Царь-бомба

"Царь-бомба", "Кузькина мать" - так называли созданную в СССР в 1954-1961 гг. термоядерную авиационную бомбу АН602, взрыв которой осенью 1961 г. показал всю силу и мощь Советского Союза. Мощность этой бомбы составила от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента, она стала самым мощным взрывным устройством за всю историю человечества .

Разработку этой бомбы вела группа физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. В группу разработчиков входили А.Д. Сахаров, В.Б. Адамский, Ю.Н. Бабаев, Ю.А. Трутнев, Ю.Н. Смирнов и другие. За разработку этой бомбы Сахаров был награжден третьей медалью Героя Социалистического Труда.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия.

Где сконструирована?

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки - якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет - с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959-1960 гг.). При этом в 1954-1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вел НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведенная выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики/РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили еще несколькими месяцами позже. Но в любом случае - только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 - ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесен ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчетный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонн) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности).

Первоначальный вариант бомбы

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать. Было решено не использовать третью ступень процесса взрыва («реакцию Джекилла-Хайда») и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент.

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведенный прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьезных изменений в силовой схеме исходного самолета, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертеж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15% взлетной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъемнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трех замков (необходимость чего диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357-228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ ВВС (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы - 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета. В частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту.

Испытания

Подготовленный Ту-95В перегнали на аэродром Оленья. Вскоре он со специальным светоотражающим покрытием белого цвета и реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с майором А. Е. Дурновцевым, взял курс на Новую Землю.

Испытание самого мощного в мире взрывного устройства состоялось 30 октября 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС. Но первоначально уже вылетевший на задание и снаряжённый самолёт пришлось вернуть на базу из-за отказа прибора радиолокационного наведения. Встала дилемма - сбросить бомбу и потерять плоды огромных усилий, либо сажать самолёт с уже взведённой бомбой, с риском её подрыва. Академик Сахаров и его коллега лично поставили подписи под документом, удостоверяющим, что посадка безопасна. И лишь после посадки и устранения неисправности состоялся второй вылет, который и завершился успехом.

Подрыв бомбы произошёл в пределах ядерного полигона «Сухой Нос» (73.85, 54.573°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.85° с. ш. 54.5° в. д. (G)) на высоте 4200 м над уровнем моря, 4000 м над целью (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались цифры 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Даже в "половинном" варианте (а максимальная мощность такой бомбы составляет 100 мегатонн) энергия взрыва десятикратно превышала суммарную мощность всех взрывчатых веществ, использованных всеми воюющими сторонами за годы Второй мировой войны (включая атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки).

Ударная волна от взрыва

Ударная волна от взрыва трижды обогнула земной шар, первый раз - за 36 ч. 27 мин. Световая вспышка была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже с командного пункта в поселке Белушья Губа (отдаленном от эпицентра взрыва почти на 200 км).

Грибовидное облако выросло до высоты 67 км. К моменту взрыва, пока на огромном парашюте бомба медленно опускалась с высоты 10500 до расчетной точки подрыва, самолет-носитель Ту-95 с экипажем и его командиром майором Андреем Егоровичем Дурновцевым уже был в безопасной зоне. Командир возвращался на свой аэродром подполковником, Героем Советского Союза.

Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя «Царь-бомба», впечатляли:
* Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
* Огненный шар разрыва радиусом примерно 4,6 километра достиг поверхности земли - что нехарактерно для воздушных ядерных взрывов.
* Излучение вызывало ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
* Ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
* Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 мин.
* Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
* Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения - тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США, был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Так же этим испытанием Советский Союз продемонстрировал способность создать водородную бомбу любой мощности и средства доставки бомбы к точке подрыва.

Нет ограничений по мощности бомб

В самом деле, увеличение мощности водородной бомбы достигается простым увеличением массы рабочего материала, так что, в принципе, нет никаких факторов, препятствующих созданию 100-мегатонной или 500-мегатонной водородной бомбы.

В испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва, были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно - урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объема - исходя из меньшей плотности свинца - около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с ее транспортировкой.

Нельзя и утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» - первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Кроме того, огненный шар взрыва коснулся земли, а это привело к подъему в атмосферу дополнительно большого количества частиц облученного взрывом грунта. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой.

Место взрыва

Применением АН602 было наглядно продемонстрировано владение Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения. Научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа .

АН602 представляла собой модификацию проекта РН202 .

«Царь-бомба» является самым мощным изготовленым взрывным устройством за всю историю человечества. Бомба внесена в книгу рекордов Гиннесса, как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание .

Цели проекта

В середине 1950-х США имели безусловное превосходство над СССР по ядерным вооружениям. Хотя в СССР к этому времени уже были созданы термоядерные заряды, но не было необходимого их разнообразия. Также не было эффективных средств доставки ядерных зарядов до территории США как в 1950-е, так и в 1961 году. Реальной возможности ответного ядерного удара по США у СССР не было .

Помимо внешнеполитического и пропагандистского соображений - ответить на ядерный шантаж США - создание «Царь-бомбы» укладывалось в концепцию ядерного сдерживания, принятую в период руководства страной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущёвым , которая сводилась к ядерному блефу, чтобы создать видимость ядерного равновесия .

Также 23 июня 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании сверхтяжёлой баллистической ракеты Н-1 (индекс ГРАУ - 11А52) с боевой частью массой 75 тонн (для сравнительной оценки - масса боевой части испытанной в 1964 г. межконтинентальной МБР УР-500 составляла 14-тонн) .

Отработка новых конструкций ядерных и термоядерных боеприпасов требует проведения испытаний, в которых подтверждается работоспособность устройства, его безопасность в аварийных ситуациях и подтверждалось расчётное энерговыделение при взрыве .

До бомбы, в начале 1950-х гг., разрабатывалась аналогичная торпеда. Авиационных и ракетных комплексов с нужными тактико-техническими характеристиками в СССР тогда не было и руководством страны было принято решение о создании термоядерной торпеды и подводной лодки для её доставки к побережью противника: 12 сентября 1952 г. И. В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» (подводной лодки с ядерной энергетической установкой). Предполагалось, что она будет носителем торпеды Т-15 с термоядерным зарядом мощностью до 100 мегатонн тротилового эквивалента. Из-за неудачных испытаний Т-15 не была завершена, подводная лодка получила обычные торпеды . ( )

Название

Официальные названия: «изделие 602», «АН602», «Иван» .

В настоящее время разница названий становится причиной путаницы, когда AH602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или с РН202 (изделием 202). (AН602 представляла собой модификацию РН202 . В переписке для РН202 первоначально использовалось обозначение «РДС-202» , «202» и «изделие В» [ ] .)

Неофициальные названия - «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Название «Царь-бомба» подчёркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением высказывания Н. С. Хрущева вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать !» .

Разработка

Разработка сверхмощной бомбы началась в 1956 г. и проводилась в два этапа. На первом этапе, с 1956 по 1958 г.г. это было «изделие 202», которое разрабатывалось в созданном незадолго до этого НИИ-1011 . Cовременное название НИИ-1011 - «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики (РФЯЦ-ВНИИТФ)». Согласно официальной истории института приказ о создании НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан 5 апреля 1955 года, к работе в НИИ-1011 приступили несколько позже. [ ]

На втором этапе разработки, с 1960 до успешного испытания в 1961 г., бомба называлась «изделие 602» и разрабатывалась в КБ-11 (ныне - ВНИИЭФ), вёл разработку В. Б. Адамский , кроме него физическую схему разрабатывали А. Д. Сахаров , Ю. Н. Бабаев , Ю. Н. Смирнов , Ю. А. Трутнев .

Изделие 202

После создания в 1955 г. второго ядерного центра - НИИ-1011, в 1956 году постановлением совета министров перед ним была поставлена задача разработки заряда сверхбольшой мощности, которая получила название «проект 202» .

12 марта 1956 года был принят проект Совместного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202. В проекте планировалось разработать вариант РДС-37 с мощностью 30 Мт ТЭ

6 июня 1956 г. в отчёте НИИ-1011 описано термоядерное устройство РДС-202 с расчётной мощностью до 38 Мт при требуемых заданием 20−30 Мт . В реальности это устройство было разработано с оценочной мощностью 15 Мт , после испытаний изделий «40ГН», «245» и «205» его испытания были признаны нецелесообразными и отменены .

Изделие 602

АН602 не являлась переименованной РН202, просто для ускорения испытаний было решено использовать разработки проекта 202. В КБ-11 (ВНИИЭФ) были взяты уже изготовленные в НИИ-1011 (ВНИИТФ) шесть корпусов для бомбы проекта 202 и использован разработанный для её испытаний комплекс оборудования .

АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекила-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов , образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонны .

Испытание полного, 100 Мт варианта бомбы было отвергнуто по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать . А. Д. Сахаров предложил использовать во вторичном модуле бомбы ядерно-пассивный материал вместо U 238 , что снизило мощность до 50 Мт и помимо снижения количества осколков деления позволило избежать касания огненного шара земной поверхности, что исключило радиоактивное заражение поверхности и поднятие большого количества радиоактивной пыли в атмосферу .

Разработка самолёта-носителя

Для доставки бомбы коллективом под руководством Александра Надашкевича в 1955 г. был разработан модифицированный вариант бомбардировщика Ту-95 - Ту-95В , другое название - Ту-95-202. Этот самолёт был изготовлен в единственном экземпляре .

Первые проработки по этой теме начались сразу после переговоров И. В. Курчатова осенью 1954 года с А. Н. Туполевым , который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича . Анализ показал, что подвеска такой большой бомбы потребует серьёзных изменений в самолёте. В первой половине 1955 года были согласованы габариты, вес и размещение АН202 в самолёте. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15% взлётной массы носителя, но из-за её размеров самолёт остался без подвесных топливных баков. Для подвески АН202 был разработан новый балочный держатель на основе БД-206. Разработанный новый БД7-95-242 (БД-242) был значительно грузоподъёмнее БД-206, он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. Три замка создали проблему безопасного сброса бомбы и она была решена - электроавтоматика обеспечила синхронное открытие всех трёх замков .

17 марта 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР №357-228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 года и прошли без особых замечаний .

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в «холодной войне» наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин , где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. В 1961 г. с принятием решения об испытании, на Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т , в том числе вес парашютной системы - 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета .

Осенью 1961 года самолёт был доработан для испытаний АН602 на Куйбышевском авиазаводе .

Испытания

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил лично Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС . До официального объявления в неформальной беседе он рассказал о бомбе одному из американских политиков, и эту информацию 8 сентября 1961 г. опубликовала «Нью-Йорк Таймс » .

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 года . Подготовленный Ту-95В № 5800302 с бомбой на борту вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. Экипаж самолета-носителя составлял 9 человек :

  • ведущий летчик испытаний майор Дурновцев Андрей Егорович ;
  • ведущий штурман испытаний майор Клещ Иван Никифорович ;
  • второй летчик капитан Кондратенко Михаил Константинович;
  • штурман-оператор радиолокатора ст. лейтенант Бобиков Анатолий Сергеевич;
  • оператор радиолокатора капитан Прокопенко Александр Филиппович;
  • бортинженер капитан т/с Евтушенко Григорий Михайлович;
  • ст. стрелок-радист ст. лейтенант Машкин Михаил Петрович;
  • КОУ, стрелок-радист капитан Снетков Вячеслав Михайлович;
  • стрелок-радист ефрейтор с/с Болотов Василий Яковлевич.

В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А (серийный, оборудованный для наблюдения за испытаниями) бортовой номер №3709 с экипажем :

  • ведущий летчик испытаний подполковник Мартыненко Владимир Фёдорович;
  • второй летчик ст. лейтенант Муханов Владимир Иванович;
  • ведущий штурман майор Григорюк Семен Артёмьевич;
  • штурман-оператор радиолокатора майор Музланов Василий Тимофеевич;
  • стрелок-радист ст. сержант с/с Шумилов Михаил Емельянович.

В 2 часа 3 минуты после взлёта на высоте 11,5 км над уровнем цели бомба была сброшена с самолёта-носителя, после чего она опускалась на основном парашюте площадью 1600 м² , общая масса парашютной системы, включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами», составляла 800 кг .

Подрыв бомбы был осуществлён барометрическим взрывателем через 189 секунд после сброса в 11 часов 33 минуты МСК (08:33 UTC) на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) .

В других источниках указаны разные высоты взрыва, от 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) до 4500 м .

Самолёт-носитель к моменту взрыва оказался на расстоянии около 39 км, а самолёт-лаборатория - 53,5 км. Ударная волна догнала самолёт-носитель на удалении 115 км, действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде вибрации и не повлияло на режим полёта самолёта . После посадки на фюзеляже были замечены несколько пятен от воздействия вспышки взрыва .

Самолёт-лаборатория к моменту прихода ударной волны был на расстоянии 205 км от места взрыва . Измеренная мощность взрыва (58,6 мегатонны) заметно превысила проектную (51,5 мегатонны). Есть сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн .

Результаты испытания

Научным результатом испытания стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что нет принципиального ограничения на увеличение мощности термоядерного заряда (однако ещё 30 октября 1949 года, за три года до испытания «Майк» , в Дополнении к официальному отчету Общего совещательного комитета Комиссии по атомной энергии США физики-ядерщики Энрико Ферми и Исидор Раби отметили, что термоядерное оружие имеет «неограниченность разрушительной силы» и что стоимость увеличения мощности боеприпаса в ценах 1950 финансового года составляла 60 центов за одну килотонну тротилового эквивалента ). В испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва ещё на 50 мегатонн достаточно было заменить свинцовую оболочку на уран-238 , как и предполагалось штатно . Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков , а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают (вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно - урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг , свинцовая же оболочка того же объёма - исходя из меньшей плотности свинца - около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой. [ ]

Взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний в пересчёте на единицу мощности. Первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны , что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков, тем не менее, можно считать, что АН602 действительно была относительно чистой - более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза .

Отдалённым последствием стала повышенная радиоактивность, аккумулированная в ледниках Новой Земли. По данным экспедиции 2015 г., из-за ядерных испытаний ледники Новой Земли в 65-130 раз более радиоактивны, чем фон в соседних районах, в том числе из-за испытаний «Кузькиной матери» .

Перспективы практического использования

АН602 никогда не являлась оружием, это было единичное изделие, конструкция которого позволяла достигнуть мощности в 100 Мт ТЭ, испытание 50-мегатонной бомбы было в том числе испытанием работоспособности конструкции изделия на 100 мегатонн . Эта бомба предназначалась исключительно для психологического давления на американцев .

Специалисты начинали разработку боевых ракет для БЧ большой мощности (150 Мт и более), которые были переориентированы на вывод космических аппаратов: УР-500 (масса головной части 40 тонн, практически реализована как ракета-носитель «Протон» , индекс ГРАУ - 8К82), Н-1 (масса головной части - 75–95 тонн, разработка была переориентирована в носитель для лунной программы , проект доведен до стадии летно-конструкторских испытаний и закрыт в 1976 г., индекс ГРАУ - 11А52), Р-56 (индекс ГРАУ - 8К67) .

Слухи и мистификации, связанные с АН602

Результаты испытаний АН602 стали предметом для слухов и мистификаций.

В некоторых публикациях утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчётной примерно на 20 % (на самом деле - на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее - 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда », на страницах которой было официально заявлено, что «она <АН602> - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды» . На самом деле конструкторы рассматривали возможность создания более мощных термоядерных боеприпасов (например, боевая часть ракеты УР-500 мощностью 150 мегатонн), но дальше эскизных проектов не разрабатывались. [ ]

В разное время ходили слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции с вовлечением в реакцию водорода атмосферы и океана и последующим выгоранием кислорода.
(Перед испытанием в США первой атомной бомбы высказывались похожие опасения о возникновении в атмосфере неконтролируемой ядерной реакции, несмотря на противоречие такой возможности всем известным сведениям о ядерных реакциях. Непосредственно перед тем взрывом разнервничавшегося из-за таких опасений молодого ученого удалили с места испытания по совету врачей ). В действительности детонация ни атмосферы, ни океана невозможна ни при какой мощности термоядерного взрыва .

Распространён слух о чрезвычайно быстрой разработке «Царь-бомбы», якобы она была полностью сконструирована за 112 дней после поручения Хрущева на совещании 10 июля 1961 года . В действительности начало разработки - 1956 год .

Эта бомба никогда не была каким-то трудовым подарком разработчиков ядерного оружия к открытию очередного партийного съезда, как писали некоторые авторы .

Комментарии

Примечания

  1. Веселов, А. В. Царь-бомба // Атомпресса: газ.. - 2006. - № 43 (726) (октябрь). - С. 7.
  2. Книга рекордов Гиннесса: 1993. - Москва−Лондон, 1993. - С. 198.
  3. Зубок, Владислав Мартинович. «Ядерная доктрина» Хрущева // Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева / Пер. М. Макбал. - Российская политическая энциклопедия, 2011. - 672 с. - (История сталинизма). - 1500 экз.
  4. Первов, Михаил. Ракетные комплексы РВСН // Техника и вооружение. - 2001 . - № 5−6. - С. 44−45.
  5. Первов, М. Ракетное оружие ракетных войск стратегического назначения. - М. : Виоланта, 1999. - 288 с. - ISBN 5-88803-012-0 .
  6. Слипченко, Виктор Сергеевич. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний : Материалы лекции В. С. Слипченко, прочитанной 14 апреля 2004 г. в Московском физико-техническом институте в Московском физико-техническом институте для слушателей курса «Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность»: [арх. 11 июня 2004 ] / Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. - МФТИ, 2004.
  7. Чуприн, Константин. Бомбы с ласковыми именами : Отечественная авиация имеет широкий спектр термоядерных боевых средств: [арх. 11 ноября 2005 ] // Независимое военное обозрение: газ.. - 2005. - № 43 (452) (10 июня). - [интернет-версия статьи].
  8. , №208. Отчет НИИ-1011 по обоснованию конструкции и расчетам изделия РДС-202 , с. 480−482.
  9. , №211. Записка А. П. Завенягина и И. С. Конева в Президиум ЦК КПСС с представлением проекта постановления СМ СССР о программе испытаний в июле−августе 1956 г. , с. 484.
  10. Росатом покажет "Кузькину мать" на выставке в Москве (рус.) . РИА «Новости» (15 августа 2015). Дата обращения 1 февраля 2019. Архивировано 2 февраля 2019 года.
  11. , №192. Записка А. Д. Сахарова, Я. Б. Зельдовича и В. А. Давиденко Н. И. Павлову с оценкой параметров изделий мощностью в 150 мегатонн и один миллиард тонн ТНТ , с. 440-441.
  12. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. / Гл. ред. А. А. Фурсенко. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - Т. 2. : Постановления. 1954-1958. - 1120 с.:

    Принять проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202.
    Включить в проект постановления пункты, обязывающие:
    а) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) и Министерство обороны СССР (т. Жукова) по окончании подготовительных работ к проведению испытания изделия 202 доложить ЦК КПСС о положении дел;
    б) Министерство среднего машиностроения (т. Завенягина) проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить ЦК КПСС.
    Поручить тт. Ванникову и Курчатову окончательную редакцию текста данного постановления.

  13. , №215. Записка А. П. Завенягина, Б. Л. Ванникова и П. М. Зернова в ЦК КПСС с представлением проекта постановления Президиума ЦК КПСС о переносе срока испытания изделия «202» , с. 492-493.
  14. Антон Волков. Испытание заряда 50 Мт - «Кузькина мать» (рус.) (недоступная ссылка) . Ядерное и термоядерное оружие . 2002 by Anton Volkov. Дата обращения 28 сентября 2012. Архивировано 22 октября 2009 года. [ ]
  15. Sakharov, Andrei. Memoirs: [англ. ] . - New York: Alfred A. Knopf, 1990. - P. 215–225. - ISBN 0-679-73595-X .
  16. Туполев Ту-95В (рус.) . «Уголок неба»: Большая авиационная энциклопедия [ ]
  17. , с. 420.
  18. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года: Стенографический отчёт. - М. : Политиздат , 1962. - Т. 1. - С. 55.
  19. Хохлов Игорь Игоревич. Царь-бомба (Большой Иван) . термоядерное устройство, разработанное в середине 50-х годов группой физиков под руководством академика И. В. Курчатова. В группу входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов (рус.) . Дата обращения 1 апреля 2019. [ ]

30 октября 1961 года Советский Союз произвел взрыв самой мощной бомбы в мире – Царь-бомбы. Эта 58-мегатонная водородная бомба была взорвана на полигоне, расположенном на Новой Земле. После взрыва Никита Хрущёв любил пошутить, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, "чтобы не побить все стёкла в Москве."

«Царь-бомба» АН602


Название

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ - «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное» обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили). Название же «Царь-бомба» изделие получило как самое мощное и разрушительное оружие в истории.

Разработка

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки - якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет - с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959-1960 гг.). При этом в 1954-1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае - только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 - ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Место испытания на карте.

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать - было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).
Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357-228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «Кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Испытания

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы - 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

Вспышка взрыва "Царь-Бомбы"

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС.
Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Гриб после взрыва

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос»(73.85, 54.573°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.85° с. ш. 54.5° в. д. (G) (O)). Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория - 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Существует видеохроника приземления самолета-носителя этой бомбы после испытания; самолет горел, при осмотре после посадки видно что некоторые выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались.

Результаты испытания

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

    Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли.

    Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.

    Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут

    Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

    Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.

    Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров

    Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.

Последствия испытания

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения - тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

диаметр тотальных разрушений, для наглядности нанесенный на карту Парижа

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно - урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма - исходя из меньшей плотности свинца - около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.

Нельзя и утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» - первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой - более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.
Также дискуссия о путях политического применения технологии создания сверхмощных ядерных боеголовок послужила началу идеологических расхождений Хрущёва Н. С. и Сахарова А. Д., так как Никита Сергеевич не принял проект Андрея Дмитриевича по размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок, мощностью от 200 или даже 500 мегатонн, вдоль американских морских границ, что позволяло отрезвить неоконсервативные круги не втягиваясь в разорительную гонку вооружений

Слухи и мистификации, связанные с АН602

Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно на 20 % (на самом деле - на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее - 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда», на страницах которой было официально заявлено, что «Она <АН602> - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды». На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы - например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82; известная ракета-носитель «Протон» является её модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались, но так и остались на чертёжных досках.

В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного деления) уже высказывались ранее - при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта. Тогда эти опасения дошли до того, что одного из переволновавшихся учёных не только отстранили от испытаний, но и отправили на попечение врачей.
Фантастами и физиками высказывались также опасения (порождённые главным образом фантастикой тех лет - эта тема часто фигурировала в книгах Александра Казанцева, так в его книге «Фаэты» утверждалось, что таким образом погибла гипотетическая планета Фаэтон, от которой остался пояс астероидов), что взрыв может инициировать термоядерную реакцию в морской воде, содержащей некоторое количество дейтерия, и таким образом вызвать взрыв океанов, который расколет планету на куски.

Подобные же опасения, правда, в шутливой форме, высказывал герой книг фантаста Юрия Тупицына, звездолётчик Клим Ждан:
«Возвращаясь на Землю, я всегда волнуюсь. На месте ли она? Не превратили ли ее учёные, увлёкшиеся очередным многообещающим экспериментом, в облако космической пыли или плазменную туманность?»

30 октября 1961 года на полигоне Новая Земля прошли успешные испытания советской термоядерной бомбы АН606 мощностью 57 мегатонн. Эта мощность в 10 раз превышала суммарную мощность всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны. АН606 является самым разрушительным оружием за всю историю человечества.

Место

Ядерные испытания в Советском Союзе начались в 1949 году на Семипалатинском полигоне, расположенном в Казахстане. Его площадь равнялась 18500 кв. км. Был он удален от мест постоянного проживания людей. Но не настолько, чтобы на нем можно было бы испытывать самое мощное оружие. Поэтому в казахской степи взрывали ядерные заряды низкой и средней мощности. Они были необходимы для отладки ядерных технологий, изучения влияния поражающих факторов на технику и сооружения. То есть то были, прежде всего, научно-технические испытания.

Но в условиях военной конкуренции необходимы были и такие испытания, в которых делался акцент на их политическую составляющую, на демонстрацию сокрушительной мощи советской бомбы.

Был еще и Тоцкий полигон в Оренбургской области. Но он был меньше Семипалатинского. И к тому же располагался в еще более опасной близости от городов и деревень.

В 1954 году нашли такое место, где можно было испытать ядерное оружие сверхбольшой мощности.

Этим местом стал архипелаг Новая Земля. Он полностью удовлетворял требованиям к полигону, на котором предстояло испытать супер-бомбу. Был максимально удален от крупных населенных пунктов и коммуникаций, и после его закрытия должен был оказывать минимальное влияние на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона. Также требовалось проводить исследование влияния ядерного взрыва на корабли и подводные лодки.

Острова Новой Земли наилучшим образом удовлетворяли этим и другим требованиям. Их площадь была более чем в четыре раза больше Семипалатинского полигона и равнялась 85 тыс. кв. км., что примерно равно площади Нидерландов.

Проблему населения, которое может пострадать от взрывов, решили радикально: 298 коренных ненцев выселили с архипелага, предоставив им жилье в Архангельске, а также в поселке Амдерма и на острове Колгуев. При этом переселенцев трудоустроили, а пожилым назначили пенсию, несмотря на то, что никакого трудового стажа у них не имелось.

Им на смену пришли строители.

Ядерный полигон на Новой Земле — это отнюдь не чистое поле, на которое бомбардировщики сбрасывают свой смертоносный груз, а целый комплекс сложных инженерных сооружений и административно-хозяйственных служб. К ним относятся опытно-научная и инженерная служба, службы энерго- и водоснабжения, истребительный авиационный полк, транспортный авиационный отряд, дивизион кораблей и судов специального назначения, отряд аварийно-спасательной службы, узел связи, части тылового обеспечения, жилые помещения.

На полигоне были созданы три испытательных площадки: Черная Губа, Маточкин Шар и Сухой Нос.

Летом 1954 года на архипелаг были доставлены 10 строительных батальонов, которые начали возводить первую площадку — Черную Губу. Строители провели арктическую зиму в брезентовых палатках, подготавливая Губу к намеченному на сентябрь 1955 года подводному взрыву — первому в СССР.

Изделие

К разработке «Царь-бомбы», получившей индекс АН602, приступили одновременно со строительством полигона на Новой Земле — в 1955 году. И завершилась она созданием готовой к испытаниям бомбы в сентябре 1961 года, то есть за месяц до взрыва.

Разработка началась в НИИ-1011 Минсредмаша (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики, ВНИИТФ), который находился в Снежинске Челябинской области. Собственно, институт и был основан 5 мая 1955 года, прежде всего, для реализации грандиозного термоядерного проекта. А уже потом его деятельность распространилась на создание 70 процентов всех советских ядерных бомб, ракет и торпед.

НИИ-1011 возглавил научный руководитель института Кирилл Иванович Щёлкин, член-корреспондент АН СССР. Щёлкин совместно с группой ядерщиков-корифеев принимал участие в создании и испытании первой атомной бомбы РДС-1. Именно он в 1949 году последним вышел из башни с установленным в ней зарядом, опечатал вход и нажал кнопку «Пуск».

Работы над созданием бомбы АН602, к которым были подключены ведущие физики страны, включая Курчатова и Сахарова, проходили без особых осложнений. Но уникальная мощность бомбы требовала громадных объемов вычислений и конструкторских проработок. А также проведения экспериментов с меньшими зарядами на полигоне — вначале Семипалатинском, а затем и на Новой Земле.

Первоначальный проект предполагал создание бомбы, которая уж точно повыбивала бы стекла пусть не в Москве, но наверняка в Мурманске и Архангельске, а то и на севере Финляндии. Поскольку была запланирована мощность, превышающая 100 мегатонн.

Изначально схема действия бомбы была трехзвенной. Вначале срабатывал плутониевый заряд мощностью 1,5 Мт. Он поджигал реакцию термоядерного синтеза, мощность которой равнялась 50 Мт. Выделявшиеся в результате термоядерной реакции быстрые нейтроны запускали реакцию деления ядер в блоках урана-238. Вклад этой реакции в «общее дело» составлял 50 Мт.

Такая схема приводила к чрезвычайно высокому уровню радиоактивного загрязнения на громадной территории. И о «минимальном влиянии полигона на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона после его закрытия» говорить не приходилось. Поэтому от финальной фазы — деления урана — было решено отказаться. Но при этом реальная мощность полученной бомбы оказалась немного больше, чем исходило из расчетов. Вместо 51,5 Мт 30 октября 1961 года на Новой Земле взорвались 57 Мт.

Завершали создание бомбы АН602 уже не в Снежинске, а в знаменитом КБ-11, располагавшемся в Арзамасе-16. На финальную доработку ушло 112 дней.

В результате получился монстр весом 26500 кг, длиной 800 см и максимальным диаметром 210 см.

Габариты и вес бомбы были определены уже в 1955 году. Для того чтобы поднять ее в воздух, пришлось существенно модернизировать самый крупный на тот момент бомбардировщик Ту-95. И это тоже была работа не из простых, поскольку стандартный Ту-95 не мог поднять в воздух «Царь-бомбу», при весе самолета в 84 тонны он мог брать лишь 11 тонн боевой нагрузки. На долю топлива отводилось 90 тонн. К тому же бомба не помещалась в бомбовом отсеке. Поэтому пришлось убрать фюзеляжные топливные баки. А также заменить балочные держатели бомбы на более мощные.

Работа по модернизации бомбардировщика, получившего названиеТу-95 В и изготовленного в единственном экземпляре, проходила с 1956 по 1958 год. Еще год продолжались летные испытания, во время которых отрабатывалась техника сбрасывания макета бомбы того же веса и тех же габаритов. В 1959 году самолет был признан полностью удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям.

Результат

Главный результат, как и было задумано, — политический — превзошел все ожидания. Прогремевший взрыв неведомой прежде силы произвел очень сильное впечатление на лидеров западных стран. Он заставил более серьезно взглянуть на возможности советского военно-промышленного комплекса и несколько снизить свои милитаристские амбиции.

События 30 октября 1961 года развивались следующим образом. Рано утром с отдаленного аэродрома поднялись два бомбардировщика — Ту-95 В с изделием АН602 на борту и Ту-16 с исследовательским оборудованием и кино-фотоаппаратурой.

В 11 часов 32 минуты с высоты 10500 метров командир Ту-95 В майор Андрей Егорович Дурновцев сбросил бомбу. На аэродром майор вернулся подполковником и Героем Советского Союза.

Бомба, опустившись на парашюте до уровня 3700 метров, взорвалась. К этому моменту самолеты успели уйти от эпицентра на 39 километров.

Руководители испытаний — министр среднего машиностроения Е.П.Славский и Главнокомандующий ракетными войсками маршал К.С.Москаленко — в момент взрыва находились на борту Ил-14 на расстоянии более 500 километров. Несмотря на пасмурную погоду, они увидели яркую вспышку. При этом ударной волной самолет отчетливо встряхнуло. Министр и маршал немедленно отправили телеграмму Хрущеву.

Одна из групп исследователей с расстояния в 270 километров от точки взрыва увидела не только яркую вспышку через защитные затемнённые очки, но даже почувствовала воздействие светового импульса. В заброшенном посёлке — 400 километров от эпицентра — были порушены деревянные дома, а каменные лишились крыш, окон и дверей.

Гриб от взрыва достиг высоты 68 километров. При этом ударная волна, отразившись от земли, воспрепятствовала опусканию на землю шара плазмы, которая испепелила бы все на громадном пространстве.

Разнообразные эффекты были чудовищными. Сейсмическая волна трижды обогнула земной шар. Световое излучение было способно вызвать ожоги третьей степени на расстоянии 100 км. Грохот от взрыва был слышен в радиусе 800 км. Из-за ионизирующего воздействия в Европе наблюдались помехи при радиосвязи более часа. По этой же причине связь с двумя бомбардировщиками пропала на 30 минут.

При этом испытание оказалось на удивление чистым. Радиоактивное излучение в радиусе трех километров от эпицентра через два часа после взрыва составляло всего лишь 1 миллирентген в час.

Ту-95 В, несмотря на то, что он находился в 39 километрах от эпицентра, ударной волной сбросило в пике. И пилот смог восстановить управление самолетом, лишь потеряв 800 метров высоты. Бомбардировщик полностью, включая винты, был покрашен белой светоотражающей краской. Но при его осмотре было обнаружено, что фрагментарно краска выгорела. А некоторые элементы конструкции даже оплавились и деформировались.

В заключение необходимо отметить, что в корпус АН602 могла поместиться и 100-мегатонная начинка.

Более 55 лет назад, 30 октября 1961 года, случилось одно из самых знаменательных событий Холодной войны. На полигоне, расположенном на Новой Земле, Советский Союз испытал самое мощное термоядерное устройство в истории человечества – водородную бомбу мощностью 58 мегатонн тротила. Официально этот боеприпас назывался АН602 («изделие 602»), но в исторические анналы она вошла под своим неофициальным названием – «Царь-бомба».

Эта бомба имеет еще одно название – «Кузькина мать». Оно родилось после знаменитой речи Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Хрущева, во время которой он обещал показать США «кузькину мать» и стучал башмаком по трибуне.

Над созданием «изделия 602» работали лучшие советские физики: Сахаров, Трутнев, Адамский, Бабаев, Смирнов. Руководил этим проектом академик Курчатов, работы над созданием бомбы начались в 1954 году.

Советская «Царь-бомба» была сброшена со стратегического бомбардировщика Ту-95 , который был специально переоборудован для выполнения этой миссии. Взрыв произошел на высоте 3,7 тыс. метров. Сейсмографы по всему миру зафиксировали сильнейшие колебания, а взрывная волна трижды обогнула земной шар. Взрыв «Царь-бомбы» серьезно напугал Запад, и показал, что с Советским Союзом лучше не связываться. Был достигнут мощный пропагандистский эффект, а потенциальному противнику наглядно продемонстрированы возможности советского ядерного оружия.

Но самым важным было другое: испытания «Царь-бомбы» позволили проверить теоретические выкладки ученых, и было доказано, что мощность термоядерных боеприпасов практически не ограничена.

И это, кстати, было правдой. После успешно проведенных испытаний Хрущев пошутил, что хотели взорвать 100 мегатонн, но побоялись выбить стекла в Москве. Действительно, изначально планировали подорвать стомегатонный заряд, но потом не захотели наносить слишком большой урон полигону.

История создания Царь-бомбы

С середины 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием ядерного оружия второго поколения – термоядерной бомбы. В ноябре 1952 года США взорвали первое подобное устройство, через восемь месяцев аналогичные испытания провел и Советский Союз. При этом советская термоядерная бомба была гораздо совершеннее своего американского аналога, ее вполне можно было вместить в бомбовый отсек самолета и использовать на практике. Термоядерное оружие идеально подходило для реализации советской концепции единичных, но смертоносных ударов по врагу, ибо теоретически мощность термоядерных зарядов неограничена.

В начале 60-х годов в СССР приступили к разработке огромных (если не сказать чудовищных) по мощности ядерных зарядов. В частности, планировалось создать ракеты с термоядерной боевой частью массой 40 и 75 тонн. Мощность взрыва сорокатонной боеголовки должна была составлять 150 мегатонн. Параллельно шли работы над созданием сверхмощных авиационных боеприпасов. Однако разработка подобных «монстров» требовала проведения практических испытаний, в ходе которых бы отрабатывалась техника бомбометания, оценивался ущерб от взрывов и, самое главное, проверялись теоретические выкладки ученых-физиков.

Вообще, следует отметить, что до появления надежных межконтинентальных баллистических ракет проблема доставки ядерных зарядов стояла в СССР очень остро. Существовал проект огромной самоходной торпеды с мощнейшим термоядерным зарядом (около сотни мегатонн), которую планировали подорвать у побережья США. Для запуска этой торпеды проектировалась специальная подводная лодка. По мнению разработчиков, взрыв должен был вызвать сильнейшее цунами и затопить важнейшие мегаполисы США, находящиеся на побережье. Руководил проектом академик Сахаров, но по техническим причинам он так и не был реализован.

Первоначально разработкой сверхмощной ядерной бомбы занималось НИИ-1011 (Челябинск-70, в настоящее время РФЯЦ-ВНИИТФ). На этом этапе боеприпас носил название РН-202, однако в 1958 году проект был закрыт решением высшего руководства страны. Существует легенда, что «Кузькина мать» была разработана советскими учеными в рекордно короткие сроки – всего лишь 112 дней. Это не совсем соответствует действительно. Хотя, действительно, финальный этап создания боеприпаса, который проходил в КБ-11, занял всего 112 дней. Но не совсем правильным будет утверждение, что «Царь-бомба» - это просто переименованная и доделанная РН-202, на самом деле в конструкцию боеприпаса были внесены существенные усовершенствования.

Изначально мощность АН602 должна была составлять более 100 мегатонн, а ее конструкция иметь три ступени. Но из-за значительного радиоактивного заражения места взрыва от третьей ступени решили отказаться, что уменьшили мощность боеприпаса практически вдвое (до 50 мегатонн).

Еще одной серьезной проблемой, которую пришлось решать разработчикам проекта «Царь-бомбы», стала подготовка самолета-носителя для этого уникального и нестандартного ядерного заряда, так как серийный Ту-95 не подходил для выполнения этой миссии. Этот вопрос поднимался еще в 1954 году в разговоре, который состоялся между двумя академиками – Курчатовым и Туполевым.

После того как были сделаны чертежи термоядерной бомбы, оказалось, что размещение боеприпаса требует серьезной переделки бомбоотсека самолета. Из машины были убраны фюзеляжные баки, а для подвески АН602 на самолет был установлен новый балочный держатель с гораздо большей грузоподъемностью и тремя бомбардировочными замками вместо одного. Новый бомбардировщик получил индекс «В».

Чтобы обеспечить безопасность экипажу самолета, «Царь-бомба» была оборудована сразу тремя парашютами: вытяжным, тормозным и основным. Они замедляли падение бомбы, позволяя самолету после сброса отлететь на безопасное расстояние.

Переоборудования самолета для сброса супербомбы начались еще в 1956 году. В том же году самолет был принят заказчиком и испытан. С Ту-95В даже сбрасывали точный макет будущей бомбы.

17 октября 1961 года Никита Хрущев на открытии XX съезда КПСС заявил, что СССР успешно проводит испытания нового сверхмощного ядерного оружия, и вскоре будет готов боеприпас мощностью 50 мегатонн. Также Хрущев сообщил, что Советский Союз располагает и 100 мегатонной бомбой, но взрывать ее пока не собирается. Через несколько дней Генассамблея ООН обратилась к советскому правительству с просьбой не проводить испытания новой мегабомбы, но этот призыв не был услышан.

Описание конструкции АН602

Авиационная бомба АН602 представляет собой цилиндрическое тело характерной обтекаемой формы с хвостовыми стабилизаторами. Ее длина составляет 8 метров, максимальный диаметр – 2,1 метра, весит она 26,5 тонны. Габариты этой бомбы полностью повторяют размеры боеприпаса РН-202.

Первоначальная расчетная мощность авиабомбы составляла 100 мегатонн, но потом она была уменьшена почти в два раза. «Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой: первой ступенью являлся ядерный заряд (мощность порядка 1,5 мегатонны), она запускала термоядерную реакцию второй ступени (50 мегатонн), которая, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию Джекила-Хайда третьей ступени (также 50 мегатонн). Однако подрыв боеприпаса такой конструкции практически гарантировано приводил к значительному радиоактивному загрязнению испытательного полигона, поэтому от третьей ступени решили отказаться. Уран, находящийся в ней, был заменен свинцом.

Проведение испытаний Царь-бомбы и их итоги

Несмотря на проведенную ранее модернизацию, непосредственно перед самими испытаниями самолет все равно пришлось переделывать. Вместе с парашютной системой реальный боеприпас оказался больше и тяжелее запланированного. Поэтому с самолета пришлось снять створки бомболюка. Кроме того, он был предварительно покрашен белой светоотражающей краской.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту взлетел с аэродрома Оленья и направился в сторону полигона на Новой Земле. Экипаж бомбардировщика состоял из девяти человек. В испытаниях также принимал участие самолет-лаборатория Ту-95А.

Бомба была сброшена через два часа после взлета на высоте 10,5 тыс. метров над условной целью, расположенной на территории полигона «Сухой нос». Подрыв осуществлялся баротермически на высоте 4,2 тыс. метров (по другим источникам, на высоте 3,9 тыс. метров или 4,5 тыс. метров). Парашютная система замедлила падение боеприпаса, поэтому до расчетной высоты А602 опускалась 188 секунд. За это время самолет-носитель успел отойти от эпицентра на 39 км. Ударная волна догнала самолет на расстоянии 115 км, однако он сумел продолжить свой полет и благополучно вернулся на базу. По информации некоторых источников, взрыв «Царь-бомбы» вышел гораздо мощнее запланированного (58,6 или даже 75 мегатонн).

Результаты испытания превзошли все ожидания. После взрыва образовался огненный шар диаметров более девяти километров, ядерный гриб достиг высоты 67 км, а диаметр его «шляпки» составил 97 км. Световое излучение могло наносить ожоги на дистанции в 100 км, а звуковая волна дошла до острова Диксон, расположенного на 800 км восточнее Новой Земли. Сейсмическая волна, порожденная взрывом, трижды обогнула земной шар. При этом испытания не привели к значительному загрязнению окружающей среды. Ученые высадились в точке эпицентра уже через два часа после взрыва.

После испытаний командир и штурман самолета Ту-95В были награждены званиями Героя Советского Союза, восемь сотрудников КБ-11 получили звания Героев Социалистического труда, а еще несколько десятков ученых конструкторского бюро получили Ленинские премии.

В ходе испытаний были достигнуты все предварительно запланированные цели. Были проверены теоретические расчеты ученых, военные получили опыт практически использования невиданного ранее оружия, а руководство страны получило мощнейший внешнеполитический и пропагандистский козырь. Было четко показано, что Советский Союз может достичь паритета с США по смертоносности ядерного оружия.

Бомба А602 изначально не предназначалась для практического военного использования. По сути, это был демонстратор возможностей советской военной промышленности. Ту-95В просто не мог долететь с такой боевой нагрузкой до территории США – ему банально не хватило бы топлива. Но, тем не менее, испытания «Царь-бомбы» произвело на Западе нужный результат – уже через два года, августа 1963 года, в Москве между СССР, Великобританией и США был подписан договор о запрете проведения ядерных испытаний в космосе, на земле или под водой. С тех пор проводились только подземные ядерные взрывы. В 1990 году СССР объявил об одностороннем моратории на проведение любых ядерных испытаний. До настоящего времени его придерживается и Россия.

Кстати, после успешного испытания «Царь-бомбы» советские ученые выдвинули несколько предложений о создании еще более мощных термоядерных боеприпасов, от 200 до 500 мегатонн, но они так и не были реализованы. Главными противниками подобными планов выступили военные. Причина была проста: такое оружие не имело ни малейшего практического смысла. Взрыв А602 создал зону полного уничтожения, равную по площади территории Парижа, зачем же создавать еще более мощные боеприпасы. Кроме того, для них просто не было необходимого средства доставки, ни стратегическая авиация, ни баллистические ракеты того времени поднять такой вес просто не могли.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них