Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.). Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека. В литературе высказывается мнение, что Всеобщая декларация прав человека в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Однако документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты МП. Декларация принималась ГЛ ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государству. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут совпадать по содержанию с уже существующими нормами МП.

Всеобщая декларация прав человека закрепляет:

Равенство людей - все люди рождаются свободными и равными в правах;
- недискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам;
- право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения;
- право каждого на правосубъектность;
- равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов;
- презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона;
- право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство;
- право на вступление в брак;
- право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания;
- право на участие в управлении общественными и государственными делами;
- право на труд и другие права и свободы человека. Всеобщая декларация нрав человека дала толчок к разработке и заключению конвенций по правам человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов 1949 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.).

Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

Убийство членов этой группы;
- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Геноцид является преступлением, нарушающим МП. Наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.

Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Современное МП запрещает рабство.

Согласно Конвенции относительно рабства, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г. (Женева, 25 сентября 1926 г.), рабство - это состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).

Государства обязуются: пресекать торговлю невольниками; добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих .

В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Женева), отменяются: долговая кабала, крепостное состояние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучастие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии.

Следующим важнейшим документом в области прав человека является Конвенция о защите нрав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Конвенция подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г. Конвенция (в ред. 1985 г.) вступила в силу для России 5 мая 1998 г. Однако через полгода вступила в силу новая редакция Конвенции (1994 г.), которая и действовала до середины 2010 г. К Конвенции имеется 14 Протоколов. Россия участвует в некоторых из них. В январе 1950 г. Россия ратифицировала 14-й протокол к Конвенции, в результате чего ЕСПЧ реформируется.

Согласно Конвенции государства-участники обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разд. I Конвенции: право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства и принудительного труда, право па свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний и ассоциаций, право па эффективные средства правовой защиты и другие права.

В период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего существованию нации, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при условии, что такие меры не противоречат другим обязательствам по МП. Государство, использующее право отступления, информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия, а также о прекращении действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых па себя государствами по Конвенции и Протоколам к ней, образуется ЕСПЧ, который работает на постоянной основе.

Важное место в системе обеспечения и защиты прав человека занимают Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и , которые были ратифицированы СССР.

К Международному пакту о гражданских и политических нравах имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол был ратифицирован СССР и на сегодняшний день в нем участвуют около 50 государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) Российская Федерация пока не ратифицировала.

В ст. 1 обоих Пактов закрепляется право народов на самоопределение, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

В соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодательные, для осуществления прав человека, указанных в этом договоре. Согласно ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду:

Право на труд, включая право па место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.;
- право на участие в профсоюзах; право на и социальное ;
- охрану семьи;
- право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах помимо таких общих прав человека, как:

Право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на гуманное обращение;
- право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства;
- равенство граждан перед судом и презумпция невиновности;
- право на защиту личной жизни;
- право на свободное выражение мнений;
- право на мирные собрания и другие права.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся: право на жизнь; запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказания; запрет рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства; запрет придания уголовному закону обратной силы; право на правосубъектность; право на свободу мысли, совести и религии. Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека. В Пакте регламентируются порядок создания и деятельности Комитета по правам человека.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации государства обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществления на равных началах прав человека и основных свобод.

Запрещаются всякая пропаганда и вес организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания запрещает пытки.

Под пыткой понимается "любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо, или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия" (ст. 1 Конвенции).

В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, неотделимы от них.

Применение пытки объявляется преступлением, и никакие обстоятельства (состояние войны, внутренняя нестабильность, чрезвычайное положение) не могут служить оправданием пыток. Государства не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Согласно Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск) договаривающиеся стороны обязались обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, нрава и свободы, изложенные в Конвенции. Статья 2 Конвенции охраняет право каждого человека па жизнь. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смертный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста. Конвенция также предусматривает запрет пыток, рабства, принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, равенство перед судом, запрет обратной силы уголовного закона, право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, право на свободу мысли, совести и вероисповедания и другие демократические права. Помимо гражданских и политических, Конвенция предусматривает и экономические и социальные права. Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т.д.). Конвенция устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод.

В последнее время отмечается расширение сферы сотрудничества в гуманитарной сфере. Предметом международного регулирования становятся все новые области отношений в сфере прав человека. Так, Генеральной конференцией ЮНЕСКО принята Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, согласно которой каждый человек имеет право на уважение его достоинства и прав, вне зависимости от его генетических характеристик. Исследования, лечение или диагностика, связанные с геномом какого-либо человека, могут проводиться лишь после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ и с учетом всех других предписаний, установленных национальным законодательством. Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку генетических характеристик.

Согласно Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенции о правах человека и биомедицине (Овьедо) (Россия пока не участвует) государства гарантируют каждому соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины. При этом интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки. Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное согласие. Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие. Если в силу чрезвычайной ситуации надлежащее согласие соответствующего лица получить невозможно, любое вмешательство может быть осуществлено немедленно. Вмешательство в геном человека может быть осуществлено только при условии, что оно не направлено па изменение генома наследников данного человека. Конвенция регламентирует условия проведения научных исследования в области биологии и медицины, определяет порядок изъятия органов и тканей для трансплантации, закрепляет запрет па извлечение финансовой выгоды и возможное использование изъятых частей тела человека.

1. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

Устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

Военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

Мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

Вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

Запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

Оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914-1918 гг.) и Второй (1939-1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип уважения прав человека.

Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

· другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека :

Рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует


Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

Европейский Суд по правам человека;

Межамериканский суд по правам человека;

Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН . Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права , применяемого в период вооруженных конфликтов:

Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления .

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

Видеоурок:




Лекция:


Международное право


Современный мир, характеризующийся многообразием межгосударственных отношений экономического, политического, культурного, экологического характера, безусловно, нуждается в правовом регулировании. Это регулирование обеспечивается нормами особого значения - международным правом, которое стоит над внутренним законодательством любого государства.

Основными источниками международного права являются:

    международные декларации и конвенции (к примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.),

    международные обычаи (к примеру, беспрепятственный пролёт космических кораблей через воздушное пространство иностранного государства),

    международные договора,

    решения и постановления международных организаций.

Устав ООН занимает особое место среди источников международного права, в нём закреплены основные принципы :

  • гуманизм,
  • справедливость,
  • суверенное равенство государств,
  • невмешательство во внутренние дела государств,
  • нерушимость государственных границ,
  • мирное разрешение конфликтов,
  • сотрудничество государств и др.
Основными функциями международного права являются:
  • координирующая (установление стандартов поведения государств в международных отношениях),
  • регулирующая (обеспечение функционирования всей системы международных отношений),
  • охранительная (защита интересов наций и государств).

С помощью норм международного права государства устанавливают правила совместного существования в мире и общения. Каждым государством разрабатывается своя Концепция национальной безопасности, которая не может противоречить принципам и правилам международного права, также, как и внешнеполитическая деятельность государства.

Международный правопорядок обеспечивается самими государствами и деятельностью международных организаций:

    ООН – Организация Объединённых Наций, созданная для обеспечения сотрудничества государств в различных сферах межнациональных отношений;

    ЮНЕСКО – подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры;

    МОТ Международная организация труда, регулирующая трудовые отношения. Также является подразделением ООН;

    Совет Безопасности ООН – поддерживающий международный мир, вводящий санкции и применяющий силу в случае возникновения угрозы со стороны какого-либо государства;

    ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека, рассматривающий дела против государств, возбуждаемые физическими или юридическими лицами;

    Международные трибуналы ООН – привлекающие к ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право


Нормы международного права главным образом действуют в мирное время. Однако на протяжении всей истории человечества происходили войны и как бы ни старались государства - члены ООН избегать их, вооружённые конфликты происходят и по сей день. Однако и во время войны права человека находятся под защитой особого раздела международного права, которое называется международным гуманитарным правом. МГП исходит из того, что даже во время войны должна быть сохранена хоть какая-то толика гуманности и берёт под свою защиту человека. Всё население страны, в которой происходит война, условно делится на сражающихся (комбатантов) и не сражающихся (некомбатантов, к которым относятся медицинский персонал, повара, обслуживающие армию, журналисты и гражданское население). Международное гуманитарное право содержит нормы защиты не только некомбатантов, но и комбатантов.

Источниками международного гуманитарного права являются Гаагская и Женевские конвенции. Гаагская конвенция была принята в 1899 и 1907 годах, она устанавливает права и обязанности воюющих сторон и ограничивает применение средств и методов войны, наносящих чрезмерные страдания и ущерб. Женевские конвенции о защите жертв войны, принятые в 1949 г. устанавливают:

  • то, что медицинские учреждения, транспорт и персонал пользуются защитой, нельзя совершать военные действия против них;
  • обязанность гуманного отношения к гражданскому населению, защита гражданских объектов (жилых домов, больниц, школ и т.д.), запрет вызывать голод среди гражданского населения;

    обязанность армии подбирать на поле боя раненных противников и оказывать им помощь;

    военнопленных нужно регистрировать и сообщать о них государству, за которое они сражались;

    запрет на применение пыток к военнопленным;

    запрет на применение оружия, способного причинить людям чрезмерные страдания;

    запрет на использование "военной хитрости", к примеру, на использование эмблемы Международного комитета Красного Креста для маскировки своего транспорта;

    многие другие правила и законы ведения войны.

Участники Женевских конвенций обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права и совершивших военные преступления, к примеру, такие как:

    пытки военнопленных,

    жестокое обращение с мирным населением;

    применение запрещённого оружия,

    бессмысленное разрушение населённых пунктов,

    уничтожение культурных ценностей,

    захват заложников,

    мародёрство и др.

Рассмотрение подобных дел является компетенцией военных судов внутри государства, а также Международных трибуналов ООН. К военным преступлениям не применяется срок давности. То есть лицо, совершившее военное преступление будет привлечено к ответственности в любое время после обнаружения факта совершения преступления.

В ходе Второй мировой войны обна­ружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН) возникла в ответ на агрессию и пре­ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы войны. Этим и объясняется специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека в число целей ООН.

Функции и полномочия Организации Объединенных На­ций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают между­народные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техни­ческую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуще­ствляют и контрольные функции за соблюдением государства­ми обязательств, взятых по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению ос­новных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами Организации и Генеральным секретарем .

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для го­сударств-членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств-членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на три года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и при­нимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету отно­сительно международного Билля о правах человека; меж­дународных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискри­минации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществля­ет исследования, делает рекомендации, представляет информа­цию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследо­вания служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.



Одним из первых поручений комиссии стала работа с Международным Биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических пра­вах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип: «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими политическими правами».



Пакт о гражданских и политических правах закрепил прин­цип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны со­блюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения, в принципе, допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. был создан Коми­тет по правам человека , состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граж­дан и обладают «высокими нравственными качествами и при­знанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о претворении в жизнь на их территории прав человека, причем участники предоставляют как общую информацию о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека, в первую очередь, должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу при­емлемой (т.е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев предста­вить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государства­ми к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет делать выводы о соответ­ствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Ко­митета, приведя свое законодательство в соответствие с Пак­том, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создан и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребенка. Таким образом, органы ООН, рассматривают как общие воп­росы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частно­сти, к защите прав человека в период вооруженных конфлик­тов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее вре­мя деятельность органов ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сес­сионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека , а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координировали бы практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности.

Влиятельной европейской региональной организацией являетсяСовет Европы . 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сен­тября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые на­делены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительствен­ных организаций и групп лиц о нарушении их прав участника­ми Конвенции. Отдельные индивиды, неправитель­ственные организации и группы лиц имеют возможность направ­лять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и боль­шие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты об­суждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы . Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, долж­на не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, выте­кающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифи­цировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо будет привести в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст.15 п.4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение су­ществующих в Европе региональных органов в единую орга­низацию, в которую войдут все государства континента. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого евро­пейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Динамика развития международных отношений свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных вопросов является применение смертной казни.

Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каж­дого на жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт запре­щал выносить смертный приговор лишь за преступления, со­вершенные лицами моложе восемнадцати лет, и применять его в отношении беременных женщин.


Правовая культура

Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура - комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура в широком смысле слова - совокупность юридических компонентов в их реальном воплощении, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле слова - совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Основные характеристики правовой культуры:

Совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;

Совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм права и правовой системы в целом;

Достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией.

В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Составными элементами правовой культуры следует считать также правовые убеждения, установки. Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика).

Для оценки правовой культуры важнейшее значение приобретают: соблюдение законности (законопослушность), устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т.п.

Основными критериями уровня правовой культуры являются:

Достигнутый социальный статус;

Образовательная подготовка;

Ориентация на правовые ценности;

Социально активные жизненные цели;

Выбор мотивов и вариантов поведения;

Чувство законности и справедливости;

Критическое восприятие негативной социальной практики.

Важное значение имеет проблема правового нигилизма , выражающаяся в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической жизни, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право, и явно негативного отношения к нему.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель - правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других госслужащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности . Выделяются элементарно необходимый, низкий и высокий уровень правовой информированности граждан (населения). Чертами первого уровня признано усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепризнанных социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции. Для второго уровня характерна относительно “свободная” ориентировка в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения. Показателем третьего уровня правовой информированности личности считается постоянный интерес к праву, потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информированности, что характерно для юристов-профессионалов.

В 70–80 гг. ХХ века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право, целью которого является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово «защита» означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предоставляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого – защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью.

Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т. е. с учетом военной необходимости. Эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому обязывает. 1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

· Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

· Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);

Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

А также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года.



Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием «Защита жертв гражданского населения от бедствий войны».

19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) «О правах человека в период вооруженных конфликтов», послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на защиту жертв войны.

Конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;

б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;

в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны

Несмотря на то что право войны существует много веков, термин комбатант был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Он обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения «не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным».

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:

· личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;

· личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами.

К ним относятся:

· лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население не оккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;

· лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

· члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;

· лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).

Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов.

Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

– их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

– требование гигиены и оказание медицинской помощи;

– религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т. д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными.

III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическому благополучию. Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее, всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5 % – гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25 % – военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны.

Впервые попытка дать определения «гражданское лицо» и «гражданское население» была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

И с к л ю ч е н и е составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

П. 1 ст. 50 гласит: «Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола».

Иными словами, гражданское лицо – это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.

Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами.

При всех обстоятельствах запрещаются:

· акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

· нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

· нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

· использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

· Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов.

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие
о с н о в н ы е п р а в и л а:

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.