Винтокрылые машины обрели в нынешнее время широкое распространение. Боевые вертолеты, которые впервые приняли участие в военных операциях времен Корейской войны, существенно повлияли на тактику ведения боя. Таким образом, использовать вертолеты стали все армии развитых стран. Эта универсальная техника способна также перевозить грузы различного назначения, принимать участие в поисково-спасательных, разведывательных операциях, осуществлять огневую поддержку пехоты.

Лучший вертолет в нашем понимании – это совершенный летательный аппарат, способный успешно выполнять поставленные перед ним задачи в различных условиях на пределе своих возможностей. В рейтинге лучших вертолетов мира находятся только варианты военной авиации, которые прошли суровую проверку в горячих точках.

Предлагаем ознакомиться с десяткой наилучших вертолетов

10-е место – Ми-26

  • Советский тяжелый транспортный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1977 г.
  • Выпущено 310 единиц.
  • Грузоподъемность – 80 десантников или 20 т груза.

Этот вертолет по габаритам самый крупный в мире. Достижение уникальных возможностей требовало применения оригинальных технических решений. Машину оснастили восьмилопастным несущим винтом, многопоточной силовой передачей, тремя видеокамерами для наблюдения за грузом, размещенным на внешней подвеске. Вертолет применяли во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его эксплуатировали для монтажа укрытия, специально укрепив толстым слоем свинцовой радиозащиты. После проведения операции все Ми-26 захоронили в Чернобыльской 30-километровой зоне.

9-е место – Westland Lynx

  • Английский многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1971 г.
  • Выпущено 400 единиц.
  • Способен нести на борту 10 десантников и подвесное оружие в виде 4 ПКР (морской вариант) или реактивные 70-мм снаряды «Гидра», 20-мм пушки и до 8 противотанковых ракет (сухопутный вариант).

Внешний вид «Линкса» напоминает представителя гражданской авиации, но, несмотря на это, он является одним из наиболее распространенных вертолетов палубного базирования. Westland Lynx эксплуатировали в Фолклендской войне и весьма удачно. Также «Линксы» использовали в зоне боевых действий на Балканском полуострове, для блокады побережья Югославии и в 1991 г. в Ираке, где с их помощью были потоплены десантный корабль, 4 пограничных катера, тральщик Т-43 и ракетный катер.
Но не только боевые заслуги делают машину уникальной, Westland Lynx в 1986 г. установил рекорд скорости всех вертолетов серийного производства, разогнавшись до 400 км/ч.

8-е место – Boeing CH-47 Chinook

  • Военно-транспортный тяжелый вертолет продольной схемы.
  • Впервые поднят в небо в 1961 г.
  • Выпущено 1179 единиц.
  • Грузоподъемность – 12 т или до 55 людей.

Важное свойство армии любой страны – ее мобильность. Если смотреть на транспортировку личного состава военных, то весомую роль в этом процессе играют вертолеты. Особенно в таком перемещении была потребность во время Вьетнамской войны – горный рельеф и большие перепады температур мешали осуществить переброску солдат другим способом. На выручку солдатам пришел вертолет «Чинук», который был создан по оригинальной продольной схеме с применением двух несущих винтов. Во время спасательных операций во Вьетнаме был установлен рекорд – на борт вертолета приняли 147 беженцев. Этот аппарат получил сленговое прозвище «летающий вагон». Его не бросали на поле боя, специализация CH-47 заключалась в транспортировке груза с кораблей на наземные базы. Интересный факт, что во время Вьетнамской войны «Чинкоки» эвакуировали подбитой техники на общую сумму 3 млрд $.

До сих пор вертолет остается на вооружении многих стран и активно эксплуатируется.

7-е место – Bell AH-1 Cobra

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в небо в 1965 г.
  • Выпущено 1116 экз.
  • Оснащен следующим вооружением: дистанционно управляемая установка с 2 пулеметами «Миниган», 70-мм НУРСы, ракеты класса «воздух-воздух», противотанковые ракеты TOW.

«Кобры» заслуженно называют охотниками за танками, что они подтвердили успешными миссиями по уничтожению наземной техники противника в Иране, Ираке, Афганистане и других горячих точках.

Этот аппарат впервые в мире изначально проектировался как ударный вертолет. Боковые проекции кабины управления защитили композитной броней. Вертолет Cobra комплектовался мощной прицельной установкой, хорошо проявившей себя в суровых метеоусловиях. Компактные размеры вертолета способствуют его базированию на авианосцах и универсальных десантных кораблях.

6-е место – Ми-24

  • Транспортно-военный самолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1969 г.
  • Выпущено более 2000 ед.
  • Комплектуется встроенным вооружением в виде четырехствольного пулемета калибра 12,7 мм и подвесным вооружением: НУРСы, свободнопадающие бомбы, подвесные пушечные контейнеры, противоракетный комплекс.
  • Вместительность десантного отделения – до 8 человек.

Американцы, которые сумели перехватить Ми-24, утвердительно настаивают, что это не вертолет. Несмотря на визуальное сходство, если посмотреть на аппарат с технической точки зрения, его можно определить как гибрид вертолета и самолета. Аргументами этому факту является то, что Ми-24 не способен зависать на одном месте и взлетать без разгона. Большие пилоны играют роль самолетных крыльев, создавая дополнительную взлетную силу. Американские техники провели эксперимент и выяснили, что при помощи расставленных в стороны пилонов создается до 40 % подъемной силы. Также гибрид нужно пилотировать по «самолетной» технике. Во время спада подъемной силы необходимо несколько опустить нос, как на самолете.

В создании Ми-24 реализовалась идея «летающей БМП», поэтому в нем присутствует мощный комплекс вооружения, не типичный для других стандартных вертолетов. «Самолетные качества» позволили тяжеловесу Ми-24 войти в линейку самых быстрых военных вертолетов мира (максимальная скорость – 320 км/ч).

Вертолет участвовал в военных конфликтах в Кавказских горах и на Памире, стал символом Афганской войны.

5 место – Sikorsky CH-53E Super Stallion

  • Тяжелый транспортный вертолет.
  • Выпущено 115 ед.
  • Грузоподъемность – 13 т в грузовой кабине, до 14,5 т на внешней подвеске или до 55 десантников.

Этот вертолет – глубокая модернизация знаменитого CH-53 «Си Стэльен», построенного для удовлетворения нужд ВМС США. К исходной конструкции разработчики добавили третий двигатель и семилопастный несущий винт. Вертолет CH-53E получил прозвище «создатель урагана».

Также на нем была выполнена мертвая петля. Кроме транспортных миссий, летающая лодка использовалась как минный тральщик (модификация MH-53), эксплуатировалась в ходе поисково-спасательных операций (модификация HH-53). Вертолет оснащается системой дозаправки топлива в воздухе и может находиться в полете целые сутки. Помимо операций на воде, его активно использовали в наземных миссиях. СН-53 и СН-53E выполняли огневую поддержку пеших войск в Афганистане и Иране.

4-е место – Bell UH-1

  • Многоцелевой боевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1956 г.
  • Выпущено свыше 16 000 ед.
  • Способен разместить на борту до 14 десантников или 1,5 т груза.

Данная винтокрылая машина стала символом Вьетнамской войны. Исходя из слов ветеранов, именно Bell UH-1 стал для них родным домом. Он перевозил солдат из одной боевой позиции на вторую, снабжал военных провизией и продовольствием, осуществлял огневую поддержку и вывозил раненых. Хоть боевые потери этого вертолета немаленькие (около 3000 единиц), боевое применение можно назвать удачным. За 11 лет войны, по статистике, было совершено 36 млн вылетов. Таким образом, потери составляли 1 вертолет на 18000 вылетов – впечатляющий результат, особенно если учесть то, что этот аппарат совсем не имеет брони.
До выпуска «Кобр» именно на него возлагалась задача нанесения ударных операций. Для этого машину оснастили парой пулеметов калибра 12,7 мм и 48 неуправляемыми ракетами на подвеске.
Bell UH-1 пополнил ряды армий 70 стран мира. Его часто показывают в различных голливудских боевиках.

3-е место - Ми-8

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1961 г.
  • Выпущено свыше 17 000 ед.
  • Грузоподъемность: 24 человека или 3 т груза.
  • В боевых модификациях оснащался 2-3 пулеметами и до 1,5 т вооружения на внешней подвеске, к которому относятся свободнопадающие бомбы, неуправляемые ракеты калибра 57 мм и противотанковый комплекс.

Хоть и создан вертолет более чем полвека назад, до сих пор он пользуется спросом, собирая покупателей со всех регионов мира. Всего насчитывается три десятка военных и гражданских модификаций. Эксплуатируют его как разведывательный вертолет, миноукладчик, танкер, воздушный командный пункт и санитарный вертолет. Гражданские варианты состоят на учете авиакомпаний, используются в сельхозработах и службами по ликвидации чрезвычайных происшествий.
Вертолет Ми-8 обладает большой степенью универсальности и выдерживает условия как морозной Сибири, так и знойной Сахары. Он применялся во всех горячих точках: Афганистан, Чечня, Ближний Восток. Заменить легендарный вертолет пока нечем.

2-е место - Boeing AH-64 Apache

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1975 г.
  • Выпущено 1174 ед.
  • Встроенное вооружение представлено 30-мм автоматической пушкой. Подвесное вооружение состоит из 16 противотанковых ракет Hellfire, 76 НУРС или ракетных комплексов Stinger для воздушного боя.

«Апач» послужил прообразом для создания целого ряда современных ударных вертолетов. Удачно зарекомендовал он себя в знаменитой операции «Буря в пустыне», успешно борясь с танками. Стоит на вооружении и активно эксплуатируется ВВС Израиля.
Заменить «Апач» в израильской армии, скорее всего, придется российскому Ми-28Н, который имеет лучшие тактико-технические характеристики и выиграл тендер на поставку в Израиль в 2011 г.
В 2002 г. был сбит южнокорейский Boeing AH-64 Apache северокорейским Ми-35. Южная Корея судится с производителем по этому поводу за обновление всего парка этих вертолетов до версии Longbow.

1-е место - Sikorsky UH-60 Black Hawk

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1974 г.
  • Выпущено 3000 ед.
  • Грузоподъемность – 1,5 т груза на борту и до 4 т на внешней подвеске. Десантный вариант способен разместить до 14 солдат.
  • Вооружен двумя пулеметами и четырьмя точками для подвески оружия. В комплекс вооружения входят НУРСы, контейнеры с 30-мм пушками, противотанковые «Хеллфайры». Морские варианты комплектуются противокорабельными ракетами AGM-119 Penguin и 324-мм торпедами.

«Черный ястреб» можно смело назвать вертолетом 21 века. Он предназначался для замены «Ирокез», параллельно велась разработка морской версии. В результате получился уникальный вертолет, который подходит для любого рода войск и обладает лучшими характеристиками в мире.
Кроме сухопутной версии UH-60, существуют 2 противолодочные модификации SH-60F и SH-60B (с гидроакустической станцией и магнитометром), модификация HH-60, выпущенная для специальных боевых спасательных операций, множество санитарных версий, постановщиков помех и т.д. Иногда его заказывают для трансфера чиновников высокого ранга и генералитета. Вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk активно экспортируется во все регионы мира.

«Черный ястреб» создан из прочных материалов и укомплектован новейшим оборудованием, что дает возможность его длительного хранения за пределами ангара.

Подборка лучших на данный момент ударных вертолетов,стоящих на вооружении ведущих стран мира.

Да пришло время когда Китайская военная техника начала попадать в топы.CAIC WZ-10 первый Китайский ударный вертолет с тандемной кабиной,на вооружение был принят в 2011 году.Разрабатывался в сотрудничестве с КБ «Камов»,мелочь а приятно.CAIC WZ-10 приводят в движение два турбо двигателя,мощностью 1285 л.с каждый.Максимальная скорость 300 км/ч.

Прародитель всех Российских ударных вертолетов,легенда всех времен и народов,встречайте Ми 24!!! Год создания 1971.Способен перевозить до 8 человек.Максимальная скорость 335 км/ч.В зависимости о модификации оснащался пулеметами различных калибров а так же ракетами класса «Воздух-Воздух» и «Воздух-Земля».За все время выпущено около 3500 боевых машин.

Невероятно но ударные вертолеты так же производят и в….Южной Африке.На вооружение этой страны стоит целых 12 машин.Создан на базе Аerospatiale puma.Максимальная скорость 309 км/ч.Основное вооружение состоит из 20 мм пушек боекомплектом из 700 снарядов, а так же из управляемых и не управляемых ракет.

Bell Ah 1 Super Сobra детище Американской военной машины.Думаю те кто играл в Battlefield Vietnam сразу узнали этого винтокрылого,именно его донор,Bell Ah 1 Cobra оказывал воздушную поддержку войскам США в кровопролитной войне с Вьетнамом.Bell Ah 1 Super cobra и по сей день составляет основу ударной вертолетной авиации США,хотя и был разработан в 80 х.Максимальная скорость 282 км/ч.Вооружение стандартное для данного типа вертолетов:20 мм пушки боекомплектом из 750 снарядов и ракеты различных классов.

A129 Разработан Итальянскими конструкторами из Agusta.Так что Итальянцы могут делать не только спортивные авто но и крутые вертолеты.Кстати это первый вертолет который был полностью самостоятельно разработан в Западной Европе.Максимальная скорость 250 км/ч.Приводится в движение турбо двигателями Rolls Royce Gem 2-1004D (881 л.с)

AH 1Z Viper по сути более навороченная модификация Bell Ah 1 Super Сobra.Имеет модернизированную систему наведения,прицеливания и ведения огня.Был принят на вооружение относительно недавно в 2011 году.Максимальная скорость 287 км/ч.Имеет два весьма мощных двигателя мощностью 1723 л.с каждый.

Eurocopter Tiger еще один европеец,создан в союзе Германии с Францией.Начало производства 2002 год.Стоит на вооружение следующих стран:Германия,Франция,Австралия,Испания.Оснащается двумя турбовальными двигателями мощность каждого составляет 1285 л.с Максимальная скорость 278 км/ч.Имеет на вооружении 30 мм пушку.

МИ 28Н Известный как Ночной Охотник,глубоко модифицированная версия МИ 28.Принят на вооружение в 2013 году.По многим техническим показателям не имеет аналогов в мире.Имеет самое современное оборудование.Способен работать в самых тяжелых метеоусловиях.Вертолет очень живучий так как практически все оборудование продублировано.Развивает 300 км/ч,благодаря двум двигателям с суммарной мощностью 4400 л.с!!! На вооружение 30 мм пушка а так же ракеты.

AH64D Apache Longbow Безусловно один из лучших вертолетов в истории авиа строения.Оснащается самыми современными электронными системами.У этого вертолета имеется на вооружении внимание….70 мм пушка(!!!) Так же он может нести до 16 ракет различных классов.Максимальная скорость 265 км/ч.Мощность двигателей 1890 л.с каждый.Отмечу что этот вертолет особенно ярко себя проявил в войне в Персидском Заливе.

AH64D Apache Longbow конечно хорош,но все же лучшим пожалуй является отечественный KA 52 Alligator.Имеет абсолютно уникальную маневренность и огромную огневую мощь.В KA 52 реализована система соосных винтов,благодаря чему вертолет способен выполнять фигуры высшего пилотажа.Он способен выполнять боевые задачи в абсолютно любых погодных условиях и даже в ураган! Суммарная мощность двигателей составляет 5000 л.с. Вооружен противотанковой ракетной системой «Вихрь» пробивающей 900 мм броню.Так же имеет не имеющую аналогов в мире 30 мм пушку которая способна пробить 15 мм броню с расстояния до 1,5 км.Спасибо КБ «Камов» за безопасноть наших рубежей.

В настоящее время вертолёты являются одним из самых совершенных средств, используемых в логистике, на войне и в спасательных операциях. С появления этих транспортных средств во время Великой Отечественной войны и по сей день вертолёты могли кардинально изменить ход сражения.

Мы составили топ из 10 самых эффективных вертолётов на сегодняшний день. Каждый из них оценивается по возможностям авионики, скорости, ловкости и огневой мощи.

10. Z-10


Штурмовой вертолёт Z-10 используется военно-воздушными силами китайской армии с 2008 года. Z-10 спроектирован как стандартный боевой корабль с тандемными кабинами. Место стрелка - спереди, пилота – сзади. Z-10 допускает содержание 30-мм пушки, ракеты HJ-9, HJ-10 и «В-В». В том числе способен нести неработающие ракетные капсулы.


Ми-24 – это огромный штурмовик, а также малотоннажный тран для перевозки пассажиров (не более 8 человек). Ми-24 - первый вертолет, спроектированный для ВВС России как боевой корабль. Является аналогом западного Apache AH-64, однако от этого и подобных американских вертолётов его отличает возможность перевозки пассажиров.


AH-2 Rooivalk произведён фирмой Denel, Южная Африка. С африканского Rooivalk переводится как «Красная пустельга». Военно-воздушные силы Африки используют 12 вертолётов AH-2. Хоть этот вертолёт и похож на современный, Rooivalk в некоторой степени основан на реверс-инжиниринге Aerospatiale Puma с использованием тех же двигателей и главного ротора.


AH-1W - это двухмоторный вертолет на базе AH-1 Cobra военно-воздушных сил США. Семейство близнецов Cobra состоит из SeaCobra, AH-1T (усовершенствованной SeaCobra) и SuperCobra.


Агуста А129 «Мангуст» - ударный вертолёт, изначально разработанный и произведённый итальянской фирмой Agusta. Является первым штурмовым вертолётом, полностью спроектированным и изготовленным в Западной Европе.

T-129 ATAK – производная версия А129, его разработкой занимается Турецкая авиакосмическая промышленность (TAI) вместе с основным партнёром AgustaWestland.


Могучий. Гибкий. Многозадачный. Идеальный боевой вертолёт. «Viper» - двухмоторный вертолёт на основе AH-1W SuperCobra, созданный для морских войск США. Имеет четырехлопастную безопорную композитную систему несущего винта, повышенную передачу и новую систему прицела. AH-1Z является частью плана модернизации H-1. Другое название вертолёта - «Zulu Cobra».


Eurocopter Tiger - боевой вертолет, созданный фирмой Eurocopter. В Германии известен как Tiger; в Испании и Франции его называют Tigre. Оснащён двумя двигателями MTR390.


Ми-28 (по кодификации НАТО: «Опустошитель») представляет собой российский всепогодный военно-тандемный двухместный вертолёт. Ми-28 не может совершать транспортные операции, так как предназначен только для военных действий; он представляет собой оптимизированную версию Ми-24. Вооружён одной пушкой в барбете под носом и ракетами с внешней стороны, опирающимися на крылья.


Ка-50 - российский одноместный боевой вертолёт с коаскиальной роторной системой ОКБ «Камов». Разработан в 1980-х годах, стал использоваться ВВС России в 1995 году.

Ка-50 создан небольшим, быстрым и проворным, что улучшает его живучесть и способность летать. Минимальный вес и размер (соответственно, максимальная скорость и мобильность) сделали его уникальным среди одноместных ударных вертолётов. Разработанный в России Ка-50 «Обманщик» (Hokum) может быть вооружён 24 управляемыми ракетами «Вихрь», четырьмя блоками с 20 неуправляемыми авиационными ракетами, либо сочетать их вместе. «Обманщик» также способен содержать ракеты «В-В» АА-11/R-73 Archer, что делает его крайне опасной угрозой для других ударных вертолётов. Помимо этого, оснащён одноствольной пушкой 2А42 (30мм). Предельная скорость вертолёта – 350 километров в час, радиус стрельбы – 250 километров.


Ударный вертолет AH-64D Apache Long Bow был самой задействованной и самой мощной бронебойной системой во время войны в Персидском заливе. Предназначенный для выполнения боевых задач и днем или ночью, и в неблагоприятных погодных условиях, Apache был разработан специально для выполнения жестких требований плана усовершенствованного ударного вертолета армии США. Apache оснащен современными электронными технологиями и системами управления огнем. Огневая мощь потрясающая. Apache может быть загружен 16 ракетами AGM-114 Hellfire, 76 70-мм воздушными ракетами со складным оребрением или их комбинацией - в дополнение к 1200 30-мм выстрелам из его автоматической пушки M230.

Вы увидите десятку САМЫХ КРУТЫХ ударных вертолетов в мире! Какой из них по вашему мнению заслуживает первой строчки рейтинга?

Тяжелые вертолеты активно создаются по всему миру, однако именно Россия неизменно лидирует в этой сфере, и на это не смогли повлиять ни развал Советского Союза, ни старания заокеанских «коллег», которые пытались выдавить отечественных производителей с рынка. О пяти самых тяжелых вертолетах России рассказывает авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.Один из членов американской делегации сказал советскому авиаконстуктору Михаилу Милю: «Просто не верится, что вы, русские, обогнали нас в производстве тяжелых вертолетов!» Произошло это в далеких шестидесятых во Франции на международном авиасалоне Ле Бурже. К тому времени производством винтокрылых машин занимались многие ведущие авиастроительные компании, боссы которых азартно делили рынки сбыта. Считалось, что США будут выпускать не менее двух третей всех вертолетов в мире. В очереди за остатком доли рынка стояли англичане, французы, итальянцы и даже японцы. Нашу страну, как вы понимаете, в расчет не брали. Как оказалось позже, очень зря.Ми-4. Сталинский приказ На заре вертолетной авиации СССР отставал от своего главного геополитического противника – США. Большие начальники не очень верили в винтокрылые машины и скептически смотрели на возможность их массового применения в войсках. Успешная десантная операция американцев в Корее с использованием вертолетов Сикорский S-55 коренным образом поменяла отношение к ним в СССР. Поменяла на самом высшем уровне.Иосиф Сталин потребовал «догнать и перегнать» Америку. Советские авиаконструкторы получили приказ вождя – сделать транспортный вертолет всего за один год. Курировал этот процесс лично Лаврентий Берия. Непосильная задача была успешно решена конструкторским бюро под руководством Михаила Леонтьевича Миля – в середине 1952 года в воздух поднялся советский вертолет Ми-4, грузовая кабина которого вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. И это было только начало.Ми-6. Ядерный извозчик Зачем же были нужны такие мощные машины? Ответ достаточно прост: это было время ракетного противостояния, и тяжелый транспортный вертолет был нужен для переброски мобильных тактических ракетных комплексов «Луна». Твердотопливная ракета могла оснащаться ядерной боевой частью, а советский вертолет-гигант придавал комплексу небывалую для тех времен мобильность. Ми-6 в группе с самолетом Ан-12 стал транспортным компонентом ракетных систем. А кроме того, такая техника придала нашим войскам невиданную до этого мобильность, так как могла доставить не только живую силу, но и легкую бронетехнику практически в любое место на карте.Первым серийным вертолетом-гигантом стал Ми-6. Он поднялся в воздух в 1957 году, спустя всего пять лет после взлета Ми-4. Это был первый в мире серийный вертолет с двумя газотурбинными двигателями со свободной турбиной. В дальнейшем такая компоновка стала всемирно признанной и сейчас применяется практически на всех современных средних и тяжелых вертолетах.
Ми-6 был и первым по силе среди вертолетов того времени. Вертолет поднимал - только вдумайтесь! - 12 тонн в большой грузовой кабине и 8 тонн на внешней подвеске. Большие крылья, которыми он оснащался, позволяли существенно разгрузить несущий винт в горизонтальном полете, а также подняться в воздух с большим грузом, используя «взлет по-самолетному». Ми-6 мог развивать скорость до 320 км/ч и имел дальность полета до 1000 километров.Ми-10. Воздушный кран Чуть позже на базе Ми-6 был разработан Ми-10. Военным предназначением этого вертолета была перевозка того, что не мог перевезти Ми-6, - крупногабаритных элементов ракет, РЛС и многого другого. В 1961 году этот вертолет поставил рекорд - он поднял груз 15 тонн на высоту более 2 000 метров. Ми-10 имел необычный вид: узкий фюзеляж, длинные, почти 4 метра, похожие на ходули шасси с закрепленной между ними грузовой платформой, причем правые стойки были короче левых на 30 сантиметров. Это было сделано для того, чтобы вертолет одновременно отрывал все стойки шасси при взлете. Один из этих вертолётов был модифицирован специально для того, чтобы установить на нём рекорд подъёма грузов. Эта машина подняла в воздух 25 тонн.
В 1966 году была построена его новая модель - Ми-10К, на которой постарались учесть недостатки первой модификации. Модель имела короткие «ноги» и была оборудована специальной кабиной, в которой летчик-оператор мог управлять вертолетом, сидя лицом к хвосту и глядя непосредственно на груз на внешней подвеске. Это позволило проводить уникальные монтажные операции с помощью вертолета.
Но машина по-прежнему имела множество недостатков. Военное прошлое, повышенная вибрация и некоторые конструкционные недостатки не давали Ми-10 спокойно перейти к гражданской жизни, и это несмотря на прекрасные возможности и экономический эффект, которые давал народному хозяйству летающий кран. Доводка вертолета продолжалась несколько лет, и только в 1974 году Ми-10К пошел в серию. Машина совершила множество уникальных по сложности строительных операций по всему миру и эксплуатировалась до наших дней.В-12. Стратегический «Гомер» Еще одной тяжелой, а правильнее сказать сверхтяжелой, винтокрылой машиной стал Ми-12, который получил по кодификации нато имя Homer («Гомер»). Поперечно разнесенные 35-метровые винты силовыми установками принадлежали вертолету Ми-6. По сути, на концах крыльев великана было по одному тяжелому вертолету. Небесный гигант с взлетной массой 105 т и общей мощностью четырех двигателей 26 000 л.с. летел удивительно легко и тихо. Отсутствовала присущая большим вертолетам сильная вибрация, которая была настоящим бичом того времени. Невероятные для того, да и для нашего времени, показатели – В-12 поднял более 44 тонн на высоту две с лишним тысячи метров. Нет, и не ожидается в мире вертолета с подобными параметрами. В-12 должен был работать в спарке с самолетом Ан-22, обеспечивая доставку стратегических ракет, поэтому В-12 можно по праву называть «Вертолет стратегического назначения».
Крылья вертолета были особенными – они сужались по мере приближения к фюзеляжу. В горизонтальном полете крылья создавали дополнительную подъемную силу и одновременно снижали КПД несущих винтов, затормаживая поток воздуха от них. Сужение крыла позволило уменьшить этот эффект в области максимальной скорости потока воздуха от винтов и дало 5 дополнительных тонн тяги. Внутри крыла проходила трансмиссия, которая синхронизировала винты, не допуская перехлеста лопастей, и позволяла вертолету продолжать полет при отказе моторной группы одного из бортов. Такая конструкция была большим ноу-хау, и ее запатентовали за рубежом.
Но построили всего две машины, после чего программа была закрыта. Причина достаточно проста – ракеты «похудели» и стали помещаться на железнодорожные и колесные средства передвижения, появились шахтные комплексы. Уникальная винтокрылая машина военным стала без надобности, а для гражданской жизни В-12 был слишком дорогим. К счастью, обе машины сохранились, и их можно увидеть в авиационном музее в Монино и на площадке Московского вертолетного завода имени Миля. Бесценный опыт, полученный при создании вертолетов-богатырей, не пропал даром.Ми-26. Поднявший Чинук Венцом линейки этих выдающихся машин стал Ми-26, который производится и сегодня и является самым мощным серийным вертолетом в мире. Пусть он не может сравниться с могучим В-12, но его способность спокойно «дернуть» вес в 20 тонн делает его непревзойденным в 21 веке. В 1982 году экипаж летчика-испытателя Г.В. Алферова на Ми-26 поднял на высоту 4060 метров груз массой 25 тонн. За вертолетом числится 14 мировых рекордов.
Ми-26 это многофункциональный вертолет, без которого немыслима гражданская и военная авиация. Именно эта машина тушила реактор в Чернобыле, именно она билась с природными катаклизмами. С помощью Ми-26 были осуществлены уникальные строительно-монтажные операции при подготовке олимпиады в Сочи, что позволило сохранить природу Красной Поляны.Показателен такой случай. В 2002 году наши гражданские Ми-26 авиакомпании «Вертикаль-Т» оказывали помощь вооруженным силам США. Наш вертолет вывез из труднодоступных районов Афганистана на американскую базу в Баграме сбитый вертолет Боинг CH-47 «Чинук» – самую тяжелую винтокрылую машину армейской авиации США. Никакой другой машине, в том числе знаменитому Sikorsky CH-53, это было не по зубам. Все серийные американские тяжелые вертолеты так и не смогли приблизиться по своим возможностям к Ми-26.А что у них? Как обстоят дела с тяжелыми вертолетами за границей? Лидер в этой области однозначно США. Самый мощный на текущий момент западный вертолет Sikorsky CH-53K King Stallion, тоже построенный по классической схеме, поднимает в воздух только 16 тонн и то на внешней подвеске. В кабине помещается 37 десантников с полной выкладкой против 70 наших бойцов в Ми-26. Знаменитый «летающий вагон» Чинук тоже берет примерно 40 солдат, 6,3 тонны в кабине и 10,3 на внешней подвеске. Поэтому не хочется их сравнивать, и так все ясно.
Небесные гиганты из России Наша страна обладает потрясающим, бесценным опытом в области вертолетостроения, а в сегменте средних и тяжелых транспортных нам нет равных. Этот опыт был приобретен не просто так. Было множество новых, а порой смелых идей. Ведь отрабатывались самые различные компоновочные решения. Были успехи, были, как и у всех, неудачи. Последние не прошли бесследно, ведь именно благодаря им наша вертолетная наука пошла по правильному пути. Хотелось бы верить, что и в будущем мы увидим новые летающие гиганты из России.Текст: Дмитрий ДрозденкоФото: Алексей Иванов ТРК Звезда / Минобороны России / Марина Лысцева / Дрозденко
Видео.