Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.

Пояснительная записка

1. Цель урока:

Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Задачи урока:

  • расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
  • научить находить изученную часть речи в тексте;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Условия для проведения:

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”

Инструкция по заполнению “рабочего листа”

“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.

Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”

Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?

Где мы можем узнать эту информацию?

(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)

Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?

– Умение правильно говорить.

Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.

Научиться правильно произносить числительные

научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни

А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.

У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Имя числительное.

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.

Обладаете ли вы такой способностью

2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.

Конкурс дикторов

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.

В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.

Коммунальный мост - автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.

Как вы думаете, почему?

2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы

2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.

Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:

Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)

Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам ? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Как склоняются составные порядковые числительные?

– склоняется только последнее слово.

2.4. Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году (поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.

Критерии оценки.

1 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущена 1 ошибка - 4 балла

Допущены 2 ошибки - 3 балла

2 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущены 1 - 2 ошибки - 4 балла

Допущены 3 ошибки - 3 балла

Наша жизнь не обходится без числительных.

Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

2.5. Ролевая игра.

1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 - 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей

3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.

Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.

2.6.1. Рефлексия.

Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

  1. По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. ……… братьев приняли в спортивную школу.
  3. Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
  4. Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

  1. Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
  2. В городе открыто семеро детских садов.
  3. Трое подруг ехали на Керженец купаться.

2.7. Рефлексия.

Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.

– Что удалось?

– Что не получилось?

– Каковы возможные причины?

– Каковы ваши следующие цели?

Определите свой уровень достижения поставленной цели.

Непонятно

Могу применить

Могу объяснить другим

Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.

Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.

После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Ключ для экспертов.

Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Ключ для экспертов.

1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.

Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в... километрах от деревни. До цели осталось около... километров. Вся дорога заняла около... суток.

Ключ для экспертов.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ключ для экспертов.

Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;

5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.

6. Домашнее задание

.

Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные

1. Составить текст с именами числительными.

  1. Найти текст с именами числительными.
  2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

1. Для обозначения количества преимущественно используются количественные числительные (например, пять комнат, десять негритят и т.д.). В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро).

Собирательные числительные употребляются:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их пятеро;

д) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое военных; трое больных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трёх суток.

Необходимо запомнить, что собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими животных (нельзя сказать: трое волков).

2. При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими, обеим и т.д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот , можно: у тех и других ворот.

3. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительными в падеже. Например: Серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: В пособии триста шестьдесят семь рисунков.

4. При смешанном числе существительным управляет дробь и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: пять и три пятых метра, но: пять метров; семь и две третьих килограмма, но: семь килограммов.

5. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных (полтора, полтораста и полутора, полутораста). Числительное полтора в сочетании со словом сутки имеет форму пóлтора суток с ударением на первом о .

Нормы употребления имён прилагательных

1. При полной форме прилагательного, употреблённой в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут. Например: он был болен ангиной, он способен к музыке (но нельзя сказать – он был больной ангиной, он способный к музыке).



2. Краткая форма от прилагательных, оканчивающихся на -ный , имеет основу на -ен (а не на -енен ): бедственный – бедствен, бессмысленный – бессмыслен, бездейственный – бездействен, беспочвенный – беспочвен, бесчисленный – бесчислен, величественный – величествен, воинственный – воинствен, двусмысленный – двусмыслен, невежественный – невежествен и др.

3. Не употребляются формы: более лучший, более худший, менее красивее, менее умнее и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

4. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени

прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче (а не бойчее, звончее, ловчее, слаже, хлеще).

5. Не употребляются в качестве однородных членов предложения пол-

ная и краткая формы имени прилагательного. Нельзя сказать: Дом каменный и весьма прочен. Нужно: Дом каменный и весьма прочный.

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные: три, десять, тринадцать, тысяча, миллион и т.д., 2) собирательные: двое, трое, четверо и т.д., 3) дробные: три четвертых, одна целая пять седьмых, одна восьмая и т.д.,4) неопределенно-количественные: много, мало, немало, несколько и т.д., 5) порядковые: пятый, сто двадцать третий и т.д.

Категорию рода имеют числительные: один – м.р., одна – ж.р., одно – ср.р.; два – м.р. и ср.р., две – ж.р.; оба – м.р. и ср.р., обе – ж.р.; полтора – м.р. и ср.р. полторы – ж.р.; тысяча – ж.р.; миллион, миллиард, триллион –м.р.

Все имена числительные имеют категорию падежа .

Склонение простых числительных

Один

М.р. Ср.р. Ж.р. Мн.ч.

И. один одно одна одни

Р. одного одной одну одних

Д. одному одному одной одним

В. один ,одного один, одного одну одни одних

Т. одним одним одной одними

П. (об) одном (об) одном (об) одной (об) одних

Два, три, четыре

И . два две три четыре

Р. двух трех четырех

Д. двум трем четырем

В. как И. или Р. как И. или Р. как И. или Р.

Т. двумя тремя четырьмя

П. (о) двух (о) трех (о) четырех

Числительные 5...29, 30 изменяются как существительные 3 склонения. В числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

И. пять пятьдесят двести девятьсот

Р. пяти пятидесяти двухсот девятисот

Д. пяти пятидесяти двумстам девятистам

В. пять пятьдесят двести девятьсот

Т. пятью пятьюдесятью двумястами девятьюстами



П. пяти пятидесяти (о) двухстах (о) девятистах

Числительные 40 , 90 , 100 в косвенных падежах имеют окончание .

Сорок Девяносто Сто

И. сорока девяноста ста

Р. сорока девяноста ста

Д. сорока девяноста ста

В. сорок девяносто сто

Т. сорока девяноста ста

П. сорока девяноста ста

У составных числительных склоняются все составляющие их слова.

И. четыреста шестьдесят восемь

Р. четырехсот шестидесяти восьми

Д. четыремстам шестидесяти восьми

В. четыреста шестьдесят восемь

Т. четырьмястами шестьюдесятью восьмью/восемью

П. о четырехстах (о) шестидесяти восьми

У порядковых числительных при склонении изменяется только последняя часть, последнее слово; окончания – как у прилагательных. Например:

Т. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок третьим

П. о двадцатипятитысячном, о тысяча девятьсот сорок третьем

У дробных числительных 1-я часть склоняется как простое числительное, 2-я – как прилагательное во множественном числе.

И. четыре седьмых (поля - Р.п. ед.ч.)

Р. четырёх седьмых

Д. четырём седьмым

В. четыре седьмых

Т. четырьмя седьмыми

П. о четырех седьмых

Собирательные числительные склоняются как прилагательные во множественном числе. Оба – м., ср. род (и м. и. ж.: оба они, муж и жена ...); обе – ж. род.

И. четверо; оба, обе

Р. четверых; обоих, обеих

Д. четверым; обоим, обеим

В. =И.п. (неодуш ); = Р.п. (одуш)

Т. четверыми; обоими, обеими

П. о четверых; об обоих, обеих

Числительные тысяча , миллион , миллиард и т.д. склоняются как существительные.

Ед.ч. Мн.ч.

И. тысяча тысячи

Р. тысячи тысяч

Д. тысяче тысячам

В. тысячу тысячи

Т. тысячей/тысячью тысячами

П. (о) тысяче (о) тысячах

Примечание: В Тв.п. данное числительное имеет два варианта. Оба являются нормативными, однако в тех случаях, когда это числительное употребляется в значении существительного, первый вариант (тысячей) оказывается предпочтительнее, например: ушел с одной тысячей в кармане, открылся магазин, названный тысячей мелочей .

Нормы употребления разных видов числительных

В сравнении с другими частями речи имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной группой слов. Однако, несмотря на малочисленность, употребление имен числительных вызывает определенные трудности.

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

Нормативное разговорное

восемью восьмью

восемьюдесятью восьмьюдесятью

пятьюдесятью пятидесятью

шестьюдесятью шестидесятью

Числительное восемьсот в Т.п имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.

2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.), полтораста ; в косвенных падежах – полу тора, полу тораста .

3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы ), возникает синтаксическая несочетаемость.

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.

5. В сочетаниях два (три, четыре ) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.

6. Слова два, три, четыре , употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.

7. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: процентов ), 12,6 километра (не: километров ), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7/8 метра.

8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:

а) с существительными муж. и общ. рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;

в) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;

г) с субстантивированными числительными: вошли двое, семеро одного не ждут;

д) с личными местоимениями мы, вы, они : нас двое, вас трое, их было пятеро;

е) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят .

9 . При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:

а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;

б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а : двое мужчин, трое старост.

С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:

а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров ;

б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.

Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Каковы особенности склонения количественных, порядковых, дробных и собирательных существительных?

2. Какие выделяются особенности сочетаний числительных с существительными?

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1. Просклоняйте числительные:

4652; 1941; 688; 795; одна тысяча девятьсот семьдесят девятый год; двое мужчин; трое суток; полтора килограмма апельсинов; одна целая двадцать четыре сотых; 105 метров 53 сантиметра.

Задание 2. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков. 6. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Грамоту вручили И.А. Ивановой: ей исполняется восемь десяткой лет. 11. Деревня находится в полтора километра от станции. 12. До отпуска остается около полтора месяцев. 12. Обои студентки получили стипендии. 13. Так мы и живем: семь в одной комнате.

Задание 3 . Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям – к двум друзьям, о тысяче мелочей – о тысячах мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Задание 4 . Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. П о м н и т е: числительные – визитная карточка общей речевой культуры говорящего.

1. Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды. 3. В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 1850 истребителями. 4. Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, с 20402 вагонами и 64 маршрутами. 5. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 6. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Задание 5. Используя приведенные данные, составьте тексты (или предложения) по темам опросов. Употребите предлоги : с, по, более, сверх, около ; существительные : количество, число, доля ; глаголы : достигать (чего?), исчисляться (чем?), равняться (чему?), превышать (что?), составлять (сколько?) .

Образец : Число граждан, считающих борьбу с преступностью первоочередной проблемой, составляет более восьмидесяти одного процента.

Опрос граждан России

Вопрос :

Что, по-вашему, конкретно необходимо предпринять, чтобы улучшить условия жизни в нашем городе? Какие проблемы требуют первоочередного решения?

Ответ :

– охрана порядка, борьба с преступностью – 81%

– организация торговли – 38%

– работа общественного транспорта –31%

– помощь престарелым, детям, инвалидам, малообеспеченным – 31%

– экология – 30%

– благоустройство города – 29%

– состояние медицинского обслуживания – 29%

– жилищные проблемы – 21%

школьное образование – 12%

– работа детских дошкольных учреждений – 8%

– деятельность учреждений культуры – 7%

1. Введенская Л.А. Русский язык. Практикум: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Ю. Семенова. – М.: КНОРУС, Ростов н/ Дону: Наука-Пресс, 2006.

2. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – 3-е изд., стер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.

5. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (пять, двадцать ) или порядок предметов при счёте (пятый, двадцатый ) без относительно к самим предметам. Поэтому в речи они употребляются в сочетании с существительными (два ученика, третий этаж ). В предложениях числительные обычно употребляются перед существительными (тридцать километров ). Изменение порядка слов (километров тридцать ) придаёт значение приблизительного количества. Имена числительные имеют сложную систему склонения. Он зависит: 1) к какому разряду относится числительное; 2) каким является числительное по составу (структуре).

По своему значению и грамматическим признакам все имена числительные делятся на количественные и порядковые .

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов (три кинофильма) или числа (девяносто , сто один ). Количественные числительные могут называть:

а) целые числа (шесть падежей, двенадцать месяцев);

б) дробные числа (две третьих участка, две целых шесть десятых гектара) – это дробные числительные ;

в) количество от двух до десяти предметов как единое целое (четверо ровесников, семеро смелых) – это собирательные числительные .

Следует помнить, что собирательные числительные не сочетаются:

1) с существительными, обозначающими лиц женского пола;

2) с существительными, обозначающими названия животных, в том числе молодых.

Собирательные числительные чаще всего употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей , трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, трое саней, четверо суток ;

3) с существительными ребята, дети, люди ;

4) с личными местоимениями: мы, вы, они : нас двое , их пятеро .

Порядковые числительные отвечают на вопрос который? и имеют счётно‑порядковое значение (третий , семьдесят шестой , четыреста сорок третий ).

По составу (структуре) количественные и порядковые числительные могут быть:

1) простыми , т. е. состоящими из одного корня (шесть, сто, ты­сяча );

2) сложными , т. е. состоящими из двух основ (семьдесят, семьсот );

3) составными , т. е. состоящими из нескольких слов (тридцать три , сто двадцать девять , тысяча двести пятьдесят шесть )

Особенности склонения имён числительных

1. Числительное один изменяется по родам и числам, а поэтому оно склоняется по типу имён прилагательных, только в именительном и винительном падежах имеет окончания существительных:

И. один, одна , одно , одни

Р. одного , одной , одного , одних и т. д.

2. Числительные два (две), три, четыре имеет особую систему падежных окончаний

Р. двух , трёх , четырёх

Д. двум , трём , четырём и т. д.

3. Простые количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3‑го склонения, т. е. в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание ‑и : до семи часов, к семи часам, о семи часах.

4. Числительные 40, 90, 100 имеют две формы:

И., В. – сорок, девяносто , сто

Р., Д., Т., П. – сорока , девяноста , ста

5. Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900 представляют собой сложные слова, и при склонении у них изменяются обе части.

50 – 80

И. пять десят

Р. пяти десяти

Д. пяти десяти

В. пять десят

Т. пятью десятью

П. (о) пяти десяти

200 – 400

И. двести

Р. двух сот

Д. двум стам

В. двести

Т. двумя стами

П. (о) двух стах

500 – 900

И. пять сот

Р. пяти сот

Д. пяти стам

В. пять сот

Т. пятью стами

П. (о) пяти стах

Следует помнить, что у числительных, обозначающих целые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, в именительном и винительном падежах после первого корня пишется мягкий знак.

6. У составных количественных числительных обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят

И. семьсот шестьдесят восемь

Р. семи сот шести десяти восьми и т. д.

7. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе: к трём пятым (Д. п.), с тремя пятыми (Т. п.).

Если дробное числительное обозначает количество предметов, то существительное при нём всегда в родительном падеже: одна вторая гектара (И. п.), к одной второй гектара (Д. п.).

Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

И., В. – полтора, полторы, полтораста

Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста

8. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

И. четверо медвежат

Р. четверых медвежат

Д. четверым медвежатам

Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу ‑обо‑ , а в женском ‑обе‑ . Ср.: с обо ими мальчиками , но: с обе ими девочками . С именами существительными женского рода сочетается только числительное обе : обе подруги , обе парты .

9. Порядковые числительные склоняются по типу имён прилагательных, так как они тоже изменяются по родам, числам и падежам. Ср.:

И. четвёртый – новый

Р. четвёртого – нового

В составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

И. ый год

Р. тысяча девятьсот девяносто четвёртого года

Следует иметь ввиду, что порядковые числительные на ‑сотый , ‑ты­сяч­ный, ‑миллионный, ‑миллиардный пишутся слитно: шестисотый километр, двухтысячный экземпляр .