Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия - лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

В то же время и внутри понятия «конституционная монархия» существует деление на две группы: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Становление конституционной монархии связывают со Славной революцией в Англии в 1688 году. Хотя и до этого периода существовали страны с формами правления, в которых власть короля была существенно ограничена феодальной верхушкой (священная Римская империя, Речь Посполитая и др.), но они не соответствовали современному значению данного термина. Итак, в 1688 году, вследствие государственного переворота, правившая в Англии династия Стюартов была смещена, а королем стал Вильгельм III Оранский. Уже на следующий год он издал «Билль о правах», который существенно ограничивал королевскую власть и наделял парламент очень большими полномочиями. Этот документ положил начало формированию существующей ныне в Великобритании политической системе. Конституционная монархия в Англии окончательно сложилась в XVIII веке.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

Швецию и Норвегию назвали конституционными монархиями в 1818 году, когда там стала править династия Бернадотов, родоначальником которой являлся бывший наполеоновский генерал. Аналогичная форма власти установилась в Нидерландах с 1815 года, в Бельгии - с 1830 года, а в Дании - с 1849-го.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.

Абсолютная и конституционная. В первой власть полностью принадлежит царствующей особе или (в случае теократической абсолютной монархии) духовному лидеру. Во втором виде все немного иначе. - это такая форма правления, при которой конституция ограничивает власть монарха. В странах с подобной формой правления исполнительная власть принадлежит правительству, т. е. кабинету министров, а законодательная - парламенту, который в разных странах называется по-особенному.

Виды конституционной монархии

Конституционная монархия - это форма правления, которая может быть как дуалистической (представительной), так и парламентарной. В обоих случаях монарху приходится делить свою власть с законодательным органом страны, т. е. с парламентом. Однако если в первом случае исполнительная власть принадлежит королю (императору, султану, царю, князю или герцогу и т. д.), то во втором монарх лишен и этой привилегии: исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, подотчетно парламенту. Кстати, власть монарха ограничивается юридически: существует постановление, согласно которому никакие повеления царствующей особы не могут иметь силы, пока они не будут контрассигнованы тем или иным министром.

Власть монарха в странах с конституционно-монархической формой правления

В министры назначаются (смещаются) монархом. Они несут ответственность только перед ним. В парламентарной назначение чиновников тоже выполняется царствующей особой, однако члены правительства подотчетны не ей, а парламенту. Отсюда следует, что в государствах, где формой правления является царствующие особы практически не владеют реальной властью. Любое свое решение, вплоть до личных дел, например, относительно заключения брака или, наоборот, развода, монарх должен согласовать с законодательным органом. Что же касается юридической стороны, то окончательное подписание законов, назначение и увольнение государственных чиновников и членов правительства, объявление-прекращение войн и др. - все требует его подписи и печати. Однако он без согласия парламента не вправе поступать так, как считает правильным. Следовательно, конституционная монархия - это такой вид государства, в котором монарх не является фактическим правителем. Он просто символ своего государства. Тем не менее сильный духом монарх вполне может диктовать свою волю как парламенту, так и правительству. Ведь он уполномочен назначать министров и других чиновников, а также способен повлиять на внешнюю политику страны.

Конституционные монархии Европы

В раньше других произошел переход от абсолютной монархии к конституционной. Так, например, в Великобритании это случилось еще в 17-м веке. На сегодняшний день в одиннадцати государствах Старого Света (Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Великобритании и т. д.) формой правления является конституционная монархия. Это свидетельствует о том, что народы этих государств не пожелали радикально менять в своих странах, полностью свергать королевскую власть, однако, подчиняясь новым реалиям, совершили мирный переход от одной формы правления к другой.

Монархии конституционные: список

1. Великобритания.
2. Бельгия.
3. Дания.
4. Нидерланды.
5. Невис.
6. Ямайка.
7. Новая Гвинея.
8. Норвегия.
9. Швеция.
10. Испания.
11. Лихтенштейн.
12. Люксембург.
13. Монако.
14. Андорра.
15. Япония.
16. Камбоджа.
17. Лесото.
18. Новая Зеландия.
19. Малайзия.
20. Таиланд.
21. Гренада.
22. Бутан.
23. Канада.
24. Австралия.
25. Сент-Китс.
26. Тонга.
27. Соломоновы острова.
28. Сент-Винсент.

Это такой вид монархии, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в законах, таких, как конституция, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен, не только формально - юридически, но и фактически.

Конституционные монархии в свою очередь подразделяются на 2 подвида:

Дуалистическая конституционная монархия - власть монарха в данном случае ограничена главным законом страны - Конституцией, однако монарх формально, а подчас и фактически сохраняет свои довольно обширные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной сфере. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска законодательного органа и права вето в отношении принимаемых законов. Исполнительная власть формируется монархом, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К примеру, дуалистическая монархия существовала в Российской Империи с 1905 по 1917 гг. В Японии в последней трети 19 века.

В настоящее время в современном мире к дуалистическим монархиям можно отнести Люксембург, Монако, ОАЭ, Лихтенштейн, Иорданию.

Парламентарная конституционная монархия - в данном случае монарх не обладает достаточно значительными полномочиями во власти, а играет преимущественно представительскую, церемониальную роль. Реальная полнота власти находится в руках правительства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен практически во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.

В настоящее время к парламентарным монархиям относятся - Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, Новая Зеландия, Канада, Австралия и т.д.

Республика .

Это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (к примеру, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от той же монархии - наличие закона (кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Современную республику отличают следующие признаки :

1 . Существование единоличного главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

2 . Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

3 . Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

4 . В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

5 . Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

По теории большинство республик, за немногими исключениями, являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Власть в республиках может сосредотачиваться в руках различных олигархических группировок, представленных в парламенте и лоббирующих интересы этих групп.

Республики, равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра).

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности - та, что они все являются государствами конституционными, то есть основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т.д. Вместе с тем современные республики - все государства представительные.

Существует три основных вида республик:

Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительными чертами, свойственными для президентской республики являются:

внепарламентский метод избрания президента;

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства, или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой является США. Также это президентские республики Латинской Америки - Бразилия, Аргентина, Колумбия. Это - Камерун, Кот - д`Ивуар и пр.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится "бицефальная" исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

В настоящее время к смешанным республикам можно отнести: Россию, Украину, Португалию, Литву, Словакию, Финляндию.

В общем, по состоянию на 2009 год в мире из 190 государств 140 являлись республиками

Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии:

Для начала следует сказать, что и Германия и Франция, это - республики.

Суверенные, независимые, светские, демократические государства, и в Германии и во Франции имеется Президент.

Вот с местом Президента во власти, его роли в управлении страной и начинаются различия между двумя этими государствами Европы.

В Германии Президент формально - Глава государства, но это лишь формальность, реальная же исполнительная власть в Германии находится в руках Федерального Канцлера, так называемого Бундесканцлера. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Мергель (лидер политической партии Христианско-демократический Союз).

Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Таким образом, из этого следует, что форма правления в Германии это - парламентская республика , так как исполнительная власть формируется парламентом - Бундестагом, его большинством, и представитель большинства в Бундестаге и является главой Правительства, т.е. по сути, управляет страной. Президент же в ФРГ, прежде всего, исполняет представительские функции - он представляет ФРГ на международной арене и аккредитует дипломатических представителей. Кроме того, он обладает правом помилования заключённых.

С политическими, управленческими и властными полномочиями Президента во Франции все обстоит несколько иначе. Президент Республики является главой государства, главой исполнительной власти, однако премьер - министр Франции также обладает рядом полномочий сравнимых по значимости с Президентом. Вот тут то и подходим к самому интересному: соотношение полномочий президента Республики и премьер-министра зависит от расстановки сил в Парламенте, точнее - в Национальном собрании. В одном случае в Национальном собрании есть президентское большинство (то есть большинство у партии президента ), в другом случае в Национальном собрании большинство составляет оппозиционная партия. Поэтому форму правления во Франции называют президентско-парламентской республикой или, проще говоря - смешанной .

Итак, рассмотрим оба случая распределения сил в парламенте Франции. В первом случае, когда большинство в Парламенте у Президента:

Президент назначает премьер-министра по своему усмотрению. Президент становится единоличным главой исполнительной власти. Премьер-министр ответственен в первую очередь перед президентом, который фактически может отправить правительство в отставку по своему усмотрению (за счет президентского большинства в Национальном собрании).

В данном случае в стране устанавливается президентская республика .

Во втором же случае, когда большинство в парламенте принадлежит партии премьер-министра:

президент назначает премьер-министра, исходя из распределения мест между партиями в Национальном собрании. Складывается ситуация, когда президент Республики принадлежит к одной партии, а премьер-министр к другой. Такое положение дел называется "сосуществованием ". Премьер-министр пользуется определенной независимостью от президента Республики, и режим носит парламентский характер.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель - ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 - заморские территории, 5 - территории Французского сообщества и 12 - французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года - на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется наполовину.

Во Франции премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов.

Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции "О судебной власти". Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

Еще одна отличительная особенность, скорее имеющая отношение к форме государственного устройства, но, тем не менее, если Франция унитарное государство, где провинции являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, то Германия федеративное государство, где Земли имеют достаточную политическую самостоятельность.

форма правление франция германия

форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией (в отличие от абсолютной монархии). Существуют две основные формы К.м.: дуалистическая и парламентарная. В современную эпоху К.м.: Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ

форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической (дуализм - двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение, имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства; если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассматривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, (ограниченная монархия) разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха (см. МОНАРХ (глава государства)) ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые… … Энциклопедический словарь

Государство, в котором власть главы ограничена конституцией. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ Государство, в котором власть главы… … Словарь иностранных слов русского языка

конституционная монархия - Монархия, где власть монарха ограничена конституцией, т.е. законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные – правительству … Словарь по географии

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно это определяется конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, К.м.… … Юридическая энциклопедия

Конституционная монархия - (англ. constitutional monarchy) государственное устройство, при котором власть монарха (короля, императора и т.д.) ограничена конституцией (законодательные функции переданы парламенту, исполнительные правительству) … Энциклопедия права

- (ограниченная монархия, парламентская монархия), форма правления, при которой власть пожизненного правителя – монарха – в той или иной мере ограничена одним из политических институтов, в качестве которых выступают конституция, парламент, высшие… … Географическая энциклопедия

Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена парламентом (Англия, Бельгия, Швеция) … Популярный политический словарь

конституционная монархия - см. тж. ограниченная монархия. особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце… … Большой юридический словарь

Форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В… … Энциклопедия юриста

См. в статье Монархия … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Метаморфозы истории России. Том 3. Предкапитализм и конституционная монархия , Л. С. Васильев. Третий том исследовательского проекта посвящен четвертой метаморфозе России. Реформы 1860-х и 1905 года создали социополитический и частноправовой базис, позволившийсделать рывок в сторону…
  • Метаморфозы истории России. Предкапитализм и конституционная монархия. Том 3 , Васильев Л.С.. Третий том исследовательского проекта посвящен четвертой метаморфозе России. Реформы 1860-х и 1905 года создали социополитический и частноправовой базис, позволившийсделать рывок в сторону…