23 марта, приняв участие в местных выборах, Александр Лукашенко долго общался с журналистами. Среди прочего он сказал, что события в Крыму подталкивают малые государства к созданию ядерного оружия.


Заброшенное хранилище ядерных зарядов на территории аэродрома дальней авиации (Брестская область), Virtual.brest.by

«Этот позорный документ [Будапештский меморандум по гарантиям ядерной безопасности - «НН». ] мне пришлось подписывать в присутствии Премьер-министра Великобритании, Президента Соединенных Штатов Америки, Клинтон тогда был, и Бориса Ельцина. Когда у нас великие свядомыя вывели без всяких предварительных условий, бесплатно отдали ядерное оружие, самое современное. И тогда Украина и Казахстан это сделали. Тогда три государства - Россия, США и Великобритания - гарантировали нам безопасность экономическую, политическую, военную, территориальную целостность и прочее», - сказал Лукашенко.

«Опасно, что уже некоторые государства отказались от этих договоренностей. Украина заявила, что выходит из данного соглашения. Тем самым развязываются руки, особенно пороговым государствам, которые вот-вот готовы произвести ядерное оружие. И последствия могут быть еще более ужасными. Вот в этом создается плохой прецедент», - подчеркнул Лукашенко.

Мы обсудили со Станиславом Шушкевичем, экс-главой Беларуси и заведующим кафедрой ядерной физики БГУ о том, может ли Беларусь произвести ядерное оружие на своей территории.

Станислав Шушкевич: К счастью, Беларусь создать свое атомное оружие не может. Точнее, может, но если превратит страну в Северную Корею. Только учтите еще, что у нас людей втрое меньше, чем в КНДР. Советский Союз не оставил нам также технологий для получения веществ для атомного оружия. Но самое главное - нет ничего страшнее, чем наличие атомного оружия на нашей территории.

«НН»: Почему?

СШ: Беларусь была заложницей.

Россия превратила нас в своеобразный барьер. Если бы оружие оставалось у нас, то Беларусь в любом конфликте стала бы мишенью для ядерного удара. Ведь Беларусь угрожала бы всему миру.

Того, что у нас было, абсолютно хватило бы для того, чтобы стереть с карты мира Европу. Я считаю своим величайшим достижением то, что мы вывели оружие с территории Беларуси. Мы бы погибли как нация, если бы оружие у нас осталась. Возрождать его можно, извините, только с таким умом, как у Лукашенко. Бодливой корове Бог рогов, к счастью, не дал. Мы не смогли бы этим оружием защититься. Гораздо скорее, чем в Крым, к нам прибыли бы российские войска, чтобы изолировать оружие от «террористов» националистов.

«НН»: Произвести свое ядерное оружие - это очень дорого?

СШ: Дорого сохранять его в таком состоянии, чтобы оно оставалось именно оружием. Оно, как грибы, гниет, если его не «солить» и не смотреть за ним. Нужно проводить профилактические работы, они очень дороги. А у нас же нет российских нефтедолларов. СССР в свое время подарил многие технологии Северной Корее, и они, голодая фактически страна, это оружие произвели. Мы же голодать не будем - мы в Европе. Надо было бы строить заводы по обогащению урана, надо покупать тот же уран…

«НН»: А специалистов соответствующие у нас есть?

СШ: Да, есть. И, думаю, они были бы способны создать ядерное оружие. Но это значит - губить наших людей ради таких сомнительных целей. Но даже для Украины это было бы не так опасно, как для Беларуси. Ведь в Украине оружие хранилось в шахтах, а у нас - на поверхности.

«НН»: В Украине есть уран, а она может произвести оружие?

СШ: В Украине разумные, нормальные политики. Они никогда не пойдут на то, чтобы иметь ядерное вооружение. Весь - заметьте - весь Союз создавал ядерное оружие. А Украина ведь меньше, чем Союз. Есть, кстати, и международные соглашения, согласно которым и Украина, и Беларусь обязались быть безъядерными государствами.

«НН»: Несколько лет тому назад прошла информация, что в Соснах, под Минскам, хранится высокообогащенный уран, из которого возможно изготовить ядерное оружие. Это правда?

СШ: Это только Лукашенко такое мог сказать. Не повторяйте его баек. Я, к сожалению, даже сегодня не имею права выдавать определенные секреты. Но из того имеющегося высокорадиоактивного мусора, который хранится недалеко от тех самых Сосен, ничего путного сделать нельзя. Я в свое время звонил Ельцину с предложением отдать этот мусор России, у которой имеются технологии переработки таких веществ. Но России это оказалось невыгодно. Мы продолжаем сохранять эти радиоактивные вещества, они нормально сохраняются, никому не угрожают. Они при существующих белорусских технологиях даже намеком быть не могут на сырье для ядерного оружия.

«НН»: Так это все же высокообогащенный уран, правильно?

СШ: В Беларуси был реактор ИРТ-2000, функционировал в Соснах. Сегодня реактора нет. Куда он делся? Его не вывезли. Отходы от него остались. Я не могу говорить, где они, что они, опасно разглашать такую информацию. Даже при хороших технологиях - этого мало для ядерного оружия.

«НН»: А АЭС не открывает ли дорогу для создания своего ядерного оружия?

СШ: Любая атомная электростанция может служить для получения материалов, которые после определенной обработки могут стать основой для ядерного оружия. Существует международная организация МАГАТЭ, которая следит за этим. На сегодня нет еще проекта, по которому будет строиться Островецкая АЭС, - это я вам точно говорю, потому что там работают мои бывшие студенты.

Есть много проблем с АЭС под Островцом. Ветры оттуда дуют в сторону Минска. Это место выбрано, чтобы грозить соседу, а грозить будем сами себе.

«НН»: Возвращаясь к словам Лукашенко: не станут ли теперь европейские государства производить свое ядерное оружие?

СШ: Им это не нужно. Ядерное оружие есть у НАТО. Есть у Франции, Великобритании. Может быть, хорошо, что немцы его нет имеют. В Европе сформировался баланс. В НАТО руководят воспитанные люди, которые никогда не угрожают ядерным оружием. Если мир пойдет по пути нераспространения ядерного оружия, то это будет наилучшим вариантом.

Ядерное оружие

Вид оружия массового уничтожения, действие которой основано на использовании энергии радиоактивного распада. Впервые применено и в 1945 году США против Японии. Основные поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, проникающая радиация, электромагнитный импульс, световое излучение. Использование ядерного оружия вызывает сильное радиоактивное заражение местности. Средством доставки ядерного оружия могут служить артиллерийские снаряды, авиационные бомбы, ракеты.

«Ядерный клуб»

Условное название группы так называемых ядерных держав - государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия. По официальным данным ядерным оружием в настоящее время обладают следующие страны (по году первого ядерного испытания): США (с 1945), Россия (преемница Советского Союза, 1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (2006). Также считается, что ядерным оружием обладает Израиль.

Станислав Шушкевич

Родился в 1934 году в Минске. Физик, государственный деятель, первый руководитель независимой Беларуси, один из трех участников подписания Беловежского соглашения, юридически закрепившего распад СССР. Член-корреспондент Национальной Академии наук Беларуси (1991). Доктор физико-математических наук (1970), профессор (1972). Заслуженный деятель науки и техники Беларуси (1982).

Распад Советского Союза неожиданно превратил Беларусь в ядерную державу. Но боеголовки, располагавшиеся на территории нашей страны , факт ически контролировала Москва. Последняя ракета покинула Беларусь 26 ноября 1996 года. Этому событию предшествовали долгие и непростые переговоры с Россией и Западом.

Ядерная кнопка остается в России

Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, – в стране было очень много оружия. Даже экс-премьер-министр Вячеслав Кебич, которого трудно заподозрить в критике советских порядков, утверждал в мемуарах: по количеству танков на душу населения БССР была самой милитаризованной в мире. Хватало в Беларуси и ядерного оружия, которое появилось в стране в 1960-е годы . По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов . За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Территории около баз напоминали пустыню, которая простиралась на десятки километров. Но система управления ядерным оружием находилась в Москве , а значит, белорусы становились заложниками общесоюзного руководства.

После Чернобыля общество было серьезно настроено против атома, который уже никому не казался мирным. Поэтому в , принятой 27 июля 1990 года, утверждалось: «Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством». Это стремление встречало сочувствие из-за рубежа: дело шло к распаду СССР, и Америка была заинтересована, чтобы состав «ядерного клуба» оставался неизменным. Как утверждает Петр Кравченко (в 1990–1994 годах – министр иностранных дел БССР, а потом и Республики Беларусь), уже в сентябре 1991 года, встречаясь с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, он вел разговор о безъядерном статусе республики.

Реализация этих планов стала возможна только после Беловежской пущи. Лидеры республик понимали, какие риски несет потеря контроля над «ядерной кнопкой», поэтому в соглашении о создании СНГ 8 декабря 1991 года гарантировалось, что члены Содружества «обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение».

Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991-1992 годов, определили временный статус ядерного оружия, которое к моменту распада СССР располагалось на территории четырех республик: Беларуси, России, Украины и Казахстана. Для контроля над ядерным вооружением создавалось объединенное командование стратегическими силами, которое должен был возглавить маршал Евгений Шапошников, до этого являвшийся министром обороны СССР. Украина и Беларусь должны были отказаться от боеголовок, размещенных на их территориях, и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. До этого времени решение о его применении должно было приниматься Президентом России «по согласованию с руководителями Украины, Беларуси и Казахстана в консультации с главами других государств – участников Содружества». Тактическое ядерное оружие должно было быть вывезено в Россию и разукомплектовано там под совместным контролем. Все четыре страны должны были совместно разрабатывать политику в области ядерного оружия.

Ситуация получалась двусмысленной. На первый взгляд, стороны декларировали всеобщий контроль над оружием. С другой стороны, Россия продолжала играть первую скрипку: в 1993 году газета Chicago Tribune утверждала : «На практике это означает, что код для управления их [ракет] пуском знает только Ельцин, но предполагается, что он не отдаст приказ о запуске без согласия Украины, Казахстана и Беларуси». Разумеется, такая ситуация мало обнадеживала.

Беларусь и Украина: разные стратегии

Оставался открытым вопрос, какую компенсацию получат страны за отказ от ядерного оружия. Позиция Станислава Шушкевича была простой: от ракет надо избавиться как можно скорее. Как позднее говорил экс-спикер , «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и, как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси».

А вот другие политики утверждали, что за отказ от ракет можно было получить серьезную компенсацию. «Самой большой ошибкой в начале 90-х я считаю вывод из Беларуси ядерного оружия по модели, которую Запад навязал Шушкевичу, а Шушкевич – Верховному Совету, – писал один из лидеров БНФ, депутат Верховного Совета Сергей Наумчик . – Да, оружие нужно было выводить (и строка о безъядерности в Декларации о суверенитете – моя), но – на выгодных для Беларуси условиях (среди которых, не исключено, и безвизовый либо облегченный въезд). Но в конце декабря 1991-го в Алма-Ате Шушкевич, не посоветовавшись с членами белорусской делегации, безо всяких условий согласился признать Россию правопреемницей СССР в ООН и – владелицей ядерного оружия».

Из мемуаров Петра Кравченко «Беларусь на распутье. Записки политика и дипломата»: «Мы испытали настоящий шок. Выходило, что Шушкевич нас просто сдал! Сдал национальные интересы Беларуси, которая одним махом лишилась главного козыря на переговорах с Россией, <…>. Конечно, он не имел права принимать такие решения, не посоветовавшись со всем составом делегации. <…> Вторым человеком, который полностью осознал всю драматичность происходящего, был мой давний оппонент Зенон Позняк. Он хмуро наблюдал за нашей перепалкой и, сокрушенно вздохнув, обронил такую фразу: “Шушкевич не заботится о государственных интересах Родины!” <…> В рамках белорусско-российских договоренностей с территории Беларуси были вывезены 87 ракет класса СС-25. Они были демонтированы на предприятии “Арзамас-3”. Из них получился <…> уран, который Россия потом продала Соединенным Штатам. В итоге этой сделки Россия получила более десяти миллиардов долларов. Это официальные данные, хотя российская оппозиционная пресса утверждала, что цена сделки была в несколько раз больше».

В то же время Украина заняла совершенно другую позицию. В марте 1992 года президент этой страны Леонид Кравчук остановил вывоз в Россию тактического ядерного оружия. Как заявил лидер Украины, «в силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. <…> Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. <…> Она может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики».

Украина также предложила, чтобы вывоз с ее территории ядерного оружия и его уничтожение осуществлялись под международным контролем. По мнению исследователя Дениса Рафеенко, такая политика объяснялась украинско-российскими противоречиями по Крыму и Черноморскому флоту. «В этих условиях ядерная карта использовалась руководством Украины в качестве ответной меры на те или иные действия российской стороны».

Чья компенсация будет большей?

Украинская позиция вызвала определенные проблемы. 30-31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы. При этом у каждой из сторон должно было остаться не более 6 тысяч единиц оружия. Как отмечал Денис Рафеенко , «точка зрения США на события, происходящие на Украине в то время, заключалась в том, что если Украине не удастся ратифицировать Договор СНВ-1, то этот договор утратит свою силу. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял решение ратифицировать Договор СНВ-1, но не обмениваться ратификационными грамотами до тех пор, пока Украина не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия». Надо было искать компромисс.

Поскольку экономики Украины и Беларуси испытывали трудности, обе страны надеялись на поддержку Запада и России. Но Украина, которая полностью не отказалась от оружия, использовала его в качестве аргумента, а Беларусь выступала в роли просителя.

Как вспоминает Петр Кравченко, в январе 1992 года Беларусь заявила о том, что не только выполнит все свои обязательства, но и ускорит вывод из страны тактического ядерного оружия. Это стало козырем в переговорах с американцами, которые весной того же года распространили на нашу страну действие программы Нанна-Лугара. Она предусматривала выделение 250 миллионов долларов на цели, связанные с обеспечением ядерной безопасности во время демонтажа, передислокации и уничтожения ядерных боеголовок. Беларусь получила более 100 миллионов долларов. Заметим, что позже, в 1993 году, в ходе визита в США белорусской делегации во главе со Станиславом Шушкевичем Беларусь получила еще 59 миллионов.

Параллельно шли переговоры между западными странами и бывшими союзными, а теперь независимыми республиками. 23 мая 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1.

В символическом клубе ядерных держав современная Беларусь просуществовала почти пять лет: от развала Советского Союза в декабре 1991 года до 27 ноября 1996-го, когда территорию республики покинул последний эшелон с ракетами, начиненными ядерными зарядами

С тех пор из уст ряда политиков не раз звучали слова о якобы задаром потерянной мощи, ибо ядерная дубина — убедительный аргумент для противодействия козням внешних потенциальных врагов, посягающих на суверенитет государства. То вдруг посол Александр Суриков выскажется о возможном размещении в Беларуси российского ядерного оружия "при определенном уровне взаимодоверия и интеграции". То Александр Лукашенко назовет "жесточайшей ошибкой" вывод из Беларуси ядерного оружия, обвинив при этом "наших националистов и Шушкевича" в том, что профукали "величайшее достояние и дорогой товар".

Эпизодически некие анонимные источники из белорусского и российского военных ведомств заявляют о готовности вернуть ядерные ракеты в Синеокую при условии, что будет "принято решение руководства". Примечательно, что военспецы союзников отмечают: "У белорусов в идеальном состоянии находится вся военная инфраструктура времен Варшавского договора, вплоть до пусковых установок ракет с ядерными боеголовками, которые были вывезены в Россию после развала СССР".

Что касается площадок для пусковых установок, то их состояние Naviny.by уже анализировали — в публикации "Ядерному оружию в Беларуси нет места?". Понятно, что к такого рода объектам — действующим до сих пор либо законсервированным — близко подходить, мягко говоря, небезопасно. Однако кое-какое представление о современном состоянии, например, баз, способных хранить боеприпасы с ядерной начинкой, можно получить и из открытых источников. Особо следует подчеркнуть, что в гипотетическом возвращении в Беларусь "величайшего достояния" именно такие базы являют собой первостепенную стратегическую важность. С них все и начинается.

Наша часть ядерной истории

Данные об общем количестве ядерных зарядов в СССР никогда не публиковались в открытой печати. По разным оценкам, в Советском Союзе их насчитывалось от 20 до 45 тысяч единиц. Некоторые исследователи указывают, что по состоянию на 1989 год на территории БССР находилось порядка 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. Базы для их хранения начали строить в начале 1950-х годов. И строили, надо сказать, на века: высокомарочного цемента не жалели, хранилища зарывали в землю на глубины до 10 метров.

В числе самых первых и крупных войсковых складов - ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, была построена база при аэродроме дальней авиации, располагавшаяся в Мачулищах, что в двух десятках километров от Минска. На языке военных она называлась в/ч № 75367 и имела условное наименование "ремонтно-техническая база".

Еще одна база ракетного вооружения стратегического назначения (РВСН) располагалась под Гомелем. О ней практически ничего неизвестно, только номер — в/ч 42654 — и кодовое название "Белар Арсенал".

Самым известным объектом этой серии был и остается артиллерийский арсенал, который начали строить в 1952 году недалеко от станции Колосово Столбцовского района Минской области. До распада СССР хранилище обслуживала в/ч 25819, а само оно носило название "25-й арсенал РВСН". Официально часть была расформирована и выведена в Россию в 1996 году. Однако позже подразделение было реанимировано, и сейчас в составе Вооруженных сил Беларуси числится как 25-й арсенал ракетно-артиллерийского вооружения. Именно здесь в 90-х происходил демонтаж ядерных боеголовок под пристальным наблюдением инспекторов НАТО.

Шумел "Камыш" и командир исчез

После того как последний ядерный боезаряд был вывезен из арсенала в Россию, в части начались разброд и шатания. На некогда засекреченный объект можно было легко попасть, минуя КПП, просто перешагнув через поваленный забор. К месту заметить, арсенал представлял собой по сути три объекта: на одной территории в лесном массиве располагался военный городок и собственно административная часть подразделения с техническими сооружениями. База хранения боеприпасов под названием "Камыш" находилась в нескольких километрах от штаба — также в лесу. В 1996 году там уже не было практически никакой охраны.

Столбы со щитами с надписью "Проход запрещен. Стреляем без предупреждения" были выворочены. Помещения КПП разворованы, на земле валялись остатки сигнализации. Единственное, что оставалось в нетронутом виде, так это непосредственно территория, где под землей находились склады с обычными боеприпасами. Правда, желающих туда попасть не было. Семикилометровая по периметру территория была огорожена двумя рядами колючей проволоки, которая находилась под высоким напряжением. Рядом с запертыми на замок воротами стояла пятиметровая металлическая башня с бойницами. Зрелище жуткое…

Командование арсенала и оставшиеся в строю и никому не нужные офицеры больше были озабочены проблемой собственного выживания, чем службой. Местная власть грозилась обесточить и лишить тепла военных за неуплату накопившихся долгов. Ситуация была аховая, и каждый из служивых крутился как мог.

Командир арсенала — полковник, проблему собственного выживания решил просто. В один из дней он просто исчез. Как оказалось — дезертировал, но не с пустыми руками. Вместе с ним исчез чемоданчик с очень дорогими "трофеями": полковник похитил 600 магнитов с высоким содержанием платины на общую сумму порядка 100 тысяч долларов. В ходе демонтажа ракет в части шел сбор цветных и драгоценных металлов.

25-й арсеналКаким образом и какой ценой 25-й арсенал восстановили и, что называется, поставили в строй, гадать не будем.

По сведениям Naviny.by, лет десять назад сей военный объект был оснащен новейшей комплексной системой охраны, которая состоит из нескольких подсистем. Техническая территория арсенала представляет собой проволочное ограждение с напряжением между линиями в 3 тысячи вольт. Даже если преодолеть этот рубеж, то внутри можно нарваться на электрошоковые ловушки с напряжением под 6 тысяч вольт с тремя уровнями срабатывания: сигнальным, предупреждающим и поражающим. Охранять территорию в любое время суток помогает и особая система видеонаблюдения. Плюс ко всему — человеческий фактор в форме и с автоматом.

По всем признакам, 25-й арсенал способен охранять и обслуживать не только вооружения обычного, скажем так, взрывного типа. Как говорят военные: "Мы приказы выполняем, а не обсуждаем!".

Очередной такой приказ они недавно получили. После того как их главнокомандующий 13 февраля утвердил Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Чем не повод посудачить о некогда утерянной ядерной мощи и возможных вариантах ее обретения?

Переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», на вооружении которых могут находиться ядерные боеголовки 50 мегатонн, станут самым дешевым и быстрым ответом на появление танковой дивизии США в Польше.

Ядерное оружие может вернуться в Беларусь в «крайнем случае», считает военный обозревательАлександр Алесин.

24 октября в Минске состоялось заседание совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России. Главы военных ведомств двух стран Андрей Равков и Сергей Шойгу обсудили реализацию Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности, – заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. – В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях».

Каким может стать российский ответ на появление танковой дивизии в Польше? Возможные варианты ответа с военным экспертом Александром Алесиным .

Россия не собирается предпринимать превентивные меры – речь идет именно про ответ. Но ответ будет быстрый и адекватный степени угрозы, которая, как считает российский министр обороны, возникнет в этом случае: угроза дестабилизации обстановки в нашем регионе. Проще говоря, если серьезно изменится соотношение сил.

Танковая дивизия США, по разным оценкам, насчитывает до 300 танков «Бредли» со всеми средствами усиления: и реактивные системы залпового огня, и самоходные артиллерийские установки. Поскольку танковая дивизия будет действовать на «отшибе» от армии США, то, естественно, дивизия будет обеспечена всем необходимым для ведения самостоятельных военных действий. Танковая дивизия представляется достаточно грозной боевой единицей численностью никак не меньше 10 тысяч человек.

Россия считает, что танковая дивизия может появиться на границе с РФ; однако общая граница с Польшей у Беларуси больше, чем у России. Поэтому Беларусь может считать размещение танковой дивизии в Польше угрозой и для себя, о чем Макей заявлял в Брюсселе более года назад. Недавно представитель МИД повторил тезис о том, что это приведет к нарушению равновесия, и Беларусь предпримет меры для обеспечения своей безопасности.

-О каких быстрых и адекватных мерах идет речь?

Я считаю, что таким ответом может стать переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. Получается «дешево и сердито».

Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура (разветвленная сеть дорог с твердым покрытием и грунтовых дорог) в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра.

Если предположить, что комплексы получат ядерное оружие (на вооружении «Искандера» могут находиться боеголовки мощностью 50 килотонн), тогда понадобятся и хранилища для боеголовок; в советское время такие хранилища были, но я подозреваю, что вряд ли хоть одно из них соответствует современным требованиям и способно принять боеголовки на хранение.

Прежде чем Россия предпримет ответные шаги (при условии, что переброска «Искандеров» произойдет после создания базы), то подготовка инфраструктуры для размещения оперативно-тактических комплексов «Искандер» вполне могла обсуждаться на совместной коллегии Минобороны РФ и Беларуси.

Естественно, что на политическом уровне должны вестись подготовительные работы по законодательному оформлению присутствия «Искандеров»; должна вестись подготовка межгосударственного соглашения о размещении российских военных в виде военной базы в Беларуси.

Вопрос: какой статус может получить военная база? Если российская база получит экстерриториальный статус, то вполне возможно, что здесь появятся и ядерные боеголовки. То есть, военная база будет считаться территорией России, на которой будет возможно размещение ядерных боеголовок. Если военная база будет находиться под юрисдикцией Беларуси, то ядерного оружия там не будет: Беларусь не является ядерной державой.

Возможен еще один вариант: у Беларуси и России есть совместная группировка сухопутных войск. Можно провести юридический маневр и временно передать российскую бригаду в распоряжение Беларуси; хотя она будет российская, определенное время она может находиться на территории Беларуси в распоряжении командования Единой группировки сухопутных сил. Но потом все равно придется оформлять ее присутствие в Беларуси юридически.

Переброска авиационных эскадрилий в Беларусь – дело сложное, требующее очень серьезной подготовки: и взлетно-посадочные полосы, и аэродромные сооружения, и навигационное оборудование. Это длительный процесс, который будет сопровождаться сопротивлением как внутри страны, так и вовне. Думаю, такой вариант маловероятен.

Таким же сложным представляется размещение в Беларуси российской механизированной или танковой дивизии.

Думаю, наиболее дешевый, быстрый ответ (никто не успеет испугаться) – переброска одной или нескольких бригад оперативно-тактических комплексов «Искандер». Тем более, что наши соседи весьма болезненно воспринимают размещение «Искандеров» в Калининградской области, в Беларуси – тем более. А если появится возможность обеспечения «Искандеров» ядерными боеприпасами, то, конечно, их появление станет серьезным и резонансным шагом.

Если все-таки будет разрушен договор о ракетах меньшей и средней дальности, весьма вероятно, что «Искандеры» получат новые боеприпасы, дальность которых превышает 500 километров, а значит, смогут поражать цели не только на территории всей Польши, но и на значительной части Европы. Ракеты не испытаны, поскольку договор РМСД запрещает это. Но в случае денонсации договора ракеты будут испытаны, запущены в производство и, не исключено, войдут в состав боекомплекта комплекса «Искандер».

-Значит, де-факто в Беларусь может вернуться ядерное оружие?

В крайнем случае – если ситуация обострится до такой степени, что некоторые страны Европы дадут разрешение на размещение у себя американских ракет средней дальности. Или американская группировка в Польше окажется больше, чем декларируется.

Республика Беларусь является важным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Беларусь впервые заявила о своем намерении сделать свою территорию безъядерной зоной в 1990 году в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Подписав в 1992 году Лиссабонский протокол , Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Данный шаг был неразрывно связан с принятием важнейшего политического решения о присоединении Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

В июле 1993 года Беларусь официально присоединилась к ДНЯО, став первым государством, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР. Необходимо подчеркнуть, что Беларусь отказалась от обладания самым современным военным ядерным потенциалом без всяких предварительных условий и оговорок. Тем самым наша страна фактически положила начало процессу урегулирования вопросов ядерного разоружения на постсоветском пространстве в интересах международного мира и безопасности. Приветствуя факт присоединения Беларуси к ДНЯО в качестве неядерного государства Великобритания, Россия и США предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксировав свои обязательства в Будапештском меморандуме 5 декабря 1994 года.

Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был завершен в ноябре 1996 года.

Беларусь рассматривает обязательство ядерных государств в рамках статьи VIДНЯО вести переговоры об эффективных мерах по ядерному разоружению в качестве главной стратегической цели Договора.Мы поддерживаем взвешенный и поэтапный подход к ядерному разоружению. Беларусь приветствовала подписание Россией и США 8 апреля 2010 г. нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в качестве очередного шага на пути к сокращению ядерных вооружений. Считаем необходимым продолжать усилия на национальном, региональном и глобальном уровнях по продвижению к цели всеобщего ядерного разоружения.

Сохраняет актуальность проблема гарантий неприменения ядерного оружия против государств-участников ДНЯО, не обладающих таким оружием. Предоставление недвусмысленных гарантий безопасности является залогом доверия и предсказуемости в международных отношениях и способно содействовать укреплению режима ядерного нераспространения, основанного на ДНЯО. Беларусь намерена продолжать работу над получением юридически обязательных гарантий, которые могли бы быть оформлены в виде отдельного международного документа.

Договор о нераспространении ядерного оружия заложил основу международной системы гарантий, исключающей применение мирной ядерной энергии в военных целях. Такая система функционирует под эгидой Международного агентства по атомной энергии и предполагает заключение каждым государством-участником ДНЯО отдельных соглашений с МАГАТЭ.

В соответствии со своими обязательствами по ДНЯО в 1996 году Беларусь заключила с МАГАТЭ Соглашение о применении гарантий. Осуществляемая на основе этого Соглашения верификационная деятельность Агентства подтверждает выполнение Беларусью обязательств по исключительно мирному использованию ядерного материала и установок. В 2005 году Беларусь и МАГАТЭ подписали Дополнительный протокол к Соглашению о применении гарантий. Этот документ значительно расширяет возможности МАГАТЭ в осуществлении проверочной деятельности.

Договор о нераспространении ядерного оружия четко гарантирует право государств на осуществление мирных ядерных программ при условии выполнения обязательств по нераспространению. Данное положение ДНЯО особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время наблюдается рост внимания мирового сообщества к развитию ядерных технологий, в первую очередь к созданию национальных программ ядерной энергетики. В этой связи Беларусь заинтересована в том, чтобы закрепленные в Договоре права государств-участников были реализованы в полной мере и на недискриминационной основе.

В мае 2010 года в Нью-Йорке состоялась проводимая один раз в пять лет Конференция по рассмотрению действия ДНЯО , в которой приняла участие белорусская делегация. Конференция завершилась принятием заключительного документа , включающего выводы и рекомендации в отношении последующих действий. Белорусская делегация принимала активное участие в работе конференции, в частности, в разработке утвержденного заключительным документом плана действий в области ядерного разоружения. Полагаем, что пункт 8 плана действий, указывающий на обязательство ядерных государств в отношении соблюдения существующих гарантий безопасности, напрямую применим к гарантиям, предоставленным Беларуси в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года, особенно с учетом факта регистрации ООН 13 ноября 2012 года указанного документа в качестве международного договора.

В настоящее время осуществляется процесс подготовки к Конференции по рассмотрению действия 2015 года.