Белоруссия пригрозила Западу возможным выходом из Договора о нераспространении ядерного (ДНЯО). По мнению официального Минска, США и Великобритания, применив экономические санкции против Белоруссии, нарушили свои обязательства по отношению к стране. А потому и в Минске могут перестать соблюдать эти условия. Об этом, по крайней мере, заявила белорусская делегация в Женеве на второй сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции ДНЯО.

Белорусская сторона подчеркнула, что для нее очень важно, чтобы работали трехсторонние гарантии безопасности, предоставленные в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года в связи с добровольным отказом Белоруссии от права обладания ядерным оружием. "Три государства - Великобритания, Россия и США - взяли на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Белоруссии, в том числе не применять меры экономического принуждения", - подчеркнули белорусские делегаты. А раз есть санкции, значит западные партнеры посягают на независимость Белоруссии.

"Возникает резонный вопрос, почему, несмотря на зафиксированные и неоднократно подтвержденные обязательства, некоторые ядерные державы на практике их игнорируют, продолжая применять меры экономического и политического давления. Принятые Великобританией и США в отношении Беларуси меры экономического принуждения в виде санкций должны быть отменены. Будапештский меморандум в ноябре 2012 года зарегистрирован в ООН в качестве международного договора. Нарушение принятых юридических обязательств является недопустимой нормой поведения государств с точки зрения международного права", - подчеркнула белорусская сторона.

Раздражение официального Минска понятно. США и ЕС применяют к Белоруссии целый комплекс политических и экономических санкций. В настоящее время "черный список" ЕС включает 243 физических лица и 32 компании, оказывающих поддержку "режиму Лукашенко". Численность попавших в "черный список" США неизвестна, но, возможно, она еще больше. Речь идет о бюджетообразующих компаниях – таких как "Белспецэкспорт", "Белнефтехим", "Беларуськалий". Свою продукцию они реализуют в основном в дальнем зарубежье. Значит, санкции – прямой удар по бюджету страны.

Попутно Белоруссия вышла на новый – практически советский – уровень военной интеграции с Россией. В мае союзники проведут масштабные учения "Запад-2013", где будут отрабатывать возможный ядерный удар по Варшаве. Учения пройдут в непосредственной близости от польских границ. Кроме того, Россия впервые заявила о том, что планирует к 2015 году постоянно дислоцировать в Белоруссии свой авиаполк с истребителями. Как рассказал министр обороны России Сергей Шойгу, начало работы по этому проекту запланировано уже на этот год: Москва разместит у соседей авиационную комендатуру и поставит первое дежурное звено боевых истребителей. "Мы предполагаем и дальше рассматривать вопросы, необходимые для усиления обороноспособности наших белорусских коллег и братьев", - подчеркнул Шойгу.

Директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что для белорусской внешней политики событие случилось знаковое. "Перебазировать в Беларусь целый авиаполк менее чем за два года - это очень быстро. И это отражает высокую степень военной тревоги относительно НАТО или отдельных стран НАТО. Польские игры в величие для Польши всегда заканчивались плохо", - объясняет эксперт. И добавляет: "Вряд ли противодействие польской активности относительно Белоруссии ограничится одним российским авиаполком. Как минимум, насыщение белорусской армии новым оружием и техникой пойдет сейчас быстрее. А если дойдет до размещения в Белоруссии российского ядерного оружия в случае краха системы Будапештского меморандума, то милитаризация региона возрастет на порядки".

Разумеется, такая активность со стороны официального Минска неизбежно скажется и на восточных границах ЕС. Польша и Литва начнут стремительно увеличивать военные расходы. И если для Польши они вряд ли станут слишком уж сильным экономическим бременем, то для Литвы геополитические изменения определенно будут означать дополнительные проблемы в вопросах вывода страны из экономического кризиса. Шевцов также полагает, что Россия усилит давление на Литву - как экономическое, так и информационное. "ЕС не компенсирует Литве эти потери. Войны между Россией и НАТО все равно не будет, а, вот, потери от нынешней польской активности на востоке для Литвы могут быть вполне серьезными", - резюмирует политолог.

Эксперты считают вполне вероятным, что угрозы белорусов не будут пустым сотрясанием воздуха, и что страна ответит-таки на санкции выходом из Будапештского меморандума. "США фактически уже вышли из него. Недавно было заявление, кажется, посольства США в Беларуси, что США не рассматривают этот Меморандум как обязательный для исполнения ими документ", - комментирует Шевцов.

Все это означает, что Белоруссия, Украина и Казахстан вот-вот могут получить юридическое основание вернуться к своему ядерному статусу. И в итоге кто-кто, а Белоруссия точно сможет рассчитывать на размещение на своей территории российского ядерного оружия. Более того, белорусское правительство уже обладает примерно 2,5 тоннами ядерных материалов, часть которых имеет высокую степень обогащения, достаточную, например, для быстрого изготовления "грязной" атомной "бомбы".

Кроме того, "ряд пороговых стран получит дополнительный импульс к созданию ядерного оружия, т.к. увидят ненадежность гарантий безопасности со стороны США. Скорее всего, первой из таких стран официально попробует стать Иран", - описывает более отдаленные последствия этих перемен Шевцов.

Все это, бесспорно, на руку Лукашенко. Автор программы ядерного разоружения Белоруссии Станислав Шушкевич говорит, что “Лукашенко в ближайшее время начнет активнее шантажировать США возвратом к ядерному статусу”. Делать он это будет для того, чтобы добиться снятия с Белоруссии экономических санкций. И возвращаться к нему Батька может каждый раз, когда ему что-то не нравится в поведении стран-членов НАТО. Получит ли Лукашенко ядерное оружие, о котором давно мечтает, в перспективе ближайших нескольких лет будет зависеть только от России.

США, очевидно, придется на это как-то реагировать. Попытка усмирить несговорчивого Лукашенко может обернуться для стран-членов НАТО новыми конфликтами. Что особенно небезопасно на фоне растущей военной мощи Китая и озлобленной риторики в адрес Запада со стороны России.

В символическом клубе ядерных держав современная Беларусь просуществовала почти пять лет: от развала Советского Союза в декабре 1991 года до 27 ноября 1996-го, когда территорию республики покинул последний эшелон с ракетами, начиненными ядерными зарядами

С тех пор из уст ряда политиков не раз звучали слова о якобы задаром потерянной мощи, ибо ядерная дубина — убедительный аргумент для противодействия козням внешних потенциальных врагов, посягающих на суверенитет государства. То вдруг посол Александр Суриков выскажется о возможном размещении в Беларуси российского ядерного оружия "при определенном уровне взаимодоверия и интеграции". То Александр Лукашенко назовет "жесточайшей ошибкой" вывод из Беларуси ядерного оружия, обвинив при этом "наших националистов и Шушкевича" в том, что профукали "величайшее достояние и дорогой товар".

Эпизодически некие анонимные источники из белорусского и российского военных ведомств заявляют о готовности вернуть ядерные ракеты в Синеокую при условии, что будет "принято решение руководства". Примечательно, что военспецы союзников отмечают: "У белорусов в идеальном состоянии находится вся военная инфраструктура времен Варшавского договора, вплоть до пусковых установок ракет с ядерными боеголовками, которые были вывезены в Россию после развала СССР".

Что касается площадок для пусковых установок, то их состояние Naviny.by уже анализировали — в публикации "Ядерному оружию в Беларуси нет места?". Понятно, что к такого рода объектам — действующим до сих пор либо законсервированным — близко подходить, мягко говоря, небезопасно. Однако кое-какое представление о современном состоянии, например, баз, способных хранить боеприпасы с ядерной начинкой, можно получить и из открытых источников. Особо следует подчеркнуть, что в гипотетическом возвращении в Беларусь "величайшего достояния" именно такие базы являют собой первостепенную стратегическую важность. С них все и начинается.

Наша часть ядерной истории

Данные об общем количестве ядерных зарядов в СССР никогда не публиковались в открытой печати. По разным оценкам, в Советском Союзе их насчитывалось от 20 до 45 тысяч единиц. Некоторые исследователи указывают, что по состоянию на 1989 год на территории БССР находилось порядка 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. Базы для их хранения начали строить в начале 1950-х годов. И строили, надо сказать, на века: высокомарочного цемента не жалели, хранилища зарывали в землю на глубины до 10 метров.

В числе самых первых и крупных войсковых складов - ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, была построена база при аэродроме дальней авиации, располагавшаяся в Мачулищах, что в двух десятках километров от Минска. На языке военных она называлась в/ч № 75367 и имела условное наименование "ремонтно-техническая база".

Еще одна база ракетного вооружения стратегического назначения (РВСН) располагалась под Гомелем. О ней практически ничего неизвестно, только номер — в/ч 42654 — и кодовое название "Белар Арсенал".

Самым известным объектом этой серии был и остается артиллерийский арсенал, который начали строить в 1952 году недалеко от станции Колосово Столбцовского района Минской области. До распада СССР хранилище обслуживала в/ч 25819, а само оно носило название "25-й арсенал РВСН". Официально часть была расформирована и выведена в Россию в 1996 году. Однако позже подразделение было реанимировано, и сейчас в составе Вооруженных сил Беларуси числится как 25-й арсенал ракетно-артиллерийского вооружения. Именно здесь в 90-х происходил демонтаж ядерных боеголовок под пристальным наблюдением инспекторов НАТО.

Шумел "Камыш" и командир исчез

После того как последний ядерный боезаряд был вывезен из арсенала в Россию, в части начались разброд и шатания. На некогда засекреченный объект можно было легко попасть, минуя КПП, просто перешагнув через поваленный забор. К месту заметить, арсенал представлял собой по сути три объекта: на одной территории в лесном массиве располагался военный городок и собственно административная часть подразделения с техническими сооружениями. База хранения боеприпасов под названием "Камыш" находилась в нескольких километрах от штаба — также в лесу. В 1996 году там уже не было практически никакой охраны.

Столбы со щитами с надписью "Проход запрещен. Стреляем без предупреждения" были выворочены. Помещения КПП разворованы, на земле валялись остатки сигнализации. Единственное, что оставалось в нетронутом виде, так это непосредственно территория, где под землей находились склады с обычными боеприпасами. Правда, желающих туда попасть не было. Семикилометровая по периметру территория была огорожена двумя рядами колючей проволоки, которая находилась под высоким напряжением. Рядом с запертыми на замок воротами стояла пятиметровая металлическая башня с бойницами. Зрелище жуткое…

Командование арсенала и оставшиеся в строю и никому не нужные офицеры больше были озабочены проблемой собственного выживания, чем службой. Местная власть грозилась обесточить и лишить тепла военных за неуплату накопившихся долгов. Ситуация была аховая, и каждый из служивых крутился как мог.

Командир арсенала — полковник, проблему собственного выживания решил просто. В один из дней он просто исчез. Как оказалось — дезертировал, но не с пустыми руками. Вместе с ним исчез чемоданчик с очень дорогими "трофеями": полковник похитил 600 магнитов с высоким содержанием платины на общую сумму порядка 100 тысяч долларов. В ходе демонтажа ракет в части шел сбор цветных и драгоценных металлов.

25-й арсеналКаким образом и какой ценой 25-й арсенал восстановили и, что называется, поставили в строй, гадать не будем.

По сведениям Naviny.by, лет десять назад сей военный объект был оснащен новейшей комплексной системой охраны, которая состоит из нескольких подсистем. Техническая территория арсенала представляет собой проволочное ограждение с напряжением между линиями в 3 тысячи вольт. Даже если преодолеть этот рубеж, то внутри можно нарваться на электрошоковые ловушки с напряжением под 6 тысяч вольт с тремя уровнями срабатывания: сигнальным, предупреждающим и поражающим. Охранять территорию в любое время суток помогает и особая система видеонаблюдения. Плюс ко всему — человеческий фактор в форме и с автоматом.

По всем признакам, 25-й арсенал способен охранять и обслуживать не только вооружения обычного, скажем так, взрывного типа. Как говорят военные: "Мы приказы выполняем, а не обсуждаем!".

Очередной такой приказ они недавно получили. После того как их главнокомандующий 13 февраля утвердил Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Чем не повод посудачить о некогда утерянной ядерной мощи и возможных вариантах ее обретения?

Переговоры, проведенные в Минске заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, эксперты расценили как намек на возвращение в нашу страну ядерного оружия.

На визит высокопоставленного российского дипломата в Беларусь обратил внимание tut.by. Портал отметил, что в Минске Григория Карасина ждали не только в МИДе, но и в президентской администрации. Российского замминистра принял ее руководитель Владимир Макей. На этой встрече, по словам начальника управления внешней политики президентской администрации Максима Рыженкова, обсуждался большой круг «конкретных чувствительных вопросов», пишет «Салідарнасць».

«С большой долей вероятности можно предположить, что один из «конкретных чувствительных вопросов» касался сотрудничества в военной сфере, - пишет портал. - Стоит напомнить, что весь прошлый год между Россией и США шли непростые переговоры по условиям размещения американской системы ПРО в Европе. Эти переговоры так и не увенчались успехом».

В этой связи упоминается, что в ноябре 2011 года военно-дипломатический источник в Москве заявил «Интерфаксу», что РФ в качестве контрмеры может развернуть ракетные комплексы «Искандер» и на территории Беларуси: «Это позволит парировать угрозы стратегическим ядерным силам России в случае развертывания элементов ПРО США вблизи наших границ».

«Вполне возможно, что в нынешней ситуации дело может зайти дальше анонимных заявлений военно-дипломатических источников», - резюмировал портал

«Введение ракет противоречит высшему закону государства»

Бывший судья Конституционного суда Беларуси Михаил Пастухов считает возможное размещение атомного оружия на территории нашей страны незаконным:

– Статья 18 Конституции объявляет Беларусь безъядерной зоной и нейтральным государством. Поэтому введение ракет, как наступательных, так и оборонительных, противоречит высшему закону государства.

Иного мнения придерживается военный обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Александр Алесин. Он полагает вариант размещения атомного оружия на территории Беларуси вполне возможным.

– Речь будет идти о базах России и российском оружии, - считает эксперт. - Оно будет находиться под юрисдикцией России, и соответствующим образом оформлено с точки зрения международных договоров.

Александр Алесин напоминает, что практика размещения подобных баз широко распространена в Североатлантическом альянсе:

– В странах НАТО есть хранилища американских бомб, которые не так давно использовались и для хранения тактических ядерных боеголовок.

Впрочем, этот сценарий чреват для нашей страны крайне неприятными последствиями.

– Беларусь автоматически превратится в мишень и станет первоочередной целью превентивного ядерного удара, - пояснил Алесин.

Эксперт считает более реальным вариант размещения в Беларуси российских комплексов «Искандер-М»:

– Судя по тому, что Россия и США не могут договориться по ПРО, если события перейдут «точку возврата», то вынос российских вооружений за территорию РФ вполне возможен.

«Никто не станет переступать красную черту»

В свою очередь, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов считает невозможным размещение ядерного оружия в нашей стране.

– Это запрещено международным правом, так же как и вариант размещения российских противоракет, - отметил эксперт. - Беларусь объявила себя нейтральным государством и взяла на себя обязательства не размещать противоракеты и другое вооружение, которое существенно изменит баланс сил в регионе.

По мнению аналитика, устами Григория Карасина Россия координирует не перспективы размещения, а эффективную в международных договорных процессах «атомную риторику».

– Не уверен, что Россия в конце концов решится на размещение ракет, потому что переговорный процесс по ПРО еще ведется, - подчеркивает Денис Мельянцов. - Администрация Обамы готова идти на уступки. Если вспомнить, как вопрос участия в ПРО Беларуси обсуждался на Мюнхенской конференции по безопасности, возможна не эскалация, а лишь риторика, которая весьма эффективна.

Эксперт считает, что Россия прорабатывает все варианты, когда нужно «поиграть мускулами».

– Скорее всего, переговоры высокого российского гостя с Владимиром Макеем касались именно координации риторики по вопросу размещения вооружений, - отмечает собеседник «Салідарнасці». - Официальный Минск, в свою очередь, грамотно подыгрывает. Мы отслеживаем ситуацию в отношениях с Россией и можем констатировать: последние полгода со стороны официального Минска практически не было негативных высказываний в отношении Москвы.

– Для атомного оружия и противоракет нет нужды. Это обострит отношения Запада с Россией и уж точно с Беларусью. Императив выживания белорусской власти – возможность баланса. Никто не станет переступать красную черту…

В Белоруссии могут развернуть ядерные силы.

Во время визита главы Министерства обороны Российской Федерации в Белоруссию, Сергей Шойгу и Андрей Равков затронули тему стратегического военного партнёрства между двумя странами. Речь шла главным образом о реализации Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства.

Основной вопрос касался размещения в Польше американских военных, в связи с чем, Белоруссии и России следует предпринять соответствующие меры по обеспечению безопасности.

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности. В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях» , - заявил Сергей Шойгу.

Тем не менее, по мнению специалистов, напряжённость у белорусской границы, а равно и у границы Союзного государства продолжит расти, в связи с чем, на территории Белоруссии может быть развёрнуто ядерное вооружение, однако, подобаня мера является крайней, и реализвоана она будет лишь при условии сильного военного давления со стороны Запада.

«Ответом может стать переброска в Белоруссию одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном военном округе. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. <…> Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра» , – заявил военный эксперт Александр Алесин.

Тем не менее, вероятность того, что Белоруссия пойдёт на подобные меры, остаётся практически нереальной, что обусловлено намерениями этого государства вести партнёрские отношения не только с Россией, но и с Западом.

«Белоруссия это миролюбивое государство, страющееся держаться отстранённо, исключительно в пределах своих интересов. Власти этой страны прекрасно понимают, что если на территории Белоруссии появится ядерное оружие, а «Искандеры» обладают возможностью использования ядерных боеголовок, то западное вооружение будет нацелено не только на Россию, но и на Белоруссию» , - подчёркивает аналитик сайт.

Распад Советского Союза неожиданно превратил Беларусь в ядерную державу. Но боеголовки, располагавшиеся на территории нашей страны , факт ически контролировала Москва. Последняя ракета покинула Беларусь 26 ноября 1996 года. Этому событию предшествовали долгие и непростые переговоры с Россией и Западом.

Ядерная кнопка остается в России

Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, – в стране было очень много оружия. Даже экс-премьер-министр Вячеслав Кебич, которого трудно заподозрить в критике советских порядков, утверждал в мемуарах: по количеству танков на душу населения БССР была самой милитаризованной в мире. Хватало в Беларуси и ядерного оружия, которое появилось в стране в 1960-е годы . По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов . За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Территории около баз напоминали пустыню, которая простиралась на десятки километров. Но система управления ядерным оружием находилась в Москве , а значит, белорусы становились заложниками общесоюзного руководства.

После Чернобыля общество было серьезно настроено против атома, который уже никому не казался мирным. Поэтому в , принятой 27 июля 1990 года, утверждалось: «Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством». Это стремление встречало сочувствие из-за рубежа: дело шло к распаду СССР, и Америка была заинтересована, чтобы состав «ядерного клуба» оставался неизменным. Как утверждает Петр Кравченко (в 1990–1994 годах – министр иностранных дел БССР, а потом и Республики Беларусь), уже в сентябре 1991 года, встречаясь с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, он вел разговор о безъядерном статусе республики.

Реализация этих планов стала возможна только после Беловежской пущи. Лидеры республик понимали, какие риски несет потеря контроля над «ядерной кнопкой», поэтому в соглашении о создании СНГ 8 декабря 1991 года гарантировалось, что члены Содружества «обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение».

Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991-1992 годов, определили временный статус ядерного оружия, которое к моменту распада СССР располагалось на территории четырех республик: Беларуси, России, Украины и Казахстана. Для контроля над ядерным вооружением создавалось объединенное командование стратегическими силами, которое должен был возглавить маршал Евгений Шапошников, до этого являвшийся министром обороны СССР. Украина и Беларусь должны были отказаться от боеголовок, размещенных на их территориях, и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. До этого времени решение о его применении должно было приниматься Президентом России «по согласованию с руководителями Украины, Беларуси и Казахстана в консультации с главами других государств – участников Содружества». Тактическое ядерное оружие должно было быть вывезено в Россию и разукомплектовано там под совместным контролем. Все четыре страны должны были совместно разрабатывать политику в области ядерного оружия.

Ситуация получалась двусмысленной. На первый взгляд, стороны декларировали всеобщий контроль над оружием. С другой стороны, Россия продолжала играть первую скрипку: в 1993 году газета Chicago Tribune утверждала : «На практике это означает, что код для управления их [ракет] пуском знает только Ельцин, но предполагается, что он не отдаст приказ о запуске без согласия Украины, Казахстана и Беларуси». Разумеется, такая ситуация мало обнадеживала.

Беларусь и Украина: разные стратегии

Оставался открытым вопрос, какую компенсацию получат страны за отказ от ядерного оружия. Позиция Станислава Шушкевича была простой: от ракет надо избавиться как можно скорее. Как позднее говорил экс-спикер , «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и, как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси».

А вот другие политики утверждали, что за отказ от ракет можно было получить серьезную компенсацию. «Самой большой ошибкой в начале 90-х я считаю вывод из Беларуси ядерного оружия по модели, которую Запад навязал Шушкевичу, а Шушкевич – Верховному Совету, – писал один из лидеров БНФ, депутат Верховного Совета Сергей Наумчик . – Да, оружие нужно было выводить (и строка о безъядерности в Декларации о суверенитете – моя), но – на выгодных для Беларуси условиях (среди которых, не исключено, и безвизовый либо облегченный въезд). Но в конце декабря 1991-го в Алма-Ате Шушкевич, не посоветовавшись с членами белорусской делегации, безо всяких условий согласился признать Россию правопреемницей СССР в ООН и – владелицей ядерного оружия».

Из мемуаров Петра Кравченко «Беларусь на распутье. Записки политика и дипломата»: «Мы испытали настоящий шок. Выходило, что Шушкевич нас просто сдал! Сдал национальные интересы Беларуси, которая одним махом лишилась главного козыря на переговорах с Россией, <…>. Конечно, он не имел права принимать такие решения, не посоветовавшись со всем составом делегации. <…> Вторым человеком, который полностью осознал всю драматичность происходящего, был мой давний оппонент Зенон Позняк. Он хмуро наблюдал за нашей перепалкой и, сокрушенно вздохнув, обронил такую фразу: “Шушкевич не заботится о государственных интересах Родины!” <…> В рамках белорусско-российских договоренностей с территории Беларуси были вывезены 87 ракет класса СС-25. Они были демонтированы на предприятии “Арзамас-3”. Из них получился <…> уран, который Россия потом продала Соединенным Штатам. В итоге этой сделки Россия получила более десяти миллиардов долларов. Это официальные данные, хотя российская оппозиционная пресса утверждала, что цена сделки была в несколько раз больше».

В то же время Украина заняла совершенно другую позицию. В марте 1992 года президент этой страны Леонид Кравчук остановил вывоз в Россию тактического ядерного оружия. Как заявил лидер Украины, «в силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. <…> Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. <…> Она может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики».

Украина также предложила, чтобы вывоз с ее территории ядерного оружия и его уничтожение осуществлялись под международным контролем. По мнению исследователя Дениса Рафеенко, такая политика объяснялась украинско-российскими противоречиями по Крыму и Черноморскому флоту. «В этих условиях ядерная карта использовалась руководством Украины в качестве ответной меры на те или иные действия российской стороны».

Чья компенсация будет большей?

Украинская позиция вызвала определенные проблемы. 30-31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы. При этом у каждой из сторон должно было остаться не более 6 тысяч единиц оружия. Как отмечал Денис Рафеенко , «точка зрения США на события, происходящие на Украине в то время, заключалась в том, что если Украине не удастся ратифицировать Договор СНВ-1, то этот договор утратит свою силу. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял решение ратифицировать Договор СНВ-1, но не обмениваться ратификационными грамотами до тех пор, пока Украина не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия». Надо было искать компромисс.

Поскольку экономики Украины и Беларуси испытывали трудности, обе страны надеялись на поддержку Запада и России. Но Украина, которая полностью не отказалась от оружия, использовала его в качестве аргумента, а Беларусь выступала в роли просителя.

Как вспоминает Петр Кравченко, в январе 1992 года Беларусь заявила о том, что не только выполнит все свои обязательства, но и ускорит вывод из страны тактического ядерного оружия. Это стало козырем в переговорах с американцами, которые весной того же года распространили на нашу страну действие программы Нанна-Лугара. Она предусматривала выделение 250 миллионов долларов на цели, связанные с обеспечением ядерной безопасности во время демонтажа, передислокации и уничтожения ядерных боеголовок. Беларусь получила более 100 миллионов долларов. Заметим, что позже, в 1993 году, в ходе визита в США белорусской делегации во главе со Станиславом Шушкевичем Беларусь получила еще 59 миллионов.

Параллельно шли переговоры между западными странами и бывшими союзными, а теперь независимыми республиками. 23 мая 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1.