Итак, международное экономическое право это система международно-правовых норм, регулирующих МЭО.

Другими словами, МЭП  это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (в торговой, финансовой, инвестиционной, миграционной и иных сферах).

Предметом МЭП являются главным образом две группы правоотношений:

трансграничного движения ресурсов в двустороннем, многостороннем, универсальном порядке;

 отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в МЭО частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары/услуги, денежные средства, инвестиции, рабочая сила и т. п.

МЭП подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть МЭП входят, в частности, международно-правовые институты, закрепляющие:

 специальные (отраслевые) принципы МЭП;

 правовое положение государств, других субъектов МЭП;

 международно-правовой статус «операторов» МЭО;

 международно-правовой режим различных видов ресурсов, включая режим государственной собственности. Нормы, обеспечивающие режим «общего наследия человечества» (по сути, «право общечеловеческой собственности»), составляют отдельную отрасль/институт МП;

 «право экономической интеграции»;

 «право экономического развития»;

 правила ответственности государств и применения санкций в МЭП;

 общие основы международного экономического порядка и международной экономической безопасности;

 процессуальные нормы урегулирования международных споров и т. п.

В Особенную часть входят подотрасли/институты, регулирующие трансграничное движение всех основных видов ресурсов: товаров, финансов, инвестиций, рабочей силы, а именно:

международное торговое право , в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами, правами;

международное финансовое право , регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;

международное инвестиционное право , в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);

международное миграционное право , в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы;

право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле (сфера, в которой ресурсы перемещаются, как правило, без встречного «возмещения»).

Многие нормы и институты МЭП являются общими для двух и более подотраслей МЭП (например, для международного инвестиционного и международного финансового права).

Многие институты МЭП являются общими для МЭП и для других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон, режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок  международным воздушным правом, и т. д.

Комплексный состав такого рода институтов  это отражение сложного характера системы МП/МЭП.

Через многие свои нормы и институты МЭП соприкасается также с международным административным правом .

К межотраслевым институтам такого рода, возможно, следовало бы отнести (полностью или частично):

 международное таможенное право;

 международное энергетическое право;

 международное транспортное право;

 международное налоговое право;

 международное антимонопольное (или конкурентное) право;

 международное рыболовное право;

 международное туристское право;

 международное страховое право;

 международное банковское право;

 прочие институты и подотрасли, «завязанные» на взаимодействии органов исполнительной власти государств в самых разнообразных сферах (число их будет быстро расти).

Многими своими нормами и институтами указанные нормативные блоки соприкасаются с МЭП (например, в части торговли страховыми, банковскими, туристическими услугами).

Собственно говоря, и само МЭП  тоже в значительной мере является частью международного административного права (по крайней мере, в том, что касается отношений между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов).

Через процессуальные нормы и институты МЭП взаимодействует, соприкасается с отраслью международного процессуального права .

Следует отличать понятие международного экономического права как явления реальности от понятия МЭП как науки и учебной дисциплины.

МЭП, как наука и как учебная дисциплина, стала складываться в России на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 80-х годах ХХ века.

Большой вклад в развитие этой науки внесли известные правоведы: А. Б. Альтшулер , Б. М. Ашавский, А. Г. Богатырев, М. М. Богуславский , К. Г. Борисов, Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович , Л. И. Волова, С. А. Григорян, Г. К. Дмитриева, А. А. Ковалев , В. И. Кузнецов , В. И. Лисовский, Е. Т. Усенко , Н. А. Ушаков , И. В. Шаповалов, В. П. Шатров и многие другие.

Среди зарубежных юристов, в той или иной степени разрабатывавших вопросы правового регулирования МЭО, необходимо назвать следующих правоведов: Д. Виньес, М. Виралли, П. Жюйар, И. Зайдль-Хохенвельдерн, Д. Карро, Ж.-Ф. Лалив, А. Пелле, П. Пиконе, Питер Верлорен ван Темаат, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т. С. Соренсен, Э. Уштор, Ф. Фикентшер, М. Флори, Т. Флори, Г. Шварценбергер, В. Эбке, Г. Эрлер и многие другие.

1. Введение

Понимание сущности и значения международного права необходимо се­годня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право ока­зывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Приме­нение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периоди­чески сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами междуна­родного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступ­ностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающие­ся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории челове­чества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходи­мости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и ува­жению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных от­ношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изуче­нию, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового ре­гулирования в международных отношениях.

Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы эко­номического сотрудничества между народами, имеющими различные обы­чаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.


2. Определение терминов

АГРЕССИЯ - (лат. aggressio, от aggredior - нападаю) - в современном международном праве любое незаконное с точки зрения Совета ООН исполь­зование силы одной державой против территориальной целостности или по­литической независимости другой державы или народа (нации).

АННЕКСИЯ (лат. аnnexio) - насильственное присоединение, захват одним государством всей (или части) территории другого государства или

ОККУПАЦИЯ (лат. occupatio, от occupo - захватываю, завладеваю) -

1) временное занятие вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства, главным образомв следствие насту­пательных военных действий; 2) в Древнем Риме завладение вещами, кото­рые не имеют владельца, в том числе и земельными участками.

ДЕЛИМИТАЦИЯ - процесс определение сухопутных и водных границ по договору, как правило, сопредельными государствами.

ДЕМАРКАЦИЯ (франц. demarcation-разграничение) - обозначение ли­нии государственной границы на местности.

ОПТАЦИЯ (лат. optatio-желание, выбор, от opto - выбираю)- доброволь­ный выбор гражданства лицом, которое достигло совершеннолетия. Право оптации обязательно предоставляется населению территории, которая пере­ходит от одного государства к другому.

3. Понятие и субъекты международного экономического права.

3. 1 Международно-правовое регулирование экономических, прежде все­го торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым прин­ципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в.) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

В ХVII веке появляются первые специальные международные торговые договоры. К ХХ веку сложились некоторые специальные принципы, институ­ты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию эко­номических взаимоотношений государств: "равных возможностей", "капиту­ляций", "открытых дверей", "консульской юрисдикции", "приобретенных прав", "наиболее благоприятствуемой нации", "национального режима", "недискриминации" и др. В них нашли отражение противоречия между инте­ресами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собственного рынка.

Появление новых форм международного экономического и научно-тех­нического сотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды до­говоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопро­сам транспорта, связи, промышленной собственности и др.), а также соз­дание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания второй мировой войны. В Уставе ООН в качестве одной из целей указыва­ется осуществление международного сотрудничества в решении международ­ных проблем экономического характера (ст. 1).

Во второй половине ХХ века в Европе возникают особые экономичес­кие интеграционные международные организации - Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о та­рифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода международное учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

3. 2 Международное экономическое право можно определить как от­расль международного публичного права, которая представляет собой со­вокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения меж­ду государствами и другими субъектами международного права.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двус­торонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торго­вые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производствен­ной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энер­гетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты две основные концепции МЭП. Согласно одной из них, МЭП - отрасль меж­дународного публичного права и предметом ее являются экономические от­ношения субъектов международного права (Г. Шварценбергер и Я. Броунли - Великобритания: П. Верлоренван Темаат - Нидерланды: В. Леви - США: П. Вейль - Франция: П. Пиконе - Италия и др.). Господствующей же в настоящее время в западной литературе можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутриго­сударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты пра­ва, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (А. Левенфельд -США: П. Фишер, Г. Эрлер, В. Фикентшер - ФРГ:В. Фридман, Е. Питерсман - Великобритания: П. Рейтер - Франция и др.). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теори­ями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации (В. Фридман и др.).

В правовой литературе развивающихся стран получила распростране­ние концепция "международного права развития", которая делает акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.

В отечественной науке В. М. Корецкий еще в 1928 году выдвинул тео­рию международного хозяйственного права как межотраслевого права, вклю­чающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданс­ко-правовых отношений. И. С. Перетерский, с другой стороны, выступил в 1946 году с идеей международного имущественного права как отрасли меж­дународного публичного права. По пути развития этой идеи пошли даль­нейшие разработки многих отечественных ученых.

СССР внес солидный вклад в разработку и утверждение многих норма­тивных актов, лежащих в основе современной концепции МЭП. СССР был также одним из инициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН по торговле и развитию, переросшей в международную организацию (ЮНК­ТАД).

3. 3 Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного права, логично считать, что субъекты МЭП те же, что и вообще субъекты в международном праве. Государства, разумеется, вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой, коммерческой, коммерческой деятельности. "Торгующее государство", оставаясь субъек­том международного права, может выступать также как субъект националь­ного права другого государства, например, заключив с иностранным конт­рагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако, само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов. Для отка­за от иммунитетов (в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительно­го) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.

4. Источники международного экономического права

4. 1. Источники МЭП те же, что вообще в международном публичном праве. Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, име­ющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и разви­тию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в част­ности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциаль­ных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современном МП действуют нормы, посвященные вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирования свидетельствуют о том, что в МП сформировалась отрасль - международное экономическое право.

Не вдаваясь в дискуссию о понятии и содержании международного экономического права (М. М. Богуславский, Г. М. Вельяминов. И. Н. Герчикова и др.), заметим следующее.

По нашему мнению, международное экономическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу движения финансов, товаров, услуг, а также соответствующие отношения, возникающие внутри субъектов МП.

Международные отношения в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Нормы международного экономического права, в частности, регулируют:

  • 1) деятельность международных организаций в сфере экономики (учредительные документы АСЕАН, Устав Международного бюро по контейнерам, Соглашение о создании ВТО 1994 г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994 г. и др.);
  • 2) финансово-кредитные отношения:
    • а) торгово-экономическое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение между правительствами России и Бахрейна о торговле, экономическом сотрудничестве (1999 г.) и др.);
    • б) международные расчеты и кредиты (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (2004 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита (2009 г.) и др.);
  • 3) вопросы валютного регулирования и контроля (Соглашение между Правительством РФ и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве (1997 г.), Соглашение между правительствами стран СНГ о единых принципах осуществления валютного контроля таможенными службами государств - участников СНГ (1995 г.));
  • 4) налоговые отношения (Соглашение между СССР и Швейцарией по налоговым вопросам (1986 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греции о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (2000 г.) и др.);
  • 5) таможенные отношения (Таможенная конвенция о карнете А. Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т.А.) (Брюссель, 6 декабря 1966 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МД11) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и др.);
  • 6) научно-техническое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации (1994 г.), Соглашение между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.) и др.);
  • 7) инвестиции (Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1989 г.) и др.);
  • 8) международные перевозки (Соглашение о международном пассажирском сообщении (1951 г.), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (Женева, 10 октября 1989 г.));
  • 9) международная торговля товарами, услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности (Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 нюня 1974 г.), Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников таможенного союза товаров и услуг из третьих стран (2000 г.) и др.).

Источниками международного экономического права являются, прежде всего, международные договоры. Однако большую роль в международном экономическом праве играют международные обычаи. Так, в качестве обычных норм "живут" положения Хартии экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), утвержденные резолюцией ГЛ ООН. Обычаем является принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю, принцип наибольшего благоприятствования в торговле.

Практически все группы отношений, являющихся предметом регулирования международного экономического права, регламентируют также акты, принятые органами международных организаций. В качестве примера можно назвать: регламенты и директивы институтов ЕС (Директива Европейского парламента и Совета ЕС о международных кредитовых переводах 1997 г. и др.), акты ЮНКТАД (Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию (1964 г.)), органов СНГ (Решение Совета глав правительств СНГ о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств в области организации интегрированного валютного рынка (2003 г.)), документы Совета по железнодорожному транспорту (Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (5 апреля 1996 г.)) и т.д.

Определенное значение для международного экономического права имеют решения международных судебных органов - Суда ЕС (см. гл. 18), Экономического суда СНГ (гл. 17).

Нормы международного экономического нрава имеются в международных документах общего характера (договорах о дружбе и сотрудничестве, мореплавании, сотрудничестве в исследовании космического пространства и т.п.).

Нормы международного экономического права подчиняются основным принципам МП. Они устанавливают общие правила взаимоотношений государств на международной арене. Можно выделять "экономическую составляющую" основных принципов МП. Так, принцип невмешательства во внутренние дела содержит запрет экономической блокады других государств, дискриминационные меры по отношению к иностранным товарам и технологиям. Недопустимы протекционизм, демпинг и неправомерные экспортные субсидии.

Что касается специальных принципов международного экономического права, то Декларация об установлении нового международного экономического порядка (1 мая 1974 г.) заложила основу их классификации. В отечественной науке МП существуют несколько подходов к их определению. Не ставя перед собой цель исследовать все аспекты данной проблематики, можно выделять следующие принципы международного экономического права:

1) принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью. Каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития, и не должна подвергаться какой бы то ни было дискриминации.

Государства свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными богатствами, находящимися под их юрисдикцией. Они регулируют без вмешательства извне деятельность иностранных предприятий и устанавливают режим иностранных инвестиций. Для охраны этих ресурсов каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними и над их эксплуатацией средствами, отвечающими его положению, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права;

  • 2) принцип равенства и недискриминации в экономической сфере. Этот принцип означает право государства на предоставление ему в экономических отношениях равных с другими странами условий. Полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах всех стран, с учетом необходимости обеспечить ускоренное развитие всех развивающихся стран, уделяя в то же время особое внимание принятию особых мер в интересах наименее развитых, не имеющих выхода к морю и островных развивающихся стран, а также развивающихся стран, наиболее серьезно затрагиваемых экономическими кризисами и стихийными бедствиями, не упуская из виду интересы других развивающихся стран. Вводимые ограничения (если они не являются санкциями), должны относится ко всем государствам. При этом не считается дискриминацией предоставление преференций развивающимся странам. Кроме того, допустимы особые условия для стран, входящих в экономические союзы, для осуществления приграничной торговли и т.д.;
  • 3) принцип сотрудничества в сфере экономики вытекает из общей нормы МП о сотрудничестве. Государства должны сотрудничать в решении мировых экономических проблем. Они самостоятельно выбирают контрагентов в торговых отношениях, участвуют в межгосударственных экономических организациях и союзах, обеспечивают благоприятные условия для передачи финансовых средств развивающимся странам. Сотрудничество всех государств - членов международного сообщества должно основываться на справедливости, посредством чего могут быть ликвидированы преобладающие в мире диспропорции и обеспечено процветание для всех. Предусматривается оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий. Обеспечивается предоставление развивающимся странам доступа к достижениям современной науки и техники и содействие передаче технологии и созданию местной технологии в интересах развивающихся стран в тех формах и согласно тем процедурам, которые соответствуют их экономике. Основное направление сотрудничества - либерализация международной торговой, финансово-кредитной, таможенной политики. Кроме того, наблюдается тенденция к унификации международной торговли;
  • 4) принцип взаимной выгоды заключается в том, что государства имеют право на справедливое распределение преимуществ и материальных расходов. Должно быть обеспечено справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырье, сырьевые товары, промышленные товары, средства производства и оборудование, импортируемые ими, с целью обеспечения и расширения мировой экономики.

Кроме того, можно выделить специальные принципы сотрудничества государств в различных сферах экономической деятельности (в таможенном деле, в налоговых отношениях, в сфере инвестиций и т.д.), в экономических союзах и организациях.

Введение………………………………………………………2

Глава 1. Понятие, субъекты, источники и принципы

международного экономического права …………………3

Понятие международного экономического права………..3

Субъекты международного экономического права………4

Цели международного экономического права……………7

Принципы международного экономического права……...7

Глава 2.Международные экономические организации ..10

Виды международных экономических организаций……..10

Универсальные экономические организации……………..10

Региональные экономические организации……………….14

Заключение……………………………………………………16

Литература…………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.



Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА.

Понятие международного экономического права Как отрасль международного права международное экономическое право пред­ставляет собой совокупность норм, регулирующих отношения ме­жду субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.

Предметом международного экономического права являются международные экономические отношения между государствами и иными субъектами международного права. К ним относятся отношения в сфере внешней торговли, научно-технического со­трудничества, производственной и технологической кооперации, транспорта, судоходства, обмена услугами, финансов, кредитов, тарифов и налогового обложения, регулирования цен на сырье­вые ресурсы и товары, охраны промышленной собственности и авторских прав, туризма, оказания различных видов экономиче­ских содействий и помощи.

Специфика норм международного экономического права со­стоит в том, что они как бы проникают в другие отрасли общего международного права: воздушное право, космическое право, право охраны окружающей среды, право интеграции, междуна­родного сотрудничества в области интеллектуальной собствен­ности, международного туризма и др.

Специальные принципы, нормы и институты международно­го экономического права применяются в процессе регулирова­ния различных международных отношений экономического характера, их действия распространяются на все правоотношения такого рода.

Крупная международная значимость международных эконо­мических отношений не требует особых доказательств, посколь­ку сотрудничество государств с целью повышения экономиче­ского развития является одним из основных принципов между­народного права.

Объем нормативно-правового материала в сфере международ­ных экономических отношений весьма обширен. Он включает двух- и многосторонних договоры и соглашения о товарообороте и платежах, о научно-техническом и экономическом сотрудни­честве, о международных экономических, кредитных и валютно-финансовых организациях. Правотворческая деятельность этих организаций приводит к принятию решений, норм, имеющих юридически обязательный характер для стран участниц.

Таким образом, и отдельные государства, и все международ­ное сообщество заинтересованы в выделении международного экономического права как самостоятельной отрасли. Это под­тверждается не только приведенными выше фактами, но и посто­янным совершенствованием правового регулирования междуна­родных экономических отношений, нормотворческой деятель­ностью международных экономических органов и организаций.

Различные сферы экономического сотрудничества имеют свое специфическое предметное содержание, порождающее необхо­димость специального правового регулирования, в результате чего в отрасли международного экономического права сформи­ровались такие подотрасли, как:

Международное торговое право;

Международное финансовое право;

Международное инвестиционное право;

Международное таможенное право;

Международное транспортное право;

Международное техническое право.

Каждая подотрасль представляет собой комплекс междуна­родно-правовых норм, регулирующих межгосударственное со­трудничество в конкретной сфере экономических отношений.

Сегодня международное экономическое право переживает период активного развития. Особенно велика его регулирующая роль в рамках интеграционных объединений государств, разви­вающихся на региональном уровне (Европейский Союз, СНГ, Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).

Субъекты международного экономического права Среди субъектов международного экономического права центральное место занимает государство, ибо его суверенитет распространяет­ся и на экономическую сферу. Осуществление суверенных прав государств в экономической сфере возможно лишь при актив­ном использовании международных экономических связей в ин­тересах своего национального (народного) хозяйства в рамках международного экономического права.

Государство может вступать в хозяйственные отношения ме­ждународного характера с физическими и юридическими лица­ми, принадлежащими другим государствам (создавать совмест­ные предприятия, заключать концессионные соглашения и т.д.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентиру­ются национальным и международным частным правом.

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими со­вместными усилиями государств через международные организа­ции, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотруд­ничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права.

Источники международного экономического права Основным источником международного экономического права являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений. Они столь же многообразны, как и межэкономические связи.

Международный экономический договор представляет собой со­глашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области международных экономических отно­шений. Международные экономические договоры заключаются главным образом на двусторонней основе.

По объектам регулирования такие договоры можно подраз­делить на несколько групп.

1. Важнейшей формой экономического сотрудничества яв­ляются торговые договоры, которые содержат международно-пра­вовые принципы и условия торговых и иных экономических от­ношений между государствами. Они устанавливают:

Правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении налогового и таможенного обложения (например, исключение двойного налогообложения юри дических лиц, ведущих торговлю в государствах подписав­ших договор);

Регулирование ввоза и вывоза товаров, торгового морепла­вания, транспорта, транзита;

Деятельность юридических и физических лиц одной стра­ны на территории другой страны,

Другие вопросы экономических взаимоотношений между договаривающимися государствами

2. Торговые {контингентные) соглашения (соглашения о това­рообороте) регулируют товарный оборот между отдельными стра­нами. Они заключаются, как правило, на краткосрочный период (6-12 месяцев), но в последнее время получают все большее рас­пространение долгосрочные, обычно на пять лет, соглашения. При заключении соглашений о товарообороте контрагенты при­нимают на себя определенные обязательства. Они заключаются в том, что правительства и надлежащие органы сторон должны всячески содействовать взаимной торговле, обеспечивать выдачу разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласо­ванных контингентов.

3. Соглашения о платежах устанавливают общие принципы регулирования платежей между договаривающимися сторонами.

4. Международные товарные соглашения заключаются в целях стабилизации международного рынка сырьевых товаров, путем регулируемого определения экспортно-импортных квот и уста­новления максимального и минимального предела цен на эти товары (обычно сельскохозяйственные и минеральные).

Страны-экспортеры принимают обязательства не предлагать на экспорт данного товара сверх установленных квот. В свою очередь, страны-импортеры обязуются закупить у стран-экспортеров опре­деленное количество данного товара.

Например, действуют товарные соглашения по пшенице, кофе, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, олову, тропической древесине и др.

Поскольку абсолютно точно регулировать объем и количест­во того или иного товара невозможно, в товарных соглашениях предусмотрена международная система контролируемых запасов. Запасы подразделяются на национальные (хранящиеся в странах-экспортерах), «квазимеждународные» (хранящиеся в странах-экспортерах, но распределяемые в соответствии с международ­ными нормами) и международные, хранящиеся на складах меж­дународных организаций.

5. Соглашения об экономическом и научно-техническом сотруд­
ничестве, об оказании технической помощи
представляют собой

международные правовые акты, одновременно регулирующие от­ношения между государствами в разных областях, например в промышленной и научно-технической.

Подобные соглашения могут иметь разные наименования: соглашения о сотрудничестве в области экономики и промыш­ленности, соглашения об экономическом, политическом и про­мышленном сотрудничестве и т.п.

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве включают совместную разработку научных и технических проблем, совме­стную разработку технологических процессов с возможным по­следующим внедрением в национальное хозяйство.

6. Одной из новых форм международных экономических до­
говоров являются долгосрочные программы развития экономиче­
ского, промышленного и научно-технического сотрудничества.

Договоры о промышленном сотрудничестве основываются йа долгосрочной основе и представляют собой экономические взаимоотношения и деятельность организаций договаривающих­ся сторон. Кроме операций купли-продажи они охватывают ряд дополнительных или взаимовыгодных операций - в производ­стве, разработке и передачи технологий, маркетинге. Промыш­ленное сотрудничество многообразно и может предусматривать:

Лицензионные соглашения с оплатой произведенной по лицензии продукции;

Совместное производство и специализацию:

Соглашения о субподряде и аренде;

Соглашения о создании совместных предприятий и компа­нии;

Компенсационные сделки, предусматривающие создание промышленных предприятий на основе совместного кре­дитования и последующих расчетах за кредиты готовой продукцией.

Движение капиталов через государственные границы регули­руется соглашениями о кредитах, займах и расчетах.

7. Кредитные соглашения - это международные договоры, по
которым одно государство (кредитор) предоставляет другому го­
сударству (должнику) определенную сумму денег или товаров, а
другие дают обязательство в определенный срок погасить сумму
долга на предусмотренных в договоре условиях.

Соглашения о поставках товаров в кредит имеют свои осо­бенности:

Кредит предоставляется на определенную сумму;

Поставка товаров одной стороны (кредитора) по сроку пред­шествуют поставкам товара другой стороны (заемщика);

За пользование кредитом правительство-заемщик выпла­чивает правительству-кредитору определенный процент от
суммы кредита.

8. Соглашения о международных расчетах - международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, пре­доставление услуг и прочие торговые и неторговые операции.

В международной практике встречаются следующие виды со­глашений:

- «платежные», по которым государства дают согласие на то, чтобы расчеты между ними осуществлялись в свободно или ограничено конвертируемой валюте;

- «клиринговые», предусматривающие взаимный зачет дол­гов и требований по внешнеторговым и другим операциям без перевода валюты;

- «платежно-клиринговые» (смешанного типа), по которым кредитор имеет право потребовать от другой стороны оп­латы задолженности по клирингу золотом или свободно конвертируемой валютой в части, превышающий установ­ленный соглашением лимит.

Кроме перечисленных видов международных экономических договоров в практике международного экономического взаимо­действия известны и другие их специальные разновидности, ре­гулирующие экономические отношения, например, в области транспорта, туризма, охраны интеллектуальной собственности, о международном регулировании производства, о безвозмездной экономической помощи, связи, сельском хозяйстве и др.

Среди источников международного экономического права постоянно возрастает роль многосторонних экономических догово­ров. Среди таких договоров в первую очередь следует назвать:

■ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г.;

■ договоры о создании экономических организаций (напри­мер, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР);

■ международные товарные соглашения, направленные на унификацию норм, регулирующих частноправовые отно­шения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи това­ров» 1980 г.).

Однако в настоящее время нет универсального договора, создающего общую правовую базу экономического сотрудниче­ства. Общие положения и принципы экономического сотруд-

ничества сформулированы лишь в решениях и резолюциях меж­дународных организаций, в том числе:

1) Принципы, определяющие международные торговые от­ношения и торговую политику, способствующие общему разви­тию, принятые Первой конференцией ЮНКТАД в 1964 г.

2) Декларация об установлении нового экономического по­рядка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 1 мая 1974 г.;

3) Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 12 декабря 1974 г.;

4) Резолюция ГА ООН «О международной экономической безопасности» 1985 г.

Как резолюции международных организаций они не имеют обязательной юридической силы и не являются источниками международного права, но именно они определяют его содержа­ние. Их юридическая обязательность вытекает из международной практики, имевшей место и до принятия данных актов. Следова­тельно, основополагающие нормы международного экономиче­ского права существуют в форме международно-правового обычая.

Особенностью международного экономического права и его источников является значительная роль так называемого «меж­дународного мягкого права», т.е. таких норм, которые используют выражения типа «принять меры», «содействовать», «стремиться к осуществлению» и т.д. Они не содержат четких прав и обя­занностей государств, но тем не менее являются юридически обязательными.

Методические указания по изучению темы:

Уяснить : понятие, принципы и источники международного экономического права. Виды экономических соглашений (торговые, кредитные, о расчетах, в сфере налогооблажения, инвестиционные, о научно-техническом сотрудничестве и др.) Многосторонние товарные соглашения и их особенности.

Международные экономические организации универсального характера. Правосубъектность международных валютных и кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР и др.). Правовой статус Всемирной торговой организации (ВТО). Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Изучить вопросы правового регулирования экономического сотрудничества государств на региональном уровне. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Соглашение о создании европейского экономического пространства (ЕЭП), Региональные соглашения о таможенном сотрудничестве. Правовой статус региональных экономических организаций (ЕС, ЕАСТ, ЕврАзЭс и др.)

Литература:

  1. Альтшулер, А.Б. Международное валютное право / А. Б. Альтшуллер. - М., 1984.
  2. Богатырев, А.Г. Инвестиционное право / А. Г. Богатырев. - М., 1992.
  3. Богуславский, М.М . Международное экономическое право / М. М. Богуславский. - М., 1986.
  4. Вельяминов, Г.М. Основы международного экономического права / Г. М. Вельяминов. - М., 1994.
  5. Войтович, С.А . Принципы международно-право-вого регулирования межгосударственных экономических отношений / С. А. Войтович. - Киев, 1988.
  6. Евсеева, А.И . Региональная экономическая интеграция в рамках СНГ: особенности правового регулирования / А. И. Евсеева // Российский ежегодник международного права. 2000. - СПб., 2000.
  7. Ушаков, Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях / Н. А. Ушаков. - М., 1995.
  8. Шатров, В.П . Международное экономическое право / В. П. Шатров. - М., 1990.
  9. Шумилов, В.М. Международное экономическое право: учеб. пособие. В 2 т./ В. М. Шумилов. - М., 2002.
  10. Шумилов, В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации / В. М. Шумилов. - М., 2003.

Вопросы по изучаемой теме:

Форма контроля: групповая консультация

Краткое содержание лекции:

  1. Понятие, источники и принципы международного экономического права.

Международное экономическое - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.

Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей торговых, производственных, научно-технических, транспортных, финансовых, таможенных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-продажи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подрядных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажиров и грузов, предоставления кредитов (займов) либо их получения из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.

В международном экономическом праве сложились подотрасли, охватывающие конкретные направления сотрудничества, международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности и др.

Существенная специфическая черта международных экономических отношений это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: I ) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам, 4) между государствами и международными хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующего о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные "процессы на двух уровнях ном (всемирном) и региональном (локальном)

Существенную роль, в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский Союз, Организацию экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Содружество Независимых Государств (СНГ), ЕвразЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также региональные экономические комиссии ООН.

Источники международного экономического права столь же многообразны, как и регулируемые отношения. В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере лежат принципы экономического сотрудничества, т.е. установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам.

Выделяют следующие режимы (принципы):

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лип с собственными юридическими и физическими лицами государства Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты, социальных прав.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав дня иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

2. Международные организации в сфере регулирование экономического сотрудничества.

В рамках международного экономического права роль межгосударственных организаций определяется тем, что, во-первых, это форумы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государствам оперативное решение все более сложных вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров, особенно многосторонних, имеющих универсальный, региональный или локальный характер. Международные организации не имеют самостоятельных экономических интересов, вся их деятельность направлена на развитие экономического сотрудничества государств.

На первом месте среди международных организаций по своему значению стоит Организация Объединенных Наций с ее разветвленной системой органов и организаций. Этими вопросами в Организации занимаются Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Генеральная Ассамблея осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС. Ее рекомендации в адрес Совета имеют обязательную силу (ст.ст. 60 и 66 Устава). ГА ООН учреждает на каждой сессии для предварительного обсуждения повестки дня Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет).

Важным вспомогательным органом (постоянного характера) Генеральной Ассамблеи ООН является Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Основная ее функция заключается в содействии унификации права международной торговли. Определенное значение имеет Комиссия международного права ООН (например, в разработке вопроса о режиме наибольшего благоприятствования).

ЭКОСОС как главный орган ООН, несущий ответственность за выполнение ее функций в области международного экономического и социального сотрудничества, осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы ООН. Большое место в деятельности ЭКОСОС занимает подготовка проектов международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее.

ЭКОСОС имеет вспомогательные органы, в том числе Комитет по программе и координации; Комитет по науке и технике в целях развития; Комитет по природным ресурсам; Комитет по планированию развития.

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных экономических комиссий:

— в Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК) входят
европейские и постсоветские государства — члены ООН, а также США и
Канада; штаб-квартира — в Женеве;

— членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и
Тихого океана (ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран
Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция; штаб-
квартира — в Бангкоке;

— Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) состоит из африканских государств; штаб-квартира — в Аддис-Абебе;

—Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, в нее также входит Организация освобождения Палестины; штаб-квартира — в Аммане;

— членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и
Карибского бассейна (ЭКЛАК) являются латиноамериканские государства, а
также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция; штаб-
квартира — в Сантьяго.

В названных комиссиях в качестве ассоциированных членов, наблюдателей или консультантов могут сотрудничать и другие страны, а также международные организации. Цели деятельности и функции перечисленных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повышение уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений, как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогична и организационная структура комиссий. Высшим органом является пленарная сессия представителей государств-членов. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии проводят международные конференции, совещания и т.п.

Каждая комиссия имеет разветвленную сеть специализированных вспомогательных органов (комитетов). Непосредственно или через эти вспомогательные органы комиссия поддерживает связи с международными организациями, как региональными, так и универсальными.

Одной из важных функций ЭКОСОС является координация деятельности специализированных учреждений ООН, многие из которых занимаются вопросами международного экономического сотрудничества. Это прежде всего Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), получившая в 1985 году статус специализированного учреждения ООН. Она координирует деятельность ООН в этой области для ускорения индустриализации развивающихся стран. В рамках ЮНИДО разработаны, например, Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству (1975 г.), в которых утверждается право государств на суверенитет над природными ресурсами и контроль над деятельностью частного капитала.

Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения (МБРР, МВФ, МФК, MAP ).

Созданная как вспомогательный орган ГА ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сохранила со времен своей первой сессии, состоявшейся в 1964 году, это название, хотя давно уже переросла в самостоятельную авторитетную организацию с многочисленными вспомогательными органами. Главной задачей ЮНКТАД является определение принципов и политики в сфере международной торговли, чтобы содействовать ускорению экономического развития, прежде всего в развивающихся странах. Большой вклад внесла ЮНКТАД в формирование новых представлений и концепций о коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе.

Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — крупнейшие Международные валютно-кредитные организации — созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 году. МВФ и МБРР -специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (1947 г.). Однако в отличие от других соглашений, определяющих принципы и формы взаимодействия и координации между Генеральной Ассамблеей, ЭКОСОС и специализированным учреждением, эти соглашения фиксируют значительную степень независимости МВФ и МБРР от ООН.

По соглашению 1944 года основные цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и предоставлять им займы (краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд стремится также содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли. Для достижения этих целей Фонд обеспечивает финансирование государств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом, и оказывает им техническую помощь для улучшения методов их хозяйствования. Государства-члены обязуются сотрудничать с Фондом и между собой с тем, чтобы обеспечить заключение соглашений об упорядоченном валютном обмене и создание стабильной системы валютных курсов наряду с многосторонней системой расчетов, свободных от ограничений, и, таким образом, способствовать сбалансированию платежей между странами.

Предоставление займов сверх определенной суммы обусловливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики. В компетенцию Фонда входит также рассмотрение вопросов, связанных с режимом валютных курсов стран-членов.

Право голоса каждой страны — члена МВФ в ее высшем органе отражает главным образом ее вклад в финансовые ресурсы Фонда, который в свою очередь связан с ее относительной долей в мировой экономике (принцип взвешенного голосования).

Главная цель МБРР — содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей. Основная задача МБРР состоит в стимулировании частных иностранных капиталовложений путем предоставления гарантий или путем прямого участия, а также в содействии международной торговле и в поддержании платежных балансов.

Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты под достаточно высокий процент. Займы даются государствам — членам Банка, а также их частным компаниям. Если займы предоставляются частным компаниям, то заинтересованное правительство государства — члена Банка обязано дать соответствующие гарантии. В последние десятилетия финансовая политика МБРР ориентирована в основном на развивающиеся страны. Главная роль в ней отводится вывозу капитала, стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах, осуществлению программ экономической помощи этим странам.

В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947 году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ - крупнейший многосторонний торговый договор, на базе которого за прошедшие годы сложился механизм, обладающий чертами международной организации. На базе этого соглашения с 1995 года начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО). (В Республике Беларусь при Правительстве создана комиссия по вступлению в ВТО).

Центральное место в ВТО занимает принцип применения режима наибольшего благоприятствования. По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице, автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все другие страны — участницы ВТО. Основные задачи ВТО — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе.

Для регулирования международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств — импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу и цинку) либо только экспортеров (по нефти - ОПЕК). Целями организаций с участием стран-экспортеров и импортеров являются смягчение резких колебаний мировых цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания систем «буферных» запасов товаров.

Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров (в основном арабских) является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами.

Из числа международных организаций, образованных в целях содействия международной торговле и имеющих значение для развития МЭП, можно назвать Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и в рамках ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА ведется большая работа по гармонизации и унификации национального законодательства, регулирующего коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями посредством выработки международно-правовых актов факультативного действия. Примером могут служить широко применяемые Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», разработанные Международной торговой палатой.

В 2000г. в рамках СНГ было заключено Соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества (Беларусь ратифицировала в 2001г.). В организацию вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения (членство совпадает с ОДКБ). Главная цель – обеспечить принципы свободы перемещения товаров и услуг, капиталов и граждан; создание экономического и таможенного союза.