На антивоенных плакатах атомные бомбы изображались похожими на обычные авиационные, но черного цвета и с буквой А на боку. Как они выглядели на самом деле, знали только конструкторы и узкий круг лиц, посвященных в эту государственную тайну.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

В справочнике "Soviet nuclear weapons", изданном в США в 1989 году (русский перевод под названием "Ядерное вооружение СССР" вышел в свет в 1992 году), сообщалось лишь, что "число ядерных бомб, которые могут быть доставлены авиацией, оценивается в 5200 единиц. Хотя о ядерных арсеналах известно крайне мало, по-видимому, ядерная бомба весом 2000 фунтов и мощностью 350 кт является стандартным оружием. По некоторым сообщениям, в начале 80-х годов на вооружение поступила новая бомба, обладающая меньшим весом и мощностью 250 кт".

Сейчас уже доподлинно известно, что первая советская атомная бомба ("изделие 501") была выпущена в самом начале 1950-х годов малой серией - всего пять штук. Этим ядерный потенциал Советского Союза тогда и исчерпывался, причем "изделия" в строевые части ВВС не поступили, оставшись в спецхранилище - там, где их собрали, - в Арзамасе-16 (Саров). Мощность ядерного заряда (РДС-1), который был испытан в 1949 году, составляла 20 кт. По конструкции "изделие 501" в значительной мере повторяло американского "Толстяка" - советская разведка свое дело знала.

А ведь советские ВВС уже располагали в то время носителями ядерного оружия - поршневыми тяжелыми бомбардировщиками Ту-4, скопированными по приказу Сталина с американского В-29 "Суперфортресс" (именно B-29 сбросили атомные бомбы "Малыш" и "Толстяк" на Хиросиму и Нагасаки). "Атомной" модификацией Ту-4 явился Ту-4А, для которого разработал специальную систему бомбардировочного вооружения коллектив под руководством Александра Надашкевича.

В 1951 году испытали следующую советскую атомную бомбу - 30-килотонную "Марию" (заряд РДС-3). Ее доставил на Семипалатинский полигон Ту-4А. Однако она была экспериментальной, первой же действительно боевой серийной атомной бомбой стала запущенная в производство в 1953 году 30-килотонная "Татьяна" ("изделие 244Н") с зарядом РДС-4Т. "Татьяна" получилась весьма компактной - ее вес (1200 кг) и габариты оказались в четыре раза меньше, чем у "изделия 501", что позволило принять новую бомбу на вооружение не только дальней авиации (бомбардировщики Ту-4, турбовинтовые Ту-95, реактивные Ту-16, М-4, 3М и сверхзвуковые Ту-22), но и фронтовой (реактивные бомбардировщики Ил-28 и поршневые Ту-2, сверхзвуковые Як-26, Як-28, а также истребители МиГ-19, МиГ-21 и другие). Теоретически мог принимать на борт "Татьяну" и морской бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

В 1954 году "Татьяна" была сброшена на "опорный пункт пехотного батальона армии США" в ходе знаменитых Тоцких учений, когда через центр ядерного взрыва прогнали войска, решавшие учебную задачу "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия". Бомбу по условной цели применил бомбардировщик Ту-4А.

Уже в 1952 году штаб ВВС США заявил, что "Советский Союз имеет в распоряжении достаточное количество самолетов, обученных летчиков и базы, позволяющие предпринять попытку доставить в США весь наличный запас ядерных бомб". По данным американской разведки, в первой половине 1950-х годов СССР располагал девятью полками тяжелых бомбардировщиков Ту-4А "со штатным вооружением 28 единиц ядерного оружия, однако реальная вооруженность составляла в среднем 67 процентов от штатной". Правда, способность Ту-4 достичь территории США, даже с дозаправкой топливом в воздухе (советским специалистам удалось создать такую систему дозаправки), была крайне сомнительной. А вот на европейском театре военных действий и в Азии они действительно могли устроить ядерный апокалипсис.

Вслед за "Татьяной" советские ученые и конструкторы создали тактическую атомную бомбу 8У49 "Наташа" (ее носителем, в частности, был малосерийный фронтовой бомбардировщик Як-26).

ГОРДОСТЬ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА

После испытаний в 1953-1955 годах термоядерных зарядов РДС-6С и РДС-37 (мощностью соответственно 400 кт и 1,6 Мт) советская стратегическая авиация получила водородные бомбы (например, 37Д). Увы, за успех тех испытаний пришлось заплатить жизнями и увечьями нескольких человек, в том числе трехлетней девочки (погибшей из-за обрушения потолка в своем доме) - виной тому было головотяпство некоторых местных администраторов, не удосужившихся предпринять должные меры безопасности в районах, прилегающих к Семипалатинскому полигону (хотя всех ли тамошних гражданских начальников предупредили - еще вопрос). От воздействия ударной волны в этих районах в той или иной мере пострадали десятки населенных пунктов.

В открытой печати упоминались обозначения советских стратегических ядерных авиабомб РН-30 и РН-32.

"Миниатюризация" ядерных зарядов позволила создать тактическую атомную бомбу малой мощности (5 кт) 8У69, которая предназначалась для первых советских сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, запущенных в серию в 1960 году. Предположительно ее носителем мог быть и истребитель МиГ-21С в специальном исполнении "Е-7Н".

Накануне Карибского кризиса (осень 1962 года) на Кубу кроме баллистических и фронтовых крылатых ракет перевезли легкие бомбардировщики Ил-28А с соответствующим боекомплектом тактических атомных бомб. Они вполне были способны нанести ядерный удар по территории США. А за год до этого, 30 октября 1961 года, специально подготовленный межконтинентальный тяжелый бомбардировщик Ту-95 (в уникальной модификации Ту-95В, разработку которой возглавлял Александр Надашкевич) сбросил в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле водородную бомбу "изделие 602" (она же АН602 или "Иван", масса 26,5 т). Мощность взрыва равнялась 50 Мт, что, однако, составило лишь половину расчетной - опробовать всю силу "Ивана" не осмелились. Все равно это были самые грандиозные испытания оружия в истории человечества.

С подачи Хрущева "Ивана" прозвали также "Кузькиной матерью", но на вооружение эту бомбу, не помещавшуюся в бомбоотсек носителя ("Кузькина мать" висела под фюзеляжем Ту-95В), не приняли - она предназначалась исключительно для психологического давления на американцев. Поскольку гарантированно смести с лица земли Вашингтон можно было и с помощью межконтинентальных баллистических ракет Р-7, к тому времени стоявших на боевом дежурстве.

В 1961 году на Новоземельском полигоне были взорваны 23, а на Семипалатинском - 22 ядерные бомбы. При этом применялись бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и истребители-бомбардировщики Су-7Б. А успешно проведенные в 1962 году на Новой Земле учения бомбардировочной авиации (самолеты Ту-16) с реальным использованием водородных бомб, кстати, и сегодня доказывают возможность ограниченного применения ядерного оружия в критической для страны ситуации.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Стандартной ядерной бомбой советской фронтовой авиации на момент распада СССР являлась 30-килотонная РН-40. Ее носители - истребители МиГ-23 и МиГ-29, а также, видимо, истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-27. Кроме того, была создана ядерная бомба РН-28, которую могли доставлять к цели палубные штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38, базировавшиеся на тяжелых авианесущих крейсерах класса "Киев". Запас таких бомб на советских кораблях данного типа составлял 18 штук - вполне достаточно для уничтожения небольшой страны.

Для применения тактических ядерных бомб на больших сверхзвуковых скоростях предназначались разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ (максимальная скорость 3000 км/ч). Пилоты истребительно-бомбардировочной авиации "отрабатывали до автоматизма выполнение наиболее ответственного боевого задания - одиночного сброса ядерных бомб с пикирования под углом 45 градусов сразу после выполнения боевого разворота на форсаже. В отличие от американцев, намеревавшихся чуть ли не каждый советский танк индивидуально расстреливать управляемыми ракетами, у нас на подобные вещи смотрели шире: две "спецбомбы" - и танкового полка как не бывало".

В настоящее время носителями термоядерных авиабомб в дальней авиации России являются бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и Ту-22М (последние имеются также и в авиации Военно-морского флота). Судя по сведениям, опубликованным в некоторых зарубежных источниках, мощность отечественных стратегических водородных бомб достигает 5 и даже 20 Мт. Главным же ударным комплексом фронтовой авиации остается сверхзвуковой тактический бомбардировщик Су-24, способный нести ядерные бомбы ТН-1000 и ТН-1200 (эти обозначения приводит в своем справочнике "Современная военная авиация и ВВС стран мира" английский эксперт Дэвид Дональд).

В арсенале отечественного авиационного вооружения имеются также ядерные глубинные бомбы для поражения подводных лодок. Первая такая бомба - 5Ф48 "Скальп" - появилась в начале 60-х годов. Предназначалась она для боевых гидросамолетов Бе-10 и Бе-12. Кроме того, ядерные глубинные бомбы получили и чисто "сухопутные" противолодочные самолеты (берегового базирования) Ил-38 и Ту-142. Последний благодаря огромному радиусу действия способен применять их практически в любом районе Мирового океана.

Глубинные бомбы с ядерным зарядом могут нести также палубные противолодочные вертолеты - первым из них стал Ка-25ПЛЮ, оснащенный "специальной", как принято было говорить в среде "секретоносителей", бомбой 8Ф59. Этот вертолет разработали по постановлению Совета Министров СССР от 15 мая 1965 года, и, видимо, он является первой в мире винтокрылой машиной, оснащенной ядерным оружием. В последующем носителями противолодочного ядерного оружия стали палубные вертолеты Ка-27 и вертолеты-амфибии Ми-14.

В армейской терминологии встречаются не только грозные названия, вроде «Смерч» или «Ураган». Немало здесь и женских имен..

«Нона»

Авиадесантная самоходка 2С9 «Нона» умеет плавать, способна разгоняться до 60 км/ч и вооружена 120-мм нарезной пушкой-гаубицей-минометом 2А51.

Это орудие способно стрелять не только осколочно-фугасными снарядами, как гаубица, но и кумулятивными прямой наводкой, как пушка, а также корректируемыми («Китолов-2») боеприпасами.

Кроме того, орудие «Ноны» может вести огонь всеми типами мин схожего калибра для гладкоствольных и нарезных миномётов, включая осветительные, дымовые и зажигательные боеприпасы.

Максимальная дальность стрельбы составляет порядка 12 км, но при использовании активно-реактивных боеприпасов, например, снаряда APCM для французского нарезного миномета RT-61 дальность стрельбы 2С9 может быть увеличена до 17 км.

«Дана»

Дана — тоже знаковое имя для военных, и не только из-за некогда популярной передачи «Армейский магазин». Ведь «Дана» — это 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77.

Самоходка построена на колесном шасси 8×8 грузовика Tatra 815, все шины имеют автоматическую подкачку, а сама подвеска — независимая. Экипаж САУ — 5 человек, которые находятся в трех герметичных бронированных кабинах, оснащенных кондиционером и защищенных противопульной броней.


Максимальная дальность огня составляет 20 км, снаряды могут подаваться как автоматически, так и вручную. Для перевода артиллерийской установки из походного положения в боевое требуется около двух минут, а покинуть позицию после стрельбы — не более 60 секунд, по своей маневренности тяжелая САУ превосходит БТР-70.

Двенадцатицилиндровый V-образный турбодизель TATRA разгоняет 29-тонную самоходку до 80 км/ч, запас хода составляет 600 км.

«Дана» — один из немногих видов иностранной техники, принятый на вооружение в армии СССР — в 1988 году было закуплено 100 таких САУ.

«Наташа»

Под этим женским именем скрывается тактическая атомная бомба. 8У49 «Наташа» была принята на вооружение советской дальней авиации в 50-х годах прошлого века. Особенностью этой бомбы была возможность ее применения на сверхзвуковых скоростях — до 3000 км/ч.


8У49 «Наташа». Фото: topwar.ru

450 кг «Наташей» вооружались малосерийные сверхзвуковые фронтовые бомбардировщики "Як-26".

Бомбометание было возможно с высот в диапазоне 0,5−30 км при выполнении как горизонтального полета, так и сложного маневрирования.

«Катюша»

Без этого имени список был бы неполным. «Катюша» — одно из видов вооружений, которое принесло нам победу в Великой Отечественной войне.

Появление у красноармейцев гвардейских реактивных минометов БМ-13 стало для немцев неприятным сюрпризом. Залп одной ракетной установки обрушивал на голову врага 16 132-миллиметровых снарядов или 32 82-миллиметровых.


Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация — подрыв ВВ осуществляется с двух сторон, а когда две волны детонации встречаются, то создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и сильно разогревались.

По этой причине у реактивных снарядов БМ-13 было настолько высокое поджигающее действие — осколки иногда достигали температуры 800 °C.

«Татьяна»

«Изделие 244Н» или РДС-4, она же «Татьяна» — первая советская тактическая атомная бомба, производившаяся серийно. Мощность боеприпаса, в котором использовался принцип имплозии (внутри полой сферы находилось ядро с плутонием-239), составляла порядка 30 килотонн. Вес бомбы — 1200 кг.


«Татьяна» («изделие 244Н»). Фото: topwar.ru

Первые испытания бомбы прошли на Семипалатинском ядерном полигоне 23 августа 1953 года. Изделие 244 было сброшено с самолета "Ил-28" на высоте 11 км, взрыв произошел на высоте 600 м, при этом была достигнута мощность в 28 кт.

На вооружении «Татьяна» находилась всего два года — с 1954 по 1956.

В армейской терминологии встречаются не только грозные названия, вроде «Смерч» или «Ураган». Немало здесь и женских имен. К 8 Марта мы сделали подборку «женской» военной техники.

«Нона»

Авиадесантная самоходка 2С9 «Нона» умеет плавать, способна разгоняться до 60 км/ч и вооружена 120-мм нарезной пушкой-гаубицей-минометом 2А51.

Это орудие способно стрелять не только осколочно-фугасными снарядами, как гаубица, но и кумулятивными прямой наводкой, как пушка, а также корректируемыми («Китолов-2») боеприпасами.

Кроме того, орудие «Ноны» может вести огонь всеми типами мин схожего калибра для гладкоствольных и нарезных миномётов, включая осветительные, дымовые и зажигательные боеприпасы.

Максимальная дальность стрельбы составляет порядка 12 км, но при использовании активно-реактивных боеприпасов, например, снаряда APCM для французского нарезного миномета RT-61 дальность стрельбы 2С9 может быть увеличена до 17 км.

«Дана»

Дана - тоже знаковое имя для военных, и не только из-за некогда популярной передачи «Армейский магазин». Ведь «Дана» - это 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77.

Самоходка построена на колесном шасси 8×8 грузовика Tatra 815, все шины имеют автоматическую подкачку, а сама подвеска - независимая. Экипаж САУ - 5 человек, которые находятся в трех герметичных бронированных кабинах, оснащенных кондиционером и защищенных противопульной броней.


Максимальная дальность огня составляет 20 км, снаряды могут подаваться как автоматически, так и вручную. Для перевода артиллерийской установки из походного положения в боевое требуется около двух минут, а покинуть позицию после стрельбы - не более 60 секунд, по своей маневренности тяжелая САУ превосходит БТР-70.

Двенадцатицилиндровый V-образный турбодизель TATRA разгоняет 29-тонную самоходку до 80 км/ч, запас хода составляет 600 км.

«Дана» - один из немногих видов иностранной техники, принятый на вооружение в армии СССР - в 1988 году было закуплено 100 таких САУ.

«Наташа»

Под этим женским именем скрывается тактическая атомная бомба. 8У49 «Наташа» была принята на вооружение советской дальней авиации в 50-х годах прошлого века. Особенностью этой бомбы была возможность ее применения на сверхзвуковых скоростях - до 3000 км/ч.



8У49 «Наташа».

450 кг «Наташей» вооружались малосерийные сверхзвуковые фронтовые бомбардировщики «Як-26″.

Бомбометание было возможно с высот в диапазоне 0,5−30 км при выполнении как горизонтального полета, так и сложного маневрирования.

«Катюша»

Без этого имени список был бы неполным. «Катюша» - одно из видов вооружений, которое принесло нам победу в Великой Отечественной войне.

Появление у красноармейцев гвардейских реактивных минометов БМ-13 стало для немцев неприятным сюрпризом. Залп одной ракетной установки обрушивал на голову врага 16 132-миллиметровых снарядов или 32 82-миллиметровых.


Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация - подрыв ВВ осуществляется с двух сторон, а когда две волны детонации встречаются, то создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и сильно разогревались.

По этой причине у реактивных снарядов БМ-13 было настолько высокое поджигающее действие - осколки иногда достигали температуры 800 °C.

«Татьяна»

«Изделие 244Н» или РДС-4, она же «Татьяна» - первая советская тактическая атомная бомба, производившаяся серийно. Мощность боеприпаса, в котором использовался принцип имплозии (внутри полой сферы находилось ядро с плутонием-239), составляла порядка 30 килотонн. Вес бомбы - 1200 кг.



«Татьяна» («изделие 244Н»)

Первые испытания бомбы прошли на Семипалатинском ядерном полигоне 23 августа 1953 года. Изделие 244 было сброшено с самолета «Ил-28″ на высоте 11 км, взрыв произошел на высоте 600 м, при этом была достигнута мощность в 28 кт.

На вооружении «Татьяна» находилась всего два года - с 1954 по 1956.

«Оборона – наша честь, дело всенародное, бомбы атомные есть, есть и водородные». Эта информация, вышедшая из-под пера Сергея Михалкова в 1953 году, для граждан Советского Союза, не посвященных в соответствующие тайны, была исчерпывающей.

Не слишком много знали и за рубежом. Американская военная разведка в апреле 1950-го представила Совету национальной безопасности США доклад, согласно которому уже к началу того года СССР якобы располагал девятью полками тяжелых бомбардировщиков Ту-4 «со штатным вооружением 28 единиц ядерного оружия, однако реальная вооруженность составляла в среднем 67 процентов от штатной». Но донесение не соответствовало действительности. В 1952 году управление разведки штаба ВВС США заявило, что «Советский Союз имеет в распоряжении достаточное количество самолетов, обученных летчиков и базы, позволяющие предпринять попытку доставить в США весь наличный запас ядерных бомб» (HQ USAF, Directorate of Inelligence, A Summary of Soviet Air Capabilities Against North America). И это было изрядным преувеличением, поскольку изначально морально устаревшие самолеты «Туполев-4» даже после установки на них системы дозаправки топливом в воздухе не могли гарантированно поражать объекты на континентальной территории Штатов за исключением разве что Аляски, где ничего особо важного не имелось.

Тем не менее еще в 50-е годы американские и канадские военные были озабочены существованием некой «лазейки для советских бомбардировщиков», которые могли атаковать со стороны Северного полюса. В настоящее время некоторые западные публицисты называют существование такой лазейки мифом, хотя в СССР в то время рассматривалась возможность создания секретных ледовых баз в Арктике, да и обычные аэродромы подскока на этом направлении были построены. Правда, до размещения на полюсе Ту-4 и легких фронтовых бомбардировщиков Ил-28 (как предполагалось) дело так и не дошло. Однако фирма Avro Canada сорвала на этих страхах жирный куш, получив от канадского правительства заказ на строительство почти 700 всепогодных реактивных истребителей-перехватчиков CF-100 «Кэнак» с большой дальностью полета. Вашингтон придавал Канаде столь большое значение в обеспечении ПВО Северо-Американского континента (для чего была развернута объединенная система NORAD), что вручил своему союзнику оборонительное ядерное оружие – зенитные самолеты-снаряды BOMARC (ядерный заряд мощностью 7–10 килотонн) и неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Джини» (1,5 килотонны). Носителями последних стали пришедшие на смену быстро вышедшим из моды дозвуковым «Кэнакам» сверхзвуковые истребители CF-101 «Вуду» американского же происхождения. Конечно, сами ядерные заряды находились под исключительным контролем США, хотя, скажем, для пуска BOMARC необходим был одновременный поворот в панели кодоблокировочной системы двух ключей, один из которых был у американского офицера, а другой – у канадского.

Число ядерных бомб в СССР на заре атомного проекта было небольшим. В 1950-м их имелось всего пять, в 1951-м – 25, в следующем – 50, а когда Михалков сочинял свои духоподъемные стихи, вдохновленный испытанием в августе 1953-го первого отечественного термоядерного боевого заряда, – 120, и это против 1161 единицы такого оружия у США. Но для американских баз в Европе и Азии ядерный потенциал советской авиации действительно представлял угрозу.

Впоследствии соотношение сил медленно, а с 60-х годов уже достаточно быстро менялось в пользу СССР, и 30 лет назад, по оценке авторов справочника Soviet nuclear weapon (издание NRDC, 1989), количество советских ядерных авиабомб оценивалось в 5200 единиц. Заокеанские эксперты, ссылаясь на сведения, полученные от некоего частного лица, сообщали следующее: «По-видимому, ядерная бомба весом 2000 фунтов и мощностью 350 килотонн является стандартным оружием. По некоторым сообщениям, в начале 80-х годов на вооружение поступила новая бомба, обладающая меньшим весом и мощностью 250 килотонн».

* * *

Как было на самом деле? О советских ракетах с ядерным зарядом информации в свободном обороте достаточно. Бомбам повезло в этом плане гораздо меньше, а ведь с них-то и начинался русский ядерный щит (он же, разумеется, и меч).

Первая серия советских «изделий 501» конструкции КБ-11, то есть коллектива Юлия Харитона со товарищи, насчитывала те самые упомянутые выше пять штук. Отечественный аналог американской бомбы «Толстяк» (Fatman) имел плутониевый заряд мощностью 20–22 килотонны. Вся та серия составляла главную военную тайну СССР и содержалась в спецхранилище по месту рождения – в Арзамасе-16, под крылом своих создателей из КБ-11 (ныне ВНИИЭФ). Как известно, «конспиративная» аббревиатура РДС, которая впоследствии присваивалась и другим образцам советского ядерного оружия (бомбам, боевым частям ракет и артиллерийским снарядам), означала «реактивный двигатель специальный», что, однако, охраняющими тайну режимщиками интерпретировалось как «реактивный двигатель Сталина», а учеными (гораздо удачнее) – «Россия делает сама».

Масса РДС-1 достигала почти пяти тонн, что исключало его применение с каких-либо иных самолетов, кроме дальних бомбардировщиков. Систему, обеспечивающую использование «изделий 501» на тяжелых Ту-4А («А» – значит «атомный») разработал Александр Надашкевич. Но сами эти поршневые бомбардировщики, представлявшие собой «пиратские копии» американских В-29 «Суперфортресс» (тех самых, что сожгли Хиросиму и Нагасаки), как отмечено выше, уже безнадежно устарели и из-за низкой скорости представляли собой легкую добычу для истребителей противника. Это, кстати, доказали советские летчики, легко расправлявшиеся на МиГ-15 с американскими В-29 во время войны в Корее.

Дальнейшее развитие ядерного бомбового вооружения в СССР шло по пути повышения мощности зарядов с одновременным обеспечением их компактности, что позволило бы размещать боеприпас на легких реактивных бомбардировщиках и даже истребителях фронтовой авиации, решавшей тактические задачи. В некоторых ситуациях (если особо важные цели на территории противника находились в пределах радиуса действия самолетов) тактические крылатые машины приобретали определенный стратегический статус.

В последующем были созданы и пущены в серию усовершенствованные ядерные авиабомбы типа РДС-2 (38 килотонн) с плутониевой и РДС-3 (42 килотонны) с уран-плутониевой начинкой, причем все ранее выпущенные бомбы типа РДС-1 переделали в РДС-2. Прогресс был налицо: мощность зарядов удалось увеличить в два раза, а массу, наоборот, уменьшить.

Бомба РДС-3, получившая еще и женское имя «Мария», стала первым в нашей стране ядерным боеприпасом, испытанным не в экспериментальном наземном варианте, а сбросом с борта самолета Ту-4 18 октября 1951-го.

По опубликованным материалам ветерана отечественного атомного проекта Е. Ф. Корчагина, по состоянию на 1 января 1953 года ядерный арсенал СССР состоял из сосредоточенных в хранилищах КБ-11 59 бомб РДС-2 и 16 РДС-3.

* * *

Этапным событием стало создание в КБ-11 компактной ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» для тактической авиации, а именно для реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28. По своим массогабаритным характеристикам (вес бомбы составлял 1,2 тонны) она не отличалась от обычной фугасной, а ядерный заряд для «Татьяны» взяли от РДС-2. 23 августа 1953 года ее испытали сбросом с самолета. Мощность взрыва составила 28 килотонн. В какой-то мере это следует считать ответом на появление в ВВС США тактических реактивных бомбардировщиков В-45 «Торнадо», с одного из которых 1 мая 1952-го была сброшена 19-килотонная ядерная бомба Мк.7 «Тор». В принципе «Татьяну» можно было разместить даже на поршневых бомбардировщиках Ту-2.

Непосредственно под РДС-4 в ОКБ Александра Яковлева создавался «скоростной бомбардировщик специального назначения» Як-125Б, но в серию он не пошел из-за дозвуковой скорости полета.

Вслед за «Татьяной» советские ученые и конструкторы создали тактическую ядерную бомбу 8У49 «Наташа», носителем которой стал уже сверхзвуковой самолет фронтовой авиации – легкий бомбардировщик Як-26. Самолеты Як-26, выпущенные малой серией, и более совершенные крупносерийные фронтовые бомбардировщики Як-28 также вооружались и «Татьянами».

Дальнейшая оптимизация ядерных зарядов позволила специалистам НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ) создать тактическую атомную бомбу малой мощности (пять килотонн) 8У69, предназначенную для применения с внешней подвески сверхзвуковых самолетов. Для этого 8У69, известная также, как «изделие 244Н», имела особую веретенообразную форму с малым аэродинамическим сопротивлением. Весила такая бомба всего 450 килограммов.

Под 8У69 дорабатывались модификации сверхзвуковых истребителей МиГ-19С (вариант СМ-9/9) и МиГ-21Ф (Е-6/9) ОКБ Артема Микояна. Эти машины были успешно испытаны, но в качестве основного носителя ядерной бомбы 8У69 командованием ВВС на рубеже 50–60-х годов выбран сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Павла Сухого Су-7Б. Именно он, а не Як-28 стал на целое десятилетие главным ударным комплексом советской фронтовой авиации.

В 1962 году самолеты Су-7Б были задействованы в реальных сбросах ядерных бомб на Семипалатинском полигоне. Для применения 8У69 (одна такая штуковина подвешивалась на подфюзеляжном пилоне) самолет Су-7Б оснащался хитрым приборчиком ПБК-1. Аббревиатура расшифровывалась как «прибор для бомбометания с кабрирования». Он представлял собой электромеханический механизм, определяющий момент сброса бомбы. Одним из главных способов ее применения с самолета Су-7Б был принят сброс на скорости 1050 километров в час при маневре с резким набором высоты до 3500–4000 метров (это и есть кабрирование). Отцепившись под углом 45 градусов к горизонту на дальности 6–8 километров от наземной цели, бомба летела к ней по баллистической кривой, и за это время сам истребитель-бомбардировщик выходил крутым отворотом из атаки, чтобы не попасть под ударную волну ядерного взрыва. На обратном пути, встретившись с самолетами противника, он мог затеять еще и маневренный воздушный бой, применив пару своих 30-мм пушек.

Кроме ВВС СССР, самолетами Су-7Б, приспособленными под ядерное оружие, оснащались также ВВС Польши и Чехословакии. Разумеется, атомные бомбы для них находились в советских спецхранилищах и могли выдаваться союзникам только в случае войны. При этом чехословацкие и польские пилоты Су-7Б постоянно совершенствовали свои навыки по возможному применению ядерного оружия. Об этом, например, повествуется в вышедшей в 1996 году интересной книге чешского автора Либора Режняка Atomovy bombarder Su-7 ceskoslovenskeho vojenskeho letectva. В прочие страны (Индию, Египет, Северную Корею и т. д.) Су-7Б поставлялись в коммерческом варианте без узла спецподвески и без прибора ПБК-1. Впрочем, «сторонние покупатели» живо интересовались спектром возможностей Су-7Б и дело дошло до того, что, как утверждала американская пресса, некие советские инженеры поведали египетскому генералу о том, что самолет может нести ядерное оружие.

* * *

Что касается тяжелых термоядерных авиабомб, то первыми их образцами, поступившими на вооружение дальней (стратегической) авиации советских ВВС, стали испытанные в 1953–1955 годах РДС-6с и РДС-37.

Наземное испытание 12 августа 1953 года боевого термоядерного заряда РДС-6с стало возможным благодаря использованию его создателями во главе с Андреем Сахаровым дейтерида лития-6 в качестве твердого горючего для реакции синтеза дейтерия и трития. Литий-6 при бомбардировке нейтронами образует второй компонент, необходимый для осуществления термоядерной реакции – тритий. Вместе с тем для гарантированного достижения требуемой мощности заряда РДС-6с вместе с дейтеридом лития в него ввели и некоторое количество трития. При испытаниях РДС-6с была зафиксирована мощность 400 килотонн тротилового эквивалента – в 10 раз больше, чем предельная мощность тогдашних советских ядерных боеприпасов, основанных на цепной реакции деления. Буковка «с» в аббревиатуре РДС-6с означала «слоеная» – в заряде термоядерное горючее чередовалось с ураном-238. Такая схема обеспечивала выравнивание давлений в «термояде» и уране при их ионизации в результате взрыва ядерного запала и соответственно высокую скорость термоядерной реакции.

РДС-6с стала первой отечественной водородной авиабомбой, поступившей на вооружение тяжелых (турбовинтовых Ту-95 конструкции Андрея Туполева и реактивных М-4 Владимира Мясищева) и средних (реактивных Ту-16) бомбардировщиков.

В 1955 году СССР продолжил испытания усовершенствованных группой Сахарова образцов боевых водородных бомб. 6 ноября была испытана воздушным взрывом 250-килотонная авиабомба РДС-27 с зарядом, в котором как термоядерное горючее использовался только дейтерид лития, а 22 ноября бомбардировщик Ту-16 сбросил особо мощную авиабомбу РДС-37 с принципиально новым зарядом так называемого двухступенчатого типа с радиационной имплозией (обжатием) ядерного и термоядерного материала, заключенного в отдельный «слоеный», как в РДС-6с, «вторичный» модуль. Радиационное обжатие обеспечивалось рентгеновским излучением при взрыве «первичного» ядерного модуля. Корпус заряда был изготовлен из природного урана-238, а тритий в заряде не использовался. В этой бомбе реакция синтеза дейтерия и трития суммировалась с делением ядер урана-238. Общее энерговыделение на испытании РДС-37 составило 1,6 мегатонны тротилового эквивалента.

Конструкцию заряда РДС-37 заложили в основу последующих разработок. Так был открыт путь к созданию термоядерных боеприпасов сверхбольшой мощности. За учеными и конструкторами дело не стало, и 30 октября 1961 года специально подготовленный тяжелый бомбардировщик Ту-95 (в уникальной модификации Ту-95В) сбросил в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле водородную бомбу «изделие 602» (она же АН602 или «Иван», масса – 26,5 тонны). Мощность взрыва превысила 50 Мт, что, впрочем, составило лишь половину расчетной – проверить «Ивана» на полную мощность не решились. Но все равно это было самое грандиозное испытание оружия в истории человечества.

С подачи Хрущева «Ивана» прозвали также «Кузькиной матерью», но на вооружение это изделие, не помещавшееся в бомбоотсек носителя («Кузькина мать» висела под фюзеляжем Ту-95В), не приняли – она предназначалась исключительно для демонстрации американцам и их союзникам возможностей советской атомной науки и техники.

В последующем на вооружение ВВС поступили еще несколько образцов ядерных и термоядерных бомб тактического и стратегического назначения. Например, «джентльменский набор» Су-7Б пополнился новыми спецавиабомбами – 500-килограммовой РН-24 и вполне миниатюрной (250 килограммов) РН-28. Известно, что в дополнение к Су-7Б в 60-е годы своим «ядерным истребителем» продолжили заниматься и микояновцы, чьи проекты не прошли в конце 50-х. В 1965-м они создали самолет МиГ-21Н (он же Е-7Н) под ядерную бомбу нового поколения РН-25. В качестве носителей рассматривались и скоростные оперативно-тактические разведчики-бомбардировщики семейства МиГ-25РБ, причем, что примечательно, западные аналитики долгое время и не подозревали о таком их потенциале.

Как утверждалось в американском журнале Aviation Week & Space Technology (номер за 2 мая 1988 года) со ссылкой на Министерство обороны США, из 4000 советских самолетов-истребителей для доставки ядерных бомб были предназначены около трети. В числе боеприпасов упоминается РН-40 мощностью 30 килотонн, носителем которой стал фронтовой истребитель МиГ-29. По сведениям, приведенным американским справочником по советской военной авиации Russia’s Top Guns (Aerospace Publishing, 1990), на истребитель-бомбардировщик Су-17 подвешивалась одна ядерная авиабомба ТН-1000, а на МиГ-27 – две ТН-1200. Бомбы ТН-1000 и ТН-1200 (и другие) вошли в штатное вооружение фронтового Су-24. Эти самолеты (Су-24М), принимающие на борт до четырех «специальных» бомб, и сегодня составляют основу ударной мощи российской тактической авиации, хотя им на замену уже приходят Су-34.

Что касается дальней авиации России, то в качестве носителей термоядерных авиабомб (надо полагать, мегатонного класса) могут рассматриваться тяжелые бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и средние Ту-22М. Впрочем, главным оружием этих шедевральных машин являются все же не бомбы, а крылатые и аэробаллистические ракеты в ядерном снаряжении. В этом ряду хотелось бы видеть – в разумном, конечно, количестве – русский аналог малозаметного американского В-2 (глобального «хирургического» средства применения термоядерных бомб В-83)…

Константин Чуприн

Главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев в середине августа раскрыл главную «самолетную» интригу последних лет - имя первого российского истребителя пятого поколения. Он сообщил, что перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пойдет в серийное производство как Су-57. Неофициальное же прозвище самолет заработать пока не успел, в отличие от его «идейного» предшественника - прототипа Су-47, который создатели еще на этапе проектирования окрестили «Беркутом». Ломают голову над «кличкой» для нового истребителя-«невидимки» и в НАТО: с начала холодной войны советским самолетам на Западе всегда присваивались специальные обозначения, так называемые NATO reporting names. Какие имена своей технике дают российские оружейники и как ее «обзывает» наш вероятный противник?

К вам едет «Травматизм»

Традиционно любому оружию в России, будь то танк, пистолет, или самолет, присваивается официальное буквенное или цифробуквенное обозначение. В нем могут быть «зашифрованы» тип вооружения, название конструкторского бюро или фамилия генерального конструктора, год создания, номер проекта и многое другое. Кроме того, большинству типов «стрелковки» и боевой техники присваивают сложные индексы от заказывающих управлений Минобороны. Но в повседневном обиходе чаще всего используются официальные и неофициальные «прозвища», которые оружию дают либо создатели, либо военные.

По ряду направлений в таких обозначениях прослеживается система. Самый яркий пример - «цветочная» серия советских и российских самоходных пушек, гаубиц и минометов: «Василек», «Гвоздика», «Акация», «Пион», «Тюльпан». Реактивную артиллерию традиционно называют в честь разрушительных природных явлений: «Град», «Ураган», «Смерч», «Торнадо». Мощным реактивным системам залпового огня, способным уничтожить за минуты целый населенный пункт, такие имена, согласитесь, очень идут.

Крайне популярны у оружейников названия рек - ими особенно часто называли средства ПВО: комплексы «Шилка» и «Тунгуска», ЗРК «Двина», «Нева», «Печора» и «Ангара». Из этого правила, впрочем, есть немало исключений - самоходные и буксируемые артиллерийские установки «Мста», «Хоста», РСЗО «Кама» (модификация «Смерча») и другие.

Многие виды вооружений, техники и экипировки получают имена, так или иначе связанные с их «индивидуальными особенностями». Самая тяжелая российская межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М2 заслуженно носит гордое имя «Воевода». Этот «генерал всех МБР» способен забросить на территорию противника аж десять боевых блоков мощностью до мегатонны каждый. Ударный вертолет Ми-28 «Ночной охотник», как нетрудно догадаться, «заточен» под боевую работу в темное время суток. Скоростная ракета-торпеда «Шквал» - абсолютный рекордсмен в своем классе по скорости. Танковая динамическая защита «Контакт» срабатывает при контакте с боеприпасом противника. Зимний маскхалат за характерную расцветку прозвали «Кляксой», а популярные в спецназе снайперские маскировочные костюмы - «Лешим» и «Кикиморой». Действительно, боец в таком наряде похож на кого угодно, только не на человека.

Впрочем, подавляющее большинство советских и российских образцов вооружений их создатели называли без какой-либо логики, руководствуясь, скорее, принципом героев х/ф «Операция «Ы» - «чтобы никто не догадался». Из соображений секретности, юмора или просто наобум. Как еще объяснить тот факт, что опытный автоматический гранатомет ТКБ-0134 прозвали «Козликом»? Или тяжелую огнеметную систему ТОС-1 - «Буратино»? Чем руководствовались люди, назвавшие сторожевой корабль «Гепардом», а опытный плавающий автомобиль УАЗ-3907 «Ягуаром»? Кошачьи, как известно, не самые большие любители воды. Бронированные медицинские машины для Воздушно-десантных войск и вовсе «крестил» большой любитель черного юмора. Товарищ раненый, к вам едет «Айболит». Или потерпи, боец, «Травматизм» уже близко.

Отдельного упоминания заслуживают названия различных боеприпасов, которые придумали явно очень поэтические люди. Термобарическая головная часть «Волнение» для снарядов РСЗО «Смерч», 122-мм реактивный снаряд 9М22К «Украшение» для «Градов», 240-миллиметровый реактивный снаряд МС-24 с химической боевой частью «Ласка» и 220-мм агитационный снаряд «Абзац». Видимо, полный. На этом фоне как-то даже теряются авиационная станция целеуказания «Фантасмагория», 30-мм авиационная пушка «Балеринка», переносная РЛС артиллерийской разведки «Аистенок» и советская тактическая атомная бомба «Наташа».

«Хулиган» и «Рукавица»

Естественно, любой западный военный с ума сойдет, если попытается разобраться во всех хитросплетениях нашего оружейно-лингвистического разнообразия. Впрочем, и россиянину непросто понять, почему, например, стратегический ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь») в американской прессе называют «Блэкджеком», легкий истребитель МиГ-29 - «Точкой опоры» (Fulcrum), а противолодочный вертолет Ка-25 - «Гормоном» (Hormone). Казалось бы, на Западе дела с фантазией обстоят еще покруче, чем у нас. Однако кодовая классификация НАТО советских и российских летательных аппаратов основана на очень простой системе.

Самолетам и вертолетам ВКС России на Западе присваивают имена, первые буквы которых соответствуют их типу. Например, истребителям (fighter) дают «прозвища» на букву F. Су-27 и все его «потомки» вплоть до Су-35 получили «кличку» Flanker - «Бьющий во фланг», скоростные перехватчики МиГ-31 - Foxhound («Лисья гончая»), а истребители-бомбардировщики Су-34 стали «Футбольными защитниками» (Fullback). Точно по такому же принципу американцы дают имена нашим бомбардировщикам (bomber): Ту-95 и его модификации - Bear («Медведь»), Ту-22М Backfire («Бьющий в тыл»), Ту-22 ранних версий - Blinder («Ослепляющий») и т.д.

Литерой М (miscellaneous - разное) в классификации НАТО обозначаются все другие типы самолетов: разведчики, учебно-боевые, дальнего радиолокационного обнаружения и прочие. К ним относятся истребитель-«тренажер» Як-130 Mitten («Рукавица»), самолет ДРЛО А-50 Mainstay («Основа»), топливозаправщик Ил-78 Midas («Царь Мидас»). Обозначения транспортников начинаются с C (сargo - груз): Ил-76 Candid («Искренний»), Ан-124 Condor («Кондор»), Ан-12 Cub («Щенок»). Имена вертолетов, как не трудно догадаться, начинаются с H (helicopter): Ми-24 Hind («Лань»), Ми-28 Havoc («Опустошитель»), Ми-26 Hoodlom («Хулиган»).

Стоит отдать вероятному противнику должное: многие прозвища подобраны довольно метко. Но хоть убей непонятно, почему наш бронированный как танк и вооруженный до зубов истребитель-штурмовик Су-25 натовцы прозвали «Лягушачьей лапкой» (Frogfoot)?