• Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    1) Согласование прилагательного с существительным в имени­тельном падеже единственного и множественного числа.

    Последовательность работы над грамматическими формами


    Формы среднего рода

    Ударное окон- Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое,
    чание молодое, лесное, небольшое

    Безударное Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое,

    окончание белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое,

    удобное

    Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    а) Игра «Помоги Незнайке».

    Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например: зима - ... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя); снег - ... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер - ... (сильный, морозный, резкий); солнце - ... (яркое, ласко­вое, теплое); дни - ... (короткие, длинные, темные, мороз­ные) и т. д.

    б) Игра «Пароль».

    На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; го­лубая юбка; синее ведро и др.

    Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.

    в) Игра «Магазин».

    Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку пред­лагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», - а ребенок отвечает: «В магази­не есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рука­вицы».

    г)Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковое - это кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, красная - это шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкое - это яблоко или ли­мон».)

    д)Игра с мячом «Угадай предмет».

    Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребен­ку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная - лента, рубашка, шапка, сумка; красный - цветок, шарик, карандаш; красное - солнце, яблоко, платье и т. д.

    е) Добавление прилагательного в предло­
    жение. Например: Слон большой, а комар Суп горячий,

    а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава ....

    Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа

    Коррекционно-логопедическая работа проводится в сле­дующей последовательности: а) с беспредложными конст­рукциями; б) с предложными конструкциями.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции).

    а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление фор­мы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».)

    Дидактический материал - картинки с изображением животных и корма для них.

    Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - и под­бирает соответствующие картинки. Логопед дает образец от­вета и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко да­дим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Моло­ко дадим ласковой кошке и т. д.

    б) Добавление слов к глаголу при ответе на воп­рос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.)

    Дидактический материал - картинки или предметы (на­пример, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотен­це, топор, пила и т. д.).


    Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой руч­кой. Рисовать можно красным карандашом. Копать мож­но большой лопатой. Вытираться можно мягким полотен­цем. Умываться можно душистым мылом и т. д.

    в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закреп­ление формы родительного падежа.)

    голу­бое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый маль­чик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).

    Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубо­го платья; нет зеленого платка и т. д.

    г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закреплениеви­нительного падежа существительных.)

    Дидактический материал - картинки (например, жел­тое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.).

    Логопед называет часть предложения, ребенок заканчи­вает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть кар­тинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съеха­ла... (с ледяной горы).

    б) Игра «Исправь ошибки Незнайки».
    Логопед предлагает ребенку внимательно послушать

    предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как ска­зать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».

    в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­
    тельного падежа с предлогом с.)

    Дидактический материал - картинки (например, чаш­ка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).

    Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает об­разец ответа: «Кошка с красным клубком».

    Согласование прилагательного с существительным во множествен­ном числе

    Логопедическая работа по согласованию прилагательно­го с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений

    а) Закончить предложение (с опорой на картин­ку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня при­несла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много
    ... (красных яблок). Самолет летел... (над голубыми озера­ми). Мальчик подошел... (к высоким деревьям).

    б) Игра «Помоги Незнайке».

    Логопед читает предложения с неправильными оконча­ниями прилагательных и просит ребенка исправить ошиб­ки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.

    Методика формирования словообразования

    Дифференциация грамматических форм слова предпола­гает выделение морфем из слова и соотнесение их со значе­нием. Аналогичные процессы происходят и при словообра­зовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразо­вания.

    Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сфор­мирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Ов­ладение процессом словообразования у данной категории де­тей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообра­зовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.

    Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм слово­образования в онтогенезе, а также характера и степени труд­ности различных моделей словообразования для дошколь­ников с ЗПР.

    При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.

    Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально - на основе наглядно-об­разного мышления, далее - в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного услож­нения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение об­щего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аф­фиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового ана­лиза морфемы, закрепления его с помощью буквенного обо­значения; д) образование слов по аналогии с опорой на зна­чение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифферен­циация слов с аффиксами одного значения.

    Каждую словообразовательную форму сначала закрепля­ют в импрессивной речи, затем проводится работа по фор­мированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения пони­мания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назо­вет логопед; в) выполнить действия.

    Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения сло­вообразовательных моделей.

    I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. За­крепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наи­меньшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различи­ем денотатов на невербальном уровне.

    На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:

    1) образование существительных при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (сначала - формы с про­дуктивным суффиксом -ик-; затем - с менее продуктив­ными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

    2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;

    3) образование существительных с помощью суффикса -инк-;

    Цели:

    1. Расширение словаря глаголов, прилагательных по теме
    "Семья".

    3. Практическое употребление предложений, распространен­ных однородными членами.

    5. Развитие фразовой речи.

    6 зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, эмоций, тактильных ощущений.

    Оборудование:

    Кусочки ткани: шелк, мех, фланель, мешковина, шерсть; игра "Чьи вещи"; контурное изображение членов семьи: папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки, сына; предметные картинки: красное платье, синий костюм, желтый фартук, голубой свитер, зеленая ру­башка, розовый сарафан; карандаши и бумага по количеству детей; фишки.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
    логического мышления.

    Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку, сестру, брата)?

    Кто старше - мама или бабушка? (Ты или твоя сестра?) И так далее.

    Кем ты приходишься своей маме (бабушке, сестре или брату)?

    2. Введение в тему . Активизация словаря глаголов.

    Игра "Назови свое слово". За каждое слово дается фишка.

    Что делает мама дома?

    Дома мама готовит (стирает, читает, смотрит телевизор,
    убирает, пылесосит, шьет, вяжет и т. д.).

    Чем дома занимается папа?

    Читает (спит, ремонтирует кран, обедает и т. д.).

    Что делает дедушка (бабушка)?

    О ком мы будем говорить на занятии?

    3. Повторение пройденного
    тельных, развитие тактильных ощущений, воображения.

    Потрогайте кусочки ткани. Подумайте и скажите, кого из чле­нов семьи напоминает какой-то кусочек?



    Из какой ткани этот кусочек?

    Этот кусочек из фланелевой ткани.

    Какой он на ощупь?

    На ощупь он мягкий, теплый.

    Кого он тебе напоминает?

    Он напоминает мне бабушку.

    Почему ты так думаешь?

    Я так думаю, потому что моя бабушка ласковая, добрая,
    спокойная.

    Кусочек из шелка какой?

    Кусочек из шелка гладкий, холодный, тонкий.

    Кого он тебе напоминает?

    Он напоминает мне сестру.

    Почему ты так считаешь?

    Я так считаю, потому что сестра строгая, серьезная и т. д.

    4. Изучение нового материала . Согласование прилагательных
    с существительными. Развитие фразовой речи, зрительного вни­
    мания.

    Игра "Чьи это вещи".

    На фланелеграфе логопед закрепляет контурные фигуры ма­мы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика. На ковре лежат предметные картинки с изображением предметов одежды.

    Чье это красное платье?

    Это мамино красное платье.

    Куда пойдет мама в красном платье?

    Мама пойдет в красном платье в театр.

    Какая мама в этом красном платье?

    Нарядная,красивая,стройная.

    Чей это синий костюм?

    Это папин синий костюм.

    Каким папиным костюмом любуется мама?

    Мама любуется папиным синим костюмом.

    Какой папа в этом костюме?

    Красивый, подтянутый, стройный.

    Чей это желтый фартук?

    Это бабушкин желтый фартук.

    Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? И так
    далее.

    (Дети отвечают на вопросы и закрепляют предметы одежды возле названных членов семьи). Игра "Что спряталось".

    Что убрала мама в шкаф?

    Красное платье.

    Что дедушка подарил бабушке?

    Голубую кофту.

    Физкультминутка . Пальчиковая гимнастика (по очере­ди загибают пальцы).

    Этот пальчик - дедушка, удивись, как дедушка. Этот пальчик - бабушка, улыбнись, как бабушка. Этот пальчик - папа, нахмурься, как папа. Этот пальчик - мама, рассердись, как мама. Этот пальчик - я,засмейся. Вот и вся моя семья.

    5. Закрепление . Практическое употребление предложений,
    распространенных однородными членами.

    Логопед предлагает нарисовать членов семьи.

    Какие волосы у твоей мамы: длинные или короткие, темные
    или светлые?

    У моей мамы длинные светлые волосы. И так далее.

    6. Итог . Оценка работы детей.

    34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы

    Цели:

    1. Расширение словаря существительных по теме "Семья".

    2. Образование сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

    3. Управление в образовании существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

    4. Употребление существительных в косвенных падежах.

    5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

    Оборудование:

    Крупная картинка с изображением членов семьи; предметные картинки к игре "Кому что надо": телевизор, газета, кукла, кубик, спицы, молоток, гвозди, бусы, платье, духи. Предметные картинки для составления предложений: веник, пылесос, санки, расческа, книга.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
    упражнение в образовании существительных с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами.

    Задание "Назови ласково": мама... (мамочка) сестра... (сестричка) папа... (папочка) брат... (братик) и т. д.

    Папа, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка - как их можно на­звать одним словом? (Семья).

    Сегодня мы будем говорить о семье.

    2. Повторение пройденного . Употребление существительных в
    косвенных падежах. Логопед ставит на мольберте картинку с изо­
    бражением членов семьи.

    Кого ты видишь на картинке?

    Я вижу маму, папу и т. д.

    У кого улыбающиеся лица?

    Улыбающиеся лица у бабушки, дедушки.

    Кем вы любуетесь?

    Мы любуемся мамой, папой, дочкой, сыном, бабушкой, де­
    душкой.

    О ком можно сказать - у них добрые лица? (О маме, папе и т. д.).
    О маме можно сказать, что у нее доброе лицо.

    3. Изучение нового материала . Составление сложноподчинен­
    ных предложений с союзом чтобы.

    Игра "Кому что надо".

    Логопед закрепляет на фланелеграфе картинки с изображени­ем членов семьи.

    Что порадует всех членов семьи? (Телевизор).

    Дети закрепляют предметную картинку на фланелеграфе.

    Чему обрадуется мама? (Духам, бусам, новому платью).

    Что надо бабушке? (Клубок и спицы).

    О чем думает папа? (О газете).

    Что возьмет дедушка? (Молоток и гвозди).

    Что нужно брату? (Книга).

    О чем мечтает сестра? (О кукле). Задание "Закончи предложение".

    Семья села у телевизора, ... (чтобы посмотреть фильм).

    Мама сделала прическу и надела новое платье, ... (чтобы пойти в театр).

    Бабушка взяла клубок и спицы,... (чтобы вязать шарф).
    -Дедушка взял гвозди и молоток,... (чтобы починить стул).

    4. Физкультминутка .

    Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем". (Вытирают шкаф, подметают пол, пылесосят, поливают цветы и т. д.).

    5. Закрепление . Составление сложносочиненных предложений
    по предметным картинкам.

    Логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки.

    Внимательно рассмотрите картинки, возьмите себе по одной
    и составьте предложение.

    Примерные ответы детей:

    Я взяла веник, чтобы подмести пол.

    Я взяла расческу, чтобы расчесаться и т. д. 6. Итог . Оценка работы детей.

    35. Составление рассказа "Как я помогаю маме" (из личного опыта ребенка)

    Цели:

    1. Активизация словаря существительных, прилагательных по теме "Семья".

    2. Согласование прилагательных с существительными.

    3. Упражнение в составлении сложносочиненных предложений с союзом "а".

    4. Составление рассказа из личного опыта ребенка.

    5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления (понимание логико-грамматических конструкций).

    Оборудование:

    Набор сюжетных картинок: мама и дочка; папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук; картинка "Семья за работой".

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, понимания логически-грамматических конструкций.

    Дидактическая игра "Покажи где?"

    Логопед показывает сюжетную картинку с изображением мамы и дочки.

    Покажи, где:

    мамина дочка дочкина мама мама дочки дочка мамы (Картинка: папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук - по той же схеме).

    2. Повторение пройденного . Активизация словаря прилага­
    тельных, согласование прилагательных с существительными.

    Дидактическая игра "Подбери признак".

    Мама какая? (Добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая
    и т. д.).

    (За каждое слово дается фишка).

    Папа какой? (Брат какой? Сестра какая? И т. д.).

    3. Введение в тему . Активизация словаря существительных,
    упражнение в составлении сложносочиненных предложений с сою­
    зом "а".

    Логопед ставит на мольберт картинку с изображением семьи за работой.

    (Папа пылесосит, бабушка жарит котлеты, мама делает салат, дочка помогает накрывать на стол, сын протирает шкаф, дедушка сворачивает дорожку).

    Беседа по картинке:

    Чем заняты мама и бабушка?

    Что делает папа (дедушка, внук, внучка)? (Подробно разбирается содержание картинки). Дидактическая игра "Закончи предложение".

    Папа пылесосит, а сын... (протирает шкаф). Папа старше, а сын... (младше). Бабушка жарит котлеты, а мама... (делает салат). Мама младше, а бабушка... (старше). - А вы любите помогать маме?

    4. Физкультминутка .

    Упражнение на координацию речи с движением. (Дети выпол­няют соответствующие движения). Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу: Я стираю, полощу, Воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу, Я словечка не скажу.

    5. Изучение нового . Составление рассказа из опыта детей "Как
    я помогаю маме".

    Что мама делает, когда вы приходите из детского сада?

    Чем занимаются другие члены семьи?

    Как ты помогаешь маме?

    Почему маме нужно помогать? Примерный рассказ:

    Вечером мама заходит за мной в детский сад. Мы идем вместе домой. Дома мама готовит ужин.

    После ужина я помогаю маме убирать со стола посуду. Посуду я ставлю в раковину.

    Мама моет посуду и ставит в сушилку, а я вытираю стол. Я люблю помогать маме.

    6. Итог. Оценка работы детей.


    Сначала проверьте, насколько правильно ребе­нок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изо­браженного на картинках предмета, ставя для это­го соответствующие вопросы («Карандаш ка­кой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕР­НАЯ; «Платье какое?» - ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» - ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ре­бенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специ­ально взяты безударные окончания имен прилага­тельных).

    Что касается правильности употребления ре­бенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склоне­нии» имен существительных, а именно: «Кто си­дит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБ­РЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картин­ки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существи­тельным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Об­ратите внимание на различие окончаний прила­гательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания при­лагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.



    Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоления имеющихся затруднений используйте предлагаемые ниже задания.

    Задание 1.

    Предложите ребенку одно и то же имя прила­гательное употребить с именами существительны­ми мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.

    Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);

    Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);

    Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);

    Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).

    Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);

    Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);

    Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);

    Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).

    Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? - БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпаде­ние окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выбо­ре окончаний имен прилагательных.

    Во второй группе примеров окончания прилага­тельных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-

    Задание 2.

    Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к на­званному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ); платье (ДЛИННОЕ, УЗ­КОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).

    Задание 3.

    Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем не­сколько примерных словосочетаний, число кото­рых при необходимости может быть увеличено.

    Голубое небо

    Соленый соль

    Красивая роза

    Красивый ромашка

    Большая стакан

    Серебристый роса

    Колючий елка

    Горячий чай

    Горький горчица

    Душистая сирень

    Голубая цветы

    Белый облака

    Помимо специального упражнения в правиль­ном употреблении окончаний имен прилагатель­ных нужно следить и за правильностью их упот­ребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.

    § 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

    Ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

    Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

    Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

    Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

    § 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

    1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

    Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

    2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

    3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

    Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

    § 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

    1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

    2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

    О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.