Вариант № 3803801

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

5) Основой пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов является растительный планктон, располагающийся только в верхнем слое воды, поэтому если загрязнить хотя бы часть верхнего слоя, то вся жизнь в океане погибнет.


Ответ:

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Прежде всего

Кроме того,

Как видим,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ , -а (-у), муж.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды (перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).

2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.

3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.

4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и до свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!


Ответ:

В каком из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

вероисповЕдание

мозАичный

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Коллектив - победитель продемонстрировал ОРГАНИЧЕСКОЕ соединение танца и музыки.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ - это склонность несоразмерно реагировать на обыденные раздражители, выражая в словах и поступках недовольство и неприязнь к окружающим.

Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КАСТРЮЛЬ

шире ПЛЕЧ

свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРАХ

НАПОИВ чаем

НАДЕТЬ наушники

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

2) Двое лошадей встревоженно подняли головы от травы, словно услышали какую-то опасность.

3) Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома.

4) Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что "вас ждёт новая встреча с новым героем".

5) Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.

6) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведений.

9) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

компр..мисс

соприк..снувшись

благораспол..жение

кал..рийный

приг..рать

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..жать, на..треснутый;

от..скать, пост..ндустриальный;

пр..стыдить, пр..града;

и..колесить, ра..ценки;

из..явить, бар..ер.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

солом..нка

подчёрк..вать

немилост..вый

усидч..вый

затм..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

задерж..шься

движ..мый

невид..мый

танцу..шь

завис..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

О, ЧТО(БЫ) я только не отдал взамен за те минуты счастья! (ЗА)ЧЕМ я покинул родину?

Семена орхидеи, (В)ОТЛИЧИЕ от семян фикуса, (НА)СТОЛЬКО мелки, что похожи на пыль.

Мы спустились в долину и, (КАК)ТОЛЬКО нашли воду, ТОТ(ЧАС) остановились.

Будь на словах ТАК(ЖЕ) вежлив, как в поступках, говори ТО(ЖЕ), что думаешь.

В этот момент воробьи ТО(ЖЕ) заметили опасность и бросились (В)РАССЫПНУЮ.

Ответ:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Елена появлялась в нашем дворе с сумками, в которых лежали мои отглаже(1)ые, заштопа(2)ые рубашки, штаны, носки и обязательный подарок ― оловя(3)ый солдатик или копеечная машинка.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так

и прочими заинтересованными структурами.

Ответ:

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

Ответ:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не было бы Пушкина — не определилась бы (1) быть может (2) с такою непоколебимою силой наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на народные силы, а (3) затем (4) и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Умные люди понимают, что не имеют права на ошибку.

2) «Существователи» занимают активную жизненную позицию в обществе.

3) Желание человека, чтобы ему «хорошо жилось», не то же самое что стремление хорошо жить.

4) Чтобы отстоять своё мнение, нужно привести убедительные аргументы.

5) Людям свойственно ошибаться.


(По Б. Бим-Баду *)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 9-11 содержится повествование.

3) Предложения 15-16 подтверждают содержание предложения 14.

4) Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение.

5) В предложениях 25-27 содержится описание.


(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

Ответ:

Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни.


Ответ:

Среди предложений 12-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

(1)Выбирать или не выбирать?

8) цитирование

9) противопоставление

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться - страх ответственности за решение.

(25)Ошибка - неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие - ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

Вне зависимости от того, живут ли они исключительно в водоемах, или же плавают только иногда, все эти млекопитающие – настоящее чудо природы. Их можно встретить по всему миру, и они очень сильно отличаются друг от друга. Кстати, люди часто путают этих зверей с другими водными животными. Мы без труда называем бобров любителями воды, но часто забываем, что киты – тоже млекопитающие, и никакие не рыбы.

От дельфинов до лосей, водоплавающие млекопитающие играют существенную роль в своих экосистемах, и все они, естественно, отличные пловцы. А сколько таких видов животных знаете вы? Самое время проверить себя с помощью нашей подборки из 25 самых удивительных морских и водоплавающих млекопитающих!

25. Амазонский речной или пресноводный дельфин

Известный также как розовый дельфин, белый дельфин или иния, этот представитель китообразных обитает только в пресных водах великой Амазонки и в речной системе Ориноко. Там это млекопитающее встречается довольно часто, хотя в последние годы популяция розового дельфина стала существенно сокращаться из-за уничтожения их ареала (строительства дамб).

24. Ладожская кольчатая нерпа


Фото: Alexander Butakov

Ладожские кольчатые нерпы – очень многочисленный подвид и самый маленький тюлень во всей Арктике, из-за чего неопытные наблюдатели часто путают взрослых особей с молодняком.

23. Канадский или североамериканский бобер

Фото: Steve / Washington

Это полуводный грызун с полупрозрачными веками, созданными специально для ориентирования под водой, и с невероятно острыми зубками, с помощью которых он разгрызает самые могучие деревья и строит дамбы. Бобры играют очень важную роль в жизни своей среды обитания и помогают в ее процветании.

22. Амазонский ламантин


Фото: Dirk Meyer

Амазонский ламантин – с виду довольно причудливое млекопитающее с двумя передними конечностями и хвостом вместо задних лап. Это самый мелкий из ламантинов в природе.

21. Евразийская выдра


Фото: Catherine Trigg

Этот зверек предпочитает пресные водоемы Европы, питается рыбой и лягушками, а иногда даже лакомится небольшими птицами.

20. Капибара


Фото: Pixabay.com

Капибара, наверное, неплохо бы поладила с африканским гиппопотамом, ведь она обожает воду и грязь андских и других южноамериканских речных побережий. Как и у гиппопотамов, глаза, уши и рот капибар находятся почти на самой верхней части головы животного, позволяя ему наблюдать за происходящим вокруг будучи практически полностью под водой.

19. Североамериканская речная выдра


Фото: Sage Ross

У этой выдры водоотталкивающая шерсть, перепончатые лапы и длинное тельце. От природы она просто создана для того, чтобы пронзать воду, как стрела. Эти забавные зверьки могут задерживать дыхание под водой на целых 8 минут!

18. Утконос


Фото: Klaus

Первые ученые, столкнувшиеся с этими смешными млекопитающими, подумали, что зверь ненастоящий, и что кто-то из их коллег явно подшутил. Помесь утки, бобра и выдры – это уже нечто совершенно невероятное. Вдобавок утконос – единственное млекопитающее, откладывающее яйца. Самцы этого вида ядовитые.

17. Гиппопотам


Фото: Pexels.com

Они так сильно любят воду, что греки даже прозвали этих массивных животных «речными лошадьми». Несмотря на внешнюю громоздкость, гиппопотамы – отличные пловцы, и под водой они способны обходится без кислорода до 5 минут.

16. Индийский носорог


Фото: Dr. Raju Kasambe

Причисленный к уязвимым видам (под угрозой уничтожения), индийский носорог живет в основном в Северной Индии и в Непале. У этих носорогов есть ряд существенных отличий от их африканских родственников, и главное из них – это их уникальный рог.

15. Водяной опоссум или плавающая сумчатая крыса

Фото: wikimedia.commons.com

Водяной опоссум – единственное млекопитающее, у которого и самки, и самцы имеют на брюхе специальную кожную складку (сумку). Эти звери не любят собираться в стаи и редко живут дольше 3 лет.

14. Болотная или водяная бурозубка


Фото: Tim Gage

Это самое крошечное теплокровное водоплавающее существо в мире (средний вес около 13 граммов)! Стопы болотной бурозубки волосатые, и это помогает ей в плавании. Кстати, бурозубки бывают еще мельче.

13. Водяная полевка или европейская водяная крыса


Фото: Pixabay.com

Водяных полевок часто путают с обычными крысами, но это млекопитающее относится к семейству хомяковых, а не к семейству мышей. Европейская водяная крыса обитает в районе речных берегов, рядом с озерами и прудами.

12. Лось


Фото: Pixabay.com

Лось – это крупнейший представитель семейства оленевых, и в воде он чувствует себя как дома. Эти животные даже нырять умеют!

11. Нутрия


Фото: Norbert Nagel

Это довольно крупный грызун из Южной Африки. Нутрии питаются водными растениями, но иногда не брезгуют и моллюсками.

10. Моржи


Фото: wikipedia.commons.com

Моржи – типичные обитатели Северного Ледовитого океана, и они невероятно социальные животные (живут в больших колониях). Моржей легко отличить по массивным клыкам и уникальным вибриссам (плотным щетинкам, напоминающим усы). Большую часть своей жизни эти млекопитающие проводят на побережье, но за своей добычей они способны занырнуть на глубину 55 метров.

9. Дюгонь


Фото: Julien Willem

Это животное очень похоже на ламантина, но оно все же выделено в отдельный отряда сирен. Дюгони встречаются в водах Австралии и Восточной Африки, и в плавании они могут проводить по 6 месяцев подряд.

8. Морской леопард


Фото: Cyfer13

Как и сухопутный леопард, морской леопард – кровожадный хищник. Эти тюлени – прекрасные охотники и единственные представители своего семейства, питающиеся теплокровными животными.

7. Кювьеров клюворыл или средний плавун


Фото: Chris_huh

Кювьеровы клюворылы встречаются почти во всех океанах и даже в некоторых самых больших морях. Во время охоты эти удивительные млекопитающие способны опуститься на целые 2000 метров ниже уровня воды!

6. Калифорнийская морская свинья


Фото: wikipedia.commons.com

Это водное млекопитающее находится на грани вымирания, а ведь редкого зверька открыли совсем недавно – только в 1958 году. Калифорнийские морские свиньи обитают в районе Мексиканского залива, и из-за браконьерства численность их популяции чрезвычайно сократилась буквально за несколько последних лет.

5. Горбатый кит


Фото: Pixabay.com

Эти гигантские создания известны своими уникальными песнями, услышать которые можно только под водой, конечно. Горбатые киты весят около 40 тон и вырастают до 19 метров в длину, но несмотря на их огромные размеры, они прекрасные пловцы и способны преодолевать значительные расстояния во время ежегодных миграций.

4. Полярный медведь


Фото: Adam Bishop

Хотите – верьте, хотите – нет, но полярные медведи тоже причислены к водным млекопитающим. Полярные медведи просто созданы для жизни в условия вечного холода и для плавания в арктических водах, ведь у них достаточно толстый слой подкожного жира, а шерсть прекрасно защищает от влаоги. С виду неповоротливые и громоздкие, эти на самом деле прекрасно плавают и в воде способны разгоняться до 9,6 километра в час.

3. Гренландский тюлень


Фото: Claumoho

Эти тюлени обожают Северный Ледовитый океан и Атлантический океан. На одном дыхании под водой они могут находиться до 15 минут, и эта способность позволяет им с успехом добывать себе рыбу и ракообразных.

2. Косатка


Фото: Pixabay.com

Косаток еще иногда называют китами-убийцами (из-за ошибки в переводе названия вида с испанского языка еще в 18 веке). Косатки – самые крупные представители семейства дельфиновых и самые мощные хищники во всем мире. Питаются они другими морскими млекопитающими, и известны тем, что любят охотиться на тюленей, утаскивая их под воду прямо с дрейфующих льдин.

1. Афалина или бутылконосый дельфин


Фото: Gregory “Slobirdr” Smith

Это один из самых известных видов дельфинов. Афалины очень умны, общительны и прекрасно поддаются дрессировке, а в диких условиях они искусные охотники, выслеживающие свои добычу с помощью метода эхолокации.




Морские животные весьма разнообразны. К ним относятся как огромные великаны киты, так и микроскопический планктон. Захватывает разнообразие обитателей морских глубин.

Фото китов

Самые большие животные морских просторов - это киты. Впрочем не только на море, но и на земле китам нет равных по размерам.

Всего на Земле осталось около 130 видов китов, известно примерно 40 вымерших видов китов. В зависимости от вида, длина китов бывает от 2 до 25 метров. Самый большой в мире вид - синий кит.

Киты обитают во всех океанах и почти во всех морях нашей планеты. В северных водах киты прекрасно себя чувствуют благодары толстому слою жира.


Большенство китов питаются мелкими видами рыб и планктоном. Но есть и более хищный вид китов, охотящийся на крупных животных, - касатка. Это один из самых красивых китов.


Хотя внешне касатки похожи на дельфинов, но они сильно отличаются от них. Самой заметной отличительной чертой касаток является их контрастный чёрно-белый окрас.


Касатки охотятся на всё, что могут поймать и достаточно прожорливы. Если касатки ведут оседлый образ жизни, то они питаются рыбой и мелкими морскими животными. Мигрирующие касатки могут напасть даже на кашалота. Известны случаи нападения касаток на стадо лосей, пересекающих водоём.

Фото акул

Ещё один виду крупных морских хищников - акулы. Это в основном большие хищные рыбы, которые уже миллиарды лет практически не меняю свой внешний вид в процессе эволюции.


Как и киты, акулы обитают практически во всех океанах и морях. Есть акулы питающиеся рыбой, но есть и вид питающийся планктоном - китовая акула.


Фото мурены

Ещё один род морских хищных рыб - мурены. Они обитают в Атлантическом и Индийском океанах, Средеземном и Красном морях.


Мурен можно перепутать со змеями, внешне они весьма схожи. Но вид мурен весьма отвратительный, хотя есть жуткие любители этих рыб.


В древней Европейской мифологии мурена стала прототипом огромных морских чудовищ. Некоторые древние верили что мурены - это мальки морских чудовищ, когда они подрастают, то уплывают далеко в океан.

Фото дельфинов

Наверно самые любимые людьми морские животные - это дельфины. Их также существет много видов самых разных размеров. Дельфины сопровождают различные судна и доставляют людям радость своими прыжками из воды.


Дельфины - это млекапитающие животные, а не рыбы.


Жизнь дельфинов в неволе сокращается в два раза, а в природе они доживают до 50 лет. Наверно тоска и уныние в неволе угнетает их.

Дельфины любят общаться с людьми, по природе они добрые и социальные животные. но эти морские животные тактичны и никогда не навязываются.

Фото тюленей

Тюлени живут в северных морях и океанах. Это плотоядные ластоногие которые устраивают колонии на прибрежных скалах. Такие места служат им убежищем от хищников.


Основная их пища - это рыба, но они непротив съесть креветок или других ракообразных и моллюсков.


Смотрите .

Один из самых прожорливых тюленей - морской леопард.



Своё название этот вид тюленей получил из-за уникальной формы носа самцов и из-за огромных размеров. Самцы этого вида могут достигать шести метров в длину и весить более четырёх тонн.

На севере России обитает ещё один крупный вид тюленей - морской заяц . Самые крупные морские зайцы весят 360 кг.


Но не смотря на свои размеры, тюлень морской заяц может стать добычей белого медведя.

Фото моржа

Другие ластоногие обитатели морей - моржи. Они обладают мощными бивнями.


Бивни есть только у самцов. Они используют их как оружие во время драк за самок в брачный период.


Моржи могут постоять за себя, так как они весьма крупные животные. Но угрозой для них являются касатки и белые медведи.

На этом закончим с ластоногими и перейдём к моллюскам.

Фото осьминога

«Восемь ног» - так называли этого морского обитателя в древней Греции. И осьминог оправдывает своё название.


Осьминоги населяют в тропические и субтропические моря. Всего их встречается более 200 видов.


Осьминоги способны менять свою окраску маскируюсь от других хищников и используя камуфляж для поджидания своей добычи. Они даже могут принимать вид хищника и копировать его поведение.

Фото каракатицы

Каракатица, как и осьминог, является головоногим моллюском.


У каракатицы рот похож на клюв. За щупальцами его плохо видно на фото, но поверьте, он может прокусить панцырь краба.


Как и осьминоги, каракатицы умеют менять окраску и вливаться в местность с целью спрятаться от врага или затаиться в засаде.

Всего известно примерно 30 видов каракатиц. Самый маленький вид имеет размер 1,5-1,8 сантиметра.

Фото кальмара

Кальмары - ещё одни головоногие молюски. Кальмары заселяют все моря и океаны, включая северные. Северные виды кальмаров несколько мельче, также они часто бесцветьны. Остальные виды тоже редко имеют яркие краски.


Сколько всего на нашей планете обитает видов кальмаров - неизвестно. Многие виды обитают на большой глубине, это затрудняет их изучение.

Обычно размер кальмары составляет 25 – 50 см. Но есть уникальный вид - гигантский кальмар, его размер может достигать 18 метров. Некоторые глубоководные виды кальмаров способны светиться, так они привлекают добычу в кромешной тьме морских глубин.


Многие виды кальмаров по бокам имеют крылья-плавники. Эти органы выполняют роль балансира при плавании, также используя их кальмар может разогнаться и выпрыгнуть из воды спасаясь от хищника.

Фото крабов

От головоногих моллюсков перейдём к крабам. Это представители класса ракообразные.


Эти морские животные имеют по пять пар лап, одна из которых в ходе эволюции превратилась в клешни. Краб может потерять клешню в бою, но она потом отрастает, как хвост у ящериц.


Крабов очень много видов и они весьма разнообразны по размерам и окраске. Разные виды питаются совершенно различно, рацион может состоять из водорослей, рачков, мелких рыб или моллюсков.

Фото омаров

В океанах и морях обитают крупные ракообразные: омары и лангусты. Омары похожы на обычных речных раков, только у них клешни большего размера.


В основоном окрас омаров разных видов весьма простой, маскировочный. Это вызвано наличием большого числа врагов у этих животных. Но иногда встречаются особи-мутанты с необычным окрасом.


Это синий омар, весьма редкий экземпляр. Такой окрас имеет один из двух миллионов омаров. Жёлтые, красные, белые или двухцветные омары - ещё большая редкость.

Фото лангустов

Ещё одни крупные ракообразные - лангусты. Эти ракообразные предпочитают тёплые воды, в отличии от омаров, которые встречаются и в холодных водах.


Лангусты не живут на глубинах выше 200 метров. Они стараются поселиться в таких местах, где можно найти убежище. Многие хищники не против съесть лангуста.


Лангусты - одиночки. Всю свою жизнь, кроме периода размножения, лангусты проводят в уединении, не общаясь с представителями своего рода.

К морским животным относятся и морские птицы. Например пингвины - обитающие на Южном полушарии своеобразные морские птицы.


Пингвины обитают не только в Антарктиде. Большие колонии этих птиц есть на юге Австралии и Южной Америки.


Всего известно 18 видов пингвинов. Они различны по размерам, есть некоторые отличия в окраске. но основной окрас - это контрастный чёрно-белый.

УРОК 15
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона , лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте?
1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.
2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.
3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.
4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.
5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных , живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несмотря на это, Поэтому, Вопреки этому, Может быть, Наоборот,

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, -и, ж.
1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому н. ж.
3) Время такого существования от его возникновения до конца , а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.
4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная
ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
клАла тОрты Отрочество поднЯв сИроты

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром - значит разрушить эффект декора, который они создают.
На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа , к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.
Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.
Правильный ВЫБОР автомобиля - залог вашей безопасности.
Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.
Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».
В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.
Г) Андрюшин долго оставался на террасе , любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.
Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью соответствующими буквами.


ВАРИАНТ 2 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планк-тона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может суще-ствовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков расте-ний и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Поскольку растительный планктон – основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – растительный планктон.

5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2. Какое из приведенных слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это, Поэтому, Вопреки этому, Может быть, Наоборот,

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная

ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

клАла тОрты Отрочество поднЯв сИроты

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром значит разрушить эффект декора, который они создают.

На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

Правильный ВЫБОР автомобиля залог вашей безопасности.

Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ночные ВЫЗОВА БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ голос

ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом ВЫСОЧАЙШИЙ подъём пять ВЁСЕН

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.

Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».

В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.

Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же

буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил поз..вчера, п..читать

пр..старелый, пр..ник пр..коснулся, пр..зыв

на..писать, о..дал

Ответ:_______________________________________

10. И .

затм..вать удоста..вая оранж. .вый дешёв..нький плюш..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

узнава..мый прокле. .нный увер..нный ненавид..мый отмо..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.

В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.

Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.

Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

(В)НАЧАЛЕ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.

Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IX веков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН .

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер волнуется да стучит в окно.

4) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

5) Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М. В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Деньги это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!» (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» менее достойное средство, чем «лекторий»? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.

(29)Довольно скоро стало понятно: Алёна перестала быть «зрителем». (30) Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (33)Из своей богатейшей коллекция лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.

(36)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» родители называют мужество, трудолюбие, волю, честность и гораздо реже доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.

(По Г.Л. Могилевской*)

* Галина Львовна Могилевская современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Обсуждение вопросов, связанных с деньгами, можно использовать как средство формирования лучших человеческих качеств.

2) Жадность является обычной возрастной особенностью, которая по мере взросления всегда проходит сама собой.

3) Доброту и бескорыстие необходимо формировать с детства.

4) В человеке можно воспитать доброту и бескорыстие, если родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок обладал этими качествами.

5) Алёна проявляла жадность, потому что видела дурные примеры проявления этого качества.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) Предложение 13 подтверждает содержание предложения 12.

3) В предложениях 17-19 содержится описание.

4) Предложения 22-24 иллюстрируют содержание предложения 21.

5) В предложениях 38-39 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 14 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23 . Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Стремясь развёрнуто описать роль денег в жизни общества, автор использует синтаксическое средство (А) ____________ (предложения 1, 2, 3). Лексическое средство (Б) ____________ («жадина» в предложениях 16, 35) обнаруживает негативное отношение автора к проявлению в человеке, пусть даже ребёнке, жадности. Размышляя о сущности понятия доброты, автор также использует лексические средства: (В)____________ («доброта» «злоба», «жестокость» в предложении 37) и (Г)_____________(«добрый» «нежадный», «щедрый» в предложении 38)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) сравнение

3) разговорное слово

4) ряды однородных членов

5) диалог

6) противопоставление

7) метонимия

8) антонимы

9) парцелляция

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 2 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

25 или > 52

берутверх верхберут братьверх верхбрать

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем