

Как возникла эта профессия?

Логопед - это относительно новая специальность, она появилась примерно 50-60 лет назад, когда люди перестали считать, что проблемы с произношением связаны с физическими недостатками. Западные врачи первыми определили природу проявления речевых дефектов и с середины ХХ века стали применять психологические методы для их устранения. Современные методики позволяют добиться весьма внушительных результатов за короткие сроки.

Профессия логопед-дефектолог: особенности и социальная значимость

Следует разобрать, к какому типу профессий относится эта специальность. Считается, что логопед - это человек, сочетающий в себе талантливого педагога и опытного врача. Он должен безошибочно определять причину возникновения речевого дефекта и грамотно составлять эффективные упражнения и техники для устранения проблем. Для этого профессиональному логопеду следует досконально знать, как устроена человеческая физиология, в частности устройство речевой системы и связанные с ней патологии. Помимо этого, хороший специалист должен обладать специальными навыками, например, умением делать для расслабления мышц гортани и других органов глотки.

Можно без преувеличения сказать, что логопед - профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникаций всего человечества: благодаря ей мы можем общаться с другими, делиться мыслями и передавать информацию.

Зачастую человек, у которого есть речевые нарушения, ощущает себя неполноценным, у него могут возникнуть серьезные комплексы, негативно влияющие на всю его жизнь. Вот почему профессия "логопед" является незаменимой, эти специалисты устраняют многие дефекты речи, обучают правильно произносить звуки и тем самым практически меняют судьбу человека. Помимо этого, они оказывают и психологическую помощь: помогают влиться в общество, адаптируют человека под социальную жизнь и способствуют его развитию в плане самосовершенствования.

Какими качествами должен обладать логопед?

По сути, логопед является своего рода учителем, который должен проявлять огромное терпение и понимание к своим ученикам. Самые главные черты в характере - это любовь к детям, терпеливость, эмоциональная сдержанность, спокойствие, любознательность, усидчивость, стойкость и выдержка, потому что результаты проделанной работы заставляют часто ждать себя очень долго. С некоторыми людьми приходится заниматься больше 2-3 лет, чтобы достичь видимых улучшений.

Если с детишками работать проще, ведь они быстро учатся, то со взрослыми дело обстоит иначе. Немногие способны признать свои недостатки и отправиться к специалисту. По этой причине профессиональный логопед должен уметь находить индивидуальный подход к каждому, уметь тактично выяснить проблему и, не задевая чувств пациента, оказать первичную консультационную помощь. Следовательно, специалисту не помешает знать хотя бы основы психологии человека.

Логопед должен быть ответственным, ведь у него нет права на ошибку в постановке диагноза. Если он неверно обозначит проблему и назначит неэффективную методику лечения, то это может обернуться для пациентов настоящей трагедией: речевые дефекты со временем склонны терять способность к исправлению, поэтому очень важно вовремя устранить недостатки. С течением времени от них будет гораздо сложнее избавиться, вот почему на логопеде лежит столь большая ответственность.

Где учиться на специалиста?

Существует множество вариантов, где получить профессию (логопед или дефектолог) можно на различных условиях. Обычно по этой специальности обучают в высших учебных заведениях: это могут быть университеты или институты с педагогическим или гуманитарным направлением. Образование логопеда обязательно должно быть специальным, т.е. наличие диплома о высшем образовании по соответствующей или смежной профессии - просто необходимо.

Многие студенты после окончания первых курсов, начинают понимать, что ошиблись с выбором профессии и желают сменить ее. Для таких возможен другой вариант получения образования по специальности "логопедия". Самый легкий способ - это пройти интенсивные курсы по подготовке логопедов-дефектологов. Однако, чтобы устроиться на государственную службу, потребуется диплом о высшем специальном образовании.

Трудоустройство

Несмотря на то, что ежегодно в ВУЗах выпускается огромное количество логопедов по всей стране, потребность в данных специалистах только увеличивается. Связано это в первую очередь с улучшениями государственных социальных программ, направленных на бесплатное оказание помощи детям с ограниченными возможностями.

По окончании институтов или университетов молодые специалисты имеют возможность устроиться работать в различные учреждения. Самые популярные из них - это детские сады, поликлиники, детские развивающие центры с логогруппами, школы с функционирующим логопунктом. Реабилитационные больницы для пожилых людей и, конечно же, частные лечебные центры.

В работе в детских садиках есть множество плюсов: это возможность контактировать с детьми и узнать их поближе, фиксированный график, а также общение с коллегами и приятная обстановка.

Минусы профессии логопеда, если он работает в государственных поликлиниках, связаны с заполнением различной документации. Порой времени на ее обработку уходит больше, чем непосредственно на занятия с пациентами. По стандартам, специалист должен отрабатывать 18-20 часов в неделю, это не так много по сравнению с другими специальностями.

Профессия логопед. Плюсы и минусы работы

Это весьма ответственная работа, которая требует огромного терпения и любви к своему делу. Давайте подробно разберем основные достоинства этой профессии. Итак, вот главные плюсы:

  • короткий рабочий день - 4 часа, для многих это прекрасная возможность совмещать работу и любимое дело;
  • - это значит, что логопед будет получать удовольствие от проделанной работы;
  • длинный отпуск - практически все лето;
  • самосовершенствование - эта профессия предполагает постоянное саморазвитие человека, чтение учебной литературы, посещение различных тематических конференций, где вместе с коллегами можно обсудить новейшие методики лечения речевых нарушений.

И конечно же, нельзя исключить из списка такое преимущество логопедов, как возможность вести частную практику. А в чем же недостатки?

Подводные камни

Благодаря свободному графику, который устанавливается самим специалистом, эта профессия может показаться привлекательной. Однако в ней есть немало специфических особенностей, которые для некоторых могут обернуться недостатками. Вот самые явные минусы данной профессии:

  • эмоционально сложная работа, потому что пациенты - это в основном дети с различными отклонениями и заболеваниями (с синдромом Дауна и др);
  • необходимость заполнения отчетной документации в неурочное время, то есть логопеды не получают прибавки к основной за ведение документов в государственных учреждениях;
  • нет гарантии, что проделанная работа принесет хоть какие-то результаты, так что многие логопеды сталкиваются с огромным разочарованием, поэтому им нужна настойчивость и стойкость, чтобы продолжить лечебные занятия.

Кому еще нужны логопеды?

Очень часто логопеды-дефектологи начинают заниматься частной практикой, оказывая помощь самым разным людям. Кроме детей с нарушениями речи, за помощью обращаются и пожилые люди, перенесшие инсульт, и даже профессиональные актеры.

Если вы решили, что это ваше призвание - профессия "логопед", отзывы о ней следует тщательно изучить, причем именно от самих профессионалов. Судя по сообщениям на различных тематических форумах, это крайне сложная работа, требующая полной самоотдачи. Главным плюсом считают возможность заниматься частными уроками с детьми или взрослыми, например, давать уроки по ораторскому мастерству начинающим актерам или менеджерам торговых компаний.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток: у кого-то проблемная кожа, кто-то страдает от лишнего веса или чрезмерной худобы, а для некоторых предметом недовольства является форма носа или цвет волос. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Отметим, что в современном обществе профессия логопеда имеет особое значение, поскольку ее представители помогают нам лучше понимать друг друга. Ведь если человек не заикается или правильно выговаривает все буквы, то он не только свободнее себя чувствует во время общения с другими людьми, но и его гораздо легче понять. Кстати, если вы думаете, что стать логопедом может любой человек, то глубоко заблуждаетесь. И прочитав данную статью, в которой мы постараемся рассказать обо всех особенностях этой профессии, вы поймете почему.

Кто такой логопед?


Высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи - по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться "богатым" прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, "возрастное" разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к "пациентам". Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?


Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно "полезности" и возможности помогать людям. Однако помимо "духовных" преимуществ эта профессия имеет и несколько "материальных". К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую "географию" трудоустройства - логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность - услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).

Недостатки профессии логопеда


Но не стоит думать, что логопеды "катаются, как сыр в масле", и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.

Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом "бумажная" работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на "писанину".

Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого "пациента".

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения - постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России , которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся.

Ирина Щепетинникова
Образец примерной характеристики учителя-логопеда ДОУ

Характеристика-представление

Фамилия, имя, отчество, должность

(в родительном падеже,

полное наименования ДОУ в соответствии с Уставом,

дата рождения,

образование : наименование учебного заведения,

год окончания, специальность,

квалификация по диплому,

трудовой стаж,

педагогический стаж,

стаж в должности,

курсовая переподготовка, название ДПП,

№ удостоверения, дата прохождения,

ведомственная награда

(если имеет,

год награждения.

Галина Васильевна - опытный, ответственный педагог, с фундаментальным знанием организации логопедической работы. Обладает высокими профессиональными качествами, всегда добивается стойких положительных результатов в своей деятельности. Достигает намеченных целей, тандема с участниками образовательных отношений , создает насыщенную развивающую речевую среду для детей с ОВЗ. В ходе определения «зоны ближайшего развития» - всегда полные педагогические прогнозирования. Учителю -логопеду присуще грамотное определение стратегии индивидуального речевого развития ребенка, что обеспечивает осуществление комплексного логопедического воздействия на высоком качественном уровне.

Осуществляя дифференцированный и индивидуальный подходы к детям, педагог строит свою работу на основе программ : «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Н. В. Нищевой, 2007 г., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) » Н. В. Нищевой, 2009 г. Также вариативно использует технологии авторов : Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др.

При определении причин и механизмов нарушений у детей учитель -логопед использует различные методы, результаты диагностического обследования, информационный материал. Осуществляет комплектование подгрупп по результатам диагностики с учетом структуры нарушения, психофизических особенностей и возможностей воспитанников. Развивает компенсаторные возможности каждого ребенка, выполняет ориентированную коррекцию, следит за динамикой и продвижением. Для выработки оптимальных путей коррекции взаимодействует с педагогом-психологом, воспитателем.

Сотрудничает с родителями, для чего выступает на групповых родительских собраниях , проводит открытые показы коррекционных занятий, коллективные и индивидуальные беседы, консультации, размещает необходимый информационный материал в родительских уголках, всегда может оказать оперативную, грамотную логопедическую и педагогическую помощь.

Планирование коррекционного обучения ведет, основываясь на приоритеты в работе с особым контингентом воспитанников, различные виды планирования соответствуют современным требованиям. Намечает пути групповой и индивидуальной работы, соотносит свое планирование с планом ДОУ. Четко определяет цели и задачи логопедического воздействия, а также цели конкретного занятия в соответствии со структурой нарушения и степенью его выраженности. Реализует дидактические принципы специального (коррекционного) обучения, придерживаясь доминирующего комплексно - тематического, тем самым усиливая развивающую функцию учебно - воспитательного процесса. Стремится активизировать всех воспитанников, нацеливая на взаимодействие в ходе изучения лексической темы, формирования пропевдической стороны речи.

Отбирает необходимые средства обучения и развития для обеспечения наибольшей эффективности коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ. Активно применяет методы и приемы для предупреждения и исправления отклонений, каждый из них отличается профессиональной отработкой на основе теоретического и практического подходов. При подготовке к занятиям использует элементы ИКТ. Имеет богатейший дидактический материал и картотеки по всем возрастным группам, постоянно их обновляет и пополняет, следит за инновациями в области логопедии.

Во время индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий контролирует психологическую атмосферу детского коллектива. Анализирует уровень усвоения коррекционно -развивающего материала и развития воспитанников по результатам диагностического обследования с периодичностью 2 раза в год. Эффективность логопедического воздействия можно проследить по результатам аналитических справок, представленных за последние 3 года : 2012 -2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы.

Обобщила педагогический опыт по теме : «Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста», для чего отобрала необходимые программы и технологии по проблеме (авторы : Е. Н. Краузе, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская и др.). Обосновала актуальность, новизну, определила цели, задачи, содержание, результативность опыта, представила аналитические данные, многочисленные приложения, сделала выводы, наметила перспективы. Представила свой опыт работы на заседаниях педагогического совета ДОУ (2012-2014 гг.) и заседании РМО КРО на уровне города в марте 2013 года.

С целью достижения положительной динамики при коррекции имеющихся речевых нарушений у детей адаптирует диагностические материалы в соответствии с контингентом группы. Критериально - диагностическая база отобрана с учетом возрастных особенностей и соответствует принципам коррекционного обучения.

В 2012 году входила в состав творческой группы экспериментальной базовой площадки по реализации планов совместной деятельности с ИПК и ППРО ТО, в частности при составлении тематического планирования и отборе материала календарного планирования логопедической работы. Выступила перед коллегами с сообщением на заседании РМО КРО по плану КО (2013) . Стала участником семинара на тему «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» . Разместила статьи для педагогов по проблемам речевого развития детей в условиях логопедической группы и рекомендации для родителей на сайте ДОУ.

Высоко компетентна в области создания условий коррекционного обучения. Создает благоприятную психологическую обстановку на логопедических занятиях, в ходе организации различных мероприятий в возрастной группе. Прекрасно владеет детским коллективом, создает позитивный, эмоционально - положительный настрой при общении с воспитанниками, принимает ребенка таким, какой есть. В соответствии с возрастными психолого - педагогическими особенностями детей использует смену видов деятельности с целью правильного восприятия учебного материала. Логопедический кабинет оборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями, нормами и правилами ОТ, ТБ, СанПиН. Предметно - развивающая среда обеспечивает реализацию задач коррекционного обучения, имеющийся паспорт логопедического кабинета отражает функциональные возможности логопедического воздействия. Проектирует педагогическую деятельность, всегда использует свои возможности в полной мере. Умеет анализировать свою работу, выделять рациональное, точно определяет дальнейшую стратегию. Рейтинг учителя -логопеда определен достижениями педагога в работе над планированием, высокой оценкой индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий, тесной взаимосвязью со специалистами.

Имеет Почетную грамоту Министерства образования и науки (год награждения, грамоты Комитета по образованию МО (год, Департамента образования (год) .

Заведующий ОУ : (подпись) расшифровка

С характеристикой - представлением ознакомлена : подпись (Фамилия, инициалы)

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Описание

результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения
учителя-логопеда

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа №5»

г. Минусинска Красноярского края

Ларькиной Оксаны Александровны

Коррекционно-развивающая деятельность

Свою работу, как учитель-логопед, выстраиваю в соответствии с целями и задачами образовательной программы школы. Образовательная деятельность школы направлена на достижение учащимися школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель моей педагогической деятельности: повышение качества образования учащихся младших классов, имеющих проблемы в речевом развитии, через организацию целенаправленной и своевременной логопедической помощи.

Главные задачи , которые ставлю перед собой, следующие:

Выявить учащихся с нарушениями устной и письменной речи;

Сформировать группы коррекции;

Организовать систему взаимодействия с родителями и педагогическим персоналом;

Разработать и реализовать комплекс упражнений и игр для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.

Для решения поставленных задач использую следующее:

подбираю и провожу диагностику, использую её результаты на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях; принимаю участие в родительских собраниях, провожу беседы, и индивидуальное консультирование.

Коррекционно-логопедическую работу строю с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и воз-растных особенностей учащихся, которые определяются в ре-зультате комплексного обследования, проводимого в первой поло-вине сентября. Результаты заношу в речевую карту установ-ленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, разде-лить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности рече-вого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

С сентября 2014 года целенаправленно работаю над методической темой «Формирование фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня», так как считаю, что звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков.

В дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений моей работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведённый анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, были определены следующие направления:

1.Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.

2. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов. В своей работе применяю блочную систему коррекционной работы, основанную на наиболее часто смешиваемых оппозиционных звуках.

Блоки:

аффрикаты и звуки, входящие в их состав (ц-с,ч-т,ч-щ);

2) звонкие и глухие, особенно смычные (д-т,б-п,г-к)

3) свистящие (з-с)

4) шипящие (ж-ш)

5) твёрдые и мягкие

6) свистящие и шипящие (с-ш,з-ж,ц-ч)

Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетических ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности. Что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Наиболее оптимальными для достижения положительных результатов на мой взгляд являются дидактические игры, позволяющие в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия - звуки. Для обозначения звуков использую звуковое кодирование.

Разработала комплекс дидактических игр «Косынка».

«Косынка 1». Задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

«Косынка 2». Задача: тренировать в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.

«Косынка 3». Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.

К преимуществам использования данных игр относятся:

Доступность;

Многофункциональность (помимо основной задачи развиваются пространственная ориентировка, внимание, моторика, зрительно-двигательная координация, включаются в предметно-практическую деятельность мыслительные операции);

Присутствие сразу нескольких анализаторов (слухового, зрительного и двигательного), позволяющих лучше усваивать учебный материал;

Возможность быстрее оценивать результат выполнения задания каждым ребёнком;

Овладение детьми навыками самоконтроля и самооценки;

Включение игры как в групповые, так и индивидуальные занятия при работе с различными звуками.

При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия использую методику Т.А. Фотековой для оценки состояния фонематического восприятия.

По результатом коррекционной работы, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня.

Низкий уровень. К нему были отнесены дети, которые неточно воспроизводили оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками, не различали слова, близкие по звуковому составу. Дети не владеют навыками элементарного звукового анализа.

Средний уровень. К нему отнесены те дети, которыми большинство слоговых пар воспроизведено, верно, допущены незначительные ошибки при различении слов, близких по звуковому составу.

Высокий уровень. К нему отнесены дети, которые справлялись с заданиями.

2014-2015 учебный год (1 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (2 класс), количество детей 9-100%

2015-2016 учебный год (1 класс), количество детей 16-100%

N
n/n

Уровни развития ФВ

2014-2015 уч.г. (1 класс)

2015-2016 уч.г. (2 класс)

2015-2016 уч.г. (1 класс)

Начало
года

Конец
года

Начало года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Низкий уровень развития ФВ

100%

44,4%

44,4%

100%

25%

Средний уровень развития ФВ

55,5%

55,5%

77,7%

75%

Высокий уровень развития ФВ

22,2%

К концу 2015-2016 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки.

Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия развития фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Достичь этих результатов мне помогло использование современных коррекционно-развивающих технологий. Основными из них являются технология организации логопедического обследования, компьютерные технологии, игровые технологии и технология мануального воздействия.

Деятельность учителя в области профессионального развития

В 2009 году окончила «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», квалификация учитель-логопед, учитель олигофренопедагог.