История зарождения железных дорог на Северном Кавказе

К концу 50-х годов XIX столетия на Дону начинает развиваться угольная промышленность. Центром добычи каменного угля становится район речки Грушевки, где действовало 44 шахты, на которых добывалось 3,6 млн. пудов твердого топлива. И хотя донская земля имела мощную водную транспортную артерию с выходом на внешний рынок, промышленники и торговые люди Дона начинали понимать необходимость строительства железных дорог - надежного сухопутного средства перемещения больших масс грузов, не зависящего от времени года и капризов погоды.

В связи с этим наказной атаман войска Донского генерал-адъютант Михаил Григорьевич Хомутов 1 марта 1860 года обратился в Военное министерство с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских рудников к пристани на донском берегу у станицы Мелеховской, обосновывая свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающейся промышленности края. В мае того же года император Александр II дает свое согласие, а 18 декабря утверждает представленное Управлением иррегулярных войск и принятое военным советом “Положение о комитете для со­оружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон”. Государь утвердил и штат комитета в составе семи человек. Обязанности председателя комитета возлагались на атамана войска Донского.


В число членов комитета вошли представители войска, Военного министерства, инженер-строитель и правитель дел. В помощь инженеру-строителю назначались офицеры Корпуса инженеров путей сообщения, техники и механики. Комитету поручалось на средства войска Донского построить железную дорогу от Грушевских каменноугольных копей к пристани на донском берегу. На пост руководителя стройки (инженера-строителя) по рекомендации главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями К.В.Чевкина был назначен инженер путей сообщения подполковник Валериан Александрович Панаев. С его приездом на Дон первоначальный вариант прокладки дороги подвергся существенным изменениям. Предстояло проложить рельсы от Грушевских копей уже не в сторону станицы Мелеховской, а к станице Аксайской.

Воскресным днем, 2 апреля 1861 года, у балки Тангаш, в двух верстах от Новочеркасска, состоялось торжественное открытие стройки. Первую глыбу земли в начало стройки заложил наказной атаман Войска Донского.

Это событие стало началом появления на карте страны Северо-Кавказской железной дороги.

1864-1870 годы

Железнодорожная линия от Грушевского посада (город Шахты) через Максимовку (город Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской (город Аксай) с веткой к угольным копям и пристанью на донском берегу, имела протяженность 66 верст и вошла в строй 10 января 1864 года.

В этот день на станции Новочеркасск состоялась торжественная церемония открытия. Участникам торжества заранее были разосланы приглашения: “Комитет Грушевско-Донской железной дороги имеет честь покорнейше просить Вас пожаловать 10 числа сего января на открытие железной дороги к 12 часам утра в пассажирский дом Новочеркасской станицы”.

Практически сразу, с 1 февраля 1864 года, по дороге начались регулярные грузовые и пассажирские перевозки. Почти через год, 13 декабря 1864 года, высочайшим повелением государя-императора Александра II было утверждено «Положение об администрации Грушевской железной дороги». Дорога стала именоваться Грушевской. К тому времени она уже имела 4 паровоза, 161 товарный, 2 багажных и 14 пассажирских вагонов. На станции Максимовка было построено паровозное депо с ремонтными мастерскими.

На вокзале в Ростове-на-Дону

Вид на станцию Ростов-Берег и мост через реку Дон

К началу 1868 года от станицы Аксайской до портовых пристаней в городе Ростове-на-Дону был положен участок пути протяженностью 12 с половиной верст, который проходил правым берегом Дона по территории нынешней набережной и заканчивался станцией Ростов-Пристань.

Разводной мост через Дон

По нему осуществлялись только грузовые перевозки в направлении речного порта. Но уже к началу 70-х годов ХIХ века после прокладки дополнительной линии через городской район Нахичевань Ростов-на-Дону накрепко соединился с железнодорожными путями центральной части России.

На привокзальной площади

Вагоны в ожидании погрузки на станции Ростов-Пристань

1870-1917 годы

Рост производительных сил и торгового оборота требовал дальнейшего развития железных дорог на Юге России. В 1872 году учреждается акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Строится линия в 652 версты от Ростова-на-Дону до Владикавказа. Движение по ней открылось 14 июля 1875 года. Было построено 37 станций, 4 основных и 3 оборотных паровозных депо, главные мастерские в Ростове-на-Дону, разводной железнодорожный мост через реку Дон.

На станции Владикавказ

Для использования широких экспортных возможностей Юга в 1888 году была введена в строй линия Тихорецкая-Новороссийск со строительством крупнейшего в Европе хлебного элеватора и портовых сооружений.

Механический цех депо на станции Грозный

В 1894 году открывается линия Беслан–Петровск (Махачкала), строится нефтеперегонный завод в Грозном и портовые сооружения в Петровске. Линия Минеральные Воды-Кисловодск дает мощный импульс развитию курортов, а дорога от Кавказской до Ставрополя открывает выход в порты ставропольскому хлебу.

Вокзал станции Тихорецкая

Пр одолжая наращивать экспортные возможности, Владикавказская железная дорога строит линии Тихорецкая–Царицын, Петровск–Баку, Кавказская–Екатеринодар (Краснодар). В итоге к началу ХХ века общая протяженность дороги достигает 2 326 верст, а объемы перевозок грузов возрастают до 180 млн.пудов. Общий доход 27 млн.руб, а прибыль около 11 млн.руб.

Выгрузка зерна из вагонов на портовых пристанях Новороссийска

К 1915 году появляется еще несколько акционерных железнодорожных обществ, строивших железные дороги на Кубани и Ставрополье: Армавир-Туапсинская (линия от Армавира до Туапсе с веткой на Майкоп и Лабинскую), Ейская (линия Ейск–Староминская–Сосыка).

Вид Ростова-на-Дону

Черноморско-Кубанская (линия Крымская–Тимашевская–Староминская–Кущевка) и Черноморская (положила начало строительству линии от Туапсе до Сочи). Все они вкупе с Владикавказской железной дорогой сформировали железнодорожную сеть Юга России, сохранившую свои очертания до наших дней.

Паровозное депо станции Грзный

1917-1941 годы

Революция и гражданская война застали Владикавказскую железную дорогу процветающим и самым крупным коммерческим предприятием на Юге России.

Разрушенный мост на участке Грозный-Петровск 1920 год

Почти два с половиной года дорога находилась в зоне военных действий. Только к марту 1920 года, когда Красная Армия полностью овладела Югом России, Владикавказская, Ейская, Армавир-Туапсинская, Черноморско-Кубанская и недостроенная Черноморская железные дороги оказались на территории, полностью подконтрольной Советской власти.

Трудармейцы на восстановлении Ростовского ж.д.узла

В 1922 году все эти железные дороги были национализированы и объединены в одну - Северо-Кавказскую, но ненадолго: уже в 1925 году магистраль была разделена на Северо-Кавказскую с центром в Орджоникидзе (Владикавказе) и Азово-Черноморскую с центром в Ростове-на-Дону.

Учащиеся ремесленного училища

В 20-е годы на разрушенных гражданской войной участках главного хода дороги восстановление велось рекордными темпами. Этому способствовала серьезная ремонтная база, которой обладала дорога: 4 больших мастерских и 17 крупных депо.

К 1923 году тяговый парк был приведен в удовлетворительное состояние, постепенно на всех крупных железнодорожных узлах были созданы фабрично-заводские училища, открыты техникумы.

Паровоз серии «Гп», отремонтированный на субботнике

В 1929 году был создан Ростовский-на-Дону институт инженеров путей сообщения. К тридцатым годам восстановление было полностью завершено и началось техническое перевооружение железной дороги. Так, вплоть до 40-х годов огромная работа проделана по развитию путевого хозяйства, реконструкции устройств сигнализации и связи. На станции Батайск построены северная и южная механизированные горки, реконструированы станции Ростов, Тихорецкая, Кавказская, Краснодар, Грозный, Гудермес, Торговая (Сальск), Дербент. На дорогу стали поступать мощные паровозы, большегрузные вагоны с автосцепкой и автотормозами.

Электрификация участке Минеральные Воды-Кисловодск

В конце 1936 года одним из первых в стране был электрифицирован участок Минеральные Воды-Кисловодск.

Пригородный поезд на Минераловодской ветке 1939 г.

1941-1950 годы

Великая Отечественная война в корне изменила характер работы и жизни магистрали. К концу сентября 1941 года Северо-Кавказская дорога перешла на военные рельсы и находилась в зоне боевых действий. Люди, станки, оборудование и целые предприятия эвакуировались на Восток страны. Железнодорожники делали все, чтобы остановить врага и не дать воспользоваться захватываемыми им участками дороги: разбирались и вывозились стрелочные переводы, автодрезины, станки, вагоны, подрывались мосты и сооружения.

Разрушенный мост через реку Дон

К концу 1942 года немецкая оккупация дороги дошла до Владикавказа.

Несмотря на военные действия, велось строительство новых объектов. Так, в 1942 году были сданы в эксплуатацию важные для фронта участки Кизитеринка–Батайск, Адлер–Бзыбь, Кизляр–Астрахань, а уже в 1944 году дорога приросла 129 километрами пути участка Крымская–порт Кавказ.

Восстановление пути на Краснодарском отделении

В начале 1943 года началось освобождение Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. К концу марта был восстановлен полностью разрушенный мост через реку Дон, а к июлю снова вошли в строй 3 062 километра главных и 675 километров станционных путей, 765 искусственных сооружений, в том числе три тоннеля и 111 больших и средних мостов.

Перевозка военной техники

К концу 1945 года восстановление главного пути составило почти 100 процентов. Общий ущерб, нанесенный дороге военными действиями, оценивался в 2 млрд.рублей.

Машинист Кузнецов Г.А., один из пятисотников

Железнодорожники самоотверженно трудились и внесли свой большой вклад в общую победу. Они под бомбами перевозили эшелоны войск, вооружения, грузов снабжения, эвакуировали раненых. Многие работники магистрали были отмечены высокими государственными наградами.

Восстановление паровоза в Ростовском депо

После войны был разработан план восстановления и развития дороги на период до 1950 года: появились новые электрифицированные участки, современные локомотивы, устройства сигнализации и связи. Вместе со строительством Волго-Донского канала в 1949 году начались работы по укладке линии Куберле-Морозовская.

Машинист Лесников Е.А. (на паровозе первый слева) на первом прибывшем в берлин советском паровозе

1950-1980 годы

Последующие годы были периодом строительства новых путей, обновления техники и систем безопасности движения. На Северо-Кавказской дороге быстрыми темпами шла электрификация, в эксплуатацию поступали более мощные локомотивы - электровозы и тепловозы.

Локомотивное депо Туапсе 1977 г

Одновременно с этим создавалась база для их ремонта, реконструировались депо и дорожная техника. Средства безопасности движения, сигнализации и связи вышли на передовой современный уровень. Повсеместно старые семафоры заменялись светофорами, росли скорости движения поездов.

В 1955 году в депо Морозовская на смену паровозам СО-17 стали поступать более современные паровозы серии «Л», которые отличались высокой производительностью. Летом 1958 года завершились строительно-монтажные работы на всем побережье Черного моря. Между Туапсе и Сочи открылось движение электропоездов. В 1962-1963 годах электрифицирован участок Лихая-Чертково-Россошь,

Невинномысск-Минеральные Воды, а к 1975 году был лектрифицирован участок Минеральные Воды-Прохладная.

Формирование поезда с помощью телетайпа

Шло вперед развитие электротяги: в 1963 году на НЭВЗе был выпущен первый электровоз семейства ВЛ80. Пассажирские перевозки выходили на новый уровень, повышалось качество обслуживания, обновлялся парк вагонов. В январе 1966 года из Ростова в Москву отправился первый фирменный поезд «Тихий Дон».

Развивались и грузовые мощности дороги. В 60-80-е годы на 46 станциях построены контейнерные площадки, на которых были смонтированы электрокозловые краны. К началу 80-х годов их было уже 252 единицы. Это значительно ускорило погрузочно-разгрузочные операции и сократило время простоя вагонов и контейнеров. В конце 70-х годов началось строительство грузовых дворов на станциях Ростов-Западный, Краснодар-Сортировочный, Горячий Ключ, Трубецкая, Старомарьевская. Всего было построено 24 крупных механизированных грузовых двора, 36 открытых механизированных складов.

Работа щебнеочистительной машины ЩОМ-4М

1980-2003 годы

Восьмидесятые годы были отмечены быстрым ростом потребности страны как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Для их обеспечения на дороге продолжалась огромная рабо­та, направленная на увеличе­ние пропускной способности. Значительно расширился полигон электрификации: Тимашевская-Новороссийск, Прохладная-Грозный.

Пассажирский поезд 1980 г.

В 1985 году сооружен западный обход станции Ростов-Главный со строительством нового железнодорожного моста через реку Дон. Это позволило увеличить пропускную способность дороги в направлении с Северо-Запада страны на Юг.

В то же время сооружен ряд небольших, но важных обходов на участке Лихая-Замчалово, Новопредугольная, Горная, Несветай, Юбилейная, Михайло-Леонтьевская, Энем, Кривенковская, Тимашевская, Пост 9-й километр и другие.

Электрификация участков дороги

В 1987 году введена в эксплуатацию линия Благодарное-Прикумск (Буденновск) протяженностью 72 километра, проходившая через крупные хлебные районы Ставропольского края и соединившаяся с главным ходом дороги Ростов-Баку.

Укладка пути в тоннеле №1 на участке Шепси-Водопадный

Девяностые годы стали тяжелым испытанием для дороги, вместо транзитной она стала приграничной. Традиционные грузопотоки, шедшие на Юг, начали менять направление и уменьшаться.

Диспетчерская управления дороги

Резкий спад промышленности привел к потере 60 процентов объема перевозок. Но несмотря на огромные экономические трудности дорога развивалась: в 1993 году закончена электрификация участка Краснодар-Кавказская, в 1995 году – Афипская-Крымская.

В 1998 году началось движение ускоренных электропоездов-экспрессов на Краснодар, Таганрог и Армавир. В 1999-2001 годах началась электрификация направлений Новороссийск-Котельниково, Тихорецкая-Краснодар, Крымская-Грушевая.

Путевое развитие станции Батайск

В начале 2000-х годов была создана мощная сеть передачи данных, связывающая между собой управление, отделения и предприятия дороги, в Ростове-на-Дону началось строительство единого диспетчерского центра управления всеми железнодорожными перевозками Северного Кавказа.

Локомотивное депо на станции Тимашевская

2003-2014 годы

Последнее десятилетие стало периодом существенных перемен. Растущая экономика страны требовала от железнодорожников серьезных преобразований. В отрасли предстояло создать конкурентную среду и привлечь в ее развитие новые инвестиции. 1 октября 2003 года Правительство России учреждает открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Северо-Кавказская железная дорога вошла в структуру вновь созданного общества и стала его филиалом. Наступило время масштабных реформ и перестройки всей системы работы дороги.

Наряду с реформированием, дорога продолжила поступательное развитие. Были построены новые и реконструированы старые тоннели, в том числе Большой Новороссийский. Для переработки растущего экспортного грузопотока станция Новороссийск подверглась серьезной реконструкции, для эффективного взаимодействия железнодорожников, грузоотправителей и портовиков на дороге создан логистический центр.

Большой Новороссийский тоннель после реконструкции

В связи с бурным развитием портовых мощностей Таманского полуострова и ожидаемым увеличением грузопотока в этом направлении более чем в 3 раза, с середины 2000-х годов дорога реализует проект реконструкции участка Котельниково–Тихорецкая–Крымская с обходом Краснодарского узла. Предусматривается строительство 600 километров вторых путей, электрификация 150 километров железнодорожной инфраструктуры. На самом Таманском полуострове реализуется проект реконструкции участка 9-й километр–Юровский–Анапа–Темрюк–Кавказ. Для увеличения пропускной способности “входных” станций дороги построен третий главный путь на участке Лихая–Замчалово.

Меняется “пассажирское лицо” дороги. Проведена реконструкция вокзалов Ростова-на-Дону, Кавказских Минеральных Вод, вагонный парк пополняется новыми комфортными вагонами для перевозки пассажиров на дальних и пригородных маршрутах. Полностью обновлен тяговый подвижной состав, задействованный в пассажирском сообщении. В 2013 году на дорогу поступили первые двухэтажные вагоны, открылось после реконструкции пассажирское вагонное депо в Минеральных Водах, ставшее самым крупным и современным в России, на Черноморском побережье запущены пригородные поезда «Ласточка». На станции Адлер для них было построено специальное депо.

Электропоезд «Ласточка» на станции Сочи

Самое мощное за последнее время развитие дорога получила в рамках подготовки к проведению ХХII Зимних Олимпийских и ХI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Предстояло обеспечить перевозку и обработку грузов, поступающих на строительство олимпийских объектов, для чего в Сочи и Адлере были построены грузовые дворы. Был реализован уникальный по своей сложности проект строительства совмещенной автомобильной и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. На карте дороги появились новые вокзалы на станциях Адлер, Олимпийский парк, Эсто-Садок, Красная Поляна, интермодальная линия из Адлера в аэропорт Сочи. Были реконструированы вокзалы Сочи, Хоста, Мацеста и остановочные пункты Черноморского побережья. В целях увеличения пропускной способности на линии от Туапсе до Адлера было уложено более 30 километров вторых путей. Жители города Сочи, участники и гости Олимпийских и Паралимпийских игр по достоинству оценили созданную для них уникальную железнодорожную инфраструктуру.

Новый железнодорожный вокзал станции Адлер

Вместе со всей страной Северо-Кавказская железная дорога прошла огромный исторический путь длиной в 150 лет. В нем как в зеркале отражались все исторические события и перемены. Сегодня Северо-Кавказская железная дорога вместе с компанией ОАО «Российские железные дороги» развивается и идет вперед, выполняя задачи, поставленные экономикой страны.

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Глава 5. Особенности Северо-Кавказской железной дороги,обусловленные территориально- отраслевой структурой хозяйства Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказская дорога расположена на территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Район тяготения дороги почти полностью совпадает с Северо-Кавказским экономическим районом. Дорога находится в пределах Северного Кавказа, и лишь незначительно район тяготения дороги включает небольшую часть Волгоградской и Астраханской областей, а также Калмыкскую Республику.

Северо-Кавказская железная дорога (см. схему дороги)граничит: на севере - с Юго-Восточной (станция Чертково), на северо-востоке с Приволжской (станции Морозовская, Котельниково, Олейниково), на юге с железными дорогами стран Закавказья (станции Самур, Веселое), на западе с дорогами Украины (по станциям: Кавказ, Успенская, Закордонный, Плешаково, Гуково, Ольховая).

Схема дороги

Главная магистраль железной дороги протянулась с северо-запада на юго-восток: Миллерово - Ростов-на-Дону - Тихорецкая - Кавказская -Армавир - Прохладная - Гудермес - Махачкала - Дербент. Это двухпутная электрифицированная магистраль.

В Тихорецкой она пересечена линией Новороссийск - Краснодар -Тихорецкая – Куберле -Котельниково и далее на Волгоград, которая соединяет Поволжье с Новороссийском. Железнодорожная линия Марцево - Ростов -Армавир - Туапсе - Сочи является частью главной курортной магистралью страны. Выход на Нижнию Волгу и далее на восток обеспечивают два участка: Тихорецкая - Сальск – Котельниково и далее на Волгоград и Кизляр - Олейниково.
Наиболее развита сеть железных дорог в Республике Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской области. В Ростовской области дорога обслуживает восточное крыло Донбасса с его развитой угольной промышленностью, машиностроением. В республике Адыгея густота железнодорожной сети связана не только с развитой промышленностью, но и с большой плотностью населения. В Краснодарском крае дорога обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом.

Дальнейшему развитию Северо-Кавказской дороги препятствуют горы Большого Кавказа. В некоторых местах строительство дороги просто невозможно, но и там, где оно возможно, горы «заставляют» значительно удлинять трассы из-за большого количества криволинейных участков, которые огибают горные отроги, и пересекают долины бурных горных рек.

Свыше 30 тыс. тяжеловесных поездов в год проводится по Северо-Кавказской железной дороге. Больше всего их формируется на Лиховском, Краснодарском и Махачкалинском отделениях дороги.

В настоящее время на Северо-Кавказской дороге осуществляется проект модернизации пути из Сибири к черноморским портам Новороссийск и Туапсе: электрифицирована линия Сальск-Котельниково, электрифицируются линии Гуково-Замчалово с выходом на Украину и Лихая - Морозовская.

Общая длина всех путей Северо-Кавказской дороги (более 6 тыс. км) составляет примерно 7% от сетевой. Это хорошо технически оснащённая магистраль, у которой электрифицированы все основные направления (948 км.). Более 84% грузооборота дороги выполняется электротягой.

Дорога оснащена цифровой связью (линиями ВОЛС), на базе которой сейчас успешно внедряются новые информационные технологии. В Ростове создан региональный центр управления перевозками, модернизируется информационно-вычислительный комплекс дороги. Развивается локомотивное хозяйство, которое насчитывает 14 основных, 2 моторвагонных и 7 оборотных депо, а также вагонное хозяйство, насчитывающее 11 вагонных депо, 27 пунктов технического обслуживания вагонов.

Грузооборот дороги составляет 69 млрд. т-км (2005 г.), это 4% от сетевого. Эта доля значительно меньше, чем доля в сети (см. приложения 1, 2, 3), поэтому грузонапряженность дороги довольно мала и составляет всего половину от средней по сети.

Прибытие грузов здесь в 2 раза больше, чем отправление. Это значит, что дорога имеет пассивный транспортный баланс и большую долю местных перевозок. Доля перевозимых здесь грузов выше, чем доля грузооборота. Это говорит о наличии транзитных грузов, которые вывозятся не столько в другие районы страны, сколько зарубеж через морские порты района.

Основными грузами вывоза на дороге являются строительные материалы, флюсы, комбикорма и руды цветных металлов. Большую долю в отправлении грузов имеют также нефтяные грузы, каменный уголь, зерно, цемент, химические удобрения, черные металлы.

Главными грузами прибытия на дороге являются нефтяные грузы, строительные материалы черные металлы, каменный уголь, зерно, продукция обрабатывающих отраслей (в том числе машиностроения), химические удобрения, цемент, лесные грузы.

Северо-Кавказская железная дорога перевозит больше других дорог-филиалов ОАО «РЖД» флюсов (28% сетевых) и большое количество строительных материалов. Эти грузы производятся внутри района и перевозятся как внутри района, так и идут на вывоз в другие районы страны и зарубеж.

Зерно и продукты перемола в большом количестве производятся внутри района. Северный Кавказ – это житница нашей страны. Дорога перевозит 17% всех зерновых грузов сети, это наибольшая доля из всех дорог-филиалов ОАО «РЖД».

Станциями, обслуживающими элеваторы в районе являются Сальск и Ставрополь. Северо-Кавказская дорога обслуживает и сельское хозяйство района. Например, Сальский участок дороги (Тихорецкая - Сальск - Котельниково) проходит по территории сельских районов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, для которых именно железная дорога обеспечивает перевозки минеральных удобрений, ГСМ, различной сельхозтехники, урожая зерновых и овощных культур.

Уголь добывается в восточном крыле Донецкого каменноугольного бассейна и используется, в основном, внутри района. Однако транзитом сюда поступает уголь Кузбасса и Печорского угольного бассейна, который используется и внутри района, и отправляется на экспорт. Превышение прибытия над отправлением угольных грузов на дороге составляет примерно 1,5 раза.

Крупнейшими грузообразующими точками дороги являются углепогрузочные станции Ростовской области Зверево, Горная, Юбилейная и др.

Нефтяные грузы образуются как внутри Северо-Кавказского района (добыча нефти и ее переработка), так и завозятся из Поволжья и Западной Сибири по трубопроводной системе. Они используются внутри района и отправляются транзитом на экспорт через порты Черного моря.

Пунктами слива нефти с трубопроводов на железную дорогу и станциями, обслуживающими нефтеперерабатывающие заводы являются Краснодар и Новороссийск.

Черные металлы и лесные грузы – это грузы, которые, в основном, ввозятся в район. Прибытие черных металлов на дороге в 10 раз превышает их отправление, а лесных грузов – в 26 раз. Но эти грузы не только используются в районе, но и вывозятся транзитом за границу.

Основными узловыми станциями района являются: Ростов-на-Дону, Таганрог, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Минеральные Воды, Краснодар; Туапсе, Новороссийск и другие.

Особое место среди транспортных узлов Северо-Кавказского района занимают южные морские порты Новороссийск и Туапсе.

Новороссийск - крупнейший транспортный узел на юге России. Через него проходит основной поток экспортных грузов страны, поэтому коренная реконструкция Новороссийского железнодорожного узла является, важнейшей общегосударственной задачей. Здесь на базе современных технологий создаётся логистический центр, который решает вопросы приёма и отправления составов в адрес порта со всех железнодорожных станций страны. Здесь работает мощный нефтеналивной терминал, отправляется множество генеральных грузов.

Вторым по величине и значимости морским портом является Туапсе. Здесь ведётся наращивание мощностей по перевалке генеральных и нефтеналивных грузов, поэтому железной дорогой ведутся большие работы по развитию припортовой станции Туапсе.

Пассажирооборот дороги составляет почти 12 млрд. пасс-км в год. В 2005 году на дороге отправлено 44 млн. чел пассажиров. Она занимает 3 место в стране по количеству пассажиров дальнего следования.

Пассажирские перевозки являются одним из главных направлений работы дороги. На протяжении многих лет магистраль традиционно занимает одно из ведущих мест в общем объёме пассажирских перевозок в стране и характеризуется интенсивным пассажирским движением. Это прежде всего связано со специализацией района на курортном хозяйстве. В Ростове-на-Дону сходятся пассажирские потоки, следующие на курорты Минераловодской группы и на Черноморское побережье Кавказа. Линии Ростов - Армавир - Минеральные Воды и Ростов - Новороссийск, относятся к числу важнейших магистралей, осуществляющих пассажирские перевозки.

На Северо-Кавказской ж/д формируется 6 фирменных пассажирских поездов. На линии Белореченская - Туапсе - Адлер курсирует скоростной электропоезд повышенной комфортности ЭД 4 М. За 1 месяц он перевозит более 4 тыс. пассажиров.

Железная дорога тесно взаимодействует с другими видами транспорта.

Так, район тяготения дороги пересекается многими реками, стекающими в Азовское и Каспийское моря. Транспортное значение имеют Дон и Кубань.

Длина судоходной части Дона 1600 км, это позволяет использовать его в хозяйственных целях района. Его транспортное значение особенно возросло после постройки Волго-Донского канала и образования Цимлянского водохранилища, связавших Поволжье с морем. В грузообороте Дона 70% составляет хлеб и уголь. Кроме этого по Дону перевозится лес, нефть, строительные материалы, каменный уголь и др. грузы. В пределах дороги, а именно, района ее тяготения, крупными портами на Дону являются Ростов и Цимлянская. Немаловажное значение имеет взаимодействие железной дороги с речными портами Азов, Волгодонск, Усть-Донецк.

Приморское положение дороги делает важным взаимодействие Северо-Кавказской дороги с морским транспортом. На дороге идет активное развитие припортовых станций, железнодорожных подходов к морским портам. Это обусловлено тем, что в последнее время существенно увеличились объемы экспортно-импортных перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Дорога взаимодействует с такими портами, как Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Азов, Махачкала, Ейск. Главные грузы отправления из этих портов: цемент, нефть, зерно (Новороссийск, Туапсе), уголь, металл (Ростов, Таганрог). Через морские порты проходит значительный поток пассажиров.

В ближайшей перспективе в районе мыса Железный Рог на Таманском п-ове будет построен новый порт в составе специализированных комплексов по перевалке аммиака, нефти и нефтепродуктов. Мощность нового порта к 2015 г составит более 30 млн т грузов.

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Нефть от нефтяных месторождений поступает к нефтеперерабатывающим заводам. Наиболее крупные нефтепроводы в районе это: Грозный - Туапсе; Махачкала -Грозный; Майкоп - Краснодар; Тихорецкая - Новороссийск - Туапсе. На базе богатейших Северо-Кавказских месторождений сооружены газопроводы для снабжения газом других районов страны. Крупнейшие из них: Ставрополь - Москва; Краснодар -Новороссийск; Ставрополь - Невинномыск - Минеральные Воды - Грозный.

Район тяготения дороги пересечён также рядом автомобильных дорог. Важная роль автомобильного транспорта определяется здесь многими факторами: курортной специализацией района, высокой степенью интенсивности сельского хозяйства. Район пересекают такие крупные автомагистрали, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Владикавказ, Ростов-на-Дону – Краснодар – Туапсе - Сочи. Через Кавказский хребет построены три перевальные дороги: Владикавказ - Тбилиси, Алагир - Кутаиси, Черкесск - Сухуми. Эти дороги обеспечивают международные импортно-экспортные связи с Грузией и другими странами Закавказья.

Велика роль автомобильного транспорта и в обслуживании железной дороги по доставке грузов непосредственным получателям.

Над районом тяготения дороги пролегают воздушные трассы Москва - Ростов - Краснодар - Адлер; Ростов - Минеральные Воды - Грозный -Махачкала и др.

Объём погрузки на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) за 9 месяцев 2017 года составил 52,2 млн тонн, что на 12,1 % больше показателя аналогичного периода прошлого года . В январе - сентябре нынешнего года существенно выросла погрузка чёрных металлов - до 1,3 млн тонн (73,6 %) и каменного угля - до 8,1 млн тонн (41,5 %). Так же увеличился объём погрузки зерна (29,1 %), нефти и нефтепродуктов (20,4 %).По данным компании, в сентябре 2017 года погрузка на Северо-Кавказской магистрали составила 6,5 млн тонн, что на 17,6 % выше показателей аналогичного периода прошлого года. Общий грузооборот СКЖД за 9 месяцев 2017 года сложился в объёме 80,5 млрд тонно-км.

За январь-сентябрь 2017 года количество перевезённых Северо-Кавказской железной дорогой пассажиров сократилось на 11,3 %, сообщил пресс-центр компании. Заметнее всего упали объёмы пригородных перевозок, на которых число пассажиров сократилось на 15 %", - сказано в сообщении. Всего за указанный период услугами СКЖД воспользовались свыше 28 миллионов человек, из них 3,7 миллиона пассажиров перевезли в сентябре. Отмечается, что пассажирооборот за указанный период снизился на 7,7 % .

С декабря 2017 года осуществляется движение пассажирских поездов дальнего следования по новой железнодорожной линии Журавка - Миллерово. С вводом в действие нового графика движения поездов на 2017/2018 годы по этому участку начали курсировать свыше 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов ежесуточно. Магистраль Журавка - Миллерово длиной 137 км стала частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем . По проекту, максимальная скорость движения пассажирских поездов составит 140 км/ч, грузовых - до 90 км/ч. Новая железная дорога проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Цель проекта - развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Центр - Юг, увеличение её пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.

На Северо-Кавказской железной дороги реализуется программа «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла» и «Комплексная реконструкция участка 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ», призванные расширить пропускную способность магистрали Волгоград - порты Таманского полуострова. Для этого выполняются следующие работы:

  • Строительство второго пути на линии Котельниково - Сальск - Тихорецкая;
  • Строительство второго пути на линии Тимашевская - Крымская;
  • Реконструкция и строительство второго пути на линии 9 км - Юровский;
  • Строительство подходов и железнодорожного моста через Керченский пролив .
  • Электрификация участка Станция 9 км - Анапа.

6 февраля 2019 года открыто движение грузовых поездов к портам Азово-Черноморского бассейна в обход Краснодара на новом 65-километровом участке Козырьки – Гречаная с двумя грузовыми станциями Кирпили́ и Бейсужёк .