III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей с ограниченными возможностями здоровья


3-4 КЛАСС

Пояснительная записка

Учебный план для 3-4 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработан на основе действующих нормативных документов:

1) Федерального закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.12г.);

2) Федерального государственного образовательного стандарта , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 № 000 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 № 000» от 01.01.01 г. № 000; , от 01.01.2001г. № 000);

внеурочная деятельность

Устный опрос

Самостоятельная работа

Диктанты

Контрольное списывание

Тестовые задания

Графическая работа

Изложение

Творческая работа

Посещение уроков по программам наблюдения

Учебный проект

Диагностическая

Контрольная работа

Диктанты

Изложение

Контроль техники чтения

Комплексная диагностическая работа


Анализ динамики текущей успеваемости


Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

Активность в проектах и программах внеурочной деятельности

Творческий отчет

Портфолио

Анализ психолого-педагогических исследований

Мониторинговые исследования


ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-4 КЛАССОВ

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

направление

Духовно-нравственное

«Край, в котором мы живём»

Общеинтеллектуальное

(коррекционно-развивающее)

«Умники и умницы»

Логопедические занятия

Математика

Детская риторика

Русский язык



Спортивно-оздоровительное



Общекультурное

«Час чтения»

«Дорожная азбука»

Социальное

«Все цвета кроме чёрного»

Всего по классу

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3-4 КЛАССОВ

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

(задержкой психического развития)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Русский язык и литература

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Максимально допустимая недельная нагрузка

(при 5-дневной учебной неделе)

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)

Коррекционно – развивающая область

Коррекционно-развивающие занятия:

Логопедические занятия

Математика

Детская риторика

Русский язык



Внеурочная деятельность

«Все цвета, кроме чёрного»

«Разговор о правильном питании»

«Час чтения»

«Умники и умницы»

«Дорожная азбука»

«Край, в котором мы живём»

Всего к финансированию:

Ольга Иванова
Урок русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ (ЗПР) по теме «Наречие»

Урок русского языка в 4 классе

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(задержкой психического развития)

по теме «НАРЕЧИЕ »

(первичное представление о наречии как части речи )

Урок подготовила и провела : Иванова О. В., учитель начальных классов

Задачи урока :

познакомить обучающихся с наречием как частью речи ;

развивать орфографическую зоркость;

способствовать развитию речи обучающихся посредством обогащения, уточнения и активизации словаря и упражнений в моделировании предложений с заданными словами;

повторить изученные части речи;

развивать умение наблюдать и анализировать элементы языка .

Оборудование :

подвижные карточки - словарные слова с пропущенными буквами

р. совать

вежл. вый

гр. жд. нин

д. журить

Нт. ресный

подвижные карточки - словарные слова

медленно

рисовать

активный

вежливый

гражданин

дежурить

интересный

классная доска

раздаточные листы с заданиями

1. Наречие - часть речи , поясняет чаще всего глаголы и имена прилагательные, отвечает на вопросы : Куда? Откуда? Как? Когда? Где?

2. Прочитайте наречия :

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо, вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

Разделите наречия в соответствии с вопросами, на которые они отвечают, запишем их группами.

3. Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий :

Ребята, давайте жить ___ !

А. скромно

Б. дружно

В. весело

Г. экономно

Б. грустно

В. интересно

Г. протяжно

Б. поздно

В. вместе

Г. дружно

Б. просто

В. трудно

Г. быстро

Спишите предложения, над наречием укажите вопрос , на который оно отвечает.

4. Подберите наречия -антонимы к следующим словам :

спокойно -

Запишите слова парами, над парой укажите вопрос, на которые наречия отвечают .

Запишите предложение с любым из записанных наречий .

5. Подберите :

искусно -

азартно -

ласково -

деликатно -

Слова для справок : рядом, лаконично, умело, аккуратно, увлечённо, нежно.

Запишите слова парами. На парой надпиши вопрос, на которые наречие отвечает .

Запиши предложение с одним из записанных наречий .

6. Спиши текст. Над наречиями надпиши вопросы .

Крупная полярная сова ярос. о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи. ника. Песец давно чует впереди беспомо. ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и отрвала от земли.

Ход урока:

1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить её место в нашем языке .

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На доске карточки - словарные слова с пропущенными буквами.

Прочитаем слова.

Что можете сказать о данной группе слов? (Слова с непроверяемыми написаниями, словарные слова)

Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы; если сомневаетесь, оставьте в слове пробел.

Проверьте свою работу, сверяя каждое слово. Исправления выполните зелёным цветом, повторите написание исправленных слов дома.

Учитель показывает поочерёдно показывает карточки со словарными словами, помогает некоторым ребятам организовать самопроверку : «Прочитай слово на карточке орфографически, по слогам. Произнеси его орфографически ещё раз, сверяя запись в тетради.»

Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку. (Дети предлагают различные варианты, учитель акцентирует внимание на одном : имена существительные, глаголы, имена прилагательные и другие слова).

Дайте характеристику каждой группе.

3. РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

а). - Почему слова четвёртой группы нельзя отнести к существительным? Прилагательным? Глаголам?

Это наречия .

Выясним, что же это за группа слов, по каким признакам их можно объединить в одну группу. Запишем словосочетания, используя записанные наречия :

Ездить (куда) …, (как) …, (где) … .

Вежливый (когда) …, (где) … .

От слов каких частей речи зависят наречия ? (глаголы, имена прилагательные)

На какие вопросы отвечают наречия ? (Куда? Как? Где? Когда)

Что уже знаем о наречиях ? (часть речи, зависят от глаголов и имён прилагательных, отвечает на вопросы Куда? Как? Где? Когда)

Прочитаем определения на раздаточных листах.

б). - Прочитаем наречия :

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо,

вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

Разделим наречия на группы в соответствии с вопросами, на которые они

отвечают, запишем их группами.

в). - Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий :

Ребята, давайте жить ___ !

А. скромно

Б. дружно

В. весело

Г. экономно

А мы, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и ___ .

Б. грустно

В. интересно

Г. протяжно

Три девицы под окном пряли ___ вечерком.

Б. поздно

В. вместе

Г. дружно

На чужом хребте работать ___ .

Б. просто

В. трудно

Г. быстро

Спишите предложения, над наречиями укажите вопрос , на который оно отвечает.

Проверим задание : назовите вопрос и наречие .

г). - Подберём наречия -антонимы к следующим словам :

быстро - (медленно)

иногда - (всегда)

ясно - (пасмурно)

робко - (смело)

спокойно - (беспокойно, шумно)

Запишите слова парами, укажите над парой вопрос, на который наречия отвечают .

Проверим задание

наречий .

Запишите одно из предложений.

д). - Подберём наречия-синонимы к данным наречиям :

искусно -

азартно -

ласково -

деликатно -

Запишите наречия парами . Над парой надпишите вопрос, на который наречия отвечают .

Проверим задание : назовите вопрос и пару слов.

Составим предложения с любыми из записанных наречий .

Запишите одно из предложений.

4. ИТОГ УРОКА .

С какой новой группой слов вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о наречиях ?

Приведите примеры наречий .

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Спишите текст. Над наречиями надпишите вопросы .

Крупная полярная сова ярос. о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи. ника. Песец давно чует впереди беспомо. ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и оторвала от земли.

Адаптированная рабочая программа по

английскому языку

для учащихся ОВЗ с ЗПР

Составил

учитель английского языка

Грудинина Наталья Алексеевна

Великий Новгород

Пояснительная записка

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы по английскому языку к УМК «Enjoy English» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений, М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева (Обнинск: Титул,2014).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Английский с удовольствием «Enjoy English» для 4класса общеобразоват. учрежд.- Обнинск: Титул, 2014 год.

Программа ориентирована на базовый курс обучения английскому языку для учащихся с ЗПР, который строится из расчета один час в неделю, 34 часа за учебный год.

Вид реализуемой программы:

Программа основная общеобразовательная, адаптированная к обучающимся с задержкой психического развития.

Программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся с задержкой психического развития.

Учебный процесс в осуществляется на основе программы начального при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурирование содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Направление программы:

Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования по обучению английскому языку на доступном для них материале;

Система работы направлена на восполнение пробелов воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности учащихся.
Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Учащиеся с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. На первое место поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах - развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся: память, речь, восприятие, мышление, кругозор.

Уважаемые коллеги! В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества школьников с ОВЗ. Для облегчения работы предлагаю воспользоваться составленным мною «индивидуальным коррекционным логопедическим маршрутом».

(P.S: количество часов можно увеличивать — зависит от индивидуальных особенностей ребенка)

Данный коррекционный маршрут составлен для учащегося 4 класса с ЗПР.

Индивидуальный план логопедических занятий на ___-___ учебный год.

ФИО ребенка: __________________, ______г.р. класс «__»

Цель :

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

1. Фонематическая сторона речи : (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза состава слов):
  • Дифференциация звуков по глухости-звонкости;
  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций;

2. Грамматический строй речи .

Формирование морфологических и синтаксических обобщений:

  • развитие функции словообразования:
  • развитие умений морфологического анализа слова:
  • закрепление морфологических форм в письменной речи:
  1. Образование глаголов – антонимов.
  2. Образование притяжательных прилагательных.
  3. Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
  4. Работа над согласованием существительных с прилагательными.
  5. Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
  6. Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
  7. Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
  8. Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
  9. Образование относительных прилагательных.
  10. Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
  11. Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
  12. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
  13. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
  14. Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.

3. Развитие ВПФ и моторики . (Р.И. Лалаева, А.В. Семенович и. др)

  • развитие произвольного запоминания;
  • увеличение объема слухоречевой памяти;
  • развитие всех видов восприятия;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие мелкой и мимической моторики;
  • развитие кинестетическое восприятия;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие воображения;
  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности;
  • развитие логического мышления;
  • развитие буквенного гнозиса.

Направление логопедической работы

занятия

Вид занятий

К концу года

1 Фонематическая сторона речи 123 – 12 Гласные первого-второго ряда;Понятие «понятие согласные звуки и буквы»Дифференциация звуков по глухости-звонкости (Б-П, Б’-П’; Д-Т, Д-’Т’, К-Г, К’-Г’;С-З, С’-З’, Ш-Ж,С-Ж, Ж-З, Р-Л, Р’-Л’,Ч-Т).

Выделение гласных звуков среди ряда гласных;

Выделение согласных звуков среди ряда согласных;

Выделение первого ударного гласного в слове;

Выделение первого согласного в сильной позиции;

Анализ структуры предложения

Звукобуквенного анализа и синтеза состава слов;

Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.

Навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза: Уметь
    • Сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;
  • Определять первый ударный гласный в слове;
  • Определять первый гласный в слове;
  • Определять последний гласный в слове;
  • Определять первый и последний гласный звук в слове;
  • Последовательный звукобуквенный анализ звукосочетаний (АУ, ИА, УА, АМ, ИМ, УМ, МИ и.т.д);
  • Определять первый и последний согласный звук в слове;
  • Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова);
  • Последовательный звукобуквенный анализ слов (ОН, НА, НУ, НО, КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ и.т.д);
  • Последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов: состоящих из одного закрытого слога, состоящих из двух открытых слогов и.т.д).
2 Грамматический строй речи 17-2728-2930-31 Понятие «Состав слова»Корень как главная часть слова.Суффикс.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы профессий.

Суффиксы прилагательных.

Приставка.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Многозначные приставки.

Окончание.

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Выделение слов с безударным гласным.

Слова – антонимы.

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений.

Составление предложений из словосочетаний.

Согласование. Согласование слов в числе.

Согласование слов в роде.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе.

Прошедшее время глаголов.

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

Слова – синонимы.

Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

Родительный или винительный?

Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

Множественное число имен существительных.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.

Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

Составление предложений по картинкам. Сложные предложения.

Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу.

Составление вступления и заключения к рассказу.

Составление рассказа по данному плану.

Закрепить:знание частей речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.Навыки:

Активно пользоваться различными способами словообразования;

Владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

Владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

Устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

Составлять план текста.

3 Развитие ВПФ Развитие пространственных представлений:
  • Телесного пространства (как на собственном теле, так и на изображениях людей);
  • Внешнее пространство;
  • Ориентирование на плоскости;
  • «Квазипространственные»

(логико-грамматические) речевые конструкции.

Развитие зрительной памяти:

  • «найди, что запомнил»;
  • «что спрятано»;
  • «восстанови порядок»;
  • «запомни-нарисуй»;
  • «точное запоминание»;
  • «запомни фигуру»;
  • «чего не стало»;
  • «вспомни пару». и.т.д.

Формирование буквенного гнозиса:

  • Найти букву среди ряда других букв;
  • Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным);
  • Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
  • Обвести контурные изображения букв;
  • Дописать букву;
  • Выделить буквы, наложенные друг на друга и.т.д.
  • Уметь ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства);
  • Уметь определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив;
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • Квазипространственные (логико-грамматические) конструкции;
  • Уметь создавать мысленную картинку, зрительный образ;
  • Верно воспринимать цвет;
  • Точно воспринимать форму, размер и величину;
  • Дифференцировать расположение элементов букв.
4 Развитие мелкой моторики
  • Массаж рук;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальчиковые игры;

Использованная литература:

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед №2, 2005.
  2. Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. — Москва, ТЦ «Сфера», 2011. — 64 с.
  3. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  4. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  6. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб. : Питер, 2008.
  7. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009.
  8. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998 г. — с. 153 — 165.

Усова Ольга Никитична,
учитель–логопед СОШ №4,
город Ялуторовск

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с.Карагач»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО зам. директора по УВР Приказом МОУ «СОШ №2 с.Карагач»

_____________ (Люева М.М.) ___________ (Шалова М.А.) _____________ (Заптиева Т.Х.)

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

по математике

для учащихся 4 класса с задержкой психического развития .

Составитель: учитель Люева М.М.

с.Карагач

сентябрь, 2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету математика разработана на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2013 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и адаптирована для обучения детей с задержкой психического развития.

Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. Однако существенным отличием её является коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.

При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1. Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

      Низкий познавательный интерес и мотивация.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

    новый материал строится и преподаётся предельно развёрнуто;

    практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам,с раздаточным материалом;

    систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

    выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

    чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

    составление домашнего задания в сторону малого объёма;

    систематическая работа над развитием психических процессов;

    материал подаётся небольшими дозами, с постепенным усложнением;

    увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь ввиду специфические задачи, коррекционные :

    овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

    интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;

    воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание, значимости математики для научно-технического прогресса.

Повторение предполагается проводить по основным содержательно-методическим линиям.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения

В результате изучения образовательной области «Математика» младший школьник имеет возможность:

    получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления;

    научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона);

    получить представление о свойствах операций над целыми неотрицательными числами, о взаимосвязи между операциями;

    научиться находить неизвестный компонент арифметического действия;

    усвоить смысл отношений «больше на...», «меньше на...», «больше в... раз», «меньше в... раз» и их связь с арифметическими действиями; научиться изображать на схемах эти отношения и использовать такие схемы при решении арифметических сюжетных задач;

    усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

    научиться записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям, рассматривая эти записи как однозначные предписания последовательности (алгоритмы) действий;

    научиться соотносить геометрические фигуры и предметы окружающего мира; познакомиться с плоскими геометрическими фигурами и линиями (точка, прямая и кривая линии, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус) и некоторыми их свойствами; научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

    получить представление о величинах (длине, площади, объеме (вместимости), величине угла, массе, времени, стоимости) и их измерении;

    усвоить единицы величин и соотношения между ними; учиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;

    приобрести опыт измерения и вычисления длины отрезка и периметра многоугольника, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника (квадрата) и треугольника;

    получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, «купли-продажи»;

    учиться решать традиционные текстовые задачи, используя знания этих зависимостей;

    приобрести первоначальные умения в построении простейших логических рассуждений, в выполнении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.

Потенциальный уровень подготовки ученика по темам:

«Числа и вычисления».

Ученик имеет возможность:

    представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

    записывать числовые выражения, содержащие 3-4 действия (со скобками и без них), и вычислять их значения;

    устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100 (или легко сводимые к действиям в пределах 100);

    устанавливать связи между отношениями «больше на...», «меньше на...», «больше в... раз», «меньше в... раз» и арифметическими действиями, использовать их при решении арифметических текстовых задач;

    выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

    сравнивать объекты по величине (длине, массе, количеству), узнавать время по часам;

    выбирать при измерении величин соответствующие единицы; по записи величины с помощью числа и единицы величины узнавать, какую величину измеряли; сравнивать величины по их численным значениям;

    выполнять сложение и вычитание длин, масс и других величин; умножать и делить величину на число;

    применять знание изученных зависимостей между величинами при решении арифметических текстовых задач;

    решать простые и составные (в 2-3 действия) арифметические сюжетные задачи.

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».

Ученик имеет возможность:

    узнавать геометрические формы в окружающей обстановке; устанавливать отношения между предметами пространства: выше - ниже, такой же по высоте; слева - справа; снизу - сверху; ближе - дальше; спереди - сзади; перед, после, между и т. д.;

    распознавать на рисунках (чертежах) прямые и кривые линии, отрезки и ломаные; углы; прямоугольники и квадраты; круги; пространственные фигуры (куб, пирамиду, шар);

    устанавливать отношения между отрезками (длиннее, короче, такой же по длине; состоит из двух отрезков);

    изображать отрезок с помощью линейки, круг (окружность) - с помощью циркуля;

    строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью линейки на клетчатой бумаге;

    строить квадрат по заданной стороне с помощью линейки на бумаге;

    измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

«Задача и процесс ее решения».

Ученик имеет возможность:

    выделять условие и требование задачи;

    называть объекты задачи и соответствующие им величины;

    переводить отношения между величинами, рассматриваемыми в задаче, на язык арифметических действий, используя схематические чертежи, краткую запись и другие вспомогательные модели задачи;

    записывать решение арифметической сюжетной задачи в виде выражения и по действиям (с пояснением или вопросами);

    выполнять проверку найденного решения задачи.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

Личностные результаты.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД . Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

    определять вид треугольника;

    измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

    измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

    использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;

    название и запись чисел до класса миллиардов включительно;

    ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;

    основные принципы построения десятичной системы счисления;

    дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;

    смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;

    взаимосвязи между изученными операциями;

    существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;

    сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;

    измерение вместимости с помощью выбранной мерки;

    связь вместимости и объема;

    стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);

    связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;

    особенности построения системы мер времени;

    существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);

    отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;

    различные способы краткой записи задачи;

    различные способы записи решения задачи;

    рациональный и нерациональный способы решения задачи;

    решение задач с помощью уравнений;

    задачи с вариативными ответами;

    алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;

    комбинаторные и логические задачи.

    названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;

    таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

    особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

    правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

    термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);

    свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);

    единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;

    термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);

    условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

уметь:

    называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

    сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

    сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

    сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

    выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел

    выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

    вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

    выполнять изученные действия с величинами;

    решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

    определять вид многоугольника;

    определять вид треугольника;

    изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

    изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

    измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при мощи измерительной линейки;

    находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

    определять величину угла и строить угол заданной величины (с помощи транспортира);

    вычислять площадь прямоугольника;

    выражать изученные величины в разных единицах;

    распознавать и составлять текстовые задачи;

    проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

    записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

    выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

    проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

    измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

    решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

    вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.

    1. Натуральные и дробные числа (16 ч)

    Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

    Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

    2. Действия над числами и величинами (34ч)

    Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

    Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком.

    Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

    Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

    Сложение и вычитание однородных величин. Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

    Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

    Умножение величины на дробь как нахождение части от величины. Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

    Деление величины на однородную величину как измерение.

    3. Величины и их измерение (22 ч)

    Единица времени - секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и.секундой (1 ч = 3600 с).

    Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

    Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

    Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.

    4. Элементы геометрии (24 ч)

    Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

    Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

    Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

    5. Арифметические сюжетные задачи (25 ч)

    Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач. Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

    6. Элементы алгебры (15 ч)

    Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).

    Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

    Количество часов в год -136.

    Контрольных работ -10.

- Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:

УМК ученика:

Чекин, А. Л. Математика: 4класс: учебник: в 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Захарова, О. А. Математика в вопросах и заданиях: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.

УМК учителя:

Афонина А.В., Ипатова Е.Е. Поурочные разработки по математике: 4 кл. : методическое пособие для учителя. – М. : ВАКО, 2011.

Таблицы по математике.

1.Периметр и площадь многоугольника.

2.Таблица Пифагора.

3.Таблица разрядов и классов.

4.Таблица мер веса.

5.Таблица измерения площадей.

6.Таблица умножения и деления.

7.Свойства суммы, разности, произведения, частного.

8.Умножение на однозначное число.

9.Уравнения.

10. Действия с числом 0.

Оборудования:

Универсальный мультимедийный диск Математика 4 класс.

компьютер

проектор

интернет-ресурсы

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

Л/p, п/р, экскурсии и т. п.

    Натуральные и дробные числа

    Действия над числами и величинами

    Величины и их измерение

    Элементы геометрии

Арифметические сюжетные задачи

Элементы алгебры


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата проведения

факт. проведено

Повторение пройденного за 3 класс

Повторение пройденного за 3 класс

Когда известен результат разностного сравнения

Когда известен результат кратного сравнения

Учимся решать задачи

Алгоритм умножения столбиком.

Поупражняемся в вычислениях столбиком. ИКТ. Алгоритм с ветлением.

Тысяча тысяч, или миллион.

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

Когда трех классов для записи числа недостаточно

Входная контрольная работа№1. «Повторение»

Работа над ошибками.

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел».

Может ли величина изменяться?

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел»

ИКТ. Алгоритмы с циклом

Всегда ли математическое выражение является числовым?

Зависимость между величинами.

Зависимость между величинами

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

Стоимость единицы товара, или цена

Когда цена постоянна

Деление с остатком и деление нацело

Неполное частное и остаток ИКТ. Организация информации в виде дерева.

Остаток и делитель.

Когда остаток равен 0

Когда делимое меньше делителя

Когда делимое меньше делителя

Деление с остатком и вычитание

Какой остаток может получиться при делении на 2?

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком».

ИКТ. Вспомогательный алгоритм.

Контрольная работа №2 по теме «Деление с остатком».

Работа над ошибками. Какой остаток может получиться при делении на 2?

Запись деления с остатком столбиком

Способ поразрядного нахождения результата деления

Поупражняемся в делении столбиком

Вычисления с помощью калькулятора

Час, минута и секунда

Кто или что движется быстрее?

Длина пути в единицу времени, или скорость

Длина пути в единицу времени, или скорость.

Контрольная работа.№3. «Зависимость между величинами».

Работа над ошибками. Какой сосуд вмещает больше?

Литр. Сколько литров? ИКТ. Исполнитель Алгоритмов художник Система координат монитора.

Вместимость и объем

Кубический сантиметр и измерение объема.

Кубический дециметр и кубический сантиметр

Литр и килограмм

Разные задачи

Разные задачи

Поупражняемся в измерении объема

Кто выполнил большую работу. ИКТ. Виды информации. Графическая информация.

Производительность - это скорость выполнения работы.

Контрольная работа №4. по теме «Решение задач. Величины и их измерение»

Работа над ошибками.Учимся решать задачи

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника

Разбиение многоугольника на треугольники

Площадь прямоугольного треугольника

Вычисление площади треугольника. ИКТ Текстовая информация Обработка текста на компьютере.

Поупражняемся в вычислении площади.

Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр

Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр

Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр.

Так учили и учились в старину

Деление на однозначное число столбиком

Деление на однозначное число столбиком.

Число цифр в записи неполного частного. ИКТ. Дополнительные возможности текстового процессора.

Деление на двузначное число столбиком.

Алгоритм деления столбиком.

Сокращенная форма записи делениястолбиком

Контрольная работа №5. по теме «Деление многозначного числа на двузначное число столби

ком. Единицы объема»

Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком

Сложение и вычитание величин

Умножение величины на число и числа на величину

Деление величины на число. ИКТ. Численная информация. Вычисления на компьютере.

Нахождение доли от величины и величины по ее доле.

Нахождение части от величины

Деление величины на величину

Деление величины на величину

Поупражняемся в действиях над величинами

Контрольная работа №6 «Действия над величинами»

Работа над ошибками. Учимся решать задачи

Когда время движения одинаковое

Когда длина пройденного пути одинаковая ИКТ. Действия объекта.

Движение в одном и том же направлении.

Движение в противоположных направлениях.

Учимся решать задачи на движение

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

Когда объем выполненной работы одинаковый

Производительность при совместной работе

Время совместной работы. ИКТ. Влияние действий на значение свойств объекта.

Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами»

Когда количество одинаковое.

Когда стоимость одинаковая

Цена набора товаров

Контрольная работа №7.