Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Глобальные проблемы современности.

Понятие «глобальные проблемы». 2-я пол. 20 века проблемы выживания человечества -предотвращение 3-ей мировой войны, -преодоление экологического кризиса, -сокращение разницы уровня развития между разви- тыми государствами и странами «3 мира» , -стабилизация демографической ситуации. , -борьба с наркоманией,СПИД и т.д. , -борьба с международным терроризмом, -возрождение культурных и нравственных ценностей.

Понятие «глобальные проблемы». причины глобальных проблем Планета- единый дом локальные конфликты и противоречия общемировой характер Деятельность человека = Разрушительные силы природы Но!Низкий уровень: -общественной органи- зации, -политического мыш- ления, нравственности, экологического мыш- Ления.

Угроза экологического кризиса. НТР Нарушение экологического равновесия Истощение природных ресурсов(40 лет) Истощение плодородного слоя Вырубка леса

Угроза экологического кризиса. НТР Нарушение экологического равновесия Загрязнение атмосферы Загрязнение вод Мирового океана

Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива. НТП Нарушение экологического равновесия Частная деятельность человека Общество должно регулировать Проблема! Зеленые Закрытие важных промышленных объектов

Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива. НТП Нарушение экологического равновесия Выход Замкнутый цикл Экологически сберегающие технологии Безотходные технологии Развитие природо- восстановительных технологий Экологическая экспертиза проэктов

Проблемы войны и мира в современных условиях. Ш.Фурье Войны-постоянный спутник человечества 4500 лет -300 лет мира XX век-2 мировые войны 3 мировая-гибель человечества Ядерная зима Продолжение гонки вооружений

Проблемы войны и мира в современных условиях. условия недопущения ядерной войны -признание приоритета общечеловеческих цен- ностей, -отказ от войны, как средства решения конф- ликтов, -признание права народов самостоятельно и свободно выбирать свою судьбу, -понимание взаимосвязанности современного мира.

Проблема Север-Юг. Север-Юг Развитые страны Развивающиеся страны -50-60-освобождение, -70-быстрый экономический рост, -80-замедление,внешние за- имствования. 60 г. 26:1 сер.90 гг. 40:1

Проблема Север-Юг. Север-Юг Причины -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Пути преодоления -разумная демографическая политика, -сокращение гонки вооружений и нап- равление денежных средств в страны «третьего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности"

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Открытый урок обществознания в 8 классе по теме:

"Глобальные проблемы современности"

«Наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением»

Г. Парсонс, американский ученый

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок обществознания в 8 классе по теме: "Глобальные проблемы современности"»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе


«Наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением»

Г. Парсонс,

американский ученый


Что такое «проблема»?

  • Проблема [греч. problēma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации.

Из большого энциклопедического

словаря


С каким проблемами сталкиваются современные выпускники школы?

Продолжение образования

Отношения с родителями

Отношения со сверстниками

Сдача выпускных экзаменов

Проблема проведения свободного времени

Материальная проблема

Другое (проблема здоровья)


Глобальный – от лат. globes - шар

1)Охватывающий весь земной шар, всемирный;

2) Всесторонний, полный, всеобщий.



Формулировка учащихся

Научная формулировка


Задание: установите правильное соответствие

политические

экономические

социальные

экологические



Особенности глобальных проблем

Глобальные

проблемы

Требуют

коллективных

усилий мирового

сообщества

Угрожают

гибелью

всему

человечеству

Носят

планетарный

характер


Кто будет решать проблемы?

Правительство

Общественные движения

Лично каждый

Ваши предложения: _________________________



«…Наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением».

Г. Парсонс


Что тебя заинтересовало?

Что тебя удивило?

Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?


Дом. задание:

Приготовить сообщение по одной из проблем, рассмотренных на сегодняшнем уроке.

Тема: Глобальные проблемы современности.

Разработала учитель обществознания

Прокина Татьяна Николаевна

Цель урока: выявить основные аспекты глобальных проблем человечества, уметь анализировать и давать характеристику глобальным проблемам человечества.

Задачи урока:

    личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России

обязанность беречь свою землю, мир на этой земле связана с патриотическими чувствами и

нравственным долгом каждого человека;

    вырабатывать у учащихся осознанную необходимость быть полноценным участником процесса жизнедеятельности, нести ответственность за свою деятельность;

    метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное

мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать

дополнительную литературу, делать выводы, работать с текстом.

    предметные: знать основные положения урока, термины: глобализация,

глобальные проблемы современности, экологическая проблема, демографическая проблема, угроза третьей мировой войны, проблема «Севера и юга»

Учебно-методическое обеспечение:

    Конституция Российской Федерации.

    Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений

под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва, «Просвещение», 2013 г.,

Информационные ресурсы (Эл. Библиотекой им. Б.Н. Ельцина)

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Методы обучения:

    словесный, наглядный, практический;

    проблемный, частично-поисковый (звристическая беседа) – систему

логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;

    аналитический, обобщающий - анализ документов и источников по

проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих

выводов.

Оборудование для урока: компьютер, проектор, доска

Ход урока.

Деятельность учащихся

Орг. момент.

1. «Введение в тему» - 7 мин.

Много нас – людей на белом свете.

Маются серьезные умы:

В этой жизни, в этой круговерти, Сумасшедше, расплодились мы!

Бьют демографические взрывы,

Сохнут реки, и чернеет наст,

Города вступают, как нарывы.

Очень много, слишком много нас!

Много нас.

Ученый бомбу хвалит.

Много нас.

Эсминец рвет волну.

Много!.. Только все-таки не хватит

Нас – людей на новую войну.

Р. Рождественский

Какое словосочетание в стихотворении

Роберта Рождественского повторяется наиболее часто?

Рождественский делает особый упор на увеличение рода человеческого и его роль на планете земля

Перед вами земной шар – это понятие каждый рассматривает по разному (определите взаимосвязь земного шара и человека)

Какое понятие в постиндустриальном обществе просматривается в наших характеристиках?

Вопрос?

Почему я начала урок с жесткого стихотворения Рождественского и от него мы подошли к понятию глобализации?

Попробуйте сформулировать цель

нашего урока

Правильно!

Человечество прошло долгий путь от Дикости и варварства к цивилизации в которой произошло мощное зарождение науки – объединение ее с техническим прогрессом роль человека вознесла его на вершину пирамиды (в основании которой была природа как мастерская, а человек в ней хозяин). «Хозяйственная деятельность» и привела к появлению во второй половине 20 века глобальных проблем, с которыми мы сейчас и познакомимся.

Много нас

Один ученик у доски

    Объединение всех людей на планете

    Человеческая цивилизация

    Мир

    Взаимозависимость

    Сотрудничество

    Противоречия (соперничество)

Глобализация - процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов

Сегодня мы будем говорить о процессах напрямую связанных с глобализацией – Глобальными проблемами человечества.

Цель урока: Познакомиться с понятием глобальные проблемы, уметь анализировать их и давать характеристику

2. Знакомство с новым материалом.

Работа в командах.

Цель: Через практическую деятельность учащихся сформировать представление о понятии глобальные проблемы

Учитель выполняет роль консультанта.

l . Класс делится на команды (по 4

человека). Каждый член команды

получает свой спектр заданий

Задачи: 1. Распределить работу в

Команде. (выделить модератора, который определит задачи каждого участника команды)

2. Познакомить с задачами каждого

участника команды

3. 1 задача №1 в каждой команде - Отработать с интернет ресурсами (Эл. Библиотекой им. Б.Н. Ельцина)

Цель: Сбор дополнительной информации о Защитниках Отечества через инф. ресурс (Эл. Библиотеку им. Б.Н. Ельцина)

Работая с интернет ресурсами:

Дать определения понятиям долг и

обязанность.

Организовать раскрытие темы в команде

3 .2 задача №2 в каждой команде - Создать схему социальных институтов призванных решать глобальные проблемы, объяснить команде роль данных институтов.

3.3 задача №3 в каждой команде - Проанализировать фрагмент текста, который дает характеристику одной из глобальных проблем. Выделить основные признаки.

Подготовить краткий анализ для членов команды.

Проанализировать ст. КРФ

3.4 задача №4 в каждой команде – собирает информацию и готовит модель человека призванного решать глобальные проблемы

Результат работы команды - Создать модель современного человека

Работая с интернет ресурсами: учащиеся дают определения Глобальные проблемы человечества, находят краткую характеристику, ФИО людей, название организаций наиболее включенных в процесс решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем , от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

Глобальные проблемы – это общепланетарные проблемы.

На современном этапе развития мирового сообщества выделяют следующие типы глобальных проблем:

I. Социально-экологические - загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космического пространства и ресурсов Мирового океана.

II. Социально-демографические - рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни.

III. Интерсоциальные - безопасность, гонка вооружений, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и пр

Учащиеся работают с предложенными текстами и с опорой на них создают схему социальных институтов:

Развитые страны – отдельные государства

    

Общественные организации – НИИ –

Анализ текстовой информации, анализ ст. КРФ

Модератор организует обсуждение в команде и создание модели человека призванного решать глобальные проблемы

(трафарет образа человека наделяют словестной и письменной характеристикой).

3. Защита практической работы команд. Обобщение полученного результата работы. Внешняя оценка работы выступающим командам заносится учащимися в специальный оценочный бланк

Выступление команд. Каждая характеристика оформляется на 1/ 4 части пазла, который объединяется в единую целостную характеристику Глобальных проблем и человека способного решить данные проблемы.

На доске появляется созданный из пазлов земной шар и трафареты людей

    член мирового сообщества

    участник межличностных отношений

    защитник природы

    гуманист

    бережливый хозяин (природных ресурсов)

    живет во благо будущих поколений

    нацелен на разумное прогрессивное развитие

4. Актуализация урока:

Мы создали модель современных людей, призванных решать глобальные проблемы

Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением внутренних угроз Россия должна иметь возможность активного участия в решении глобальных проблем

5. Рефлексия

Дайте оценку нашему

уроку. Что получилось?

Что понравилось?

Внутренняя оценка работы выступающих команд заносится учащимися в специальный оценочный бланк

Думаю, что выражение: "Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков" очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.

Работа с предложенной таблицей и устная оценка урока учащимися.

6. Домашнее задание.

Творческое эссе.

Поколения будущего – зависят от поколения настоящего!

Приложение №1

3.1

«Римский клуб» и его вклад в решении глобальных проблем

3.1.1 Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием.

3.1.2 Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

3.1.3 Решение глобальных проблем

Западная организация по решению глобальных проблем Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь. Контроль должен быть возложен на все человеческое сообщество, государства, общественные организации, на каждого человека.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.

3.1.4. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.

П.А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе. П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха. Такая любовь – эффективное средство для просвещения и морального облагораживания человечества.

Трудно не согласиться с этими рассуждениями и очень хочется верить вместе с П.А. Сорокиным, что если увеличение неэгоистической творческой и мудрой любви возобладает в обществе, т.е. если человечество серьезно отнесется к этой задаче – тогда чрезвычайно опасный кризис нашего века может быть преодолен и – гармония, счастье и мир – будут приветствовать грядущие поколения. Роль прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей, очень велика. Культура человеческого общежития должна оформится в общемировую культуру, которая не даст человеку погибнуть.

Приложение №2

3.2.1

Проблема мировой термоядерной войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом. Тогда же было принято решение и о создании ООН - универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы - капиталистическую и социалистическую, а также начало "холодной" войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение.

Исследователи разных стран пришли к единодушной оценке, что третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации; наиболее губительным следствием возможного применения ядерного оружия, а также глобальных аварий в результате использования атомной энергии станет гибель всего живого и наступление "ядерной зимы"; 5 процентов накопленных ядерных запасов достаточно для того, чтобы ввергнуть планету в экологическую катастрофу.

Ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом.

3.2.2.

Экологическая проблема возникла в результате взаимодействия общества и природы, которое приводит к глобальной экологической катастрофе. Это проблемы изменения климата земного шара: изменения состава атмосферы (потребление 02 превосходит его естественное образование; нарушение плотности озонового экрана (дыра над Антарктидой); огромное количество отходов (81% опасных отходов поступает в атмосферу); эрозия почв и опустынивание (10 млн. км2); загрязнение Мирового океана (уровень океана повышается на 2 мм в год), пресных вод, суши. В развивающихся странах 80% болезней и 1/3 смертных случаев вызваны потреблением загрязненной воды; проблемы сохранения лесов и биологического разнообразия (сведены 180 млн. га леса за текущее десятилетие); увеличение потребления природных ресурсов. Так, в 1997 г. было израсходовано 8 млрд. т топлива. По расчетам ученых, биосфера может полностью компенсировать антропогенные нарушения природных процессов, если человечество будет потреблять не более 1% первичной биологической продукции. Современная доля ее потребления приближается к 10% Уже подорваны компенсационные возможности биосферы, и началось развитие глобальной экологической катастрофы. Экологически допустимый порог энергопотребления составляет 1 ТВт/год (1 ТВт = 1000000000000 Вт). Порог этот уже пройден. Следовательно, началось разрушение благоприятных свойств окружающей среды. Потребительская цивилизация перешла рубеж, за которым происходит разрушение среды обитания. Фактически началась третья мировая война, и ведется она против природы. Эта война может быть последней, потому что она убьет природу Земли. Глобальный экологический кризис связан также с ростом численности населения земного шара. Но для того, чтобы обеспечить потребности населения планеты, нужно в три раза уменьшить потребление природных ресурсов в развитых странах и поднять благосостояние населения отдельных стран. Если население Земли перейдет через верхнюю допустимую черту - 12 млрд., - тогда все экосистемы будут разрушены, и от 3 до 5 млрд. человек будут медленно умирать от голода и жажды. Пути решения экологической проблемы 1. Законодательное определение норм природопользования. 2. Применение централизованных мер защиты окружающей среды, например, единые международные нормы и правила защиты Мирового океана, охраны атмосферы, климата, лесов и т. д. 3. Централизованное планирование, например, комплексный план по восстановлению природных условий долины р. Теннесси (США), в Нидерландах - «Дельта-план»; цель -осушение земель, затопленных морем. 4. Воспитание экологического сознания и нравственного развития личности.

3.2.3

За последнее тысячелетие население Земли увеличилось в 18 раз. Для первого удвоения потребовалось 600 лет, для второго - 230, для третьего - 100, для последнего - 38 лет. С 1975 по 1985 г. численность населения возрастала на 77 млн ежегодно, т.е. в среднем на 1,8%, в развитых странах - на 0,5%, в развивающихся - на 2,1 %, а в Африке - 3 %. Таких темпов роста не отмечалось никогда ранее в истории человечества. В 1999 г. больше половины землян были моложе 25 лет. Ускорение темпов роста численности мирового населения во второй половине XX в. часто называют демографическим взрывом. Демографический взрыв был вызван подъемом экономики, освобождением стран третьего мира, улучшением медицинского обслуживания после Второй мировой войны, неграмотностью на-селения, в первую очередь женщин, и отсутствием социального обеспечения стариков в развивающихся странах. В этих условиях дети (и их труд) являются жизненной опорой родителей. Маленькие дети оказывают физическую помощь матерям в их тяжелом домашнем труде и отцам в сельском хозяйстве. Из-за отсутствия социального (пенсионного) обеспечения содержать престарелых родителей должны 2-3 взрослых сына. Одному это сделать сложно. А чтобы в семье родилось 2 - 3 мужчин, у супругов должно быть не менее 4 - 6 детей. Высокая детская смертность при отсутствии необходимого медицинского обслуживания также традиционно была причиной, способствующей высокой рождаемости. Прирост населения среди стран и регионов крайне неравномерен. Менее развитые страны дают 95% прироста населения мира. Так, например, в Кении рождаемость (число родившихся детей на 1000 человек населения, деленное на 1000 и умноженное на 100), поднялась до 5,8 % и приблизилась к биологически возможному пределу. В то же время рождаемость в Германии, Дании, Италии, Швеции, Швейцарии и ряде других стран меньше1,2%. Ежесекундно численность населения увеличивается на 3 человека. Во второй половине 90-х годов прирост составлял 80 млн в год (1,4%). «Демографический взрыв» и неравномерность прироста населения приводит к обострению ряда других проблем: увеличение нагрузки на окружающую среду (фактор «демографического давления»); этнические проблемы; проблема беженцев; проблема урбанизации и др. Демографическое давление осложняет продовольственную и экологическую ситуацию. Развитие современной экономики требует территориальных и топливно-сырьевых ресурсов. Острота проблем обусловлена не столько ограниченностью ресурсов, сколько воздействием характера их использования на состояние окружающей среды. Увеличение населения беднейших стран начало оказывать необратимое воздействие на окружающую среду. В 1990-е годы изменения достигли критических масштабов. Они включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесение, развитие парникового эффекта. Необходимы решительные действия по ограничению роста населения, борьбе с нищетой и охране природы. Этнические проблемы и проблемы беженцев вызваны несоразмерностью прироста населения в развивающихся странах и возможностями по удовлетворению их социальных потребностей. Например, быстрый рост народонаселения не позволяет стабилизировать проблему безработицы, затрудняет решение проблем образования, здравоохранения, социального обеспечения и другие. Иными словами, любая социально– экономическая проблема включает в себя и демографическую.

3.2.4.

Проблема Север-Юг - ϶ᴛᴏ проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит по сути в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа ϲʙᴏих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг будет его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно по϶ᴛᴏму проблему Север - Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север - Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в . после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление ϶ᴛᴏго порядка.

Ключевыми идеями ϶ᴛᴏй концепции были:

    во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в

международных экономических отношениях

    во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на

стабильной, предсказуемой основе и в объемах, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих масштабам социально-экономических проблем данных стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при кᴏᴛᴏᴩой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в данных товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали ϶ᴛᴏ как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север - Юг .

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили ϲʙᴏй суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. К началу 21 века проблемы вновь обостряются по 2 причинам: Первая - ϶ᴛᴏ серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании ϲʙᴏих требований, появление таких подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортеры.

    Вторая - ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север - Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, проблема Север - Юг осталась .

Приложение №3

Внешняя оценка

Внутренняя оценка

Что получилось?

Что

понравилось?

Оценка

(по 5 бальной системе)

1

2

3

4

5

Внешняя оценка

(по 5 бальной системе) Оценка выступления членами других команд

Внутренняя оценка

Оценка деятельности команды модератором

Что получилось?

Что

понравилось?

Оценка

(по 5 бальной системе)

1

2

3

4

5

Внешняя оценка

(по 5 бальной системе) Оценка выступления членами других команд

Внутренняя оценка

Оценка деятельности команды модератором

Что получилось?

Что

понравилось?

Оценка

(по 5 бальной системе)

1

2

3

4

5

Внешняя оценка

(по 5 бальной системе) Оценка выступления членами других команд

Внутренняя оценка

Оценка деятельности команды модератором

Что получилось?

Что

понравилось?

Оценка

(по 5 бальной системе)

1

2

3

4

5

Глобальные проблемы человечества

и мировой экономики

Учитель истории и обществознания Клепикова Людмила Николаевна


  • Сущность, происхождение и характер глобальных проблем.
  • Объективные предпосылки возникновения глобальных проблем.
  • Проблем роста населения.
  • Глобальная экологическая проблема.
  • Глобальная продовольственная проблема.
  • Проблема военных расходов.
  • Глобальные цели человечества.

Сущность, происхождение и характер глобальных проблем

На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что экономика является лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и среда обитания человека, а также моральные, религиозные и философские ценности.



Классификация

глобальных проблем

Исключительные трудности и большие затраты для решения глобальных проблем требуют их обоснованной классификации.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы, согласно принятой международными организациями классификации, делятся на три группы.

1 . Сохранение мира, прекращение гонки вооружений и разоружение, немилитаризация космоса, создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии стран с низкими доходами на душу населения.




Основные глобальные проблемы:

  • Экологическая.

2. Сохранение мира и разоружение.

3. Демографическая.

4. Топливно-сырьевая.


Экологическая проблема в настоящее время вышла на первое место, хотя еще недавно ее место занимала борьба за сохранение мира и разоружения. Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составляющие и появляются новые.

Так, в проблеме борьбы за мир и разоружение основной упор стал делаться на сокращение средств массового поражения, нераспространение массового оружия, разработку и осуществление мер по конверсии военного производства; в топливно-сырьевой проблеме появилась реальная возможность исчерпываемости ряда невозобновляемых природных ресурсов, а в демографической - возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международной миграции населения, трудовых ресурсов и т. п.


Очевидно, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны. Например, острота продовольственной проблемы усугубляется опережающим ростом народонаселения по сравнению с ростом сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах. Для решения продовольственной проблемы необходимо использовать ресурсный потенциал промышленно развитых стран или международных организаций, разрабатывающих и осуществляющих специальные программы помощи. Рассмотрение воздействия глобальных проблем на формирование мирового хозяйства требует их детального анализа и оценки с позиций как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Особенности мирового развития второй половины ХХ в. состоят в том, что научно-техническая революция стала постоянным фактором, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность распространилась на такие территории и в такие сферы, которые ранее не были доступны человеку (Мировой океан, полярные зоны, космос и т. д.).


Ускоренное развитие производительных сил, планомерный характер и глобальные масштабы технического прогресса, если не будут поддержаны совершенным механизмом управления, могут привести к необратимым отрицательным последствиям.

В частности, еще больше возрастет неравномерность в экономическом развитии между странами, увеличится разрыв между уровнями материальной и духовной культуры человечества, произойдет нарушение равновесия биосферы, ухудшение экологии может привести к невозможности жизни на Земле.

Мировая экономика постоянно развивается, что отражается на изменении расстановки основных экономических сил между государствами и подсистемами мирового хозяйства. Поэтому большие проблемы стоят перед развивающимися странами: инфляция, безработица, внешний долг и др., разрыв в уровнях экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран постоянно увеличивается. А это приводит к тому, что глобальные проблемы создают большие осложнения в развивающихся странах.


Объективные предпосылки возникновения глобальных проблем

Объективной предпосылкой возникновения глобальных проблем является интернационализация хозяйственной деятельности. Всемирное развитие труда привело к взаимосвязанности всех государств. Масштабы и степень вовлечения различных стран и народов в мирохозяйственные связи приобрели небывалые размеры, что способствовало перерастанию локальных, специфических проблем развития стран и регионов в разряд глобальных. Все это говорит о наличии объективных причин появления в современном мире таких проблем, которые затрагивают интересы всех стран. Появляются противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования жизни на земле.

Основанная в 1945 г. Организация Объединенных Наций обращается с призывом ко всем странам о том, что если мы хотим взять лучшее от глобализации и избежать худшего, то надо научиться управлять лучше и научиться управлять тому, как лучше управлять сообща.


Проблем роста населения

1.Стремительный рост населения.

2. Старение населения.

3. Безработица.


Глобальная экологическая проблема

В настоящее время одним из острейших и трудноразрешимых является вопрос о том, как изменить ставшую уже опасной экологическую ситуацию. Важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это.

К главным направлениям обострения экологического кризиса относятся вывод из землепользования засоленных почв, подверженных ветряной и водной эрозии; чрезмерное употребление химических удобрений и т. д.; все большее химическое воздействие на продукты питания, воду, среду обитания человека; уничтожение лесов, т. е. всего того, что в той или иной мере влияет на жизнь и здоровье людей; растущий выброс в атмосферу загрязняющих веществ, ведущих к постепенному уничтожению защитного озонового слоя; стремительный рост отходов, соседство со свалками различных промышленных и бытовых отходов среды обитания человека.


Глобальная

продовольственная проблема

Продовольствие неравномерно распределено по отдельным странам. Имеются страны с избытком высококачественного продовольствия и страны, основная часть населения которых испытывает сегодня нехватку в самых необходимых продуктах питания. К первой группе относятся промышленно развитые страны, а ко второй - беднейшие развивающиеся страны. По оценкам ФАО, общая численность людей, страдающих от острого голода и недоедания, составляет свыше 1 млрд. человек.

Нехватка важнейших питательных компонентов отрицательно сказывается на здоровье людей, а это снижает качество рабочей силы и как следствие не позволяет достичь высоких темпов экономического роста.


Проблема военных расходов

После окончания Второй мировой войны мировым сообществом делаются гигантские усилия по сохранению мира и разоружению. Однако человечество до сих пор тратит на вооружение огромные средства. Военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие, увеличивают бюджетный дефицит, способствуют росту инфляции, отвлекают людские и природные ресурсы от решения насущных социальных проблем, увеличивают внешнюю задолженность, оказывают негативное воздействие на международные отношения и их стабильность.

Негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может носить длительный характер. Чрезмерные военные расходы прошлых лет тяжелым бременем ложатся на страны с низким уровнем развития экономического пространства, к которым на современном этапе мировой экономики относятся многие развивающиеся страны.

Утилизация

радиоактивных

Проблема утилизации радиоактивных отходов уже более 50-ти лет находится в центре внимания специалистов и всего общества, однако за это время не только не найдено приемлемого способа ее решения, но наоборот, сегодня она кажется все более и более неразрешимой. Если на заре атомной эры основной массив радиоактивных отходов состоял из продуктов производства, эксплуатации и вторичной переработки рабочих материалов ядерных установок исследовательского, энергетического и военного назначения, то в настоящее время их номенклатура значительно расширилась за счет самих этих технических устройств, обслуживающей их инфраструктуры и территорий, на которых они расположены, включая и проживающих там людей. Атомная индустрия, захлебнувшаяся в своих отходах, уже превратилась в один общий радиоактивный "отход" реакций ядерного синтеза-распада, которые живут собственной, неуправляемой физической жизнью в глубине кристаллов атомных реакторов, смертоносного вещества, пока "спящих", ядерных и термоядерных боезарядов и в земных толщах многочисленных радиоактивных могильников. Положение настолько серьезно, что дальнейшее развитие такой варварской формы эксплуатации ядерных технологий становится экологически невозможным, экономически невыгодным и даже технически бессмысленным.


Глобальные цели человечества

  • В политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;

2 . В экономической и экологической сферах - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;

3. В социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;

4. В культурно-духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в cooтветствии с современными реалиями.


п ринятие мер в направлении реализации этих целей

составляет стратегию выживания человечества


Использованные

материалы

  • http://www.bestreferat.ru
  • http://vpnews.ru
  • http://www.grandars.ru
  • http://otherreferats.allbest.ru
  • http://ru.wikipedia.org
  • http://www.freesession.ru
  • http://festival.1september.ru

Задачи

Учебные: усвоить сведения о глобализации, актуализировать знания учащихся по глобальным

проблемам современности на основе изученного ранее материала в других учебных курсах; акцентировать внимание учащихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом в силу их планетарного характера; выделить особенности глобальных проблем и пути их решения;

Развивающие: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Воспитательные: развитие навыков культуры общения, умений работать в группе, воспитание гуманизма, толерантности, экологической культуры, расширение социального кругозора, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении глобальных проблем современности.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Приветствие учителя:

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. Уверена, что у нас с вами сегодня все получится.

Сегодня на уроке у нас будет работать информационный центр. Думаю, его помощь нам не раз понадобится.

Для информационного центра карточка с заданием - раскрыть понятия: глобализация, антиглобалисты, проблемы, глобальные проблемы.

2. Мотивация

Слайд 1

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Ф.М. Достоевский

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я выбрала эти слова Федора Михайловича Достоевского. Задумайтесь над ними сейчас - как вы их понимаете, согласны или нет со словами писателя? А в конце урока мы к ним вернемся и обменяемся мнением.

У меня в руках часы и апельсин . Как вы думаете, что из этих предметов характеризует современный мир, может служить его моделью, почему?

Часы - это система, современное общество это суперсистема, части, сферы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. От слаженной работы их зависит успешность и стабильность развития общества в целом. (Слайд 2 - картинка глобального мира).

Мир 21 века - это объединение континентов, государств и народов планеты Земля в неразрывное целое разными взаимосвязями. Какие же они?

Можете ли вы привести мне примеры этого взаимовлияния, объединения стран?

Кто может представить современный мир без телевизора, мобильного телефона? Кто из вас готов отказаться от Интернета? Многие из вас готовы лишиться возможности поехать в другие страны в качестве туриста, студента, на работу? Готовы ли перестать носить джинсы, слушать иностранную музыку, смотреть голливудские фильмы, согласны ездить только на отечественных автомобилях, забыть о Макдональдс, не есть пиццу, суши, не пить пепси и кофе?

3. Работа по теме урока

Что делаем мир единым?

Современные средства связи,

Транснациональные корпорации,

Изменение транспорта,

Достижения НТР,

Международные организации.

Учитель: Все это носит название глобализация.

Давайте посмотрим, какие определения глобализации дает нам Интернет, учебник.

А я вам предлагаю такое определение (Слайд №3 - понятие) и выберем наиболее оптимальное.

Запись определения в тетради.

Учитель: Какие примеры единства мира можете привести?

Мозговой штурм.

Учитель добавляет и подводит итоги: Сегодня каждый производитель товаров и услуг включен (даже если он и сам этого не знает) в систему глобального рынка. Произведенные товары могут быть доставлены в любую точку планеты. Электронные деньги и современные транспортные коммуникации очень облегчают эти процессы.

Происходит движение людей - трудовая миграция на заработки в другие страны, туризм. Сейчас любому человеку открыта возможность посетить любой уголок Земли.

Развитие мобильной связи, глобальной сети Интернет открыли перед людьми 21 века возможность почти мгновенно узнавать о том, что происходит в любом, самом отдаленном уголке планеты. Миллионы и миллиарды людей одним нажатием кнопки на пульте попадают одновременно в единое информационное пространство.

Кинофестивали и художественные выставки, театральные гастроли и музыкальные кинофестивали, спортивные соревнования (особенно летние и зимние олимпийские игры) - все это и многое другое делает наш мир теснее, доступнее и знакомее. И это единство проявляется даже в таких исключительных случаях, как войны. Сегодня ни одна война не может считаться частным делом одного или двух государств.

Это порождает необходимость создания надгосударственных организации (ВТО, ООН, ЕС, Красный крест и др.) для выработки норм, регулирующих отношения между странами. Человек сегодня не только гражданин определенного государства, но и гражданин мира .

Вопрос: Подумайте, ребята, глобализация - это положительное или отрицательное явление современной действительности?

Работа в группах:

1 и 2 группы: обсудите это в группах и приведите аргументы своей позиции (кластер на доске, красным - положительное, синим - отрицательное).

3 группаищет в интернете, кто такие антиглобалисты.

Действительно, явление неоднозначное. Ведь не случайно мы знаем о таких людях, которые называют себя антиглобалистами. (Слайд 4 - фото антиглобалистов ).

Что о них нашёл информационный центр?

Сторонники антиглобализма выступают за поиск альтернативных моделей глобального развития. Борьба идет в основном под лозунгами противостояния глобальному неравенству и формированию однополярного мира, загрязнению окружающей среды и т.п. Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира акции.

Сегодня в мире насчитывается около 3000 антиглобалистских организаций, объединяющих до 35 млн. человек из более чем 50 стран.

Глобальные проблемы

Глобализация породила проблемы, которые мир назвал глобальными. Как вы думаете, что это за проблемы?

Чтение различных определений и запись одного из определений (слайд 5).

Составление кластера «Глобальные проблемы»

Вопрос: Каковы признаки глобальных проблем, что делает их глобальными?

Признаки (слайд 5 – особенности глобальных проблем).

1. Затрагивают деятельность всего человечества

2. Настоятельно требуют решения, и от их решения зависит дальнейшая судьба человечества

3. Решить их можно, только объединив усилия всех стран.

Каковы причины появления глобальных проблем? Слайд 7

Какие глобальные проблемы вы можете назвать? «Мозговой штурм»

Краткая характеристика каждой из проблем

Слайды 8, 9, 10, 11 – проблема войны и мира, терроризм, отсталости и бедности развивающихся стран, СПИДа и наркомании.

1. Проблема войны и мира актуальна с изобретением ядерного оружия. 5% имеющегося на земле ядерного оружия достаточно, что бы уничтожить весь мир.

2. Терроризм (примеры).

3. Север – Юг (факты приводит учитель, в т.ч. со слайда).

4. Распространение СПИДа и наркомании.

5. Исчерпаемость природных ресурсов . Масштабы деятельности человека ставит вопрос об обеспеченности ресурсами. В ближайшие 25 лет мировая экономика будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов.

6. Демографическая проблема - население растет в геометрической прогрессии, Земля не способна прокормить эту массу.

7. Экологическая проблема.

Давайте посмотрим видеоролик и подумаем, о какой проблеме идет речь? (Слайд 12 - видеоролик). Чему аплодировали участники этого видео? Как бы вы поступили, в какой группе оказались?

Две проблемы - бытового мусора и равнодушия.

А) С начала 70-х до конца 80-х в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Сегодня только Москва выбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов, примерно по 1 т на каждого жителя! Как видно из приведённых примеров, масштабы загрязнения окружающей среды городскими отходами таковы, что острота проблемы нарастает с каждым днём. Даже простое захоронение отходов является дорогостоящим мероприятием. С 1980 по 1987 годы стоимость захоронения отходов в США возросла с 20 до 90 долларов за 1 т. Тенденция к удорожанию сохраняется и сегодня. В густонаселенных районах Европы способ захоронения отходов, как требующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземных вод, был предпочтен другому - сжиганию. Многие города, которые применили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состава воздуха. Захоронение отходов осталось в числе наиболее популярных методов решения данной проблемы. Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов.

Пример – тойота (набивка сиденья автомобиля полостью сделана из отходов пластика, шумозащитный слой - из отходов рентгеновской пленки), пакет, бутылка – демонстрация.

Б) Хочу обратить ваше внимание на результаты опроса, проведенного среди ваших сверстников. Им был задан вопрос «Как поступают они с обёртками от разных вкусных вещей?» (Слайд 13)

60% учащихся выбрасывают мусор в баки

30% учащихся сорят прямо на улице

10% затруднились с ответом

Мне бы хотелось, чтобы вы задумались над этими результатами и информацией.

Слайд 14 - «Это надо знать!»

Учитель: Ребята, в Европе уже давно существует практика – бытовые отходы сортируют и пускают в переработку. У вас на стенах наборы картинок с названиями видов бытового мусора. У меня на столе коробки для мусора. Предлагаю рассортировать мусор и быстро и аккуратно убрать его в коробки. Кто быстрее и правильно это сделает это?

Молодцы. Все справились.

Экологическая проблема включает в себя и ситуацию, связанную с исчезновением некоторых животных.

Слайд 15 - фото исчезнувшего животного.

Информация о животных.

Речной дельфин. Дельфины Байджи объявлены вымершими окончательно в 2006 году.

Западный Черный носорог, вид вымер в 2011 году. Носорог, обитал в основном в Камеруне. Животное стало жертвой безудержного браконьерства, даже после старта официальной защиты черного носорога в 1930 году. На земле осталось всего три подвида носорогов, которые уже находятся под угрозой исчезновения.

Канарский кулик официально признан вымершим видом в 1994 году. Этот вид куликов жил на Канарских островах у побережья Западной Африки. Канарский кулик вымер из-за истощения запасов моллюсков, главного источника их пищи. Это последствие коммерческого рыболовства в промышленных масштабах.

Белоклювый королевский дятел обитал на юге США в болотистой местности. После осушения болот последний из этого вида дятлов был замечен в 1940 году. Но официально Белоклювый королевский дятел признан вымершим видом в 1994 году.

Тигр острова Ява официально признан вымершим видом в 1994 году. Потеря среды обитания из-за развития сельского хозяйства.

Пиренейский козерог (Pyrenean Ibex), официально признан вымершим видом в 2000 году.

Марианская кряква официально признана вымершим видом в 2004 году.

Слайд 16 - БАБОЧКА, которая машет крыльями.

У Р. Бредбери есть замечательный рассказ «И грянул гром». 2 половина 21 века, человечество изобрело машину времени. Популярной становится экстремальная услуга - охота на динозавров в прошлом. Соблюдаются все правила предосторожности - убивают только тех зверей, которые в ближайшее время должны умереть и уже не могут оставить потомство. Но однажды все пошло не так….

«Экельс медленно вдыхал воздух - с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене. И краски - белая, серая, синяя, оранжевая, на стенах, мебели, в небе за окном - они... они... да: что с ними случилось? А тут еще это ощущение. По коже бегали мурашки. Руки дергались. Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное. Будто где-то кто-то свистнул в свисток, который слышат только собаки. И его тело беззвучно откликнулось. За окном, за стенами этого помещения, за спиной человека (который был не тем человеком) у перегородки (которая была не той перегородкой) - целый мир улиц и людей. Но как отсюда определить, что это за мир теперь, что за люди? Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошел сюда.

Что-то в нем было не так. Даже слова писались с массой ошибок.

А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ

АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО

ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ

МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО

ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ

Экельс почувствовал, что опускается на стул. Он стал лихорадочно скрести грязь на башмаках. Его дрожащая рука подняла липкий ком.

Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!

На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно - бабочка, очень красивая... мертвая.

Из-за такой малости! Из-за бабочки! - закричал Экельс.

Она упала на пол - изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино... большие костяшки... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!

Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.

Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала? Может быть...».

Одна бабочка. Которая изменила мир.

Стрессовый тренинг:

Возьмите небольшие листочки, запишите на них то, что для вас особенно ценно, чем вы очень дорожите и боитесь потерять. Затем сомните эти листочки… Теперь разгладьте.

Какие чувств вы испытали, хотелось ли вам мять листочки, почему?

Сейчас вам грозила потеря всего самого дорогого и значимого не в реальной действительности, но если человечество не найдет пути решения глобальных проблем, мы может потерять семью, здоровье, свободу, жизнь.

Философ Френсис Бэкон сказал: «Лучший способ избавиться от проблемы – решить её». Какие пути решения можете предложить вы?

Работа в группах: пути решения глобальных проблем.

Проверка задания и обобщение учителя.

4. Рефлексия :

А) Составить карту памяти урока - работа в группах.

Звучит песня «Как прекрасен этот мир»

Проверка задания.

Б) Работа с эпиграфом - слайд 18.

В) Беседа:

- Что мы узнали сегодня на уроке?

Над чем работали?

Какие компетенции формировали?

Что показалось легким?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что не получилось?

Домашнее задание: прочитать рассказ Бредбери и переписать его конец.

Варианты домашнего задания:

1. Параграф 3 (стр. 23 – 27), задание «Проверь себя» или вопросы «В классе и дома».

2. Задание (повышенной сложности): составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).

План работы над проектом:

1. Дать четкое определение проблемы.

2. Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?

3. Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

4. Какие (методы) способы исследования вы предлагаете?

5. Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

Финал урока

А) Моя карта памяти: глобус – домик – бабочка.

Почему?

Я хочу подарить ее вам!

Б) И в заключение – внимание на экран! Давайте посмотрим и послушаем!

Слайд 19 – видеоролик «Прости, земля!».

Учитель: На этой оптимистической ноте урок закончен! Спасибо, ребята, за работу!

Марина Самуйленко , учитель истории, обществознания, краеведения Дятьковской средней школы №2 Брянской области


Материалы к уроку - в прикрепленных файлах.