51.Причины и условия организованной преступности .

Факторы, определяющие состояние организованной преступности в России:

1)Передел собственности в условиях недостаточной урегулированности и стабильности рыночных отношений, складывающихся в экономике переходного периода.

2)Имущественное расслоение общества в результате сосредоточения высоких доходов у лиц, занимающихся коммерческой, посреднической деятельностью, не оказывающей существенного влияния на возрождение экономики (5-10% населения), и падения жизненного уровня большинства граждан страны (60% населения).

3)Безработица, утрата гражданами гарантий трудоустройства. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых экономических условиях, приводит к распространению установок на криминально-силовые методы разрешения социальных противоречий и конфликтов. По оценкам зарубежных специалистов, увеличение безработицы только на 1% вызывает рост преступности на 5%, а для организованной преступности этот показатель в 1,5 раза выше.

4)Повышение виктимности поведения граждан в сфере социально-экономических отношений. Отсутствие у подавляющего большинства населения экономических навыков в условиях нарождающихся рыночных отношений, недостаточная осведомленность о правилах и процедурах совершения сделок и других гражданско-правовых операций способствуют снижению уровня защищенности его собственности, развитию криминального бизнеса, совершению тяжких корыстно-насильственных преступлений организованными преступными структурами.

Экономические процессы, способствующие росту организованной преступности , в значительной мере определяются следующими социально-политическими факторами:

1)Ослаблением роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений, в борьбе с проявлениями «дикого рынка» (под предлогом невмешательства в рыночные отношения как самоуправляющуюся систему, якобы способную к самостоятельному обеспечению своего функционирования без вмешательства извне).

2)Ликвидацией большинства форм социального контроля в результате политической нестабильности общества, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов, распада единой системы правоохранительных, таможенных, пограничных, контрольных органов, снижением эффективности их деятельности.

3)Пробелами в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедурой доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

Серьезно способствуют росту организованной преступности и противоречия в сфере духовной жизни общества. Здесь особое значение имеют следующие факторы.

1)Деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности. Совершение различного рода злоупотреблений и правонарушений в экономике, в быту, привыкание к ним как к допустимым для себя и простительным для других провоцирует рост организованной преступности, не побуждает граждан к реальному противодействию ей. Ситуация, сложившаяся в последние годы в духовной сфере, характеризуется проявлениями крайнего эгоизма, корыстных частнособственнических интересов, все большим неверием в возможность справедливости, отсутствием правовой и снижением общей культуры населения.

2)Негативные процессы в сфере идеологии, воспитания молодежи. Целенаправленная деятельность отдельных средств массовой информации по дезориентации молодых людей в выборе жизненных целей и средств их достижения, формированию у них культа «красивой» жизни, силы, вседозволенности наносит зачастую непоправимый ущерб обществу. Качественный скачок в объеме международных связей и туризма повлек за собой побочные последствия, способствующие установлению более тесных контактов российских преступных сообществ с зарубежными организованными преступными группами.

3)Значительный криминальный потенциал населения. По данным экспертов, в России «школу» исправительных учреждений прошли 15-18 млн человек.

52.Предупреждение организованной преступности.

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время - задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

1)выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;

2)создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

3)предотвращение замышляемых преступлений;

4)пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

5)целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

6)реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

53.Общая характеристика преступности военнослужащих и личности преступников-военнослужащих.

Воинская преступность - совокупность преступлений, совершенных военнослужащими, а также приравненными к ним по статусу и уголовной ответственности военными строителями и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Система воинской преступности включает:

1) общие преступления, для которых не требуется специальный субъект;

2) воинские преступления со специальным субъектом -военнослужащим. Объект - воинский правопорядок.

Особенности детерминации воинской преступности:

1) повышенная значимость субъективных, в т. ч. идеологических факторов;

2) жесткая зависимость внутриармейской ситуации от государственного обеспечения;

3) существование традиционных механизмов профилактики. Неиспользование этих механизмов является криминогенным фактором.

Как правило, чем выше воинское звание, тем ниже преступная активность, а характер преступности смещается от насильственной (доминирует у рядового состава) к корыстной (у офицеров).

Для выявления криминологически значимых особенностей, свойственных социально-психологической характеристике личности военнослужащих-преступников, должна быть

проанализирована их мотивационная сфера. Внутренними условиями мотивации являются психофизиологические и биологические особенности личности (в том числе психофизиологические аномалии - психопатия, олигофрения).

Официальную армейскую статистику о динамике преступности необходимо анализировать с поправкой на латентность, а также учитывать иные обстоятельства, способные влиять на абсолютные показатели преступности.

Причины и условия, порождающие преступность в армии:

1. Общие причины преступности, зависящие от условий жизни, воспитания правонарушителя до призыва на военную службу. Эти причины могут быть устранены при помощи соответствующих воспитательных, дисциплинарных мер при прохождении службы.

2. Причины, сформировавшиеся под воздействием армейских условий жизни, быта. Здесь присутствуют факторы как ослабляющие действие этих причин, так и усиливающих их.

3. Воинские причины и условия, оказавшие влияние на преступное поведение правонарушителя. Сюда входят недостатки организационной, дисциплинарной и воспитательной деятельности командиров и начальников (их аморальное, неправомерное поведение, безразличность

к подчиненным военнослужащим, бесхозяйственность, укрывательство преступлений и т. п.).

54.Причины и условия преступности военнослужащих .

Причины и условия преступности военнослужащих во многом определяются общими детерминантами преступности. В то же время эти общие детерминанты применительно к особенностям военной среды, условиям военной службы и быта проявляются весьма специфично. Данное обстоятельство объясняется тем, что Вооруженные Силы, не будучи изолированным социальным организмом, все-таки являются относительно самостоятельным государственным институтом с присущими только ему особенностями взаимодействия людей между собой и с обществом. Общие причины преступности в стране, воздействуя на преступность военнослужащих, неизбежно изменяются в условиях армейской действительности. В результате внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы.

Причины и условия преступности военнослужащих могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Экономические. В ряду иных причин преступности экономические традиционно выдвигаются на первый план, что вполне обоснованно. Однако в Вооруженных Силах экономические причины проявляются несколько своеобразно. Военнослужащие, не получающие месяцами денежного довольствия, зачастую совершают корыстные преступления для прокормления себя и семьи.

2. Социальные. В условиях хронического недофинансирования армии проводимая военная реформа положительных результатов пока не дает. Наоборот, растет социальная напряженность как внутри армии (между офицерами, между офицерами и военнослужащими срочной службы, между военнослужащими срочной службы, между служащими Вооруженных Сил и военнослужащими других войск и т.д.), так и в отношениях армии и общества в целом.

К социальным причинам преступности военнослужащих следует также отнести распространение среди них пьянства, а в последние годы наркотизма.

3. Социально-психологические. Армия России постепенно становится прибежищем для лиц с клеймом "социального аутсайдерства". Главным образом это относится к военнослужащим срочной службы, поскольку среди призывников преобладают юноши, не попавшие в институты или не сумевшие найти работу, дающую право на отсрочку. Сюда же следует отнести призывников, чьи родители не смогли найти для них иных (часто противоправных) способов уклонения от военной службы.

4. Идеологические. Изменение идеологических ориентиров в стране привело к дезориентации военнослужащих. Общество, отвергнув марксистско-ленинскую идеологию, не предложило никакой иной. Командиры воинских частей вынуждены в таких условиях искать "идеологию полка", т.е. в каждой части появляются свои традиции, своя идеология.

Агрессия, насилие, культ сверхчеловека, насаждаемые средствами массовой информации, также коррелируют с преступностью военнослужащих.

5. Политические. Между различными партиями и движениями продолжается борьба за влияние на Вооруженные Силы, которая часто выходит за рамки установленных законом правил (например, некоторые политические деятели в свое время призывали военнослужащих к фактическому неповиновению правительству). К сожалению, это приводит к дезориентации военнослужащих, конфликтам между ними на политической почве.

6. Национальные. Вооруженные Силы России по-прежнему комплектуются военнослужащими разных национальностей.

7. Культурные. Бедность культурной жизни нашего общества известна. Если в центральных городах и областных центрах существуют развлекательные учреждения, то в "глубинке" в подавляющем большинстве случаев нет ни музеев, ни театров. Однако именно военнослужащими, призванными из "глубинки", в последние несколько лет пополняются Вооруженные Силы страны.

8. Организационно-управленческие, в том числе некачественное несение службы офицерами и младшими командирами, плохая организация обучения, воспитания, быта молодых солдат, недостатки в подборе и расстановке кадров и т.п.

55.Предупреждение преступности военнослужащих .

Основные направления профилактики воинской преступности:

1) Социально-экономические меры - реализуются на общесоциальном уровне: улучшение жизнедеятельности войск зависит от освобождения их от несвойственных им функций, от профессионализации армии, улучшения социального и материального положения военнослужащих.

2) Меры воспитательного характера – совокупность средств и способов воздействия на сознание человека при строгом соблюдении конституционных прав и свобод личности. Эти меры являются оперативными (могут быть реализованы в любых условиях жизни и деятельности военнослужащего) и перспективными (их положительная направленность). Важная мера воспитательного воздействия на подчиненных - личный пример командиров и начальников по соблюдению законности;

3) Организационно-управленческие меры - строгое соблюдение уставных требований в жизни и деятельности частей и подразделений является важной организационной мерой по предупреждению и профилактики совершения правонарушений среди военнослужащих. Элементы

социального контроля в армии: нормативный – правовые нормы, изложенные в различных актах; организационный - контроль за соблюдением правовых норм военнослужащими со стороны командиров, принуждение к исполнению; психологический - общественное мнение, оценки действующих правил поведения в армии.

4} Уголовно-правовые меры -за совершение преступлений виновные должны нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир должен нести ответственность за прямые упущения по службе, которые способствовали совершению преступлений подчиненными, но при условии доказанности его вины. Эффективность предупреждения воинской преступности зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности, а также от качества

работы органов военной юстиции. В борьбе с воинской преступностью прежде всего при-

меняются общепредупредительные меры. Общество нуждается в четком формулировании национальных идеалов и концепции национальной безопасности, отраженной в законе. Идеологическое обеспечение престижности военной службы - необходимое условие оздоровления армии.

56.Понятие девиантного поведения .

Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако, девиантное отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Нормы - правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы - это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения.

Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Таким образом, под девиантным поведением понимают:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Причины и условия организованной преступности не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функционирования.

В последнее десятилетие круг и характер детерминант организованной преступности качественно изменился.

Детерминанты организованной преступности связаны с:

а)резким имущественным расслоением в среде населения страны,приобретения особо ценного и престижного имущества.

б)установление взаимовыгодных криминальных связей -- для охраны от конкурентов или их устранения, для использования одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.

в)расширение нелегального рынка для удовлетворения социальнопорнографии, наркотизме, тотализаторе и т. д.) Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 665 с..

Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, возможно, исходящим от организованных преступников.

Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частности состоит в нарушении оптимального соотношения между резкой и во многих случаях справедливой критикой конкретных недостатков правоохранительной деятельности и показом ее положительных сторон. До достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно.

В частности, организованные преступные структуры целенаправленно создают условия для своего воспроизводства путем распространения в среде населения азартных игр, наркотиков, проституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и готового оказывать ей услуги.

Создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности.

Выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 -- 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировокВоронин Ю.А. Сущность и тенденции развития организованной преступности Организованная преступность: состояние и тенденции (материалы исследования). Екатеринбург, 2009 г..

Процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

Культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

Обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;

Доктор юридических наук, криминолог Овчинский Владимир Семенович считает, что организованные преступные группировки в России продолжают существовать и в настоящее время, но уже в другом виде.

«Наверное, главное отличие новых бандитов в том, что никогда - ни в 1980-х, ни в 1990-х - не было такого масштабного присутствия в ОПГ представителей официальных госструктур.

Можно с уверенностью говорить о том, что у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры - будь то правительство, министерства, аппарат губернаторов или мэрия.

Особое место в этом “хит-параде” занимают силовые структуры. Даже в лихие 90-е не было такого масштабного вовлечения в ОПГ сотрудников правоохранительных органов.

В качестве иллюстрации можно привести совершенно фантастическое дело подмосковных прокуроров, «крышевавших» игорный бизнес. Я, как бывший начальник Интерпола, утверждаю, что в мировой практике аналогов не существует.

То, чем занимались подмосковные прокуроры, - не просто коррупционная система. Эти люди на себе замкнули функции бандитов. Они лично вымогали, лично угрожали, лично приводили бандитов.

Никогда не было такого, чтобы зампрокурора Московской области ушёл в бега и находился в розыске. Это беспрецедентно. И если бы только дело прокуроров.

К примеру, в мае завершился судебный процесс по «братскому» ОПГ, за которым - рейдерство, незаконный лесной бизнес, убийства, рэкет.

Любопытно, что возглавлял «братскую» ОПГ бывший депутат от «Единой России», известный бизнесмен Вадим Маляков, инициатором заказных убийств был начальник УВД Братска Владимир Утвенко, исполнители - милиционеры и бандиты, координатором был депутат от ЛДПР Александр Загороднев

Чтобы понять причины происходящего, нужно вспомнить историю.

Я как практик могу утверждать, что уже в 80-х годах, когда появились первые признаки преступной организованности, в силовых структурах начали заниматься этим вопросом.

К середине 80-х годов руководство МВД направило на места секретные директивы о борьбе с особо опасной формой организованной преступности - организованными группами.

Потом, в 1988 году, начали создаваться спецподразделения по борьбе с оргпреступностью. В итоге преступность удавалось сдерживать. Однако с 2008 года ситуация резко изменилась. Подразделения по борьбе с оргпреступностью - УБОПы - были ликвидированы.

Специалисты считают, что в 2008 году, после ликвидации этих спецподразделений, ситуацию одним махом вернули на 20 лет назад.

В результате этого необдуманного шага мы потеряли структуры, которые должны заниматься оргпреступностью, а вместе с ними большое количество профессионалов.

Кроме того, дела оперативного учёта в отношении организованных бандитских группировок были потеряны или уничтожены. Хотя общественность уверяли, что все сохранено. В масштабах страны бесконтрольными остались до 80 000 активных членов организованных преступных групп.

Я недавно проанализировал статистику Верховного суда за период с 2004 по 2009 год.

Получилась страшная картина. К примеру, из совершивших умышленные убийства пожизненное наказание было назначено всего 0,2%.

На 25 лет из них были осуждены только 3-4%. Из 234 000 осуждённых за нанесение тяжкого вреда здоровью, в том числе повлёкшего смерть, максимальный срок получили только двое бандитов.

Из этой же категории осуждённых 37% получили условный срок и остались на свободе. За бандитизм за этот же период привлекались 1180 человек. Из них только три получили максимальный срок. За разбойные нападения были осуждены 147 000 человек. Из них максимальный срок получили только семеро.

За достаточно редкую статью «организация преступного сообщества» были осуждены 440 человек. Из них только 37 мафиози получили максимальный срок.

Но даже те, кто получает максимальные сроки, особо не расстраиваются. Они выходят на свободу по УДО (условно-досрочно) спустя полсрока. Поэтому весь контингент 1990-х годов, который, как нам кажется, сидит, уже давно вышел. Тем более все условия для этого есть»Овчинский В.С. Криминальная Россия. Московский Комсомолец № 25679. 29 июня 2011 г..

Вывод: К основным процессам и явлениям, которые приводят к усилению организованной преступности относятся:

Сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

Неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;

Лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Если подходить к явлению организованной преступности через понятия устойчивых групп (шаек, банд) преступников со свойственной им иерархией, планированием преступлений, внутригрупповых норм межличностных отношений, то можно сделать вывод о том, что данный вид преступности существовал с незапамятных времен.

В царской России, например, были группы конокрадов, которые насчитывали до 300 человек. Они имели свои деревни, где перекрашивали лошадей, связь с полицией. Но это - единичные случаи, не система. Может быть, для полиции тех времен они и являли собой нечто вроде организованной преступности. Так же можно относиться и к 30-40-50-м годам, когда действовала группировка “воров в законе”. Однако в лучшем случае можно было говорить о профессиональной преступности и некоторых элементах проявления организованной, ведь не было главного - экономической базы преступников, накопления капитала путем противозаконных прибылей, не было влияния преступных шаек на государственную политику, органы власти и управления.

К тому же нельзя не учитывать, что в жестких условиях сталинского тоталитарного государства не могли появиться, а главное длительное время действовать, уголовные организации, а тем более оказывать какое-то влияние на политику. Тоталитарные режимы не терпят никаких организаций, угрожающих им.

Тем не менее распространена точка зрения, согласно которой организованная преступность в СССР была всегда. Согласиться с ней трудно, поскольку это явление имеет специфические причины и присущие ей признаки.

В каждой стране, где сегодня существует организованная преступность, процесс ее появления и развития имел свои особенности, но связан он и с общими социально-экономическими условиями.

В условиях СССР развитие преступных кланов происходило под воздействием целого ряда социальных, экономических и правовых факторов. Но прежде чем они начали действовать, для них была создана прочная криминогенная база. С начала принятия нового уголовного законодательства (1960 г.) в стране осуждено 24 млн. человек, треть из которых встала на путь рецидива. Преступность росла, опережая темпы прироста населения, создавая устойчивый и большой контингент профессиональных преступников (воры, мошенники, грабители, валютчики), живущих за счет преступной деятельности. Они не составили основу организованной преступности, а лишь стали катализаторами криминогенных процессов.

Процессы эти заключались в следующем. В середине 60-х годов явно обозначились сбои в экономике. Стали нормой показуха, безответственность, перестал действовать контроль за мерой труда и потребления. Следствием этого явились крупные, сверхкрупные хищения государственного имущества. Появились лица и группы, незаконно сосредоточившие в своих руках огромные суммы денег и ценностей, которые стали вкладываться ими в нелегальное производство. Так начинала укрепляться криминальная часть теневой экономики. Появившиеся мультимиллионеры окружали себя боевиками, боролись за рынки сбыта, подкупая должностных лиц, проникали в государственный аппарат.

Вовлекая в сферу преступных сделок все больший контингент служащих, они превращали отдельные отрасли народного хозяйства в свою вотчину, в постоянный и неиссякаемый источник средств существования. Это особенно проявилось в торговле, в коммунально-бытовой сфере, в хлопковой промышленности и т. д. Началось как бы стихийное и уголовно-организованное перераспределение национального дохода.

С этого периода в уголовном мире прочно утверждается новая категория преступников под названием цеховики. С целью расширения своего нелегального бизнеса и в связи с возникшей конкуренцией они по объективным законам экономики стали объединяться в сообщества и с помощью целой системы взяток, иных противоправных средств создавать надежную защиту от социального контроля. Появились преступные структуры, действующие как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, организованная преступность, трансформировавшаяся из СССР в Россию, появилась в виде кланов, различного рода дельцов и махинаторов в сфере экономики. Фактически внутри государственных учреждений действовали преступные организации, занимаясь получением незаконной прибыли.

Но на этом не могло остановиться ее развитие, так как существовал достаточно мощный “класс” профессиональных преступников. Началось вторичное перераспределение государственных средств. Традиционные преступники-профессионалы и рецидивисты в этих условиях переориентировались и стали обворовывать, грабить тех, кто сам жил награбленным. Началась, как выразился один из главарей московской преступной организации, экспроприация экспроприированного. Резко возросли различные виды игорного мошенничества, кражи, разбои, похищения людей, стал развиваться рэкет.

Среди профессиональных преступников появились свои некоронованные короли. Они делили территории и сферы влияния, облагали данью дельцов теневой экономики. Все это стало приводить к сращиванию дельцов с главарями преступных групп. Причем этому предшествовали специальные организационные меры. Договоры закреплялись на сходках лидеров уголовной среды, где присутствовали и представители экономической преступности. Одни обязывались выплачивать 10-15% от суммы противоправного дохода, другие гарантировали им безопасность. В дальнейшем блатные стали охранять дельцов от экономики, помогать им в сбыте продукции и расправе над конкурентами.

Таким образом, в отличие от организованной преступности ряда западных стран, которая развивалась на запрещенных видах услуг - проституции, азартных играх, сбыте наркотиков, наша организованная преступность сформировалась в сфере экономики. В дальнейшем интересы дельцов подпольного бизнеса стали переплетаться с интересами традиционно уголовного элемента. Поэтому в отечественной организованной преступности наиболее распространены экономическая и общеуголовная преступность. Преступные организации, представляющие функционально-иерархическую систему, стали являть собой криминальный симбиоз дельцов теневой экономики с профессиональными преступниками и продажными чиновниками государственного аппарата.

Страница 21 из 34

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Под организованной преступностью понимается общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

На более высоких уровнях (средний, высший) организованной преступной деятельности осваиваются новые виды противоправного бизнеса, обеспечивается более последовательная специализация преступников, между главарем и иными участниками проявляются промежуточные звенья в виде разведчиков, боевиков, исполнителей, телохранителей и т.п. Такие группировки включают до 50 и более человек и обычно специализируются на вымогательстве, наркобизнесе, контрабанде, махинациях в кредитно-финансовой и внешнеэко-номической деятельности. Характерно наличие коррумпированных связей. Организованные преступные формирования используют подкуп чиновников непосредственно для совершения противоправных сделок, получения деловой информации и документов прикрытия, подавления конкурентов, уклонения от уплаты налогов и т.п.

Для организованной преступности характерна корыстная мотивация противоправного поведения, постоянная направленность на получение доходов. Насильственные преступления (например, заказные убийства) так или иначе подчинены корыстным целям. С их помощью устраняются конкуренты по преступному бизнесу, предприниматели, должники и т.д.

Характерной особенностью организованной преступности являются развитые межрегиональные и транснациональные связи (в пределах СНГ, а также иного ближнего и дальнего зарубежья). Организованная преступность - явление международное. Российская организованная преступность имеет специфические черты и особенности. Так, в отличие от многих стран, организованная преступность в России не только эксплуатирует различные виды подпольного и полулегального бизнеса (игорный, незаконную торговлю и т.д.), но и “имеет свою долю” в некоторых высокодоходных сферах легального предпринимательства (алкогольный, табачный, автобизнес, экспорт нефтепродуктов, каменного угля, леса и т.д.), контролирует крупные производственные объекты, органы управления экономикой, банки.

Специфическим для России является такой вид объединения преступников, как сообщества “воров в законе”. Эти активно действующие преступники являются лидерами преступного мира. Если раньше понятие “воры в законе” ассоциировались в основном с фигурами профессиональных преступников, специализирующихся на систематическом совершении краж, то сейчас это нередко деловой человек, владеющий магазином, центром досуга, казино, продовольственным или промтоварным рынком и т.д. Воры в законе распоряжаются колоссальными денежными средствами, сосредо-точиваемыми в “общаках”.

В состав устойчивых криминальных формирований могут входить злостные, имеющие преступную длительную карьеру рецидивисты, и ранее не судимые лица, последние нередко являются лидерами. Они имеют более высокий, чем у других преступников, уровень образования и интеллектуального развития. По психологическим качествам это, как правило, энергичные, предприимчивые, целеустремленные люди, отличающиеся дерзостью, нередко жестокостью.

Свойства личности участников организованных преступных групп отличает особая дерзость, цинизм, повышенная агрессивность, жестокость.

Организованная преступность широко использует профес-сиональных преступников.

Причины и условия организованной преступности. В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

Организованная преступность, как уже указывалось, является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий.

Преодоление кризисных явлений, а значит, и организованной преступности – процесс весьма сложный, длительный, требующий значительных материально-технических, интеллектуальных, правовых, информационных, кадровых ресурсов.

Основным фактором роста организованной преступности является процесс криминализации экономики, проявляющейся в разбалансированности финансово-кредитной сферы, высокой степени монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляции, неразвитости и несовершенстве налогообразования.

Экономические процессы, способствующие росту организованной преступности, в значительной мере определяются следующими социально-политическими факторами:

1) ослаблением роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений;

2) ликвидацией большинства форм социального контроля в результате политической нестабильности общества, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов;

3) пробелами в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

Серьезно способствуют росту организованной преступности и противоречия в сфере духовной жизни общества. Здесь особое значение имеют следующие факторы:

1) деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности;

2) негативные процессы в сфере идеологии, воспитания молодежи;

3) значительный криминальный потенциал населения.

По данным экспертов, в России «школу» исправительных учреждений прошли 15 – 18 млн. человек; численность лиц, совершивших латентные преступления, по мнению экспертов, приближается к 15 млн.; количество ежегодно совершаемых преступлений – около 3 млн.; примерно 5 млн.


преступлений официально считаются нераскрытыми. Следовательно, 35 – 40 млн. человек (практически каждый третий взрослый россиянин) причастны к преступной деятельности.

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и, тем самым, на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу, в первую очередь, относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о

преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т.п.

Информационно-аналитическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1) получение с помощью оперативно-розыскных средств и методов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее – конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности;

2) получение разведывательной информации о преступных формированиях, совершающих преступления международного (транснационального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и наркобизнес), направление ее соответствующим службам правоохранительных органов, координация действий этих служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними);

3) получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.