Проблема еще в том, что школьное обучение не всегда может создать условия для развития таких способностей. То есть знания, полученные в одной области, ученики не умеют использовать в другой. Получается, что обучение в российской школе блокирует нормальное развитие ученика.

В основе концепции образовательного процесса - признание необходимости включения школьников в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности , приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом существенные изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников, превращение предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач.

Работая более 30 лет в сельской школе, я часто сталкивалась с невысокой познавательной активностью ребят. Тот факт, что наши ученики на протяжении двух десятков лет никогда не занимали призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, заставил меня задуматься над проблемой развития творческого потенциала сельских учеников. Появилась необходимость создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности.

Стратегия активного обучения ориентирует на совершенствование творческого потенциала каждого ученика. Надо предоставить возможности школьнику осознанно развивать свою активность. Как это сделать? Я нашла ответ: наполнить новым содержанием и кардинально изменить структуру и методику проведения занятий по предметам.

При этом следует иметь в виду, что если цели обучения меняются, то должна меняться и классно-урочная система. Изменение форм деятельности школьников само по себе приводит к появлению новых форм организации учебной работы. Опыт показывает, что использование технологий личностно-ориентированного обучения способствует развитию творческой активности даже в тех классах, где много учащихся с низким уровнем познавательной самостоятельности. Убедилась, что если создать определенные условия, то учебно-практическая деятельность позволяет повысить познавательную активность и довести ее у некоторых учащихся до творчества.

Покажу это на примере выпуска 2011 года. Ребята пришли ко мне в 8 классе. 67% учеников - с низким уровнем мотивации. Чтобы цели обучения были достигнуты по возможности всеми учениками, я решила использовать следующий метод активизации познавательной деятельности: разнообразие жанров уроков.

Стала комбинировать и применять на своих уроках алгоритмы нескольких педагогических технологий: интегрирование, лабораторные занятия, педагогическая мастерская, методы исследования и проблемного обучения. Тем более, что в «Концепции модернизации российского образования» обращается серьезное внимание на эти подходы в обучении и воспитании:

  • личностно-ориентированный;
  • интегрированный и, как его элемент, компетентностный;
  • ненасильственные способы взаимодействия в поликультурном мире;
  • использование интерактивных способов и средств образования.

Для развития творческой активности учащихся этого класса пришлось искать новые пути. Решила уделить серьезное внимание урокам развития речи. Образный язык, острый глаз, цепкая на детали память, хороший вкус никогда не появятся на пустом месте. Все это вырабатывается годами и благодаря разнообразным приемам и средствам, активизирующим познавательную деятельность учащихся.

Поэтому определила для себя необходимые условия для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках развития речи: ; создание благоприятной атмосферы; использование дифференцированного и индивидуального подходов; педагогическое сотрудничество; возможность каждого ученика видеть свой рост; постановка проблемных вопросов; использование заданий, направленных на развитие творческого мышления.

Среди них особенно хочется выделить различные приемы технологии развития критического мышления (ассоциации, перепутанные логические цепочки, инсерт, маркировочная таблица, двухчастный дневник, таблица аргументов, кластер, синквейн, фишбоун, древо предсказаний, перекрестная дискуссия).

Давно замечено, что интерес к предмету вырабатывается и дифференцированными творческими заданиями. Работа в группах по уровням познавательной активности приобретает реальный смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками. Отпадает необходимость снижать общий уровень требований, оглядываться на учеников с низким уровнем обученности. Применение дифференцированных заданий на уроках позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащихся в учебной деятельности:

  • проблемно-поисковая постановка учебных задач,требующая не восприятия материала, а активной мыслительной деятельности;
  • роль учителя сводится к направляющей и организующей функции;
  • систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Сочетание элементов разных методик и технологий помогает ученикам глубже проникнуть в структуру языка, осознать его непреходящие ценности. Я разработала серию таких авторских уроков, делилась опытом на профессиональном районном смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения по одной из сложнейших тем «Анализ поэтического текста как искусство образной речи».

Главная задача учителя - любым способом заставить учеников думать. Возможность под новым углом взглянуть на изученный материал - один из способов заставить ученика быть активным на уроке. Исследование любого текста, попытка проникнуть в глубины языка - это предмет лабораторной работы, которую с успехом можно применять на уроках развития речи. У каждого ученика появляется возможность проявить умение обобщать материал. Самый простой прием - составление в лабораторной карте опорных конспектов на основе выводов, полученных в результате наблюдений. На первых порах это трудно. Когда работа ведется в системе, с этим справляется большинство учащихся.

Последовательность действий при осуществлении учебного процесса играет наиважнейшую роль. Подготовительный этап, этап организации совместной деятельности учителя с учащимися; этап подведения итогов, анализа, должны быть продуманы и отработаны.

Считаю, что такая организация учебной работы изменила ситуацию к лучшему. Показателем активности учащихся является отношение учащихся к предмету. Мы с психологом проводили диагностику. Ученикам была предложена анкета с вариантами ответов.
Сравнительный анализ показал, что ученикам в 10 классе русский язык нравится больше, чем в 8 классе. Эти показатели отражает диаграмма.

Отношение к предмету учащихся.


Цель: исследовать отношение учащихся 8 и 10 класса к предметам
Диагностика свидетельствует о том, что процент положительного отношения к предмету у десятиклассников вырос по сравнению с их же отношением к русскому языку в 8 классе. Нет ни одного ученика, которому всегда скучно на уроках.
О повышении уровня познавательной активности свидетельствует следующая диаграмма.

Уровень развития познавательной активности учащихся

(диагностика подготовлена завучем по УВР)
Цель диагностики: на основе выявленных критериев и показателей провести сравнительный анализ сформированности у учащихся познавательной активности.
Диаграмма показывает позитивные изменения. Возросло количество учащихся, находящихся на среднем уровне, и, наоборот, уменьшилось количество учеников, находящихся на низком уровне. Переход учащихся с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует о правильности выбранной методики.
Повышение познавательной активности учащихся на уроках повлияло и на развитие творческих качеств личности. Это показала и анкета выявления творческих качеств учащихся (по методике В.И.Андреева). Какие качества творческой личности развились у учащихся, показано на этом графике.

Развитие творческих качеств личности

(диагностика подготовлена школьным психологом)
Цель: исследовать развитие творческих качеств каждого ученика
График развития личностных качеств показывает, что использование форм и методов личностно-ориентированного обучения способствует формированию творческих качеств учащихся. Уровень сформированности творческих качеств у десятиклассников выше, чем у этих же учеников в 8 классе.
Создание среды для развития мыслительных способностей, индивидуально-дифференцированный и деятельностный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ученика, ситуация успеха на занятиях - все это способствовало развитию творческих способностей учащихся с высоким уровнем познавательной самостоятельности. Об этом свидетельствуют достижения выпускников 2011 года.

Работая над развитием творческой активности сельских школьников, заметила, как у многих появился устойчивый интерес к предмету, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности. Анализ результатов свидетельствует о том, что стратегия активного обучения формирует положительную мотивацию учащихся на учебную работу, а значит, способствует развитию творческой активности. Творческие работы учащихся выпуска 2011 неоднократно отмечались на районном и краевом уровнях. Возросло количество победителей и призеров на школьном и муниципальном этапах.

Сравнительный анализ лучших результатов ЕГЭ по русскому языку показывает положительную динамику роста, средний балл увеличился с 72 до 95. В 3 раза увеличилось количество учащихся, имеющих лучшие результаты по итогам ЕГЭ. Средний балл по литературе по результатам ЕГЭ составил 73 балла, что значительно выше муниципальных, региональных и территориальных значений.

Анализ проведенного исследования на базе данного класса показал, что сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе внедрения отдельных технологий личностно-ориентированного обучения на уроках способствует росту творческой активности учащихся. Подтвердилась мысль: движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к любым самостоятельным творческим действиям, включение учащихся в поиск нестандартных решений.

У каждого педагога свои педагогические средства и приемы для достижения целей обучения. В каких формах это сделать, каждый решает сам, так как это связано с особенностями личностных качеств учащихся и самого учителя, с возможностями общеобразовательного учреждения. Главное условие повышения эффективности обучения - это стремление повысить свой учительский КПД, повысить ученический КПД, изменить потенциал в сторону практического.

Как я поняла из опыта своей работы, научить абсолютно всех школьников решать практические задачи на уроках, сформировать у каждого ученика творческие способности - очень сложная задача. Изучая мир по учебникам, мы, учителя и ученики, в целом так и не приближаемся к его пониманию. Выходит, что понимание нельзя усвоить или выучить - его можно только выстрадать… на себе, на собственной шкуре. Новейшие педагогические технологии позволили мне раскрыть потенциальные способности у большего числа учащихся, чем раньше. Радует, что сегодня я могу в большей степени способствовать формированию у школьников самостоятельности, творчества, хотя многому еще предстоит учиться.

Иногда мне приходится слышать от коллег: «Раньше ничего не было: ни компьютеров, ни Интернета, и ученики учились, никаких тебе технологий и инноваций». Новое потому и появляется, что старое уже неприемлемо. Раньше мы не говорили о недостатках традиционного подхода потому, что не было смысла критиковать то, чему нельзя предложить альтернативу. Сейчас просто другое время, другие потребности, другие дети, потому и МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ПО-ДРУГОМУ.

Список литературы
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. - Русский язык в школе, 2007, № 7. С. 3 - 6
2. Прищепа Е.М. «Ученическая исследовательская деятельность» Библиотека журнала «Литература в школе».-№ 12, 2004.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.
4. Селестен Френе Грамматика на четырех страницах и школьная типография (перевод Рустама Курбатова). - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, № 13. С. 9-11.
5. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности учащихся / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991.

лю следует обращать внимание не только на правильность формулировок с математической точки зрения, но и с точки зрения грамматики, синтаксиса, родного языка, а в последствии и русского языка.

Задания, предназначенные для работы со словесно-логическими конструкциями математического языка, содействуют формированию логичности речи младших школьников на родном языке. Основой для таких заданий могут служить формулировки свойств арифметических действий, определение математических понятий. Примерами заданий такого вида могут служить следующие:

Установите истинность высказываний;

Найдите ошибки и т.д.

Задания такого характера эффективно влияют на развитие речи младших школьников на родном языке и способствуют лучшему усвоению ими математического материала. Сформированность у младших школьников базовых коммуникативных качеств математической речи на родном (осетинском) языке на начальном этапе служит фундаментом для реализации полноценного билингвального обучения математике в 3-4 классах.

Таким образом, формированию коммуникативных качеств математической речи служит комплекс учебных заданий по развитию математической речи младших школьников:

Задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, схемами, графическими изображениями;

Задания со словесно-логическими конструкциями математического языка.

Библиографический список

1. Журко В.И. Методологические основания оценки качества образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 5. - С. 23-25.

2. Зембатова Л.Т. Реализация принципа полилингвальности в процессе изучения математики в национальной школе. // European Social Science Journal. - 2011. - № 3. - С. 44-48.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.

А.М. Касимова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческой активности дошкольника, которая достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности.

Ключевые слова: творчество, активность, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, народное творчество, традиция, эстетика.

© Касимова А.М., 2013

Развитие творческой активности дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству позволяет детям раскрыться, изучить и освоить различные приемы художественно-творческой деятельности. Нельзя не согласиться с мнением известного советского психолога Д.Б. Эльконина: «Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолировано от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» . При этом надо отметить, что положительное влияние развития творческой активности дошкольников зависит от методов правильного педагогического руководства. Но прежде чем вести разговор о развитии творческой активности дошкольников как психолого-педагогической проблеме, считаем уместным кратко остановиться на особенностях дошкольного возраста.

В формировании активной, творческой личности содержится ряд вопросов по выявлению источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности. Разрешением данных вопросов занимались такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Е.Т. Руднева, С.Т. Шацкий и др. Последний отмечал, что дошкольники остро ощущают потребность в духовных переживаниях и в выражении своих впечатлений. Задача воспитателя, по мнению исследователя, состояла в создании условий «для наиболее полного раскрытия творческого потенциала...ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» . Для решения нашей проблемы особо значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и о других психологической природе детского творчества, его развитии средствами искусства.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и формирования ребенка» .

Для развития творческой активности дошкольников существует немало путей и направлений, например работа с разными материалами, включающая в себя виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Продолжая эту мысль, уместно вспомнить высказывание видного российского педагога В.Н. Сорока-Росинского, отмечавшего, что «ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» . А известный искусствовед Н.Д. Бартрам высказал интересную мысль, основанную на наблюдениях, о том, что лучшая игрушка для ребенка та, которую он выполнил собственными руками. «Вещь, сделанная самим ребенком, - писал он, - соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубоко и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению» .

Проблемой развития творческой активности, включающей в себя творческий процесс, в результате которого человек создает что-либо, не существовавшее ранее, занимались психологи. По заключению В.В. Давыдова , А.Н. Леонтьева , Я. А. Пономарева и др. основным источником творческой активности выступает потребность, то есть стремление к

более полному выявлению и развитию созидательных возможностей, что побуждает личность проявлять свою творческую активность.

Что же такое творческая активность? По Г.С. Арефьевой, это «высший уровень активности человека» . А.М. Коршунов считает, что творческая активность является особой формой человеческой деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной продукта . Согласно В.Ф. Овчинникову, «творческая активность - это одно из проявлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» . Исследователь А.И. Крупнов отмечает, что активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» .

Активность личности психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» . Проблема активности личности в исследованиях современных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова. Д.Б. Богоявленская и др., раскрывается в различных аспектах, подробно изучаются структура и динамика развития интеллектуальной, творческой активности личности на общечеловеческом и возрастном уровнях.

При том, что декоративно-прикладной и художественно-творческий процессы характеризуются специалистами-психологами как воплощение активности человеческого мышления, составляющими факторами являются воображение, связанное с объективным восприятием действительности, интуиция, базирующаяся на субъективных особенностях личности, свойственной каждой творчески одаренной индивидуальности, вдохновение, которое ведет к максимальной реализации и самовыражению в творческом процессе. Важным психическим компонентом творческой активности является восприятие внешней действительности, объективной реальности, развитие в процессе работы памяти, внимания, представления, мышления, и умственное развитие дошкольников, которые активизируют творческую деятельность. «Любая декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней» .

Основными компонентами и свойствами восприятии окружающей действительности являются его предметность, целостность, константность. Одной из определяющих особенностей восприятия как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. Здесь имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта в момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности. В этой связи актуальным является мнение Е.И. Игнатьева, отмечавшего, что «в большинстве исследований, посвященных детскому художественному творчеству, рассматривается только результат изобразительной деятельности, а процесс создания изображения не исследуется» . То есть в подобных работах развитие творческой активности рассматривается как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения, что не совсем верно, поскольку ребенок не только постоянно имеет перед глазами образцы декоративно-прикладного искусства, что не умаляет их художественно-эстетического значения, но и со свойственной ему свежестью восприятия усваивает те приемы, с помощью которых эти образцы создаются. «Умственное развитие ребенка, - писал А.Н. Леонтьев, - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития

в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» .

Для художественно-творческой активности характерны, прежде всего, те общие группы компонентов активности, характеризующие предметно-операционную сторону и включающие в практические знания личности о тех или иных предметах и явлениях социальной действительности и соответствующие им умения и навыки и, наконец, компоненты, определяющие специфику социальной активности и меру ее выраженности (инициативность, самостоятельность, настойчивость как способность к длительному напряжению, преодолению трудностей) . Оригинальную оценку художественному творчеству дает В.С. Кузин. «Это деятельность, - пишет он, - в результате которой художники создают новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение» .

«Вооружившись» высказываниями авторитетных ученых, мы можем высказать и свою точку зрения касательно творческой активности, которая имеет свои источники и параметры. Формирование творческой активности связано с жизнедеятельностью человека, с осознанием факторов, влияющих на становление форм, методов и средств воспитательного воздействия, в связи с этим эффективность работы по воспитанию творчески активной личности зависит от решения вопросов, связанных с выявлением движущих сил, источников активности человека, знанием закономерностей их индивидуального проявления. Стремление ребенка к самостоятельному поиску решения задачи, проявление познавательных интересов и есть залог творческой активности. Стимулирование же творческой активности требует от воспитателя-педагога создания таких условий обучения, которые вызвали бы у ребенка интерес к учению, потребность в знаниях и наконец, сознательное их усвоение.

Развитие творческой активности дошкольника предусматривает максимальное по возможности проявление индивидуальности, которое достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности. Мы должны понимать, что сегодня главной целью воспитания является формирование нового поколения, способного не к повторению того, что с делали до него, а к созданию нового, то есть формирование человека творческого, изобретательного. Являясь сложной характеристикой личности, творческая активность выявляет более глубокие личностные образования, такие как потребности, способности, ценностные ориентации.

Главным при такой последовательности выступает мотивационный аспект, то есть направленность личности, цели, установки. При этом высший уровень активности проявляется в сознательном отношении к деятельности, так как ее содержание выступает как самоценность, стимулирующая интересом к ее содержательной стороне. Можно предположить, что творческая активность дошкольника есть направленность личности на самостоятельное решение проблем, на поиск новых оригинальных способов деятельности, выражающих стремление личности к преобразованию окружающей предметной среды. «У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» .

Проблема развития творческих качеств личности в художественно-эстетической деятельности привлекала внимание многих специалистов. Например С.В. Диденко рассматривает эстетическую оценочную деятельность как средство формирования творческой активности детей в качестве личности при условии ориентации воспитательного процесса на создание системы воспитательных эмоционально-оценочных ситуаций, включающих детей в различные виды художественной деятельности и ориентирующих на эстетическое оценивание окружающей действительности .

Н.В. Дягилева исследовала этапы развития творческой самостоятельности детей на занятиях изобразительным искусством . В этих и других исследованиях творческая активность трактуется как активность человека в той или иной сфере деятельности, а само понятие «творческая активность» раскрывается через общее понятие «творчество». Большинство авторов (Г.А. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Я.Н. Пономарева, А.Г. Спиркина, О.Н. Тихомирова и др.) трактует творчество как деятельность личности, состоящую в производстве нового и оригинального. Ряд специалистов, среди которых Д.Б. Богоявленская, рассматривают творчество как выход за пределы имеющихся знаний и определяют творчество как ситуативно не стимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, из чего следует, что активность на уровне творческого действия является общей основой, единицей, не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности» .

Мысль Л.С. Выготского о том, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» вполне созвучна проблематике нашего исследования. Творческая деятельность открывает хорошие возможности использования элементов народного декоративно-прикладного искусства, являющиеся и воспитательным фактором. Вместе с тем эта деятельность является основой формирования культурной, духовно богатой творчески активной личности.

Творческая деятельность способствует физическому развитию, формированию опыта, развитию механизмов психики и положительных индивидуальных свойств личности, таких как способности, интересы и склонности. Причем развитие этих свойств происходит в творческой деятельности дошкольников, в которой можно отметить три этапа: 1) выработка первоначальных практических умений и навыков, 2) формирование знаний, 3) развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта.

Итак, творческую активность в дошкольном возрасте мы определяем как интегральную характеристику личности, которая предполагает стремление ребенка к самостоятельному поиску решения проблемы и включает такие компоненты, как мотивационный, волевой, содержательный, операционный и результативный.

Библиографический список

1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика / Г.С. Арефьева. - М., 1988. - С. 138.

2. Бартрам Н.Д. Музей игрушки / Н.Д. Бартрам. - М., 1928. - С. 170.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. -С. 24.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 48.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 52.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., Педагогика, 1986.

7. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - С. 13.

8. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников / Н.В. Дягилева. -М., 2006. - С. 76.

9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - 2-е изд. дополненное. - М., 1961. - С. 6.

10. Коршунов А.М. Жизнь человека: социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. - М., 1998.

11. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 29.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М., 1984. - С. 127.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1977. - С. 63.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.

15. Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1970. - С. 18.

16. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М., 1984. - С. 121.

17. Пономарев Я.А. Психология творения. - Воронеж, 1999.

18. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. - Махачкала, 2004. -С. 28.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М., Академия, 1999. - С. 121.

20. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / Педагогические сочинения. - М., 1991. - С. 134.

21. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1959. - Т. 2. - С. 450.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.. Эльконин. - М., 1960. - С. 183.

Н.А. Колесникова

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти. Проанализированы различные подходы и модели взаимодействия гражданского общества и государства, в том числе на различных этапах исторического развития.

Ключевые слова: гражданская активность, сотрудничество, государственные органы, институты гражданского общества, модели взаимодействия.

Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ.

Одним из подтверждений того, что сегодня государство заинтересовано в формировании и укреплении в стране институтов гражданского общества, а так же обеспечении их эффективной деятельности, является создание и деятельность Общественной палаты РФ, института Уполномоченного по правам человека в РФ, различных советов при Президенте России (например, по развитию институтов гражданского общества и правам человека, по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, по

© Колесникова Н.А., 2013

Статья по психологии. Особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Описание работы: Предлагаю статью об особенностях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам - психологам, воспитателям детского сада, студентам.

Творческая активность старших дошкольников

В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе и совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также поддержание творческой активности молодёжи. Так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования среди множества задач, которые он решает, выделяет следующую:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Благоприятным периодом для развития творческой активности с психологической точки зрения является дошкольное детство потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности - творческий. И его своеобразие заключается в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, педагоги и психологи отмечают специфичность этой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка проявляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение в дошкольном детстве проявляется в трёх этапах развития, и на третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте у детей развивается творческое воображение.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление. Как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определённый уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих целях. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой (в том числе воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Анализ научной литературы позволил мне выделить показатели творческой активности детей:
1. Высокий уровень интереса.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
Воспитание творческой активности у старших дошкольников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития.
Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.
Для формирования способности к творчеству существуют оптимальные сензитивные периоды. К ним относится, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), старший дошкольный возраст, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития ребенка является педагог . Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий невозможно говорить о творческом развитии ребенка. Главной задачей педагога является умение заинтересовать его, зажечь сердца, развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Одним из определяющих факторов творческого развития детей является создание условий, создания такой атмосферы, когда у детей возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития логического мышления, творческого воображения и творческой активности.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности - это необходимое условие всестороннего развития личности, которое может осуществляться в различных видах деятельности. Одним из таких видов является проектная деятельность.

Развитие творческой активности учащихся

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной позиции самоопределения и саморазвития, самосовершенствования. Эта стратегическая позиция заставляет педагога по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить, прежде всего, личностное развитие учащихся.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество. Творческое сотрудничество мы понимаем как процесс взаимодействия учителей и учащихся в достижении общей цели. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего–то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Поддержание познавательной творческой активности важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.

Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика. Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Учитель должен подбирать к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело учитель сможет подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.

Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Включая в процесс обучения школьников игры, игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов.

Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительности. Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств.

Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках русского языка отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы. Много времени на уроках русского языка отводится самостоятельной работе учащихся. Для этого применяются также задания, которые позволяют не только проверить знания по пройденному материалу, но и имеют возможность постоянно повторять изученный материал, учиться с опережением.

Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. Здесь и знакомство со значением слова, и с видами транспорта, и связь с окружающей жизнью и развитие речи учащихся. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки. Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении развития познавательной активности ребят:

1. Создание положительной мотивации на уроке.

2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации.

3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.

4. Способствование оптимальной организации внимания.

5. Вооружение рациональными способами запоминания.

6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.

7. Увеличение темпа работы.

8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока.

9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Разрабатывая структуру урока, внеурочного занятия, нужно учитывать, что

· развитие творческой активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика;

· источниками творческой активности могут быть:

o процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

o резервы личности ученика и учителя;

· формами проявления творческой активности на занятии являются:

o самостоятельность,

o индивидуальное творчество;

· условиями формирования творческой активности являются:

o максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

o ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

o эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.

Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное использование учителем следующих приемов:

· создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;

· создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;

· рецензирование тестов, сочинений, творческих работ, что связано с советами, коррективами, активными поисками главного;

· оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;

· выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности;

· побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;

· создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих;

· создание ситуаций обмена информацией между учащимися;

· создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков:

1. Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

Урок типа «Что? Где? Когда?»

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово учителя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Уроки – деловые игры

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

Уроки типа КВН

1. Приветствие команд (домашнее задание).

2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).

4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.

5. Задания капитанам команд (по карточкам).

6. Подведение итогов.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

Урок – аукцион

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

6. Песня на уроке английского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

7. Учебное кино на уроках английского языка. Развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, которое требует от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат.

8. Урок «за круглым столом»

Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

9. Урок - семинар

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку - зачету по данной теме.

10. Урок - зачет

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами являются свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.

11. Использование компьютерных программ на уроках. Характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации.

12. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

«Мозговая атака»

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает уровень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

13. Уроки, основные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».

14. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности культуры.

15. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к предмету.

16. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях народов.

17. Урок – интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

18. Урок-эссе. Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление.

19. Бипарный (интегрированный) урок

Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например:

· математики, физики и информатики

· математики, учителя черчения, производственного обучения.

Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике и т.д.

Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт. Они помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования.

20. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, восстанавливает работоспособность учащихся.

21. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

22. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия.

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

С большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;

Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

Формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;

Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о современном учителе, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

Внедрение ИКТ на уроках позволяют учителю реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают ученики), обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЦТ, экзаменам.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.