Транскрипт

2 Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования: Письмо Минобрнауки России от ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Методические рекомендации по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от г. 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 1089»

3 КУРС АСТРОНОМИИ Письмо Министерства образования и науки РФ от г. «Изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/2018 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.» «Объём часов должен составлять не менее 35 часов за два года обучения» «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки» ЕГЭ не планируется, задания будут включены в КИМ по физике С 2019 г. будут проведены ВПР по астрономии

4 КУРС АСТРОНОМИИ Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Основная цель курса астрономии сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира. Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются: понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества; понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений; формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

5 Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

6 Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА. Звезды Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И НЕСТАЦИОНАРНЫЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Число Вольфа. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечноземные связи. Наша Галактика Млечный Путь Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Основы космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.

8 Астрономия не исключалась из программы, но перестала быть обязательным предметом. Сохранилось многое из накопленного ранее опыта и появились новые направления и формы работы. Выходит достаточное количество научно-популярной литературы. Появились новые источники информации и ресурсы, которые можно и нужно использовать в работе преподавателя астрономии в школе. Появились не только новые формы работы, но и новые возможности их развивать.

9 С чего начинать? Учебники + хорошая научно-популярная литература

11 Интернет-ресурсы ГАИШ МГУ ИЗМИРАН АстрО энциклопедия энциклопедия космонавтики и другие

12 Планетарии Познавательные лекции и программы как дополнение к урокам Циклы учебных лекций, соответствующие учебной программе Выезд лектора в школу на урок или внеклассное мероприятие Мобильный планетарий очень хороший образовательный ресурс по астрономии, но могут быть просто «кинопередвижки», показывающие фильмы на купол.

13 Любители астрономии Приобрели популярность акции «Тротуарная астрономия» Помощь в работе с телескопами и проведении наблюдений Помощь в работе астрономического кружка

14 Астрономический кружок Активизация познавательной деятельности не только на занятиях по астрономии, но и на других уроках Появляется актив из ребят, которые потом становятся помощниками учителя и на уроках, а также могут вести кружок для младших школьников

15 Астрономические олимпиады Всероссийская астрономическая олимпиада Московская астрономическая олимпиада Петербургская астрономическая олимпиада Астротурнир Астрономическая олимпиада для младших школьников «Малая Медведица» Региональные астрономические олимпиады

16 Летние школы Петербургская летняя астрошкола Пущинская школа юного астрофизика 2015 Зимняя школа юного астронома ГАИШ МГУ, АстрО и фонда «Траектория» Летняя школа в Казани Астрофестиваль-2017 в Курской области

17 Астрономические и астрокосмические музеи Музей Краснопресненской обсерватории ГАИШ МГУ Музей истории космонавтики Школьные музеи космонавтики, например, музей в г. Щигры Курской области

18 Проектная деятельность Школьные научные конференции Региональные интеллектуальные конкурсы (научные чтения, конференции и т.д.) Публикация лучших работ в различных изданиях: «Физика для школьников», сборниках конференций и др.

19 ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА) НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ сформированная на основе: разнообразных информационно-образовательных ресурсов; компьютерных средств обучения; современных средств коммуникации; педагогических технологий.

20 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

21 УМК формируют основу предметной ИОС в соответствии с требованиями ФГОС Требования к ИОС курса, в т.ч. к оснащению кабинета Требования к ИОС предмета, класса. Перечень ресурсов урока (УМК, оборудование, внешние ресурсы) Учебник в печатной и электронной форме ядро УМК Рабочая программа Методическое пособие Рабочие тетради Пособия для диагностики Карты, плакаты, Проч. Обучение технологиям работы со всеми компонентами УМК для достижения заданного результата Алгоритмы выполнения работ с применением ресурсов УМК, в т.ч. оборудования, шаблоны для фиксации результатов Практикумы 21

22 Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются: понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества; понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений; формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

23 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АСТРОНОМИЯ» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АСТРОНОМИЯ»

24 Для учителя Рабочие программы Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Содержание учебного предмета, курса Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы Методические рекомендации Рассматриваются особенности изложения отдельных тем и вопросов учебной программы, рассматривается методика проведения отдельных уроков, методы решения астрономических задач, организация астрономических наблюдений и т. д.

25 Учебник (учебное пособие) по астрономии + ЭФУ Учебники и учебные пособия должны полностью соответствовать учебной программе по астрономии Учебник (учебное пособие) выступает носителем определённого содержания астрономического образования и в определённой мере основным средством обеспечения его усвоения Учебник (при условии разработки полного комплекта составляющих УМК) должен иметь тенденцию к разгрузке его полифункциональности. В системе УМК функциональную нагрузку частично берут на себя отдельные средства обучения справочники, хрестоматия, тетради для самостоятельных работ и др. Требования к современному учебнику (учебному пособию): метапредметность современность ориентация на практическую деятельность способствовать достижению образовательных результатов

26 Учебно-методические комплексы по астрономии Авт. ЧАРУГИН В.М. Авт. ЛЕВИТАН Е.П.

27 СОВРЕМЕННЫЙ КУРС АСТРОНОМИИ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Чаругин В. М. Астрономия классы (базовый уровень) Состав УМК: Учебник + ЭФУ Рабочие программы Поурочные методические рекомендации Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Задачник 27

28 ОБ АВТОРЕ Чаругин Виктор Максимович профессор астрофизики, доктор физ.-мат. наук, профессор кафедры теоретической физики Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, академик-секретарь отделения «Физика, астрономия и астрофизика» РАКЦ, методист высшей категории, автор около 280 научных работ, книг, брошюр, учебников для вузов и школ. Профессиональная деятельность Читает лекции по астрономии, астрофизике, космологии и др. Занимается теорией и практикой преподавания астрономии в современной школе. Руководит единственной в России аспирантурой по направлению «Методика преподавания астрономии». Под его руководством защищено 6 кандидатских и одна докторская диссертации. 28

29 УМК по астрономии В.М. Чаругина Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов Ученики смогут найти описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов Особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии В первую очередь это относится к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет, поиску и связям с внеземными цивилизациями 29

30 УМК по астрономии В.М. Чаругина Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов. Ученики смогут найти описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов. Особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии. В первую очередь это относится к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет, поиску и связям с внеземными цивилизациями 30

31 ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА ПО АСТРОНОМИИ СЕРИИ «СФЕРЫ» Современный формат представления учебных материалов Выстроенная система навигации по компонентам УМК Уникальный дизайн и художественное оформление Практическая направленность содержания и системы заданий Задания для самостоятельного изучения и проектной деятельности Высокая мотивационная составляющая и возможности для индивидуализации обучения Дополнительные информационные ресурсы, включая обширный иллюстративный ряд 31

32 Подробная навигация по учебнику Отличительные особенности УМК: в новом, современном формате учебной литературы большое количество иллюстративного материала. 32

33 УМК по астрономии В.М. Чаругина Подведём итоги Основное содержание (параграфы) Краткое введение («ярлык») темы Дополнительные источники информации Дискуссионные вопросы 33

34 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Задачи урока Мотивация к уроку Основной текст Дополнительная информация Иллюстрации, как самостоятельный источник информации Элементы навигации Итоги урока 3 4

35 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Задачи урока Мотивация к уроку Основной текст Иллюстрации, как самостоятельный источник информации 3 5

36 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Основной текст Дополнительная информация Иллюстрации, как самостоятельный источник информации Итоги урока 3 6

37 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Применение знаний на практике Дополнительная информация Основной текст Иллюстраци и, как самостоятельный источник информации Итоги урока 37

38 Межпредметные связи физика (закон всемирного тяготения Математика (понятие эллипса) 38

39 Метапредметные результаты Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

40 Личностные результаты Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Астрономический блокнот»

41 Личностные результаты Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры «Теории, гипотезы, факты»

42 Личностные результаты Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Мои астрономические исследования»

43 Метапредметные результаты Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

44 44

45 45

46 46

47 47

48 48

49 49

50 50

51 Одна тема один разворот 51

52 Одна тема два разворота 52

53 53

54 Одна тема три разворота 54

55 55

56 56

57 КУРС АСТРОНОМИИ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Левитан Е.П. Астрономия 10 класс (базовый уровень) В состав учебно-методического комплекта входят: учебное пособие; методическое пособие для учителей (доступно в электронном виде на сайте Издательства) задачник; электронная форма учебника. 57

58 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Построение курса Традиционный курс астрономии, доработанный по требованиям ФГОС. В пособии рассматриваются вопросы классической астрономии, строение, природа и эволюция звёзд, галактик и Вселенной. Курс обобщает естественнонаучные знания и дополняет физическую картину мира.

59 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Аппарат контроля и самоконтроля Необходимые компетенции Обобщение темы

60 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Расширенное приложение

61 Дополнительные источники информации

62 Тетрадь-практикум 1. Практические работы в классе 2. Наблюдения 3. Исследовательские лабораторные работы 4. Лабораторные работы, предусматривающие коллективную форму выполнения 5. Работы с использованием информационно-коммуникационных технологий 6. Использование видео и фотоматериалов Рабочая тетрадь Содержит задания разного уровня по видам деятельности Контрольно-измерительные материалы Задания и тесты могут быть с решениями, указаниями и ответами. Они предназначены для самостоятельной работы учащихся, а также несут контролирующую функцию учебных достижений школьников

63 Учебный звёздный атлас Этот вид учебного издания предназначен для ознакомления учащихся с созвездиями и объектами звёздного неба. Сборник задач по астрономии тесты качественные задачи текстовые задачи Практические задачи расчетные задачи

64 Школьный астрономический календарь Календарь содержит справочные материалы, необходимые для организации и проведения астрономических наблюдений с учащимися. Он издается ежегодно и рассчитан на пользование в течение учебного года. Календарь позволяет правильно выбрать время наблюдения Луны и планет в периоды их наилучшей видимости, указывает, когда и в какой области неба следует наблюдать метеоры, знакомит с наиболее интересными звёздами, звёздными скоплениями, туманностями и галактиками. Традиционно календарь содержит четыре раздела: «Календарь наблюдателя» «Справочник наблюдателя» «Памятные даты» «Приложения»

65 Дополнительные материалы Словарь-справочник астрономических терминов Словари-справочники содержат краткие определения астрономических понятий и терминов, встречающихся в учебных пособиях и необходимых для усвоения учащимися в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы. В ряде случаев терминологический словарь дополняется астрономическими справочными таблицами. Хрестоматия по астрономии Это особый вид учебного пособия для учащихся, своим содержанием дополняющий и расширяющий базовый учебник. В хрестоматии показывается, как возникли и развивались фундаментальные идеи астрономии, приводятся научные биографии учёных, выдержки из научных трудов, связанных с учебной программой. Использование учителем на уроке хрестоматийных материалов позволяет учащимся соприкоснуться с первоисточниками, проникнуть во внутреннюю «лабораторию» учёного.

66 Возможные темы практических работ Основные элементы небесной сферы. Системы небесных координат Оборудование: модель небесной сферы, чёрный глобус Изучение систем счёта времени Оборудование: модель небесной сферы, астрономический календарь, подвижная звездная карта. Изучение видимого годового движения Солнца Оборудование: модель небесной сферы, звездный атлас, подвижная карта звездного неба, астрономический календарь - ежегодник. Определение положений и условий видимости планет Оборудование: программы на компьютере, звездная карта зодиакальных созвездий, подвижная карта звездного неба.

67 Модели и схемы модель небесной сферы чёрный глобус глобус звёздного неба глобус Марса глобус Луны демонстрационная подвижная карты звёздного неба и др.

68 НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдения невооруженным глазом с использованием компьютерных приложений для определения положения небесных объектов на конкретную дату: Основные созвездия Северного полушария (Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион и др.) Яркие звезды (Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе и др.) Наблюдения в телескоп: Луны (моря, горы, кратеры) Планеты (Венера, Марс, Юпитер, Сатурн на выбор исходя из условий видимости) Туманности и звездные скопления

69 Список наблюдательных работ 1. Определение диаметра Солнца с помощью камеры обскура. 2. Определение высоты Солнца с помощью гномона. 3. Измерение числа пятен (числа Вольфа) и оценка периода вращения Солнца (наблюдения в телескоп). 4. Фотографирование Луны через телескоп и определение высоты гор и размеров кратеров и морей на Луне. 5. Определение широты и долготы места по измерениям высоты Солнца в полдень с помощью гномона. Вечерние наблюдения в телескоп Наблюдения осенних и зимних созвездий Определение продолжительности сидерического и синодического месяц по движению и фазам Луны Наблюдение планет, двойных звёзд, скоплений. Работы с подвижной картой неба. Работы с фотографиями небесных тел.

70 Оптические приборы, необходимые для организации астрономических наблюдений Телескопы Астрономические трубы Бинокли Для организации образовательного процесса необходимо иметь хотя бы простейшие из них.

71 Комплект технических средств обучения с соответствующим программным и информационным обеспечением Основным техническим средством обучения по астрономии в настоящее время должен стать компьютер, позволяющий использовать мультимедийные диски, моделировать звёздное небо, а также использовать информацию из Интернета.

72 Видеофильмы и видеоэнциклопедии астрономического содержания, мультимедийные пособия Используются учителем наряду с другими средствами обучения после сравнения их дидактических возможностей с имеющимися в наличии и в соответствии с техническими возможностями реализации их преимуществ в образовательном процессе.

73 «Академия «Просвещение» помощь учителю Дистанционные курсы повышения квалификации учителей для преподавания учебного предмета «Астрономия» «Содержание и особенности преподавания предмета «Астрономия» в старшей школе» Цель курсов: совершенствование / формирование профессиональных компетенций педагогов в области содержания и особенностей преподавания предмета «Астрономия» в старшей школе. Научный руководитель и рецензент программы курса Сергей Борисович Попов, доктор физико-математических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного Астрономического Института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ им. М.В. Ломоносова Разработчик авторской программы курса Дмитрий Юрьевич Клыков, педагог, имеющий многолетний и результативный опыт преподавания астрономии в старшей школе.

74 «Академия «Просвещение» помощь учителю Образовательная стажировка для учителей, призванных вести учебный предмет «Астрономия» «Астрономия новый предмет в школьной программе? Актуальные документы, новые УМК, программы и курсы» В программе стажировки: Экскурсия по обсерватории Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) научно-исследовательского института МГУ им. М.В. Ломоносова Лекции ведущих учёных о новых исследованиях, открытиях и технологиях в области астрономии, астрофизики и космологии Посещение школ, участие в мастер-классах Круглый стол "Современный урок астрономии. Что по-прежнему актуально, что требует перемен?«посещение Московского Планетария; экскурсии в Лунариум, в музей «Урании», кино в «Большом звездном зале», парк неба и Обсерватория Посещение музей Ракетно-Космической Корпорации "Энергия", автобусная экскурсия (в пути следования) "По Космическому тракту", экскурсия в центр управлении полетами "ЦУП«(г. Королев) Посещение Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. (музей ЦПК, экскурсия по технической базе центра: зал тренажеров космического корабля "Союз", центрифуга ЦФ-18, гидролаборатория (г. Звездный) Подробнее см. на сайте academy.prosv.ru

75 2017 Спасибо за внимание!


Учебно-методическое обеспечение предмета «Астрономия» в школе 2017 Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное

Пояснительная записка Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования ГАПОУ СО «Училище олимпийского резерва (колледж)». Рабочая

Астрономия (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - осознание принципиальной роли астрономии в познании

* Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова Об обязательной астрономии в школе с сентября 2017 года ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

На основании приказа Министерства образования и науки России скои Федерации от 7 июня 2017 года 506 «О внесении изменении в федеральныи компонент государственных образовательных стандартов начального общего,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен Знать/понимать: смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная

1.Дополнить пункт 2.1. «Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования по предметам федерального компонента» целевого раздела подпунктом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 38 ИМЕНИ В.И. МАШКОВЦЕВА» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа по

1 Утверждено в составе дополнений и изменений _ к основной образовательной программе среднего общего образования приказом от 31.08.2017 Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень)

Пояснительная записка к рабочей программе по астрономии Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основывается

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии разработан на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Место учебного предмета в учебном плане 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Содержание учебного предмета 6.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по физике и астрономии. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б.А.Воронцова-

Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,

1. Знать, понимать ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Астрономия, 11 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащиеся должны: - смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 ПРИКАЗ От 30.08.2017 г. 187 «О внесении изменений в образовательную программу среднего общего образования» На

Долгих Елена Николаевна начальник отдела дополнительного образования корпорации «Российский учебник», к.п.н. Нормативные документы Приказ Минобрнауки 506 от 7.06.2017 «О внесении изменений в ФК ГОС» Приказ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 города Свободного Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для 11 классов на 2017-2018 учебный год Пояснительная

ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей 30 ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ 30» протокол 6 от 30 августа 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «СПб губернаторский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ПРИКАЗ «7» июня 2017 г. 506 Москва О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ Г. ЛИПЕЦКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ 11х КЛАССОВ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Эксперт программы: заместитель директора

Аннотация к рабочей программе по предмету «Астрономия» (11 классы информационно-технологического, социально-экономического и социально-гуманитарного профилей) Рабочая программа по предмету «Астрономия»

Приложение.5 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования (новая редакция) МБОУ СОШ 90 (утверждена приказом МБОУ СОШ 90 от 29.06.205 г. 2) Рабочая программа

Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФКГОС СОО); требованиями к результатам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии для 10 и 11 класса составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом

Приложение 1 Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом

Бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» Рабочая программа по астрономии 0 - классы (базовый уровень) Пачин Иван

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 85» 650071, г. Кемерово, ж-р Лесная Поляна, проспект В.В. Михайлова, 5. E-mail.: [email protected], тел. 90-15-25

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ 2.1. Программы отдельных учебных предметов Астрономия(базовый уровень) Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая

Изменения, которые вносятся в основную образовательную программу среднего общего образования МОУ СОШ 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С. в соответствии с исполнением приказа Министерства образования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по астрономии в 11 классе Учитель: Константинова Галина Дмитриевна

Преподавание астрономии как отдельного предмета Опаловский Владимир Александрович, к.т.н., учитель высшей квалификационной категории, методист корпорации «Российский учебник» https://www.youtube.com/watch?v=kvkbeffmnqk

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС им. А.И. ПОКРЫШКИНА (школа - интернат)» Рабочая программа по астрономии для 11 класса

О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2017-2018 учебном году 7 июня 2017 года подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 506 «О внесении изменений в федеральный компонент

Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр.2 2. Содержание учебного предмета стр.3 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Болгарии Рассмотрена на заседании МО учителей естественнонаучного цикла. Протокол 1 «28» августа 2018г.

Преподавание астрономии как отдельного предмета https://www.youtube.com/watch?v=kvkbeffmnqk С 1 сентября 2017 года астрономия стала обязательным учебным предметом Нормативные документы Приказ Минобрнауки

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

В качестве обязательного для изучения учебного предмета астрономия включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами ее изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета "Астрономия" как обязательного на уровне среднего общего образования.

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

Обеспечение необходимого объема финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;

Организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и [или] профессиональная переподготовка педагогических работников);

Обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета "Астрономия";

Организация проведения мониторинга введения учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

Обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);

Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;

Обеспечение учебниками и (или) учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;

Обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);

Включение учебного предмета "Астрономия" в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;

Обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей [законных представителей], иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Объем часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

Перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки с учетом утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";

Принятие решения об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

При изучении астрономии может быть использован учебник Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" (М.: Дрофа), включенный в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).

Включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Об организации изучения учебного предмета "Астрономия"


Минобрнауки России подготовлены изменения в федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089) в части изучения учебного предмета "Астрономия" в качестве обязательного на уровне среднего общего образования. Копия приказа "О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. N 1089" от 7 июня 2017 г. N 506 .

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации Минобрнауки России с 2017/2018 учебного года также направляет методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования и просит довести указанную информацию до сведения общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Дополнительно Минобрнауки России сообщает, что подготовлен проект приказа о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования , утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 . В настоящее время указанный проект проходит процедуру антикоррупционной экспертизы, по завершении которой будет утвержден и направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

После утверждения изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования будет доработана примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

Т.Ю.Синюгина

Методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

В качестве обязательного для изучения учебного предмета "Астрономия" включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета "Астрономия" как обязательного на уровне среднего общего образования.

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

обеспечение необходимого объёма финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;

организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических работников);

обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета "Астрономия";

организация проведения мониторинга введения учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);

заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;

обеспечение учебниками и/или учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;

обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);

включение учебного предмета "Астрономия" в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;

обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Объём часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ;

определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";

принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

При изучении астрономии может быть использован учебник "Астрономия. Базовый уровень". 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).

Включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

, ст. преп. каф.

МПЕМД КРИПКРО

Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлены изменения в федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 5 марта 2004 г. № 000) в части изучения учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования (приказ «О внесении изменений в федеральный компонент государственного стандарта , утвержденный приказом МО РФ от 5.03.2004г. № 000 от 01.01.2001г. № 000)

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия с 2017г. направляем методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

На базовом уровне ученики должны освоить понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной. Содержание курса изложено в рабочей программе, результаты освоения курса, содержания курса, тематическое планирование и дополнительные материалы, которые помогу учителю грамотно спланировать урок.


Содержание курса астрономии несколько изменилось: уменьшена доля материала по небесной механике и астрометрии, увеличено число тем, посвященных астрофизике и космологии. В программу внесены новые научные сведения, такие как: гравитационные волны, коричневые карлики, тёмная материя и тёмная энергия. Особое место в программе занимает использование компьютерных приложений для определения положения звёзд, Луны, Солнца для любого населённого пункта. Реализация программы должна быть направлена на формирование у обучающихся практических навыков, например, таких как: умение находить на небе ряд созвездий и ярких звёзд; объяснять целый ряд астрономических явлений; отделять астрономию от лженаук, что особенно актуально в наше время. Также в качестве обязательного материала, для изучения учебного предмета «Астрономия», включается изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел.

Успешное освоение астрономии возможно только при условии реализации межпредметных связей. Пожалуй, в учебном плане школ немногие предметы имеют настолько интегративный характер. Так, астрономия связана с физикой, математикой, географией, историей, экологией, химией, ОБЖ, экономикой, языкознанием и литературой. Её особенностью является то, что содержание предмета позволяет проследить эволюцию научной мысли в исторической ретроспективе. Таким образом, изучение астрономии в школе является мощным ресурсом, обеспечивающим формирование научной картины мира у обучающихся.

Изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета «Астрономия» в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного на уровне среднего общего образования.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе . При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

· перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

· определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";


· принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

Включение учебного предмета «Астрономия» в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется. Однако, в 2018 году будет внесено изменение в содержание ЕГЭ по физике. К уже имеющимся заданиям будет добавлено ещё одно, астрономического содержания. Это 2-х балльное задание, в котором на основании предложенной в виде таблицы информации обучающийся должен будет установить соответствие либо выбрать 2 верных ответа из 5 представленных.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии.

При изучении астрономии может быть использован учебник «Астрономия. Базовый уровень». 11 класс, Воронцов-, ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 01.01.2001г. № 000) также учебные пособия , изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

1. . Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.

2. , . Астрономия/Издательство «Физматлит», 2017 г.

3. . Открытая астрономия/ Под ред. . – Электронный образовательный ресурс. Доступен он - лайн по ссылке http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm

4. . Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

1. Астронет http://www. astronet. ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно - популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.

2. Сайт http://www. gomulina. orc. ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит ин - формационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результатов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»

3. Сайт преподавателя астрономии http://myastronomy. ru/ - содержит методические подборки, научно - популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.

4. Школьная астрономия Санкт - Петербурга http://school. astro. spbu. ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет - ресурсы.

5. Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www. astronews. ru/ - сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.