Историческая реконструкция - довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихсяисторией, романтическим духомсредневековьяиискусством. ВРоссиисуществует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивныетурниры.Фестивалии массовые постановки сражений проводятся, в основном,клубами исторического фехтования и реконструкциипри поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкцияКуликовского сраженияилиБородинской битвыв России или реконструкцияГрюнвальдской битвыза границей).

Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его (восстановления) результат.

Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция как хоббипоявилась в странахСНГ(тогда ещё -СССР) в конце1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего изкостюма,доспеха,оружияи бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

живая история;

турниры (бугурты) - в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ.living history) - научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты - реконструкция полевых сражений) - сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Античность;

Раннее Средневековье(VII-XI век);Высокое Средневековье(XII-XIII века);Позднее Средневековье(XIV-XV века);Новое время(XVI-XVII века);Наполеоновские войны;Первая мировая война;Вторая мировая война;Холодная война(военные конфликты 1946-1991 годов)

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Исторические реконструкторы - фанаты исторических эпох, идеологии, духовности.

Реконструкторы - люди, занимающиеся воссозданием быта,ремёсел,традицийи боевого искусства конкретнойэпохиконкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовленииоружия,одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себедоспехии оружие. Многие также занимаютсяисторическим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевикитакже зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий наролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.[источник не указан 1055 дней]Впрочем случаются и неординарные случаи, когда в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Хотя, вследствие всё того же пренебрежения со стороны реконструкторов возникают внутренние конфликты, и подобные организации с легкостью разваливаются.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфическихимиджевыхаксессуаровисторической направленности, таких, как историчные кольца иамулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфическогомировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации - такие, как войскавермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

Движение Ролевых Игр (ДРИ), Ролевое движение, ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередьролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движенияисторических реконструкторов,толкинистов,хардболистов,страйкболистовипейнтболистов. Ролевое движение выделяют и какхобби, и каксубкультуру, для которой характеренсвой жаргон, своя музыка (см.менестрели), своя литература (в основномфэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты- кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в пониманиеролевых игробщественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Сущность.

Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь. Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи. Внешность.

В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д. Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена. Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга. Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! :) Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.

Проходят игры следующим образом:

большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию. По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции. Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком. У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар. Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен. Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить". Толкинисты (от Толкин) -фэндом(неформальное(как правило)субкультурноесообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства - пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.) поклонников книгДж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультуройролевиков.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали!

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору.

Толкиенистов отличает:

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр. Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки. Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей. Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"): «Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем.... В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...» Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты - нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо .

Что такое историческая реконструкция? - Это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов, бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.
Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.
Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века.
Я расскажу о двух аспектах реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти:
Первое - воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох. Это память о том, как и чем жили предки.
Второе - воссоздание для публики исторических событий, в основном - известных сражений. Это память о славных деяниях предков.

Воссоздание предметов прошлого

Воссоздание предметов прошлого - это базис движения. Через изучение материальной культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу первоисточников, часто начинает практиковать ремесло. Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или вооружения.
Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, кто-то строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям. Кто-то мастерит античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона.

Активизируется не только национальная память. Человек осознаёт, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма. Реконструкция вообще слабо идеологизирована, и в этом часть её притягательности.
Ориентация на первоисточники, архивы, археологию - сильная прививка от выдумок, неважно, русофобские они или патриотические. Разумеется, приверженность альтернативной истории - немыслимая вещь в движении.

Нравы реконструкторов

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вдумывания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты. В клубах, где много молодежи, задачу редко формулируют как «патриотическое воспитание», разве только для чиновников. Однако я не знаю в движении нигилистов и русофобов, ни среди реконструкторов Руси, ни Европы, ни Наполеоновской армии, ни Вермахта. Для реконструкторов вообще характерны здоровые ценности, «впитанные» из прошлого: крепкие семьи, традиционные гендерные роли, культ товарищества.

Аудитория исторических фестивалей

Энтузиазм реконструкторов заразителен - гости фестивалей уходят заинтересованными эпохой, а бывает, и сами начинают свой путь в реконструкции.
Вообще, уровень аудитории сильно вырос. 10 лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца. Сейчас это редкость, с гостями часто завязываются интересные дискуссии. Этой весной в Крыму мы ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе нам встретились туристы. Первый их вопрос был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата ?»
Просветительский успех исторических фестивалей во многом обязан тому, что гости вовлекаются в происходящее. Человек печет хлеб в глиняной печи, кует нож, лепит горшок на гончарном круге, стреляет из лука или пищали, катается на ладье, учится писать уставом, печатает гравюру, ходит строем. То есть получает комплекс впечатлений, погружается в эпоху и прихватывает на память артефакт, который сам и изготовил.

Воссоздание сражений

Переходим к другому аспекту - реконструкции сражений. Вспомним римлян, которые в амфитеатрах разыгрывали эпизоды Пунических войн . Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами. Это «мифы» в исходном значении - учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство.

Битва при Гёттисберге

Photo by Robert London

Яркий пример культивации национального мифа через реконструкцию - битва при Гёттисберге в США. На поле боя находится военно-исторический парк, а сама битва ежегодно собирает до 10 тысяч участников, это крупнейшее событие в мировой реконструкции. Некоторые участники идут до поля боя пешим маршем по 150 миль. Вообще, реконструкция Гражданской войны, причем с сочувствием к обеим сторонам, - настоящий культ в Америке.

Битва при Уксусном холме

Часто государство актуализирует подзабытые события, которые могут укрепить национальную идентичность. Например, в Австралии власти сочли, что гражданский культ АНЗАКов , участвовавших в Первой мировой, недостаточен. Рождение австралийской нации решили отодвинуть на сто лет - к малоизвестной Второй битве при Уксусном Холме, где ссыльные ирландцы отбили британскую армию. На этом холме поставили памятник и с 2004 года учредили ежегодную реконструкцию. Она собирает тысячи зрителей и привлекает внимание мировых СМИ.

Реконструкция сражений в России

В России реконструировать сражения начали в 1906 г. Первый опыт был посвящен обороне Севастополя в Крымскую войну. Тема заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился три года ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона.
В 1987 году первые клубы СССР устроили поход по местам боевой славы Двенадцатого года. Это считается началом организованного движения реконструкции в России. Неудивительно, что фестиваль «Бородинская битва» - самое известное в России историческое мероприятие. Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям.
Далее я расскажу о нескольких проектах агентства «Ратоборцы». В этих проектах акцент на русской истории, они по-своему служат активизации исторической памяти.

Времена и эпохи

Начну с серии «Времена и эпохи ». Это крупнейший в мире реконструкторский фестиваль в мегаполисе. Серия началась в 2011 г, с тех пор каждый год фестиваль проходит в парке Коломенское. Ключевая идея - ежегодная смена исторической темы. Первый фестиваль был посвящен эпохе Древней Руси, его сделали малой командой всего за два месяца. При это он собрал 1000 участников со всей России и 50 000 зрителей - по тем временам неслыханно много. Отзывы были положительные, мы поняли, что нашли свою нишу.
В 2012 году фестиваль был посвящен 400-летию завершения Смутного Времени. Центральным событием стала реконструкция Московской Битвы 1612 года.
Третий фестиваль представил европейское Средневековье. Здесь же провели первый в России международный рыцарский турнир на цельных копьях - без бутафории, популярной на Западе. Этот турнир, кстати, вырос в отдельный фестиваль - «Турнир святого Георгия».
В 2014 году темой была Первая мировая война. Здесь скажу, что столкновение с родной историей не всегда комфортно. Была неожиданно бурная реакция на реконструкцию обороны Осовца. Зрители выходили с трибун восхищенными и заплаканными, при том что раньше про этот подвиг ничего не слышали. Была и волна негатива, мол, нельзя столь убедительно показывать душераздирающие события, которые были по историческим меркам недавно. Так или иначе, равнодушных не было. «Забытая война» всплыла в памяти москвичей и пробрала до костей. Не о таком ли трагическом катарсисе говорил Аристотель?
В прошлом году мы решили напомнить Третьему Риму о его духовном пращуре - Риме первом. Для этого меньше чем за год почти с нуля развили экзотическую для России тему античности. Древний Рим вызвал бешеный интерес - фестиваль посетило 300 000 человек.
В этом году «Времена и эпохи» снова были посвящены Древней Руси. Это был крупнейший фестиваль серии. Здесь же провели конференцию, где выступали ведущие российские археологи.

Если «Времена и эпохи» - это самый крупный фестиваль в России, то Крымский военно-исторический фестиваль - самый длительный. Он проходит с 2014 года на Федюхиных высотах близ Севастополя. Задача фестиваля - напомнить о славной истории полуострова, начиная с Боспорской войны I в н. э., заканчивая освобождением Севастополя в 1944 году.
Ключевые площадки фестиваля - древнеримская крепость, средневековая фактория, поле боя Великой Отечественной.
Самая атмосферная площадка - Крымская война. На Федюхиных высотах шли бои в 1855 году. Для фестиваля здесь выстроены позиции русской армии и интервентов. Это крепостные батареи с орудиями, казармы, пороховой погреб, осадные параллели. В этом году гостям показали штурм Малахова кургана.
Всего в этом году на фестивале было 11 площадок разных эпох и армий. Они работали 9 дней. В дальнейшем надеемся открыть на Федюхиных высотах исторический парк, работающий круглый год.

Военно-историческая реконструкция стала чрезвычайно популярной в России и за рубежом в последние два десятилетия. При этом известно, что изначально у нее были более глубокие корни. Первые реконструкции важных событий и великих битв проводили еще в Древней Греции и Риме. Сейчас эту традицию решили возродить.

История мероприятий

Военно-историческая реконструкция проводилась также и в Древнем Египте. Организаторы устраивали костюмированные представления. Публика могла своими глазами увидеть, как разворачивались ключевые сражения. Иногда для таких мероприятий даже строили специальные арены.

Следующую волну популярности этот вид представлений пережил в XVII веке. На этот раз страной, где начали массово проводить военно-исторические реконструкции, стала Англия. Здесь в 1620-1630 годах с показательными строевыми учениями перед публикой выступали подразделения лондонского ополчения.

На втором месте по популярности были сражения времен Отечественной войны 1812 года.

Битва за Берлин

Один из самых популярных военно-исторических фестивалей последний лет - "Битва за Берлин". Реконструкция посвящена штурму немецкой столицы советскими войсками в 1945 году.

Мероприятие проходит в Москве в конце апреля. В культуры и отдыха Вооруженных сил РФ "Патриот" реконструкторы воссоздают главные моменты одного из самых важных сражений Великой Отечественной войны.

В самом центре баталий оказываются гости фестиваля "Битва за Берлин". Реконструкция позволяет с головой окунуться в эту операцию советских войск. В парке воссоздают улицы реального Берлина, по которым проезжают танковые подразделения и мотовойска. Звучит настоящая артиллерийская канонада, а в небе разворачиваются бескомпромиссные авиасражения. Можно на свой "шкуре" почувствовать, каким был штурм Берлина. В реконструкции принимают участие не только любители истории, но и профессиональные каскадеры и пиротехники, которые тщательно готовят представление в память о героях той войны.

Стоит отметить, что в истории войны сыграл важную роль штурм Берлина. Реконструкция позволяет представить, как это было на самом деле.

"Огненная дуга"

Московская область вообще славится тем, что регулярно проводит фестивали военно-исторической реконструкции. "Огненная дуга" проходит в городке Ступино в конце апреля - начале мая.

Это очень зрелищный военно-исторический фестиваль, в котором принимает участие не только большое количество реконструкторов, но и разнообразная техника. Это и немецкие самолеты "Мессершмитты", и легендарный советский танк Т-34, и знаменитое орудие "катюша", наводившее ужас на немецкие войска.

Ежегодно в военно-историческом фестивале принимают участие около четырех тысяч гостей. Организаторы заботятся об организованной доставке гостей на праздник и об оборудовании парковочных мест для тех, кто решил приехать на личном автотранспорте.

В реконструкции самого боя принимают участие около 400 человек, а также не менее десяти единиц военной техники времен Великой Отечественной войны, произведенной в 40-е годы прошлого века. Большое количество туристов привлекают и места, в которых проходит фестиваль. Это поля и луга рядом с

Для гостей действа готовят масштабный спектакль, а после окончания реконструкции сражения они могут пообщаться с его участниками и сделать незабываемые снимки.

Последний раз в реконструкции "Пражской операции" приняли участие около 550 человек. Своих представителей прислали 57 клубов из 19 российских регионов. Немцев среди них было около 100 участников. Стоит отметить, что это один из крупнейших военно-исторических фестивалей в Московской области.

Зрители становятся свидетелями последней операции советских войск в Великой Отечественной войне. проводится с 6 по 11 мая 1945 года.

Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это — хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий — это только лишь развлечение или что-то еще? В данной статье мы попытались ответить на эти и другие вопросы, связанные с исторической реконструкцией.

Почему-то принято считать, что историческая реконструкция — это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именуемых себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так — корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее — то в античные времена. Хотя, конечно же, тогда это было вовсе не хобби, а скорее, профессия.

Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять — а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или материальную (впрочем, иногда и духовную) культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности.

Так вот, если реконструктор — это человек, воссоздающий события прошлого, то следует признать, что исторической реконструкцией занимались еще… в Древнем Риме. Как мы помним, римляне чрезвычайно любили гладиаторские бои. Так вот, время от времени эти состязания принимали вид сражений прошлого. Например, одну группу гладиаторов одевали как солдат Александра Македонского, другую — как персов Дария III Кодомана, и после этого они разыгрывали какой-нибудь эпизод из битвы при Гавгамелах.

Читайте также: Суперхобби: танки в масштабе 1:1

При этом бойцы старались следовать исторической правде во всех мелочах — отряды маневрировали так же, как и войска, участвовавшие в этой битве, предводители отрядов называли себя именами македонских и персидских полководцев и т.п. Так что подобное действо вполне можно считать военной реконструкцией. От современных аналогов оно отличалось лишь тем, что во время этой битвы бойцы умирали по-настоящему.

Итак, следует признать, что сначала появилась военная реконструкция, которая функционировала как элемент шоу (ибо бои гладиаторов были скорее древнеримскими шоу, нежели спортивными состязаниями). Позже, в эпоху Средневековья, она уже перестала быть столь кровавой, однако все-таки сохранилась. Во время всевозможных праздников при дворах монархов и аристократии часто разыгрывались фрагменты из битв прошлого, например, те же эпизоды сражений Александра Македонского.

Позже, с XVII-XVIII веков, начали возникать клубы любителей старины, которые стали прообразами объединений современных реконструкторов. Например, в Англии очень популярным увлечением была стрельба из средневекового "длинного" лука. Секретарь великого немецкого поэта Гете Иоганн Петер Эккерман писал, что: "Там (то есть в Англии. — Ред. ) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне — обычно это бывает уже под вечер — и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это все были рослые люди, и натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы".

Параллельно с этим развивалась и бытовая реконструкция, которая сначала была элементом городских карнавалов. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. А с начала XIX столетия в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью.

Пионерами этого движения следует считать двух шведов, Хенрика и Хьялмара Линги, которые, увлекаясь эпохой викингов, стремились точно воссоздавать не только оружие и доспехи этих бесстрашных воинов, но и домашнюю утварь той эпохи. Они ориентировались на сведения, полученные из скандинавских саг. Позже пример талантливых отца и сына вдохновил других любителей старины из Западной Европы, и изделия минувших эпох собственного изготовления на какое-то время стали чуть ли не обычным предметом интерьера.

В конце XIX века была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в Германии. По специальному распоряжению кайзеровского правительства, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий минувших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участники помогали историкам проводить некоторые исследования. Так, например, именно реконструкция битвы при Грюневальде помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения.

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 12:37 + в цитатник

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф...

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц...

Владимир Высоцкий

Так что ж это такое, военно-историческая реконструкция (сокращенно ВИР), движение, возникшее на просторах бывшего СССР еще в конце 80-х? Игра в солдатики не доигравших в детстве? Однако занимаются этим не только «книжные дети, не знавшие битв», но и зрелые мужи, многие из которых не только отслужили «срочную», но и отвоевали в горячих точках. Большинство обывателей, увидав на каком-либо празднике небольшое выступление реконструкторов (средневековье, наполеонистика, Первая и Вторая Мировые войны) считает их обычно чем-то вроде артистов или просто чудаками, дающими бесплатное представление. Некоторые, особо «обремененные» интеллектом, ничего кроме тупых реплик типа «О, фашысты пабяжали!..» выдавить из себя не могут. Увы, понятие «хобби» сводится в сознании населения к посещению диско-баров, обильному возлиянию в честь Бахуса, в лучшем случае к походам на охоту-рыбалку. Все выходящее за рамки привычного воспринимается подозрительно, иногда агрессивно. Наиболее четко, на мой взгляд, сущность военно-исторической реконструкции показана на сайте reibert.info.
«У человека, впервые увидевшего взрослых людей одетых в старую униформу, бегающих под взрывы пиротехники по "полю боя", пугая своим видом мирных селян и изображающих из себя храбрых вояк минувших эпох, сразу возникают похожие вопросы "Что они делают?" и чуть позже "Что это такое "реконструкция"?". Сейчас я постараюсь по порядку ответить на эти вопросы, что всё-таки заставляет этих людей самых разнообразных профессий, возрастов и национальностей одевать на себя форму давно уже не существующих армий и становиться под знамена некогда славных полков?

Если слово "реконструкция" понимать более широко, то её возникновение можно отнести ещё к далёкому XVII веку. В 1687 году английский король Яков II разыграл под Лондоном взятие Будапешта, где сражался его сын герцог Бервик, предварительно одев "воюющие стороны" в соответствующую разыгрываемому месту военную форму. Во времена наполеоновских войн полки британской милиции и регулярной армии проводили показательные учения в Гайд-Парке для развлечения публики. До гражданской войны (в 1850-х гг.) в США по всей стране ездили добровольческие и милицейские роты, которые разыгрывали перед заинтересованной публикой небольшие сценки из недавней войны с Мексикой. В Российской Империи также показывались небольшие эпизоды былых войн, обычно во времена народных праздников и гуляний. Эту традицию переняли и большевики, которые в 20-х годах довольно часто проводили целые спектакли, в основном имитирующие революционные события на их исторических местах. Самым знаменитым стал пошедший в 1920 году в Петрограде спектакль "Взятие Зимнего Дворца", в котором участвовало около 10 тысяч участников-стилистов и более 100 тысячи зрителей. Всё это вело к популяризации собственной армии и отдельных моментов отечественной истории.

Но, как правило, эти мероприятия проводились регулярной армией и конечно, это не являлось реконструкцией в чистом виде. В том смысле этого слова, к которому мы уже привыкли её понимать, реконструкция впервые появилась в США и Великобритании где-то в середине 1960-х годов. Тогда, в этих странах, практически одновременно появились первые клубы занимающиеся историей гражданских войн 1642-1651 гг. и 1861-1865 гг. В первых "сражениях" этих клубов участвовали всего несколько десятков человек в театральных или частично настоящих элементах униформы и экипировки. Сейчас же это самые большие, самые "точные и правильные" военно-исторические ассоциации в мире, - только в США "федералисты" и "конфедераты" вместе выставляют на поле боя более 15000 (!) солдат при 200 (!) орудиях (Антитам в 1997 году и Геттисбург 1998 году), а английские "армии" насчитывают еще около 6000 человек.

К середине 1980-х годов реконструкция уже охватила всю Европу и США, ежегодно стали организовываться сотни новых клубов, которые занимались реконструкцией самых разнообразных эпох и армий, начиная с римских легионов и заканчивая Фолклендской войной. А самыми популярными и многочисленными стали клубы занимающиеся такими эпохами, как Древний Рим и Греция, эпоха викингов, "Столетняя война", Бургундские войны, война Белой и Алой розы, наполеоновские войны, Гражданская война в США, Первая и Вторая Мировые войны, в этих клубах сейчас насчитываются тысячи и даже десятки тысяч человек по всему миру. Но встречаются и довольно "экзотические" клубы, например, Франко-Прусская война, Гражданская война в России, индийские войны XIX века, даже пираты XVII-XVIII веков и много других. Причем важно отметить, что национальность и место проживания не играют никакой роли для выбора эпохи и армии для реконструкции, уже давно существуют красноармейцы в Англии, французы в Индии, эсэсовцы в Техасе и даже Русская Освободительная Армия (РОА) в Японии! А былая смертельная вражда и предрассудки не мешают носить форму бывших заклятых врагов и быть патриотами своей Родины. А уж выбор эпохи для реконструкции и подавно ничем не ограничен, благо разнообразие мировой истории дает огромный выбор для изучения и воссоздания самых различных исторических периодов.

Реконструкция это не игра в войну для взрослых, хотя история мира это история войн, реконструкция это прежде всего попытка воссоздать с помощью одежды, предметов быта и даже собственного поведения небольшой кусочек прошлого, это попытка воссоздать исторический дух и колорит той или иной эпохи. Многие клубы вообще обходятся без "боевых действий", например в рамках исторического праздника или показа раритетной техники люди одевают соответствующую форму, разбивают и обживают лагерь согласно всем историческим канонам. А ведь реконструкция служит еще и благим целям просвещения и расширения кругозора, стоит ли даже говорить, что такие мероприятия с показом униформы уже не существующих армий, их вооружения, реальных предметов того времени и в окружении "людей той эпохи" служат куда более наглядным историческим пособием, чем картинки из затертого учебника истории.
Если самые первые клубы одевались в униформу лишь внешне напоминающую историческую и вооружались современным оружием "стреляющим" петардами, то сейчас это целая полнокровная индустрия, особенно на Западе. Историки ищут в музеях, архивах и частных коллекциях оригинальные предметы униформы, знаки различия и экипировку, затем целые фабрики занимаются изготовлением, полностью соответствующим оригинальным, кокард, ткани, нашивок и ремней, а уже частные мастерские занимаются пошивов униформы, обуви, головных уборов, снаряжения и т.д. Производство же реплик оружия на Западе уже давно стало процветающим бизнесом, делается практически всё, от кремневых пистолетов до автоматов Калашникова, всё оружие своим внешним видом на сто процентов соответствует оригинальному и "стреляет" специальными холостыми патронами. А совсем недавно появились фирмы, которые изготавливают даже реплики бронетехники и тяжелого вооружения Второй Мировой!
У нас реконструкция стала зарождаться где-то в середине 1980-х, когда в СССР ослаб "стальной занавес" и появилась "гласность", а вместе с ней появились и первые крохи информации по униформологии, истории вооружений и армий, которые конечно же вызвали огромный интерес к военной истории и истории военного костюма в частности. Естественно, что у некоторых особенно романтично настроенных граждан появилось желание купить или сделать самому, скажем головной убор какой-либо славной армии, а после того, как он был сделан (куплен) его, вместо того что бы повесить на стенку, конечно же хотелось сначала надеть. Когда есть головной убор, понятно что нужно уже надеть и всю униформу, когда и она уже была надета, появлялось откуда ни возьмись желание выйти в ней на улицу или в лес, чтоб почувствовать себя настоящим солдатом "тех лет". Эти люди и стали первыми пионерами реконструкции на одной шестой части суши... Приятно заметить, что сейчас военно-исторические клубы стран бывших республик СССР могут составить достойную конкуренцию своим западным коллегам и во многом, даже и "перещеголять" их.

Направления исторической реконструкции

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:
живая история ;
турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Раннее Средневековье, «эпоха викингов» (VII—XI век);
Высокое Средневековье (XII—XIII века);
Позднее Средневековье (XIV—XV века);
Эпоха Возрождения (XV—XVI века);
Наполеоника;
Первая мировая война.
Вторая мировая война.

В последнее время активно развиваются новые направления:
Начало XVIII века: Северная война
XVII век: Стрельцы
Середина XIX в.: Крымская война 1853—1856 гг.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы (иногда применяется сленговое «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевики также зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий на ролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы исторической реконструкции» (КИР), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д.