Глава IV[С1]

КУЛЬТУРА ЭПОХИ РУССКОГО ПРЕДВОЗРОЖАЕНИЯ (конец ХV - ХVI века)

На рубеже XV-XVI вв. почти одновременно с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель. В отличие от мононациональных государств Западной Европы, Российское государство изначально формировалось как многонациональное; процесс объединения на Руси опирался не столько на экономические и культурные связи, сколько на военную мощь московских князей. Недостаток экономической объединяющей силы, которой на Западе являлось "третье сословие" - зарождающаяся буржуазия процветающих городов, в России с лихвой восполнило государство. Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально-психологическую атмосферу, присущую России шестнадцатого и последующих столетий. Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI вв. была подчинена задачам служения "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество. Рост государственной силы отразился даже в живописи XVI в. Наконец, после двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости и упрочения положения России среди других европейских государств.

Фольклор

Главная тема устного народного творчества - борьба за независимость. В связи с этим осовременивался героический былинный эпос киевского периода. Этой же теме посвящены многие исторические песни, ставшие в XVI в. наиболее распространенным жанром фольклора. Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании. Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен ("Поход на Казань", "Казаки идут к Казани", "Взятие Казани", "Иван Грозный молится по сыну", "" и др.).

Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался и более молодой жанр - народная баллада (повествовательная песня драматического характера). Некоторые баллады имеют весьма древнее происхождение, в них проступают черты славянского язычества ("Княгиня.и змей", "Беглый княжич" и др.), но большинство лишено архаики и обращено к современности (" на сына", "Оборона Пскова" и др.).

Общественно-политическая мысль и литература

Конец XV в. стал переломным в истории общественной мысли и публицистики: в это время было положено начало тем спорам об обрядах и букве, которые в XVII столетии приведут к Расколу; появились признаки религиозного свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов Православия; и, наконец, важнейшим вопросом общественно-политической мысли сделался вопрос о месте церкви в государстве.

Одним из самых ярких проявлений умственной жизни средневековья в Европе являлись ереси. В 70 - 80-х гг. XV в. в Новгороде и Москве возникло еретическое движение, получившее название "ересь жидовствующих ". Умеренная часть движения ограничивала свою борьбу правом на известное свободомыслие в литературе и науке, более радикальная доходила до отрицания церковной иерархии (требование дешевой и праведной церкви) и основных богословских догм (о троичности Бога). Некоторые идеи еретиков (отрицание монашества и церковного землевладения) вызывали симпатии государственной власти, видевшей в крупном церковном землевладении источник пополнения земельных фондов казны. Несмотря на поддержку Ивана III, церковный собор 1490 г. осудил ересь.

Идеи еретиков XV в. нашли свое продолжение у "нестяжателей ". Учители нестяжательства (идеолог русского исихазма Нил Сорский и Вассиан Патрикеев) высказывались за реформу монастырей для поднятия их авторитета , призывали монахов к аскетизму и нравственному самосовершенствованию, указывали на несоответствие церковной практики принципам христианства. Идеи нестяжателей нашли поддержку у боярства, служилого дворянства и у великого князя, но со стороны многих церковников встретили враждебное отношение. Игумен Волоцкого монастыря Иосиф , формулируя позицию высших иерархов, оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая церковные земли как "убежище для бедных и разоренных крестьян". Осифляне добились союза с великокняжеской властью на условии сохранения своих позиций. Иосиф Волоцкий развил теорию теократического абсолютизма , согласно которой власть великого князя имеет божественное происхождение, что не только укрепило ее авторитет, но и усилило роль церкви в государстве. Нестяжатели же были осуждены как еретики на церковных соборах 1503, 1531 гг. Основные взгляды осифлян стали официальным учением церкви. Неразвитость социально-экономических отношений, отсутствие широкой социальной базы для реформационного движения предопределило поражение еретиков и укрепление позиций церкви. Это отразилось на развитии русской культуры XVI в., оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований,

Многообразие общественных идей, выражавших устремления различных слоев в новых социально-политических условиях, отразилось в светской публицистике. В оформлении теории феодальной монархии принимали участие представители духовенства (теория "Москва - третий Рим" монаха Филофея, выступившего с тезисом о богоизбранном царстве и обоснованием не только мирового значения Русского государства, но, в еще большей степени, исключительного значения церкви), дворяне (челобитные, содержащие программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем) и, наконец, представители княжеско-боярской аристократии (переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско-боярской оппозиции, убежденного сторонника сословно-представительной монархии). Эти политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившиеся в XVI в.

К публицистике тематически и идейно примыкает историческая литература , проникнутая идеей укрепления самодержавия, усиления его союза с церковью. Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей (в число редакторов входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства как историю мировой державы, а Ивана IV - достойным преемником римских и византийских императоров. В "Степенной книге" история государственности сплеталась с историей Православной церкви, а главным делом государственной власти представали защита и укрепление Православия.

Идеологию феодальной монархии, столь активно обсуждавшуюся в публицистике, в исторической и церковной литературе, протопоп Сильвестр применил к частной жизни в знаменитом сочинении "Домострой" (сер. XVI в.), посвященном быту и жизни зажиточной городской семьи.

В XVI в. появился новый жанр литературы - остросюжетная повесть ("Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле", нач. XVI в.). Симптоматично, что и в этом жанре заметно влияние общественно-политических идей. Кроме занимательности сюжета, успеху повести способствовало и то, что ее героем был купеческий сын. С ростом товарно-денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе, и она появилась.

Зодчество

На рубеже XV-XVI вв. начался новый этап развития каменного зодчества. Творения русских мастеров в монументальных формах отражали крупные перемены, происходившие в жизни страны. С превращением Москвы в столицу независимого единого государства, формированием представления о ней как об оплоте Православия связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера (псковичи, тверичане, ростовцы) работали здесь рядом с лучшими зодчими Европы. В результате, московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер. К концу XV в. белокаменный Кремль Дмитрия Донского (1367 г.) обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля (1465 - 1495 гг.) были приглашены итальянские мастера (миланский инженер Пьетро Антонио Солари и др.).

Новые кирпичные стены (протяженностью более 2-х км с 18 башнями) оказались не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. В 30-е гг. XVI в. была возведена вторая линия каменных укреплений в Москве-стены Китай-города (зодчий Петрок Малый), а в 1585 -1593 гг. - третья - Белый город (мастер Федор Конь). Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский кремль (1595-1602 гг., зодчий Ф. Конь).

На Соборной площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времени Ивана Калиты были возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-1479 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение, поразившее современников "величеством , высотою, светлостью, звонкостью и пространством". Композиция нового собора была взята за образец при строительстве Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524-1525 гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 -1585 гг.), Софийского собора в Вологде (1568-1570 гг.) и др. В 1505-1509 гг. итальянец Алевиз Новый построил усыпальницу московских князей - Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского строительства , знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве. Благовещенский собор (1484- 1489 гг.) и церковь Ризположения (1484- 1486 гг.), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского, владимирского и раннемосковского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1467-1491 гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине, и высокий столпообразный храм-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин, 1505-1508 гг.), представлявший собой башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Изящество постройки подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы.

Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей (Новгород, 1490- 1500 гг.; Нижний Новгород, 1500-1511 гг.; Тула, 1514-1521 гг.; Коломна, 1525-1531 гг.).

Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В 1-ой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма (столпообразного сооружения с невиданной ранее в каменной архитектуре конструкцией верха в виде шатра). Один из лучших образцов этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -- 1532 гг.). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово-купольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи, как торжественный памятник-монумент важному событию - рождению наследника престола. Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (сер. XVI в.) также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.

Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554- 1561 гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова, "что на рву". Архитектурный ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые "белым железом", и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись-в XVII-XVIII вв. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, "построен, скорее, как бы для украшения, чем для молитвы". Светское начало в нем превалирует над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Это высшая точка развития русского зодчества XVI в.

Во II-ой половине XVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Стоглавый церковный собор 1551 г. строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было приказано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора, шатровые постройки, противоречащие византийским образцам, были запрещены. В результате, появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове, в архитектуре вновь наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности (церковь в резиденции Бориса Годунова-селе Вяземы, 1598-1599 гг.).

В целом, зодчество XVI в. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решении принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.

Живопись

В конце XV в. в древнерусской живописи ведущую роль играло "рублевское" направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к легендарно-историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т. п.).

Крупнейшим художником рублевского направления на рубеже XV- XVI вв. был Дионисий (30 - 40-е гг. XV в.-ок. 1508 г.). В отличие от Андрея Рублева, он был мирянином, видимо, знатного происхождения. Два его сына - Владимир и Феодосии - тоже были художниками и работали вместе с отцом. Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.). Они дошли до нас в первозданном виде почти полностью. Основной темой росписи Рождественского собора стал "Акафист" - цикл торжественно-лирических песнопений в честь Богоматери. В этих фресках проявились лучшие черты стиля художника-идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность живописи с архитектурой. Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.

Вместе с тем, в русской живописи XVI в. появилось стремление к отвлеченному "мудрствованию", к истолкованию в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к перегруженности изображения деталями, символами (иконы "Видение Евлогия", "", "Притча о слепце и хромце", ГРМ). Но одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать, "како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев, а от своего замыщления ничто же притворяти". Строгий церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами вменялся специальным старостам из "нарочитых мастеров". Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава: "Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную..." Для иконописи XVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона-картина "Церковь-воинствующая" или "Благословенно воинство небесного царя" (сер. XVI в., ГТГ) мало напоминает традиционный молельный образ. На ней изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз "воинства царя небесного". Это, скорее, живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути, историко-аллегорического жанра. В XVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный басменный или чеканный оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными невыразительными красками.

Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна, прежде всего, по московским памятникам. Еще в традициях XV в., в стиле, близком ферапонтовским фрескам, сыном Дионисия, Феодосием, расписан новый кремлевский Благовещенский собор (1508 г.). В стенописи собора нашла отражение популярная идея преемственности власти владимирских князей и византийских императоров московскими князьями.

В росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530 г.) воплотилась другая политическая теория - "Москва - третий Рим". Более сложна композиция стенописи Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1561 г.). Роспись представляет собой своего рода живописный богословский трактат, посвященный доказательству христианского догмата о воплощении. Знаменательно, что, кроме эпизодов ветхозаветной истории, сложных символических изображений Христа и Богоматери, роспись включает портреты государственных и церковных деятелей XVI в.- Ивана Грозного, митрополита Макария и др. Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к исторической тематике.

Традиционная книжная миниатюра претерпела в XVI столетии значительные изменения в связи с заменой пергамена бумагой и введением книгопечатания. В частности, появилась гравюра на дереве - ксилография . К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге И. Федорова - "Апостол" (1564 г.). Ученик и последователь первопечатника, Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.

В XVI в. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно в XVI в. началась история культуры русского народа в собственном смысле слова (так же, как и культура украинского и белорусского народов). Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем XVII столетии, были подготовлены историко-культурным процессом кон. XV-XVI вв.

Вопросы и задания к главе IV

1. Какую роль в развитии русской культуры сыграло образование единого Российского государства? Известно, что в сравнении со странами Западной Европы, процесс централизации на Руси имел ряд особенностей. Оказали ли они влияние на историко-культурный процесс?

2. Каково значение для русской культуры воздействия, оказанного на нее передовой ренессансной культурой Запада в XV-XVI вв.? Покажите это на любых примерах.

3. Почему идеи еретиков и нестяжателей, находившие понимание и поддержку не только у боярства и дворян, но и у великого князя, все-таки были осуждены, а их носители подверглись жесточайшим преследованиям?

4. В каких жанрах русской литературы кон. XV - XVI вв. поднимались важные публицистические проблемы? Вспомните о политических концепциях, сформулированных представителями различных сословий. Какие из высказанных ими идей нашли воплощение в политической практике Российского государства? Почему?

5. Какие признаки формирования общерусской архитектуры можно видеть в постройках конца XV - 1-й пол. XVI вв.? Какое значение имела церковная регламентация для дальнейшего развития русского зодчества?

6. Почему в честь знаменательных событий на Руси не возводились скульптурные памятники? Каким образом такие события отмечались? Покажите это, например, на памятных сооружениях в Москве, связанных с жизнью и деятельностью Ивана IV.

7. Собор Покрова, "что на рву" (иначе-храм Василия Блаженного), сооруженный на главной торговой, а значит многолюдной площади столицы, одновременно мог вместить лишь небольшое число людей. Как это связано с назначением постройки? Как вы объясните оба названия собора?

8. Дионисий явился продолжателем рублевской традиции в русской живописи. Посмотрите альбомы с репродукциями или сходите в Третьяковскую галерею, чтобы познакомиться с подлинниками, и попытайтесь определить, было ли творчество Дионисия простым подражанием великому предшественнику или явилось новым шагом в том направлении, в котором двигался Рублев?

9. Каким образом актуальные политические идеи отразились в живописи XVI в.? Какие последствия имела церковная регламентация для дальнейшего развития русской живописи?

Происхождение названия ереси до сих пор удовлетворительно не объяснено. По мнению одних, оно связано с тем, что ересь занес из Литвы ученый еврей Схария, другие связывают название с тем, что в своей полемике с официальной церковью еретики обращались к Ветхому завету.

0т имени Иосиф происходит название "стяжателей" - "иосифляне" или "осифляне".

0бе церкви находятся в границах современной Москвы.

Этот памятник в народе называется храмом Василия Блаженного в память о московском чудотворце, погребенном на кладбище при соборе. приказал на месте этого погребения устроить в Покровском соборе придел и соорудить для мощей Блаженного серебряную раку (1588 г.).

[С1] Глава требует стилевого оформления

Деградация

Десемантизация

Эффективность

Актуальность

18.Характерными особенностями первобытной культуры являются…

Мифологическое сознание

Господство коллективных представлений

Личностное начало

Зарождение философии

19.Установите соответствие м\у определением и понятием:

1.способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром

2.нерасчлененность элементов культуры

3.вера в переселение душ

1.синкретизм

2.архетип

4.реинкарнация

20.Усновите соответствие м\у скульптором классического периода и его произведением

1.Фидий -----

2.Мирон----------

3.Поликлет--------

1.Дискобол

2.Афина Парфенос.

3. Афродита Книдская

4.Дорифор

Частной жизни

Общественной жизни

Государственной службы

Церковной жизни

22.Паямтник русской литературы 16 в. Домострой представляет собой свод правил___________поведения

Гражданского

Бытового

Нравственного

Общественного

Глава семьи по Домострою является неограниченным владыкой в доме подобно ЦАРЮ в государстве

ТЕСТ №4.

К основным задачам культурологии не относится

Исследование соц. Структуры различных человеческих коллективов

Изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре

Наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций

Кульутра представляет собой одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами кот. Являются подсистемы – отдельные культурные.

Достижения

Феномены

К фундаментальной культурологии не относится

Культурная семантика

Психология культуры

История культурологии

Методология культуры

Один из родоначальников аксиологии является

Л.Морган

Г.Риккерт

Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме явл.

Аккультурацией

Культурной интеграцией

Культурным текстом

Контркультурой

6.Совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и во времени, представляет собой…

Динамику культуру

Аксиологию культуру

Социокультурную адаптацию

Глобализацию культуры

Процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм называется

Децентрализацией

Инкультурацией

Глобализацией

Социализацией

Особенностью к-ры Нового времени начиная с 17 в. Является

Локальность

Интолерантность

Многоязычность

Демократичность

Востоко-западом Россию назвал

Плеханов Г.

Бердяев Н.

П.Чаадаев

А.Герцен

Для эпохи мезолита характерно

Появление лука и стрел

Появление изобразительного искусства

Переход к земледелию

Появление керамики

Причина неагрессивного модуса японской культуры заключалась в

Отсутствии военных навыков

Сложившихся эстетических нормах

Религии буддизма

Сложившимся хозяйственно-культурном комплексе

Главный стиль эпохи петровских реформ

Романтизм

Сентиментализм

Классицизм

Разделами культурологии являются

Прикладная культурология

История культурологических учений

Этнология

Психология культуры

В концепции К.Юнга коллективное бессознательное

Присуще всем людям

Имеет культурный характер

Основано исключительно на инстинктах

Присуще медиумам, шаманам, колдунам

15.Процесс культурной изменчивости включает ________ изменчивость

Технологическую

Историческую

Социальную

Политическую

Для человека западной культуры хар-ны

Стремление «жить разумом»

Четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания

Благоговение перед любыми формами жизни

Чувствительность, восходящая к физиологии

Развитие человека в эпоху палеолита хар-ся

Появлением ритуалов

Появлением мифологии

Сложением проторелигиозных представлений

Разложением родовой общины

18.Соотвествие м\у

3.Мизантроп

1.Жан Расин

2.Жан Лафонтен

3.Пьер Корнель

19.Из комментария Д.Т.Судзуки к стихотворению Басе:

«Внимательно вглядись!

Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем!»

Для восточного искусства характерны…

Отсутствие личностного начала
+отстраненность от природы

Прагматизм

Символизм

20.Басе – выдающийся Японский ___поэт 17 века

ТЕСТ №5


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Б. Малиновский

5.Из «Слова об идолах»… «Слово об идолах», направленное против язычества, является памятником древнерусской литературы ___ века.

7.Из Конфуция: «Когда государство управляется с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно разуму, то постыдны богатство и почесть». Главными хранителями конфуцианских заповедей были …

Чиновники

4. придворные

10. Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… В работе Ж.-Ф. Лиотара речь идет о _________ модерна.

Конце

2. отказе от

3. исключении

4. редактировании

12.Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… По мнению Ж.-Ф. Лиотара, для современного состояния общества характерны …

1. стремление к успеху

2. доминирование христианских ценностей

3. господство над природой

Доминирование науки и техники

13.Этот собор (Петропавловский) возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви… С именем архитектора описанного и представленного на фото собора связано __________ направление в русской архитектуре XVIII в.

Барочное

2. ренессансное

3. классическое

4. романское

18. Возведение этого собора началось между 1017 и 1019 годами … В честь победы над печенегами, приведшей к их полному разгрому, в XI в. был построен собор …

1. Св. Софии в Чернигове

2. Св. Ильи в Киеве

Св. Софии в Киеве

4. Успенский во Владимире

19.М. Врубель… Для работ М. Врубеля характерно …

1. следование натуре

Создание собственного фантастического мира

3. стремление к иллюстративной точности

4. преклонение перед цветом

Фовизм

2. сюррреализм

3. дадаизм

25.Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»… Суть кризиса чувственной культуры П. Сорокин видел в …

1. противостоянии демократии и тоталитаризма

2. борьбе коммунизма и фашизма

Изменении системы ценностей

4. великой экономической депрессии

29.Из «Домостроя»… Идеологию феодальной монархии автор «Домостроя» применил к …

1. государственной службе

Частной жизни

3. церковной жизни

4. общественной жизни

33. В античной традиции человек-микрокосм … Специфика античной демократии в том, что она основывается не на преимущественной защите интересов отдельной личности, индивидуализма, а на защите интересов …

1. олигархии

2. свобод человека

3. аристократии

Полиса

37.Из статьи Л. Февра… Обращение к античному наследию способствовало формированию итальянского …

1. космополитизма

Гуманизма

3. меркантилизма

4. патернализма

40.Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Создателем готики и влиятельнейшим аббатом храма, описанного и представленного в тексте, был …

1. Гвиберт Ножанский

2. Беда Почтенный

Аббат Сюжер (Сугерий)

4. Бернар Клервоский

42.Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный и представленный на фотографии храм был построен в память о(об) …

1. победе над поляками

2. освобождении от монголо-татарского ига

Взятии Казани

4. воцарении династии Романовых

44. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Автором 95 тезисов, положивших начало Реформации, является …

Мартин Лютер

2. Жан Кальвин

3. Альбрехт Дюрер

4. Иоганн Фишарт

48.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Мартин Лютер

2. Франсуа Виньон

3. Жан Кальвин

4. Эразм Роттердамский

49.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

1. средневековья

2. античности

Реформации

4. Возрождения

51.Теодор Жерико. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г. Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

1. импрессионизма

2. классицизма

Романтизма

4. реализма

53.Афоризмы Вольтера:

«…Человек родится, чтобы жить в судорогах беспокойства…».

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

«Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих».

Одним из высших достижений Вольтера являются его …

Исторические труды

2. картины

4. научные взгляды

54.Афоризмы Вольтера … Вольтер критиковал абсолютизм, прославлял разум, боролся за …

1. права человека

2. рыночную экономику

Веротерпимость

56.Из письма к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой … Автором процитированного письма, обращенного к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой, был …

1. протопоп Филарет

2. патриарх Никон

Протопоп Аввакум

4. боярин Ртищев

59.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на фото собор был заложен …

1. Юрием Долгоруким

2. Даниилом Заточником

3. Всеволодом Большое Гнездо

Андреем Боголюбским

60.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на рисунке Успенский собор является …

1. главным собором Северо-Восточной Руси

2. первым каменным храмом на Руси

3. главным собором Новгородской республики

образцом для строительства русских храмов

62.Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков... Характерной чертой античного храма является …

Традиционные представления о «Домострое» у современного человека примерно таковы. Это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. В Домострое прописан каждый шаг, который надлежит сделать в течение дня, своеволия недопустимы, свобода личности – куда уж там... Иными словами, «Домострой» – это плёточная азбука, выдуманная в средние века на пользу непонятно кому. Но известно, что крепких семей во времена Домостроя было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плёточный «беспредел». Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд?

Домострой – это исторический памятник середины XVI века. Содержит свод правил, относящихся к разным сферам жизни: духовной, гражданской, социальной. 40 списков документа (то есть рукописно переписанных экземпляров), сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют, что в свое время Домострой пользовался огромной популярностью.

Домострой не является чисто русским произведением. У таких сборников были свои предшественники – византийские своды правил, написанные в православной традиции. Они были переведены на русский язык и потому хорошо известны грамотному населению (например, Изборник Святослава, 1073 год). Была и католическая традиция, например, в Польше («Жизнь добропорядочного человека»). На базе этого наследия в России к XV-XVI веку были написаны сборники, содержавшие правила: как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей, воспитывать детей, как относиться к государственной власти, как вести себя в церкви и т.д. Домострой является компиляцией из разных источников подобного рода.

Поэтому у сборника нет конкретного автора. Редактором его считается протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Предполагают, что в Новгороде существовал «досильвестровский» список, близкий к известному нам варианту, который и редактировал протопоп, сам выходец из Новгорода. Задача Сильвестра заключалась в том, чтобы информацию из разных источников свести воедино и немного подправить стилистически. Лишь 64-я глава сильвестровского Домостроя написана самим протопопом.



Первое академическое издание Домостроя появилось в 1908 году, под редакцией Александра Сергеевича Орлова.

Каковы же особенности мышления людей в России XVI века? Одна из них – косность, то есть постоянство во взглядах и вкусах, традиционность. Что, кстати, совсем не имело дурного смысла. Это для нового времени важны прогресс и всяческие перемены. (Вспомним пушкинское: «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест»). Для людей XVI столетия каждый новый год похож на предыдущий. Ведь календарные дни завязаны на земледельческом цикле посева, выращивания, сбора урожая. Это важнейшая сторона жизни, которая определяет всё остальное: от урожая зависит, выживет ли семья. Поэтому, если сегодня хорошим показателем в развитии общества считается динамика, то в Средние века консервативность оценивалась безусловно положительно: так протекала жизнь в традиционном обществе. Такое общество можно охарактеризовать как «постфигуративная культура». Маргарет Мид описывает его так: «...это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими - это схема будущего для их детей. Будущее у детей формируется таким образом, что все пережитое их предшественниками во взрослые годы становится также и тем, что испытают дети, когда они вырастут» .

Современный человек мыслит категориями относительными. Истин, абсолютных для всех, сегодня не так уж много – разве что таблица умножения. В средневековье, напротив, относительных истин практически нет, есть только аксиомы, которые нужно принимать без всяких доказательств: иерархия в обществе естественна, подчиняться тем, кто выше по сословию, необходимо, и т.д. Такое мышление иррационально, оно построено на вере, а в этом случае человеку не нужно доказательств. Всякая попытка потребовать их воспринимается почти как измена, как вероотступничество.

Ещё надо понимать, что в то время восприятие отношений в государстве и в семье практически одинаково. В тексте Домостроя из-за этого даже возникает двусмыслица: государем названы и царь-батюшка, и хозяин дома. Выходит, не случайно в лидере государства мы привыкли видеть отца-кормильца, защитника. А ведь это признак архаичности мышления: при родоплеменном укладе главой общины становился старейший и мудрейший родич. Этот первобытнообщинный признак не исчезает ни в средние века, ни в XIX веке, ни даже в конце ХХ. Кстати, уже из сказанного выше можно сделать вывод, что Домострой не является произведением суровым – ведь семья не может строиться на палочных отношениях. И родители, как бы ни были строги, все равно заботятся о детях и домочадцах, опекают их, желают им добра.

Отношение к собственной судьбе у наших предков тоже было иным – это еще одна особенность. В современном мире чаще добивается успеха человек предприимчивый, инициативный, а не пассивный. Средневековому же русскому «делателю» свойственно, скорее, плыть по течению, подчиняться существующему ходу вещей, чем выступать в роли творца своей судьбы. Не человек формирует мироустройство, но наоборот – мироустройство диктует человеку образ жизни. Кроме того, есть убеждение, что добросовестная служба всегда приводит к поощрению и повышению. Такое «покорное» отношение к судьбе меняется после петровских реформ, когда России насильственно прививают европейские ценности. Однако новшества приняла лишь элита российского общества. Средний класс и низы продолжают жить в прежней ценностной системе, по укладу Домостроя. Попробуем, читая Домострой, учесть эти особенности. Тогда станет очевидно, что для своего времени этот сборник был очень гуманным произведением, очень толково написанным, и что важно – очень рациональным.

Дошедшие до нас 40 списков Домостроя условно делятся на три редакции: краткую, сильвестровскую и смешанную. Первая, краткая, предположительно, и есть тот новгородский прототип, с которым работал протопоп Сильвестр. Смешанная редакция – не что иное, как результат труда нерадивых переписчиков (и в то время такие работники были, даже среди монахов!), которые взяли половину текста первого варианта, половину из второго и в результате получился довольно путаный текст с множеством повторов.

Самая распространенная – это сильвестровская редакция. Она обработана, и, кроме того, в ней есть 64-я глава, написанная самим Сильвестром в виде поучения его единственному сыну Анфиму. Эту главу еще называют «малым Домостроем», потому что в ней изложено основное содержание предыдущих 63 глав, но только вкратце и без повторов. Написана она очень нежным, мягким языком, по-отцовски. Именно с нее лучше начать знакомство с Домостроем. Тогда рассеются все подозрения, что этот сборник – сама суровость. Такие ноты заботливости могут идти только от отца, желающего, чтобы сын рос достойным человеком. Чего стоят одни обращения к Анфиму: «Милое мое чадо дорогое!», а мать, хозяйку дома, Сильвестр называет «матушка», «хозяюшка». Воссоздается атмосфера хороших, добрых отношений.

В современном обществе давно замечена тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, о которых принято говорить: «с мягким характером». А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье?

Прежде всего, Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про «мужскую тиранию» и «женское бесправие» тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они «равновелики». Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора» [Домострой, Глава 23].

В Домострое встречаются режущие слух слова – «бояться мужа», «со страхом внимать». Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: «Бояться – значит уважать». Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, «суседями». Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего – опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы – это домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор... Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством – поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое... Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно «и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу» [Домострой, Глава 19].

Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, «рассудительных и разумных», и дети «научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию».

Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует «а не то, разобравшись, и поколотить». Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. Кроме того, если сегодня мы воспринимаем телесные наказания как личностное оскорбление, то для средневекового человека это было самым распространенным средством вразумления. Пороли всех, в том числе и бояр, и душевной раны такая наука средневековому человеку не наносила. Домострой же вообще предлагает порку как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают: «Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты – на жену, а жена – на тебя». При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. «Учить» жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания – вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: «Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда». Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства.

Насколько Домострой отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. Домострой для своего времени – то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 30-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами. Домострой – такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно – что Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью.

Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории. Вообще Домострой рассчитан на «средний класс». Это среднее и мелкое дворянство – в документе есть упоминание о людях, владеющих деревнями. Это купечество – когда речь идет о собственном деле, о лавке. Это и состоятельные крестьяне, и городское сословие – когда упоминается о дворах, об уплате подворовых податей. Каждому Домострой предлагает рациональный подход в нужной сфере.

Интересно, что ко всем – дворянину, купцу, горожанину, крестьянину – Домострой обращается на равных. Значит, в те времена не существовало сильной разницы между элитой общества и низами. Все говорили на одном и том же языке, имели одни и те же идеалы, ходили в одежде одного покроя, сшитой по одной моде – может быть, у кого-то ткань побогаче, у кого-то попроще. Менталитет же был единым, и «Домострой», конечно, влиял на умы.

Иными словами, этот сборник – не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле «Домострой» даже опередил свое время. И может быть, зря мы с колокольни своего ХХI века так скептически смотрим на сей памятник «темного средневековья»?

Структура «Домостроя»:

63 главы сильвестровской редакции «Домостроя» условно можно разделить на 3 части. Первая – о духовной жизни: как нужно молиться Богу в церкви и дома, как жить по-христиански. Вторая – о гражданской жизни: как с царем общаться, как строить отношения с государством и в семье. Третья часть, на которую приходится половина всего текста, – это практические советы по ведению домашнего хозяйства, домостроение: как сохранить овощи, фрукты, как бороться с молью, как выпекать хлеб, как достойно встретить гостей, если они пришли неожиданно... Отсюда берут начало все столь популярные сегодня книги по домоводству, календари с полезными советами и прочие хозяйственные пособия.

Обязанности хозяина:

Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.

Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.

Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в амбарах и конюшнях.

Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки:

Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.

Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.

Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут – меру и счет знать во всем.

Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.

Всегда беречься хмельного.

Собирать приданое дочерям.

Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив. [*]

Таким образом «Домострой» - это образец нравственных и культурных ценностей русской семьи эпохи Средневековья. В книге подвергаются осуждению праздность и пьянство, алчность, объедание и клевета. Верование в Бога, почитание властей и верность Царю, трудолюбие, бережливость, терпение, забота о близких и взаимовыручка, гостеприимство – вот, только краткий список качеств человека, к которым призывает «Домострой» Сильвестра. Патриархальная семья рассматривалась в качестве первого типа семьи и социального объекта, в котором нашли своё отражение мировоззренческие концепты того периода времени. Известнейшим памятником отечественной литературы является «Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в 15- 16 веках. Красочные зарисовки образа жизни русских семей дают представления о менталитете людей того времени, о степени влиятельности церкви в обществе. Можно с уверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, со степенью достоверности «Домостроя». Для своего времени «Домострой» был авторитетным руководством и важным, регламентирующим жизнь текстом. В полном соответствии со средневековыми представлениями «Домострой» в законченном виде выстраивал иерархию основных организующих форм: государство - церковь - семья, с ведущим для такой иерархии принципом единения на основе воли, понимаемой как общественная польза. Таковы были требования истории, и в полном соблюдении принципа власти на всех социальных уровнях реформаторы XVI в. видели смысл своих государственных реформ и прочность государственной жизни. В этой жесткой иерархии и сам владыка оказывается не вполне свободным, он и сам просто обязан учить и наставлять всех окрест себя. Если же он не исполняет такой своей функции, его самого накажут - Бог, государь, «суседи» - насмешкой, судом, штрафом. Смысл жизни государя, таким образом, и заключается в «руководстве домом». Семья как школа подготовки к жизни в обществе при отсутствии еще организованного государственного образования; не индивидуальные склонности и способности человека, а общегражданские, прагматически сконцентрированные добродетели; не развитие моральных установлений, а утверждение традиции как всеобщей нормы для всех, - все это характерно для общественной атмосферы, породившей «Домострой».
Глава 2. Роль семьи в современной России.