Паспорта опасных отходов разрабатываются на каждом предприятии, в ходе производственной деятельности которого образуются отходы. Как правило, их оформление происходит в составе проекта ПНООЛР. Это является следствием требований Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. и непосредственно п. 3 ст. 14. В настоящий момент паспортизация является обязательной процедурой для предприятий, на которых образуются отходы с I по IV класс опасности, что обосновывается требованиями экологического законодательства РФ.

Самыми распространенными являются паспорта на люминесцентные лампы и бытовой мусор. Разницы при оформлении и согласовании паспортов на отходы различных типов нет: будь-то отходы 1 класса опасности (лампы), 2 класса (ацетон), 3 класса (масла) или 4 класса опасности (бытовой мусор). На отходы 5 класса паспорта не нужны. На них разрабатываются сведения об отходе на основании лабораторных протоколов.

Новые паспорта опасных отходов.

Ранее паспорта опасных отходов разрабатывались согласно ФККО от 2002 года, но со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №712 от 16.08.2013 г. данный классификационный каталог утратил силу. Соответственно, и все паспорта отходов, составленные ранее на основании его содержания. В связи с этим многим предприятиям требуется переоформление паспортов опасных отходов, составленных ранее до 2014 года.

Данное постановление не распространяется на выданные ранее документы в области обращения с отходами, такие как ПНООЛР, документы отнесения опасных отходов к определенному классу и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов вплоть до истечения их срока годности.

Согласно новому постановлению, переоформленные паспорта, либо паспорта, составленные после издания постановления, действуют уже бессрочно. Предпосылкой к новому переоформлению паспортов опасных отходов могут стать следующие факторы:

  • изменение наименования предприятия,
  • слияние его с другой организацией,
  • реорганизация,
  • изменение адреса местонахождения и т.п.

В данном случае переоформление паспорта будет чисто технической процедурой, не требующей больших финансовых и временных затрат.

Переоформление паспортов опасных отходов.

Чтобы переоформить выданный ранее паспорт отходов необходимо предоставить следующий пакет документов в местное отделение Росприроднадзора:

  1. Заверенные копии нового и оформленного ранее паспортов.
  2. Копию документа о классе опасности отхода (также заверенную и выданную территориальным органом Министерства Природных ресурсов РФ).

Не стоит забывать, что материалы полученных ранее паспортов можно использовать при их переоформлении по новым требованиям. Для этого в Росприроднадзор предоставляются следующие документы:

  1. Ранее согласованный паспорт и свидетельство о присвоении класса опасности отхода.
  2. Копии документов, подтверждающих факт проведения анализа отходов (акт отбора проб, свидетельство аккредитации лаборатории).
  3. Также предоставляется протокол расчета класса опасности отхода, составленный в соответствии с приказом МПР №511.

Стоимость переоформления паспортов отходов в коммерческих специализированных организациях составляет от двух тысяч рублей и выше.

Новые паспорта отходов и порядок паспортизации.

Для того, чтобы разобраться что из себя представляют новые паспорта отходов, необходимо понять, что вообще в себя включает понятие «паспорт отхода». В целом паспорта отходов – это экологические документы, подтверждающие принадлежность отходов к определенному виду, а также классу опасности, и содержащие сведения о его компонентном составе. Стоит отметить, что паспорт обязателен для предприятий, в процессе функционирования которых образуются опасные отходы I-IV классов.

В настоящий момент порядок паспортизации отходов полностью прописан в Постановлении правительства №712 от 16.08.2013.

Помимо данного Постановления Приказом Росприроднадзора № 445 от 17.07.2014 был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В настоящий момент отнесение отходов к определенном виду по ФККО проводится согласно их свойствам и характеристикам.

Что касается порядка паспортизации отходов, внесённых в ФККО, то паспорта для них составляются согласно предложенной формы (Постановление Правительства №712). Сведения об отходах формируются исходя из следующих данных:

  • составе,
  • свойствах,
  • степени опасности, определяемой в зависимости от характера влияния отхода на окружающую природную среду.

Здесь также стоит отметить, что по новому Постановлению первоначальной является процедура определения класса опасности отхода, а уже далее его паспортизация.

Согласование паспортов опасных отходов.

Надо отметить, что с 1 января 2016 года паспорта опасных отходов, включенных в ФККО, больше не согласуются Росприроднадзором. Заверенные руководителем организации копии новых паспортов отходов передаются почтой или лично в филиалы Росприроднадзора в уведомительном порядке. Важным является уделить внимание документам, подтверждающим факт их передачи, а также указанию даты приема пакета контролирующими органами.

Полноту предоставленных документов Росприроднадзор проверяет в течение 5 дней с момента их подачи. В случаях несоответствия предоставленных сведений материалы возвращаются для доработки, которая не должна занимать более двадцати пяти дней.

Если отход не включен в ФККО?

Если же наименования отхода нет в каталоге отходов, то руководство предприятия обязано определить для него класс опасности не позже, чем за 90 дней с момента его образования на предприятии. Это делается для того, чтобы внести данные об этих отходах в классификационный каталог. Происходит данная процедура путём направления предложения в Росприроднадзор о включении отхода в ФККО, опираясь на его характеристики.

Для обоснования вида отхода вместе с предложением о его внесении в каталог направляются сведения:

При установлении состава отхода в ходе отбора проб прилагаются акты данного отбора. В случае установления состава, согласно содержанию технических регламентов, стандартов, условий и т.п. – необходимо будет предоставить копии данных документов. Также в составе документации направляются данные о присвоении отходу соответствующего класса опасности (1,2,3,4).

Новое в паспортах отходов.

Новшеством в порядке паспортизации отходов является то, что теперь паспорта, оформленные согласно новым требованиям, не имеют установленного срока действия и действуют бессрочно. Внесение каких-либо изменений в утверждённые новые паспорта не допускается.

Также нововведением является то, что при паспорта утверждаются непосредственно руководством предприятия, а не контролирующими органами, как это было ранее.

Штрафы.

При принятии решения о переоформлении, либо о разработке новых паспортов опасных отходов организации не стоит забывать о том, что их отсутствие может рассматриваться как нарушение требований экологического законодательства. Это может грозить предприятию штрафом, в размере от 100 до 250 тысяч рублей, что регламентировано статьей 8.2 «Кодекса об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30.12.01. Штрафы грозят не только самому предприятию, но и ответственному по части паспортизации отходов лицу (например, штатному экологу), и составляют при этом до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей, не являющихся юридическим лицом, штраф может составить от 30 до 50 тысяч рублей.

Внимание! Последнее обновление 03.12.2018

В связи с вступлением с 1 августа 2014 года в силу Постановления Правительства РФ №712 от 16.08.2013 года мы подготовили форму, которая упрощает для природопользователей заполнение формы отхода I-IV класса опасности.

При формировании файла паспорта выполняется проверка:

  1. Не пропущены ли какие-либо поля в форме паспорта (цветовая индикация незаполненных полей).
  2. Логическая проверка правильности введенных ИНН, ОКПО - по количеству символов для ИП и ЮЛ.

Особенности:

  1. Автоматически проставляется текущая дата в форму паспорта.
  2. Встроенный справочник ОКВЭД.
  3. Возможность копирования почтового адреса из заполненной строки местоположения (т.е. нет необходимости два раза вводить одну и туже информацию, если адреса совпадают).
  4. Форма адаптирована для ИП и ЮЛ.
  5. Заполненный паспорт выгружается в отдельный файл Excel, который вы можете сохранить в удобное для вас место.
  6. В реальном времени на бланке паспорта отображаются данные введенные в форму.
  7. Встроенный ФККО 2018 г.
  8. При выборе отхода в соответствующие строки автоматически проставляется информация из банка данных об отходах , размещенного на сайте Росприроднадзора (по состоянию на 17.08.2014): технологический процесс, ориентировочный состав. Исходя из кода отхода проставляется его агрегатное состояние и класс опасности.

Внимание!
Нам часто задают вопрос: "Почему нельзя колесиком мышки прокручивать перечень отходов?". Отвечаем: В Excel это реализовать довольно сложно и существующее решение работает не стабильно, что приводит к зависанию Excel-я, поэтому мы его не используем. Однако, отметим, что перемешаться по списку отходов быстро можно. Для этого следует щелкнуть на любом отходе и, не отпуская клавишу, двигать мышкой вверх или вниз до нужного отхода.

История обновлений:

▼ Обновление от 22.07.2016.

В редакции ФККО на 22.07.2016 есть по две строки со следующими кодами: 31232000000, 31242000000, 31313110000, 35122100000, 35122200000, 92191000000.
В обновлении ФККО от 03.06.2016 есть ряд странностей: Отход "ткань фильтровальная полипропиленовая, отработанная при производстве фтористого алюминия" имеет десятизначный код, т.е. не хватает класса опасности (в нашей форме я проставил класс опасности 4), добавляется код 3 35 150 00 00 0 и при этом в конце приказа №311 сразу вносится изменение в наименование по этому коду.

▼ Обновление от 23.03.2017.

По просьбе одного из наших пользователей добавлен тех. процесс образования некоторых отходов, образующихся в результате эксплуатации автомобильного транспорта.
Полностью обновлен перечень кодов ОКВЭД, теперь он приведен в соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"(утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)(ред. от 07.10.2016)

▼ Обновление от 26.08.2017.

▼ Обновление от 05.02.2018.

Обновлен ФККО, встроенный в форму заполнения паспорта опасного отхода - теперь используется последняя версия, принятая Приказом Росприроднадзора от 20.05.2017 г №242 со всеми изменениями на 05.02.2018.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности


В документе учтено:
.
____________________________________________________________________


В целях реализации пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1, ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; N 45, ст.5142; 2009, N 1, ст.17; 2011, N 30, ст.4590, N 30, ст.4596, N 45, ст.6333, N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446, N 27, ст.3587, N 31, ст.4317; 2013, N 30, ст.4059, N 43, ст.5448, N 43, ст.5448; N 48, ст.6165; 2014, N 30, ст.4220) и в соответствии с подпунктом 5.2.30 , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 34, ст.4192; N 49, ст.5976; 2010, N 5, ст.538; N 10, ст.1094; N 14, ст.1656; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251, ст.4268; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888, N 14, ст.1935, N 36, ст.5149; 2012, N 7, ст.865; N 11, ст.1294; N 19, ст.2440; N 28, ст.3905; N 37, ст.5001; N 46, ст.6342, N 51, ст.7223; 2013, N 16, ст.1964; N 24, ст.2999; N 28, ст.3832; N 30, ст.4113; N 33, ст.4386; N 38, ст.4827; N 44, ст.5759; N 45, ст.5822; N 46, ст.5944; 2014, N 2, ст.123; N 16, ст.1898; N 46, ст.6366, ст.6370),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 40331

Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности

1. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок) устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы.

3. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов , утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011 регистрационный N 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
________________
Подпункт 5.2.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 34, ст.4192; N 49, ст.5976; 2010, N 5, ст.538; N 10, ст.1094; N 14, ст.1656; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251, ст.4268; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888, N 14, ст.1935, N 36, ст.5149; 2012, N 7, ст.865; N 11, ст.1294; N 19, ст.2440; N 28, ст.3905; N 37, ст.5001; N 46, ст.6342, N 51, ст.7223; 2013, N 16, ст.1964; N 24, ст.2999; N 28, ст.3832; N 30, ст.4113; N 33, ст.4386; N 38, ст.4827; N 44, ст.5759; N 45, ст.5822; N 46, ст.5944; 2014, N 2, ст.123; N 16, ст.1898, N 46, ст.6366, ст.6370).


На отходы, не включенные в ФККО , хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО .
________________
Пункт 10 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, N 34, ст.4443).

4. Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

5. Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

____________________________________________________________________
Абзац второй пункта 5 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

6. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее - Заявление), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением , в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977, 2014, N 26, ст.3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, - при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" , заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО , - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

____________________________________________________________________
Подпункт "е" пункта 6 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

7. Заявление с документами и материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (далее - материалы хозяйствующего субъекта), представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Материалы хозяйствующего субъекта могут быть представлены с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2011, N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463; ст.3477; 2014, N 11, ст.1098, N 26, ст.3390).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования размещает на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" бесплатный сервис для подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

8. При направлении материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе комплект документов может быть подготовлен с применением бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а полученная с его помощью печатная копия прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации. При этом электронная копия документов и материалов, подготовленных с использованием указанного сервиса, направляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, а присвоенный при отправке номер сообщается в территориальный орган Росприроднадзора при подаче материалов хозяйствующего субъекта на бумажном носителе.

В случае ограниченного у хозяйствующего субъекта доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документы и материалы могут быть подготовлены хозяйствующим субъектом только на бумажном носителе.

В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, на бумажном носителе без использования бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, печатный экземпляр материалов хозяйствующего субъекта прошивается, подписывается руководителем хозяйствующего субъекта, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, подпись заверяется печатью организации.

9. В случае подготовки материалов хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с использованием бесплатного сервиса, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, и с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предоставление бумажного экземпляра материалов хозяйствующего субъекта в территориальный орган Росприроднадзора не требуется.

10. Территориальный орган Росприроднадзора принимает материалы хозяйствующего субъекта в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) хозяйствующему субъекту, и регистрирует Заявление.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях датой поступления таких материалов считается дата приема, указанная в отметке на описи.

В случае поступления материалов хозяйствующего субъекта по информационно-телекоммуникационным каналам связи датой поступления таких материалов считается дата их отправки, подтвержденная номером, присвоенным специализированным сервисом при отправке указанных документов.

11. В случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта и/или отсутствия в них информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает хозяйствующему субъекту уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" .

12. В случае непредставления хозяйствующим субъектом в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, надлежащим образом оформленных материалов хозяйствующего субъекта, территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий 5 дней с даты истечения указанного 25 дневного срока, возвращает хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" при поступлении материалов хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

13. Территориальные органы Росприроднадзора информируют хозяйствующий субъект о результатах рассмотрения его материалов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в следующий срок:

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней с даты поступления указанных материалов хозяйствующего субъекта;

____________________________________________________________________
Абзац второй пункта 13 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

при наличии в составе материалов хозяйствующего субъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО в срок, не превышающий 55 дней с даты приема указанных материалов хозяйствующего субъекта.

14. Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФБУ "ФЦАО"), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (далее - ФГБУ "УралНИИЭкология"), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

15. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, ФБУ "ФЦАО" в течение 35 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности,

ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков указанных видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для его устранения.

____________________________________________________________________
Пункт 15 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

16. В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, ФБУ "ФЦАО" в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности или;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

При проверке материалов хозяйствующего субъекта об отнесении вида отходов к конкретному классу опасности, при проведении необходимых исследований, испытаний, измерений, экспертиз при осуществлении государственного экологического надзора используются те же критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которые были использованы хозяйствующим субъектом при подтверждении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

17. ФБУ "ФЦАО" в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности согласно пункту 16 Порядка готовит предложение о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования и направляет его в территориальный орган Росприроднадзора.

Для присвоения кода и наименования виду отхода ФБУ "ФЦАО" направляет поступившие от территориального органа Росприроднадзора материалы отнесения вида отходов в ФГБУ "УралНИИЭкология".

ФГБУ "УралНИИЭкология" проводит работы по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присваивает виду отходов соответствующий код, наименование и направляет результаты работ в ФБУ "ФЦАО".

В случае выявления отсутствия без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков (происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, ФБУ "ФЦАО" направляет об этом заключение с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения в территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора при поступлении от ФБУ "ФЦАО" предложения о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования в течение 3 дней направляет данное заключение в Росприроднадзор.

18. Росприроднадзор в течение 3 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора предложения о включении вида отходов в ФККО и в БДО принимает решение о подготовке ведомственного приказа о включении данного вида отходов в ФККО , а также решение о включении данного вида отходов в БДО.

Росприроднадзор информирует соответствующий территориальный орган Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО с указанием реквизитов нормативного правового акта, которым данный вид отхода включен в ФККО в течение 5 дней с момента вступления в силу нормативного правового акта Росприроднадзора о включении данного вида отходов в ФККО .

19. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ "ФЦАО" направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" уведомление:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или;

____________________________________________________________________
Абзац второй пункта 19 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков этих видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять для его устранения;

____________________________________________________________________
Абзац третий пункта 19 настоящего Порядка признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2016 года N АКПИ16-453 .

____________________________________________________________________

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения;

о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

20. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО и БДО направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В январе 2016 года вступили в действие ряд новых документов , которые изменяют порядок разработки паспортов на отходы .

Во -первых , 11 января 2016 года вступил в силу Приказ Минприроды №536 от 04 .12 .2015 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I -V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду ». Итак , согласно вышеуказанному Приказу , для того чтобы отнести отход к определенному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду необходимо определить :

1 ) Степень опасности отхода для окружающей среды .

2 ) Кратность разведения водной вытяжки из отхода , при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует .

Второй критерий основан на биотестировании водной вытяжки отходов с использованием представленной методики .

3 ) Водородный показатель (pH ) водной вытяжки из отхода .

4 ) Устойчивость отхода к биохимической деградации .

Четвертый критерий необязателен и применяется по усмотрению заинтересованного ЮЛ /ИП . Основная задача анализа - исследование способности отхода подвергаться разложению под воздействием микроорганизмов .

Критерии же отнесения отходов к классам опасности расчетным путем не изменились . Так , расчет степени опасности отхода остался тем же , как и в ранее действующем Приказе №511 от 15 .06 .2001 . В случае , если в результате расчетов было показано , что отход относится к V классу , то , как и ранее , необходимо проводить биотестирование .

Все лабораторные испытания отходов должны проводиться аккредитованной на техническую компетентность и независимость лабораторией с предоставлением акта отбора проб и протокола испытаний (анализа ), копий аттестата аккредитации и области аккредитации лаборатории .

Во -вторых , 10 января 2016 года вступил в силу приказ Минприроды № 541 от 05 .12 .2015 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному опасности ».

Данный приказ устанавливает правила паспортизации отходов , которые зависят от того , содержится ли конкретный вида отходов в ФККО и БДО . Также приказ устанавливает результат рассмотрения материалов паспортизации , которые ЮЛ /ИП предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора . Теперь уведомление о результатах проверки материалов получаем :

- в течение 45 дней , если отход включен в ФККО

- в течение 55 дней , если отход не включен в ФККО .

Что приятно для предприятия (ЮЛ /ИП ), так это то , что Порядком установлено , что химический и компонентный состав отходов в первую очередь определяется на основании информационных данных , содержащихся в технологических регламентах , ТУ , стандартах , проектной документации . Теперь химический анализ отходов , проведенный специальной аккредитованной лабораторией , необходим , если нет сведений о составе образующегося отхода в выше перечисленной документации .

Напомним , что ранее 01 января 2016 года вступили в действие изменения в Федеральный закон от 29 .12 .2015 N 404 -ФЗ . В указанном ФЗ прописана обязанность отнесения отходов к конкретному классу опасности в отношении отходов с I по V класс . Однако , в новом Порядке не сказано ничего о подтверждении отходов V класса . Также отметим , что ФЗ -404 не требует подтверждения отнесения отхода к определенному классу опасности , если отход включен в ФККО . Новый же Порядок предусматривает подтверждение отнесения отходов I -IV класса опасности , как включенных , так и не включенных в ФККО .

Проще говоря , если ранее предприятию необходимо было заносить сведения обо всех отходах I -IV класса в Модуль по паспортизации отходов (помимо предоставления материалов на бумажном носителе ) то теперь стало неясно , заносить в Модуль по паспортизации отходы , включенные в ФККО , или нет ? В данный момент ответ на этот вопрос остается на усмотрение каждого территориального органа Росприроднадзора .

Обновлено: 04.05.2017 09:59