МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Экологический диктант, посвященный году экологии – 2017г

Задание 1.

(правильный ответ – 1 балл)

«Экология» в переводе с греческого означает:

а) «тепло и свет»;

б) «растения и животные»;

в) «наука о доме, жилище»;

г) «охрана природы».

Фотопериодизм – это реакция живых организмов на изменение:

а) температурного режима;

б) влажности воздуха;

в) продолжительности светлого времени суток;

г) атмосферного давления.

Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:

а) ареал;

б) экологическая ниша;

в) среда обитания;

г) экологический фактор.

Рыхлый тонкий слой поверхности суши, контактирующий с воздушной средой, характеризующийся плодородием – это:

а) литосфера;

б) материнская горная порода;

в) земная кора;

г) почва.

Среду обитания составляют:

а) хищники, влияющие на организмы;

б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;

г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.

По способности заселять любые климатические зоны не имеет себе равных:

а) воробей;

б) тигр;

в) человек;

г) медведь.

Птицы активно помечают свои территории:

а) экскрементами;

б) звуками;

в) перьями;

г) гнездами.

а) жук-навозник;

б) вошь;

в) мышь серая;

г) саранча.

а) ограниченность жизненного пространства;

б) обильное снабжение пищей;

в) сложность распространения от одной особи хозяина к другой;

г) защитные реакции организма хозяина.

В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений:

а) подорожник средний – лютик едкий;

б) черника – голубика;

в) клюква – багульник;

г) василек – сфагнум.

В одном природном сообществе с ряской можно встретить:

а) волка;

б) жаворонка;

в) лягуш ку;

г) суслика.

Особь – это:

а) биологический вид;

б) отдельно взятый живой организм;

в) сообщество животных;

г) семья живых организмов.

Производят органические вещества из неорганических:

а) вирусы;

б) растения;

в) грибы;

г) животные.

Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они:

а) производят крахмал и целлюлозу;

б) поглощают крахмал и целлюлозу;

в) поглощают кислород и производят углекислый газ;

г) поглощают углекислый газ и производят кислород.

Биологическая природа человека проявляется:

а) в использовании орудий труда;

б) в членораздельной речи;

в) в пищевых связях;

г) в подчинении законам общества.

Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:

а) используются как места отдыха людей;

б) служат для получения питьевой воды;

в) используются для водопоя скота;

г) используются для орошения полей.

Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:

а) агломерация;

б) урбанизация;

в) национализация;

г) эвтрофикация.

В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:

а) самолеты;

б) автомобили;

в) поезда;

г) пешеходы.

Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере;

б) в реках, морях и океанах;

в) в земной коре;

г) в почве.

Общее название химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве для уничтожения сорных растений, патогенных грибов и насекомых-вредителей:

а) антибиотики;

б) пестициды;

в) фитонциды;

г) витамины.

Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:

а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы жилой застройки;

б) организацией транспортной сети с похождением магистралей через районы жилой застройки;

в) прокладки магистралей на высоких насыпях;

г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.

Животное, которое может быть использовано в качестве биоиндикатора водоема – это:

а) кувшинка;

б) ряска;

в) ручейник;

г) дождевой червь.

Результатом неконтролируемого распространения с других территорий стало появление в европейской части нашей страны:

а) элодеи канадской;

б) лютика едкого;

в) ряски трехдольной;

г) пижмы обыкновенной.

К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:

а) парк культуры и отдыха;

б) природный парк;

в) детский парк;

г) зоологический парк.

Профессия человека, работающего с животными в заповедниках:

а) е герь ;

б) лесник;

в) браконьер;

г) инспектор.

Лимитирующим фактором для обитающих в городах серых ворон может стать:

а) содержание углекислого газа в атмосфере;

б) урожай семян ели;

в) численность лис и сов;

г) количество и размеры помоек.

Грамотным суждением является:

а) «в городе плохая экология»;

б) «экологию необходимо охранять»;

в) «в нашем регионе вся экология испорчена»;

г) «экология – основа рационального природопользования».

Задание 2

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. В крупных городах неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования численности ворон является:

а) отлов и отстрел;

б) разведение их естественных врагов – бродячих собак, кошек;

в) уничтожение гнезд и кладок;

г) ликвидация несанкционированных свалов.

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1% лесистой территории. Пожарная опасность зависит от характера леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными НЕ являются:

а) географическое положение;

б) гидрогеологические и климатические условия;

в) особенности рельефа;

г) видовое разнообразие

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Из метеорологических явлений на здоровье обоянцев чаще всего оказывают негативное влияние:

а) суховеи;

б) землетрясения;

в)повышения и понижения температуры);

г) наводнения.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

1. Эти науки изучает различные виды живых существ, а также их взаимоотношения между собой и с окружающей средой:

1) история; 2)экология;

3) этика;

4) геология;

5) биология;

6) физика.

2. К числу опасных атмосферных явлений, относятся:

1) град;

2) грозы;

3) гром;

4) радуги;

5) дожди;

6) ветры.

3. К уровням организации живой природы относятся:

1) биосфера;

2) ноосфера;

3) гидросфера;

4) атмосфера;

5) литосфера;

6) экосистема.

4. Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:

1) обеспечения топливом городских котельных;

2) обеспечения топливом местного населения;

3) профилактики пожаров;

4) профилактики инфекционных заболеваний растений;

5) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;

6) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.

5. Из представленных растений индикаторами кислых почв являются:

1) щавель обыкновенный;

2) люцерна посевная;

3) вереск обыкновенный;

4) крапива двудомная;

5) борщевик Сосновского;

6) пырей ползучий.

6. Из представленных растений индикаторами загрязнения атмосферного воздуха являются:

1) кубышка жёлтая;

2) лютик едкий;

3) лишайник кустистый;

4) лютик ползучий;

5) кувшинка белая;

6) лишайник листоватый.

7. Были уничтожены человеком:

1) стеллеровы коровы;

2) бобры;

3) дронты;

4) малярийные комары;

5) утконосы;

6) кенгуру.

8. Какие из перечисленных растений занесены в Красную книгу Курской области:

1) борщевик Сосновского

2) одуванчик лекарственный

3) подорожник большой

4) пион тонколистный

5) мятлик луговой

6) ковыль узколистный

Ответы

Задание 1.

Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)

Максимальное количество баллов – 27

Задание 2

(12 баллов)

    Ответ г

В ряде крупных городов России неоднократно предпринимались попытки регуляции численности ворон: отлов с помощью ловушек, отстрел, применение ядохимикатов, уничтожение гнезд и кладок. Как правило, эти дорогостоящие мероприятия, не говоря уж об их антигуманности, не давали ощутимого эффекта и в лучшем случае позволяли на некоторое время снизить численность ворон. Основным способом борьбы является уменьшение числа несанкционированных свалок в городской черте, которые являются основными источниками питания птиц.

    Ответ г

Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

    Ответ г

поскольку большое видовое разнообразие не является экологическим фактором, влияющим на развитие городов. Напротив, как правило, территории, характеризующиеся большим видовым разнообразием, как, например, тропические леса, являются труднодоступными для людей и, следовательно, для возникновения городов.

    Ответ в

Резкие подъёмы и понижения температуры часто могут приводить к различным, в том числе и простудным, заболеваниям, а также дискомфорту у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такие температурные перепады не являются редкими, особенно весной и осенью. Суховеи, землетрясения и наводнения у нас бывают довольно

Задание 3 (мак. 8 баллов)

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

1

2

3

4

5

6

7

8

2,5

1, 2

1,6

3, 4

1, 3

3,6

1,3

Проводят Всероссийский экологический урок и диктант.

Цель проведения урока и диктанта – повышение интереса обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению биоразнообразия.

15 апреля в рамках Московского международного салона образования-2017 был дан старт Всероссийского экологического урока и диктанта. В нём приняли участие десятки школьников Москвы, так же была организована и прямая интернет-трансляция. С 15 апреля по 22 апреля, когда отмечается День Земли, экологический урок и диктант пройдёт во многих регионах Российской федерации. Акция организована Городским методическим центром совместно с Росприроднадзором. Урок открыл заместитель министра образования и науки Каганов Вениамин Шаевич. Для проведения самого урока был приглашён известный саксофонист Игорь Михайлович Бутман и доцент Института биологии и химии МПГУ , который провёл для школьников биологическую викторину. Сам текст диктанта прочитал Иван Алексеевич Смирнов, обладатель почётного звания Учитель года Москва -2017. Участники урока и диктанта получили возможность не только проверить свои знания, но и получить сертификаты участника.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

16 / 04 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

18 / 12 / 2019

На базе Института истории и политики МПГУ состоялось первое организационное собрание со студентами-историками, которым в следующем семестре предстоит изучить модуль «Основы вожатской деятельности» и пройти летнюю педагогическую (вожатскую) практику.

12 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года в ГБОУ «Школа «Свиблово» состоялась научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию». Школьники 10-11 классов представляли учебно-исследовательские проекты, выполненные на базе лабораторий Института биологии и химии под...

11 / 12 / 2019

11 - 12 декабря на выставке, организованной Минобрнауки России, подводятся итоги выполнения в 2019 году национальных проектов «Наука», «Образование» и федеральных целевых программ, реализуемых в соответствии со Стратегией научно-технологического развития России.

09 / 12 / 2019

9 декабря по приглашению атташе по сотрудничеству в области французского языка Клодин Мокник, советника по сотрудничеству и культуре Фабриса Руссо, координатора проектов Евгении Берниго главный переводчик управления международных связей Наталья...

08 / 12 / 2019

В рамках академического сотрудничества Университет Франш-Конте (Безансон, Франция) приглашает студентов МПГУ для прохождения круглогодичных лингвистических стажировок Интенсивные курсы включают в себя практические занятия по французскому языку и тематические мастерские, позволяющие...

05 / 12 / 2019

Директор Института филологии, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской классической литературы Елена Геннадьевна Чернышева приняла участие в заседании рабочей группы всероссийского конкурса «Магистры русского языка», организованного федеральным агентством по делам...

04 / 12 / 2019

Третьего декабря 2019 года в Лицее МПГУ прошел межфакультетский этап конкурса Педагогический дебют: в педагогическом мастерстве соревновались Географический факультет и Институт биологии и химии. Конкурс включал 4 задания: самопрезентация на...

04 / 12 / 2019

Что вы знаете о Дне открытый дверей Института иностранных языков? Наверное, вы помните голубые футболки волонтёров, бегущих вам навстречу, как только вы переступили порог МПГУ. Или разноцветные брошюры с направлениями,...

03 / 12 / 2019

2 декабря 2019 года в Института филологии состоялось вручение дипломов выпускникам аспирантуры. Директор Института филологии, заведующая кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук Е.Г. Чернышева в своей приветственной речи пожелала...

02 / 12 / 2019

24-29 ноября делегация МПГУ в составе доцента кафедры романских языков им. В.Г. Гака Дениса Сергеевича Золотухина и ведущего переводчика отдела международного сотрудничества Наталии Михайловны Булашовой находилась в Высшем национальном институте...

02 / 12 / 2019

Завершился модуль «Основы ботаники» для учащихся лицея МПГУ. В рамках модуля сотрудниками кафедры ботаники Института биологии и химии МПГУ были проведены лекции и лабораторные работы. Профессор кафедры, д.б.н. Марина Викторовна...

30 / 11 / 2019

28 ноября в стенах Института биологии и химии прошел конкурс профессионального мастерства среди студентов. Всего было три этапа (Самопрезентация; Педагогическая ситуация; Импровизация), на которых ребята блистали своими педагогическими способностями. Каждый участник доказал,...

30 / 11 / 2019

Елена Игоревна Артюх поступила в Московский педагогический государственный университет в 2009 году. Побывав на Дне открытых дверей факультета славянской и западноевропейской филологии (СиЗЕФ), побеседовав со студентами и преподавателями, она решительно...

29 / 11 / 2019
29 / 11 / 2019

Заканчивается работа над проектами, проводимая Институтом биологии и химии МПГУ совместно с гтмназией “Свиблово”. Тексты завершены и находятся на редактировании. Вносятся последние коррективы, а также готовятся презентации для защиты проектов...


26 / 11 / 2019

В сборник вошли тезисы докладов участников Международного научно-практического семинара «Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», который проходит в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный...

26 / 11 / 2019

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета Ирина Георгиевна Минералова провела курсы повышения квалификации для преподавателей-гуманитариев в Горловском институте иностранных языков по...

24 / 11 / 2019

15 ноября 2019 г. китайские студенты Института филологии, обучающиеся по программе языковой стажировки «Русский язык как иностранный и русская культура», с преподавателем кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении...

24 / 11 / 2019

22 ноября прошел Круглый стол «Управление образовательными системами – научная школа Т.И. Шамовой». Участниками Круглого стола стали магистранты и выпускники кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой. В рамках проведения...

23 / 11 / 2019

22 ноября, в день рождения ученого-педагога, основателя научной школы Управления образовательными системами профессора МПГУ, члена-корреспондента РАО Татьяны Ивановны Шамовой (1924 – 2010) состоялся круглый стол «Научное наследие Татьяны Ивановны Шамовой...

20 / 11 / 2019

20 ноября 2019 года в рамках профориентационной работы студенты 5 курса прошли тренинг ” СОБЕСЕДОВАНИЕ И РЕЗЮМЕ”. Ведущая тренинга Елена Владимировна Калугина -директор центра карьеры Российской академии народного хозяйства и государственной службы...

20 / 11 / 2019

С 20 сентября по 16 ноября 2019 года сотрудником кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии кандидатом педагогических наук доцентом Николаем Александровичем Богдановым были проведены в городах Казань,...


20 / 11 / 2019

14-15 ноября 2019 года в РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) состоялась II Международная научно-практическая конференция «Шатиловские Чтения. Концептуальная образовательная парадигма в контексте глобализации: инноватика в иноязычном образовании», посвященная 100-летию со...

19 / 11 / 2019

15 и 19 ноября 2019 года студенты и преподаватели Института изящных искусств (Факультет музыкального искусства и Художественно-графический факультет) принимали активное участие в программе Культурно-просветительского проекта «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» в Московском...

18 / 11 / 2019

15 ноября в рамках проведения традиционной Недели Памяти Т.И. Шамовой на 3 курсе бакалавриата педагогического образования ИСГО под руководством профессора кафедры А.А. Ярулова был проведен конкурс творческих работ по педагогической...


18 / 11 / 2019

15 ноября в Институте иностранных языков лектор французского языка Доминик Жан Луи Кадье провёл мастер-класс по подготовке к устной части международного экзамена DELF B2 для студентов кафедры романских языков им....


17 / 11 / 2019

14 ноября 2019 года в рамках 40-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходит с 12 по 27 ноября 2019 года в Париже выступил Глава делегации Российской Федерации, Министр науки и высшего образования РФ Михаил Михайлович Котюков.

17 / 11 / 2019

15 ноября 2019 года почётным гостем Международного студенческого клуба Института иностранных языков МПГУ под руководством доц. Оксаны Евгеньевны Данчевской стал директор программы Фулбрайта в России д-р Джоэл Эриксон. Во время...

17 / 11 / 2019

Московская международная выставка «Образование и карьера» - для кого-то открытие, а для кого-то - уже традиция. Заметим, что 10 ноября двери для гостей открылись в 50-ый раз. Институт иностранных языков...

13 / 11 / 2019

7 ноября 2019 состоялась II межфакультетская конференция по итогам летней педагогической (вожатской) практики. Наш Институт участвовал впервые и проявил себя с лучшей стороны. Отстаивать честь ИБХ довелось бакалавру третьего курса...

13 / 11 / 2019

29 октября 2019 г. в ГБОУ «Школа 1409» учителя начальной школы в рамках реализации совместного проекта с АО «Издательство «Просвещение» приняли участие в семинаре из цикла «Педагогическая мастерская». На этот...

13 / 11 / 2019

6 ноября 2019 года Центром поисковой работы и историко-культурного туризма Института истории и политики МПГУ была организована экскурсия в Государственный музей обороны Москвы.

12 / 11 / 2019

9-10 ноября МПГУ принял участие в юбилейной 50-ой Московской международной выставке "Образование и карьера" в Гостином дворе. На выставке были представлены более 100 учебных заведений, предлагающих различные программы всех уровней образования.

11 / 11 / 2019

7 ноября при поддержке Федерального координационного центра подготовки и сопровождения вожатских кадров состоялась итоговая конференция по летней вожатской практике 2018-2019 уч.года. Летом 2019 года 375 студентов ИИЯ прошли ее успешно. Институт...

11 / 11 / 2019

9 ноября в 205 аудитории Главного корпуса МПГУ в рамках проекта «Университетские субботы» прошло занятие на тему «Скетч или скрайб? Модели создания авторских электронных текстов», которое провела Наталия Александровна Миронова,...

07 / 11 / 2019

30 октября в читальном зале библиотеки Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ были проведены практические занятия по дисциплине “Нарушения плавности речи и их преодоление” с магистрантами кафедры логопедии из Эстонии, обучающимися по...

07 / 11 / 2019

2 декабря 2019 г. заканчивается набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», реализуемую в полном объеме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование...

05 / 11 / 2019

В новом учебном году в МПГУ открыт набор на дистанционные программы повышения квалификации для педагогических вузов России и участников Евразийской ассоциации педагогических университетов.

31 / 10 / 2019

23 – 26 октября 2019 года в Братиславе прошёл VIII Международный форум русистов стран Центральной и Восточной Европы «Братиславские встречи». На форуме приняли активное участие преподаватели из 13 стран. Организаторами...

30 / 10 / 2019

Вэйнаньский педагогический университет является партнером МПГУ. Стороны создали Московский институт искусств (МИИ) на базе ВПУ, где реализуют три совместные образовательные программы (СОП) – музыковедение, изобразительное искусство и дошкольное образование. В...

30 / 10 / 2019

По поручению ректора МПГУ А.В. Лубкова директор Института иностранных языков С.А. Засорин представил наш университет на II Международном форуме «Один пояс – один путь: образование, наука, культура», состоявшемся в Элисте...

28 / 10 / 2019

Продолжается работа над проектами в Институте биологии и химии МПГУ совместно с гимназий “Свиблово”. Все ученики и студенты завершили работу с литературными источниками и приступили к экспериментам. В каждой команде...

28 / 10 / 2019

26 октября стены КГФ вновь наполнились толпами абитуриентов. Кто-то целенаправленно шёл к стойке информации выбранного института, кто-то подходил к активистам и узнавал о всех факультетах и направлениях подготовки, а кто-то...

28 / 10 / 2019

По программе академического обмена в Институт иностранных языков прибыла на стажировку Бай Синьсинь, магистр 2 курса из Северно-Восточного педагогического университета (г. Чанчунь, Китайская Народная Республика). Адаптация студентки проходила в теплой...


В рамках Года экологии 17 и 19 апреля 2017 года среди учащихся 8-х — 11-х классов (90 учащихся) проведён Всероссийский экологический диктант, целью которого является повышение интересов школьников к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению разнообразие.

Всероссийский экологический диктант организуют Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Примерные вопросы и презентация Диктанта разработаны специалистами биологического Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и содержат в себе теоретические и практические, относящиеся к повседневной жизни, вопросы по экологии, в том числе, задачи «на сообразительность». К примеру, школьникам предлагают составить пищевые цепи, определить, в каком заповеднике обитает то или иное животное, либо ответить, почему нежелательно термически обрабатывать растительные масла при приготовлении пищи. Разработанный текст диктанта рассчитан для школьников с 5 по 11 классы. Решить необходимо 25 тестовых заданий. Время проведения диктанта - 30-40 минут.

Диктант не ставит задачи напрямую проверить и оценить уровень экологических знаний школьников, его вопросы интересные, расширяющие кругозор, и даже если дети просто ознакомятся с ними и задумаются над экологическими проблемами, можно считать, что удалось добиться хорошего результата.

Вариант 1

Что такое ареал? Что такое загрязнение? Продолжи один из законов Б. Коммонера: За все… Кислотные дожди – это … Лес – это … Что называют отходами? Степь – это … Фунгициды – это … Экологическое равновесие – это … Эрозия почв – это …

1. Какое растение уже давно является символом навязчивости?

2. По какому травянистому лесному растению, имеющему маленькие белые цветочки в виде звездочек, можно легко определить дождь?
Какое известное растение наших лесов получило такие названия: « севера», «северный лимон»?

3. К какому из известных растений наших лесов подходит следующее описание? Могучий, кряжистый, коричневатый, покрытый глубокими морщинами ствол. Толстые изогнутые, узловатые ветви, как мускулистые руки , поднимают ввысь широкий шатер листвы. Листья с резко очерченным контуром, прямые и жесткие, словно вырезанные из жести.

4. Об этом пернатом синоптике в народе говорят: «У нее поясницу ломит – накаркает дождь»

5. Кто изображен на эмблеме Государственного природного заповедника «Уссурийский» им. ?

6. Кто изображен на эмблеме Государственного природного заповедника «Черные земли»?

7. Что изображено на эмблеме Баргузинского государственного природного биосферного заповедника?


8. Что изображено на эмблеме Хинганского государственного природного заповедника?

9. Что изображено на эмблеме Байкальского государственного природного биосферного заповедника?


Задача 1. Одна из фирм в свое время занималась поставкой для различных банков и компаний настоящих яблок с эмблемой заказчика. Эмблемы и торговые марки представляли собой зеленые пятна в виде контуров на неповрежденной кожице ярко-красных или желтых яблок. Опишите способ, каким это делалось. Дайте свое объяснение возможному механизму «изготовления» подобных яблок?

Задача 2. В каком типе леса больше всего задерживается пыли в год?

Задача 3. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их ещё меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное содержание бактерий в разных растительных сообществах?

Задача 4. В 1 кг свежих листьев разных растений содержится разное количество хлорофилла. У подорожника – 1,8 г; у аспидистры – 4 г. Определите, какое из этих растений светолюбивое, а какое теневыносливое.

Задача 5. Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н. э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипли к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. В чем здесь может быть ошибка?

Всероссийский экологический диктант

Вариант 2

Что такое памятник природы? Автотрофы – это … Бентос – это … Экосистема – это … Бытовое загрязнение – это … Продолжи закон Б. Коммонера – Все надо … Канцерогены – это … Национальный парк – это … Нетрадиционная энергетика – это … Охрана природы – это …

В мае месяце появляются: не рыба, не рак, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок; летит – кричит, сидит – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет? Листья каких деревьев осенью краснеют? Какие цветы носят человеческие имена? Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? Какой регион России богат лесом?

6. Что изображено на эмблеме Государственного природного заповедника «Остров Врангеля»?

7. Что изображено на эмблеме Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»?

8. Что изображено на эмблеме Кавказского государственного природного биосферного заповедника?


9. Что изображено на эмблеме Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника?

10. Что изображено на эмблеме Вишерского государственного природного заповедника?


Задача 1. Дятлы часто сильно повреждают деревянные опоры линий электропередач, причем некоторые опоры пользуются у птиц повышенной популярностью. Назовите причины, по которым дятлы могут стремиться расклевать столб.

Подсказка. Известно, что дятлы питаются насекомыми. Кроме того, звонкий стук по стволу дерева служит сигналом для привлечения самки.

Задача 2. Летящую кукушку легко можно спутать с ястребом-перепелятником: у нее похожие окраска, размеры тела и характер полета. Какое значение имеет это в жизни кукушки?

Задача 3. В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

Задача 4. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

Задача 5. Почему лес называют санитаром атмосферы?

С 15 апреля (День экологических знаний) по 22 апреля (Всемирный день Земли) в общеобразовательных организациях Бутурлинского муниципального района в рамках Года экологии проведены Всероссийский экологический урок и экологический диктант.
Организаторы: Министерство образования и науки России совместно с Росприроднадзором.
Уроки и диктант проводились с целью повышения интереса школьников к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению биоразнообразия.
В школах района проведено 40 разнообразных по формам организации уроков: экологический урок-путешествие, экологический урок-практикум, урок-презентация, конкурсы, игры, турниры, "виртуальная" экскурсия, трудовые десанты, викторины, интегрированный урок – спектакль, час общения с использованием элементов викторины, урок - беседа, урок-исследование, поэтический утренник, библиотечный экологический урок, занятия с элементами тренинга, классные часы, акции, в которых приняли участие 987 обучающихся.
Экологические уроки проводились с использованием методических рекомендаций и мультимедийных презентаций.
Обучающиеся на экологическом уроке "Свобода от отходов" узнали о том, в чём состоит проблема отходов и почему её решение актуально сегодня; выяснили, каковы причины и возможные последствия данной проблемы; узнали о трёх основных способах обращения с отходами: захоронение, сжигание, переработка. В учебно-игровой форме они выяснили все недостатки и преимущества утилизации. В заключение урока ученики составили список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем доме и в своих населенных пунктах. Каждый ученик получил на память "Удостоверение зеленого агента".
На экологическом уроке - презентации детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны факторы, отрицательно влияющие на экологическое положение природы. Во время урока учителя совместно с обучающимися обсудили экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, лесов. Ребята поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они способны оказать, что бы сохранить природу для следующих поколений.
Школьники совершили "виртуальную" экскурсию "Керженский заповедник" ребята познакомились с историей создания в нашей стране ОПТ. В игровой форме выяснили, какие природные объекты есть на территории заповедника.
Для обучающихся 6-7 классов проведен экологический урок-путешествие "Территория жизни". Ребята виртуально посетили особо охраняемые территории (заповедники, заказники и др.). Посмотрели презентацию о Бутурлинском природном заказнике.
В начале экологического урока – практикума "Собирай и разделяй" ребята, работая с раздаточными материалами – пришли к выводу, что перед человечеством с каждым днем все острее встает проблема мусора. Затем ребята разделились на группы, каждая группа получила задания с тремя способами обращений с отходами и карточки с преимуществами и недостатками, которые нужно было поровну распределить между ними. После распределения карточки ребята взвесили все "за" и "против" утилизации мусора. И выбрали лучший способ обращения с отходами.
Для младших школьников организованы и проведены экологические уроки – классные часы: "Жизнь маленькой веточки", "Экологическое ассорти", "Берегите лес и его обитателей", на которых обучающиеся защитили свои мини – проекты экологической направленности, совершили путешествие в мир природы, узнали, какую роль играет человек в охране природы. Ребята подготовили для урока свои небольшие презентации о бережном отношении к природе, пословицы о лесе, нарисовали рисунки, оформили выставку книг о природе, слушали голоса птиц.
Обучающиеся 5-9 специальных (коррекционных) классов принимали участие в экологической викторине "Животные Нижегородской области", они познакомились с животными родного края, посмотрели видеоролик "Мир животных".
Специалист по экологии рассказал детям об экологической ситуации в районе, о заповедных местах родного края.
Ребята активно принимали участие в конкурсах: "Лесная аптека", "Бюро погоды", "Цветочный калейдоскоп", "Эрудит". Составили и записали правила поведения в природе. Выполнили коллективный коллаж "Береги природу", где дети на ладошках написали: "Что они могут сделать для сохранения нашей планеты Земля".
Участники детского общественного объединения подготовили экологический плакат и листовки, провели школьную акцию "Сохраним нашу природу".
Прошла акция по сбору макулатуры "Сдай макулатуру – сохрани дерево!" Собрано 266 кг.
Организована книжная выставка "Великие певцы природы", посвященная произведениям о природе; проведен библиотечный экологический урок "О чем говорит Красная книга?".
Во всех общеобразовательных организациях проведён экологический диктант, в котором приняли участие 316 школьников.
Информация о проведении экологического урока и экологического диктанта размещена в новостном разделе школьных сайтов, а также на сайте управления образования, молодежной политики и спорта администрации Бутурлинского муниципального района сайт
С.О. Салапова, и.о. директора МКУ ИМЦ