Японские легкие танки

Одним из первых серийных японских танков был «тип 89», аналог британского «Виккерс» mk С, единственный образец которого Япония купила в 1927 году.

Первым японским легким танком был экспериментальный танк №2 «тип 89» массой 9800 кг и с экипажем из четырех человек. В башне, расположенной в передней части корпуса, были установлены 37-мм (по другим данным, 57-мм) пушка и два 6,5-мм пулемета. Прототип был построен в 1929 году, но вскоре стало ясно, что он больше подходит для решения задач, свойственных средним танкам. Первым серийным образцом стал легкий танк «тип 95». Его улучшенная версия «тип 98» (KE-NI) поступила на вооружение в 1942 году. Но к этому времени эпоха легких танков уже прошла. Единственным местом, где они могли еще себя проявить, был Китай Легкий танк «тип 2» (КЕ-ТО) был аналогичен танку «тип 98», вооружен 37-мм пушкой и только одним 7,7-мм пулеметом, а толщина брони составляла 6~1б мм. Начиная с 1944 года было построено несколько таких машин. На базе «тип 95» также были построены легкие танки «тип 3» (KE-RI) и «тип 4» (KE-NU)

На танке «тип 3» была установлена 57-мм пушка, а на «тип 4» - башня с пушкой от среднего танка «тип 97». «Тип 3» весил 7400 кг и показал себя непрактичным в связи с малым внутренним объемом башни, «тип 4» был очень громоздким и весил 8400 кг.

Легкий танк «тип 5» (КЕ-НО) был разработан в 1942 году и в ходе испытаний показал отличные результаты, но в серию пойти не успел. Это был танк с экипажем из четырех человек, весом 10 000 кг, толщиной брони 8-20 мм, вооруженный 47-мм пушкой и одним 7,7-мм пулеметом.

«Тип 95» был одним из лучших легких танков, разработанных японцами перед Второй мировой войной. Броневые листы корпуса крепились заклепками и болтами, а башня была клепано-сварной.

Легкий танк «тип 95»

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни.

Легкий танк «тип 95» был разработан в начале 30-х годов XX века по заказу японской армии. Первые два прототипа построила компания «Мицубиси хэви индастриз» в 1934 году. После успешных испытаний в Китае и Японии они пошли в серию и получили производственное обозначение HA-GO и войсковое KE-GO. К моменту завершения производства в 1943 году было построено боле 1100 машин, хотя, по некоторым данным, производство продолжалось до 1945 года.



Конструкция

Корпус и башня были клепаные с толщиной брони от 6 до 14 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок 6,5-мм курсового пулемета «тип 91» (угол горизонтальной наводки 70°), который позднее был заменен на 7,7-мм «тип 97». В башне, расположенной в средней части корпуса с небольшим сдвигом влево, была установлена 37-мм пушка «тип 94», которая могла вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Позднее ее заменили пушкой «тип 98» такого же калибра, но с большей начальной скоростью полета снаряда. В задней части башни справа был установлен еще один пулемет. Боекомплект пушки составлял 119 снарядов, пулеметов - 2970 патронов.

К недостаткам этого танка можно было отнести то, что командир танка одновременно являлся заряжающим и наводчиком (это было характерно для многих танков того периода). 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» располагался в силовом отделении в задней части корпуса, а трансмиссия с механической коробкой передач - в передней (четыре передачи переднего хода и одна заднего). В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из четырех сдвоенных опорных катков на резиновом ходу, ведущего колеса переднего расположения и двух поддерживающих роликов. Боевое отделение было обшито изнутри асбестовым полотном для защиты экипажа при движении по пересеченной местности, а также от высоких температур в тропиках и субтропиках. В 1943 году несколько танков «тип 95» были оснащены 57-мм пушками и получили обозначение KE-RI, однако эта версия не получила дальнейшего развития, так как внутри башни стало слишком тесно.

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни. Другой модификацией стал танк KE-NU с башней от среднего танка «тип 97» CHI-HA. «тип 98» KE-NI стал развитием танка «тип 95», однако к моменту прекращения производства в 1943 году было построено лишь около 200 таких машин. На базе танка «тип-95» был создан плавающий танк «тип 2» KA-MI, который широко применялся на ранних этапах Второй мировой войны в зоне Тихого океана наряду с танкетками («тип 92», «тип 94», «тип 97»). В ходе боевых действий в Китае и в начале мировой войны танки «тип 95» действовали достаточно эффективно, но первые бои с американскими танками и противотанковыми орудиями показали, что они безнадежно устарели.

Справа. Танки «тип 95» преодолевают рисовые поля на учениях. Они успешно боролись с пехотой противника, лишенной непосредственной огневой поддержки, пока не встретились с американской армией и морской пехотой в 1943 году.

Внизу. Танк «тип 95» в Маньчжурии. Успешному продвижению японских войск способствовало то, что никто из их противников на ранних этапах войны не обладал значительными танковым силами или противотанковыми средствами.

Средний танк «тип 97»

«Тип 97» являлся, возможно, лучшим японским массовым танком, однако при всех своих преимуществах имел существенный недостаток - слабое артиллерийское вооружение.

В середине 30-х годов были сформулированы требования к среднему танку нового поколения, который должен был сменить устаревший танк «тип 89Б». Фирмой «Мицубиси» был построен один прототип, а на заводе в г. Осака - другой, по заказу Генерального штаба. Прототип фирмы «Мицубиси», более тяжелый и с более мощным двигателем, был выбран за основу и получил обозначение «тип 97» (CHI-HA). До 1942 года было построено примерно 3000 таких танков. Корпус и башня танка были клепаными и имели толщину брони 8-25 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок с 7,7-мм пулеметом «тип 97». Вращающаяся башня была расположена в средней части корпуса с небольшим сдвигом вправо и имела ручной привод. В башне установили

57-мм пушку (угол возвышения от -9° до +11) и 7,7-мм пулемет (в задней части). Боекомплект составлял 120 снарядов для пушки (80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных) и 2350 патронов для пулеметов. 12-цилиндровый дизельный двигатель с воздушным охлаждением располагался в задней части корпуса, а трансмиссия с коробкой передач (четыре вперед и одна назад) - в передней. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из шести двойных об- резиненных опорных катков, ведущего колеса впереди, ленивца сзади и трех поддерживающих роликов. Четыре центральных опорных катка были соединены попарно и установлены на коленчатые рычаги с пружинными стальными амортизаторами.

Аналогичным образом крепились и крайние опорные катки. На момент поступления на вооружение танк «тип 97» соответствовал требованиям времени, за исключением пушки, имевшей малую начальную скорость полета снаряда. Общей чертой всех японских танков того периода был дизельный двигатель, который обеспечивал увеличенный запас хода и сокращал риск возгорания. В 1942 году был создан средний танк «тип 97» (SHINHOTO CHI-HA) с новой башней, оснащенной 47-мм пушкой «тип 97», которая обеспечивала более высокую начальную скорость полета и соответственно более высокие поражающие характери стики снаряда. Кроме того, снаряды от этой пушки подходили и к японским противотанковым орудиям. Ряд других боевых машин был построен с использованием шасси танка «тип 97»: машина разграждения с тралом, самоходные артиллерийские установки (в том числе «тип 38» HO-RO со 150-мм орудием), самоходные зенитные установки (с 20- и 75-мм орудиями), инженерный танк, БРЭМ и танковый мостоукладчик. Эти специальные машины выпускались небольшими сериями. На производственной линии танк «тип 97» сменили средние танки «тип 1» CHI-HE, а затем «Тип 3» CHI-NU (было построено 60 машин). Последними японскими средними танками периода Второй мировой войны стали «тип 4» и «тип 5», но несколько построенных образцов этих хорошо вооруженных машин не успели принять участие в боевых действиях.

Японские легкие и средние танки подходили для действий в условиях Азиатско- Тихоокеанском региона, пока они не столкнулись в 1942 году с более мощными по вооружению и броневой защите танками союзников.

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца Второй мировой были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

Тип 10 наиболее современный японский основной боевой танк (ОБТ). Данная машина разрабатывалась как более дешевая альтернатива ОБТ Тип 90 путем проведения глубокой модернизации корпуса и ходовой части танка Тип 74 и установке на него башни новой конструкции. Прототип нового танка впервые был продемонстрирован общественности в 2008 году, а в 2010 году начались его поставки в воинские части сил самообороны Японии. Сообщается, что стоимость одного танка составляет порядка 6,5 млн. долларов за штуку. Планируется, что со временем данная боевая машина заменить устаревшие танки Тип 74 и качественно дополнит танковый парк Тип 90.

Первый показ нового танка состоялся 13 февраля 2008 года. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в городе Сагамихара в исследовательском центре Министерства обороны Японии. Танк Тип 10 вобрал в себя самые современные достижения в области танкостроения последних лет и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов современности. Работы над данной боевой машиной были начаты в начале 2000-х годов, а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. Разработчиком и производителем машины выступает компания Mitsubishi Heavy Industries.

Танк Тип 10 выполнен по классической компоновке, его экипаж состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в передней части корпуса, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Данный танк планируется использовать в горных районах страны и на стесненных участках местности. Представленный в городе Сагамихара танк обладает следующими габаритными характеристиками: длина – 9,42 м. (с пушкой вперед), ширина – 3,24 м., высота – 2,3 м. Боевая масса машины составляет 44 тонны, в то время как вес Тип 90 – около 50 тонн (при этом Тип 10 меньше по длине на 380 мм, по ширине на 160 мм). Оба танка имеют одинаковую численность экипажа и оснащены автоматами заряжания. Основное вооружение танка – это 120-мм гладкоствольная пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, также на танке может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемет.



По своему внешнему облику ОБТ Тип 10 близок к таким современным западным танкам, как Leopard 2A6 или М1А2 Abrams, однако по массе он ближе к российским основным танкам. Новый танк получился достаточно подвижным, он способен развивать скорость по шоссе до 70 км/ч. Как и его предшественники, танк оснащен гидропневматической подвеской, которая позволяет менять клиренс машины и наклонять танк на правый или левый борт. Также обращает на себя внимание сокращение числа катков – по 5 на борт (в сравнении с танком Тип 90), при этом опорные катки сравнительно редко расставлены. В целом по внешнему виду подвески Тип 10 сильно напоминает Тип 74.

Основным вооружением танка Тип 10 является 120-мм гладкоствольная пушка, которая создана компанией Japan Steel Works (данная компания производит 120-мм пушку L44 для танка Тип 90 по лицензии немецкой Rheinmetall). Также на танк возможна установка орудия L55 или нового ствола длиной в 50 калибров. На танке обеспечена совместимость со всеми стандартными натовскими боеприпасами калибра 120-мм. В кормовой нише танка находится новый усовершенствованный автомат заряжания (АЗ). Сообщается, что боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из них находятся в АЗ (на танке Тип 90 боекомплект 40 выстрелов, 18 из них находятся в АЗ). Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета спаренного с пушкой и 12,7-мм зенитного пулемета на крыше башни, который может управляться дистанционно.

На башне танка находится панорамный прибор дневного и ночного видения командира танка, который может достаточно легко интегрироваться с «новой Базовой системой управления полкового уровня» (new Basic Regimental Command & Control System). В сравнении с танком Тип 90, панорамный прицел командира танка был приподнят и смещен правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора. Современная система управления огнем, смонтированная на танке, позволяет вести огонь по стоящим и движущимся целям. Танк оборудован навигационной системой и цифровой системой управления полем боя.



Новый японский танк вобрал в себя самые современные наработки в области создания танков. В частности машина оснащена электронной системой C4I – command, control, communications, computers, and (military) intelligence, которая объединяет в себе возможности наведения, управления, разведки и связи. Данная система позволяет производить автоматический обмен информацией между танками одного подразделения. По заверениям представителей Минобороны Японии, установленная на танке СУО позволяет достаточно эффективно поражать даже мелкие подвижные цели. Данная функция наряду с современной композитной модульной системой бронирования позволит танку Тип 10 одинаково уверено чувствовать себя в бою как с армиями, вооруженными ОБТ, так и с партизанскими формированиями, главным оружием которых являются противотанковые гранатометы. В Японии особенно подчеркивается «антитеррористический» потенциал машины, а также ее способность противостоять различным разновидностям российского РПГ-7.

Защите танка от РПГ во время его разработки было уделено очень большое внимание. Тип 10 оснащен керамической модульной композитной броней, которая аналогична броне немецкого танка Леопарда 2A5. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защиту бортов по сравнению с ОБТ Тип 90 и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Стандартная боевая масса танка – 44 тонны, при применении дополнительных модулей бронирования она может быть доведена до 48 тонн. Помимо этого Тип 10 оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты (ПАЗ). На башне танка расположены дымовые гранатометы, которые приводятся в действие по сигналу от датчиков лазерного облучения.

Танк обладает высокой подвижностью, что обеспечивается использование мощного дизельного двигателя – 1200 л.с., удельная мощность составляет 27 л.с./т. На танке установлена бесступенчатая трансмиссия, которая позволяет машине развивать скорость в 70 км/ч как вперед, так и назад. Использование гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает проходимость боевой машины, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также данное решение способно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.



Стоит отметить, что если по составу вооружения и скоростным характеристикам новый танк Тип 10 соответствует принятому на вооружение в 1989 году танку Тип 90, то по возможностям СУО и другого установленного электронного оборудования, он должен его превосходить.

В свое время главной претензией японских военных к танку Тип 90 была его очень высокая стоимость – порядка 7,4 млн. долларов, что на 3 млн. долларов больше, чем стоимость американского ОБТ «Абрамс». Также их не совсем устраивали его массогабаритные характеристики, которые препятствовали самостоятельному передвижению танков внутри Японии и их свободной транспортировке железнодорожным транспортом. По причине сравнительно большой массы танка Тип 90 (50 тонн) его передвижение по дорогам за пределами острова Хоккайдо было сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могли выдержать вес данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать вес до 44 тонн, 65% - до 50 тонн и около 40% - до 65 тонн (масса современных западных ОБТ).

Исходя из этого, при разработке нового танка Тип 10 компания Mitsubishi Heavy Industries прислушалась к пожеланиям военных и создала более компактный и дешевый вариант танка. 40-тонный Тип 10 был создан с принятием во внимание ограничений, накладываемых японским транспортным законодательством. Его вес меньше западных ОБТ и на 10 тонн легче своего коллеги Тип 90. В соответствии с японскими законами, которые запрещают использование большегрузных транспортных средств в некоторых районах страны, Тип 90 невозможно было использовать за пределами острова Хоккайдо, за исключением ряда учебных центров. В то же время новый ОБТ Тип 10 можно будет перевозить с использованием самых обычных коммерческих трейлеров.



Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков Тип 10. Первые закупленные танки Тип 10 поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный новыми танками, был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи. Военные эксперты считают, что в перспективе танк Тип 10 может быть выведен на международный рынок вооружений.

Тип 10(МВТ-Х


Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели…
О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя
и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты?... Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.
Там наверху тебя окрестят лохом…



новый японский танк 4-го поколения



Первый японский танк Тип-89 Оцу.

Японское танкостроение всегда на одно поколение отставало от мирового. Такое положение было и в годы войны, и в послевоенные годы, и даже в те времена, когда Япония была флагманом научно-технической революции. И вот недавно японцы решили вырваться вперёд и первыми в мире создать основой боевой танк четвертого поколения. Танк получил индекс Тип-10 .



Дело в том, что в 2004 году впервые за все послевоенное время Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны, и теперь её ничто не сдерживает в развитии агрессивного потенциала.
13 февраля 2008 года в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последних лет. Прототип перспективного ОБТ был представлен журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.
Во внешнем облике танка Тип-10 прослеживаются общие черты с такими современными ОБТ, как Leopard 2A6 и Merkava Мк-4. Но по габаритам и массе он ближе к российским танкам.




Тип-10
с пушкой вперед имеет в длину 9485 миллиметров, ширину – 3,24 метра, высоту – 2,3 метра.
Масса танка составляет 44 тонны, экипаж – три человека. В обитаемой башне расположено основное вооружение – 120-мм гладкоствольная немецкая пушка Rheinmetall, имеющая длину ствола в 44 калибра и снабжённая автоматом заряжания конвейерного типа, 7,62-мм спаренный пулемёт Тип-74 и 12,7-мм зенитный пулемет Браунинг M2HB. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.
Японцы не были бы японцами, если бы не уделили основное внимание БИУС (боевая информационно-управляющая система) и ТИУС (танковая информационно-управляющая система). Танк также оснащается эффективной системой панорамного обзора.

Тип-10 оснащён 1200-силиным восьмицилиндровым дизелем, который позволяет развивать танку 70-километровую скорость. Трансмиссия танка автоматическая бесступенчатая. Танк обладает активной гидропневматической подвеской.



Тип-10 вобрал в себя все наиболее современные наработки в области танкостроения. Танк оснащен электронной системой C4I, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками. По утверждению представителя Министерства обороны, СУО танка позволяет эффективно бороться с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит танку Тип-10 одинаково успешно действовать в бою как с армиями, имеющими современные ОБТ, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз "антитеррористическому" потенциалу танка и его защите от различных разновидностей РПГ-7.
Первый танковый батальон, вооруженный танками Тип-10 , был сформирован в декабре 2012 года. Новые танки отправляют прежде всего на Хоккайдо – там находится центр приложения военных усилий Японии. Японцы лишь ждут благоприятного момента, чтобы, когда в России случится внутренняя заваруха или на нас нападёт могущественный противник, чтобы высадить десант на Курилах, на Сахалине, а, по возможности, и в Приморье.
В настоящее время Япония имеет 890 танков, 560 из которых это устаревшие Тип-74, а 320 – устаревающие Тип-90. Танков Тип-10 имеется пока лишь 13 машин, но производственные возможности компании Мицубиси, как известно, огромны, и японцы вполне способны наштамповать значительное количество танков этого типа.



Японская армия имеет довольно мало БМП – всего 170 машин. Плюс к этому имеется 560 БТРов, что тоже крайне недостаточно. Поэтому нехватку этих видов техники предполагается компенсировать перевозкой солдат в специальной клетке, смонтированной над МТО.

Тип-10 на параде




Японские силы самообороны приняли на вооружение основной боевой танк четвертого поколения Type 10.

Основным разработчиком нового танка является японская промышленная группа Mitsubishi Heavy Industries Group, которая занимается выпуском и сопровождением японских танков последние 50 лет.

Опытно-конструкторские работы над изделием ТК-Х (под таким индексом разрабатывался танк, второй шифр – МВТ-Х) велись с 1990-х годов. Первая публичная демонстрация Type 10 состоялась в Японии 13-го февраля 2008-го года.

По сравнению с японским танком предыдущего поколения, Type 90, новый танк легче, меньше и короче, при этом он имеет лучшие характеристики. Особенностью машины является насыщенность современными электронными системами.

Основным вооружением машины является 120-мм гладкоствольная японская пушка с длиной ствола 44 калибра. Кроме того, существуют варианты пушек с большей длиной ствола L50 и L55. В кормовой части башни расположен автомат заряжания.

Гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт. Для повышения уровня защиты на танк могут устанавливаться дополнительные навесные модули. В этом случае масса машины возрастает на 4 т.

Перемещение на правую сторону машины и установка на более высокой позиции, чем у Type 90, панорамного прицела командира обеспечивает лучший обзор.

Официально испытания Type 10 завершились в декабре 2009-го года. В 2010-м году министерство обороны Японии разместило заказ на установочную партию из тринадцати танков. Ориентировочная стоимость серийных образцов нового танка составит порядка 6,5 млн. долларов.

Боевая масса, т - 44
Экипаж, чел - 3
Вооружение Пушка - 120-мм гладкоствольная
Пулемет - 7,62-мм
Зенитный пулемет - 12,7-мм
Подвеска - индивидуальная гидропневматическая
Ходовые качества Скорость, км/ч: по шоссе - 65
Габариты длина, мм - 9420
ширина, мм - 3240
высота, мм - 2300

Японское танкостроение берет начало с 20-х годов прошлого столетия. Вплоть до создания современного танка в конструировании боевых машин четко прослеживается несколько линий.

Во-первых, из-за постоянной нехватки сырья, танков в большом количестве никогда не строили. Максимум, был достигнут в 1942 году, тогда за год построили 1191 штук, дальше количество постоянно уменьшалось. Для сравнения, в СССР за этот период выпустили свыше 24 000 танков, а в Германии 6200.

Во-вторых , для обеспечения господства над тихоокеанским театром военных действий Япония отдавала приоритет в постройке мощного флота и авиации, а сухопутным войскам отводилась роль «зачистки».

Даже принятый 25 января 1945 года указ «Программа чрезвычайных мер для достижения победы» в выпуске вооружения отдавал приоритет строительству самолетов. Поэтому для успешного перебрасывания танков кораблями, последние должны были обладать малыми весом и габаритами. Из-за обеих причин японская промышленность никогда не выпускала тяжелых боевых машин.

Японские стратеги считали, что танковых схваток на островах быть не может, поэтому долгое время танки вооружали только пулеметам для уничтожения живой силы и подавления огневых точек противника. Между прочим, стратеги оказались правы — танковые сражения на островах были крайне редки.

Применение танков Японской армией

Уставы и наставления Японской армии отводили танкам роль ближней разведки и поддержки пехоты в бою и, поэтому до 1941 года крупных танковых подразделений не создавали.

Основная задача танков, как говорилось в уставе 1935 года, — в «бой в тесном взаимодействии с пехотой». То есть, как уже упоминалось, уничтожение живой силы противника, борьба с его огневыми точками, подавление полевой артиллерии, не подавленной во время авиа- и артподготорки, а также прорыв в заградительной линии обороны проходов для пехоты.

Допускалось ограниченное взаимодействие танков с авиацией и полевой артиллерией. Иногда танковые подразделения или просто один танк посылались за передний рубеж обороны противника на максимальную глубину до 600 м, в так называемые «ближние рейды». После нарушения системы обороны, танки должны были немедленно возвращаться к пехоте для поддержки ее атаки.

В качестве своего рода разведки, в первом эшелоне использовали малые танки, которые вскрывали систему огня противника, после них следовали средние и легкие танки с пехотой. Объективно, такая система ведения боя устарела после , но в конфликтах в Бирме, Китае, Малайе и других странах она приносила определенные результаты. Иногда танки использовали в составе объединенных групп для глубоких рейдов, кроме танковых подразделений в группу входили: моторизованная пехота, кавалерия и саперы на автомашинах полевой артиллерии. Во время марша танки с задачей уничтожения противника мешающего продвижению могли придаваться авангарду. При этом они должны были двигаться или «скачками» впереди авангарда или параллельным курсом. При сторожевом охранении могли выделять 1-2 танка в состав поста.

При обороне их применяли для проведения контратак или ведения огня из засад, часто использовали как неподвижные огневые точки. Непосредственные бои с танками противника категорически запрещались, допускали только в крайнем случае.

Личный состав танковых войск в целом был достаточно хорошо подготовленным. Механики-водители, радисты, артиллеристы, стрелки проходили обучение в специальных школах на протяжении 2-х годов. Командиров танка набирали из числа общевойсковых, которые даже внутри танка не расставались со своим мечом. Для соответствия они проходили только переподготовку в течении 3-6 месяцев.

В целом в характеристике военных действий Японской армии просматривались нотки свойственные военным концепциям СССР и Германии – маневренность и внезапность, но малое количество и низкие технические характеристики танков заставляли рассматривать последних скорее как позиционные средства.

Обозначение Японских танков

Для обозначения боевой техники и вооружения в Японии использовали два взаимозаменяемых варианта: числовое или при помощи иероглифов.

При числовом обозначении использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

При другом варианте обозначения использовались названия состоящие из иероглифа обозначающего тип боевой машины и счетного иероглифа.

Например, «Ке-Ри» и «Ке-Хо». Здесь числительное значение соответствовало номеру разработки, а не году принятия на вооружение. Само собой, что были исключения, например «Ка-Ми» состоит из слова «плавающий» и начала названия копании «Мицубиси», а «Ха-Го» — из «счетного» иероглифа и слова «модель». Иногда некоторые машины получали имена по названию фирм и арсеналов – «Осака», «Сумида». В некоторых документах, включая японские, для обозначения танков и бронемашин, как привило опытных образцов, используется латинские аббревиатуры.

Если говорить в целом об японских танках, то они отличались малым весом и слабым бронированием. При удельном давлении в 0,7-0,8 кг/см2 , они имели хорошую проходимость. Но при этом имели слабое огневое обеспечение, примитивные средства наблюдения и обеспечивались плохими приборами связи.

До 1940г., когда применили сварку, танки собирались с помощью заклепок на каркасе. В расчете на не высокий рост танкистов, внутренне пространство ужималось до максимума. Ремонт и обслуживание узлов и агрегатов облегчало обилие лючков, что в тоже время ослабляло бронелисты.

Из положительных характеристик можно отметить – японцы первые в мире применили курсовые пулеметы и дизельные двигатели; на разных классах машин применялись одинаковые командирские башенки, одинаковой схемы подвески и т.д., что значительно облегчало подготовку личного состава.

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

Доброе Мировое Зло (Миф)

Развитие бронетанковых сил в Японии
25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Лёгкий танк "Ха-го"
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.
Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

Средний танк "Тип 01 Чи-Хе"
Танк "Тип 01", он же "Чи-Хе", был построен на базе танка "тип 97 Чи-Ха" и, по сути, являлся его модификацией.

Учитвая боевой опыт танка "Чи-ха", японские конструкторы решили улучшить внушительный ряд узлов своих бронемашин. Причиной для этого послужили не слишком впечатляющие результаты японских танков "Чи-Ха" при встрече с американскими "М3". Новый танк, "Тип 01 Чи-Хе", он же "средний шестой", должен был получить более мощное орудие - самое слабое место всех предыдущих танков, также более мощный двигатель, и более толстую броню.

Итак, учитывая печальный опыт столкновений с американскими танками, японские инженеры были вынуждены ввести ряд существенных изменений в конструкцию своих бронемашин. На тот период самыми лучшими японскими танками считались "Тип 97 Чи-Ха" и его модификация "Синхото Чи-Ха". Однако, как обнаружилось, "Чи-Ха" имел на вооружении слишком слабое башенное орудие, не способное пробивать толстую броню "американцев" с большого расстояния. Также было решено, что "Чи-Ха" имел не слишком надежную защиту, как по толщине брони, так по углу наклона бронелистов.

Первым танком, получившим эти модификации, стал "Тип 01 Чи-Хе".
В сравнении со своим предшественником, танком "Чи-Ха", "Тип 01" вышел слегка длинее и чуть уже. Повышение толщины фронтальных бронелистов, равно как и более тупой угол их наклона, вызвал утяжеление танка на две с небольшим тонны. На новой машине уже не было выступающей вперед рубки и жалюзи на бортах.

Япония была одной из ведущих сил во время Второй мировой войны. Масштаб стратегических замыслов ее руководства должен был подтверждаться высоким качеством техники. Поэтому в 30-е годы японцы создали множество моделей танков, несколько лет без перерыва сражавшихся на тихоокеанском фронте Второй мировой войны.

Закупка западных моделей

Идея создания собственных танков появилась в Японии после Первой мировой войны. Этот конфликт показал перспективность данного современного вида вооружения. Так как у японцев не было собственной промышленности, необходимой для производства танков, они стали знакомиться с наработками европейцев.

Для Токио это был знакомый метод модернизации. Страна восходящего солнца несколько столетий провела в тотальной изоляции и только во второй половине XIX века начала интенсивно развиваться. С нуля появлялись новые отрасли экономики и промышленности. Поэтому задача провести аналогичный эксперимент с танками не была такой уже фантастической.

Первыми в 1925 году были закуплены французские Renault FT-18, которые в то время считались лучшими машинами в своем роде. Этим модели были приняты японцами на вооружение. Уже очень скоро инженеры и конструкторы этой страны, набравшись западного опыта, подготовили несколько своих пилотных проектов.

"Чи-И"

Первый танк японский был собран в Осаке в 1927 году. Машина была названа "Чи-И". Это была экспериментальная модель, которая так и не дождалась серийного производства. Однако именно она стала тем самым «первым комом», который оказался для японских специалистов отправной точкой для дальнейших технических изысканий.

Модель имела пушку, два пулемета, а ее масса равнялась 18 тоннам. Ее конструктивная особенность заключалась в нескольких башнях, на которых были установлены орудия. Это был смелый и неоднозначный эксперимент. Первый танк японский также был снабжен пулеметом, предназначенным для защиты машины с тыла. Из-за этой особенности его устанавливали позади моторного отсека. Испытания показали, что многобашенная конструкция оказалась неудачной с точки зрения боевой эффективности. В дальнейшем в Осаке решили отказаться от реализации такой системы. Танк японский "Чи-И" так и остался исторической моделью, никогда не побывавшей на настоящей войне. Но некоторые его черты унаследовали машины, позже использованные на полях Второй мировой войны.

"Тип 94"

В основном японские были разработаны в 30-е годы. Первой моделью в этом ряду является Токусю Кэнъинся (сокращенно ТК, или "Тип 94"). Этот танк отличался малыми габаритами и массой (всего 3,5 тонны). Его использовали не только в боевых, но и вспомогательных целях. Поэтому в Европе "Тип 94" считали танкеткой.

В качестве вспомогательного транспортного средства ТК применялся для перевозки грузов и помощи автоколоннам. Таким по задумке конструкторов было первоначальное предназначение машины. Однако со временем проект эволюционировал в полноценную боевую модель. Почти все последующие японские унаследовали у "Типа 94" не только конструкцию, но и компоновку. Всего было произведено более 800 единиц этого поколения. "Тип 94" в основном применялся во время вторжения в Китай, начавшегося в 1937 году.

Любопытна послевоенная судьба Токусю Кэнъинся. Часть парка этих моделей была захвачена союзниками, победившими японцев после атомных Танки были переданы китайцам - коммунистов и войскам Гоминьдана. Эти стороны были враждебны друг другу. Поэтому "Тип 94" еще несколько лет испытывался на полях китайской гражданской войны, после которой была образована КНР.

"Тип 97"

В 1937 году "Тип 94" был признан устаревшим. Дальнейшие изыскания инженеров привели к появлению новой машины - прямого потомка Токусю Кэнъинся. Модель получила название "Тип 97" или сокращенно "Те-Ке". Этот танк японский применялся во время боев в Китае, Малайе и Бирме до самого По сути, это была глубокая модификация "Типа 94".

Экипаж новой машины состоял из двух человек. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия - спереди. Важным нововведением по сравнению с предшественником стало объединение боевого и управленческого отделения. Машина получила 37-миллиметровую пушку, унаследованную у ТК.

Новые японские танки в полевых условиях впервые были опробованы в боях на реке Халхин-Гол. Так как они не участвовали в первых ударах по советским позициям, большей части "Те-Ке" удалось уцелеть. Почти все действующие боевые единицы этого типа были переброшены на Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны. Эти малые танки особенно эффективно использовались для разведки позиций противника. Также их применяли в качестве машин, организующих связь между разными частями фронта. Малые размеры и масса делали "Тип 97" незаменимым оружием для поддержки пехоты.

"Чи-Ха"

Интересно, что почти все японские танки Второй мировой войны были разработаны сотрудниками компании «Мицубиси». Сегодня этот бренд известен в первую очередь в автопроме. Однако в 30-40-е годы заводы компании исправно выпускали надежные машины для армии. В 1938 году в «Мицубиси» начали производство "Чи-Ха" - одного из главных японских средних танков. По сравнению со своими предшественниками, модель получила более мощные орудия (в том числе 47-миллиметровые пушки). Кроме того, она отличалась усовершенствованной наводкой.

"Чи-Ха" применялись в бою с первых же дней после своего появления на конвейере. На начальном этапе войны с Китаем они оставались эффективным орудием в руках японских танкистов. Однако после того как в конфликт были втянуты США, у "Чи-Ха" появился серьезный боевой конкурент. Это были танки типа M3 Lee. Они без особого труда справлялись со всеми японскими машинами легкого и среднего сегмента. Во многом из-за этого из более чем двух тысяч единиц "Чи-Ха" в качестве музейных экспонатов сегодня осталось всего дюжина представителей данной модели.

"Ха-Го"

Если сравнить все японские танки Второй мировой, то можно выделить две самых основных и распространенных модели. Это уже вышеописанная "Чи-Ха" и "Ха-Го". Данный танк серийно производился в 1936-1943 гг. Всего было выпущено более 2300 единиц этой модели. Хотя сложно выделить лучший японский танк, именно "Ха-Го" имеет больше всего прав на это звание.

Первые его наброски появились еще в начале 30-х годов. Тогда японское командование хотело получить машину, которая могла бы стать эффективным вспомогательным средством для кавалерийских атак. Именно поэтому "Ха-Го" отличался такими важными качествами, как высокая проходимость и мобильность.

"Ка-Ми"

Важной особенностью "Ха-Го" было то, что этот танк стал основой для многочисленных модификаций. Все они были экспериментальными и поэтому не получили широкого применения. Однако это вовсе не означает, что среди них не было конкурентоспособных моделей.

Высококачественным, например, был "Ка-Ми". Он был уникален тем, что остался единственным массово выпущенным плавающим японским танком Второй мировой войны. Разработка данной модификации "Ха-Го" началась в 1941 году. Тогда японское командование начало подготавливать кампанию по наступлению на юг, где было множество малых островов и архипелагов. В связи с этим появилась необходимость высадки морского десанта. Японские тяжелые танки в этой задаче помочь никак не могли. Поэтому в Мицубиси затеяли разработку принципиально новой модели, основанный на самом распространенном танке Страны восходящего солнца "Ха-Го". В итоге было выпущено 182 единицы "Ка-Ми".

Использование плавающих танков

Ходовая часть прежнего танка была усовершенствована для того, чтобы машину можно было эффективно использовать на воде. Для этого, в частности, был значительно изменен корпус. Из-за своей оригинальности каждый "Ка-Ми" собирался медленно и долго. По этой причине первая крупная операция с использованием плавающих танков произошла только в 1944 году. Японцы высадились на Сайпане - крупнейшем из К концу войны, когда императорская армия не наступала, а, наоборот, только отступала, прекратились и ее десантные операции. Поэтому "Ка-Ми" стали использовать в качестве обычного наземного танка. Этому способствовало то, что по своей конструкции и ходовым характеристикам он был универсальным.

В 1944 году фото японских танков, плавающих по побережью Маршаловых островов, облетели весь мир. К тому времени империя уже была близка к поражению, и даже появление принципиально новой техники помочь ей никак не могло. Тем не менее сами "Ка-Ми" производили большое впечатление на противников. Корпус танка отличался просторностью. В него помещалось пять человек - водитель, механик, стрелок, заряжающий и командир. Внешне "Ка-Ми" сразу же бросался в глаза из-за своей двухместной башни.

"Чи-Хе"

"Чи-Хе" появился как результат работы над ошибками, связанными с характеристиками Чи-Ха. В 1940 году японские конструкторы и инженеры решили наверстать отставание от западных конкурентов самым простым путем копирования иностранных технологий и наработок. Таким образом, вся самодеятельность и оригинальность восточных специалистов были отложены в сторону.

Результат этого маневра не заставил себя ждать - "Чи-Хе" больше всех своих японских «сородичей» и внешне и внутренне стал напоминать европейские аналоги того времени. Но проект был реализован слишком поздно. В 1943-1944 гг. было выпущено всего 170 "Чи-Хе".

"Чи-Ну"

Продолжением идей, воплощенных в "Чи-Хе", стал "Чи-Ну". Он отличался от предшественника только усовершенствованным оружием. Конструкция и компоновка корпуса осталась прежней.

Серия оказалась немногочисленной. На завершающем этапе Второй Мировой в 1943- 1945 гг. было выпущено всего около сотни "Чи-Ну". Согласно идее японского командования, эти танки должны были стать важной силой обороны страны при высадке американских войск. Из-за атомных бомбардировок и скорой капитуляции государственного руководства этой иностранной атаки так и не случилось.

"О-И"

Чем отличались японские танки? Обзор показывает, что среди них не было моделей тяжелого класса согласно западной классификации. Японское командование предпочитало легкие и средние машины, которые было легче и эффективнее использовать в связке с пехотой. Однако это вовсе не означало, что в этой стране не существовало проектов принципиально другого типа.

Одной из таких была идея о сверхтяжелом танке, который получил черновое название "О-И". Этот многобашенный монстр должен был вмещать в себя экипаж из 11 человек. Модель проектировалась в качестве важного оружия для готовящихся атак на СССР и Китай. Работа над "О-И" началась в 1936 году и так или иначе велась вплоть до поражения во Второй мировой войне. Проект то закрывался, то заново возобновлялся. Сегодня нет достоверных данных о том, что был произведен хоть один опытный образец этой модели. "О-И" так и остался на бумаге, как и идея Японии о своем региональном доминировании, которая привела ее к гибельному союзу с гитлеровской Германией.