Конспект НОД в старшей логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цель: Дифференциация звуков «П», «Пь».

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение звуков «П», «Пь» изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
  • формировать умение дифференцировать эти звуки;
  • учить определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполнении действий.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Театральная ширма, театральные куклы - «Сказочная птица» король Твёрдыш и король Мякиш, изображение солнца, пособие «Звуковые замки», письмо, названия станций. Магнитная доска, фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, 2 шкатулки, дидактическое пособие «Поезд». Пластиковые тарелочки с пластилиновым покрытием, природный материал (фасоль,косточки). Музыкальное сопровождение. Картинка-раскраска «Звуковички» (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную музыку, после обращения логопеда к детям звучит тревожная мелодия и появляется из-за ширмы «Сказочная птица» с конвертом в клюве.

Логопед: Дети, вы слышите, какая звучит тревожная мелодия? Наверное, что-то случилось? Посмотрите, к нам прилетела «Сказочная птица», она что-то держит в клюве. Как вы думаете, что это?

Дети: Конверт.

Логопед: А вы хотите узнать, что в этом конверте?

(Ответы детей).

Логопед подходит и берёт у «Сказочной птицы» конверт. Достаёт из него письмо с фотографиями королей «Твёрдыша» и «Мякиша», читает его:

«Дорогие дети! Очень вас просим, помогите. Когда мы возвращались из вашего детского сада в свои замки, то по дороге Злой Волшебник похитил наши звуки «П», «Пь» и заколдовал дорогу, по которой мы к вам добирались.

Если вы согласитесь нам помочь, то будьте готовы к испытаниям и трудным заданиям, которые встретят вас в пути. А если вы преодолеете весь путь то, колдовство Злого Волшебника перестанет действовать.

Ваши друзья».

Логопед: Дети, а вы узнали, кто просит вас о помощи?

Дети: Да, это «Твёрдыш» и «Мякиш»

Логопед:А кто они?

Дети: Короли «Звуковых замков».

Логопед: В каком замке живёт «Твёрдыш»?

Дети: В синем.

Логопед: А кто ещё живёт с «Твёрдышем» в его замке?

Дети: Все согласные твёрдые звуки.

Логопед: В каком замке живёт «Мякиш»?

Дети: В зелёном.

Логопед: А кто живёт с «Мякишем»?

Дети: Все согласные мягкие звуки.

Логопед: Дети, вы запомнили какие звуки похитил Злой Волшебник?

(Ответы детей).

Логопед: Вспомните и назовите какие звуки «П» «,Пь», их сходство и отличие?

(Ответы детей).

Логопед: Дети, вы готовы прийти на помощь нашим друзьям?

(Ответы детей).

Логопед: Путь в Сказочную страну звуков нелёгкий и долгий. Давайте встанем в круг и попросим силы у нашего Солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.

Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:

Ладошка - это солнышко, пальчики - лучики.

Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой лодони).
Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).
Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).
Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось!

Логопед: Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. А на чём же мы поедем в сказочную страну?

(Ответы детей).

Логопед: Дети, не забывайте, что короли Твёрдыш и Мякиш живут в Сказочных замках. И транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть сказочным. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведёт всех за собой!

(Ответы детей: поезд).

Логопед: С какого звука начинается слово «поезд»? Какой это звук?

(Ответы детей).

Логопед: Ребята, встаньте ровно, красиво, друг за другом, как паровозик с вагончиками. А чтобы по дороге нам было не скучно, повторяйте слова:

Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути
Ну-ка, дружно выходи!

Логопед: Мы прибыли на станцию «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ».

Игра «Скажи наоборот»:

па -пя пу -пю
по -пё пы -пи

Игра «Запомни и повтори»:

па-по-пу пы-пы-пи по-по-пё
па-па-пя пу-пу-пю

Игра «Четвёртый лишний»:

пенёк, пенал,печка, палка.

Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «СИГНАЛЬНАЯ».

Игра «Сигнальщики».

а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий - зелёной:

П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь.

б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой:

ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ

в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ».

Дети, это сундучки Твёрдыша и Мякиша, похоже они перепутали свои вещи. Давайте им поможем разложить картинки по сундучкам.

(Дети раскладывают картинки по сундучкам со звуками «П» и «Пь»).Логопед: Дети, посмотрите у нас на пути паровозик, а, чтобы он нас пропустил, мы должны разложить груз по вагончикам:

В первом вагончике поедут картинки, в названии которых звук «П» или «Пь» слышится в начале слова;

Во втором вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в середине слова;

В третьем вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в конце слова.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились! Строимся и едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

Дети, вы хорошо справились с трудностями и нашли пропавшие звуки «П» и «Пь», давайте подарим им букву.

(Дети под спокойную музыку выкладывают на пластиковых тарелочках с пластилиновым покрытием букву «П» из природного материала).

Логопед: Дети, чем отличается буква от звука.

(Ответы детей).

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути, и поэтому колдовство Злого Волшебника перестало действовать.

Звучит музыка, дети быстро строятся и отправляются дальше в путь

Логопед: Мы прибыли на станцию «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМКИ». Вот мы и
добрались до Сказочных замков. А вот и наши друзья.

(На ширме появляются король Твёрдыш и король Мякиш, и обращаются к детям с благодарностью).

Король Твёрдыш: Спасибо, вам дети, что откликнулись на нашу просьбу. Король Мякиш: Вернули нам пропавшие звуки и расколдовали дорогу. Теперь мы снова сможем приезжать к вам в гости.

Король Твёрдыш: Дорогие ребята, в знак нашей дружбы мы дарим вам на
память «Звуковичков».

Оба короля: До свидания, до новых встреч!

Логопед: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, строимся паровозиком с вагончиками. Дети прощаются с королями, звучит музыка.

Татьяна Дёмина,
учитель-логопед

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

    Артикуляция звука.

    Постановка звука.

    Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов.Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук вслогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки? Что растут под кленами, Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

Практический материал по автоматизации звука ПЬ

Снежана Валерьевна Сироткина
Звуки П-Пь, Б-Бь. Дифференциация. Дикие животные

Тема : «Звуки П – Пь , Б-Бь . Дифференциация . Дикие животные ».

1. Психогимнастика в кругу. Введение в тему.

Изобразите сердитого Бармалея;

Доброго доктора Айболита;

Заболевших зверей.

Чтение воспитателем письма : «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Лосенок Бим и поросенок Пик». Сегодня будем выручать из плена Пика и Бима, будем повторять звуки П-Пь , Б-Бь .

Дети садятся на места.

2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом – всем тепло, уютно в нем!»

3. Характеристика звуков с опорой на схему , сравнение звуков по артикул . признакам.

4. Картинка «лес» Песенка животного : па-ба-па; бы-пы-бы; по-бо-по-бо; пи-би-пы-бы.

Кто это? Белка. Как называется жилище? Детеныши? Какой первый звук в слове ?

Задание белки : помочь поиграть в игру «4 - лишний» . За помощь белочка подсказала обратиться к бурундуку.

Картинка бурундука. Он соглашается помочь найти Бармалея, если дети выполнят задание :

Замените звук Б на звук П и назовите слова :балка…бочка…блошки…борт….

Пь на Бь : пел…пить…

1 звук в слове на Пь : лесенка…лесок…речка…лень.

Молодцы. Выполнили задание, слушайте внимательно : «Направо пойдете, болото найдете - там живет бегемотик Плюх, он покажет дорогу».

5. Выставляется бегемот (картинка) . Он соглашается помочь при условии выполненного задания : исправьте слова :

Вода бежит в прохладной печке…речке.

Поленья полыхают в речке! Печке.

Все уселись мы на песенку и поем мы дружно лесенку!

Я нажимаю на медали, чтоб первым получить педали!

На пляже тепленький лесок, вдали зелененький песок!

Далеко идти мне пень, лучше сяду я на лень!

Лечит от болезней пекарь, хлеб печет умелый лекарь!

Молодцы. Болото обойдете, направо пойдете!

6.-Там живут два доктора – Пилюлькин (лечит зверей, в названии которых мягкие Пь - Бь) и Айболит (твердые звуки ) . Определите, кто кого будет лечить и поднимите нужный квадрат.

Пума, антилопа, черепаха, бизон, панда, зебра, петух, баран, зубр, бобер, белка, бегемот, пони.

7. ФМ. «На водопой»

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок.

За мамой-лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамою белкой скакали бельчата, за мамой зайчихой - косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

8. Звуко-буквенный анализ .

Айболит и Пилюлькин просят составить схему слов «ПОНИ» и «БЕЛКА» .

Логопед на доске составляет схему с намеренной ошибкой. Совместный анализ составленных схем.

9. Картинки спасенных лосенка Бима и поросенка Пика.

Употребление притяжательных прилагательных : лосинная и кабанья семья, копыта лосинные и кабаньи, хвост лосинный и кабаний. Общее и различное у данных животных . Их характеристика.

10. Составление предложений по данным картинкам, составление схем предложений. Определение типов предложения по интонации :. ,? , !

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе

учитель-логопед Бабкина С.Н.

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

При воспитании в общеобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».

    выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

    осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

    возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.

Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй .

Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

    диагностическое;

    коррекционно-развивающее;

    информационно-консультативное.

Осуществляя взаимодействие следует:

    Учитывать структуру речевого нарушения;

    Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционно-развивающие

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда

с музыкальным руководителем

    Планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

    Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

    Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

    Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

    Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

    Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

Педагогические задачи

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на поддувание.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Выработка нижнедиафрагмального дыхания.

Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.

Движения с речью

Развитие артикуляции под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен.

Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие монологической и диалогической речи

Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря

Формирование навыков составления диалога.

Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью.

Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо.

Музыкальные спектакли

Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

Таким образом, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

Консультация

для музыкального руководителя на тему:

«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Учитель-логопед

Липецк 2015

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

    темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

    План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий


Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.