Смерть Бориса

В течение 20 лет Годунов управлял Россией - сначала как правитель, а затем как самодержец. В последние годы его жизни все большую роль в делах государства играл «Тайный совет» - Ближняя дума. После смерти конюшего Дмитрия Ивановича главой Ближней думы фактически стал Семен Никитич, руководитель Сыскного ведомства. В Москве он слыл крайне жестоким человеком.

Польские послы, побывавшие в России в дни суда над Романовыми, писали, что у Бориса среди подданных много недоброжелателей, строгости по отношению к ним растут с каждым днем, так что москвитянин шагу не сделает, чтобы за ним не следили два-три соглядатая.

Власти старались держать втайне все, что творилось на Пыточном дворе. Но их старания приводили к обратным результатам. По стране распространялись самые преувеличенные слухи о жестокостях Годуновых.

По уверениям Исаака Массы, стоило человеку произнести имя Дмитрия, как царские слуги хватали его и предавали ужасной смерти вместе с женой и детьми: «и вот день и ночь не делали ничего иного, как только пытали, жгли и прижигали каленым железом и спускали людей в воду, под лед». Яков Маржарет обвинял Бориса в том, что после появления «Дмитрия» тот «целые дни только и делал, что пытал и мучил по этому поводу», «тайно множество людей были подвергнуты пытке, отправлены в ссылку, отравлены в дороге и бесконечное число утоплены».

Некогда Годунов снискал симпатии земщины, положив конец опрично-дворовой политике. В обстановке начавшейся гражданской войны он поневоле должен был возродить репрессивный режим. Для судьбы его династии это имело роковые последствия.

Вдумчивый наблюдатель дьяк Иван Тимофеев отметил, что к концу жизни Бориса всем надоело его притеснительное, с лестью, кровожадное царство, и не из-за податных тягот, а из-за пролития крови многих неповинных.

После расправы над атаманом разбойников Хлопком в 1603 г. пытки и казни превратились в повседневное явление. Взбунтовавшиеся холопы, посадские люди, крестьяне не могли рассчитывать на снисхождение. Государство старалось виселицами оградить себя от мятежников. В наиболее жестоких формах террор применялся в отношении низов. Власти вполне оценили опасность, когда в лагере самозванца появились комарицкие мужики. В наказание за «воровство» Комарицкая волость была подвергнута неслыханному погрому.

Преследования дворян были менее жестокими. И московский самодержец, и самозванец понимали, что верх возьмет тот, кто сможет привлечь на свою сторону дворянское сословие.

Крайние меры применялись лишь к перебежчикам и к посланцам «вора», подстрекавшим народ к мятежу. Их вешали без суда на первом попавшемся дереве.

Сыскное ведомство вновь выдвинулось на авансцену. Его глава Семен Годунов, как толковали, настаивал на казни заподозренных в измене членов Боярской думы. Но Борис отверг его советы.

Борис безмерно возвысил род Годуновых. Но этот род не дал государству талантливых и популярных деятелей, кроме самого Бориса. В критический момент сын Бориса не смог найти помощи и опоры у многочисленных Годуновых, носивших высокие титулы и занимавших почетные места в Боярской думе.

Прежде деятельный и энергичный, царь Борис в конце жизни все чаше устранялся отдел. Он почти не покидал дворец, и никто не мог его видеть. Прошло время, когда правитель охотно благотворил сирым и убогим, помогал им найти справедливость, давал управу на сильных. Теперь он лишь по великим праздникам показывался народу, а когда челобитчики пытались вручить ему свои жалобы, их разгоняли палками.

Фатальные неудачи порождали в царе подозрительность, столь чуждую ему в лучшие времена. Круглиц, всю жизнь поддерживавших его своими советами и помощью, стремительно сужался. Годунов «полон чар и без чародеек ничего не предпринимает, даже самого малого, живет их советами и наукой, их слушает…» - писал в 1600 г. польский дипломат из Москвы. Однажды Борис пригласил астролога из Ливонии. В небе тогда появилась яркая комета, и царь просил колдуна составить ему гороскоп. Звездочет посоветовал ему «хорошенько открыть глаза и поглядеть, кому же он оказывает доверие, крепко стеречь рубежи».

Годунов велел привести во дворец знаменитую в столице юродивую Алену. Та предсказала ему близкую кончину. Другая ведунья, Дарьица, уже после смерти Бориса призналась, что ворожила ему во дворце. Прорицательница, по ее собственным словам, нагадала, что «Борису Федоровичу быти на царстве немногое время».

Польские послы записали молву об одном из предсказаний волхвов. Пугая царя близким падением, колдуны советовали ему на время покинуть государство: «коли б на час сступил з земли Московской, а сын его Федор царем ся именовал, тогда б под титлом его то царство зде ржал ось…» Поверив кудесникам, Годунов велел объявить повсюду о своей смерти. Предварительно он опоил зельем двойника и выставил его гроб на всеобщее обозрение. Вслед за тем Борис взял много золота и «дорогих чепей» и уплыл в Англию под видом торгового человека. Даже дети царя не догадывались об обмане.

Члены английского посольства, видевшие Годунова в последние месяцы его жизни, отметили некоторые странности в его характере. Будучи обладателем несметных сокровищ, царь стал выказывать скупость и даже скаредность в мелочах.

Живя отшельником в Кремлевском дворце, он временами покидал хоромы, чтобы лично осмотреть, заперты и запечатаны ли входы в дворцовые погреба и в кладовые со съестными припасами. Скупость, по наблюдению англичан, стала одной, притом не самой последней, из причин его падения.

Многие признаки в поведении Бориса указывали на его преждевременно наступившее одряхление. Принимая посла английского короля Якова I, царь впал в слезливый тон, когда речь зашла об умершей королеве Елизавете I.

Государь тревожился за будущее сына и держал его при себе неотступно, «при каждом случае хотел иметь его у себя перед глазами и крайне неохотно отказывался от его присутствия». Придворные из числа ученых иноземцев пытались убедить Годунова, что ради долголетия царевича и просвещения ума ему надо предоставлять некоторую самостоятельность в занятиях. Однако монарх неизменно отклонял такие советы, «говоря, что «один сын - все равно что ни одного сына», и он не может и на миг расстаться с ним».

В конце жизни Годунова томили воспоминания об угличской драме. Твердо зная, что младший сын Грозного мертв, он по временам впадал в сомнение, «почти лишался рассудка и не знал, верить ли тому, что Дмитрий жив или что он умер».

Терзаемый страхом перед самозванцем, Годунов не раз засылал в его лагерь тайных убийц. Позже он приказал привезти в Москву мать Дмитрия и выпытывал у нее правду: жив ли царевич или его давно нет на свете?

Предчувствуя близкий конец, Борис мучительно размышлял над тем, может ли он рассчитывать на спасение в будущей жизни. За разрешением своих сомнений он обращался то к православным богословам, то к ученым иноземцам. Царь просил, чтобы они, невзирая на различие веры, «за него молились, да сподобится он вечного блаженства». После таких бесед государь нередко приходил к мысли, что для него «в будущей жизни нет блаженства».

Под влиянием неудач и тяжелой болезни Годунов все чаще погружался в состояние апатии и уныния. Физические и умственные силы его быстро угасали.

13 апреля 1605 г. царь Борис скончался. Недруги распространяли всякого рода небылицы по поводу его смерти.

Согласно одной версии, Борис будто бы принял яд ввиду безвыходности своего положения. По другой версии, он упал с трона во время посольского приема.

Осведомленные современники описывали кончину монарха совсем иначе: «…царю Борису вставши из-за стола после кушанья, и внезапу прииде на него болезнь люта, и едва успе поновитись и постричи, в два часа в той же болезни и скончась». Согласно «Хронографу», Годунов умер после обеда: «по отшествии стола того, маю времени минувшю, царь же в постельной храмине сидящу, и внезапу случися ему смерть». Самодержец умер скоропостижно, и монахи лишь «успели запасными дары причастити» умирающего.

Члены английского посольства описали последние часы Бориса со слов лечивших его медиков. По обыкновению, врачи находились при царской особе в течение всего обеда. Годунов любил плотно поесть и допускал излишества в еде. Доктора посчитали его хороший аппетит признаком улучшения здоровья и разъехались из дворца. Но через два часа после обеда царь внезапно почувствовал дурноту. Перейдя в спальные хоромы, он лег в постель и велел позвать врачей. Доктора не поспели на вызов. До их приезда у Бориса отнялся язык, и он умер.

Стоявшие подле умирающего бояре спросили, не желает ли он, чтобы дума в его присутствии присягнула наследнику. Царь, дрожа всем телом, успел промолвить: «Как Богу угодно и всему народу». Видимо, Борис Годунов понимал, что без соборного избрания его несовершеннолетний сын не удержит корону на голове.

Близкий к царскому двору Яков Маржарет передает, что Годунов скончался от апоплексического удара.

Смерть монарха дала новый импульс гражданской войне в России.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

13 апреля 1605 – Смерть царя Бориса А между тем на страну надвинулось несчастье. С 1601 г. в России начался страшный голод, унесший сотни тысяч жизней. Молебны об отвращении беды не помогали, люди ели кошек и собак, а потом в Москве началось людоедство. Царь пытался помочь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

3.9. Смерть Ясона от деревянного бруса и смерть Христа на кресте Миф следующим образом описывает смерть Ясона. Ясон изгнан из Иолка. Он подходит к кораблю «Арго», вытащенному на берег. «Язон, обойдя корабль, прилёг в тени на песок перед самой его кормой… Ему захотелось

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.9. Смерть Ясона от деревянного бруса и смерть Христа на кресте Греческий миф следующим образом описывает смерть Ясона. Ясон изгнан из Иолка. Он подходит к кораблю «Арго», вытащенному на берег. «Язон, обойдя корабль, прилег в тени на песок перед самой его кормой… Ему

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Начало церковной реформы. - Генрих III идет в Южную Италию и затем через Рим возвращается в Германию. - Смерть Климента II (1047 г.). - Бенедикт IX овладевает Святым престолом. - Бонифаций Тосканский. - Генрих назначает папой Дамаса II. - Смерть Бенедикта IX. - Смерть Дамаса. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

автора Платонов Сергей Федорович

5. Царская семья после смерти Грозного. – Волнения 1584 года. – Никита Романович, Борис и Щелкаловы. – Борьба Бориса с князьями Мстиславскими и Шуйскими; торжество Бориса Грозный умер, неожиданно для окружавших его, 18 марта 1584 года. После него осталось два сына: старший –

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

7. Правительственные способности Бориса. – Отзывы о нем современников. Личные качества Бориса Если бы господство и власть Бориса Годунова основывались только на интриге, угодничестве и придворной ловкости, положение его в правительстве не было бы так прочно и

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

8. Отношение Бориса к знати и духовенству. – Общая оценка сословной политики Бориса Забота о податных и рабочих людях иногда ставила Бориса против московской земельной знати – бояр. Принадлежа к этой знати по происхождению и связям, Борис именно в этой знати имел и своих

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смерть Гамлета и смерть Иисуса «Костер» = гора Голгофа Теперь вновь вернемся к гибели Гамлета в описании Грамматика. После всего сказанного можно теперь распутать еще один темный момент в его Хронике.В конце Саги о Гамлете, то есть в финале третьей книги своей Хроники,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Смерть Грозного, как и смерть Клавдия, была возвещена кометой Светоний сообщает, что «предвещанием его (Клавдия - Авт.) смерти были важные знамения. НА НЕБЕ ЯВИЛАСЬ ХВОСТАТАЯ ЗВЕЗДА, ТАК НАЗЫВАЕМАЯ КОМЕТА; молния ударила в памятник его отца, Друза… Да и сам он, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1605 Смерть царя Бориса. Начало Смуты В 1601 г. в России начался страшный голод, унесший сотни тысяч жизней. Молебны об отвращении беды не помогали, люди ели кошек и собак, а потом в Москве началось людоедство. Царь пытался помочь народу, раздавая хлеб и деньги, но чиновники

Из книги Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом». 1512-1634 гг. автора Путятин Александр Юрьевич

Глава 15. СМЕРТЬ ЦАРЯ БОРИСА. КРУШЕНИЕ ДИНАСТИИ ГОДУНОВЫХ 13 апреля 1605 года царь почувствовал себя плохо - после обеда у него пошла носом кровь, а вскоре за этим отнялся язык. Вызванные во дворец медики уже не застали Годунова в живых. Сразу возникло много разных версий.

Из книги Три Лжедмитрия автора Скрынников Руслан Григорьевич

Смерть Бориса В течение 20 лет Годунов управлял Россией - сначала как правитель, а затем как самодержец. В последние годы его жизни все большую роль в делах государства играл «Тайный совет» - Ближняя дума. После смерти конюшего Дмитрия Ивановича главой Ближней думы

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

В истории Российской империи, наверное, нет более противоречивой фигуры, нежели Борис Федорович Годунов. Его называют тираном и убийцей за его жестокие решения и доведение империи до ужасающего голода, а также за вовлечение государства в тяжелые времена. Тем не менее при его правлении страна укрепила внешние границы и свое влияние на мировое общество, однако ввиду внутренних конфликтов его место занял Лжедмитрий.

Сам Борис Годунов родился в 1552 г., родители были помещиками из Вязьмы. Сам род Годуновых происходил от татарина Чет-Мурзе, который остался жить на территории Российской империи при правлении Ивана Калиты. Являясь выходцем из дворянской семьи, молодой Годунов получал образование, но не изучал церковные писания, из-за этого его считали потом малообразованным, при этом он был весьма грамотным молодым человеком и имел хороший почерк, но на тот момент в мире это не показывало уровень его образования.

Знакомство с царским родом Бориса Годунова

В 1565 году Иван Грозный пытается захватить власть и получить ее в максимально авторитарном варианте. Для достижения своих целей он проводит разделение Империи на Земщину и Опричнину. Именно в Опричнине были земли семьи Годуновых, а дядя Бориса Дмитрий Иванович Годунов записал себя в военный корпус. Благодаря боярам он помог государю озолотиться, ценя его заслуги, Иван Грозный приблизил его ко двору.

После потери родителей Годунова под опеку его взял дядя, который был в постоянных командировках. Естественно, времени на обучение племянника у него не было, и он был устроен в Кремль, рос с царскими детьми. Иван Грозный очень любил разговаривать с Борисом и просил того записывать его рассуждения. После того, как его сестра стала женой Федора Иоаныча, ему подарили боярский титул.

Период правления Бориса Годунова

После гибели царя единственным кандидатом на царствие был именно Федор, которому вообще не приносило удовольствие руководить страной, он отдал эту возможность Годунову, путем создания регентского совета, в состав которого входил Борис.

Борис свои битвы за власть смог выиграть не сколько своим положением, сколько интригами и природной хитростью. Фактически весь период правления Федора реальным государем был сам Годунов. За это время он строил города, крепости и храмы, всегда поощрял талантливых архитекторов, предоставляя им свою протекцию. Также в Москве за время его правления был построен Кремлевский водопровод и Смоленская крепостная стена, которая была главным защитным оплотом у западных границ.

Во внешней политике был подписан договор, окончивший войну со шведами, учреждено патриаршество, которое позволяет православной церкви отделятся от Византии.

Помимо этого, был установлен срок, который установили для поиска убегающих крестьян. Теперь их можно искать лишь на протяжении пяти лет, а по окончанию данного срока им объявляли вольную. Освобождены также от налогов помещики, которые обрабатывали пашни собственноручно, не прибегая к найму работников.

В 1601 г. в Российской империи был сильный голод из-за неурожая. Годунов пытался спасти голодающих путем снижения налогов и выдачи денег из казны. Цены взлетели во стократном размере, но царь на это никак не реагировал, а казну и амбары быстро опустошили. Из-за непродуманных действий от голода страна потеряла практически 130 000 человек.

Смерть правителя Бориса Годунова

Под конец своей жизни царь Годунов страдал мочекаменной болезнью, которая сопровождалась мигренью. Перед своей смертью он доверял лишь семье, видел врагов везде, кроме родных. В 1605 г принимая послов, с ним произошел апоплексический удар, пошла кровь из носа и ушей, врач помочь не мог ничем. После смерти преемником стал его сын Федор, но власть быстро захватил Лжедмитрий. Именно он приказал удавить весь род Годуновых, кроме Ксении, которая ему нравилась, но когда она перестала его интересовать, Лжедмитрий отправил ее в монастырь.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Четыре смерти Бориса

Сцены из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

А там донос, бояр крамола, козни Литвы и тайные подкопы, глад и мор, и трус, и разоренье. Словно дикий зверь, рыщет люд зачумленный! Голодная, бедная стонет Русь!

Из монолога Бориса «Достиг я высшей власти»

Идею собрать на одном диске все записи сцен оперы Мусоргского «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина в роли Бориса мне еще в 1998 году подал Владимир Гурович, известный в мире коллекционер грампластинок и составитель (совместно с Аланом Келли ) самой достоверной на сегодняшний день дискографии Шаляпина * . В те годы нашей страной руководил Борис Ельцин. Это было время, когда катастрофические события следовали одно за другим. К тому же много аналогий усматривалось между этими событиями и теми, которые сопровождали правление Годунова. Тогда появление диска было своевременным, но никто из продюсеров не взялся за его издание - проект казался одиозным, а программа слишком мрачной. Сейчас ситуация в стране изменилась, и общество готово воспринимать шаляпинского Бориса в отрыве от безысходной судьбы нынешней России, просто как вершину в творчестве величайшего русского певца.

Первое исполнение Шаляпиным партии Бориса состоялось в 1898 году в Частной Русской опере в Москве. В рецензии на спектакль, помещенной в газете «Русские ведомости» от 10 декабря 1898 года, отмечалось: «Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое. ‹…› Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бориса; потрясенная публика без конца вызывала после нее артиста».

Шаляпин обратил на себя внимание искушенной публики не только великолепным голосом и способностью преодолевать трудные музыкальные пассажи. Масштаб личности - вот то, чем этот простой на вид парень поразил современников и что подняло его до уровня музыки Мусоргского, до роли царя Бориса - властителя Государства Российского. Именно благодаря этому масштабу личности Шаляпин преуспел во многих искусствах: стал ярким драматическим артистом, блистательным художником, скульптором, писателем. Он просто творил, легко и без усилий. Думаю, не будет преувеличением сказать, что образ Бориса Годунова, каким мы его теперь представляем,- это не только результат творчества Пушкина и Мусоргского, но и Шаляпина.

Такого успеха, как в партии Бориса, у Шаляпина не было ни в одной роли, хотя ко времени постановки оперы «Борис Годунов» он пел в Москве уже четыре года. Почему образ Бориса вышел у него на первый план? На этот вопрос артист так отвечает в своей книге «Маска и душа»: «Великая сила в Борисе Годунове, этой наиболее симпатичной мне личности во всем моем репертуаре».

Особую роль в притягательности для Шаляпина образа Бориса сыграли глубоко созвучные ему народные корни музыки Мусоргского. Осмыслить изобразительные средства Мусоргского певцу помог его первый учитель (в тифлисском музыкальном кружке) Дмитрий Андреевич Усатов . В книге «Маска и душа» Шаляпин вспоминает его уроки:

- Вот у Мусоргского в «Борисе Годунове» два голоса в хоре, две коротеньких, как будто незначительных музыкальных фразы.

- Митюх , а Митюх , чаво орем?

Митюх отвечает:

- Вона - почем я знаю?

И в музыкальном изображении вы ясно и определенно видите физиономию этих двух парней. Вы видите: один из них резонер с красным носом, любящий выпить и имеющий сипловатый голос, а в другом вы чувствуете простака.

Усатов пел эти два голоса и затем говорил:

- Обратите внимание, как музыка может действовать на ваше воображение. Вы видите, как красноречиво и характерно может быть молчание и пауза.

Заметьте, что спустя много лет Шаляпин воспроизводит высказывания своего учителя во всех деталях!

Современники отмечали умение Шаляпина все схватывать на лету - и оно подкреплялось недюжинным мужицким умом, который из всего извлекал зерно смысла, отбрасывая словесную шелуху. Артист обладал поразительной способностью как губка впитывать знания и культуру, проникать в души и характеры людей, в суть вещей и событий. Приведем несколько примеров.

Когда Шаляпин приехал в Уфу в 1890 году записываться в хор Театра комической оперы и оперетты, он, по свидетельству антрепренера С. Семенова-Самарского , был неуклюж, застенчив, плохо одет (в сапогах чуть ли не на босу ногу и т. п.). А к 1920 году (см. фото) он полностью переменился, приобретя внешность и манеры настоящего денди , не только по российским, но и по заграничным меркам - весь Париж одевался тогда как Шаляпин .

И еще один показательный пример. До 1901 года Шаляпин не знал иностранных языков, не пел по-французски и по-итальянски. Языками он занялся, только когда его пригласили петь партию Мефистофеля в опере А. Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Вот что пишет В. Дорошевич в газете «Русское слово» о дебюте артиста в «Ла Скала» 3 марта 1901 года: «Музыкальный народ сразу увидел, с кем имеет дело. По залу пронесся ропот одобрения. Публика с изумлением слушала русского певца, безукоризненно по-итальянски исполнявшего вещь, в которой фразировка - все. Ни одно слово, полное иронии и сарказма, не пропало…» Спустя некоторое время Шаляпин уже поет на французском, причем чистейшем, о чем свидетельствуют сделанные в 1911–1912 годах записи «Марсельезы» Руже де Лиля и «Вакхической песни» А. Глазунова. И после этого он во всех своих записях (за небольшими исключениями) поет на языке оригинала.

Теперь о программе нашего диска. В нее вошли практически все выпущенные на граммофонных пластинках записи сцен и монологов из оперы «Борис Годунов», в которых роль Бориса исполняет Шаляпин. Открывает программу 2-я сцена из Пролога к опере - Сцена коронации [дорожка 1], включающая в себя хор «Слава» и монолог Бориса «Скорбит душа». Эта сцена намечает сюжет оперы, а главное - сразу обнажает иррациональность взаимоотношений власти и народа в России. Начинается сцена с убийственно мрачного перезвона колоколов; затем, после протокольной славицы князем Шуйским нового царя, вступает хор горожан, который столь же мрачно и недоверчиво славит взошедшего на трон царя Бориса Ивановича. Это настроение очень точно передано в музыке. После этого звучат слова охваченного тревожными предчувствиями Бориса: «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце. О Праведник, о мой Отец державный, воззри с небес на слезы верных слуг, и ниспошли ты мне священное на власть благословенье…» От этих пропетых Шаляпиным слов по коже бегут мурашки! Но вот мрачные предчувствия отступают - их сменяет искреннее обещание Бориса властвовать праведно. В звучании оркестра и хора мгновенно меняется настроение. В повторно славящем царя хоре и в перезвоне колоколов мы слышим радостное ликование. Народ поверил Борису!

Монолог психологически очень сложен. Шаляпин пытался записать эту сцену четыре раза: в 1924, 1925, 1926 и 1931 годах - и только одна запись, от 26 октября 1925 года, далеко не лучшая по качеству, с оркестром и хором под управлением Алберта Коутса , была с разрешения Шаляпина выпущена в свет. Именно она вошла в программу нашего диска.

Далее следуют записи хорошо известных монологов Бориса и других сцен из 2-го и 4-го действий оперы, сделанные в разное время. Эти записи объединены в четыре группы, каждая из которых соответствует определенному периоду жизни артиста. Кульминационной в каждой группе является сцена смерти Бориса .

Первую группу [дорожки 2–5] составляют записи, осуществленные Шаляпиным с 1926 по 1931 год и ставшие теперь классическими. Это монологи Бориса «Достиг я высшей власти» и «Ох, тяжело! Дай дух переведу», а также сцены «Прощание с сыном» и «Смерть Бориса». Записи эти сделаны электрическим способом, освоенным фирмой «H is M aster ’ s V oice » в декабре 1925 года. Они просто превосходны по качеству. Хочу обратить ваше внимание на звучание колокола в «Смерти Бориса» [дорожка 5], которое потрясает! Да и сам Шаляпин в этих записях хорош, особенно в сцене галлюцинаций [дорожка 3]. В этих записях нас поражает мастерски сделанная им и безупречно отточенная интерпретация. Создается впечатление, что певец хочет рассказать потомкам, как надо исполнять партию Бориса, как бы дает мастер-класс будущим поколениям певцов.

Вторая группа записей [дорожки 6–13] - это сцены из 2-го и 4-го действий оперы, записанные во время «живого» спектакля «Борис Годунов» 4 июля 1928 года в лондонском театре «Ковент-Гарден». Эти записи, осуществленные фирмой «HMV» в порядке эксперимента, пожалуй, самые интересные. В отличие от других записей, в них исполнение Шаляпиным партии Бориса кажется спонтанным и интуитивным. Артист отходит от многих своих наработок в трактовке образа Бориса. К тому же он не «привязан» к микрофону, как это бывает в студии. И обращается певец не к потомкам, а к зрителям, которым тогда посчастливилось попасть на спектакль. Слушая эту запись, мы впервые воспринимаем Шаляпина не только как певца, но и как феноменального драматического артиста, который - благодаря силе своего божественного дара - заставляет нас поверить, что в его теле поселилась душа царя Бориса. Особенно впечатляют наполненные фантастическим напряжением паузы, неожиданно напоминающие нам об уроках Д. А. Усатова . Но самое поразительное в этой записи то, что Борис предстает перед нами не только как погрязший в интригах с боярами царь-изверг, но и как человек, с его страданиями, с любовью к сыну и дочери. Сколько пронизывающей сердце нежности в словах умирающего отца: «Сестру свою Царевну береги, мой сын»! Обращенная к Богу молитва заставляет нас поверить в искренность веры Бориса; его слова полны смирения: «Стой на страже борцов за веру правую, свято чти святых угодников божьих».

К сожалению, из-за удаленности певцов от микрофона и шума в зале записи, сделанные на спектакле, получились глухими; по этой причине, а также из-за плохой разборчивости речи исполнителей большая их часть была забракована фирмой «HMV». В результате в свет вышли только четыре грампластинки с отрывками из спектакля. Все эти фрагменты включены нами в диск, в том числе и ранее не издававшаяся у нас «Сцена с боярами». Досадно только, что бояре, они же члены Думы, поют в данной записи по-итальянски, что само по себе кажется невероятным; из-за чуждого музыке Мусоргского итальянского языка. По этой причинепротивостояние Думы и царя Бориса может остаться не прочувствованным слушателями.

Следующая группа записей [дорожки 14–15] включает «Прощание с сыном» и «Смерть Бориса». Первую запись Шаляпин осуществил в Америке в 1922 году, сразу после того, как навсегда покинул Россию, став до конца своих дней «гастролером мира». Вторая запись была сделана в Англии в 1923 году. Слушая эти записи, особенно «Прощание с сыном», можно почувствовать одиночество, некоторую растерянность артиста, его неуверенность в себе (хотя начиная со слов «Господи, воззри, молю, на слезы грешного отца» ощущается прежняя мощь шаляпинского духа). Записи 1922–1923 годов вообще несколько огорчают: Шаляпин поет в них слегка мелодраматично, чего не было в его более ранних записях. Еще хуже то, что они вызывают ощущение заката великого артиста.

К счастью, этого заката не произошло: в 1925 году у Шаляпина открылось «второе дыхание». Вот что писала одна из английских газет 20 октября 1925 года: «Время и годы обветрили голос, расшатали силу, поколебали мощь... Но гений певца победил время и годы. Шаляпин - не тот; но он не „бывший певец“, влачащий былую славу… Он просто - иной. Шаляпин вчера пел - пел иначе, чем прежде,- и зал неистовствовал…» Насколько прав автор заметки, можно оценить, прослушав монолог «Скорбит душа» [дорожка 1], записанный Шаляпиным всего через шесть дней после упомянутого концерта.

В заключительной части программы [дорожки 16–17] мы знакомим слушателей с самыми ранними записями «Прощания с сыном» и «Смерти Бориса», которые были сделаны Шаляпиным еще в царской России в 1911 году. Здесь Борис - бунтарь-реформатор. Корни такой трактовки - в симпатиях певца к зарождавшемуся тогда в России революционному движению. Об этих симпатиях свидетельствуют напетые Шаляпиным тогда же на пластинки «Дубинушка» (в трех вариантах) и «Марсельеза». То, что Шаляпин возлагал большие надежды на революцию, не уповал на «угодников божьих», прекрасно передают интонации певца в «Прощании с сыном». Кстати говоря, эта запись доносит до нас красоту и фантастическую силу голоса Федора Шаляпина, находившегося тогда в своей лучшей форме,- именно от этого голоса, по легенде, рассыпались люстры и лопались зеркала.

С убедительностью, доступной только гениальному художнику, Шаляпин раскрыл в Борисе внутренний конфликт между устремлением к власти и тяжкими укорами совести, обнажил приговор его внутреннего суда. В таком прочтении образа царя Бориса на оперной сцене никогда не будет равных Шаляпину. И вот что еще привлекает нас сегодня к шаляпинскому Борису: все осуществленные им в этой роли записи пронизаны щемящей болью за судьбу России.

Анатолий Лихницкий

ПРОГРАММА ДИСКА

1. Сцена коронации: хор «Слава» и монолог Бориса «Скорбит душа» (Пролог). О ркестр п /у Алберта Коутса (акустическая запись; Англия, Хейс , 26/10/1925). HMV D.B.900 (матр . № Cc7064Δ и Cc7066Δ )8:25

Студийные электрозаписи, сделанные в Англии

2. Достиг я высшей власти (действие 2). Оркестр п /у Макса Штеймана (Куинс-холл , Лондон, 06/06/1931). HMV D.B.1532 (матр . № 2B577Δ )5:04

3. Ох, тяжело! Дай дух переведу (действие 2). Оркестр п /у Макса Штеймана (Куинс-холл , Лондон, 06/06/1931). HMV D.B.1532 (матр . № 2B578Δ )4:04

4. Прощание с сыном (действие 4). Оркестр п /у Юджина Гуссенса (малый Куинс-холл , Лондон, 21/05/1926). HMV D.B.934 (матр . № CR375Δ )4:20

5. Смерть Бориса (действие 4). О ркестр п /у Лоуренса Коллингвуда (малый Куинс-холл , Лондон, 13/06/1927). HMV D.B.934 (матр . № Cc10938Δ )4:30

Электрозаписи спектакля в театре «Ковент-Гарден» (Лондон) от 4 июля 1928 года

6. Достиг я высшей власти (действие 2; Федор - М. Карозио ). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1181 (матр . № CR2160Δ )4:38

7. Тяжка десница грозного судьи (действие 2). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1181 (матр . № CR2131Δ )3:44

8. Уф, тяжело! Дай дух переведу (действие 2). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1182 (матр . № R2134Δ )3:57

9. Сцена с боярами (действие 4). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1182 (матр . № CR2138Δ )3:14

10. Жаль Шуйского нет Князя (действие 4; Шуйский - А. Бада , Пимен - Л. Манфрини ). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D . B .1183 (матр . № CR2139Δ )2:55

11. Прощай, мой сын, умираю (действие 4; Федор - М. Карозио ). Оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.1183 (матр . № R2141Δ )4:07

12. Прощание с сыном (действие 4). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.3184 (матр . № СR2142Δ )3:30

13. Смерть Бориса (действие 4; Федор - М. Карозио ). Хор и оркестр п /у Винченцо Беллецца . HMV D.B.3184 (матр . № CR2143Δ )4:39

Акустические записи, сделанные в США и Англии

14. Прощание с сыном (действие 4). Оркестр п /у Джозефа Пастернака (США, Камден , 30/01/1922). Victrola 6455 A (матр . № 26101-1)4:24

15. Смерть Бориса (действие 4). О ркестр п /у Юджина Гуссенса (Англия, Хейс , 02/07/1923). Victrola 6455 B (матр . № Сс3197)4:08

Акустические записи, сделанные в царской России

16. Прощание с сыном (действие 4). (Санкт-Петербург, 15/10/1911). Gramophone 022222 (матр . № 2492½ )4:24

17. Смерть Бориса (действие 4). (Санкт-Петербург, 15/10/1911). Gramophone 022223 (матр . № 2493с)4:13

Общее время звучания диска 74:17

FEODOR CHALIAPIN

The Four Deaths of Boris

1. Prologue. Coronation scene - Gloria allo Zar Boris: I am oppressed (Boris). Chorus & orch . cond . Albert Coates (acoustic record, England , Hayes, 26/10/1925 ), HMV D.B.900 (Mat. No. Cc7064Δ and Cc7066Δ) 8:25

Studio electric recordings made in England

2. Act 2: Boris monologue - I have attained the highest power. Orch . cond . Max Steimann (Queen’s Hall, London, 06/06/1931), HMV D.B.1532 (Mat. No. 2B577Δ) 5:04

3. Act 2: Clock scene - My heart is heavy. Orch . cond . Max Steimann (Queen’s Hall, London, 06/06/1931), HMV D.B.1532 (Mat. No. 2B578Δ) 4:04

4. Act 4: Farewell, my son. Orch . cond . Eugene Goossens (Small Queen’s Hall, London, 21/05/1926), HMV D.B.934 (Mat. No. CR375Δ) 4:20

5. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . cond . Lawrance Collingwood (Small Queen’s Hall, London, 13/06/1927), HMV D.B.934 (Mat. No. Cc10938Δ) 4:30

Live electric recordings made in Royal Opera House, Covent-Garden (London) on July 4, 1928

6. Act 2: Scene Boris - Feodor & monologue (pt 1) - And you my son… I have attained the highest power. (Feodor - M. Carosio ). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1181 (Mat. No. CR2160Δ) 4:38

7. Act 2: Boris monologue (pt 2) - Heavy is the hand of retribution. Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1181 (Mat. No. CR2131Δ) 3:44

8. Act 2: Clock scene - My heart is heavy (Boris). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1182 (Mat. No. R2134Δ) 3:57

9. Act 4: Scene in the Duma (pt 1) - Su, boiardi , incomminciamo (chorus). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1182 (Mat. No. CR2138Δ) 3:14

10. Act 4: Scene in the Duma (pt 2) - Ma qui non e Shuisky . Boris, Shuisky (A. Bada ), Pimen (L. Manfrini ). Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1183 (Mat. No. CR2139Δ) 2:55

11. Act 4: Boris farewell - Leave us. Farewell, my son, I die. Boris and Feodor (M. Carosio ). Orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.1183 (Mat. No. R2141Δ) 4:07

12. Act 4: Boris prayer - Lord God, look down. Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.3184 (Mat. No. СR2142Δ) 3:30

13. Act 4: Death of Boris . Feodor (M. Carosio ). Chorus & orch . cond . Vincenzo Bellezza , HMV D.B.3184 (Mat. No. CR2143Δ) 4:39

Acoustic recordings made in USA and England

14. Act 4: Farewell, my son. Orch . cond . Josef Pasternack (USA,Camden, 30/01/1922), Victrola 6455A (Mat. No. 26101-1) 4:24

15. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . cond . Eugene Goossens (England, Hayes, 02/07/1923), Victrola 6455B (Mat. No. Сс3197) 4:08

Acoustic recordings made in Imperial Russia

16. Act 4: Farewell, my son. Orch . (Saint Petersburg, 15/10/1911), Gramophone 022222 (Mat. No. 2492½) 4:24

17. Act 4: Death of Boris . The Bell! The passing bell! Chorus & orch . (Saint Petersburg, 15/10/1911), Gramophone 022223 (Mat. No. 2493с) 4:13

Total time : 74:17

FEODOR CHALIAPIN

The Four Deaths of Boris

Scenes from the opera “Boris Godunov ” by Mussorgsky

This program includes nearly all existing recordings of Chaliapin singing Boris’s part from the opera “Boris Godunov ”. The program opens up with the С oronation scene from the Prologue, which includes Boris’s monologue “I am oppressed”.

It followed by well known recordings of Boris’s monologues and other scenes from the opera made in different times. The recordings are combined in four groups. Each group corresponds to the certain period in the artist’s life. The culmination of each group is the scene of the death of Boris.

The first group is composed of the recordings made between 1926 and 1931, which many consider classical ones.

The second group of records consists of the scenes from the 2 nd and the 4 th acts made during live performance of “Boris Godunov ” on July 4 th 1928 in Covent Garden Theatre. Since the singers were too far from the microphones and the audience was noisy these recordings turned out to be “def” and most of them were considered defective. Only four records were finally released and we included them in full in this program.

The next group of recordings includes “Farewell, my son” and “The Death of Boris”. These records Chaliapin made right after he left Russia for good.

In the final part of this program we acquaint our listeners with the earliest recordings of “Farewell, my son” and “The Death of Boris” made in 1911 when Feodor Chaliapin was still living in Imperial Russia. He was at his best then and these just are the recordings that reproduce the beauty and fantastic power of Chaliapin’s voice. It just is this voice that according to the legend broke lustres to pieces and made mirrors burst.

Historical recordings recovered by using (AML+) technology bring musical performance to the listeners exactly as it was imprinted on gramophone discs many years ago. This has become only possible because new technology uses analogue re-mastering process instead of digital one. This means computer has not processed that musical signal extracted from old record.

Сам царь быстро деградировал и физически, и психически. Во многом он теперь напоминал Грозного с его опричниной. Все с недоумением и жестким осуждением писали о мучительстве, пытках и казнях неповинных людей, которыми Борис омрачил последние месяцы своей жизни. 13 апреля 1605 года он скончался от апоплексического удара, успев, однако, совершить монашеское пострижение. В народе получила распространение версия, что он умер, отравив себя ядом.

Борис Годунов успел оформить завещание, предполагавшее, что наследовать ему будет шестнадцатилетний сын Федор Борисович Годунов (1589 - 1605). Через три дня после кончины Бориса, Федор, видимо, по инициативе Иова, был провозглашен царем на срочно созванном своеобразном Земском соборе. Но реальная власть очень скоро ушла от Годуновых: у юноши не было, ни опыта, ни сколько-нибудь достаточных военных сил.

Кончина Бориса побуждала бояр захватить для себя больше власти и связанных с ней благ, а также закрыть земские каналы избрания царя. Московское боярство начало переходить на сторону Лжедмитрия. Этим обстоятельством воспользовался Лжедмитрий. Он сформировал Боярскую думу из перешедших на его сторону представителей московской знати и начал искать пути к соглашению с московским боярством, еще недавно служившим царю Борису.

Самозванец, потерпевший не одно поражение в открытом бою, теперь осторожничал и покинул Путивль лишь 16 мая, через несколько недель после мятежа в войске, осаждавшем Кромы. 19 мая он прибыл в Кромы, где к этому времени не осталось никаких войск. Под Орлом Лжедмитрий устроил суд над воеводами, которые были доставлены ему восставшими казаками и крестьянами или попавшими в плен, но отказавшимися присягать ему. Все они были заточены по темницам.

Далее Лжедмитрий двинулся в сторону Тулы и из поселения Крапивна в 20-е числа мая отправил со служившим у него Г.Г. Пушкиным, грамоту с обращением к московской думе и другим высшим чинам. В грамоте он, преувеличивая свои успехи, писал, что весь юг и вообще вся провинция уже "добили челом". Покорности он требовал и от москвичей. 31 мая в нескольких верстах от Москвы остановился лагерем атаман Корела. Московское боярство больше пугало не то, что он был наиболее боевой силой Лжедмитрия, а его принадлежность к казачеству. Наслышаны бояре были и о том, как Корела умел поднимать "чернь", направляя ее против московских воевод. И именно возможность восстания обездоленных более всего пугала боярство.

Мятеж в Москве произошел уже на другой день - 1 июня. Исаак Масса сообщает, что утром 1 июня в город въехали два гонца Лжедмитрия, что "поистине было дерзким предприятием". Корела, видимо, в ночь с 31 мая на 1 июня совершил маневр, перерезав дорогу, ведущую из Москвы к северным и северо-западным районам страны. По этой дороге, то есть из лагеря Корелы, Пушкин и Плещеев вошли беспрепятственно в Москву, и сопровождали их жители Красного села, где остановился Корела, и где он уже провел "разъяснительную" работу. Одним из аргументов в этом "разъяснении" была грамота Лжедмитрия, в которой он грозил казнить всех, кто не явится с повинной, вплоть до детей в чреве матери. Пушкин и Плещеев с "красносельскими мужиками" легко преодолели три ряда охраняемых укреплений. На столичных улицах к ним "пристал народ многой". Видимо, их сопровождали в качестве своеобразной охраны и казаки Корелы. Вероятно также участие московских чинов, которые еще под Кромами, готовы были присягнуть Лжедмитрию.

Эмиссары были проведены на Красную площадь, и на пути к ней разгоняли московских стражей порядка. В 9 часов утра Пушкин и Плещеев взошли на Лобное место посреди Красной площади. Сторонники Лжедмитрия, а также сами казаки и красносельцы, постарались заполнить площадь народом. В основном это были социальные низы, но к "черни" пристали и служилые люди. Гавриил Пушкин обратился с речью к собравшимся, а затем зачитал послание "истинного царя".

Одновременно, вместе с покойным Борисом Годуновым самозванец клеймил Марию Григорьевну и ее сына Федора Борисовича Годунова. Марию Григорьевну и ее сына Федора он обвинял в том, что "они о нашей земле не жалеют, да и жалети было им нечево, потому что чужим владели". На Федора была возложена вина за разорение Северской земли, хотя разоряли ее еще при жизни Бориса наемники самозванца и русские воеводы примерно с равным усердием. При этом бояр Лжедмитрий оправдывал, поскольку был крайне заинтересован в их поддержке - им объявлялось полное прощение. Толпа, как это часто случалось на Руси, слушала обличения, воспринимая их не столько разумом, сколько смутными надеждами на возможность какого-то улучшения при новой власти. Нового "государя" приветствовали криком: "Дай, Боже, чтобы истинное солнце снова взошло бы над Русью!".

В Кремле, где собрались высшие чины государства и Боярская дума, тоже царила растерянность. Кремль легко было приготовить к обороне и таким образом переломить ситуацию. Но, то ли юный царь Федор промедлил, то ли ему не дали осуществить это бояре, среди которых было слишком много врагов Годуновых. Особенно активную антигодуновскую деятельность развил Богдан Бельский, незадолго до того возвращенный из изгнания.

Толпа, собравшаяся на площади, потребовала к ответу всех бояр и в первую очередь, конечно, Годуновых. И теперь, уже не обращая внимания на возражения царя, бояре один за другим стали отправляться на площадь: одни из желания отомстить Годуновым, другие из страха, что их выведут на Лобное место силой. Бояре уговаривали толпу разойтись, обещая разобраться в просьбах простонародья. А тем временем, видимо, казаки Корелы разбили двери тюрем и выпустили на свободу и заключенных там врагов Годуновых, и просто уголовных преступников. Именно они, появившись на Красной площади, возбудили в толпе и желание расправиться с Годуновыми, и просто пограбить, раз представлялась такая возможность. Казаки Корелы и примкнувшие к ним освобожденные из тюрем, а также из собравшейся на площади толпы, "и от дворян с ними были", ворвались в Кремль, где "государевы хоромы и царицыны пограбили". Тем временем, другая часть толпы устремилась грабить дворы Годуновых. Заодно грабили дворы и других бояр, дворян и дьяков. Патриарх Иов пытался остановить толпу, но ничего не мог добиться, а вскоре его отправили в ссылку.

С патриархом Иовом расправлялись те же бояре, что были убийцами царя Федора Борисовича и его матери. Патриарха боярин Басманов силой доставил в Успенский собор и там его проклинали перед всем народом, называли Иудой, клеймили за то, что он поддерживал Бориса Годунова, боровшегося с прирожденным государем Дмитрием. Стражники сорвали с патриарха святительское платье и набросили на него "черное платье". Иона был заточен в Успенском монастыре в Старице, где он некогда был игуменом.

Теперь путь на Москву самозванцу был открыт. Уже в Серпухове его ожидали отнятые у Годуновых царские экипажи и 200 лошадей с царского Конюшенного двора. Лжедмитрий двинулся дальше в сторону Москвы. На пути к Коломенскому ему привезли сшитое для него царское одеяние со всем "царским чином". Самозванец остановился в Коломенском, и несколько дней провел там, опасаясь въезжать в Москву. Многие вопросы в отношениях с Боярской думой не были решены. Реорганизация же самой думы ограничилась изгнанием Годуновых и включением в ее состав нескольких представителей знати, изначально служивших самозванцу.

Содержимое

11 ноября 2017 года в Одинцовском районе было обнаружено тело знаменитого журналиста и телеведущего, Ноткина Бориса Исаевича. Причиной смерти по официальной версии следствия стало самоубийство. Есть достоверная информация, что Ноткин болел онкологическим заболеванием, именно поэтому он и написал в предсмертной записке: “Ухожу из жизни добровольно, не хочу никого мучать”. Борис Ноткин умер на 76 году жизни.

У журналиста был диагностирован рак четвертой степени, врачи могли только облегчить страдания, но вылечить Бориса полностью было невозможно. Он неоднократно говорил, что не хочет обременять своих родных, его постоянно мучили сильные боли.

16 ноября 2017 года Бориса Ноткина похоронили на Троекуровском кладбище. Прощались с журналистом не только родные и близкие, но и все, кто имел отношение к журналистике.

Как проходило детство и юношество будущего журналиста?

Борис родился 13 августа 1942 года в Москве. Прессе довольно мало известно о детских годах жизни телеведущего, он не хотел, да и не рассказывал об этом никому. В юношестве Ноткин занимался большим теннисом. Любовь к этому виду спорта он пронес до конца своих дней, даже в немолодом возрасте Борис продолжал выходить на корт. Играл не просто для удовольствия, а участвовал в турнирах и завоевывал победы.

После окончания средней школы Ноткин поступил в Институт иностранных языков, который окончил в 1966 году. Работа переводчиком ему очень нравилась, Ноткин считал, что это и есть его призвание. Некоторое время он даже работал преподавателем в Московском Государственном Университете психолингвистику. В 1986 году преподавал в университете США, но не долго, всего лишь полгода.

В свое время Борис Исаевич считался одним из лучших переводчиков-синхронизаторов в Советском Союзе. Он работал с Франко Дзеффирелли, был синхронистом у Федора Бондарчука на съемках ленты “Ватерелло”. Ноткин был переводчиком у президента Соединенных Штатов Америки Рональда Рейгана, когда тот приезжал в Россию. Эти факты говорят сами за себя, равных Ноткину в стране не было.

Борис Ноткин вел активный образ жизни. Все знакомые и друзья знали его, как очень позитивного веселого человека, который мог поддержать любой разговор. Он серьезно увлекался теннисом, играл в дуэте с Караченцевым, а также постоянно ездил на велосипеде. Борис внимательно относился к своему здоровью, именно поэтому известие о смертельной болезни застало его врасплох.

Как начиналась журналистская карьера

Свой дебют в журналистике Борис начал с публикации статьи на медицинскую тематику в “Литературной газете”. Номер газеты вышел в 1989 году. Статья привлекла внимание режиссера программы “Добрый вечер, Москва”, куда его пригласили сначала в качестве гостя, а позже и в качестве ведущего. В это телепередаче журналист проработал пять лет.

До 1997 года Ноткин вел еще одну телепрограмму — “Лицом к людям”, а позже создал собственный проект под названием “Приглашает Борис Ноткин” на МТК.

Когда появился телеканал “ТВ Центр” — Ноткин оказался одним из его создателей. До 2015 года зрители с удовольствием слушали рассуждения журналиста в передаче “Галерея Бориса Ноткина”. Три года назад ведущий перестал появляться на телевиденье, но продолжил публиковать свои статьи в прессе.

В 2007 году ведущий был награжден Орденом за заслуги перед отечеством за весомый вклад в историю телевидения, а в 2011 году получил орден Дружбы.

Личная жизнь звезды телевидения


Как ни странно, но красавец-мужчина, знаменитый на всю страну, женился только в 48 лет. Его избранницей стала Ирина Ивановна, специалист по экономике. Но после женитьбы супруга бросила свою работу и стала личным помощником мужа.

О своей личной жизни телеведущий старался не распространяться. Известно, что семья Ноткиных прожила в загородном доме в Подмосковье 21 счастливый год. Детей у пары не было, но с ними проживал еще один член семьи — пес Егор.

Подробности смерти журналиста

11 ноября в средствах массовой информации появилась новость о том, что Бориса Исаевича больше нет в живых. Журналисты телеканала НТВ сообщили, что на место смерти ведущего, в его загородный дом, выехали полицейские и врачи. Причиной смерти Бориса Ноткина стал выстрел в голову из огнестрельного оружия. Полиция зафиксировала факт самоубийства, так как рядом с телом была найдена предсмертная записка.

Ноткин внес огромный вклад в развитие телевидения, его рассуждения еще долго будут оставаться на слуху у общественности.