Тип 97, "Ся Синся 2597 Чи-Ха", "2597".

Танк разработан в 1937 году с использованием узлов и механизмов предыдущих моделей. Танк выполнен по обычной компоновочной схеме: силовое отделение сзади, боевое - посередине, а отделение управления - в передней части корпуса. В силовом отделении устанавливался V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения.

Механическая трансмиссия и ведущие колеса находились в передней части корпуса танка. Ходовая часть танка в отличие от легких танков имела шесть опорных катков малого диаметра. Крайние опорные катки имели независимую подвеску, а четыре средних катка были сблокированы попарно. В качестве упругих элементов здесь, как и в легких танках, использовались пружины, размещенные в горизонтальных трубах. Танк выпускался в двух вариантах: штурмовой "Чи-Ха", вооруженный 47-мм пушкой, и "Синхото Чи-ха", вооруженный 57-мм длинноствольной пушкой и двумя пулеметами. Бронебойный снаряд 47-мм пушки "Чи-ха" имел начальную скорость 825 м/с и с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 75-мм. Оба варианта имели одинаковые тактико-технические характеристики и отличались только конструкцией башни. Они обладали хорошей подвижностью и по боевым качествам были примерно равноценны европейским предвоенным образцам. К моменту начала боевых действий в бассейне Тихого океана их вооружение и бронирование уже оценивались как недостаточные. Общее количество выпущенных до 1943 года боевых машин "Чи-Ха" составляет примерно 1200. Они поступали как на вооружение танковых подразделений непосредственной поддержки пехоты, так и в формируемые бронетанковые соединения.

"Чи-Ха" тип 97 был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении боевых машин на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких машин, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество машин, но более совершенных - полноценных, с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

"Чи-Ха" отличался от своих предшественников большей маневренностью и "Чи-Ни" большей подвижностью, а также чуть большим экипажем - в четыре человека. Схема ходовой части была для него подобрана не сразу. Первые проекты предполагали по восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и по четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные сплошные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рычагах, а сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов.

Следующий вариант подвески включал три поддерживающих ролика и шесть сдвоенных спицованных опорных катков на борт, сблокированных по два в три балансирные тележки. Каждая такая тележка поддерживалась рессорой "по схеме Хара" - горизонтальной винтовой пружиной. Для прототипа, представленного на окончательные испытания и демонстрацию, была же выбрана смешанная схема подвески, включающая в себя черты описанных выше ходовых частей. Кроме того, в работе над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов.

Говорят, что в вооружении и конструкции обоих прототипов можно, проследить влияние немецких инженеров - на раннем этапе "китайского конфликта" японцам удалось захватить немецкий "Panzerkampfwagen I". Такая ценная находка была разобрана до винтика, и полностью обследована. Немцы, а также американцы, считают что только благодаря этому японцам удалось сделать такой рывок в машино- и танкостроении.

Еще до захвата немецкой машины, японцы уже самостоятельно разработали вполне неплохие, собственные бронемашины, которые если и уступали своим европейским собратьям, то ненамного. А в тот момент, когда "Чи-Ха" был отправлен в производство, он и без немецкого влияния отличался многими успешными инженерно-техническими решениями. Для сравнения, тип 97 "Чи-Ха" 1937 года превосходил немецкий "Panzerkampfwagen II" по многим показателям.

В ходе войны японское правительство купило у своих союзников-немцев поздние модификации танков "Тигр" и "Пантера", как и всю техническую документацию к нему, а также полное право использовать разработки немецких инженеров с своих целях. Что японцы и сделали. Немецкие инженерные решения были внедрены, но в более поздних моделях японских бронемашин - в частности в танках Тип 4 "Чи-То" и Тип 5 "Чи-Ри". В 1936-1937 годах было выпущено по два опытных образца "Чи-Ха" и "Чи-Ни". Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочел танки меньшей массы и более дешевые в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался "Чи-Ни". Однако, в ходе большой войны с Китаем, выбор пал на более защищенный "Чи-Ха". Он и был принят на вооружение под обозначением тип 97.

После успешных испытаний, проведенных в июне 1937 года на полигоне танкового училища в Чибе, началось массовое производство обеих машин, а субподрядчиками выступали компании "Хитачи", "Нихон сейкусё" и арсенал города Сагами - "Сагами Рикугун Сохейсё". Причем "Нихон Сейкусё" (токийское отделение "Мицубиси") брала на себя ответственность за поставку "Чи-Ха", а "Сагами" - за танк "Чи-Ни". Одновременно с линейными "Чи-Ха" была принята на вооружение и его модификация "Си-Ки" - специальная командирская модель. Она отличалась более совершенными навигационными приборами и радиостанциями, увеличенной башней без пушечной установки и с дополнительным люком, измененной командирской башенкой и большой поручневой антенной.

Cкажем также, что для компенсации в вооружении модели "Си-Ки", вместо снятой пушки 57-мм и лобового пулемета, устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соответственно, изменилась и лобовая часть. На некоторых образцах "Си-Ки" таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже, в последующих модификациях, "Си-Ки" пушечную установку все-же вернули. С 1934 года японцы начали ставить на свои бронемашины первые отечественные дизели. Большинство европейских машиностроительных гигантов предпочитали оснащать бронемашины бензиновыми двигателями с водяным охлаждением, которые значительно уступали дизелям. По первому опыту войны обнаружилось, что "бензиновые танки", в силу своей конструкции, горели как спички и потребляли больше топлива. Также японские инженеры пришли к выводу, что дизели с воздушным охлаждением куда более эффективны, в том числе и потому, что в условиях военных действий доступ к воде есть далеко не всегда.

Двигатель для "среднего третьего" тоже был выбран не сразу. Специально для этого танка было разработано два варианта - один от "Мицубиси" с мощностью 170 л.с., а второй, менее мощный, от "Игекаи". Но, в конечном счете, после ряда испытаний, "Чи-Ха" получил 12-ти цилиндровый дизельный двигатель "Мицубиси" с воздушным охлаждением, мощностью в 170 лошадиных сил (125 кВт).

В качестве вооружения, оба прототипа получили короткоствольные 57-мм башенные орудия, точно такие же, что стояли у их предшественника. Главный разработчик, Томио Хара, пытался оспорить это решение. Он собирался оснастить обе новые модели новым, более мощным и дальнобойным орудием, которое могло бы быть настоящим спасением в случае танковых сражений. Генеральный Штаб же отверг все его доводы - японцы не собирались разрабатывать тяжелые бронемашины с мощными пушками для танковых баталий, потому как использовали их исключительно для прикрытия пехоты. А для этого уже существующего орудия было вполне достаточно.

Однако правота Томио Хары вскорости была доказана на деле, печальным для японцев образом. Во время Номонханского инцидента, когда японские сухопутные части столкнулись с советскими войсками, обнаружилось, что советские танки с их 45-мм орудиями превосходили японские бронемашины. После этого инцидента, в 1939 году японцы взялись за разработку новых танковых орудий, которые были закончены только к 1941. Ими стали 47-мм пушки, которые несмотря на меньший калибр превосходили 57-мм орудия по мощности за счет более длинного ствола.

Японцы, за все время войны, постоянно учитывали любой опыт военных действий, и непрерывно совершенствовали свои вооружения. Например, в начале своего вторжения на Филиппины, японцы впервые столкнулись с американскими "М3". В ходе боев опять же подтвердилась недостаточная дальнобойность и мощь башенных орудий "Чи-Ха". "М3" имел достаточно толстую лобовую броню, и только три прямых попадания из шести с расстояния в километр пробивали американский танк. С расстояния в 800 метров, шесть из девяти лобовых попаданий оказывались для американца фатальными. После этого, с 1942 года, "Чи-Ха" получил новое орудие - "противотанковую пушку калибра 47-мм Тип 1" с более длинным стволом, более высокой мощностью и скорострельностью. Эта модификация танка получила название "Синхото Чи-Ха". Считается, что "Синхото Чи-Ха" был лучшим японским танком за всю историю Войны.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

С. Л. Федосеев
Бронеколлекция 1998 № 05 (20) Средний танк «Чи-ха»

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1-я стр. – рис. В.Лобачева, 2 – 4-я стр. – рис. М.Дмитриева.

Редакция благодарит М.Коломийца и О.Баронова за помощь в работе над выпуском.


Танки 2597 «Чи-ха» на параде. В центре снимка – командирский вариант.

25 ноября 1936 года императорская Япония и нацистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт».

Год спустя к соглашению присоединилась фашистская Италия.

Коалиция оси «Рим – Берлин – Токио» приступила к разделу сфер влияния.

Япония, давно мечтавшая о власти над «Великой Восточной Азией» и уже успевшая захватить Маньчжурию, оказалась наиболее готовой к широкомасштабным действиям и в 1937 году начала свою «большую войну» в Китае. И не случайно, что в том же году в Стране восходящего солнца был создан танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

История создания

Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и «Тип 87» был разработан средний танк «2589», ставший первым японским серийным танком и основной машиной танковых войск до конца 30-х годов. Впрочем, к моменту принятия на вооружение «2589» уже оказался устаревшей конструкцией, с недостаточными для среднего танка бронезащитой и подвижностью, чего не смогли исправить модернизации.

Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов. В 1936 году были сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем «2589», он должен был нести тот же комплекс вооружения – 57-мм орудие и два пулемета. В соответствии с этими требованиями изготовили два прототипа: 15-тонный «Чи-ха» («средний третий») фирмы «Мицубиси Дзюкогё КК» и 9,8-тонный «Чи-ни» («средний четвертый») арсенала в Осака.

Последний имел экипаж три человека – командир (он же – наводчик и заряжающий) размещался в смещенной влево башне, в корпусе впереди слева сидел механик-водитель, справа – пулеметчик. Ходовая часть включала, применительно к одному борту, восемь опорных катков малого диаметра и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков представляла собой как бы удвоенную подвеску легкого танка «Тип 2595», да и сам танк был скорее легким – по крайней мере, по массе он не выходил за эти рамки. Уровень защищенности повышался значительным наклоном большинства броневых листов. Двигатель мощностью 135 л.с. позволял развивать скорость до 30 км/ч, а для преодоления широких рвов сзади имелся «хвост» – наследие «2589».

Вариант «Мицубиси» отличался несколько большей подвижностью, а также числом членов экипажа – 4 человека. Схема ходовой части была выбрана не сразу. Первые проработки предполагали семь или восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные опорные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рычагах, сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов. Следующий вариант подвески включал шесть сдвоенных спицованных опорных катков, сблокированных по два в три балансирные тележки и три поддерживающих ролика на борт. Каждая тележка подрессоривалась горизонтальной винтовой пружиной по «схеме Жара». Для прототипа, представленного на окончательные испытания, была выбрана смешанная схема подвески, как бы сочетающая в себе черты описанных выше. Кроме того, в процессе работы над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов, крепление ЗИП и другие элементы.

В 1936 – 1937 годах было выпущено по два опытных образца танков «Чи-ни» и «Чи-ха», прошедших испытания. Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочитал танки поменьше массой и подешевле в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался «Чи-ни». Однако с началом «большой войны» с Китаем выбор пал на лучше бронированный и более маневренный «Чи-ха». Он и был принят на вооружение под обозначением «Тип 2597», и в 1937 году началось его производство, субподрядчиками при этом выступали фирмы «Хитачи Сейсакушо» и «Нихон Сейкушо», а также арсенал в Сагами («Сагами Рикугун Зохейшо»).

Средний танк «Тип 94» – предшественник «Чи-ха».

Прототип «Чи-ха».

Специальная командирская модель танка «Чи-ки» («Щи-ки») для полкового звена, принятая на вооружение одновременно с линейными «Чи-ха», имела несколько улучшенные параметры радиостанции, навигационные приборы, дополнительные сигнальные устройства, увеличенную башню без пушечной установки с измененной командирской башенкой, большой поручневой антенной и еще одним люком в крыше позади башенки. Для компенсации снятого 57-мм орудия в корпусе «Чи-ки» вместо лобового пулемета устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соответственно изменилась и лобовая часть корпуса. На некоторых образцах таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже в башне танка появилась пушечная установка или ее имитация. Для увеличения дальности радиосвязи использовалась горизонтальная антенна, натянутая на двух стержнях в кормовой части корпуса.

«Шинхото Чи-ха»

Столкновения с советскими войсками у р.Халхин-Гол убедили японцев, что танковая пушка должна иметь преимущественно противотанковые свойства. И уже в 1939 году был построен опытный танк «98» («Чи-хо» – «средний пятый») с увеличенной башней по типу советских БТ-5 и несколько измененной ходовой частью. Последняя включала по пять или шесть опорных катков на борт, но в отличие от «Чи-ха», передний и задний катки были связаны с центральными горизонтальными винтовыми пружинами. Кроме того, танк вновь попытались снабдить «хвостом» для преодоления рвов.

Опытный средний танк «Чи-ни» во дворе Осакского арсенала.



Установка дымовых гранатометов на крыше башни.

А в 1940 году появилась модификация серийного «Тип 97»-танк «Тип 97 кай» или «Шинхото Чи-ха», то есть «средний третий, с новой артиллерийской башней». Он был вооружен 47-мм пушкой. При длине ствола 48 калибров ее 1,4-кг снаряд имел начальную скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал по нормали 50-мм броню. Прицельная дальность пушки составляла 810 м. В боекомплект (120 выстрелов) входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Установка пушки прикрывалась 30-мм щитом, прикрепленным к лобовой части башни болтами и имевшим наклон 10° к вертикали. Пулеметы (боекомплект 4035 патронов) размещались так же, как и на «Чи-ха».

Конструкцию башни в целом заимствовали от «Чи-ха». Она собиралась из передней и задней половин, соединенных клепкой, и имела командирскую башенку со смотровыми щелями и двустворчатым люком. В корме башни справа от пулемета находился прямоугольный люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия, в крыше слева – люк наводчика с двустворчатой крышкой. Небольшой лючок был и в правом борту башни. Перископический прибор наблюдения перенесли на крышу башни и разместили впереди командирской башенки, а вертлюг зенитной установки – перед люком наводчика, что позволило вести огонь по воздушным целям в большем секторе. Имелись лючки и для стрельбы из личного оружия.

Большинство новых танков представляли собой простую переделку уже выпущенных «Чи-ха».

«Чи-ха».

У вновь произведенных «Шинхото Чи-ха» была несколько изменена система вентиляции моторного отделения, установлены бронированные кожухи глушителей, на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Командир имел светозвуковую связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12 светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.

На танке опробовали различные установки дымовых гранатометов (мортирок). В первом варианте на кормовой части башни слева крепилась рамка, на которую укладывали 4 мортирки. Более удачной оказалась установка мортирок на крыше башни над маской орудия – теперь танк мог прикрыть себя дымовой завесой непосредственно при движении к противнику.

С 1938 по 1944 год было выпущено 1220 машин «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха».

Экипажи 4-го танкового полка осматривают первые поступившие к ним «Чи-ха». На втором плане – средний танк «Тип 94».

Командирский вариант «Чи-ха».

«Тип 1» («Чи-хе»)

В 1940 году появилась новая модификация – «Тип 1» («Чи-хе» или «Цихе» – «средний шестой»). Корпус его, наконец, выполнили сварным. Лобовые листы были спрямлены, исчезли выступавшая вперед рубка механика– водителя и его верхний люк, толщину лобовой брони увеличили вдвое, установили трехместную башню больших размеров с развитой кормовой нишей. Башня имела стандартную командирскую башенку, лючки в бортах и кормовой люк. Масса танка возросла почти на 1,5 т, но, за счет установки 240– сильного дизеля, маневренность машины не ухудшилась. Трансмиссия, органы управления и ходовая часть заметных изменений не претерпели.

«Чи-хе» вооружался 47-мм пушкой «Тип 1» с длиной ствола 48 калибров (2120 мм), разработанной на основе противотанковой пушки «Тип 1». У последней были перекомпонованы противооткатные устройства и спусковой механизм, горизонтальный полуавтоматический клиновой затвор заменили вертикальным.

«Шинхото Чи-ха».



«Шинхото Чи-ха» в экспозиции музея на Абердинском полигоне в США. Вырезы в бортовых броневых листах корпуса и башни, сделанные во время испытаний танка в 40-х годах, заварены стальными листами. Защитные сетки глушителей также заменены на стальные листы. Танк покрыт псевдояпонской камуфляжной окраской. Обращает на себя внимание подлинный японский пулемет в кормовом листе башни. Лобовой пулемет не сохранился.

Орудие имело скрепленный ствол с 16 нарезами, курковый ударный механизм, взводимый при отпирании затвора. Противооткатные устройства, включавшие гидравлический тормоз отката и пружинный накатник, защищались коробчатым бронекожухом. Маска пушки состояла из двух коробчатых частей и допускала качание орудия плечевым упором в горизонтальной плоскости без поворота башни. Угол возвышения +17°, склонения -11°, угол поворота по горизонту ±7,5°. В боекомплект входили бронебойно-осколочный (1,52 кг) и осколочно-фугасный (1,4 кг) снаряды. Бронебойно-осколочный снаряд с начальной скоростью 826 м/с пробивал по нормали 68-мм броню на дальности 500 м и 41 – мм – на 1000 м. Пушкой «Тип 1» вооружались и «Шинхото Чи-ха».

Фирма «Мицубиси» и арсенал в Сагами начали выпуск «Чи-хе», не прекращая производство «Шинхото Чиха», и с 1941 по 1945 год выпустили 600 машин этого типа.

На базе «Шинхото Чи-ха» и «Чи-хе» изготавливались командирские танки «Ка-со»: 47-мм пушка заменялась макетом, что позволяло разместить дополнительно радиостанцию и в то же время внешне не выделять командирскую машину. «Ка-со» вводились в подразделения, вооруженные «Шинхото Чи-ха».

В 1942 году на основе «Чи-хе» был построен 16,7-тонный артиллерийский средний танк «Тип 2» («Хо-и» – «артиллерийский первый») с 75-мм короткоствольным орудием «Тип 99». Танк предназначался для непосредственной артиллерийской поддержки линейных танков и пехоты во время атаки (аналог немецких штурмовых танков). Орудие с длиной ствола в 23 калибра устанавливалось в высокой клепанно-сварной башне с толщиной брони 20 – 35 мм. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда массой 6,575 кг составляла 445 м/с. Противооткатные приспособления монтировались над стволом. Высота танка увеличилась до 2,58 м, запас хода снизился до 100 км. Выпуск «Тип 2» велся вяло и оказался незначительным – 33 машины, поскольку к началу его серийного производства уже появились более дешевые САУ.

Танк «Шинхото Чи-ха» подполковника Гошима, подбитый 16 июня 1944 года при атаке позиций американской морской пехоты на о. Сайпан. Белую пунктирную маркировку на башне несли все командирские машины 9-го танкового полка.

«Чи-хе».

«Тип 3» («Чи-ну»)

В 1944 году на вооружение сухопутных войск Японии поступил следующий танк семейства «Чи-ха» серии «Тип 3» или «Чи-ну» («средний десятый»), выполненный на базе «Чи-хе» и вооруженный 75-мм пушкой «Тип 3» в увеличенной башне.

Пушка была разработана на основе полевой «Тип 90» системы «Шнейдер», выпускавшейся арсеналом в Осака. Длина ее ствола составляла 2850 мм (38 калибров), масса снаряда – 6,6 кг, начальная скорость – 680 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 90-мм броню на расстоянии 100 м и 65-мм – на расстоянии 1000 м.

Сварная шестиугольная башня устанавливалась на шариковой опоре. Ее кормовая ниша служила для укладки выстрелов боекомплекта. Башня перекрывала крышу отделения управления, поэтому имевшийся в крыше корпуса люк пулеметчика заваривали.

Это был наиболее мощный из серийно выпускавшихся японских танков, вполне соответствовавший требованиям своего времени. Однако нехватка сырья, материалов и комплектующих узлов и агрегатов ограничила его выпуск в период с середины 1943-го по 1945 год всего 60 машинами. «Чи-ну» вместе со многими «Чи-хе» поступили в 4-ю танковую дивизию, предназначенную для обороны метрополии, и участия в боевых действиях не принимали – до боев на Японских островах дело не дошло.

«Чи-ну».


Артиллерийский средний танк «Хо-и», захваченный американцами в 1945 году.

Танки «Тип 4» и «Тип 5»

Созданный к концу войны «Тип 4» («Чи-то» – «средний седьмой») с 75– мм пушкой и 75-мм лобовой броней так и не пошел в серийное производство. Он представлял собой развитие «Чину» и в то же время попытку создания принципиально нового среднего танка, отвечающего требованиям времени. Пушка «Тип 4» была разработана на основе зенитной «Тип 88» и при длине ствола 44 калибра придавала 6,6-кг снаряду начальную скорость 720 м/с. Противооткатные устройства монтировались над стволом.

Танк имел сварные корпус и башню. Последняя была увеличенным вариантом башни «Чи-ну», но без кормового люка. В правом ее борту сзади монтировалась пулеметная установка – очевидно, из желания сохранить кормовой пулемет даже при занятой боекомплектом нише. В кормовой части корпуса устанавливался 400-сильный дизель. Ходовую часть удлинили на один опорный каток и, соответственно, изменили подвеску: четыре передних катка подвешивались по обычной «схеме Хара», три задних – по той же схеме, но с индивидуальной подвеской одного катка. Траки гусениц были уширены и в них выполнены специальные отверстия – цевки. Уширение гусениц потребовало сделать сдвоенными все поддерживающие ролики. «Чи-то» имел радиостанцию со штыревой антенной, устанавливаемой на левом борту корпуса.

Построено было только 5 опытных машин -две в 1942-м и три в 1943 году. Характерно, что одновременно с опытными танками в это время японцы создавали и САУ на их шасси.

В двух опытных экземплярах изготовили и «Тип 5» («Чи-ри» – «средний девятый») с 75-м пушкой в башне и 37– мм – в лобовом листе корпуса слева. 75-мм пушка аналогична установленной на «Чи-то», а 37-мм «Тип 1» имела длину ствола 46 калибров и придавала снаряду массой 0,7 кг начальную скорость 800 м/с.

«Чи-ри».


«Чи-то».


Так и не вступившие в бой «Чи-ну», предназначавшиеся для обороны Японии. 1945 год.

Тактико-технические характеристики танков семейства «Чи-ха»
Марка танка «Чи-ха» «Шинхото Чи-ха» «Чи-хе» «Чи-ну» «Чи-то» «Чи-ри»
Год принятия на вооружение или постройки 1937 1940 1941 1943 1944 1945
Боевая масса,т 14 15,8 17,2 18,8 30,48 37,6
Экипаж, чел. 4 4 5 5 5 5
Габариты, мм:
длина 5500 5500 5730 6420 7300
ширина 2330 2330 2330 2330 2870 3050
высота 2210 2380 2420 2610 2870 3050
клиренс 420 420 420 400 400 400
Толщина брони, мм:
лоб корпуса 25 25 50 50 75 75
борт 22 22 25 25 25-35 25-50
корма 25 25 20 20 50 50
крыша 12 12
башня 20 25 25 25 50 50
маска пушки 25 30 50 75 75
Макс, скорость, км/ч 40 40 44 39 45 45
Запас хода, км 210 210 210 210 250 200
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. 30-35 30-35 30-35 30-35 30-35 30-35
ширина рва, м 2,5 2,5 2,5 2,5 2,7 2,8
высота стенки, м 0,76 0,76 0,76 0,76
глубина брода, м 1,0 1,0 1,0 1,0

Установка в рамке допускала качание пушки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На втором прототипе танка вместо 37-мм пушки устанавливался 7,7-мм пулемет.

Сварной корпус танка имел наклонное расположение бронелистов и бортовые ниши по всей длине надгусеничных полок. Новую форму корпуса, вероятно, позаимствовали у немецкого танка Pz.V «Пантера», сведения о котором Германия передала японским специалистам в 1944 году. Высокая сварная башня «Чи-ри» имела в плане восьмиугольную форму, развитую кормовую нишу, подвесной полик. От пулеметных установок в башне отказались. Видимо, из-за отсутствия собственных мощных двигателей (дизель повышенной мощности «Тип 4» так и не был доведен к концу войны) на «Чи-ри» установили германский V-образный карбюраторный мотор BMW. Планировалось, впрочем, производство дизельного варианта машины.

Ходовая часть включала на борт восемь опорных катков и состояла из двух обычных подвесок «типа Хара», установленных последовательно.

Учитывая, что в Японии уже серийно выпускались и более мощные пушки (например, 88-мм «Тип 99»), пригодные для переделки в танковую, вооружение «Чи-ри» могло оказаться еще более сильным. Но на это уже не оставалось ни средств, ни времени.

Следует отметить, что средние танки оказали влияние и на развитие легких. В 1944 году фирма «Хино Джидоша» выпустила опытный 10– тонный легкий танк «Ке-хо» («малый пятый»). Он был скомпонован и вооружен по типу среднего «Чи-хе»: с 47-мм пушкой «Тип 1» в двухместной башне, с таким же размещением экипажа, аналогичной конструкцией ходовой части и сварным корпусом.

«Ке-хо».

Описание конструкции танка «Чи-ха»

КОМПОНОВКА «Чи-ха» выполнялась по схеме с передним расположением трансмиссии. Отделение управления совмещалось с боевым. Основное вооружение устанавливали в двухместной башне. Размеры боевого отделения были увеличены за счет бортовых ниш, нависших над гусеницами, однако в целом внутренний забронированный объем машины оказался сильно «ужат» – в расчете на преимущественно низкорослый экипаж. В корпусе впереди справа в выступающей рубке размещался механик-водитель, слева – пулеметчик; в башне справа от пушки – командир, слева – наводчик.

КОРПУС И БАШНЯ танка собирались из катаных броневых листов на каркасе из подкладных полос и уголков с помощью круглых заклепок и болтов с шестигранной пулестойкой головкой. Защиту лобовой части корпуса несколько увеличивал наклон двускатного верхнего лобового листа в 80° к вертикали, нижнего – 62°. Наклон лобового листа боевого отделения был значительно меньше-10°, бортовых листов – 40°. В откидываемом вверх щитке окна рубки и ее выгнутых скулах имелись горизонтальные смотровые щели. Над местами пулеметчика и механика-водителя в крыше корпуса находились люки, крышки которых снабжались замками с Т-образной поворотной рукояткой.

Конической формы башня имела небольшую кормовую нишу. Механизм поворота – механический. На крыше башни монтировалась командирская башенка (купол) со смотровыми щелями, слева от нее двустворчатый люк заряжающего. Края крыши башенки загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В башенке имелся круглый двустворчатый люк, его крышка состояла из двух укрепленных на петлях частей – подковообразной правой и вкладывающейся внутрь нее овальной левой. В последней устанавливался перископический прибор наблюдения с бронеколпаком. Тут же находилось отверстие для сигнализации флажками.

Командирская башенка «Шинхото Чи-ха». Хорошо видны смотровые щели и заклепки с пулестойкой головкой. Перед башенкой – отверстие выхода перископического прибора наблюдения.

47-мм пушка «Тип 1».

ВООРУЖЕНИЕ. 57-мм орудие «Тип 97» имело ствол-моноблок длиной 1057 мм (18,5 калибра). Масса ствола с казенником – 62,5 кг, общая масса орудия 133 кг. Гидравлический тормоз отката и пружинный накатник располагались под стволом. Длина отката -280 мм. Вертикальный клиновой затвор открывался вручную или автоматически. Ударник взводился при отпирании. Спусковой механизм управлялся спусковым рычагом, смонтированным вместе с пистолетной рукояткой и спусковой скобой с левой стороны казенника. Сзади снизу казенника крепился плечевой упор с кожаной подушкой. Скорострельность могла достигать 20 выстр/мин.

В башне орудие устанавливалось в двойной рамке с коробчатой маской. Вертикальные и горизонтальные цапфы орудия и рамок допускали его качание как в вертикальной (от -9° до +21 °), так и в горизонтальной плоскости (в пределах ±5°). В маске имелось отверстие для телескопического прицела, которое могло прикрываться бронезаслонкой.

Боекомплект составляли 80 выстрелов осколочно-фугасными и 40 бронебойными снарядами. Масса осколочно-фугасного снаряда – 2,7 кг, начальная скорость – 420 м/с; бронебойного – 1,7 кг и 820 м/с.

Танковый пулемет «Тип 97» был разработан одновременно с ручным пехотным на основе чешского ZB– 26. Один такой пулемет в шаровой опоре крепился в корме башни слева, второй – слева в лобовом листе корпуса. Строго говоря, установка пулеметов в японских танках не была шаровой в принятом у нас понимании. Жестко надетая на пулемет втулка могла поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси, а выступавшая снаружи полусфера играла роль подвижного щита. Прицельное отверстие в нем могло закрываться задвижкой. Снаружи вся установка закрывалась накладным щитком, крепившимся к бронелисту болтами. Выступающая часть ствола защищалась коробчатым бронекожухом длиной 420 мм.

Боекомплект пулеметов составлял 3825 патронов в магазинах – 2475 с обыкновенной пулей и 1350 с бронебойной. Укладка для магазинов находилась на стенках корпуса под башней.

Позади командирской башенки крепился вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета, которую командир мог вести, почти не высовываясь из люка, но в очень ограниченном секторе. В башне и корпусе имелись отверстия с броневыми заслонками для стрельбы из личного оружия экипажа..

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Двухтактный V-образный дизельный двигатель «Тип 97» воздушного охлаждения устанавливался в корме вдоль оси корпуса, носком коленчатого вала вперед. Диаметр цилиндра составлял 120 мм, длина хода поршня – 160 мм, степень сжатия – 17,8. Система питания воздухом включала масляный воздухоочиститель, система смазки – шестеренчатый насос и масляный бак на 40 л. Для пуска двигателя имелись два электростартера мощностью по 6 л.с. каждый. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Расход топлива – около 3,5 л/ч. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов и снабжались глушителями, причем выводы труб спереди защищались изогнутыми щитками. Доступ к двигателю обеспечивал люк-жалюзи в крыше корпуса. В бортах моторного отделения также имелись жалюзи, прикрываемые в боевой обстановке бронекрышками. На марше их поднимали и фиксировали в горизонтальном положении.

Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей обеспечивала 8 передач переднего и 2 заднего хода. Она устанавливалась в передней части корпуса. Крутящий момент от двигателя передавался карданным валом, проходящим через боевое отделение. Главный фрикцион – многодисковый, с алюминиевым картером. Двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивал танку неплохую управляемость. Бортовые передачи помещались в выступающих картерах, крепившихся к корпусу заклепками. Доступ к механизмам поворота и бортовым передачам осуществлялся через два люка в верхнем лобовом листе.

Компоновка среднего танка «Чи-ха»:

1 -рубка механика-водителя, 2 – курсовой пулемет, 3 – 57-мм пушка, 4 – оптический прицел пушки, 5 – поручневая антенна, 6 – укладка 57-мм выстрелов на стенке башни, 7 – плечевой упор пушки, 8 – перископический прибор наблюдения, 9 – командирская башенка, 10 – вертлюг для установки зенитного пулемета, 11 – кормовой пулемет, 12 – броневой кожух ствола пулемета, 13 – укладка пулеметных магазинов, 14 – топливный насос, 15 – двигатель, 16 – выхлопной коллектор, 17 – защитная сетка глушителя, 18 – аккумуляторные батареи, 19 – направляющее колесо, 20 – опорный каток, 21 – стартер, 22 – укладка 57-мм выстрелов, 23 – сиденье пулеметчика, 24 – карданный вал, 25 – сиденье механика-водителя, 26 – коробка передач, 27 – ведущее колесо, 28 – фара.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту включала шесть сдвоенных сплошных обрезиненных опорных катков диаметром 534 мм и три поддерживающих ролика. Еще до создания «Чи-ха» на малом танке «2594» и легком «2595» («Ха-го») была отработана подвеска, разработанная в 1933 году одним из известнейших японских танкостроителей майором (впоследствии – генерал-майором) Томно Хара.

«Схема Хара» представляла собой четыре опорных катка, сблокированных по два на качающихся балансирах (коромыслах). Упругими элементами служили две горизонтальные винтовые цилиндрические пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны с коленчатыми рычагами, оси которых крепились к корпусу, рычаги шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Тяги снабжались винтовыми регулирующими втулками. «Схема Хара» при относительной массивности сочетала компактность с большим ходом балансиров и использовалась на большинстве японских серийных танков 30 -40-х годов. На «Чи-ха» подвеску по этой схеме имели четыре центральных опорных катка на борт. Их дополняли передний и задний катки с независимой подвеской – через коленчатые рычаги они соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Амортизаторов в подвеске не было.

Ведущее колесо – переднего расположения. Крепление штампованного необрезиненного направляющего колеса включало винтовой механизм регулирования натяжения гусениц с храповым фиксирующим устройством. Поддерживающие ролики – обрезиненные, крайние были сдвоенными.

Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления составлялась из 96 металлических скелетообразных траков. Трак шириной 330 мм снабжался центральным гребнем и развитым грунтозацепом. Вынос направляющих и ведущих колес за обводы корпуса увеличивал длину опорной поверхности гусениц.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. Бортовая сеть напряжением 24 В включала генератор мощностью 500 Вт, регулятор напряжения, четыре аккумуляторные батареи емкостью 180 А»ч. Посередине лобового листа корпуса крепилась фара, на которую для светомаскировки на марше мог надеваться козырек-раструб. Фара и габаритные фонари монтировались также на кормовом листе корпуса.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Радиостанциями оснащались только командирские машины. Их можно было легко узнать по большой поручневой антенне на башне. Дополнительная радиостанция с увеличенной дальностью связи, если она имелась на танке, работала на две штыревые антенны, размещенные в корме корпуса, либо на горизонтальную антенну в виде проволоки, натянутой по диагонали на двух высоких стержнях, укрепленных на корпусе впереди слева и позади справа.

Шаровая установка пулемета в лобовом листе башни «Шинхото Чи-ха». Неудачная имитация пулемета вварена в шаровое яблоко «специалистами» танкового музея в Кубинке.

Схема ходовой части:

1 – ведущее колесо, 2 – рессора переднего опорного катка, 3 – сдвоенный поддерживающий каток, 4 – коленчатый рычаг, 5 – рессора передней тележки, 6 – одинарный поддерживающий каток, 7 – рессора задней тележки, 8 – рессора заднего опорного катка, 9 – натяжной механизм, 10 – направляющее колесо, 11 – балансир.

Официальное обозначение: Тип 1 “Чи-ха”
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1938-1945 гг., использовался японской армией до начала 1960-х гг.

Продолжительные боевые действия в Китае и общие мировые тенденции танкостроения, реализованные в середине 1930-х гг., весьма ясно давали понять Генеральному Штабу японской армии о несоответствии танков Тип 89\Тип 94 современным требованиям. В связи с этим, в 1936 году была выработана новая спецификация, предусматривавшая создание среднего танка с повышенными боевыми качествами.

В этот период наиболее ярко обострились отношения между двумя военно-промышленными группировками внутри японской армии. Представители первой из них, состоявшей из чиновников Генерального штаба и специалистов арсенала в Осаке, утверждали, что наземным силам требуется как можно больше недорогих и простых в эксплуатации болевых машин. Вторая группа, включавшая фронтовых офицеров и специалистов арсенала в Сагами, была убеждена, что «стада танкеток» не решат вопроса и лучше будет разработать более мощные танки, пусть даже в меньшем количестве. Таким образом, дискуссия о том, каким должен быть средний танк зашла в тупик, хотя Генеральный штаб играл тогда доминирующую роль. В результате было решено заказать для сравнительных испытаний по два прототипа двух различных танков. Арсенал в Осаке приступил к разработке танка под обозначением «Чи-ни» («четвертый средний»), отличавшегося достаточно скромной массой. Параллельно фирма Mitsubishi начала проектирование более тяжелой машины, известной впоследствии как Тип 97 «Чи-ха» («третий средний»).

Первым, в конце 1936 года, на испытания поступил «Чи-ни». Конструктивно этот танк соединил в себе как зарубежный, так и отечественный опыт танкостроения. Специалистами осакского арсенала была выбрана схема шасси, частично заимствованная у британского танка Vickers Mk.E (6-тонный), что позволило сэкономить немного массы и сделать ход более плавным. Вооружение, хотя и не вполне соответствовало требованиям (одна 37-мм пушка и один 7,7-мм пулемет), посчитали вполне достаточным. Приемлемой оказалась и защищенность танка – лобовая броня корпуса и башни имели толщину до 25 мм. По дорогам с твердым покрытием была показана максимальная скорость до 34 км\ч.

Поскольку в это время фирма Mitsubishi ещё только завершала работу над собственным проектом японское командование отдавало явное предпочтение «Чи-ни. Однако, после начала очередной войны с Китаем летом 1937 года, мнение относительно проекта осакского арсенала изменились. Выяснилось, что армии требуется несколько другой танк, оснащенный усиленным вооружением и имеющий лучшую защищенность. Доработать «Чи-ни» по изменившиеся требования не представлялось возможным – башня не была рассчитана на установку орудия большего калибра, а наращивание толщины бронирования неизбежно приводило к возрастанию массы и ухудшению ходовых качеств танка. Кроме того, экипаж «Чи-ни» состоял всего из трех человек и командир должен был совмещать обязанности наводчика и заряжающего.

Таким образом, более перспективным теперь считался проект фирмы Mitsubishi. Впрочем, не стоит думать, что «Чи-ха» являлся новаторским в конструктивном отношении. Скорее наоборот – японские инженеры активно использовали наработки по лёгкому танку «Ха-го», заимствовав от него ряд элементов как в конструкции корпуса, так и ходовой части.

По компоновке «Чи-ха» не сильно отличался от исходного лёгкого танка. Корпус имел смешанную конструкцию, но практически все бронелисты крепились на стальном каркасе при помощи болтов и заклёпок, что было явным анахронизмом, но позволяло производить замену отдельных компонентов в полевых условиях. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 27 мм – в этом отношении «Чи-ха» практически не отличался от «Чи-ни». В передней части корпуса, имевшей ступенчатую форму, устанавливались агрегаты трансмиссии (состоявшей из 4-скоростной коробки передач, многодискового главного фрикциона, планетарного механизма поворота, одноступенчатых бортовых редукторов и бортовых передач) за которыми размещались места для механика-водителя (в выступающей рубке с правой стороны) и пулеметчика. Верхний двухскатный бронелист, с двумя люками для обслуживания трансмиссии, имел наклон 80°, нижний – 62°.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта были вертикальными и изготовлялись из бронелистов толщиной 20-25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклоном бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На крыше коробки устанавливалась коническая башня со сдвинутой влево кормовой нишей и приземистой командирской башенкой с грибовидным колпаком. В задней стенке башни был сделан эвакуационный люк. В передней части башни выполнили прямоугольный вырез под установку 57-мм орудия Тип 97 с длиной ствола 18,5 калибров. Сектора его наведения оказались весьма скромным – от -9° до +15° в вертикальной плоскости и по 5° в горизонтальной плоскости. Несмотря на недостаточные характеристики бронепробиваемости 57-мм орудие обладало небольшой массой и коротким откатом ствола, что в условиях ограниченного башенного пространства было критически важно. Место командира танка находилось с правой стороны от орудия, место заряжающего – слева. Толщина стенок башни составляла 25 мм при углах их установки 10°-12°. Дополнительное вооружение включало курсовой и башенный 7,7-мм пулеметы Тип 97.

На танке «Чи-ха» устанавливался V-образный дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 170 л.с. Система охлаждения – воздушная, с масляным воздухоочистителем. Запуск двигателя производился от электрического стартера. Топливные баки на 120 и 115 литров располагались вдоль бортов моторного отделения. Выхлопные трубы выводились по обоим бортам и оснащались глушителями, спереди защищенными бронированными щитками. Также в бортах были установлены жалюзи, закрываемые в боевом положении бронекрышками, которые на марше поднимались и фиксировались в горизонтальном положении.

Ходовая часть танка «Чи-ха» не отличалась особой оригинальностью. Применительно на один борт она состояла из следующих элементов:

— шесть сдвоенных обрезиненных катков; четыре средние блокировались попарно и оснащались подвеской типа Хара, а крайние катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской;

— три поддерживающих ролика;

— направляющее колесо заднего расположения;

— ведущее колесо переднего расположения;

— мелкозвенчатая гусеница: 96 траков с одним гребнем шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Таким образом, процесс унификации отдельных элементов, начатый с лёгкого танка «Ха-го», получил продолжение на среднем танке «Чи-ха». В целом, этот процесс имел рациональный смысл, поскольку в значительной степени облегчалось серийное производство танков различных типов.

Оба прототипа танка были построены в начале 1937 года. Первый из них оснащался стандартной ходовой частью, а второй получил ходовую часть . Количество опорных колес было увеличено до восьми, что положительно сказалось на плавности хода. При этом, крайние колеса сохранили индивидуальную подвеску, а шесть средних блокировались попарно в шахматном порядке (переднее спицованное слева, заднее с литым диском — справа). Также вместо трех поддерживающих роликов установили четыре. Определенные преимущества в подобной схеме несомненно присутствовали, но с эксплуатационной точки зрения более приемлемой всё же была подвеска типа Хара.

Сравнив технические характеристики, полученные в ходе испытаний опытных образцов «Чи-ха» и «Чи-ни» выбор был сделан в пользу первого. Безусловных преимуществ танк фирмы Mitsubishi не имел, но сказалось более мощное вооружение и лучшее распределение обязанностей между членами экипажа. К тому же, высадка и посадка танкистов могла осуществляться через башенный люк или через люк над головой пулеметчика. Вместе с тем, боевое отделение оказалось слишком тесным, из-за чего пришлось использовать надгусеничные ниши как у танка «Ха-го», а бронирование так и осталось противопульным. Кроме того, на танке отсутствовали какие-либо средства внешней связи.

Несмотря на явное несоответствие текущим мировым требованиям «Чи-ха» были приняты на вооружение японской армии. Производство было развернуто в 1938 году, когда на предприятиях фирмы Mitsubishi было собрано 110 предсерийных и серийных танков. Далее выпуск «Чи-ха» продолжался более крупными сериями:

1938 год — 110

1939 год — 202

1940 год — 315

1941 год — 507 (часть танков оснащалась 47-мм орудием)

1942 год – 28.

Таким образом, средние танки “Чи-ха” стали одними из самых массовых за всю историю японского танкостроения. Впрочем, на этом их выпуск не завершился.

Получив новые танки, Генштаб потребовал улучшить их тактико-технические характеристики. В конструкцию серийных танков «Чи-ха» вносились минимальные изменения. В частности, командирские машины начали оснащать радиостанциями с поручневой антенной, но полностью радиофицировать все танки не стали. Предстояло провести более серьёзную модернизацию, которая в значительной мере была ускорена боями на Халхин-Голе, где в очень резкой форме выявилось преимущество советских танков и бронемашин, оснащенных 45-мм пушками 20К. Трехмесячое сражение более чем убедительно показало, что японские средние танки оказаись менее эффективны, чем лёгкие советские БТ-7 и Т-26. Наиболее актуальным являлся вопрос оснащения “Чи-ха” более мощной танковой артсистемой. В качестве замены была выбрана 47-мм пушка Тип 97, обладавшая намного лучшими показателями. Так, при длине ствола 48 калибров, бронебойный снаряд массой 1,4-кг получал начальную скорость 825 м\с. На дистанции до 500 метров он пробивал вертикально установленный лист брони толщиной 50 мм, что считалось хорошим показателем. Пушка устанавливалась в маске с толщиной стенок 30 мм. В боекомплект входило 120 бронебойных и осколочно-бронебойных выстрелов. Боекомплект для пулеметов был увеличен с 3825 до 4025 патронов.

В связи с установкой нового вооружения пришлось изменить конструкцию башни. Она стало заметно выше и шире, а также получила развитую кормовую нишу. В крыше башни оставили командирскую башенку и верхний люк (с левой стороны) и установили перед ней перископический прибор наблюдения. Также имелся кормовой люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Рядом с ним, со смещением к левому борту, устанавливался 7,7-мм пулемет. В остальном танк изменений не претерпел.
Первый прототип улучшенного танка, известный как Тип 97 Каи или «Шинхото Чи-ха» («третий средний с новой артиллерийской башней»), был предъявлен на испытания в 1940 году. Успех обновленной конструкции был очевиден и со следующего года началось переоснащение серийных танков «Чи-ха» новыми башнями с 47-мм орудиями. Полноценное производство «Шинхото Чи-ха» удалось развернуть только в 1942 году, когда было собрано 503 машины. В 1943 году заводы фирмы Mitsubishi выпустили ещё 427 танков, после чего сборка «Шинхото Чи-ха» была прекращена.

Машины новой постройки получили модернизированную систему вентиляции моторного отсека, установлены полноценные бронированные коробки глушителей, а на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Также была введена световая 12-кнопочная сигнализация для связи внутри танка. Танки позднего выпуска стали оснащать дымовыми гранатометами. Первоначально четырехствольный гранатомет крепился на раме на борту башни, но более удачной оказалась их установка над максой орудия.

Несмотря на достаточно посредственные боевые качества танк «Чи-ха» стал хорошей базой для гусеничных машин, которую можно разделить на две категории: специальные и ремонтно-технические.

Специальные бронемашины:

– уникальная модификация машины уничтожения линий проводной связи, имеющая в зарубежных источниках название High-Voltage Dynamo Vehicle «Ka-Ha» . Доработки танка сводились к демонтажу орудия и установке динамо-машины с генератором постоянного тока напряжением 10000 Вольт. По замыслу создателей, электрический импульс, посылаемый по телеграфному проводу, должен был уничтожать средства связи и вражеских связистов, имевших несчастье в это же время осуществлять переговоры по этим устройствам. Всего было построено четыре “Ка-Ха”, которые были переданы в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Об их использовании данных найти не удалось.

«Ка-со» – бронемашина артиллерийских наблюдателей без вооружения в башне.

– бронированная лесоповалочная машина, выпущена ограниченная серия для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.

«Чи-ки» – командирский танк, отличавшийся модернизированной башней с измененной командирской башенкой и вторым люком в крыше, а также улучшенной радиостанцией, навигационными приборами, дополнительными сигнальными устройствами. Кроме отсутствия 57-мм орудия командирские танки отличались поручневой антенной на башне. Вместе с тем, для компенсации ослабленного состава вооружения, вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалось 37-мм или 57-мм орудие в рамке. Позднее к башенной орудийной установке всё же пришлось вернуться, а на двух высоких стержнях монтировалась горизонтальная антенна. Работы по модификации «Чи-ки» проводились параллельно с проектированиес среднего танка, причем первый опытный образец оснащался опытной ходовой частью с тремя двухкактовыми тележками. Лишь после проведения испытаний была проведена унификация и танк стал оснащеться стандартной подвеской.

«Чи-ю» – модификация бронированного минного трала. Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.

Ремонтно-технические бронемашины:

«Се-ри» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.

– достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков «Т-г» налажено не было.

«С-К» – точные данные отсутствуют. Предположительно под обозначением Experimental Trench Excavator S-K имелся ввиду траншеекопатель, оснащенный стальным плугом, закреплённым в носовой части корпуса.

Кроме того, на базе танков “Чи-ха” различных серий выпускалось множество моделей улучшенных средних танков и самоходных орудий, рассказ о которых выходит за рамки данной статьи.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Средний танк Чи-ха» (Бронеколлекция МК 1998-05)
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
Axis History Forum: Knocked out Japanese tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
«Чи-ха» образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2420
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка Тип 97 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 3825 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт — 22 мм
корма — 25 мм
башня — 20 мм
маска пушки — 25 мм
крыша — 12 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два катка с индивидуальной пружинной подвеской, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°-35°
Высота стенки, м 0,76
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.


Самый массовый и наиболее удачный японский танк периода Второй мировой войны. Разработан фирмой "Мицубиси Дзюкоге КК" в 1936 г. Принят на вооружение в 1937 г. Выпускался с 1938 по 1945 г. фирмами "Мицубиси", "Хитачи Сейсакушо", "Нихон Сейкушо" и арсенал в Сагами (Сагами Рикугун Зохей- шо").

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Тип 2597 "Чи-ха" – корпус и башня клепаные. Бронелисты лобовой части и бортов корпуса располагались под углами 10 – 80° к вертикали. Башня – конической формы с кормовой нишей и командирской башенкой. Вооружение: 57-мм пушка с длиной ствола 18,5 калибра и два пулемета – курсовой в корпусе и кормовой в башне. Стволы пулеметов защищались коробчатыми бронекожухами.

"Шинхото Чи-ха" (Тип 97 кай – "Чиха" с новой башней и вооружением). 47мм пушка "Тип 1" с длиной ствола в 48 калибров. Боекомплект 104 выстрела. Маска пушки допускала качание орудие плечевым упором в горизонтальной плоскости без поворота башни. Башня – клепаная с развитой кормовой нишей и командирской башенкой. Боевая масса 15,8 т. Габариты; 5500x2330x2380 мм. Экипаж 4 человека. Большинство новых танков представляли собой переделку уже выпущенных "Чи-ха". Вновь изготовленные машины отличались системой вентиляции моторного отделения и наличием светозвуковой связи командира и механика-водителя.

Изготовлено 1220единиц "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха".

Тип 1 "Чи-хе" – сварной корпус упрощенной конструкции. Спрямленный лобовой лист корпуса увеличенной толщины. Башня и вооружение остались такими же, как у "Шинхото Чи-ха". Боевая масса 17,2 т. Габариты: 5730x2330x2420 мм. Бронирование – 20…50 мм. Экипаж 5 человек. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. Изготовлено 600 единиц.

Тип 2 "Хо-ни" – штурмовой танк на базе "Чи-хе" с 75-мм короткоствольным орудием Тип 99, предназначавшийся для огневой поддержки линейных танков и пехоты в бою. Боевая масса 16,7 т. Изготовлены 33 единицы.

Тип 3 "Чи-ну" – "Чи-хе" с новой сварной шестигранной башней. Вооружение: 75-мм пушка Тип 3 с длиной ствола 38 калибров. Боевая масса 18,8 т. Экипаж 5 человек. Изготовлено 60 единиц.

Боевое крещение "Чи-ха" получили в 1939 г. во время боев с советскими войсками в Монголии, у р, Халхин-Гол. В составе 3-го танкового полка Квантунской армии имелись четыре боевые машины этого типа.

На Филиппинах в декабре 1941 г. "Чиха" впервые столкнулись с американскими танками. Главную роль в боях сыграли легкие "Ха-го", но "Чи-ха" тоже участвовали в боевых действиях, обычно возглавляя атаки пехоты. Уже первые бои показали малую эффективность 57мм орудий "Чи-ха" в танковых боях с высокоподвижными, маневренными "стюартами", к тому же способными вести огонь с больших дистанций. Поэтому в состав подразделений наряду с "Чи-ха" стали включать танки "Шинхото Чиха".


Танки 23-го танкового полка Квантунской армии. На переднем плане – машина командира взвода средний танк "Чи-ха", на заднем – легкий танк "Ха-го". Хорошо видны полукруглая выступающая вперед рубка механика – водителя и форма створок крышки люка командирской башенки



Трофейный танк "Чи-ха", захваченный американцами на о. Гвадалканал (вверху и внизу)




В боях в Малайе действовали "Чи-ха" 1, 6 и 14-го танковых полков. Двигаться им приходилось в основном колоннами по редким дорогам в джунглях. В этих условиях танки использовались еще и как транспортное средство для перевозки имущества.

В Бирме зимой – весной 1942 г. танки "Чи-ха" вновь участвовали в боях в основном со "стюартами".

Однако основным театром боевого применения японских танков вообще и танков "Чи-ха" в частности были острова Тихого океана. Правда, в силу специфичности географии танковые бои здесь не были массовыми. Например, на о. Гуа- далканал в 1942 г. действовала только одна японская танковая рота. Кульминацией стала попытка японцев форсировать р. Матеника и атаковать позиции американской морской пехоты на противоположном берегу. Из 12 "Чи-ха", пытавшихся перейти реку вброд, большинство было потеряно от огня 37-мм противотанковых пушек. На этом танковые бои на острове и закончились.

На Сайпане в 1944 г. японцы использовали свои танки для контратак совместно с пехотой и несли при этом тяжелые потери от огня пехотных противотанковых средств и танков "Шерман" Подобной тактики японцы придерживались и на о. Гуам. Удачную атаку провели, например, пять "Чи-ха" в ночь с 8 на 9 августа на позиции американских морских пехотинцев, чьи "базуки" оказались выведены из строя из-за дождя. Правда, уже на следующий день "Шерманы" атаковали японский опорный пункт, подбили два танка и захватили семь.



Экипажи 4-го танкового полка осматривают первые поступившие к ним "Чи-ха", На втором плане – средний танк 2594



Средний танк "Шинхото Чи-ха". Бирма, 1944 г.


Сайпан и Гуам стали местом наиболее интенсивного применения японских танков на Тихоокеанском ТВД. 16 июня на Сайпане они провели и свою последнюю массированную атаку. Бои здесь продемонстрировали и полное несоответствие "Чи-ха" требованиям времени – они легко подбивались огнем "базук", танковых и противотанковых пушек, имели место и случаи поражения этих машин огнем крупнокалиберных пулеметов и винтовочными гранатами.

На о. Лейте японские танки не сумели провести ни одной более или менее удачной контратаки и оказались в большинстве своем подбиты. Оставшиеся танки использовались в качестве неподвижных огневых точек. К 5 мая 1945 г. американцы уничтожили на Филиппинах 203 танка "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха".

На континенте танки этого типа воевали в Бирме и Китае в составе 14-го танкового полка и 3-й танковой дивизии соответственно.

К началу Маньчжурской наступательной операции советских войск в 1945 г. Квантунская армия имела в своем составе 1-ю и 9-ю отдельные танковые бригады и 35-й танковый полк. 9-я бригада служила танковым резервом Квантунской армии. Японские танковые силы были значительно ослаблены потерями в осеннем наступлении 1944 г. в Китае и перебросками части подразделений и техники на Японские острова. Всего Квантунская группировка вместе с 17-м Корейским фронтом к августу 1945 г. имела 1215 танков различных типов. Советские войска насчитывали 1,7 млн. человек и 5200 танков и САУ. В боях японские танки почти не участвовали и все были захвачены. Войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, например, досталось до 600 исправных японских танков.




Средний танк Тип 1 "Чи-хе"


Артиллерийский средний танк "Хо-и", захваченный американцами в 1945 г.



Так и не вступившие в бой "Чи-ну", предназначавшиеся для обороны Японии. 1945 г.


По иному развивались события на островах Курильской гряды. "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха" 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир. Они приняли участие в боях с советскими войсками, проводившими Курильскую десантную операцию. Кроме того, на Курилах японцы имели две отдельные танковые роты. Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на о.Шумшу 18 – 20 августа 1945 г. японцы дополнительно перебросили танки с о.Парамушир.

Шумшу и Парамушир были очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова – к 1 сентября.

После капитуляции Японии "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха" продолжили свою боевую службу – в ходе Третьей гражданской войны е Китае (1945 – 1949 гг.). Исправные машины, взятые у Каантунской армии, включая 350 "Чи-ха", советские войска передали Народно-освободительной армии. С другой стороны, значительное число японских танков, с содействия американцев, получили гоминдановские войска Чан Кайши.

Что касается танков "Чи-ну" поступили в 4-ю танковую дивизию, предназначенную для обороны метрополии, и участия в боевых действиях не принимали.

Одновременно с "Чи-ха" на вооружение был принят специализированный командирский танк "Чи-ки" для штабов полкового звена. Эта машина оснащалась более мощной радиостанцией, навигационными приборами и дополнительными сигнальными устройствами. 57-мм пушка была демонтирована, а в качестве компенсации вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалась 37-мм пушка. В свою очередь на базе "Чи-хе" производились командирские танки "Ка-со". 47-мм пушка на них заменялась макетом, таким образом, освобождалось место для дополнительной радиостанции.

В Японии сохранившиеся "Чи-ха" и "Чи-хе" оставались на вооружении до 1960-х годов и использовались в качестве учебных.



Советские военнослужащие осматривают японские танки "Чи-ха" на выставке трофеев Красной Армии в ЦПКиО им. Горького. Москва, 1945 г.