Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Ксения Сабирьянова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель : познакомить детей понятием «ягода » , классифицировать их на садовые и лесные , учить их различать.

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод .

Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые , лесные ) .

Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, давайте начнём занятие как обычно , приветствием гостей и друг друга.

Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами . Что же такое Ягоды ?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете ? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника) .

Чтение рассказа : “Ягодная сказка”

На лесной поляне , где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды : черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся .

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля .

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня .

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды , да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды .

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода ! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Вопрос : Какие ягоды вы знаете ?

А где растут ягоды ? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные . Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней ? (и те и другие ягоды полезные , в них много витаминов) .

К лесным ягодам относятся те , которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды - те , которые созревают на кустарниках и кустиках в саду .

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю :

Эти ягоды , все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной) .

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок - хруст , Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых . Сельский сад - их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка ? (клубника)

Долгоножка хвалится : - Я ли не красавица? А всего-то - косточка Да красненькая кофточка! (вишня) .

– Что же это за ягодки ? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды !

Садовые ягоды очень вкусные , сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его . Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод :

Ежевика так колюча,

Как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка -

Колется немножко.

Осторожно собирай

Небывалый урожай :

Посмотри - за рядом ряд

Чудо-ягоды висят . (Ксюша)

Жимолость у нас в саду

Пышным цветом расцвела.

Только к ней я не иду :

Там в цветке сидит пчела.

Но сказала мама мне :

«Пчёлкам тоже по весне

Витаминов надо.

Где их взять? Из сада!»…

Солнышко сильней пригреет,

Скоро жимолость созреет.

Буду ягодки срывать

И про пчёлку вспоминать (Алина К.)

И напоследок осталась самая необычная ягода , слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный, кафтан - зеленый, бархатный. (Арбуз) .

Арбуз, как ни странно является ягодой ! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.

Аппликация «Корзина садовых ягод »

А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками .

Физ минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем ,

Дружно ягоды берем .

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами , теперь пришло время отправиться на лесную полянку , чтобы познакомиться с лесными ягодами .

Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас) .

Входим в лес.

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод .

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам ) .

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника -это лесные ягоды .

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды . Правильно! Малина бывает и садовой , и дикой. Садовая малина крупнее , слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными .

Что это за ягодка ? Это лесная земляника . Земляника – самая вкусная лесная ягода , которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Слушайте загадку про следующую ягоду :

Под листиком на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет

Руки вымажет и рот.

А попробовав поймет (голубика) .

Голубику можно встретить в самых разных местах : и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

А что это за ягода ? Черника - почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки .

Нет кислее ягод этих ,

Только все равно приветь их.

Витамин в них - лучший друг вам.

Замечательная клюква! (Кристина)

У брусники вкус особый :

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой . (Алиса К.)

А теперь мы, ребята, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.

Земляника растет на дереве;

клюква растет на кусте;

брусника сладкая как сахар;

голубика красного цвета;

малину любят не только люди но и животные;

черника очень вредная для здоровья.

Ядовитые ягоды

Далеко не все ягоды полезны . Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны . Например волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник , который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна : ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно : ягодка растет одиночно , в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем ли мы собирать такие ягоды ? (нет) .

А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые » .

Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.

Подведение итогов :

– С чем мы ребята сегодня познакомились ?

– На какие виды делятся ягоды ?

– К садовым ягодам относятся какие ?

– К лесным ?

– А что за ядовитые ягоды вы знаете ?

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались и я вам приготовила небольшие подарки. Но для начала давайте скажем спасибо нащим гостям за то что они к нам пришли и угостим их вкусным и полезным мармеладом из ягодок .

А это вам ребята (раздаю раскраски и мармелад) . Занятие закончено , всем спасибо!

Занятия по рисованию в детском саду занимают особое место в календарно-тематическом плане подготовительной группы. К возрасту 6–7 лет дети уже владеют достаточным набором техник выполнения рисунка, имеют навыки работы с разными материалами и видами изображения. Одной из тем для отработки этих умений является изображение грибов и ягод, а также сопутствующих объектов. Рассмотрим методические нюансы составления занятия, которые сделают его увлекательным для детей и облегчат работу воспитателя.

Подготовка

От того, насколько тщательно готов воспитатель к занятию, зависит результат достижения поставленных целей и задач - это не секрет. И немаловажную роль в этом процессе занимает учёт всех тонкостей подготовительного процесса.

Материалы

В подготовительной группе дети уже знакомы с основными видами материалов для рисования. То есть могут использовать

  • карандаши;
  • гуашь;
  • акварель;
  • восковые мелки;
  • фломастеры.

Это интересно. Многие методисты категорически отрицают возможность использования фломастеров на занятиях рисованием в детском саду, так как дети не могут с их помощью передавать оттенки и элементарные тени в изображении.

Основа

В качестве основы для рисования можно использовать:

  • бумагу разной плотности (цветную или бумагу для принтера);
  • картон (толстый и тонкий).

Единственное условие - формат рисунка не должен быть больше А4, если речь идёт об индивидуальной работе. Для групповых заданий можно использовать листы формата А3 и даже А1.

Это интересно. Изображения на ватмане допускаются, если воспитатель принимает активное участие в создании общей композиции работы.

Техники и приёмы в подготовительной группе

Предполагается, что в подготовительной группе дети уже владеют рядом нетрадиционных техник выполнения рисунка (например, кляксография, когда на беспорядочные пятна краски наносится контур, или рисование ладошками, когда различные изображения создаются на основе контура ладоней). Однако классические техники всё равно остаются в приоритете. Среди них

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка композиции на готовый фон (например, подложка-лес дополняется рисунком ёжика, белочки, грибов-ягод и т.д.);
  • срисовывание (эта техника активно осваивается в старшей группе и отрабатывается в подготовительной);
  • обведение и раскрашивание трафаретов (в группе идёт усложнение изображаемых фигур, появляются животные с прорисованными контурами шерсти, мелкие объекты композиции и пр.);
  • рисование с натуры (в качестве натуры выступают природные материалы - ветки, пеньки, жёлуди, каштаны и т.д).

Для изображения грибов и ягод актуально будет использовать дорисовку, срисовывание и рисование с натуры.

Приёмы рисования определяются тем, что малыши уже имеют чёткие представления о точках-границах изображения, определённых задумкой рисунка. Для ребят 6–7 лет доступны

  • любые формы закрашивания (мелкие, крупные детали, а также элементарные тени);
  • прорисовка тонких и широких линий в любом направлении;
  • вертикальное положение кисточки при прорисовке тонких линий и наклонное положение кисточки для широких линий (при использовании красок);
  • примакивание, когда кисть, смоченная в краске, прикладывается к бумаге всем ворсом, чтобы получился отпечаток;
  • смешивание акварельной палитры для получения различных оттенков;
  • приёмы закрашивания в разном положении карандаша по отношению к листу.

На занятии на тему грибов и ягод можно скомбинировать все эти приёмы, в зависимости от того, какие материалы будут использоваться.

Фотогалерея рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках

Использование манки, окрашенной в разные цвета с помощью акварели или гуаши, позволяет быстро заполнить изображение цветом Рисунок ватными палочками - это одна из разновидностей кляксографии, когда объект приобретает форму из пятна краски Для создания этого рисунка использовалась техника отпечатывания краски с пальцев

Как индивидуализировать работу?

Реализация индивидуального подхода - одна из основных целей образовательного процесса в детском саду. На занятиях рисованием это сделать проще, чем на других, так как конечный продукт априори уникален. И тем не менее воспитатель может уже на этапе постановке задачи осуществить поставленную цель. Для этого взрослый может дать такие варианты выполнения рисунка:

  • представить композицию в разное время суток (днём, ночью, утром) или разное время года, что подразумевает использование разной цветовой гаммы;
  • изобразить картину с натуры в разном приближении (например, с близкого расстояния, если у малыша проблемы со зрением);
  • добавить один элемент в данную композицию на своё усмотрение и доказать обоснованность этой детали.

Это интересно. Для индивидуализации рисунка можно предложить малышам дополнить элементами других видов изобразительной деятельности, например, аппликацией из природных материалов, ткани или объёмными деталями из пластилина.

Варианты композиции

Рисунок, как уже было сказано, может выполняться индивидуально и коллективно. В последнем случае лучше, если это будут элементы (например, сосна, белка, грибы и пр.), выполненные на отдельных листах, а затем расположенные на общем фоне . Как вариант, дети могут раскрашивать отдельные блоки общей композиции. Что касается тематического разнообразия использования в качестве задания изображения грибов и ягод, то это традиционно «осенне-зимний» тематический блок, когда малыши изучают природные явления, жизнь животных, связанную с изменениями сезонов. Можно предложить такие идеи формулировки темы:

  • «Запасы для ёжика»;
  • «Ветка рябины»;
  • «Грибная поляна»;
  • «Мухомор»;
  • «Снегири на ветке рябины»;
  • «Кто там спрятался под деревом?»;
  • «Подарки для белочки» и т.д.

Мотивация

Включённость малышей в работу зависит от того, насколько воспитателю удастся заинтересовать их темой. Для этого можно использовать целый арсенал приёмов, комбинируя их в зависимости от темы и временных рамок этого этапа занятия.

Песни

Музыкальное оформление занятий позволяет не только создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, но и в ненавязчивой форме представить нужную информацию, например, о том, как выглядят съедобные грибочки. Более того, можно подобрать видеоролики, чтобы малыши не только слушали и подпевали, но также выполняли определённые ритмические движения. В этом случае мотивация может быть совмещена с физкультминуткой.

Видео: Пример видеоклипа для детей «Грибы-Ягоды»

Стихотворения

Рифмованные строки легко и точно укладываются в памяти детей, вот почему в дошкольном образовании заучивание стихотворений наизусть является чуть ли не основным приёмом закрепления полученных знаний. Для занятия по рисованию стихотворения можно подобрать отдельно по видам грибов-ягод, или в целом про дары осени, например.

  • По дорожке шли - Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
  • Золотистые лисички - Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
  • По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве - рябинка, В травке - земляничка, Под горой - черничка, Клюковка - на кочке… - Пусто в кузовочке!
  • - Осень! Расскажи скорей, Припасла что для зверей? - Я медведю, глухарю Много ягод подарю. И морошку, и малину, И румяную рябину. - А для белочки лесной У меня сюрприз другой: Дам я рыженькой малышке Жёлуди, грибы и шишки.

Загадки

Это быстрый и очень продуктивный способ настроить детей на работу, так как отгадывание загадок не требует много времени, а малыши с удовольствием слушают и стараются как можно быстрее дать ответ.

  • Этот грибок - берёзы сынок. Кто его найдёт, всяк в лукошко кладёт(Подберёзовик).
  • Гриб красен - для здоровья опасен (Мухомор).
  • Жёлто-рыжие лисички - величают нас сестрички (Лисички).
  • Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята).

Сказки

Одним из беспроигрышных вариантов настроить малышей на работу можно назвать сказки. В качестве мотивации для занятия по рисованию на тему ягоды и грибы можно предложить не просто прослушивание готовых историй, а придумывание собственных (из 2–4 предложений) на заданную тему. Например,

  • Жила-была дружная семья весёлых опят. Однажды случилось несчастье: самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…
  • Родилась у грибного царя Подберёзовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей: Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…
  • Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Беседа и наглядность

Без картинок занятие рисование сложно себе представить. Дети должны видеть разные варианты интерпретации образа, который им предстоит воспроизводить. То есть если речь идёт о ягодах, изображения должны быть выполнены с разных ракурсов, обязательно с укрупнением (например, отдельные ягоды рябины, а не только гроздья). И, конечно, рассматривание картинок должно происходить под беседу на тему.

  • Как часто вы ходите в лес?
  • Что растёт в лесу?
  • Зачем нужны грибы и лесные ягоды?
  • Что можно сделать с грибами или ягодами дома? и пр.

Схема составления конспекта занятия

Подробный план работы с детьми в конкретный отрезок времени - это та часть методической работы, которая определяет профессионализм воспитателя . И начинать подготовку занятия следует с формулирования целей:

  • обучить детей изображать грибы и ягоды на бумаге разными приёмами;
  • закреплять знания ребят о строении флоры леса, формах и цветовых оттенках растений;
  • тренировать навык изображения нескольких объектов на одной линии;
  • расширять представления малышей о явлениях природы;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать уважение к окружающему миру;
  • прививать положительное отношение к творчеству и общению друг с другом.

Задачи могут быть следующие:

  • закрепить знания о съедобных/ядовитых грибах/ягодах;
  • развивать память, познавательную сферу;
  • автоматизировать умение различать грибы/ягоды по картинкам или по загадкам/песням/стихотворениям;
  • воспитывать терпение в работе.

Очень важно соблюдать хронометраж каждого этапа работы.

  • Вводная часть - 5 минут (повторение того, чем занимались в прошлый раз, мотивационные приёмы).
  • Основной этап работы - 20 минут (формулирование задания, выполнение работы с обязательным включением в хронометраж физкультминутки и пальчиковой гимнастики).
  • Заключительный этап - 5 минут (составление групповой композиции или оформление индивидуальных работ на одном стенде, слова поощрения от учителя и рефлексия ребёнка, например, в виде вопросов - Понравилось тебе занятие? Чем? или Чем не понравилось? Всё ли задуманное тебе удалось нарисовать? Как ты оценишь свою картинку? Какая картинка, на твой взгляд, самая красивая? Почему? и т.д.).

Пример конспекта занятия

Васильева Светлана «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)» (фрагмент)

<…Давайте нарисуем на травке грибочки для белочки. Садимся за столы: А я сейчас покажу вам, как нарисовать белые грибы.
Воспитатель: Вот осенний лес (показываю рисунок) .
Тут у меня изображена травка (показываю на рисунке) .
Я возьму кисточку и окуну её в белую краску и сразу примакиванием нарисую много ножек грибов.
Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приёмы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).
А теперь я хорошо промою кисточку, (показываю как) окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.
Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок).
Воспитатель: Ребята приступаем к работе. А белочка будет нам помогать.
Дети: Рисуют (воспитатель помогает).
Белочка: хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят.
Белочка зовёт несколько детей помочь им найти крепкие белые грибы.
Белочка вместе с детьми помещает рисунки на стенд (обсуждения рисунков).
Рефлексия:
Ребята как мы помогли белочке?
Что рисовали?
Куда ходили?
Что понравилось больше всего?>

Этапы работы над рисунком

«Корзина с грибами для ёжика»

Для выполнения этого рисунка можно использовать и акварель, и гуашь. Сначала дети делают карандашный набросок грибов, а затем дорисовывают (без карандашного контура) корзинку.

Инструкция:

  1. «Рисуем карандашом овалы шляпок и ножки грибов».
  2. «Раскрашиваем их в жёлто-бежево-коричневой гамме».
  3. «Бежевой краской делаем овал, в который вписываем грибы».
  4. «Дорисовываем корзинку, раскрашиваем её жёлтым».
  5. «Даём 1–2 минуты просохнуть фону и наносим коричневой краской рисунок клеточек».
  6. «На ручке корзинки также делаем коричневым цветом имитацию плетения».

Это интересно. Если в палитре нет бежевого цвета краски, то сделать её можно смешав белую с жёлтой, добавив немного коричневого.

«Гроздь рябины»

Инструкция:

  1. «Окунаем кисть в коричневую краску и рисуем веточку».
  2. «Зелёным цветом наносим тонкие короткие мазки-веточки».
  3. «На каждой веточке прорисовываем ягодки, делая точки краской оранжевого или красного цвета».
  4. «Снова окунаем кисть в зелёную краску, прорисовываем веточки для листьев, делая их тонкими, но длинными».
  5. «Теперь примакиваем листочки, прикладывая ворс кисти в одном направлении к длинным зелёным веткам».

«Мухомор»

Этот рисунок может быть иллюстрацией к прослушанному стихотворению или сказке, а поскольку выполняется он фломастерами, то времени на его создание требуется чуть меньше. Вот почему такие картинки можно дополнять сопутствующими элементами (в этом случае бабочками, облаками и т.д.).

Инструкция:

  1. «Начинаем с нанесения контурами дерева».
  2. «Показываем ветки и прорисовываем отметины на стволе берёзы».
  3. «Рисуем шляпки и ножки мухоморов».
  4. «Раскрашиваем их, не забывая оставлять белые пятна». Можно для раскрашивания использовать не только фломастеры, но и карандаши.
  5. «Рисуем бабочек. Наносим контур овала для туловища, дорисовываем крылышки в виде цифры 3, дополняем кружком-головкой, не забываем про усики».
  6. «Раскрашиваем бабочек».
  7. «Замыкаем волнообразные линии в форму, похожую на круг - это облака».
  8. «Раскрашиваем облака, дорисовываем солнце».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЯГОДЫ".

Ягоды растут на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках.

Из ягод можно приготовить компот, кисель, морс, пирог, желе.

ИГРА "КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? "
Кисель из вишни, какой? - Вишнёвый.
Пирог с малиной? - Малиновый.
Сок из смородины? - Смородиновый.
Компот из земляники? - Земляничный.
Морс из клюквы? - Клюквенный.

ИГРА "КАКОЕ ВАРЕНЬЕ".
Малина – малиновое варенье
Черника – черничное варенье
Земляника – земляничное варенье
Клюква – клюквенное варенье
Брусника – брусничное варенье и т.д.



СКАЖИ, КАКАЯ ЯГОДА:
Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.
Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОГАМИ:
Ягоды рябины растут... дереве.
Ягоды крыжовника падают... куста.
Ягоды клубники сорвали... веточки.
Ягоды ежевики выложили... корзины.
Кустики черники искали... траве.
Ягоды смородины выглядывали... листиков.

СКАЖИ НАОБОРОТ:
Клубника крупная, а малина...
Крыжовник твёрдый, а черника...
Ежевика сладкая, а смородина...
Рябина горькая, а клубника...

ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ - ДЕЙСТВИЙ:
Ягоды на веточках (что делают?) растут, зреют, поспевают, созревают, наливаются соком.
Ягоды с веточек...
Люди в лесу ягоды...
Из ягод сок...
В стакан сок...
Варенье, (повидло, джем) из яблок...
В корзину ягоды...

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗЫ "ЧТОБЫ" И "ПОТОМУ ЧТО":
Мама купила ведро вишен, чтобы...
Мама перебрала смородину, чтобы...
Мама купила Саше клубнику, потому что...
Мама посушила ягоды шиповника...
Вова не стал есть крыжовник...
Малину перетёрли с сахаром...

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ О ЯГОДАХ:
Название.
Где растет?
Внешний вид.
Какая на вкус?
Что из неё готовят?

ГДЕ РАСТЁТ ЯГОДА.

Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас - клюква - невидима сверху.

ВОПРОСЫ:
Как растет клюква?
Какие еще ягоды растут в лесу?
Как они растут?
Какая ягода невидима сверху?

ПЕРЕСКАЗ.

СБОР ЯГОД.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать

ЗАГАДКИ О ЯГОДАХ.

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)



В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Длинноножка хвалится -
Я ли не красавица,
А сама-то - косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки. (Земляника)

И красна, и кисла
На болоте росла. (Клюква)


(ПОНЕДЕЛЬНИК)

Тема: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цель: уточнить знания об осеннем времени года. Рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников.

Цель: закрепить изменения в природе.

Д/И «Давайте отгадаем».

Цель: развивать умение отгадывать загадки о явлениях природы.

П/И «Плетень».

С Димой, Тимофеем, Никитой В. закрепить знания о последовательности времен года и дней недели.

Беседа «Значимость дежурства в уголке природы».

Труд – полить растения.

Цель: воспитывать ответственное выполнение поручения.

Ситуативный разговор «Что будет, если исчезнут растения на Земле?»

Иллюстрации фруктов и ягод, опорные картинки на тему «Осень», календарь погоды и времен года, оборудование для труда, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Наглядная информация для родителей «Первая помощь при отравлении ядовитыми ягодами и грибами».

Познавательное развитие (ФЭМП) «Состав числа четыре».

Цель: учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их

(В.П. Новикова, стр.36).

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдения за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать и называть характерные приметы осени.

П/И «Пугало».

Упражнять Сашу, Полину, Юлю в прыжках со скамейки и приземлении на полусогнутые ноги.

Правила безопасности в природе «Как узнать ядовитые растения, ягоды, грибы».

Труд – сбор природного материала для выполнения поделок.

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Корзинки для сбора природного материала, мячи.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы. И Соколов- Микитов «Листопадничек».

Вечер

Гимнастика после сна.

Игра с мячом «Лето или осень», игровое упражнение «Осенние листочки».

Пальчиковая игра «Деревья».

С/Р игра «Больница». Цель: закрепить знания о народных методах лечения.

Упражнять Лешу, Даню П., Мишу в ориентации на листе бумаге, в тетради «Пиши по образцу».

Просмотр мультфильма «Осенние кораблики», беседа по содержанию мультфильма.

Атрибуты для с/р игры, видеоаппаратура, карандаши, тетради, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдения за листьями, плавающими в лужах, д/и «На что похожи?»

Цель: развивать воображение, закрепить названия деревьев.

П/И «Кого не стало?» Цель: развивать внимание. Игровая деятельность.

Ужин

Игры со строительным материалом: «Цветочный город».

Задачи: учить детей сооружать различные постройки, самостоятельно находить конструкторские решения для завершения постройки.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ВТОРНИК)

Тема: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Что я видел по дороге в д/с».

Цель: учить составлять краткий последовательный рассказ из личного опыта.

Д/и «Угадай, с какого дерева лист и плод».

Цель: закрепить названия деревьев.

П/и «Найди свое место».

Д/И «Один – много». Цель: упражнять в образовании мн. ч. сущ. в Р.П.

Д/И «Продолжи ряд» Цель: закрепить количественный счет, знание цифр, развивать внимание (Даша Ф., Даня Х., Дима).

Труд на занятиях Цель: развивать внимание при выполнении поручений.

Физкультминутка «Листья».

Цель: учить согласовывать движения со словами.

Ситуативный разговор «Почему нельзя есть немытые ягоды?»

Д/И, мяч, предметные картинки, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Инд.беседы с родителями

о самочувствии детей, о профилактике против гриппа и ОРВИ.

Консультация для родителей «Гуляем и присматриваемся».

Инд. беседы об изготовлении поделок из природного материала

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи «Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».

Цель : учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить образовывать относительные прилагательные; учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму (О.С. Ушакова, стр.143).

Рисование «Корзина с фруктами».

Цель: продолжать детей знакомить с натюрмортом. Закрепить знание о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции, показать роль цветового фона для натюрморта.

Физкультура (улица)

Цель: упражнять детей в беге со сменой темпа, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в ведении мяча одной рукой, в передаче мяча друг другу. Игровые упражнения «Пингвины», «Баскетболисты», п/и «Ловкая пара».

Прогулка

Наблюдения за листопадом. Какие деревья почти полностью сбросили листья?

Цель: закрепить названия деревьев, развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Д/И « Так бывает или нет?»

Цель: развивать внимание.

П/И «Кто быстрее до дерева».

Д/И «Скажи со словом «осенний». Цель: упражнять в согласование сущ. и прилагательного.

Упражнять Сережу, Егора, Семпена в метании малого мяча в вертикальную цель.

Ситуативный разговор «Если ты заблудился в лесу».

Чтение художественной литературы (И.С. Соколов-Микитов «Осень в лесу», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. Бунин «Листопад», В.Авдеенко «Осень».

Цель: вспомнить и закрепить все прочитанные про­изведения об осени.

Труд – сбор опавших листьев. Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Выносной материал: оборудование для труда.

Работа перед сном

Культурно-гигиенические процедуры. Чтение худ. литературы Н. Сладков «Почему октябрь пегий».

Вечер

Гимнастика после сна.

С/Р игра «Семья. Готовимся к прогулке».

Хороводная игра «А мы в лес пойдем».

Проверить знание стихов к осеннему празднику

(Саша, Тимофей, Никита В.), упражнять в выразительном чтении.

Упражнять Катю, Дашу Н., Соню в умении рисовать дерево по схеме последовательного рисования.

Д/и «С какой ветки детки?»

Цель: закрепить знание плодов деревьев и кустарников.

Д/И «Узнай по тени». Цель: закрепить знания о деревьях.

Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование в центре рисования.

Самостоятель-ная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за сумерками, д/и «Назови, что сейчас». Цель: закрепить части суток.

П/И «Поймай мяч».

Самостоятельная игровая деятельность

Ужин

Нерегламентированная деятельность детей.

Задачи: способствовать профилактике эмоционального перенапряжения, формировать умение находить себе занятие по душе, конструктивно общаться со сверстниками.

Планирование воспитательно-образовательной работы (СРЕДА)

Тема: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Этажи леса». Цель: закрепить с детьми понятие об «этажах» леса.

Д/И «Как растут ягоды?»

Цель: дать представления о том, как растут и в каких условиях ягоды (клюква, брусника и т.п.). Разучить пальчиковую игру «Осень».

П/И «Затейники».

Д/И «Скажи ласково».

Цель: упражнять детей в словоизменении (Даша Ф., Дима, Леша).

Упражнять Сережу, Сашу, Юлю в умении передавать в рисунке форму листьев.

Настольно-печатная игра «По лесным тропинкам».

Цель: учить играть по правилам, закрепить названия растений.

Проведение опыта «Ежик-травник». Цель: отметить изменения, сделать зарисовки.

Схема «Этажи леса», предметные картинки с изображением животных, настольно-печатные игры, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Консультация для родителей «Воспитываем детей на собственном примере».

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Ягоды».

Цель: познакомить детей с названиями ягод, закрепить в словаре обобщающее понятие «ягоды» (работа в тетрадях Н.Э. Теремкова, стр. 18).

Лепка «Фрукты, ягоды».

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктов и ягод. Закреплять умение детей работать с пластилином на плоскости.

Физкультура (по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдения за листопадом. Рассматривание почек на ветках после листопада и веткопадения.

Цель: учить делать выводы в ходе наблюдения.

Д/и «Кто больше назовет?»

Цель: закрепить названия деревьев и кустарников

П/И «Ловишки на одной ноге».

Упражнять Дашу Н., Соню, Катю в прыжках в длину с места - п/и «С кочки на кочку», «Через ручеек».

Ситуативный разговор «Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?»

Труд на прогулке – сбор листьев в яму для получения перегноя.

Цель: воспитывать умение работать в коллективе. Выносной материал: оборудование для труда. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Работа перед сном

Культурно-гигиенические навыки. Чтение рассказа К. Чашева «Деревья спят».

Вечер

Гимнастика после сна. С/Р игра «Мы – лесники».

Цель: дать представление о профессии лесника.

Повторить слова песен и стихов к празднику «Осенний бал».

Цель: развивать память.

Упражнять детей в работе в тетрадях. Цель: упражнять в ориентации в тетради.

Д/И с мячом «Назови много».

Цель: упражнять детей в словоизменении (У меня лист, а на дереве… листья).

Конструкторская деятельность «Домик для лесника».

Цель: закрепить умение делать постройки различных домов, побуждать обыгрывать поделки.

Настольно-печатная игра «Растения». Цель: развивать моторику рук.

Атрибуты для с/р игры, д/и, настольно-печатные игры, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за небом, отметить изменения в его цвете, учить подбирать слова для описания природного явления.

П/И «Замри». Самостоятельная игровая деятельность.

Ужин

Дидактическая игра «Придумай и сложи».

Цель: упражнять детей в придумывании и выкладывании различных фигур из счетных палочек, пересчете их количества. Развивать воображение, наблюдательность.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ЧЕТВЕРГ)

Тема: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа «Ягоды, фрукты».

Цель: закрепить знания о ягодах и фруктах, их пользе.

Д/И «Что и как растет?» Цель: закрепить знания о растительности леса. П/И «Мы с тобой сейчас в лесу».

«Я рисую осень». Цель: с Соней, Дашей Н., Катей закрепить понятие «пейзаж», учить составлять композицию рисунка.

Настольно-печатная игра «Найди свое место».

Труд в уголке природы – уход за растениями.

Д/И «Хорошо – плохо».

Настольно-печатные игры, д/и, оборудование для труда в уголке природы, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Оформление выставки поделок из природного материала «Фантазия природы».

Инд. беседы с родителями «Поведение вашего ребенка».

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи (обучение грамоте).

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук; учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов; продолжать учить называть слова по заданной модели (Н.В. Дурова, стр.116).

Рисование с натуры «Ветка рябины».

Цель : формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листьев, их цвет. Упражнять детей в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (Т.С. Комарова, стр.42).

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Наблюдение за растениями на участке. Почти не видно цветов, трава пожухла, т. к. стало холодно. Учить детей самим искать и находить причины наблюдаемых явлений. Д/И «Когда это бывает?»

Цель: закрепить приметы всех времен года, уточнить изменения в природе осенью.

П/И «Плетень».

П/И «Попади в обруч».

Цель: формировать умение метать мяч в горизонтальную цель, совершенствовать координацию движений (Юля, Егор, Даня П.)

Ситуативный разговор «Как дети понимают пословицы»: «В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет», «Весна красна, да голодна», «Осень дождлива, да сытна», «Осенняя пора – птица со двора».

Игра с листочками «Найди одинаковые».

Исследовательская деятельность «Что нужно дереву?» Цель: закрепить условия, необходимые для роста и развития деревьев.

Оборудование для п/и, труда на участке. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Работа перед сном

Культурно-гигиенические навыки. Чтение худ. литературы: С. Николаева «Экскурсия в лес».

Вечер

Гимнастика после сна. Чтение худ. литературы: Е. Серова «Зеленая страна»,

З. Шефнер «Лесной пожар».

С/Р игра «Мы работаем лесниками».

Цель: закрепить представление об этой профессии.

«Нарисуй грустное и веселое дерево».

Цель: закрепить умение рисовать деревья.

Упражнять детей в выразительном чтении стихов к празднику «Золотая осень».

Разучивание пословиц, поговорок о деревьях.

Д/И «Что лишнее?» Цель: развивать логическое мышление.

Д/И «Найди предмет». Цель: закрепить знания о предметах, сделанных из древесины.

Оформление книжного уголка, атрибуты для с/р игры, д/и, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Понаблюдать за осенним дождем, сравнить с летним. Спросить у детей, почему в народе говорят: «Осень студит воду».

П/И «Не задень».

Игры детей на участке.

Ужин

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Задачи: воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями, развивать речь, творческое мышление детей, воображение.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы (ПЯТНИЦА)

Тема : «Сад. Фрукты. Ягоды»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа «Мое настроение».

Цель: учить детей описывать свое состояние, определять факторы, влияющие на настроение.

Д/И «Придумай сам». Цель: учить детей придумывать небольшие смешные рассказы.

П/И «Угадай, кого поймал».

Упражнять Диму, Юлю, Даша Ф. в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу.

Ситуативный разговор о пользе деревьев для хорошего самочувствия людей. (Очищение воздуха, нетрадиционное лечение, окр. среда).

Игра со счетными палочками «Наши деревья».

Цель: развивать моторику рук.

Труд в уголке природы.

Цель: выяснить, какие растения необходимо полить больше других перед выходными. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Консультация для родителей «Маршрут выходного дня».

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Деньги» (интегрированное занятие).

Цель: провести беседу на тему: «Деньги вчера, сегодня, завтра»; упражнять в счете в пределах 10; учить составлять предмет из восьми треугольников (В.П. Новикова, стр.40).

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Сад – огород».

Цель : учить детей дифференцировать овощи и фрукты (работа в тетрадях Н.Э. Теремкова,

стр. 12).

Физкультура ( по плану физ. работника)

Прогулка

Наблюдение за солнцем. Оно ниже над горизонтом, поэтому стало раньше смеркаться.

Цель: сравнить продолжительность дня летом и осенью.

Д/И «Круглый год».

П/И «Тропинка ловкости», «Через бревно».

Упражнять Тимофея, Егора, Даню Х. в отбивании мяча о стенку и ловле его двумя руками (п/и«Мяч о стенку»).

Упражнение–эмпатия «Если бы я был деревом».

Игра с листочками «Образы из листьев».

Исследовательская деятельность «Изучаем листья, кору, ствол, семена».

Труд на участке – сбор опавшей листвы.

Цель: учить видеть результаты труда, получать удовлетворение от совместной работы.

Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Работа перед сном

Культурно-гигиенические процедуры. Чтение худ. литературы: С.Прокофьева «Сказка про маленький дубок».

Вечер

Гимнастика после сна.

Постановка сказки «Три поросенка».

Упражнять девочек в четком исполнении танца к празднику «Золотая осень».

Д/И «Что за чем». Цель: закрепить последовательность дней недели.

Ситуативный разговор о пользе ягод как витамин для здоровья человека «Все ли ягоды полезны?»

Д/и, предметные картинки (ягоды), самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за одеждой людей. Люди одели куртки, ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).

П/И «Сбей шишки», «Деревья в лесу».

Ужин

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, умение замечать сходство и различия в предметах, активизировать словарь.