Которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями зрения

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы , социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Нарушение зрения в раннем возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с раннего возраста с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Определение реакции на свет,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 3 месяца.

Проводятся:

-наружный осмотр глаза,

Определение фиксации взгляда и слежения за предметом,

Скиаскопия,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 6 месяцев проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Проверка зрения в 1 год.

Проводится:

определение остроты зрения,

офтальмоскопия.

Осмотр детей с 3 лет

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева

Электрофизиологическое исследование органа зрения

Электроретинография (ЭРГ )

Электроокулограмма

Зрительные вызванные корковые потенциалы (ЗВКП) отражают состояние зрительной коры и зрительного нерва.

Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 года жизни

Обследование остроты зрения с помощью таблиц;

- Диагностика восприятия ребенка 1-3 года:

-Цветовое восприятие:

-Форма

-Восприятие окружающего мира

-Конструктивный праксис

-Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)

-Пространственный гнозис

-Диагностика способов деятельности


Задачи:

Активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус;

Обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов , изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера;

Организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.


Виды коррекционной развивающей работы:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие социально-бытовой ориентировки;

Коррекция нарушений речи;

развитие осязания и мелкой моторики;

Развитие навыков ориентировки в пространстве;

Обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Логопедическая коррекционная работа направлена на развитие правильной речи у детей,

Психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

Специальное обучение и воспитание направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей,


Восстановление нарушенных зрительных функций у детей раннего возраста.

Осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача- офтальмолога.

Рекомендации врача-офтпльмолога к построению психолого-педагогического процессом , предусматривающего проведение коррекционно-развивающую работу с учетом нарушений зрительного анализатора.


В начале лечения решается задача восстановление остроты зрения, коррегирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечение амблиопии косящего глаза. На следующем этапе идет формирование правильных взаимоотношений аккомодации и конвергенции при помощи оптической коррекции. Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения. Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка. Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер.

Лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаются с психолого-педагогическими мероприятиями.


Создание информационных бюллетеней, стендов, где размещаются рекомендации по сохранению зрения.

Информировать родителей о наиболее современных, и эффективных средствах лечения, профилактики нарушений зрения. Например, эффективность медицинской реабилитации слепых и слабовидящих в нашей стране связывают с развитием микрохирургической техники , с совершенствованием технологии хирургического лечения патологии органа зрения, с разработкой эффективных лекарственных препаратов.

Советы по организации правильного питания.

В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С треть­его месяца жизни это самый важный сенсорный ка­нал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зритель­ной. Звуки не формируют целостного образа и не мо­гут быть восприняты вторично. Возникают сложнос­ти в установлении контактов даже с близкими взрос­лыми. Отсутствие зрительного контакта восприни­мается ими как отсутствие интереса. Родителям нуж­но научиться слышать слабовидящего ребенка и об­щаться с ним.

Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличает­ся от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области дет­ского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каж­дом ребенке.

Первым этапом в организации комплексного со­провождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психо­лого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной зада­чей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и на­правление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются ос­новой для обеспечения квалифицированной психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи де­тям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность полу­чения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее - ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплекс­ному психолого-педагогическому сопровождению на­чинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, мо­жет достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, про­филактическая и коррекционно-педагогическая по­мощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная по­мощь может изменить судьбу ребенка даже при серь­езных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключите­лен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные пла­ны развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможнос­тей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк).

Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает­ся системой профессиональной деятельности «коман­ды» специалистов, направленной на создание психо­лого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается поло­жительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновре­менно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является раз­работанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различ­ные специалисты.

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может высту­пать педагог-психолог, так как патология зрения явля­ется причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Первоочередными задачами, стоящими перед кол­лективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.

Важно организовать совместную игру детей. Ро­весник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали от­носиться к ребенку с нарушениями зрения как равно­му, только нуждающемуся в помощи. Они могут помо­гать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зда­нию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музы­кальные занятия не направлены на решение конкрет­ных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживаю­щие в ребенке его естественную способность к творче­ству. Такими условиями становится богатый и разно­образный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возмож­ностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на созда­ние разнообразной предметной среды в группе. Ре­бенку должна быть предоставлена возможность ис­следовать и взаимодействовать с различными мате­риалами с целью получения сведений об окружаю­щем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предме­ты до того как начнет их называть. Ребенку с наруше­нием зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы вы­работать представления об окружающем мире. Кон­цепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необ­ходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятель­но, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние ко­ры головного мозга и способствующих его психичес­кому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсор­ных раздражителей и условий для двигательной ак­тивности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сде­ланные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при орга­низации внешнего пространства могут выступать ин­дивидуальные различия в предпочтениях детей, осо­бенностях формирования базовой аффективной ре­гуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть де­тей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определя­ет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечи­вает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стиму­лов - звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуа­ции воспитателю следует избегать излишнего пере­насыщения внешнего пространства яркими и интен­сивными стимулами (обилия игрушек, громкой му­зыки и т. п.) .

Семья, имеющая ребенка-инвалида, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, име­ющими здоровых детей, очень сложные психологи­ческие, социальные и педагогические проблемы. По­этому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи. В рамках данно­го направления организуются индивидуальные кон­сультации для родителей и членов семьи по вопро­сам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного кон­такта родителей со своим ребенком, освоению роди­телями методов и приемов воспитания. Опыт рабо­ты показывает, что специально организованные за­нятия для детей с проблемами в развитии и их роди­телей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанни­ков. Этому же в немалой степени способствует инте­грация таких детей в учебно-образовательный про­цесс детского сада .

В процессе индивидуальных консультаций психо­лога с родителями прорабатываются многие личност­ные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы пси­холога с семьей ребенка-инвалида должно изменить­ся его положение в семье. Из требующего постоянно­го ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще­го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дет­ского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .

К слепым относятся дети с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением , или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, – это дети с остротой зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

При отсутствии зрения возникает некоторое общее отставание в развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны и отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие (движения, овладение пространством) – медленнее. Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации.

У слепых и слабовидящих детей отмечают изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.

Зная эти особенности детей с нарушением зрения и их причины, необходимо создать наиболее благоприятные условия для их обучения в образовательном учреждении с целью предотвращения возможных вторичных отклонений.

Если в классе есть ребенок с нарушением зрения

Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15–20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10–15 минут.

Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.



Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Речь учителя должна быть

выразительной и точной, ему необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

Называйте каждого говорящего по имени, чтобы было понятно, кто говорит.

Используйте более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. При использовании доски записи должны быть контрастными, буквы

крупными. При записи лучше использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале.

Создавайте опору на другие модальности. Например, так как темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже, чем у нормально видящего, для записи важных фрагментов урока можно использовать диктофон. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты.

Ребенок должен иметь возможность ориентироваться в пространстве: знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

Ребенку важно научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям (Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие под ред. Н.Д. Шматко. М.: Аквариум, 2001).

Нарушения опорно-двигательного аппарата,

Наталья Ефимова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

Каждый год в России прибавляется 4 300 детей - инвалидов по зрению . О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями , в которых они воспитываются, здоровому человеку даже догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Времени на эксперименты нет : ведь вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас.

У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту» , под которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ; и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом особенностей психофизического развития ; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.

Очень важно вырабатывать правильное отношение к дефекту у всех членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.

Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение к дефекту у лиц с ОВЗ, их родителей и близких, а все вместе они (тифлопедагоги, реабилитологи, сами лица с ОВЗ, их родители, волонтеры) способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с ОВЗ.

До 4–5 лет ребенок вообще не осознаёт своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).

Осознав свою «неполноценность» , многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в обществе.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение -это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого -педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети , их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами : социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги .

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :

Оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии ;

Повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

Изучение индивидуальных особенностей детей

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения , состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения , а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.

Результатом совместной работы

специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индивидуально-возрастные и психофизические особенности , характер поражения и степень сохранности зрительных функций и т. д. При этом необходимо помнить, что развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть строго продуманы и подчинены определенным требованиям : ориентация родителей и специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекционно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т . д.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения . В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с нарушеием зрении , выраженными интеллектуальными нарушениями , тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития .

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам : ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья , воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях.

Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта , окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Литература :

1. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения

2. Бондаренко М. П. Советы тифлопедагогу по работе с семьей , воспитывающей ребенка с нарушением зрения

3. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье

4. Венедиктова М. В., Куракина Е. А., Сумарокова И. Г. Рекомендации для родителей мультипроблемных детей.

5. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах : совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса : педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог , родители) и социализация детей (психолог , родители) .

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками , однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования . Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого -педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка , создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий : технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога ; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.

На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка , отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья , продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента :

Изучение личности учащегося;

Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности , успешности обучения;

Непосредственную психолого -педагогическую помощь ребенку.

Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель (см. рисунок 1) .

Рисунок 1

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Субъекты системы сопровождения :

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК

Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого -педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачами для достижения данной цели являются следующие действия :

Систематическое отслеживание психолого -педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению ;

Повышение уровня психологической готовности : детей к обучению , познавательному развитию , общению и учителей к работе с новым контингентом детей ;

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе , обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;

Выработка единых и последовательных требований;

Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;

Формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса : педагогов, администрации школы, психологов , специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :

1. Психологическая диагностика адаптационного периода.

2. Исследование мотивационной сферы : школьная мотивация.

3. Исследование эмоционально-волевой сферы : самооценка, эмоционально-психологическое состояние , школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого -медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается :

1. Проведение психолого -педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей , рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого -педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов , показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей , позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям :

1. Диагностико-коррекционная (развивающая ) работа - выявление особенностей психического развития ребенка , сформированности определенных психологических новообразований , соответствия уровня развития умений , знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества :

Изучение обращения к психологу , поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования) ;

Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза ) ;

2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :

Разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя , учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре .

В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы :

1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.

2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка .

4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения .

Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение :

Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

Составление и реализация программ сопровождения , участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;

Реабилитация психического и физического здоровья.

Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов :

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового , личностно-развитого человека , способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Планируемыми результатами программы будут являться :

Создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;

Нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей , имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения ;

Выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;

Снижение психо -эмоционального напряжения;

Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.