Исторически понятие «гражданское общество» появилось в Древнем Риме и означало сообщество римских граждан. Но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в XYIII веке.

В период семидесятилетнего существования советского государства это понятие не использовалось в препо­давании теории государства и права, а также и в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, ос­нованная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией граж­данского общества.

В настоящее время, в период демократичес­ких преобразований в России, осуществления экономических ре­форм возникла необходимость обратиться к тру­дам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории за­рождения) понятия «гражданское общество».

Гражданское общество - это способ социальной жизни, осно­ванный на праве и демократии; общественное устройство, при ко­тором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (См.: Большой юридический словарь. М., 1998. С. 135.).

Другим словами гражданское общество это система общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов.

Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Поэтому можно утверждать, что отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Античного мира (Греция, Рим ), где развитие ремесла, торговли породило товарно-денежные отношения, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права, особенно римское частное право.

Древнегреческий философ Аристотель основой гражданско­го общества называл частную собственность , которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным.

Позднее вопросы гражданского общества нашли отражение в творчестве Ци­церона . Он утверждал, что гражданское общество это совокупность граждан, обладающих определенными юридическими правами и обязанностями . Цицерон , обосновывая правовое равенство людей, писал : «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех » (Цицерон. Диалоги. М., 1966. С.24.).

Таким образом , в Древнем Риме гражданское общество понималось как сообщество его граждан, обладающих определенными правами и обязанностями, т.е. имеющие соответствующую юридическую связь с государством.

Говоря о становлении гражданского общества, хочу особо обратить ваше внимание, что история государственно-организованного общества делится на две ярко выраженные эпохи :



(1) эпоха кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества , и

(2) «гражданское общество», основанное на юридическом равенстве .

Особенностью кастово-сословных обществ было прочное определение юридического положения в обществе и государстве каждого человека, принадлежащего к тому или иному сословию.

В сословно-кастовых обществах государство и общество часто сливалось, так как государственный аппарат формировался из представителей привилегированного сословия (свободные граждане, патриции, дворяне), а само общество держалось на государственно-правовой регламентации и охране сословный привилегий.

Таким образом, в Древнем мире и в Средние века существовали государства кастовые, деспотические, рабовладельческие (аристократические, тиранические, демократические, олигархические) феодальные, монархические, республиканские, теократические и др. в которых господствующее сословия осуществляло функции государственной власти.

Особенностью всех этих государств и их правовых систем было ПОГЛОЩЕНИЕ общества государством. Общества Древнего мираСредних веков были огосударствлены в том плане, что индивид (человек) был во власти государственно-правовых запретов, приказов, ограничений. Его производственная и иная деятельность, а также личная жизнь находилась под постоянным контролем должностных лиц.

Возникновение , становление и развитие гражданского общества происходит в результате

§ отделения государства от социальных структур ,

§ обособление гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно

§ разгосударствления ряда общественных отношений .

Категория «гражданское общество», которое отличалось от понятий государства, семьи, племени, нации стала предметом изучения в XYII, XYIII, XIX веках и обстоятельно разработано в работах Т. Гоббса, Д.Локка, Ж.Ж. Руссо . И. Канта и Г. Гегеля . Эти мыслители уже по-иному характеризовали гражданское общество.

Так, в середине XVII в . английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме » в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию обществен­ного договора . Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность , которая является священной и неприкосновенной.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта . Главной его идея сводится к следующему: гражданская свобода личности, законодательно обеспе­ченная правом, есть необходимое условие самосовершенствова­ния, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоин­ства (См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М., 1994. Т. 1. С. 95.).

Особо весомый вклад в разработку категории «гражданское общество» внес Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). В его работе «Философия права » гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие ( пра­вовые учреждения и правопорядок) ( Философия права, М., 1990, стр. 227).

В работе утверждается, что право­выми основами гражданского общества являются

§ равенство лю­дей как субъектов права,

§ их юридическая свобода,

§ индивидуаль­ная частная собственность,

§ незыблемость договоров,

§ охрана права от нарушений,

§ а также упорядоченное законодательство и авто­ритетный суд, в том числе суд присяжных.

«В гражданском обществе , - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - ц е л ь... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей » (Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.).

Под гражданским обществом Гегль понимал современное ему буржуазное общество. «Гражданское обество, - писал он , - создано, впрочем, лишь в современном мир е» (стр. 228). Выводы Гегеля

о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству ,

о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности

стали ромадным шагом в развитии обественных наук.

Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические , правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса .

Они от­мечали: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35, 62; см. также: С. 20-21, 38 и др.).

И далее: «Возьмите определенное гражданское об­щество, и вы получите определенный политический строй, кото­рый является лишь официальным выражением гражданского общества » (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402.).

В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского об­щества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму.

Как видно из приведенного анализа теоретических положений мыслителей разных времен, представление о гражданском обществе, прошло длительную эволюцию.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением

§ социальных связей и структур,

§ правовых и государственных отношений.

В отличие от сословных и кастовых обществ, гражданское общество основано на признании ВСЕОБЩЕГО ПРАВОВОГО РАВЕНСТВА ЛЮДЕЙ , определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

Как вы помните любое государство организовано как вертикальная системе , где руководство осуществляется из центра, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанные отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Вертикальная соподчиненность четко выражена в строении управленческого аппарата. Государственная система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы).

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Их отношения складываются на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добывании средств к существованию (напр., за счет добровольных взносов участниками).

Поэтому с образованием гражданского обества постепенно на смену вертикальным феодальным структурам пришло пре­обладание горизонтальных отношений ,

§ основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей,

§ отношений , со­ставляющих суть гражданского общества.

Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхожде­ния и положения были признаны

§ юридически равными участниками общественной жизни,

§ имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Формирование и развитие гражданского общества заняло не­сколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

В масштабе больших регионов Европы , а затем Америки можно обозначить три этапа развития гражданского общества , переход от каждого к последующему знаменовался существенны­ми изменениями

§ общественного и государственного строя,

§ социаль­ными и политическими потрясениями,

§ массовыми движениями,

§ столкновениями классов,

§ коренными преобразованиями обществен­ной идеологии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались эко­номические , политические и идеологические предпосылки граждан­ского общества. К ним относятся

§ развитие промышленности и тор­говли,

§ специализация видов производства и углубленное разделение труда,

§ развитие товарно-денежных отношений.

При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизован­ные национальные государства, обладавшие рядом признаков со­временных государств (суверенитет, государственная казна, профес­сиональный управленческий аппарат и др.).

Во главе борьбы уг­нетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала революции в Англии (1640 г.), как от­мечено, ряд историков ведет отсчет Нового времени .

В этот период времени осуществляется переворот в общественной идеологии . Что это означало? Господствующей политической идеологией буржуазии того периода был ЛИБЕРАЛИЗМ , что означал требование невмешательства государства в частноправовые отношения, осуществление правовым государством только охранительных функций.

В конкретных исторических условиях XVIII-XIX вв. идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование нейтральности государства.

В период формирования гражданского общества государство

§ для одних практически выс­тупало как чисто карательная сила ,

§ для вторых - как страж богат­ства и связанных с ним социальных возможностей .

Этим обусловле­на развернувшаяся уже в XIX в. социалистическая и демократичес­кая критика, суть которой сводилась к тому, чтобы государство не только было «государством – ночным сторожем».

Выдвигались требования «социального государства », осуществляющего не только охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах неимущих и общества в целом

§ законодательное регулирование про­должительности рабочего дня,

§ ограничение и запрет детского и жен­ского труда,

§ социальное обеспечение нетрудоспособных и безработ­ных,

§ всеобщее образование за счет государства, бесплатное здраво­охранение и др.

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности.

Маркс вынес буржуазному обще­ству суровый приговор, основанный на его выводах, что капитализм к середине XIX в. стал тормозом развития производительных сил, а нищающий пролетариат должен разрушить буржуазное общество, осуществив коммунистическую революцию.

Однако история рассу­дила иначе. Движение рабочего класса

§ создало механизм противо­действия эгоизму предпринимателей;

§ промышленное общество су­мело справиться с экономическими кризисами и породить многочис­ленный средний класс ;

§ развитие представительных институтов вла­сти создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом.

На втором этапе (примерно конец XVII - конец XIX в .) истории гражданского общества продолжалось оформление современного представительного государства, развитие тенденций все большего подчинения его общественному контролю и влиянию.

Во-первых , расширялся и усиливался контроль представи­тельных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти;

во-вторых , рос круг лиц, пользую­щихся избирательными и другими политическими правами;

в-треть­их , возникла и постоянно усиливалась зависимость представитель­ных учреждений от системы сложившихся в обществе политичес­ких партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.

Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж XIX - XX в.в. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям.

Существенную роль в развитии гражданского общества игра­ет представительное государство . Лежащие в основе такого обще­ства

§ юридическое равенство,

§ права и свободы личности,

§ обособлен­ность и относительная независимость государства от общества, а общества - от государства,

§ представительные учреждения и дру­гие демократические институты создали государственно-правовую оболочку, в максимальной степени подчинить государство общественному влиянию и контролю,

§ использовать его для решения спорных общественных проблем,

§ предупреждать социальные взрывы,

§ пресекать попытки какой-либо группы обще­ства или партии насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы.

Государство выступает уже не только как «ночной сторож», осуществляя лишь охранительные функции. Все большее место в его деятельности занимают такие позитивные функции, как

§ организация социального обеспечения,

§ управление народным образованием, здравоохранением и другие социальные функции.

В XX в. существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отношений. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публично­го права.

Подытоживая сказанное, современному гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в Рос­сии, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы .

К числу таких признаков относятся:

1) Обеспече­ние и защита естественных (неотъемлемых) прав и свобод чело­века как института гражданского общества, придания им необ­ходимой юридической формы в виде прав и свобод гражданина.

2) многообразие форм собственности, экономическая свобода субъектов хозяйствования, рыночные отношения;

3) невмеша­тельство государства в частную жизнь граждан;

4) взаимная от­ветственность государства и граждан;

5) эффективная социальная политика, направленная на достижение высокого жизненного уровня, благосостояния населения;

6) идеологический и полити­ческий плюрализм;

7) равенство всех перед законом и правосу­дием, надежная юридическая защищенность личности;

8) свобо­да слова и печати, независимость средств массовой информации;

9) социальное партнерство, национальное и религиозное согла­сие;

10) широкое развитие непосредственной демократии, форми­рование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественных отношений.

В настоящее время понимание гражданского общества получило дальнейшее развитие. Многие ученые под граждан­ским обществом понимают

§ не только сообщество собственных граждан, но и других лиц, проживающих на территорий данного госу­дарства , а также

§ создаваемые ими различные самоуправляю­щиеся общности людей, - общественные организации , политические партии , религиозные, национальные и иные формирования , предпринимательские структуры , которые действуют независимо от государства.

Такое понимание дает возможность выделить гражданское общество в самостоятельное социальное образование, обладающее собственны­ми характерными чертами, которые могут быть разделены на три составные части:

§ структуру ,

§ нормы

§ и возникающие на основе этих норм общественные отношения .

Как мной отмечалось выше гражданское общество это система общественных институтов и отношений, призваны способствовать реализации личных и других потребностей индивидов и их коллективов.

Структура гражданского общества, включает в себя целую систему социальных негосударственных образований, которые формируются и функционируют независимо от госу­дарства,

Структурными элементами гражданского общества выступают :

§ семья, обще­ственные организации,

§ кооперативы, ассоциации, хозяйству­ющие структуры и корпорации ,

§ партии, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и иные объединения , а также

§ физические лица (собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в данном государстве).

Все перечисленные структуры гражданского общества создаются снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих государственных органов.

При этом широкие консти­туционные права и свободы граждан и не граждан данного государства являются правовой основой для социальной активности граждан и формирования ими общественных и иных организаций, являющихся института­ми гражданского общества.

Без широких прав и свобод граж­дан во всех сферах социальной жизни невозможно форми­рование и функционирование гражданского общества.

Нормативная база , на основе которой функционирует гражданское общество , состоит из норм частного права, норм морали, нравственности, религиозных, этнических правил, обычаев, традиций, норм общественных организаций, правил общечеловеческого общежития, этических, правил, действу­ющих в сфере бизнеса, и др.

Правовые нормы , которыми руководствуются субъекты гражданского общества, регулируют их отношения на осно­ве равноправия, самостоятельности и независимости друг от друга. Они не предусматривают подчинения одного социаль­ного формирования другому и устанавливают партнерское взаимодействие. Каждый участник руководствуется своими интересами и целями, выбирает себе соответствующего его интересам и целям партнера и взаимодействует с ним, при­нимая на себя определенные обязательства, и добровольно выполняет их.

Правовая база деятельности институтов гражданского общества должна быть достаточно большой , чтобы могла обес­печить самостоятельное и законное решение ими всех своих основных проблем без обращения к государству. Только в этом случае гражданское общество будет иметь реальную силу и сможет оказывать необходимое влияние на деятель­ность государства и в целом на развитие общества.

Одновременно в процессе взаимных отношений и взаимосвязанной деятельности субъекты гражданского общества

§ не только используют существующие правовые и иные нор­мы,

§ но и формируют новые нравственные, моральные пра­вила,

§ а также обычаи, традиции,

§ требуют от государства при­нятия норм права, соответствующих их интересам, отмены либо замены устаревших.

В процессе реализации названных выше норм и правил в гражданском обществе складывается определенная и устой­чивая система общественных отношений между его субъек­тами.

Эта система отношений обеспечивает определенную стабильность функционирования гражданского общества в экономической, моральной, нравственной, культурной, меж­личностной, семейной и иных сферах общественной жизни.

Создание структур гражданского общества, формирова­ние его норм и правил, а также его функционирование про­исходит независимо от государства, которое действует в сво­ей сфере - в сфере государственных властных отношений. Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только тогда, когда субъекты гражданского об­щества не могут сами разрешить свои споры и противоречия. В этом случае они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона реша­ют их вопрос.

Государство также вмешивается в жизнь гражданского общества при совершении правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает закон­ность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонаруши­телей привлекает к юридической ответственности.

На основании изложенного можно сказать, что граждан­ское общество представляет собой негосударственную общ­ность людей, объединенных в различные формирования в целях удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей и реализации потенциальных воз­можностей на благо объединений и каждого отдельного ин­дивида .

Субъекты гражданского общества действуют на ос­нове и в соответствии с правовыми и неправовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традиция­ми и другими без вмешательства государства.

Таким образом, государство и гражданское общество яв­ляются двумя составными частями общества , действующими самостоятельно и независимо друг от друга, но взаимодей­ствующие между собой в решении общих задач.

При этом взаимоотношения государства и общества должны быть ос­нованы на равновесии, равных юридических возможностях воздействия государства на общество и общества - на госу­дарство.

Доминирование одного из них может привести либо к засилью государства, его тоталитарному господству в обще­стве, либо к разрушению государства, как неспособного обес­печить собственную сохранность, а также охрану прав граж­дан, общественных организаций, к анархизму и хаосу.

Условиями обеспечения равновесия государства и граж­данского общества является с

§ одной стороны легитимность государства, т.е. законное формирование его основных органов непосред­ственно народом и подотчетность ему, а с

§ другой - правопослушность граждан и институтов гражданского общества.

74. Государство и гражданское общество и их соотношение.

В последние годы вопрос о соотношении гражданского обще­ства и правового государства привлек внимание и ученых-обще­ствоведов, и ученых-юристов. В научных исследованиях призна­ется, что там, где люди открыто создают свои объединения, взаимодействуют между собой, не прибегая к услугам государствен­но-правовых институтов, там начинается гражданское общество.

Вместе с тем гражданское общество как социальное явление органически связано с государством, государственной властью.

Взаимоотношения государства и гражданского общества слож­ны и разнообразны по своему содержанию.

Такие отношения це­лесообразно рассматривать в трех аспектах :

во-первых , устано­вить, в чем проявляется единство государства и гражданского об­щества;

во-вторых , определить, какие черты, свойства, особеннос­ти определяют их различия ;

в-третьих , выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач .

И формирование правового государства , и создание гражданского общества преследуют одну общую цель : социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы .

Рассматриваемое единство про­является и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действую­щим законодательством.

Так, право граждан на объединение за­креплено в ст. 30 Конституции РФ. Как видно, право на объеди­нение, по сути, есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - не­обходимый составной элемент гражданского общества.

Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

В Конституции РФ закреплены многообразие форм собственности , включая частную, многопартийность , политический плюрализм , широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина.

Это говорит о том, что в новых условиях у российских граждан есть правовые возможности, позволяющие им не только осознать себя субъектами гражданского общества, но и реализовать свои личные и коллективные интересы.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно .

Гражданское общество многогранно . Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления.

Правовое государство едино , олицетворяет собой «становой хре­бет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан.

Если «убрать» правовое государст­во, то и общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части.

Без правового государства общественные объ­единения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бес­конечные споры, столкновения.

Наконец, единство рассматрива­емых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме . Содер­жание такого режима составляет

§ цивилизованные приемы, спо­собы осуществления государственной власти и предоставление гражданам прав и свобод,

§ активное участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.

Гражданское общество. Становление и развитие

В.А. Коновалов, к.юрид.н., доцент,

Оренбургский институт МГЮА

В современной действительности «правовое государство» и «гражданское общество» не только являются составными частями одного целого, но и обусловливают взаимное развитие. Взаимодействие «правового государства» и «гражданского общества» происходит в соответствии с действием всеобщей философской категории «содержания и формы». Правовое государство в данном случае выступает в качестве «формы», внешней оболочки, в рамках которой в качестве «содержания», внутреннего наполнения существует гражданское общество.

Гражданское общество не сразу появляется как высокоразвитая система, оно вырастает постепенно из сообществ более низкого типа. Становление гражданского общества происходит на фоне укрепления государственности и развития различных форм собственности. С развитием демократии гражданское общество все больше и больше выходит из-под опеки государства, и встает вопрос об их взаимодействии. Для более полного раскрытия вопросов взаимодействия государственного аппарата и гражданского общества необходимо рассмотреть содержание дефиниции «гражданское общество».

Понятие «гражданское общество» такое же древнее, как и понятие «государство». Более двух тысячелетий эти два явления объективной реальности существуют и взаимодействуют. Все это время они исследуются учеными, которые выдвигают порой весьма противоречивые теории об их возникновении и существовании. Одним из первых ученых, выдвинувших тезис о том, что граждане, проживающие в государстве, составляют гражданское общество, был Аристотель. Он писал, что «перед тем, как определить, что есть государство, должно выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество» .

Такая точка зрения, возможно, и была оправдана в условиях древнегреческой демократии, когда большинство свободных граждан принимало участие в управлении делами государства, а управленческий труд не оплачивался. Однако более поздние исследователи не поддержали точку зрения Аристотеля о том, что государство - это и есть гражданское общество. Дальнейшее развитие понятие «гражданское общество» получило в трудах Г. Гегеля и некоторых других философов .

Ближе всего к современному пониманию гражданского общества подошел Г. Гегель. Он систематизировал достижения французской, англосаксонской и немецкой общественной мысли и пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству

Г. Гегель увязывал гражданское общество с договорной теорией происхождения государства .

Российские ученые долгое время не занимались проблемами гражданского общества. В активный научный оборот это понятие входит с начала 90-х гг. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что именно в это время гражданские институты получают новое развитие и начинают играть все большую роль в делах управления государством. В связи с этим появилась необходимость переосмысления содержания роли общества в жизни государства. Необходимо отметить, что категория «гражданское общество» не только юридическая, но также и историческая, философская и политологическая. Именно поэтому в последнее время многие ученые самых разных направлений высказывают свое мнение по поводу содержания понятия «гражданское общество».

Например, С.Л. Серебряков говорит, что «гражданское общество - это система социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социально-культурных и общественнополитических институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для самореализации индивида» .

Значительную ценность этому определению придает то, что автор указывает сферы, в которых гражданское общество реализует свои возможности, однако совершенно незаслуженно, на наш взгляд, он забывает экономическую сферу. А ведь именно реализация индивидом своего потенциала в сфере производственных отношений создает базу для развития социально-культурной и общественно-политической сферы.

Более полным, с этой точки зрения, можно считать определение, данное в Политологическом словаре. Там указывается, что гражданское общество - это «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного, морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» .

В.Г. Смольков утверждает, что гражданское общество - «это та часть общества, которая взята как бы вне политической власти, включающая неполитические отношения, то есть совокупность всех негосударственных отношений и институтов, выражающих разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей» . А.П. Кочетков отмечает, что гражданское общество - это «система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающих возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающих разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества ».

Большое количество мнений по поводу содержания понятия «гражданское общество» в значительной степени объясняется тем, что оно исследуется не только специалистами в области юриспруденции, но также философами, политологами, историками. И все-таки можно выделить два основных подхода к определению понятия. Одни считают, что высшей ценностью гражданского общества является свобода, а само гражданское общество рассматривается в качестве защитного механизма индивида от государства. Эта точка зрения получила наименование либерально-демократической. Сторонники другого подхода, социально-демократического, считают, что гражданское общество является основой всей общественной и политической жизни. Они говорят, что гражданское общество должно формировать структуры власти, а те, в свою очередь, определять основы существования гражданского общества.

Попытаемся выделить наиболее важные признаки гражданского общества с точки зрения государствоведения. Во-первых, гражданское общество характеризуется особым родом общественных отношений, которые складываются в обществе. Эти отношения могут развиваться только в государственной жизни. Такие отношения могут развиваться только в государстве, где население занимает активную политическую позицию и стремится участвовать в решении подавляющего большинства государственных дел. Необходимым условием также является наличие многолетних демократических традиций. Кроме этого, на наш взгляд, эти отношения должны быть правоотношениями, хотя нельзя отрицать и регулирующего значения норм морали и обычаев.

Во-вторых, отношения между государством и гражданским обществом не должны иметь характер вертикальной подчиненности, не говоря уже о том, чтобы государство напрямую осуществляло руководство различными структурами гражданского общества. Эти отношения преимущественно должны носить характер согласования, координации и взаимодействия. Иными словами, структуры гражданского общества должны быть независимы от государства и сформированы по инициативе индивидов.

Исходя из этого, можно сказать, что гражданское общество - это независимая от государства, но взаимодействующая с ним в целях прогрессивного развития и самореализации личности система общественных отношений, охватывающая все сферы общественной и государственной жизни. В дальнейшем, говоря о гражданском обществе, мы будем исходить из данного определения.

Гражданское общество - это, в первую очередь, не какие-либо структуры, а качественное состояние общества, однако для реализации своих интересов индивиды должны каким-то образом объединяться. Поэтому, раскрывая вопрос о взаимосвязи государственного аппарата и граж-

данского общества, нельзя не остановиться на структуре гражданского общества, поскольку на практике именно отдельные его элементы взаимодействуют с конкретными государственными структурами. При попытке произвести структурный анализ гражданского общества, оно предстает перед нами как довольно сложное образование, вписывающееся в рамки конкретного, реально существующего общества.

В качестве основных элементов гражданского общества большинство авторов выделяют: общественные объединения, включающие политические партии, массовые движения, органы общественной самодеятельности, благотворительные фонды, ассоциации потребителей, научные, культурные, спортивные общества и т.д., лоббистские структуры; религиозные объединения; независимые средства массовой информации; семью; промышленные структуры, свободные от прямого государственного руководства.

По сути дела, конкретное государственное общественно-политическое образование состоит из двух главных элементов - из государства и гражданского общества. Оба этих элемента составляют единую систему, и каждый из них выполняет определенные функции. Совершенно верно, на наш взгляд, И.Б. Левин отмечает, что «граждан-ское общество выполняет функции интеграции социума, введения социальных конфликтов в цивилизованные рамки, продуцирования норм и ценностей, которые затем скрепляет своей санкцией государство, образования среды, где формируется общественно активный индивид» . К перечисленным функциям можно было бы добавить функцию воздействия на государство, формирование его в соответствии с демократическими нормами и интересами граждан.

Все авторы, исследующие проблемы гражданского общества, единодушно говорят о том, что неотъемлемой его частью являются сообщества людей, сформировавшиеся на добровольной основе для совместного решения общих проблем. Однако единства в понимании этого явления нет. Раскрывая данный вопрос, мы будем руководствоваться той классификацией общественных объединений, которая дается в действующем законодательстве.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Данное определение соответствует тем критериям, которые мы выделяли в качестве обязательных для гражданского общества.

Общепризнанный элемент инфраструктуры гражданского общества - развитая система поли-

тических партий. Можно сказать, что политические партии - это наиболее массовые прослойки между индивидом и государством, они ставят своей целью не только выражение политических взглядов различных слоев общества, но и проникновение во властные структуры. Через разветвленную партийную систему граждане имеют реальную возможность влиять на политические процессы, происходящие в обществе, выражать свои настроения и реализовывать интересы. Партии являются важнейшим каналом политического самовыражения различных социальных сил, реализации интересов на политической арене и тем самым формой включения человека в политические процессы.

В научной литературе достаточно подробно исследованы те функции, которые осуществляются в обществе политическими париями. На наш взгляд, наиболее важной является функция выражения политических интересов. Трудно, конечно, говорить о том, что политические партии являются огромными коллективами абсолютных единомышленников. Речь может только идти о выражении каких-либо наиболее важных политических интересов. К.Г. Холодовский называет их «агрегированными интересами» . В результате агрегирования интересов происходит выработка общей позиции по ключевым моментам, на основании чего вырабатывается общий политический курс, политическая программа.

Другая не менее важная функция - это функция интеграции. Интегративная функция направлена на сплачивание населения государства, либо его части вокруг идеи. Функция мобилизации и ориентации направлена на организацию граждан с целью их активного участия в политической борьбе, способствует реализации главной цели любой политической партии - завоеванию власти.

Развитая партийная система выполняет функцию формирования политической оппозиции. Наличие политической оппозиции - важнейший признак гражданского общества. Оппозиция оказывает давление на политическую власть с целью принятия решений, учитывающих интересы подавляющего большинства населения, участвует в корректировке политического курса. Кроме этого, политическая оппозиция осуществляет контрольные функции по отношению к властным структурам.

В рамках деятельности политических партий выполняется еще одна очень важная государственная функция. Речь идет о функции отбора и ротации кадров для государственного аппарата. Пополнение государственного аппарата осуществляется двумя основными способами. Во-первых, за счет выращивания кадров в самих структурах власти. Такой способ получил название бюрократического. И, во-вторых, кадры государственного аппарата могут пополняться за счет кадров политических партий, в случае прихода

их к власти. Второй путь открывает доступ в государственные структуры широким политически активным массам населения. Преимуществом второго пути является то, что в государственный аппарат приходят люди, не связанные бюрократическими традициями. Однако в подавляющем большинстве это люди, не имеющие опыта работы в государственном аппарате.

Учитывая изложенное, можно согласиться с мнением А.Н. Кулика, что «современная партия - это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими) посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в свободном состоянии с другими партиями в электоральном процессе» .

Гражданское общество составляют различные добровольные организации и движения. Исключительно важное место среди них занимают профессиональные союзы. Профсоюзам принадлежит особая роль в процессе становления гражданского общества, его демократизации и придании ему социальной ориентации. Они в значительной мере способствуют тому, чтобы общественные отношения, развивающиеся в рамках гражданского общества, основывались на таких общечеловеческих ценностях как независимость, свобода, терпимость, самоуважение.

Гражданское общество возникает в период становления рыночных отношений и развивается вместе с ними. Одним из парадоксов этого развития является то, что, возникая на основе свободных экономических отношений, деятельность отдельных институтов гражданского общества направлена на ограничение полной свободы предпринимательства, то есть они действуют вопреки законам рыночного развития. В первую очередь это относится к деятельности профсоюзов.

Профсоюзное движение в Российской Федерации имеет собственное нормативное регулирование. В соответствии с действующим законодательством профсоюз определяется как «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

Данное определение содержит основные признаки рассматриваемого явления, однако в нем есть некоторые неточности. Так, профессиональный союз определяется как общественное объединение. Но порядок образования и правила деятельности общественных объединений определяются Федеральным законом «Об общественных объединениях». Если законодатель действительно рассматривает профсоюзы как одну из разновидностей общественного объеди-

нения, то необходимо указать, в какой конкретно организационно-правовой форме они образуются. А если профсоюзы рассматриваются как самостоятельный субъект гражданского общества наравне с общественными объединениями, тогда в определении необходимо использовать другой термин.

Еще одна неточность определения связана с теми субъектами, которые могут быть участниками профсоюзов. В определении указано, что профсоюз объединяет граждан, в то время как закон предусматривает возможность участия в профсоюзах также иностранцев и лиц без гражданства. Не совсем правильно, по нашему мнению, определяется, что лица, участвующие в профсоюзе, связаны «общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности». Общие производственные и профессиональные интересы могут быть у производителя продукции, поставщика сырья и лиц, осуществляющих сбыт готовой продукции, однако они не будут объ-единены в один профсоюз. По нашему мнению, было бы правильно указать на то, что профсоюз объединяет лиц, работающих по найму на предприятии или в отрасли.

Изначально профсоюзы в западных странах складывались как противовес диктату крупного капитала. Они способствовали завоеванию трудящимися социальных благ, отстаиванию своих экономических прав и интересов. Профсоюзы были важным фактором формирования гражданского общества в интересах трудящихся. Те профсоюзы, которые складывались в Советском Союзе, можно считать элементами гражданского общества с большой натяжкой. Они практически не выполняли функцию представительства и отстаивания интересов трудящихся. Руководство профсоюзов полностью зависело от администрации предприятия и партийной организации. Кроме этого, нарушался принцип добровольного участия в профсоюзе. В силу этих причин профсоюзы, вышедшие из советского периода нашего развития, нельзя считать готовыми элементами гражданского общества. Профессиональным союзам предстоит наравне со многими другими элементами гражданского общества пройти длительный путь становления и вписывания в систему правового государства.

Отношения в сфере экономики являются одной из подсистем современного гражданского общества. В России система экономических отношений, в ее новом понимании, проходит период своего становления, а ее коллективные субъекты - профсоюзы и ассоциации нанимателей еще только формируются. Наиболее прогрессивной формой отношений между нанимателем и работником во всем мире считается коллективный договор. В наших условиях при его заключении зачастую наблюдается диктат со стороны работодателя. Это говорит о том, что профсоюзы в настоящее время не оказывают

значительного влияния на процесс формирования гражданского общества. Такое же положение дел было характерно для начального периода развития производственных отношений в западных странах, когда наемные работники не имели большинства социальных прав.

Профсоюзное движение в своей развитой форме существования способно довольно эффективно, консолидированно воздействовать не только на экономические отношения, но и на политические. Для современной России характерны не консолидированные, а отдельные разрозненные выступления, направленные на отстаивание интересов узкого круга работников. Несмотря на высокую политизированность российского общества, роль профсоюзов в развитии гражданского общества через политическую сферу пока еще слабая.

Мировая практика показывает, что в условиях развития демократического общества одним из обязательных компонентов общественной жизни становятся специальные люди или группы людей, формально не объединенные в структуры, но имеющие возможность влиять на принимаемые в государстве решения. Речь идет о деятельности, которая получила названия «лоббирование».

Появление и рост групп влияния, а также их стремление к самоорганизации не является чисто российским феноменом. На мировой политической арене такие группы существовали на протяжении всей классовой истории человечества, но наибольшее развитие они получили в послевоенное время. Предпосылкой для этого стали глубинные изменения в социальной структуре общества. В общественной жизни стали принимать участие все большее количество различных групп, движений, корпораций со своими специфическими интересами и требованиями, которые не только дополняли друг друга, но, в отдельных случаях, вступали в противоречия.

Вполне обоснованно, на наш взгляд, И.С. Се-мененко выделяет следующие виды лоббистских групп, действующих в российском обществе: политические, экономические, социальные и региональные. К политическому типу он относит «группы, которые в числе приоритетов деятельности выдвигают обеспечение воздействия на политические процессы (в том числе путем участия в выборах), напрямую вовлечены в политическую борьбу и характеризуются высокой степенью самоорганизации» . Большое количество действующих на российской политической арене политизированных объединений (более 150) говорит о чрезвычайной раздробленности политических лоббистов и о многообразии представляемых ими интересов.

Лоббирование социальных интересов в России, к сожалению, не имеет такой существенной силы, как продвижение политических и экономических интересов. Наверное, это можно объяснить низкой социальной активностью широких

масс населения. Но это не значит, что социальное лобби полностью отсутствует. Достаточно вспомнить о нарастающей активности экологических движений, деятельности ветеранов, пенсионеров, потребителей. Можно надеяться, что со временем широкомасштабные социальные движения станут ощутимым противовесом предпринимательскому лобби.

Региональные интересы в настоящее время представлены преимущественно не организованными структурами, а отдельными влиятельными политическими лидерами. Тем не менее регионы могут эффективно отстаивать свои интересы. Они довольно успешно налаживают между собой сотрудничество без посредничества федеральных властей.

О том, насколько разнообразны формы воздействия лобби на государственный аппарат, можно только догадываться, поскольку большая часть деятельности по продвижению интересов носит неформальный характер и не отражается ни в каких документах. Наиболее активную работу лоббисты ведут в органах законодательной власти. Они активно пытаются продвигать к рассмотрению проекты законов, отражающие потребности отдельных социальных групп, либо внесению поправок в уже действующие законы. Деятельность лоббистов на данном этапе сводится к персональной работе с депутатами и экспертами, которые являются членами рабочих групп.

На этапе доработки проекта преобладает отраслевое и региональное лоббирование. После того, как закон одобрен палатами Федерального Собрания, можно попытаться внести изменения на стадии его прохождения через президентские структуры. Практика принятия закона показывает, что наиболее эффективными лоббистами являются естественные монополии, что вполне логично объясняется их стабильным финансовым положением и «старыми» связями с государственным аппаратом.

В условиях перехода от централизованного авторитарного государства к демократическому правовому происходит переоценка многих социальных и правовых институтов, в том числе меняется отношение к средствам массовой информации. В новых условиях повышается их роль как неотъемлемой составной части гражданского общества, по-новому решается вопрос о правовом регулировании их деятельности. Переоценка роли СМИ в жизни общества происходит и в массовом сознании, и в сознании должностных лиц, представляющих аппарат государства. В основе такой переоценки лежит мысль о том, что демократия невозможна без того, чтобы каждый имел возможность получать полную, объективную и своевременную информацию.

Роль СМИ очень высока в любом обществе. В России она в значительной степени определяется тем, что нашим гражданам на протяжении многих десятилетий прививалась мысль, выска-

занная в телевизионной программе. Поэтому в России очень высока вера в то, о чем сообщается в СМИ.

Роль СМИ в гражданском обществе и правовом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Наиболее полный их перечень, по нашему мнению, дал А.А. Чичанов-ский. Он говорит, что функциями СМИ являются: «функция общения (посредническая функция); функция социальной мобилизации; информационно-познавательная функция; ценностно-ориентационная функция; коммуникативно-эстетическая функция».

Многие политики и журналисты часто высказывают мысль о том, что СМИ - это «четвертая власть». Правильнее было бы определить роль СМИ как посредника между структурами власти и обществом. При этом не следует принижать роль посредничества, поскольку СМИ при этом имеют возможность самостоятельно трактовать многие положения.

Важность роли СМИ в правовом государстве очевидна. Отсюда возникает необходимость правового регулирования их деятельности.

При этом необходимо исходить из того, чтобы свобода слова, с одной стороны, не превратилась в информационный беспредел, а с другой стороны, нельзя ее необоснованно ограничивать. Должны быть установлены правовые рамки, в которых бы СМИ могли действовать без ущемления права граждан на своевременное получение достоверной информации. Также должны быть установлены жесткие ограничения на распространение информации, проповедующей насилие, национальную рознь и иные идеи, противоречащие нормам морали.

Правовое регулирование деятельности СМИ должно обеспечивать соблюдение интересов всех участников информационного процесса, начиная от объекта, о котором дается информация, до ее потребителя. При этом право граждан на получение информации не может рассматриваться в качестве предпосылки для ограничения других конституционных прав граждан, например, права на неприкосновенность частной жизни.

А.А. Чичановский указывает три возможных варианта взаимоотношений СМИ и государственного аппарата. «Во-первых, когда СМИ полностью независимы от государства, но при этом получают от власти информацию о ее планах и действиях и берут на себя выполнение функции контроля над властными структурами. Второй вариант предлагает сотрудничество СМИ с государством в той степени, в которой оно их финансирует. Третий вариант предполагает, что СМИ работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику и создают положительный имидж всем властным структурам» .

Необходимо добиться такого положения дел, чтобы СМИ работали по всем трем указанным направлениям, поскольку только в условиях

отсутствия какого-либо доминирования возможно свободное развитие, характерное для функционирования гражданского общества и правового государства. Взаимное влияние общества и государства начинается на самых ранних стадиях их возникновения и развития. Государство образует органы власти, которые должны оказывать управляющее воздействие на общество. Общество создает различные структурные элементы, отстаивающие интересы конкретных индивидов и социальных групп перед государством. В процессе их взаимодействия и борьбы происходит развитие, на определенной ступени которого общество перерастает в гражданское общество, а государство - в правовое государство. Гражданское общество находится в постоянном развитии и создает новые структуры, которые формируются в качестве его институтов.

Развитие институтов гражданского общества возможно только в рамках, очерченных нормами права. Полностью свободное развитие тождественно анархии. Однако только осознания со стороны субъектов гражданского общества необходимости производить определенные позитивные действия явно недостаточно, поскольку они не могут абсолютно одинаково смотреть на одни и те же явления. Различия во взглядах неизбежны и обусловлены различными условиями формирования сознания. Отсюда объективно вытекает необходимость правового регулирования процесса развития институтов гражданского общества, введения его в определенные правовые границы. Именно нормы права являются ориентирами, способствующими развитию гражданского общества. В создании правовых норм, определяющих порядок правового развития гражданского общества, активное участие принимает само гражданское общество. Различные его институты не только оказывают влияние на содержание норм права, регулирующих их развитие, но сами нормы создаются под давлением гражданского общества. При этом проявляется такое качество гражданского общества, как способность к самоорганизации. Самоорганизация гражданского общества является важнейшей частью социального управления наряду с государственным регулированием. Однако саморегуляция гражданского общества не должна быть всеобъемлющей. Можно согласиться с мнением К.И. Варламова, когда он говорит, что «для того, чтобы рыночная саморегуляция не превратилась бы в разгул стихии, нужны коррекция или воздействие извне, она должна быть дополнена регуляцией, управлением, системой законодательных и иных мер со стороны государства, профсоюзов, других политических институтов, направленных, прежде всего и главным образом, на обеспечение социальной защиты граждан» .

Необходимым условием становления гражданского общества является развитие экономи-

ческих отношений. Исторический опыт развития западных стран показывает, что решающую роль в укреплении экономики играет государство.

Однако регулирующее значение государства в этом вопросе нельзя абсолютизировать. Воздействие государства должно осуществляться с таким расчетом, чтобы не наносить вред предпринимательству. Государство, в первую очередь, призвано создать нормальные условия для развития предпринимательства, а не осуществлять прямое регулирование в этой сфере. Прямое регулирующее воздействие со стороны государства возможно только в тех областях, которые находятся за пределами действия рыночного саморегулирования. К таким сферам относятся оборона, безопасность, борьба с преступностью, социальное обеспечение, антимонопольное регулирование.

Однако регулирующее воздействие со стороны государства не ограничивается только указанными сферами. Цель регулирования, с одной стороны - не допустить анархии в обществе, а с другой - не создавать препятствий для свободного развития предпринимательства. Регулирующее воздействие должно быть направлено не на запрет, а на стимулирование различных форм хозяйственной деятельности, в том числе и частного предпринимательства, по отношению к которому государство должно иметь четкую и понятную кредитную, налоговую и тарифную политику.

Принципиальное отличие гражданского общества от тоталитарного заключается прежде всего в основных способах управляющего воздействия. Если в условиях тоталитаризма предполагается прямое принуждение во всех сферах, то гражданское общество призвано организовывать. Однако в любом случае принуждение неизбежно. В условиях гражданского общества принуждение возможно только в равной мере ко всем его членам, а ни в коем случае не выборочно.

В отдельные периоды развития российского государства мы считали, что со временем государственный аппарат отомрет и установится всеобщее общественное самоуправление. Исторический опыт показывает, что, действительно, с развитием правового государства различные элементы гражданского общества оказывают все большее воздействие на процессы социального управления. Однако, исключая крайние точки зрения, отметим, что если и произойдет когда-либо полная замена государственного аппарата элементами гражданского общества, то случится это в очень далеком будущем.

Литература

1. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. М., 1983. Т. 4.

2. Гегель, Г. Философия права. М., 1990.

3. Серебряков, С.Л. Цивилизованные основы для формирования гражданского общества в России // Социальнополитический журнал. 1995. №2.

4. Политический словарь. М., 1993.

5. Смольков, В.Г. Гражданское общество и государство. Гражданское общество. М., 1993.

6. Кочетков, А.П. Россия на пороге XXI века. М., 1998.

7. Левин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5.

8. Холодовский, В.Г. Гражданское общество в России: структуры и сознание. М.: Наука, 1998.

9. Кулик, А.Н. Партии как институт представительной демократии на Западе и постсоветской России. Проблемнотематический сборник. М.: ИНИОН РАН, 1995.

10. Семененко, И.С. Гражданское общество в России: структура и сознание. М.: НОРМА, 1998.

11. Чичановский, А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях модернизации российского общества. Дисс. в форме научного доклада... док. полит. наук. М., 1995.

12. Варламов, К.И. Гражданское общество: личность, общество и государство. Гражданское общество. РАУ: сборник статей под ред. проф. В.Г. Смолькова. М.: Луч, 1993.

Первоначально термин гражданское общество (или сообщество) возник во времена античности и средние века, когда происходит зарождение самой концепции, характеристики особого качества, или стиля, совместной жизни членов небольших общин (городов-государств). Основной чертой данного стиля было политическое общение. Политика воспринималась как искусство совместной жизни внутри полисных коллективов. «Платон обосновывает идею справедливого, добродетельного общественного устройства. Аристотель говорит о том, что государство -- это достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, Цицерон подчеркивает, что закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, -- одинаково для всех»Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. М, 2010. - С. 268.

Долгое время гражданское общество полностью отождествлялось с государством, что было обусловлено слабым развитием разделения труда, товарно-денежных отношений, существованием понятия каст и сословий.

Поскольку гражданское общество - это целый комплекс отношений внутри общества и по отношению к государству, к нему нельзя применить какую - либо одну характеристику. Поэтому искать предпосылки гражданского общества, по мнению И.И. Кального, имеет смысл искать на рубеже перехода от аграрного к индустриальному обществу. Именно поэтому элементы гражданского общества наиболее ярко проявились в первую очередь в экономике.

На втором этапе происходит обоснование концептуальных положений, формирование самой теории (Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель и др.).

«Как научное понятие гражданское общество оформилось в эпоху складывания капиталистических отношений в Европе в ходе английской и французской буржуазно-демократических революций XVII-XVIII вв. Впервые оно было использовано английскими философами Т. Гоббсом и Дж. Локком для обозначения определенного этапа исторического развития человеческого общества, его перехода от природного к цивилизованному существованию»Кряклина Т.Ф. Гражданское общество: классические и современные концепции//Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. - С. 17.

В 1215 году в Англии была принята Великая хартия вольностей, в которой утверждался принцип парламентаризма. Далее рядом документов (Петиция о правах 1628 года, Декларация о правах 1688 года) обозначался широкий круг прав личности, что еще более отделяло общество от государства (монархической власти).

Очередной вехой в развитии идей гражданского общества становится знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. «Декларация провозгласила как высшие принципы: справедливость, свободу, равенство, безопасность, братство, сопротивление угнетению, веротерпимость, подконтрольность государства обществу, неприкосновенность частной собственности, равноправие всех граждан» Соколов А.Н., Сердобинцев К.С., Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты), Калининград, 2009. - С. 15..

Навсегда вошел в обиход принцип: «разрешено все, что не запрещено законом», также Декларацией были предусмотрены гарантии прав человека и другие правовые устои гражданского общества.

Интересен тот факт, что уже в XVIII веке В. Гумбольдт выделял три различия между гражданским обществом и государством.

К первому он относил: систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; естественное и общее право; человека.

Государство, по его мнению, состоит из: системы государственных институтов;позитивного права; гражданина.

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель. Он «сделал вывод, что гражданское общество как сфера частных интересов, как связь людей через систему потребностей и разделение труда, самостоятельно по отношению к государству, однако тесно связано с ним, ибо нуждается в правовых учреждениях и правопорядке, правосудии, а также в полиции и органах, обеспечивающих внешний порядок»Чистяков Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. М, 2010. - С. 268..

Согласно философскому обоснованию И. Кантав основу гражданского правового состояния необходимо положить принципы:

Свободы каждого члена общества как человека;

Равенства его с каждым другим как подданным;

Самостоятельности (человек все должен создавать своими силами и отвечать за содеянное);

Столкновения интересов и необходимость их защиты, являющихся причинами самосовершенствования людей;

Гражданской свободы условие - самосовершенствования людей.

С серьезным опережением на пути к гражданскому обществу выступали итальянские города-республики Северной Италии, где сформировавшиеся гильдии и цеха активно участвовали как в экономической, так и политической жизни. «Как отмечал Н. Макиавелли, мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богатством, право каждого иметь и отстаивать свои убеждения рассматривались в качестве общественных ценностей»Кальной И.И. Гражданское общество: истоки и современность. Спб, 2000. - С. 55-56..

В узком смысле слова концепция гражданского общества как коллективной общности, целого, существующего независимо от государства, окончательно оформилось в XIX-XX вв. на третьем этапе происходи становление и дальнейшее развитие теории гражданского общества.

Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Можно выделить два направления в определении ими понятия гражданское общество:

«гражданское общество как совокупность производственных отношений и форма общения, связанная с ними;

трансформация понятия гражданского общества в понятие общественно-экономической формации».Соколов А.Н., Сердобинцев К.С., Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты), Калининград, 2009. - С. 85

К концу XIX века развитие марксовой концепции достигло невероятно широкого распространения в Европе, но большинством ученых процессы формирования гражданского общества рассматривались с приоритетом классового противостояния, а не более широких отношений «гражданское общество-государство». Постепенно от этой теории стали отходить, что привело к разделению жизни общества на государственную и негосударственную, «влияющую на формирование и принятие политических, административных решений и на вырабатывающую общественное мнение».Кальной И.И. Гражданское общество: истоки и современность. Спб, 2000. - С. 59.

В XXвеке свое отражение нашли оба указанных направления: первое в западноевропейской социально-демократической мысли, второе - в большевистской России.

Социалистическая наука не рассматривала понятие «гражданское общество» как таковое, впрочем, как и понятие «правового государства», а потому на долгие годы оно ушло из поля изучения «за ненадобностью».

Экскурс в историю формирования идей гражданского общества позволяет составить свое понимание данного явления. Безусловно, это определенный уровень (наивысший) развития общества вцелом. Он предполагает такую систему отношений между людьми, индивидами, при которой обеспечивается свобода каждого при соблюдении интересов всех, за счет создания и использования многообразия форм и институтов, позволяющую функционировать данному обществу самостоятельно без довлеющего вмешательства государства, развивать и совершенствовать свою систему с использованием существующих норм права, традиций и обычаев, обладающих высоконравственными и общегуманистическими принципами.

На каждом этапе всемирной истории были свои представления о государстве и гражданском обществе, складывавшиеся на основе существовавших в тот период государственно-правовых и общественных явлений, свое видение их границ и характера взаимоотношений.

Рассмотрим современные взгляды к проблеме создания гражданского общества и построения правового государства в контексте российских условий.

Понятие гражданского общества широко появилось в употреблении в семнадцатом веке в Англии (по английски civil society), а затем в других государствах и главнейшая идея его жиждется в том, что социум состоящий из отдельных индивидов - граждан обязан обладать собственными законы, пресекающими проявления в отношении каждой отдельной личности возможности произвольного вмешательства со стороны органов государства.

История возникновения понятия

Термин гражданское общество был впервые введен Аристотелем. Это понятие происходит от латинских слов civilic (с лат. означает гражданский), civitas (с латинского означает государство), civis (с латинского означает гражданин).

Представляется правильным выделить три основные начала, которые формируют гражданское общество, — личность, социум и государственная власть. При этом их взаимоотношения в процессе эволюции качественно изменяются.

Эпоха возрождения

В семнадцатом веке английский философ Томас Гобс в своих трудах сначала в «Левиафане, а затем в работе «О гражданине» преподнес новую стратегию гражданского социума, зарождающегося при переходе от нерационального первобытного состояния племенной оппозиции в направлении упорядоченного развитого социума, индивиды которого в свою очередь подчиняются власти государства.

Согласно воззрениям виднейших философов семнадцатого и восемнадцатого века, здесь помимо Томаса Гобса следует выделить Джона Локка и Им. Канта, Гражданское общество — союз индивидуальностей, социум, где любой из его членов обретает наивысшими человеческие качества. Но при этом государство превалирует над гражданским обществом.

Немецкая школа

Принципиально иной концепции придерживаются немецкие социологи и экономисты - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждают, что Гражданское общество — это объект овеществленной и экономической жизнедеятельности человечества. Это оно ставится первоочередным в отношениях с государством, гражданская жизнь как совокупность разнообразных интересов укрепляет государство.

Представляется, что в базисе идеи гражданского общества пребывает постоянное движение: непрерывное видоизменение, рационализация и прорыв от наиболее недоразвитого состояния индивида, гражданского общества и власти к более высокорациональному и цивильному. Ж. Руссо вычислил основы данного движения как продвижение к гражданственности, рациональности и цивильности, что означает становление наиболее развитого индивида, совершенствование отношений внутри гражданского общества и рациональной цивилизованной госвласти.

Рождение и скрепление базиса гражданского общества возникает в качестве разумного пути, в котором преображаются и отдельная индивидуальность, и гражданские отношения между всеми индивидами, и даже социум в качестве всеобщего начало гражданского общества и само государство, а также взаимоотношения между гражданским обществом и индивидуальной личностью, гражданским обществом и государственным аппаратом.

Взаимодействие с индивидом

Главнейшим вопросом гражданского общества является область его соприкосновения с каждым отдельно взятым индивидом - гражданином, самостоятельной личностью.

Согласно Георгу Гегелю, Гражданское общество является частью реализации индивидуальных интересов любого отдельного индивида. Притом, в гражданском обществе свободы нет, потому что в гражданском обществе непрерывно наличествует пикирование дифференциальных частных целей с властью, имеющее всеобъемлющий характер.

Взаимодействие с государством

Другой важной проблемой гражданского общества является его взаимоотношение с государством. Известному американскому просветителю Томасу Пейну представляется Гражданское общество благом, а государство — злом. Гражданское общество полагает Томас Пейн чем более развито, тем менее этот социум нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Представляется, что Гражданское общество является социально-организованной структурой, которая в своей основе рождается за границами структур государства, но после зарождения распространяется и на государственные структуры, поскольку они тоже создаются гражданами - индивидами, то есть частицами гражданского общества.

Такие элементы государственной власти, как основной закон - конституция, избирательность государственных органов, дифференциация ветвей госвласти, наличие многих партий и законность оппозиции, и т.д. еще не представляют часть гражданского общества, но зарождены им и являются способами его влияния в отношениях с государством.

Основные институты общества

Также следует отметить, что законодательное закрепление таких институтов, как неприкосновенность личности, равенство всех перед законом и судом, независимость судебной власти, свобода слова являются важнейшими гарантиями во взаимоотношениях между гражданским обществом и государством.

Гражданское общество является основой правового государства, а в совокупности они составляют звенья правовой системы. Данные понятия не могут существовать отдельно друг от друга. Правовое государство не может существовать без наличия в нем полноценного гражданского общества.

Рассмотренное в данной статье понятие гражданского общества является одним из ключевых понятий теории государства и права, которая в свою очередь является основой правовой системы общества. Если Вам интересны другие термины и определения юриспруденции, Вы можете ознакомиться с другими статьями, размещенными на нашем сайте в разделе «Вопрос-ответ».

Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.

Руткевич Е. отмечает, что в теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, хотя и редко встречающейся сейчас стала точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом. Термин «гражданское общество» употребляется по отношению ко всему обществу в целом. Так Г.В. Чевозерова, И.И. Кравченко, В.П. Ступишин трактуют гражданское общество как взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Некоммерческий сектор с этой точки зрения определяется как часть гражданского общества, в котором его члены объединены для решения проблем общественного жизнеобеспечения, а также для формирования материальной и духовной основ, необходимых для развития общества. «Гражданское общество - это не только сознательный, обеспеченный правами гражданин, это - общество, которое мыслит категорией отдельного человека, своего гражданина», - пишет исследователь И.И. Кравченко.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д. Так Марченко М.Н. определяет гражданское общество как общество людей, обладающих широкими правами, знающих их и умеющих ими пользоваться. Философский словарь 1990 года дает такую трактовку понятия: «Гражданское общество - совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных,нравственных, религиозных, национальных и т. д. «Гражданское общество - устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм, «оно» образует как бы прокладку между базисом и надстройкой, производственными отношениями и государством», - считают исследователи Ю. Красин и А. Галкин.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Подобно тому, что существуют различные интерпретации идеи гражданского общества. Представляется целесообразной следующая, хотя и небесспорная, схема. Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки (с античности до XVI-XVII веков). Период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

Трудно сказать, когда впервые был употреблен термин «гражданское общество». В той или иной мере он присутствует в литературе европейского средневековья и Нового времени. Некоторые авторы считают, что понятие «гражданское общество» - столь же древнее, как и сама политическая наука, восходящее к идее платоновского общества-государства, аристотелевского полиса, цицероновского гражданского общества и т. д. Другие считают, что впервые это понятие употребил в 1767 г. А. Фергюсон и трактовал его как состояние гражданственности и следствие цивилизации. Однако, хотя многие мыслители античности использовали понятие «гражданское общество» или иные термины, близкие ему по звучанию и смыслу, содержание, вкладываемое в это понятие античными мыслителями и современными авторами, отнюдь не идентично. Это объясняется различным пониманием демократии, свободы, прав и обязанностей граждан. В целом для античности, как и для средневековья, характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством. Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве.

Далее, за начальным следует естественно -правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков. Этот период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние - общественный договор - гражданское, общественное, политическое состояние. В этих концепциях подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона.

Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества был «институциональный период» (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус. Этот период начинается с Гегеля, который впервые в Новое время разграничил государство и гражданское общество.

Гегель отмечает три основные ступени развития общества: семья, гражданское общество и государство. Причем каждая высшая форма вбирает в себя предыдущую, поэтому разделение гражданского общества и государства он считает временным, то есть государство как высшая ступень неизбежно проходит через этап гражданского общества. Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера действия частного интереса.

Индивиды в этом обществе противостоят друг другу так же, как и их корыстные интересы, но они не могут существовать друг без друга, поскольку взаимосвязаны. В гражданском обществе, писал философ, «каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного». Гегель гражданское общество характеризует двояко: как самостоятельное и как слитное с государством, растворенное в нем. То есть, в его теории впервые как-то объединились два направления в понимании гражданского общества.

Вслед за Гегелем, Маркс также рассматривал гражданское общество как исторический феномен, т. е. как результат и определенную ступень исторического развития. Однако становление, развитие и функционирование гражданского общества понималось Марксом несколько иначе. В отличие от Гегеля, Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства. И в то же время, подобно Гегелю, Маркс связывал возникновение гражданского общества с необходимыми для этого экономическими предпосылками в виде свободы частной собственности. «Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность... Право человека на частную собственность есть свобода распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Эта индивидуальная свобода, как и это использование, образуют основу гражданского общества». Подобно Гегелю, Маркс считал возможным двойственное употребление термина «гражданское общество»: с одной стороны, для обозначения гражданского общества как такового, которое он отождествлял с определенной ступенью общественного развития, а именно с буржуазным обществом, а с другой - для обозначения той или иной сферы общества, т. е. определенной общественной организации.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ, гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Билля о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов.

Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся в позднее средневековье централизованные национальные государства, стремившиеся к устранению разнообразия прав, существовавшего в период феодальной раздробленности. «Новое государство призвано было совершить процесс уравнения общественных элементов и превратить сословное общество с его многочисленными разделениями в общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности». От феодально-удельных государств средних веков национальные государства Нового времени отличались сосредоточением власти в руках монарха, созданием государственной казны, централизованного аппарата управления и правосудия, постоянной армии, обособленностью государства от сословных, религиозных, этнических и иных социальных групп. В эпоху становления гражданского общества стали складываться качества современного представительного государства, существенно отличающие его от государств сословно-кастовых обществ.

Представительное государство и равное для всех право создавались в ходе развития основанного на частной собственности, правовом равенстве, на свободе предпринимательства и торговли общества, и это сопровождалось бурными социально-экономическими процессами. В период промышленного переворота и становления капитализма разорение мелких и средних собственников и развитие пролетариата, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии происходили в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с промышленниками за сносные условия труда и заработной платы. По социально обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления жестоко подавлялись вооруженной силой.

Господствующей политико-правовой идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частно - правовые отношения и осуществления им только лишь охранительных функций. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствие свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательство на права собственников-налогоплательщиков. Чисто формальной долгое время была возможность участия народа (через выборных представителей) в деятельности государства. Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности. Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на выводе, что капитализм к середине XIX в. стал тормозом развития производства и должен быть насильственно уничтожен стремительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело породить многочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти создавало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами.

Агеев М. пишет по этому поводу: «В первой половине XIX века в Англии 2/3 населения не имели гражданских прав. В середине века начинается борьба за гражданские права. Рабочий класс выходит на улицы и начинает требовать, чтобы ему предоставили те же права, что и у джентльменов. Интересная деталь: англичанин XVII века, казалось бы, не имеет гражданских прав, при этом он считает себя свободным британцем, то есть он свободен в том смысле, что к нему не может прийти полиция, она не может его отвести в суд и без предъявления доказательств его вины судить. У него есть защита от произвола. Начиная с XIII века, любой простолюдин имел защиту закона от посягательств начальства и государства. Но к середине XIX века простолюдин обнаруживает, что этого недостаточно, что он не может доверять управление государством джентльменам. Он тоже хочет участвовать в принятии решений, ему нужны права для участия в политическом процессе. Так началась борьба, которая заняла примерно 60 лет: с 1840 года до начала нового XX века… В этот период проявился героизм маленького человека, который на каждом шагу доказывал, что он имеет право стать субъектом политики.» Рубеж XIX-XX вв. можно считать началом нового этапа развития гражданского общества. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. В защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лица свободных профессий, деятели науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь. Государство является уже не только «ночным сторожем». Все большее место в его деятельности занимают такие позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением, и другие социальные функции. В XX в. существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отношений - государственный контроль и вмешательство в экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений. Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права.

Начиная с 20-30 годов XX века, гражданское общество стало символом реально работающей, осмысленной демократии.