Основной госэкзамен по обществознанию - одно из испытаний по выбору, который могут сдавать ученики по окончании 9 класса. Этот предмет выбирают те ученики, которые решили продолжать обучение в 10 классе с гуманитарным уклоном или решили поступать в средние специальные учебные заведения на гуманитарные специальности.

Также ОГЭ может первой ступенью подготовки к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету по окончанию полного обучения в школе.

Особенности

На выполнение всех пунктов экзамена отводится 3 часа. Чтобы он был зачитан в качестве выполненного необходимо набрать минимум 15 баллов - это соответствует оценке "удовлетворительно". 25 - 33 балла - диапазон для твердой четверки. Максимальное количество, которое можно заработать - 39 (от 34 оценка "отлично"). Никаких разрешенных наглядных материалов и пособий на этот вид ОГЭ не существует, на столе у экзаменуемого могут располагаться лишь бланк с текстами и ручка.

Структура основного госэкзамена предусматривает выполнение заданий двух типов - всего их 31.

Первая часть включает в себя 25 тестов (номера 1-25), которые требуют краткого ответа. Здесь вы найдете варианты, в которых нужно выбрать единственный правильный вариант из предложенных, соотнести между собой термины и их определения, указать правильную последовательность действий и так далее.

Вторая часть - это 6 заданий, на которые нужно дать полный развернутый ответ. Это вопросы под номерами с 26 по 31. Например, дан информационный текст, который нужно внимательно прочитать и после этого ответить на ряд вопросов.

Алгоритм подготовки

  • Повторить все разделы школьной программы - для этого можно использовать учебники, методические пособия или собственные конспекты;
  • Изучить различные демонстрационные материалы и дополнительную литературу - их можно найти в специализированных магазинах или в интернете;
  • Использовать онлайн тесты ОГЭ - их можно найти на тематических сайтах, в том числе и на нашем. Они помогут закрепить изученное и смоделируют формат работы, максимально приближенный к реальному экзамену. Это поможет освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом испытании.

Как оценивают результаты?

С 1 по 21 номер оценивается в 1 балл, такое же количество в вопросах 23-25. За №22 получают 2 - если все верно, 1 - при наличии одной ошибки, 0 - если их две и более. Результат второй части зависит от правильности и полноты ответов. Вопросы 26-28, 30 и 31 максимально приносят 2, при неполном раскрытии темы - 1. №29 при качественном выполнении добавит 3 балла.

Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!

Общая информация об экзамене

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.

Теория к ОГЭ по Обществознанию

Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).

Тема №1

Общество и человек

План

1.Общество (широкое и узкое понимание).

2.Структура общества

3.Сферы жизни общества.

4.Ступени развития общества.

5.Развитие общества.

7. Глобализация.

1 .Общество.

Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.

Общество (широкое и узкое понимание)

Общество в узком смысле

Общество в широком смысле

Определение

Примеры

Определение

Примеры

Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность

Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста

Обособившаяся от природы, но тесно связанная

с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

Исторический этап развития человечества

Рабовладельческое,

феодальное,

капиталистическое индустриальное

Всё человечество в целом, в его

историческом и перспективном развитии

Глобальные проблемы современного общества

Социальное окружение

Дурное общество

Национально-государственное образование

Французское общество,

американское общество,

западноевропейское

общество

2.Структура общества

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.

Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.

Классификация социальных групп

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы

Большие группы делятся на:

1. Неорганизованные, стихийно возникшие

К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

Примеры: толпа, публика, аудитория.

2.О рганизованные, длительно существующие

Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.

Малые группы

М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малые группы делятся на:

1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.

2.Неформальные коллективы (приятельская компания)

Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.

Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.

Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.

3.Основные сферы жизни общества

Сфера жизни общества

Характеристика

Экономическая сфера(институт)

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера(институт)

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера (институт)

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера(институт)

Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Эти нормы могут иметь форму:

  • Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
  • Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
  • Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.

4.Ступени развития общества.

Ступени развития общества

Характеристика

Традиционное(аграрное) общество

Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи.

Цель общества – поддержать существование человека как вида.

Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории.

Индустриальное общество XIX –XXвв.

Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе.

Цель общества:

Производство товаров массового потребления.

Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники.

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки.

Постиндустриальное(информационное) общество

Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы.

Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти .

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.

Человек властвует над силами природы.

Влияние на природу:

Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство.

Цель общества:

Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию.

5.Развитие общества.

Движущие силы исторического процесса

Общество как динамическая система

1.Изменяется и развивается общество в целом

2.Изменяются и развиваются его элементы

3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга

4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются

Два направления развития общества

  • Прогресс

Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;

К большей устойчивости жизнеспособности общества.

  • Регресс

Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;

от лучшего к худшему; к нестабильности.

Основные формы развития общества

  • Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
  • Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
  • Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.

6.Наука и общество. НТР и её последствия.

Наука и общество

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.

НТР и ее социальные последствия

  • Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
  • Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.

Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.

Примеры технического прогресса

  • Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
  • Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
  • Появление управляющих машин.

Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.

  • Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
  • Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
  • Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.

Социальные последствия НТР

  • Положительные достижения

Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.

  • Отрицательные последствия

Достаточно вспомнить об экологических проблемах.

Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.

Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.

И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.

7. Глобализация.

Глобализация (проблемы появляются в XX веке)

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

Положительное

  • Способствует развитию экономики
  • Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
  • Предостерегает государства от крайних действий

Отрицательное

  • Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
  • Диктуются правила выгодные развитым странам
  • Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
  • Появляются глобальные проблемы

Глобальные проблемы

Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

Можно выделить следующие глобальные проблемы

  • Угроза новой мировой войны.
  • Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
  • Неравномерность экономического развития стран.
  • Увеличение числа техногенных катастроф.
  • Угроза мирового терроризма.
  • Проблема народонаселения (угроза голода).
  • Болезни.
  • Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
  • Кризис духовности.

Презентация "Итоговый урок по теме "Социальная сфера" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к .

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера духовной культуры" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Презентация "Итоговый урок по теме "Человек и общество" предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Презентация "Итоговый урок по теме "Сфера политики и социального управления" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для учителя

Презентация "Итоговый урок по теме "Экономика" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс.

Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для учителя

Конспект и презентация "Итоговый урок по теме "Человек и его права" предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ГИА по обществознанию. Представлены задания части А, В, С разного уровня. Ответы представлены как в конспекте, так и в самой презентации. Работа ориентирована на учебник Кравченко А.И., но тем не менее носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.

Целевая аудитория: для 9 класса

Цели и задачи презентации - эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал.
Как работать с презентацией?
В презентации подробно раскрыта один из разделов ГИА по обществознанию - «Сфера духовной культуры».
Презентация содержит 23 слайда. 22 слайда посвящёны темам данного раздела, 23 слайд содержит литературу и интернет ресурсы по разделу.
1 слайд - титульный слайд - содержит информацию об авторе презентации
2 слайд - содержит список элементов (тем), проверяемых заданиями ГИА в этом разделе
В слайдах с 3 по 22 понятно и доступно объясняются основные термины, содержатся практические задания частей А и Б из книги П.А. Баранова «Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2013.

Целевая аудитория: для 9 класса

Презентация "Право, часть 2" предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты следующие девять вопросов кодификатора "Право". Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.

Тема: Общество и человек.

Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».

Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.

В широком смысле:

Общество- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле:

Общество - это совокупность людей по каким-либо признакам.

Понятие общество имеет много значений:

Этап в истории человечества

(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

(объединение)

Круг людей объединенных

общими целями, интересами

(спортивный клуб)

Регион, страна, государство

(Россия, Европейское общество)

Всё человечество

(мировое сообщество)

ОБЩЕСТВО

Вопрос к ученикам.

Скажите, может ли человек развиваться вне общества?

Нет только в обществе человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.

Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.

Характерные черты общества, как динамической системы .

Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы (части системы)

Сферы общественной жизни

Политическая

Государство и органы государственной власти

(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)

Духовная

(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Экономическая

(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.

Социальная

Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:

    Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.

    Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.

    Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.

(социальная мобильность -изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы

Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Природа- это естественная среда обитания человека.

Отличия общества от природы

Творит культуру

Развивается под влиянием деятельности человека.

Отличие природы от общества

Способна развиваться независимо от человека

Обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Человек.

Человек -существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.

Индивид -это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)

Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.

Личность -это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.

Социализация – это процесс становления личности

Агенты социализации

    Семья

    Образование

    Профессии

    Социальное окружение

    Государство

    СМИ

    Самовоспитание

Этапы социализации

    Начальный

    Средний (юношеский возраст)

    Завершающий

Основные отличия человека от животного

    Мышление и членораздельная речь

    Сознательная целенаправленная творческая деятельность

    Человек творец культуры

    Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.

Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.

Структура деятельности

1. Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)

2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.

Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.

Цель -то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно :

1 .Средства

2 .Действия

3 .Результат

Мотив- то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.

Три группы потребностей (или классификация потребностей):

    Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)

    Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)

    Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу .

    Физиологические (пища, дыхание, движение)

    Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)

(1,2 – врожденные потребности)

    Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)

    Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании

    Духовные (самоактуализация, самовыражение)

(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность -направлена на создание чего-нибудь нового.

(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)

Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.

Игровая или досуговая деятельность - ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.

Учёба -это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.

Социальные отношения - это отношения между руководителем и подчиненным.

Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).

Межличностные отношения - отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.

Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.

Функции социальной группы

    Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)

    Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)

    Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение - связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.

Виды общения : речевое(вербальное), при помощи слов и звуков

неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:

Служебное(деловое)

Повседневное (бытовое)

Убеждающее

Ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)

Межкультурное

По содержания и смысловой направленности:

Рассказ

Сообщение

Разговор

Отчет

Комплименты

Обмен мнениями

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов

1.Диалог-общение между людьми.

2.Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.

3.Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.