Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) – это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.



Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 – 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 – 3 лет, а в отдельных случаях – от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов

Детский сад общеразвивающего вида– с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развитиявоспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Детские сады и детские сады общеразвивающего вида – это традиционные дошкольные образовательные учреждения, в которых реализуются основные программы дошкольного образования в соответствии с установленными государственными стандартами. Основной целью реализации данных образовательных программ является интеллектуальное, художественное, эстетическое, нравственное и физическое развитие детей раннего возраста. В зависимости от возможностей того или иного дошкольного учреждения (материально-технической оснащенности, воспитательно-педагогического состава и пр.) в них могут осуществляться не только традиционные образовательные программы воспитания и обучения, но, и выбраны какие-либо иные приоритетные образовательные направления (обучение рисованию, музыке, хореографии, языковым навыкам, иностранным языкам).

Детский сад компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии (в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии). Дети с отклонениями в развитии могут приниматься и в дошкольные образовательные учреждения любого другого вида при наличии условий для коррекционной работы. При этом прием осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения в ДОУ данного вида разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений. Материально-техническое оснащение таких детских садов несколько отличается от обычных, поскольку указанные дети нуждаются в особом уходе. Для детей создаются физиотерапевтические, массажные, логопедические и иные кабинеты; бассейны; фитобары и диетические столовые; специальные приспособления и оборудование в группах и т.д.Количество коррекционных групп и их наполняемость в детских сада как компенсирующего, так и обычного вида определяются уставом ДОУ в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекции. Как правило, предельная наполняемость группы (в зависимости от конкретного вида) не должна превышать 6-15 человек.

Детский сад присмотра и оздоровления – с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Такие детские сады преимущественно рассчитаны на детей в возрасте до трех лет. Основное внимание уделяется санитарным и гигиеническим условиям, предупреждению и профилактике заболеваний детей. Проводятся оздоровительно-укрепляющие и основные воспитательно-обучающие мероприятия.

Детский сад комбинированного вида. В детские образовательные учреждения подобного вида могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.

Центр развития ребенка– детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы; бассейны; компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции – и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) – по усмотрению родителей.

Большинство детских садов являются муниципальными и (или) государственными образовательными учреждениями. Однако за последние годы появилось много частных (негосударственных) дошкольных образовательных учреждений.

Если родители полагаете, что для ребенка достаточно стандартного набора предлагаемых образовательных услуг, а также в случае затруднительного материального семьи либо по иным причинам (например, выбор ДОУ ограничен), то имеет смысл определить ребенка в государственное или муниципальное дошкольное учреждение. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В бюджетные дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов. Количество групп в таких ДОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Как правило, в группах (в зависимости от вида группы) не должно содержаться более 8-20 детей.

В том случае, когда родители располагают денежными средствами, и предъявляют повышенные требования к организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в детском саду и индивидуальному подходу к ребенку, стоит остановить свой выбор на негосударственном (частном) дошкольном учреждении. Подобные ДОУ имеют в своем распоряжении бассейны, иногда – сауны, большие игровые комнаты, дорогостоящий учебно-игровой материал, спальные комнаты повышенной комфортности, наиболее качественный и предельно разнообразный рацион питания, а также другие блага, на обеспечение которых, разумеется, требуются значительные материальные затраты. Наполняемость групп обычно не превышает 10 человек, а реализуемые образовательные программы ориентированы на более углубленное и вариативное обучение детей.

Однако все перечисленные выше удобства, равно как и дополнительные образовательные и воспитательные программы, в настоящее время могут предложить на платной основе государственные и муниципальные дошкольные учреждения, которые имеют право оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги при условии их лицензирования. Что касается процесса воспитания и обучения, то практически в любом дошкольном учреждении за основу берется установленная законодательством основная комплексная образовательная программа. Дошкольных образовательных программ и технологий в настоящее время существует немало, это программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и другие. Все они ориентированы на должное обеспечение воспитания и раннего образования детей, развития их индивидуальных особенностей. Таким образом, совсем не обязательно искать частный детский сад, а можно воспользоваться услугами, предоставляемыми государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением за отдельную дополнительную плату. В любом случае при выборе дошкольного учреждения следует заботиться об интересах ребенка, учитывая его желания, а не об удовлетворении собственных амбиций в престижности обеспечиваемого ему образовательного уровня.. Тем родителям, которые предпочитают воспитывать и обучать ребенка на дому (лично или с помощью гувернеров, приходящих педагогов), стоит всерьез задуматься о том, насколько верно они поступают, принимая подобное решение.. Чтобы в дальнейшем, при адаптации такого ребенка к школьной жизни, не возникло проблем, рекомендуется хотя бы непродолжительное посещение детского сада. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает навыки общения со сверстниками, учится ориентироваться в группе, сопоставлять коллективные интересы со своими собственными. Все это происходит под непосредственным контролем воспитателей и педагогов. Каким бы качественным не было домашнее образование, оно не может в полной мере дать всего того, что ребенок мог бы получить, посещая детский сад.

Помимо собственно дошкольных образовательных учреждений существуют и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В таких учреждениях реализуются как общеобразовательные программы дошкольного образования, так и программы начального общего образования. Такие образовательные учреждения создаются для детей в возрасте с 3 – 10 лет, а в исключительных случаях – с более раннего возраста. Это могут быть:

Детский сад – начальная школа;

Детский сад компенсирующего вида (с осуществлением квалифицированной корекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся) – начальная школа;

Прогимназия (с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)). В прогимназиях детей подготавливают к поступлению в гимназию

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.

Начальная общеобразовательная школа – реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа – это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования – получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л. В. Занкова и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Основная общеобразовательная школа – реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет – вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования.

Средняя общеобразовательная школа.– реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года – третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение– это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа– это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-ом) классе основной ступени общего образования.

В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их именуют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это – спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.

Гимназия – реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.

Лицей – образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимназии, могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. Лицеи призваны создать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. В лицеях широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы. Лицеи могут создаваться как самостоятельные образовательные учреждения, а могут функционировать и как лицейские классы обычных общеобразовательных школ, сотрудничая с высшими учебными заведениями и производственными предприятиями. В настоящее время некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных учреждений с авторскими моделями и технологиями обучения.

Учреждения начального профессионального образования. Еще совсем недавно в нашей стране нерадивых учеников пугали: «Будешь плохо учиться, не возьмешься за ум – пойдешь в ПТУ!». При этом данная «страшилка» была более чем реальна. После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) прямиком «шли» в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Поскольку «путевку» в ПТУ выпускники школ получали, зачастую, не по своей воле, то и учились они спустя рукава – лишь небольшая часть учащихся ПТУ после окончания училища трудоустраивалась по специальности. Из-за этого данные образовательные учреждения имели не самую лучшую репутацию, а процент закрепления на рабочих местах выпускников ПТУ едва превышал 50%. Однако время не стоит на месте, и, как свидетельствует статистика, в настоящее время процент трудоустройства на рабочие специальности этой группы молодежи приближается к 80%. И если учесть, что безработица в России по-прежнему очень высока, то стоит задуматься над тем, что же лучше: высшее образование с нуля (сразу после окончания средней школы) и возможный статус безработного по завершении обучения в ВУЗе или диплом выпускника ПТУ, гарантированный заработок, опыт работы и возможность дальнейшего обучения? Рабочие специальности были нужны всегда, а в наши дни, когда значительная часть подрастающего поколения мечтает стать бизнесменами и менеджерами, ищет легкие пути заработка, потребность в квалифицированных рабочих кадрах только возрастает.

Основной целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Следует заметить, что такая формулировка основной цели начального профессионального образования несколько устарела. В настоящее время ее можно сформулировать по-новому – максимальное удовлетворение потребностей всех отраслей отечественной экономики квалифицированными профессиональными рабочими и специалистами.

Начальное профессиональное образование – неплохой старт для продолжения обучения по выбранной специальности либо получения новой с уже имеющимся багажом профессиональных знаний и трудовых практических навыков.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

Профессиональное училище;

Профессиональный лицей;

Учебно-курсовой комбинат (пункт);

Учебно-производственный центр;

Техническая школа;

Вечерняя (сменная) школа.

Профессиональные училища (строительные, швейные, электротехнические, связи и т.п.) – основной вид учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных профессиональных рабочих и специалистов. Нормативные сроки обучения составляют 2-3 года (в зависимости от уровня образования при поступлении, выбранной специальности, профессии). На базе профессиональных училищ могут разрабатываться и внедряться инновационные методики в сфере начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональные лицеи (технические, строительные, коммерческие и т.п.) – центр непрерывного профессионального образования, в котором осуществляется, как правило, межотраслевая, и межрегиональная подготовка квалифицированных специалистов и рабочих по сложным, наукоемким профессиям. В профессиональных лицеях можно получить не только конкретную профессию повышенного уровня квалификации и завершить среднее (полное) общее образование, но и в некоторых случаях приобрести среднее профессиональное образование. Данный тип учреждения является своего рода опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа(горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечерняя (сменная) школаосуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Помимо того что обучение в бюджетных (государственных и муниципальных) учреждениях начального профессионального образования является бесплатным, их обучающимся гарантируется обеспечение стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием, а также иными видами льгот и материальной помощи в соответствии с компетенцией образовательного учреждения и действующими нормативами.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). Основными целями и задачами деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования являются:

Подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

Удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;

При наличии соответствующей лицензии образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж.

Техникум (училище) (сельскохозяйственный, гидромелиоративный техникум; речное, педагогическое училище и др.) – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

Колледж (медицинский, экономический и др.) – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В техникумах и колледжах осуществляется профессиональная подготовка более сложного уровня, чем в учреждениях начального профессионального образования, и поступить в них, соответственно, значительно труднее. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться по различным формам обучения, отличающимся объемом аудиторных занятий и организацией образовательного процесса: очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм обучения. Нормативные сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Как правило, обучение продолжается 3 – 4 года. В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием.

Большое количество выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования получают достаточно высокий теоретический уровень знаний, умений и навыков, что позволяет им в дальнейшем на протяжении нескольких лет работать по специальности и без получения высшего профессионального образования. В некоторых случаях диплом о средне-специальном образования дает право на получение высшего профессионального образования (как правило, по той же специальности, но уже более высокого уровня) в сокращенные сроки (до трех лет). Студенты средних профессиональных учреждений могут совмещать работу с обучением, и, если образование данного уровня приобретается впервые, а учебное заведение имеет государственную аккредитацию, пользоваться установленными трудовым законодательством РФ льготами (учебный отпуск, бесплатный проезд к месту учебы и др.).

Кстати, данное правило распространяется и на учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством РФ разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы. За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения). Особо говорить о приоритете высшего образования не имеет смысла, так как он был, есть и всегда будет. Развитие рыночной экономики, научно-технический прогресс диктуют новые требования, соответствовать которым невозможно без высокого уровня образования. В последние годы стало нормой иметь два и более высших образования.

Проблема в получении высшего образования решаема, вопрос остается только за его качеством. Диплом об окончании того или иного вуза, конечно, купить можно, такие услуги сейчас, к сожалению, имеют место, но вот приобрести за плату истинные знания без должного на то желания самого обучающегося и соответствующих усилий высшего образовательного учреждения нельзя.

Целями и задачами образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:

Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования;

Удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В соответствии с законодательством РФ об образовании устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: институт, университет, академия. Данные высшие учебные заведения (каждое в соответствии со своей спецификой) реализуют образовательные программы высшего профессионального образования; образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности. На базе университетови академиймогут создаваться университетские и академические комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Высшие учебные заведение любого вида (в т.ч. их филиалы) могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.


Школа - учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10-12 классов и соответственно лет обучения.

Основной курс школы дает базовые знания по главным направлениям наук. Обучение осуществляется по типовой государственной программе

Виды школ

Общеобразовательные школы призваны создавать условия для обучения любой категории учащихся. Многие школы открывают дополнительные классы: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов

Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний.

Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования

Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские).

Религиозные (конфессиональные) школы

Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.

Поступление

Дети поступают в школу в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет.

С 1 апреля во всех российских школах начинается запись детей в первый класс. Родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу, при этом присутствие ребенка необязательно. Предпочтение отдается детям из близлежащих районов и домов.

С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые образовательные стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с первого класса и десять часов внеурочной деятельности. В этой связи, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и группа продленного дня.

Особенности обучения

Рабочий день в школе состоит из уроков (40-45 мин.) и перемен (5-20 мин). В большинстве школ организована группа продленного дня, где дети отдыхают, едят, делают уроки, если нет возможности пойти домой.

В школе преподаются предметы четырех групп: гуманитарные, естественнонаучные, точные, предметы по искусству. В большинстве школ существуют разнообразные бесплатные кружки и секции.

История

Становление среднего образования в России было непростым и длительным.

С начала своего становления и в дальнейшем школа длительное время носила сословный характер.

В XV-XVI вв. в среднее образование представляло собой классическое образование, которое преподавалось в гимназиях, как правило, детям из наиболее обеспеченных семей с целью подготовки к университету.

Более упорядоченным и доступным образование стало в конце XVIII столетия, когда в 1766 году был принят первый в истории нашего государства школьный Устав.

В это время в России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в училищах.

Новый школьный Устав был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища.

С 1917 года советское правительство поставило основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Конституция закрепила за гражданами право на образование.

Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. В дальнейшем советское школьное образование развивалось весьма успешно, его опыт используется по сей день в разных странах.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним. В настоящее время школы перешли на 11-летнее обучение.

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Если вас интересуют виды и типы образовательных организаций, или спортивные классы в общеобразовательной школе , типы и виды начальных школ, отфильтруйте результаты поиска по аудитории – "Школа". Первый документ в списке – разъяснение эксперта "Тип и виды общеобразовательных учреждений" – позволит частично ответить на заданный вопрос (рис. 1).

Итак, в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" существуют следующие типы общеобразовательных учреждений:

  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Виды образовательных учреждений указаны в п. 1 Типового положения об ОУ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • гимназия;
  • лицей.

Существует и другой принцип классификации ОУ – в зависимости от особенностей их правового положения.

Классификация видов образовательных учреждений

В настоящее время согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" все государственные и муниципальные, в т. ч. дошкольного и общего образования, делятся на три типа:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для того чтобы узнать, чем они отличаются, введите в строку поиска новый запрос "Автономные, бюджетные и казенные учреждения ". Первый документ в списке полученных в результате поиска материалов позволит узнать основные отличия казенных от автономных и бюджетных.

Искать информацию в электронной системе "Образование" можно не только с помощью строки поиска, но и с помощью рубрикатора. Он расположен на Главной странице и представляет собой набор корневых тематических рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и входящие в них материалы, необходимо нажать на значок "+" перед названием рубрики.

  1. "Экспертные материалы";
  2. "Шаблоны и примеры";
  3. "Нормативная база".

Если нажать на плюс перед названием подрубрики "Экспертные материалы", появится список ответов экспертов на вопросы, которые от- носятся к интересующей нас теме (рис. 2).

Рис. 2

В подрубрике "Шаблоны и примеры" находятся локальные акты учреждений разных типов, в т. ч. уставы автономных, бюджетных и казенных организаций сферы образования, а в подрубрике "Нормативная база" – : Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др. Любой документ можно открыть, кликнув на его названии левой кнопкой мыши.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ об электронной системе "Образование", получив

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).

Виды дошкольной образовательной организации:

-детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

-детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

-центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). И др.

Виды общеобразовательной организации:

а) начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования;

б) основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования;

в) средняя общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов -реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;

д) гимназия - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;

е) лицей - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

ё) специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения) создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии;

ж) учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением, бывают открытого типа и закрытого типа:

Учреждение (организация) открытого типа выполняет функции профилактического учреждения, обеспечивающего развитие личности воспитанника и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями:

Учреждение (организация) закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода;

з) санаторно-лесная школа - учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении, имеющие хронические болезни (с заболеваниями сердечно сосудистой системы, закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.);

и) школы-интернаты - образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По контингенту бывают: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д); для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше); для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами). По образовательной программе различают: общеобразовательные, специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин, коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Виды профессиональной образовательной организации:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.

Виды образовательной организации высшего образования

а) университет

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

б) академия - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

Ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Виды организации дополнительного образования:

Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

Детская школа искусств, в том числе по видам искусств; по различным областям науки и техники;

Детско-юношеские спортивные школы;

Станции (юных натуралистов, технического творчества, детская экологиче-ская, детского и юношеского туризма и экскурсий;

Детский парк;

Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десонтников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский экологический, юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий,детско-юношеской физической подготовки;

Детский оздоровительно – образовательный лагерь;

Дворцы культуры, спорта.

Виды организации дополнительного профессионального образования

Академии повышения квалификации - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

учебные центры профессиональной переподготовки , повышения квалифика-ции и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;

межотраслевые региональные центры повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки специалистов , деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государствен-ное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими кон-сультативные, совещательные и иные органы

Государственное управление в сфере образования осуществляют на следующих уровнях:

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - Рособрнадзор).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера.

Второй уровень органов управления образованием - это органы государственной власти субъектов Российской Федерации власти в сфере образования (Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т. д.).

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах и решаются вопросы регионального значения.

К третьему, местному, уровню относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (управления образованием при местных администрациях, окружные управления образования, территориальные отделы).

На этом уровне решаются вопросы местного значения в сфере образования.