уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. - высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001.) См. также Культура поведения, Культура речи

Отличное определение

Неполное определение ↓

обычай общество социальный духовный

Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Общество - это не только совокупность людей. Общество - это сложная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, связанных между собой. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Существуют различные понятия значения слова «общество»:

Общество - это исторический этап развития человечества (первобытное общество, феодальное общество);

Общество - это человечество в целом - в его историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли, совокупность всех народов;

Общество - это круг людей, объединённый общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество книголюбов, педагогическое общество).

Общество - это совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей, всеобщая связь людей между собой.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

В структуре общества выделяют следующие сферы:

Экономическая - отношения в процессе материального производства;

Социальная - взаимодействие классов, социальных слоев и групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, политических партий;

Духовная - мораль, религия, искусство, философия. Деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Слово «культура» от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способности человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античной культуры), конкретных обществ, народностей и наций (культура Мая), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле «культура» - это сфера духовной жизни людей.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в процессе жизни общества, образуют духовную культуру. Такими формами общественного сознания являются нравственное (моральное), научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Духовные потребности - это состояние людей, побуждающее их к сознанию, познанию, освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере жизни в обществе.

В рамках духовной жизни формируются отдельные элементы, которые составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы поведения, законы, обычаи, традиции, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Идеология (от идея и …логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Понятие идеология изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси.

Идеология - это система идей, ценностных ориентаций, в которых находят своё выражение фундаментальные, стратегические интересы наций, классов, народа, страны.

Рассмотрим взаимодействие идеологии и культуры.

Идеология является необходимым элементом культуры политического общества. Идеология - это важнейший элемент духовной культуры общества и лежит в основе материальной культуры общества. Задачи идеологии часто реализуются через культуру, она является важным критерием, подтверждающим или опровергающим, актуальность действующей идеологии. Если рассмотреть духовную жизнь в России, с начала XX века по начало XXI века, мы увидим, что идеология существенно влияет на развитие культуры.

Идеология как степень социальных отношений и идеалов определяет задачи развития общества. Идеология - это стержень духовной жизни общества. Какова идеология, такова в целом духовная жизнь, а значит культура. Общество без идеологии - это стихийное развитие культуры. Самостоятельное прогрессивное развитие культуры без идеологии невозможно, ибо она даёт не целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создаёт свою самоутверждающую идеологию.

Исходя из выше сказанного, я соглашаюсь с утверждением, что культура общества это и есть его идеология.

Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 2. Культура-возделывание, воспитание образование, развитие, почитание-исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


Подходы к пониманию культуры Технологический. Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный. Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный. Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношений людей.








Виды культуры: Мировая и национальная. Материальная – связана с производством и освоение м предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека. Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.






Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смыслообразующие идеи. Способствует самопознанию. Помогает самоутверждаться. Формирует ценностные ориентации. Удовлетворяет потребности в самосознании. Приводит к самореализации.


Задание Какие признаки культуры выделяет автор? Приведите любые три аргумента, которыми автор доказывает, что культура присуща только человеку Докажите с помощью трех примеров, иллюстрирующих преемственность в развитии культуры, справедливость утверждения «культура не рождается на пустом месте» Ряд ученых рассматривает культуру как связующее звено между природой и обществом. Приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

В различных областях жизнедеятельности людей изучает множество наук — история, этнография, археология, социология, этика, эстетика, религиоведение.

Каждая из них дает свой образ культуры. Философский анализ культуры позволяет получить представление об этом многогранном феномене в наиболее целостном и обобщенном виде.

Но какими бы многообразными не были определения культуры, все они согласны в одном: термин "" подчеркивает собственно человеческое, а не биологическое существование. Мир культуры не есть следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование своего бытия.

Поэтому мы можем определить понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура является результатом совокупной деятельности людей и процессом сохранения, производства, распространения и потребления созданного . Человек и культура взаимно развивают друг друга. Культура невозможна без человека, он является творцом или субъектом культуры. Но и человеку от природы дан только организм, обладающий определенными задатками. И только под воздействием культуры (усвоение языка, приобщение к имеющимся в обществе ценностям, овладение трудовыми навыками) проявляются собственно человеческие, личностные качества и возникает созидающий субъект.

Человек не рождается социальным существом, а становится таковым в процессе деятельности. Образование и воспитание есть не что иное, как овладение культурой, процесс ее передачи от одного поколения к другому.

Процесс социализации личности сопровождается процессом ее индивидуализации. Культура здесь предстает сложной системой, вбирающей все противоречия общества. Эти противоречия явились причиной формирования пессимистического взгляда на культуру у целого ряда философов. Первым подобную точку зрения сформулировал еще в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что культура создана для подавления и порабощения человека. Частная собственность делает людей неравными, а, значит, несчастными, порождает зависть, злобу и конкуренцию, а лучшие задатки человека подавляются обществом.

Позже формируются концепции контркультуры, основателем и вдохновителем которых является Ф. Ницше . Он отрицает необходимость существования единой системы ценностей в обществе. Человек волен выбрать для себя любые ценности, не согласуясь при этом с мнением общества и других людей. Афоризмы Ницше намеренно по смыслу взаимоисключают друг друга, показывая тем самым, что противоположные истины могут быть обоснованы и в равной степени имеют право на существование. Сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все, что мешает ему жить, он сам творит себе закон. В русской литературе ярким представителем контркультуры является тургеневский Базаров, отрицающий все общественные традиции и нормы. Базарова иногда упрекают в том, что он призывает отказаться от старого мира, ничего не предлагая взамен. Но для представителей контркультуры характерно именно стремление разрушить любую систему ценностей, а нелогичным было бы навязать вместо нее другую.

Позиции ницшеанской философии по проблемам культуры, общества и человека были развиты в работах немецких и французских экзистенциалистов. Так, М. Хайдеггер выступил против диктатуры безликости современного буржуазного общества, против подчинения человека вещам. Ж.-П. Сартр отрицает любую возможность общественного прогресса, подчеркивая, что при этом не меняется сам человек, вынужденный лишь приспосабливаться к обстоятельствам. Человек должен сам выбирать свои поступки, ориентируясь на свой собственный внутренний мир. А. Камю писал, что в мире нет никаких нравственных правил и законов, мир абсурден и хаотичен. Поэтому человеку нужно принять жизнь как игру и прожить ее, играя по собственным правилам.

Философия психоанализа также разрабатывает проблему влияния культуры на человека. З. Фрейд подчеркивал, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от неврозов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и потребностями личности и предписывающими определенное поведение нормами и запретами культуры. Один из последователей Фрейда Э. Фромм обращает внимание на то, что современный человек всегда стоит перед выбором: иметь или быть? Человек либо раскрывает свое внутреннее достоинство, либо превращается в частицу рыночных отношений и тогда содержанием его жизни становится обладание вещами и деньгами — этими неподлинными атрибутами бытия. Главная же потребность человека — быть самим собой, — подавляется буржуазной цивилизацией.

Критиканами современной культуры являются также философы Франкфуртской школы (виднейший представитель Г. Маркузе), предлагающие начать борьбу за свободу со всеобщего отрицания. На практике эти идеи, по мнению Маркузе, могут осуществить люди, находящиеся на обочине общества, неинтегрированные в систему общественных отношений — и деклассированные элементы. Концепция всеобщего отрицания была в 60-70 гг. широко подхвачена молодежью Запада, что заставило правительства ряда стран создать министерства по делам молодежи, обеспечивающие бесконфликтную адаптацию молодых людей к существующей культурной среде.

Сугубо позитивная оценка современной культуры давалась только представителями технической интеллигенции, связывающей проблемы культуры с успехами в области материально-технического обеспечения человечества (выразителями подобных взглядов являются У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон). Однако ХХ в. поставил вопросы о целях научно-технического прогресса и пределах его роста, о ядерной и экологической угрозе и других глобальных проблемах современности. Материальный комфорт не делает человека более счастливым, а стремление к комфорту, как показывает история, является скорее признаком упадка общества, чем его расцвета. В первую очередь человек нуждается в возможности выжить на своей планете и реализовать себя как личность.

Так что же такое культура? Это способ мышления и жизнедеятельности народа. Это созданные народом материальные и духовные ценности. Это совокупность отношений людей друг к другу и природе. Это своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории. Одновременно это лучшие достижения всего человечества — сокровища мировой культуры.

Типология культуры

В современной философии существует множество концепций типологии культуры и ряд принципов анализа этих типологий.

Так, типологии культур можно условно разделить на три группы .

Ряд мыслителей в той или иной мере отрицают существование мировой культуры как единого целого и не признают наличия универсальных законов существования и развития культур, а также смысла в истории не только человечества как целого, но и в истории отдельных народов. Ярким представителем данного направления является К. Поппер, утверждающий, что все попытки ученых найти те или иные точки, объединяющие людей в одно целое, несостоятельны. “Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни”.

Немецкий мыслитель М. Вебер также полагает, что не существует каких бы то ни было закономерностей развития культуры, материалистических или духовных, и никакая концепция культурного развития не в состоянии поэтому прогнозировать будущее.

То есть в данном случае мы говорит о философских концепциях, отрицающих саму возможность создания типологии культур.

Цивилизационный подход к типологии культур. Суть концепции в самом общем виде заключается в том, что человеческая история представляет совокупность не связанных друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл общечеловеческой истории представители подобных концепций отрицают.

Так, О. Шпенглер доказывал, что культура — это замкнутая система ценностей и взаимовлияние культур сказывается на них отрицательно . Смысла и прогресса в существовании человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки.

Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации.

А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует. К таким вопросам сегодня, бесспорно, можно отнести проблему сохранения жизни на нашей планете. Погибают цивилизации в агонии, войнах и революциях, чем причиняют немало беспокойства другим народам. В ХХ в., считает Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Монистические концепции доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества.

Например, Гегель обосновал концепцию развития культуры как закономерного процесса, в котором культура каждого народа и этапы ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого духа. История культуры, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу — это свобода человека в гражданском обществе.

Монистическую концепцию культурного развития отстаивает, уже с материалистических позиций, марксизм, исследующий наиболее общие закономерности развития человеческого общества. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые как целостные, противоречивые и взаимозависимые. Марксизм призывает познать законы развития и использовать полученные знания на пользу человечества.

К. Ясперс является создателем оригинальной концепции “осевого времени”, охватившего период от 800 до 200 гг. до н.э. Культура этого времени духовно изменила человека.

Ясперс делил культуры на три типа:

Культура “осевых народов” . Эта культура как бы вторично родилась в осевое время, продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К ней Ясперс относил китайскую, индийскую, иранскую, иудейскую и греческую культуры.

Культуры, не затронутые осевым временем и оставшиеся внутренне чуждыми ему, несмотря на одновременность с ним. К ним Ясперс относил египетскую и вавилонскую культуры, которые, несмотря на свои огромные успехи, не смогли переродиться и в дальнейшем стали жертвами внешних сил.

Культура этого типа делит народы на те, основой формирования которых был мир, возникший в результате осевого времени (македонцы и римляне) и последующие народы и те, которые остались в стороне от развития, то есть первобытные народы.

Гегель выделял три исторических типа культуры как три фазы развития абсолютного духа: восточная, греко-римская и германская (европейская) культуры. Целью истории, по Гегелю, является развитие свободы. Критерием культур поэтому является принцип осознания свободы. “Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны”.

Ницше также выделял три типа культуры: брамическая (индийская), эллинская и христианская. Последняя, в условиях которой мы живем, породила, по мнению Ницше, рабскую психологию, покорность, боязнь борьбы и изменений, доктринерскую мораль, косность, всеобщую серость, психологию "толпы". Здесь в качестве критерия типологии культур выступает человеческая оригинальность, индивидуальность, независимость.

Философская культура

Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.

Сущность культуры

Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры

Структура туры и основные функции.

1. Слово «культура» латинского происхождения и в переводе означает «обработка, улучшение, возделывание». Впервые его употребил в политическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон во 2-м веке до н.э. по отношению к возделыванию земли, обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знания (т.е. человек изменяет, «культивирует их»).

Но объектом воздействия может быть не только природа, но и человек. Поэтому римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон в 1-м веке до н.э. внес революционный переворот в использование термина «культура». Он стал употреблять слово «cultura» вместе со словом «animi», что означает «возделывание души», т.е. формирование духовного мира, воспитание человека.

Понимание термина «культура» менялось с развитием знаний и общества.

В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

В 17-м в. культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека.

В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. (Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения).

В это время исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты выступали в качестве органов и частей тела, а социокультурные процессы – в качестве физиологических процессов. В XX веке появляются различные теории и концепции культуры. Например, идея равенства культур: Каждый народ творит свою собственную культуру, которая обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.



Понимание термина «культура» остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.

Современная культурология подходит к определению культуры с различных точек зрения. В связи с этим выделяются 5 основных аспектов изучения культуры:

1. Генетический: культура рассматривается как продукт общества;

2.Аксиологический: культура изучается как система ценностей и ценностных ориентаций, как материальных, так и духовных, как общества, так и отдельных групп и индивидов.

3. Гуманистический: культура изучается как развитие человека, его духовных и творческих способностей.

4. Нормативный: культура анализируется как система норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу и самому себе.

5. Социологический: культура рассматривается как деятельность исторически-конкретных социальных субъектов (человека, социальной группы, класса, общества).

В современном языке термин «культура» употребляется в 2-х значениях – широком и узком.

В широком смысле – все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью.

В узком – культура совпадает со сферой духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Структура культуры одна из сложнейших в мире. Структурирование осуществляется по различным основаниям:

1). Деление культуры по носителю (субъекту).

Субъектами культуры могут быть:

2). Структурирование культуры по многообразию человеческой деятельности.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – мир вещей, созданных человеком в процессе преобразования природы (техника, здания, мебель).

В материальную культуру входят: а) Культура труда и материального производства. б) Культура быта. в) Культура топоса (местожительства). г) Физическая культура и культура отношения к собственному телу.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – производство, распределение и потребление духовных ценностей (знания, идеи) в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д.

Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: а) Интеллектуальная (познавательная) б) Нравственная (культура морального поведения) в) Художественная г) Педагогическая д) Религиозная е) Философская

Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры – и материальную, и духовную (т.н. синтетические виды культуры ): а) Экономическая. б) Экологическая. в) Эстетическая. г) Политическая. д) Правовая.

3). Структурирование культуры по содержанию и влиянию на человека.

Прогрессивная (культура) и реакционная (антикультура).

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ очень многообразны (их количество доходит до 100). Выделяют 6 основных:

- гуманистическая : формирование нравственного облика личности, развитие способностей человека, умений, его физических и духовных качеств;

- трансляция социального опыта (информационная): накопление, хранение, систематизация и передача информации;

- гносеологическая (познавательная): создание картины мира, познание человека, общества и мира;

- регулятивная (нормативная): в культуре человек вырабатывает определенные нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе;

- семиотическая (знаковая): в культуре человек вырабатывает систему знаков, с помощью которых он выражает свои знания;

- аксиологическая (ценностная): культура как формирование ценностей и идеалов.

Помимо этого выделяются:

коммуникативная (общение между людьми),

креативная (преобразование и освоение мира),

адаптивная (защитная),

релаксационная (для снятия напряжения),

интегративная (объединяет народы, нации, государства),

социализации (включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими знаний, ценностей, норм поведения),