Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на Allbest.ru

1. Основные функции Президента РФ

Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.

Так же полно и широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Ответственной и сложной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

2. Конституционные полномочия Президента РФ в с фере законодательной власти

Президент:

Обладает правом законодат. инициативы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения;

Назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ;

Распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ;

Назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ;

Подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ;

Обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона;

Обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства.

3. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти

Президент РФ - глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;

3) принимает решения об отставке Правительства РФ;

4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

9) имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

10) осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;

11) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная службаисполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). президент администрация полномочия

4. Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной власти

Достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).

В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность). Распоряжения -- это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования. В конкретных условиях необходимости быстрого и радикального обновления правовой основы процессов становления рыночной экономики, демократизации, гражданского общества и правового государства в РФ указы Президента сыграли важную роль в становлении новой правовой системы.

5. Военные полномочия Президента

В военной области полномочия Президента достаточно широки:

· он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

· Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

· В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Указ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

· Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г.

· Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации.

· Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу.

· На Президента РФ возлагается определенная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.

6 . Правовые акты президента

ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ -- издаваемые главой государства в пределах его конституционных полномочий правовые акты общего значения. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществления волю Президент выражает через правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 90) Президент вправе издавать указы и распоряжения. Акты Президента обязательны к исполнению на всей территории РФ. Они носят подзаконный характер и должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. установлен порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающих согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, а также их юридическую экспертизу. Решение о готовности проекта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения (как и федеральные законы) Президент подписывает собственноручно; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению Президента (такая печать находится на хранении у заведующего Канцелярией Президента). Акты Президента публикуются в «Собрании законодательства РФ». Нормативные указы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Среди актов, издаваемых Президентом, нормативный характер, как правило, носят указы. В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. При этом в начале размещаются нормативные указы; указы ненормативного характера размещены вслед за нормативными указами. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Так, Главным государственно-правовым управлением 16 октября 2000 г. за номером 16 дано официальное разъяснение пункта 1 Указа Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки». Текст такого разъяснения публикуется в третьем разделе Собрания законодательства РФ (то есть там же, где помещаются нормативные указы Президента). При этом, как и указ, официальное разъяснение имеет указание на дату его принятия и порядковый номер.

В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это касается случаев определения правового статуса того или иного подразделения Администрации главы государства. Однако такие случаи носят исключительный характер.

7 . Администрация Президента РФ

Об Администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органами государственного управления) и все президентские структуры его Администрации. В узком же смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственном смысле действует на основе утверждаемого его указами «Положения об Администрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру. Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, и действует в составе руководителя Администрации Президента РФ, двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ - помощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений, которые состоят из департаментов. Администрации Президента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правах управления), аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, Канцелярия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление пресс-службы и информации Президента РФ, Протокольно-организационное управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ, которому непосредственно подчиняются:

1) руководитель Администрации, заместители руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ;

2) секретарь Совета безопасности РФ.

Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей и помощников секретаря Совета безопасности РФ; определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему; утверждает положения об управлениях Президента РФ, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

Президент РФ и его Администрация, имеющая сложную и разветвленную структуру, составляют и представляют некое неразрывное единство, особый и весьма специфический государственный орган президентской власти - Президентуру. Особенности этого государственного органа отражают и организационно закрепляют всю специфику и суть предназначения российской президентской власти в общей системе государственной власти, обеспечивающей, с одной стороны, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти (прерогатива Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции), а с другой - государственное регулирование и управление делами всей жизнедеятельности государства и общества.

8. Государственный совет

президент конституция правовой законодательный

Государственный совет РФ - это совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Государственный совет включает в себя:

1) председателя Государственного совета (им является Президент РФ);

2) членов Государственного совета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Работа Государственного совета осуществляется на общественных началах, т. е. деятельность должностных лиц по работе в этом Государственном совете не оплачивается.

В составе Государственного совета для решения оперативных вопросов формируется президиум, который включает в себя 7 членов Государственного совета. Состав президиума определяется Президентом РФ и замещается 1 раз в полгода.

В полномочия президиума Государственного совета входит рассмотрение плана работы Государственного совета, повестки дня его очередного заседания, анализ реализации плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Государственного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

Государственный совет и его президиум в своей структуре могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, вынесенных на заседание Государственного совета. Эти группы могут привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов как на оплачиваемой основе, так и на общественных началах.

Организация деятельности Государственного совета осуществляется специальными подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.

Полномочные представители Президента РФ - это специально уполномоченные Главой РФ должностные лица, входящие в структуру Администрации Президента РФ.

Полномочные представители Президента РФ могут быть:

1) в федеральных округах (их деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ);

2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ);

3) в Совете Федерации (их направляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ);

4) в Конституционном Суде РФ (направления деятельности данных представителей Президента РФ осуществляет также заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ).

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде осуществляют наблюдение за деятельностью соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и направляют Президенту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ. Содержание и классификация полномочий. Деятельность Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной, законодательной и судебной властью. Иные полномочия в государственной жизни.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2013

    Полномочия президента РФ в сфере назначения должностных лиц, осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти, изданию нормативных актов. Руководство президента внешней политикой, обороной страны. Администрация и пресс-служба Президента.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2011

    Изучение истории становления и развития института президентства в России. Порядок выборов, вступление и отрешение от должности Президента РФ. Осуществление Президентом законодательной власти. Полномочия Президента в сфере исполнительной и судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2016

    Президент России-гарант Конституции РФ. Полномочия Президента РФ в области прав и свобод человека и гражданина. Право президента РФ в установленном порядке принимать меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2008

    Президент Российской Федерации – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий ВС. Полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти; основания их досрочного прекращения.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации. Его законодательные полномочия. Правовые акты Президента, их понятие, виды и юридическая природа. Основные символы президентской власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2015

    Избрание и вступление в должность Президента РФ, его полномочия. Акты Президента РФ: виды и место в системе источников российского права. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Правовой статус Администрации Президента РФ.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Характеристика функции конституционного контроля Президента Российской Федерации, его полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государства. Положение о комиссии по правам человека Президента Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2012

    Основные функции Президента Российской Федерации, порядок его избрания. Определение результатов голосования и вступление в должность. Полномочия Президента в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти, а также иные обязанности в России.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2017

    Компетенция и полномочия Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики. Полномочия Главы государства в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти, внешней политики и обороны, по изданию нормативных актов.

В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обя­занностей указаны в ст. 85–90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Прави­тельству:

1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Пред­седателя Правительства РФ с согласия Го­сударственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двух­недельного срока после вступления в должность вновь избран­ного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Пред­седателя Правительства Государственной Думой;

2) Президент имеет право председательствовать на засе­даниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в дан­ном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3) Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях: подачи Правительством заяв­ления об отставке, выражения недоверия Правительству Госдумой, отказа Госдумой в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Госдумы на освобождение Председателя Правительства.

При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением Госдумы о выраже­нии недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Госдумы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распус­кает Госдуму;

4) в особую группу можно выделить полномочия Президен­та, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать долж­ностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, чле­нов Совета директоров Центробанка производится Государст­венной Думой. При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Цен­трального банка, Президент в течение двух недель вносит но­вую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных ми­нистров, хотя эти лица и назначаются по предложению Пред­седателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правитель­ства;

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Россий­ской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществ­ляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Пре­зидент России самостоятельно назначает судей других Феде­ральных судов;

Президент формирует Администрацию Президента, ко­торая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администра­цию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указа­ми и распоряжениями Президента России;

В соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в феде­ральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов федерации, органах местного самоуправ­ления, а также в российских иностранных и международных организациях;

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назна­чает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

Президенту дано конституционное право назначать и от­зывать дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организаци­ях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Фе­дерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Пре­зидент издает Указ.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета РФ, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, ста­тус которого определен Федеральным законом (Закон «О безо­пасности» от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществля­ет подготовку решений Президента в области обеспечения безо­пасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и во­енной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и чле­ны Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятель­ность нашего государства. Основные положения военной доктри­ны Российской Федерации представляют совокупность офици­альных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизнен­но важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Воо­руженных Сил. Основные положения военной доктрины гаран­тируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, меж­дународных норм, принципов и имеют оборонительную направ­ленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью.

Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем вы­боров является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент Российской Федерации назначает выборы депу­татов Государственной Думы также в случае роспуска Государ­ственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Консти­туцией России.

Президент распускает Государственную Думу лишь в случа­ях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным статьям). Необходимо иметь вви­ду, что Президент вправе распускать только одну палату Феде­рального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федера­ции – Конституцией вообще не предусмотрен.

В полномочия Президента входит и назначение референду­ма, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положе­ния проведения референдума, порядок его назначения, проце­дуры голосования и другие вопросы определяются федераль­ным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государст­венную Думу, причем, если законопроект носит срочный ха­рактер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседа­ниях Думы.

Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции России.

На Президента возложена обязанность подписывать и обна­родовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президен­ту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотре­ние. В силу Конституции Президент не вправе отказаться под­писать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официаль­ного опубликования, если самими законами не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок подписания и обна­родования закона, такой закон не имеет юридической силы.

В Конституции России установлено, что Президент обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются на совместных засе­даниях палат парламента.

Президент определяет основные направления военной по­литики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и орга­низациями. К полномочиям Президента относятся издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утвержде­ние плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и дру­гих войск, размещения военных объектов. Президент ведет пе­реговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховный Главно­командующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, во­инскими формированиями. Управление Вооруженными Сила­ми России осуществляет Министерство обороны и Генераль­ный штаб Вооруженных Сил.

Президент РФ вводит своим Указом во­енное положение на всей территории страны или в ее отдель­ных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим па­латам Федерального Собрания. Указ Президента о введении во­енного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.

Военное положение вводится Президентом в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельно­сти государства. Во время военного положения органы государ­ственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления во­енного времени. Введение военного положения связано с оп­ределенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положе­ния Государственная Дума не подлежит роспуску.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным за­коном, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

Целью введения чрезвычайного положения является обеспе­чение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Зако­ном Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Пре­зидента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, мас­совых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.

Право Президента вводить на территории Российской Феде­рации или в отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Прези­денты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Со­ветом Федерации.

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:

Приема в гражданство РФ иностран­ных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

Принимает решения по вопросам восстановления граж­данства;

Дает разрешение на выход из гражданства;

Разрешает гражданину РФ иметь двой­ное гражданство.

До решения указанных вопросов Президентом они предва­рительно рассматриваются в Комиссии по вопросам граждан­ства при Президенте РФ.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является су­веренным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право пре­доставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами Рос­сии. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

Государственными наградами являются звание Героя Рос­сийской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Россий­ской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Го­сударственных наград могут быть удостоены граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Рос­сийской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения дан­ных вопросов при Президенте создана Комиссия по государст­венным наградам.

Президенту предоставлено право помилования. Помилова­ние - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты поми­лования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они при­нимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

Президент РФ обладает неприкосновен­ностью (ст. 91 Конституции РФ).

В указанной статье дана важная характеристика статуса Пре­зидента Российской Федерации – его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает содержание понятия неприкосновенно­сти. Но из анализа других положений Конституции можно сде­лать следующий вывод:

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы соз­дать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные помещения, которые Президент занимает, на ис­пользуемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, админист­ративной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсо­лютную неограниченную неприкосновенность.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

СКРЫТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье в результате анализа доктринальных источников и изменений законодательства в сфере полномочий Президента России выявлены такие тенденции, как: расширение полномочий посредством законодательства и подзаконных актов, институционализация скрытых полномочий. Выявлены причины расширения скрытых полномочий и обозначены риски этого правового явления. Сделан вывод о несоответствии распространяющегося «режима ручного управления» в механизме реализации конституционных полномочий Президента России содержательной сути конституционной модели института президента. Предложены возможные пути разрешения сложившейся практики. Ключевые слова: Конституция, Президент Российской Федерации, скрытые полномочия, фактический и юридический источник скрытых полномочий, тенденции «правовой судьбы» скрытых полномочий Президента России.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.46.6.015-023

Professor, Doctor of Law, Acting Head of Department of Constitutional and

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

HIDDEN POWERS OF THE PRESIDENT OF RUSSIA: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Abstract. In the article, as a result of the analysis of doctrinal sources an-dChanges in legislation in the sphere of powers of the President of Russia, The following tendencies are revealed: expansion of powers throughlegisla-tion and by-laws; on the institutionalization of hiddenauthority The reasons for the expansion of hidden powers andthe risks of this legal phenomenon are identified. A conclusion is drawn about non-compliance»manual mode» in the mechanismrealization of the constitutional powers of the President of Russiathe content of the constitutional model of the president"s institution. Possible ways of resolving the established practice are suggested. Keywords: Constitution, President of the Russian Federation, hiddenpow-ers, actual and legal source of hidden powers, tendencies of the «legal fate» of the hidden powers of the President of Russia.

Валентина

Викторовна

КОМАРОВА,

профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L--S имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Правовая природа Конституции Российской Федерации, которая выступает важнейшим политическим актом, определяющим соотношение интересов и взглядов ведущих социально-политических сил на момент ее принятия, устанавливает основополагающие цели, принципы и ценности, вектор развития общества и государства, основы правового положения личности, социально-экономической и политической организации общества, государственно-территориального устройства, осуществления публичной власти, предопределяет президентские полномочия.

Конституция Российской Федерации как системообразующий закон государства выполняет важную роль в относительно новом для страны институте президентства: не только по-новому его закрепляет, но и выделяет два подинститута, используя для этого различную методологию изложения конституционного текста: содержательную и функциональную.

О. Е. Кутафин писал, что «основная существенная характеристика статуса Президента РФ заключается в том, что он, являясь главой государства, сочетает в себе два качества: органа государства и высшего должностного лица... Статус Президента РФ проявляется во всех его законодательно определенных функциях, в обобщенной форме сформулированных в ст. 80 Конституции РФ»1. О. Е. Кутафин считал, что «глава государства - это. символ единства нации (народа) и государства»2.

Согласимся, что, если «взять за первооснову содержательную сторону политико-правового явления, тогда конституционно-правовой статус по своему потенциалу и возможностям развития в актах конституционно-правового и отраслевого законодательства является стратегически определяющим, в концентрированном виде вобравшим в себя главные характеристики президентуры. Если исходить из формально-юридических требований, конституционно-правовой институт является более объемным и более детально раскрывающим глубинный потенциал статуса»3.

В современной российской конституционной теории и практике президентские полномочия в их расширительной динамике подвергнуты детальному ана-

1 Кутафин О. Е. Глава государства: монография. М. : Проспект, 2013. 560 с.

2 Кутафин О. Е. Глава государства. М., 2012. С. 7.

3 Малиновский В. А. Президент Республики Казахстан: институт, функции и инструменты власти: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2004. 55 с.

4 Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999. С. 15-17.

ШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: |/

имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории И практики

лизу и классификации. Предложены самые разные основания для выделения видового многообразия.

Олег Емельянович Кутафин выделял полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием других федеральных органов государственной власти, с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и законности в их деятельности, с определением основных направлений внутренней и внешней политики государства, с его участием в федеральном законодательном процессе, а также полномочия в области внешней политики, обороны и обеспечения безопасности государства5.

В. Е. Чиркин выделяет полномочия главы государства, основанием для которых можно назвать сферу деятельности:

1) представительство государства внутри страны и на международной арене;

2) формирование органов государства и назначение высших должностных лиц;

3) защита конституционного строя;

4) полномочия, относящиеся к сфере правового статуса личности и защите прав человека и гражданина;

5) координационно-арбитражные полномочия;

6) участие в деятельности законодательной власти;

7) участие в деятельности исполнительной власти;

8) участие в деятельности судебной власти6.

А. Н. Кокотов условно подразделяет полномочия президента на его полномочия как главы государства и как фактического главы исполнительной власти7.

Л. А. Окуньков выделял полномочия президента как гаранта Конституции, в сфере использования президентом согласительных процедур, полномочия президента в области кадровой политики, в области обороны страны и обеспечения ее безопасности, во внешней политике8.

В соответствии с функциями президента выделяют полномочия президента: как гаранта Конституции; как гаранта прав и свобод человека и гражданина; по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; по определению основных направлений внутренней и внешней политики; по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; по представлению Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях; по обеспечению собственной деятельности; по принятию актов9. Исследование функциональной классификации сегодня, наверное, самое глубокое10.

5 Кутафин О. Е. Глава государства: монография. М. : Проспект, 2013. С. 426-489.

6 Чиркин В. Е. Глава государства. М. : Норма: Инфра-М, 2010. 239 с.

7 Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. М. : Проспект: Велби, а 2008. 296 с. Т

8 Окуньков Л. А Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практи- □ ка. М. : Норма, Инфра-М, 1996. С. 36-54. И

9 Колобаева Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (во- Е просы теории и практики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19-22. Н

10 Прокофьев В. Н. Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история,

современность, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпри-

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Полномочия, выделяемые по критерию адресной направленности, раскрывают в своих работах А. М. Осавелюк11, Л. А. Окуньков12 и другие авторы13. Выделяются императивные и диспозитивные, исключительные и ординарные полномочия14.

И практически в каждой из названных выше и не названных, но бытующих в теории конституционного права классификаций авторы оставляют за пределами своих теоретических конструкций некоторые президентские полномочия в виде «иных полномочий Президента Российской Федерации» или прямо указывают на наличие таких, которые не вписываются в предлагаемые классификации.

Названия таких президентских полномочий разные: скрытые полномочия (выявленные Конституционным Судом РФ), «подразумеваемые» (выявляемые в ходе правотворческой деятельности главы государства) полномочия15, названные термины используют как синонимы16; указное право17, поручительное право (Ю. А. Тихиров18), резервные полномочия19.

Но суть, по мнению автора статьи, примерно одинакова, в отличие от «компе-тенционной экспансии» - «очевидного внеконституционного расширения полномочий Президента с превышением пределов компетенции за счет компетенции других институтов. Данное явление имело место на всем протяжении существования российского института президентства, но в три этапа, отличавшиеся воздействием различных факторов, целями, условиями и, что принципиально, способами расширения президентских полномочий: 1991-1993 гг.; 1994-1999 гг.; 2000-2009 гг.»20. Отметим, что процесс институционализации скрытых полномочий продолжается.

нимательство; право и управление. 2017. № 7 (86) ; Петрушкина Ю. Д. Полномочия Президента РФ как главы государства // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15 ; Виноградов О. В. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2008. № 3 (32). С. 221-226.

11 Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. М. : Юнити-Дана, 2012. 575 с.

12 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М. : Норма, Инфра-М, 1996. С. 36-54.

13 Комарова В. В. Конституционное право: учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2014. 161 с.

14 Щипанов А. В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций // Российский юридический журнал. 2009. № 6. С. 232-235.

15 О наличии у Президента Российской Федерации скрытых или подразумеваемых полномочий говорят и такие авторы, как М. А. Краснов, Л. М. Рахманов, О. Н. Тарасов, Е. Бондарец.

16 Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. колл. и отв. ред.: д. ю. н., профессор С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2014. С. 9.

17 Лучин В. О. Указное право в России. М., 1996.

18 Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий // Конституционные идеалы и ценности в практической демократии: материалы и доклады Между-нар. науч.-практ. конференции. Самара, 2017. С. 168.

19 Краснов М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента // Государство и право. 2015. № 1. С. 14, 15.

20 Зуйков В. А. Политика в рамках права: правила игры для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 25-31.

ШШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории И практики

Исходя из буквы Конституции России, нормативная структура института президента состоит, во-первых, из норм федеральной конституции, во-вторых, из норм федеральных конституционных законов, в-третьих, из норм федеральных законов, в-четвертых, из подзаконных актов21.

Что можно назвать скрытыми полномочиями: те, которые не названы конституционным текстом (первичные скрытые полномочия) или федеральным законодательством (вторичные скрытые полномочия)? Правомерно ли выделять два уровня скрытых полномочий?

Конституционно закрепленные полномочия Президента России находят механизм своей реализации в федеральном законодательстве. В результате законодатель начал демонстрировать тенденции развития в сторону более четкого определения компетенции и обязательств.

Например, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»22 публично-правовая компания может быть создана не только на основании федерального закона, но и на основании указа Президента РФ. Помимо этого, за Президентом РФ закреплено право принять решение о создании публично-правовой компании, Президентом РФ определяется срок, может быть закреплено право назначать председателя и членов наблюдательного совета публично-правовой компании и прекращать их полномочия досрочно; реорганизация и ликвидация публично-правовой компании, созданной на основании указа Президента РФ, осуществляются также на основании указа Президента РФ.

На основании указанного Закона Президент РФ получает годовой отчет публично-правовой компании.

Закон закрепляет право Президента РФ своими правовыми актами предусмотреть осуществление отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний. Таким образом, мы видим санкционированное законодательной властью расширение полномочий на основании актов Президента России - санкционированные скрытые полномочия (третий уровень скрытых полномочий).

Есть примеры и иные - расширительные санкционированные законами. Федеральные законы от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"»23 и от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»24 закрепляют полномочия Президента РФ и Правительства в отношении корпорации; полномочия Президента и органов государственной власти Российской

21 Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Указ. соч. С. 79.

22 Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О публично-правовых Т компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодатель- □ ные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4169. И

23 Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной Е корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Н Ст. 4341. □

СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4736.

Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Однако объем правомочий, закрепляемых федеральным законодателем в этом механизме, и их расширительные пределы вызывают вопрос о соразмерности в силу риска перекладывания с исполнительной власти на Президента России решения точечных, а не векторных, базовых вопросов, вытекающих из духа Конституции России и содержательного наполнения института президента. Возникают вопросы: это реализация полномочий Президента или прямое вмешательство в деятельность исполнительной власти, санкционированное властью представительной? В этой связи, возможно, целесообразно было бы ввести процедуру одобрения Президентом решений Правительства в той или иной сфере, с тем чтобы не углубляться в ручное управление точечных вопросов.

Возвращаясь к источникам «скрытых» полномочий, отметим, что очевидно их деление на фактические и юридические. К последним отнесем федеральное законодательство, подзаконные акты. В числе последних особое место занимают акты Президента России, направленные:

На создание новых видов актов (поручений). С точки зрения автора статьи, об институционализации скрытых полномочий Президента России можно судить по реально действующему «поручительскому праву» - не только потому, что поручения Президента России сегодня исчисляются многими десятками, но и по имеющейся ответственности за их невыполнение. Ярким примером могут стать Перечни поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденные Президентом РФ 16.03.2018, 05.12.2016 № Пр-2346, 05.12.2014; письмо Минтруда России от 29.01.2018 № 13-5/10/П-546 «О Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам»; поручение Президента РФ от 15.11.2011 № Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года» и др.;

Создание новых правовых механизмов, таких как федеральные округа и полномочные представители Президента в федеральных округах (с расширением их организационно-обеспечивающей структуры и полномочий), уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и некоторые иные, может иллюстрировать расширение полномочий Президента собственными актами. Определенное число нормативных указов Президента издано фактически

в режиме конкурирующей компетенции с законодательной властью и Правительством РФ. Объяснение - особая роль Президента, его обширные полномочия, касающиеся не только исполнительной, но и законодательной власти25.

25 Подобные акты были типичны для конституционных монархий и включались в массив чрезвычайно указного законодательства, основанного на праве главы государства в известных случаях принимать меры и предписывать нормы, относящиеся к компетенции законодательных органов.

ШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории и практики

Однако согласимся с М. А. Красновым и И. Г. Шаблинским: «.нередко полномочия, установленные в его собственных правовых актах, реализованные через них или закрепленные законодательно, являются всего-навсего конкретизацией конституционных функций (задач) Президента как главы государства или его конституционных полномочий, сформулированных в довольно общем виде. В некоторых же случаях законодатель даже ограничивает Президента, предписывая определенный порядок реализации его конституционного полномочия. Тем более что Конституция в своем тексте порой оговаривает необходимость принятия того или иного закона, который должен конкретизировать полномочия и установить порядок их осуществления»26.

Современная конституционная правовая модель компетенции Президента вписывается в традиции российской власти; по мнению С. А. Авакьяна, как и прежде, государственный механизм стремится воспроизводить свой монолитный характер, а весь бюрократический аппарат замкнут на главу государства.

Значимую роль в институционализации скрытых полномочий Президента страны играет Конституционный Суд России. Его решения и правовые позиции в сфере выявления скрытых полномочий Президента России могут быть рассмотрены «как создающие эффект вторичной конституционализации в российской политической системе в целом»27.

Отчасти возможность вовлечения судебной власти в процесс становления и институционализации скрытых полномочий Президента России прослеживается в буквальном прочтении текста ст. 125 Конституции РФ.

Конституционным Судом РФ в постановлениях от 31.07.1995 № 10-П, от 04.04.2001 № 8-П высказана правовая позиция, согласно которой для случаев, когда деятельность Президента Конституцией не детализирована, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей и требованием соответствия президентских указов и распоряжений Конституции РФ и федеральным законам.

Примером могут быть и иные решения Конституционного Суда РФ28.

В заключение отметим, что современные авторы приходят к мнению о необходимости конституционализации президентских полномочий, то есть приведения в соответствие с целями, принципами и ценностями, заложенными в Конституции РФ, законодательства и правоприменительной практики, а именно актов

26 Краснов М. А, Шаблинский И. Г Российская система власти: треугольник с одним углом. М. : Институт права и публичной политики, 2008. 231 с.

27 Торнхилл К., Смирнова М. В. Модели вторичной конституционализации в российской политической системе // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6. С. 34-42.

28 Например, консультации Президента с политическими партиями и кандидатами на долж- а ность высшего должностного лица субъекта: постановление Конституционного Суда РФ

от 24.12.2012 № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений □

федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (предста- И

вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе- ^

рендуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8062.

правоприменения и политического поведения главы российского государства29. Ряд ученых выступают за принятие закона о Президенте с целью закрепления фактических полномочий Президента30.

В этой связи видится следующее. Назрела необходимость четкого определения критериев: когда принцип пропорциональности, который к настоящему времени занял прочную позицию в российском судопроизводстве и распространяется на нормотворческую деятельность31, находится в непротиворечии с принципом соразмерности, а когда выходит за рамки реализации конституционно определенных президентских полномочий и вторгается в пределы повседневной деятельности органов публичной власти, фактически переключая «в ручной режим управления».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий // Конституционные идеалы и ценности в практической демократии: материалы и доклады Международной научно-практической конференции. - Самара, 2017. - С. 162-171.

2. Виноградов О. В. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. - 2008. - № 3 (32). - С. 221-226.

3. Зуйков В. А. Политика в рамках права: правила игры для Президента // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 25-31.

4. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. - М. : Проспект: Велби, 2008. - 296 с.

5. Колобаева Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. - 30 с.

6. Комарова В. В. Конституционное право: учебное пособие. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 161 с.

7. Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. - М., 1999. - 318 с.

8. Краснов М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала Президента // Государство и право. - 2015. - № 1. - С. 5-16.

29 Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий. Конституционные идеалы и ценности в практической демократии. Материалы и доклады 12 Международной научно-практической конференции. Самара. 2017 год. С. 169.; Зуйков В. А. Указ. соч. С. 25-31.

30 Краснов М. А, Шаблинский И. Г. Указ. соч. С. 222-223.

31 Современными авторами предлагается закрепить принцип пропорциональности на уровне федерального закона с целью установления обязательной юридической силы содержательного ядра этого принципа не только для судов, но для законодательных и исполнительных органов государственной власти. См.: Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 109.

Комарове В. В.

Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики

9. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. - М. : Институт права и публичной политики, 2008. - 231 с.

10. Кутафин О. Е. Глава государства: монография. - М. : Проспект, 2013. - 560 с.

11. Лучин В. О. Указное право в России. - М., 1996. - 51 с.

12. Малиновский В. А. Президент Республики Казахстан: институт, функции и инструменты власти: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Алматы, 2004. - 55 с.

13. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика.- М. : Норма, Инфра-М, 1996. - 240 с.

14. Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 575 с.

15. Петрушкина Ю. Д. Полномочия Президента РФ как главы государства // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2013. - № 15. - С. 80-84.

16. Прокофьев В. Н. Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история, современность, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 7 (86). - С. 85-89.

17. Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. колл. и отв. ред.: д. ю. н., профессор С. А. Авакьян. - М. : Юстицин-форм, 2014. - 596 с.

18. Торнхилл К., Смирнова М. В. Модели вторичной конституционализации в российской политической системе // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 6. - С. 34-42.

19. Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 105-111.

20. Чиркин В. Е. Глава государства. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 239 с.

21. Щипанов А. В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций // Российский юридический журнал. - 2009. - № 6. -

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

  • - представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);
  • - функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
  • - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней);
  • - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, -- естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как га-рант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Столь же широко сформулирована в Конституции PФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае на исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый кому дороги интересы России, должен признать, что rpoш цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции, хотя и сформулированной в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в "установленном Конституцией РФ порядке" (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ "арбитром" во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит "над тремя властями", но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе -- самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ "О безопасности". Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и информации и др. Практически все эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, федеральная пограничная служба. Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства "внутри страны"), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).