В высоких деревьях и крепких лианах живет лохматое существо. Большая часть жизни этих зверей проходит на деревьях, но вот взрослые, крупные и тяжелые самцы, которых ветви уже не выдерживают, обитают преимущественно на земле.

Эти крупные звери ходят на задних лапах, и завидевшие их местные жители предупреждают об опасности криком Orang Hutan. В переводе на русский эта фраза обозначает «лесной человек».

Исходя из этого, название орангутанг не правильное, но в русском языке его часто употребляют для названия этих , хотя в письменности это будет считаться ошибкой, правильно нужно говорить орангутан.

Среда обитания орангутанга

В природе эти большие человекообразные обезьяны населяют исключительно тропики. Выделяют два подвида орангутанов – Борнейский и Суматранский, по названиям островов, где они проживают.

Болотистые низменности, на которых произрастают обширные, непрерывные леса – вот среда обитания орангутанов . Когда расстояние между деревьями большое, они его перепрыгивают, используя тонкие и гибкие лианы.

По ветвям передвигаются, используя преимущественно передние конечности, на которых часто просто висят. Размах рук взрослой особи около 2 метров, что значительно больше роста животного.

Обезьяна орангутан настолько привыкла жить в кроне деревьев, что даже воду пьет из листьев, старых дупел или со своей шерсти, чтобы не спускаться к водоемам. Если все же появилась необходимость пройти по земле, то животные используют все четыре лапы.

Взрослые же особи ходят по земле на задних лапах, отчего их можно спутать с представителями диких племен. Ночуют орангутаны прямо на ветвях деревьев, редко устраивают подобие гнезда.

Внешний вид и поведение орангутанга

Внешний вид человекоподобных горилл довольно милый, о чем можно судить по множественным фото, но в тоже время взрослые самцы выглядят устрашающе. У них массивное тело, немного вытянутый кверху череп, руки достают до ступней и служат орангутану опорой при вынужденной ходьбе по земле.

Большие пальцы на ногах очень слабо развиты. Взрослые самцы до 150 см. ростом, при этом обхват рук у них 240 см., а тело в объеме около 115 см. Вес такого животного составляет 80-100 кг.

Самки орангутана значительно меньше – до 100 см. ростом и весят 35-50 кг. Губы обезьяны пухлые и сильно выдаются вперед, нос плоский, ушки и глаза небольшие, похожие на человеческие.

Орангутаны считаются одними из самых умных обезьян

Приматы покрыты жесткой, длинной, редкой шерстью рыже-бурого цвета. Направление роста шерсти на голове и плечах вверх, на остальных частях тела – вниз.

На боках она немного гуще, грудь же, нижняя часть тела и ладони почти лишены растительности. Взрослые самцы имеют достаточно густую бороду и большие клыки. Самки меньше ростом, и выглядят, как правило, более дружелюбно.

Если говорить об особенностях строения тела орангутана, то первое, что стоит упомянуть, это их мозг, который не похож на мозг других , а больше сравним с человеческим. Благодаря развитым извилинам, эти обезьяны считаются самыми умными млекопитающими, после человека.

Доказывают это и те факты, что орангутаны умеют использовать инструменты для добывания еды, перенимают привычки людей, если проживают рядом с ними и даже способны воспринимать речь, адекватно реагируя мимикой. Иногда даже перестают бояться воды, как человек, хотя по природе своей не умеют плавать и могут даже утонуть.

Орангутаны могут общаться посредством различных звуков, что было не так давно доказано англичанкой Региной Фрей. Обезьяны выражают гнев, боль и раздражение плачем, громко чмокают и пыхтят, угрожая противнику, а самцы обозначают свою территорию или привлекают самку долгим оглушающим криком.

Образ жизни этих животных одиночный, самцы знают границы своей территории и не выходят за них. Но и чужаков на своей земле не потерпят. Если два самца встретятся, то каждый будет стараться демонстрировать друг другу свою силу, ломая ветки деревьев и громко крича.

В случае необходимости самец будет защищать свои владения кулаками, хотя в целом это миролюбивые животные. Самочки напротив спокойно общаются друг с другом, могут вместе кормиться. Бывает, они живут парой.

Питание орангутанга

Орангутаны питаются в основном растительной пищей – молодыми побегами деревьев, почками, листьями и корой. Иногда могут поймать птицу, разорить гнездо или наловить насекомых и . Любят сладкие, спелые плоды манго, бананы, сливы, инжир.

Метаболизм у них замедленный, схожий с обменом веществ ленивца. Это на 30% меньше необходимого для их массы тела. Эти большие животные расходуют мало калорий и могут по несколько дней обходиться без пищи.

Обезьяны обеспечены всем необходимым для питания на деревьях, поэтому редко спускаются вниз. Воду находят там же, в кронах тропических зарослей.

Размножение и продолжительность жизни орангутанга

Для размножения орангутанам не обязательно дожидаться определенного сезона, они могут делать это в любое время года. Самец привлекает самку громкими криками.

Если же сразу нескольким «мачо» пришла в голову мысль о спаривании, они будут кричать каждый на своей территории, привлекая самку, которая выберет наиболее приятный ей голос и посетит владения ухажера.

На фото самка орангутана с детенышем

Беременность самки будет длиться 8,5 месяцев. Чаще всего рождается один детеныш орангутана , реже два. Весят новорожденные малыши около 1,5-2 кг. Первое время детеныш крепко держится за шкуру на груди самки, потом для удобства перебирается на спину.

Маленькие обезьянки питаются молоком 2-3 года, потом еще пару лет живут рядом с матерью. И лишь в возрасте шести лет они начинают жить самостоятельно. Орангутаны становятся половозрелыми, приближаясь к возрасту 10-15 лет. Проживая в среднем 45-50 лет, самка орангутана успевает воспитать 5-6 детенышей.

В природе врагов у этих животных практически нет, ведь они живут высоко на деревьях и недосягаемы для хищников. Но в связи с массовыми вырубками тропических они теряют места своего обитания.

Еще большей проблемой стало браконьерство. Редкие в наше время орангутаны очень дороги на черном рынке, поэтому желающие заработать денег могут хладнокровно убить самку, чтобы отнять ее детеныша.

Животных продают на утеху людям, пользуясь тем, что очень умны и легко обучаются. Этих животных могут научить вредным привычкам, что иначе как издевательством не назовешь.

Но не все видят в этих обезьянах забаву или игрушку, есть и неравнодушные люди, которые готовы помочь сохранить популяцию, и относятся к орангутанам по человечески. Снят даже целый сериал про помощь малышам человекоподобных обезьян, называется он Остров орангутанов .

Вообще эти обезьяны очень доброжелательны, привязываются к людям, общаются с ними, строят гримасы и даже могут исполнить что-то наподобие танца орангутана, видео которого вы легко найдете в интернете.

В настоящее время нелегальная вырубка лесов, мест обитания орангутанов, продолжается. Несмотря на то, что создаются национальные парки, эти обезьяны находятся под угрозой исчезновения. Суматранский орангутан уже в критическом статусе, Калимантанский – в опасности.

Похоже, на нашей с вами «одной шестой части исторической суши» действует некий закон природы, который я причисляю к ряду законов сохранения (вещества, энергии, импульса и т.п.), а именно – «Закон сохранения коррупции». Иными словами, коррупция, искорененная якобы в некой сфере в результате очередной начальственной кампании (типа «оборотней в погонах»), на самом деле просто плавно перетекает в соседнюю сферу – ничуть не меняясь количественно, и лишь меняя форму существования (в точности как при превращениях энергии).
Смысл введения ЕГЭ (к чему, собственно, и свелась вся двадцатилетняя уже мотота с «реформой образования» -- на которую, кстати, потрачено хрен-те-сколько годовых бюджетов этого самого образования) ясен даже малому ребенку. Есть некая сфера (поступление в вузы), в которой крутятся немереные (якобы) бабки – прямые взятки членам приемных комиссий, бешенные «зарплаты» репетиторов, непрямая коррупция в виде «ты мне – я тебе», и т.п. Сферу эту практически монопольно крышует вузовская профессорско-преподавательская мафия – что, конечно же, не по понятиям; ибо скзано: «Надо делиться!» Ведь всё это бабло нагло проплывает мимо рук чиновников Минобразования, которым это очень обидно – каковую их обиду я лично, кстати, вполне понимаю. Вот в качестве этого самого «Надо делиться!» и был выдуман ЕГЭ.
Поскольку экономический смысл этой затеи, повторим, понятен и малому ребенку, лоббистам ЕГЭ приходится предпринимать титанические усилия по наведению тени на плетень. В основе этой пропагандистской пирамиды лежат, ясен пень, слезинки провинциальных ребенков – будущих Ломоносовых, не пущаемых на порог МГУ жестоковыйными и/или коррумпированными столичными профессорами-доцентами (ну, а раз речь идет об ущемлении сословия столичных умников – законопроект тот, ясен пень, продвигается в народной нашей Думе «на ура»…). Главная же фишка тут, постоянно долдонят нам, – в полностью объективном характере ТЕСТОВОЙ ОЦЕНКИ знаний учащихся, исключающей произвол экзаменатора (пусть даже и ценой некоторого – признаваемого! -- снижения уровня требований к уровню поступающего)…
Это всё – преамбула. А намедни случилось мне общаться я со своим давним приятелем Сергеем Тимофеевичем Жуковым – преподавателем химии одной из спецшкол с хим-уклоном; автор учебников, «соросовский» учитель, и прочая, и прочая (у него был как раз день рождения, и СМС-ки от бывших его учеников сыпались с такой частотой, что рюмку до рта донести не успеваешь). Так вот, в аккурат перед тем он, в составе коллегии таких же вот учителей хай-класса, участвовал в проверке (или перепроверке?) тестов ЕГЭ этого года по химии на соответствующую (высшую) категорию. И рассказ его об этом экспириенсе перемежался такими матюгами, каких от интеллигентнейшего Сергея Тимофеича я никак не ожидал…
Дело в том, что тест тот содержит кучу вопросов, верный ответ на которые НЕ ВОЗМОЖЕН В ПРИНЦИПЕ; иногда его нет среди предлагаемых вариантов, а иногда – ответ просто «науке неизвестен»! Попытавшись (эксперименту для) честно ответить на ЕЭГ-тест, те учителя (экстра-класса, как уже сказано) пришли к неутешительному выводу, что набрать выше четверки (по предлагаемым критериям оценки) у них самих не выходит – ну никак… А я слушал его рассказ – про специальные «вопросы-ловушки», вопросы, как-бы-невзначай выходящие за рамки школьной программы, вопросы, где верным ответом велено считать очевидный ляп (школьного уровня), etc – и отчего-то возникло у меня явственное ощущение дежавю…
Бог ты мой! – да ведь это просто один в один наша с Сергеем Глаголевым (из 43-ей гимназии) 8-летней давности статья в журнале «Биология в школе», где мы на пальцах показывали, какими именно способами можно при помощи тех самых «абсолютно объективных» тестов выставить два балла на вступительном экзамене ЛЮБОМУ Ломоносову; или выставлять нечто иное – ведь если с ошибками отвечают ВСЕ, а КОГО-ТО принимать всё равно надо, то… ну, вы меня понимаете…
Итак, ЕЭГ – как о том неоднократно упреждали – есть механический перенос всех тех мерзостей, что сопровождали вступительно-экзаменационную эпопею, на уровень школьных выпускных экзаменов (контролируемых иной, не-вузовской, мафией). Причем с сохранением даже мелких технологических деталей…
Как пишет в таких случаях Михаил Вербицкий – «Убивать их всех!» Именно так. Начиная с министров Фурсенко и Филиппова.

Да, на всякий случай – выложу-ка я здесь ту давнюю свою статью. Многа букав, и специальной терминологии – вдруг кому интересно.

«Биология в школе» № 5 1999
КАК ПРОЙТИ ПО МИННОМУ ПОЛЮ

В последнее время в вузах на вступительных экзаменах по биологии широкое распространение получили тесты. У тестовой формы есть свои неоспоримые преимущества (наряду со столь же бесспорными недостатками). Абитуриенты прошлых лет наверняка помнят, сколько людей не попали на биофак МГУ из-за того, что якобы была "раскрыта не полностью тема сочинения"; оспорить сниженную из-за этого оценку практически невозможно. Точно так же может быть оценен и любой развернутый письменный отпет, даже не имеющий ошибок: невозможно упомянуть все детали, содержащиеся в учебнике. Тест (по идее) подобные коллизии исключает; он тем и отличается от старого доброго экзамена, что ответ на него однозначен: "да - да, нет - нет "...
Тест (как, впрочем, и любой вступительный экзамен) должен выявлять два момента: знание абитуриентом конкретной биологической фактологии и его умение строить на основе этих фактов корректные логические конструкции. Любому преподавателю понятно, что вопросы "на память" и "на соображение" суть вещи разные, и ключевая проблема экзамена - соблюсти верную пропорцию между первыми и вторыми.
В последние годы при проведении экзаменов возникла дополнительная объективная трудность: дети учатся в школе по разным программам, причем на выбор этих программ ни они, ни их родители влиять ни могут. По нашему твердому убеждению, абитуриент вправе рассчитывать, что если он изучил "от и до" некий _федеральный_ школьный курс, то на экзамене в _федеральный_ вуз он не столкнется с вопросами, которые в означенном курсе в принципе не освещались. Таким образом, задача составителя тестов еще и в том, чтобы каким-то образом "привести к общему знаменателю" означенные курсы (например, исключив случаи, когда цифры и сведения, приводимые в разных учебниках, противоречат друг другу). Это, конечно, хлопотно, но не так уж и сложно: все учебники проходили через один и тот же экспертный совет и в целом верно отражают нынешние научные воззрения.
Кроме того (даже как-то неудобно об этом упоминать), тест не должен содержать фактических либо логических ошибок. Иными словами: авторы теста должны знать биологию - в рамках школьного курса - по крайней мере не хуже тех, кого они экзаменуют.
Попробуем проанализировать, как с этой точки зрения обстоит дело с тестами, которые предлагаются абитуриентам на вступительных экзаменах. Поводом для этого анализа стали прежде всего публикации А.А.Каменского и Н.А.Соколовой (журнал "Биология в школе", 1997, №1,с.62-65; 1998, №1, с.54-60), а также изданный этими авторами (в соавт. с С.А.Титовым) сборник тестов "1000 вопросов и ответов. Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы" (М.: Книжный дом "Университет", 1998). (Вопросы из сборника мы будем обозначать начальной буквой того раздела, к которому они относятся: Б - ботаника. 3 - зоология. А - анатомия и физиология. О - общая биология. Ответ, который авторы сборника приводят как правильный. выделен жирным шрифтом. (тут _ааа_ -- КЕ) Школьные учебники цитируются по фамилии первого автора или редактора.)
Предложенную читателям сборника тысячу экзаменационных тестовых вопросов можно классифицировать следующим образом.
Группа 1. Вопросы, объективно оценивающие подготовку абитуриента (они составляют около 80%).
1.1. Простые вопросы на запоминание. Пример:
А-190. Шейный отдел позвоночника человека образован: а) 5 позвонками. 6) 6 позвонками, в) _7 позвонками_, г) 8 позвонками. Вещь, безусловно, необходимая, особенно для тех, кто обычно и "выезжает" на такого рода ответах: заучил - и порядок.
1.2. Вопросы, проверяющие и "память", и "соображение". Пример:
3-203. Сердце у головастиков: а) однокамерное, б) _двухкамерное_, в) трехкамерное. г) отсутствует. Этот тип вопросов представляется, на наш взгляд, идеальным: здесь от абитуриента требуется не только знать, сколько камер в сердце У земноводных (три), но и сообразить. что У головастика, в отличие от взрослой лягушки, дыхание жаберное и, соответственно. есть единственный круг кровообращения и двухкамерное сердце. Досадно лишь, что таких вопросов немного (по сравнению с типом 1.1).
Группа 1 исчерпывает вопросы, направленные на выявление реального уровня знаний абитуриента. Дальше начинаются тесты, единственная цель которых (как нам кажется) - "срезать" поступающего и снизить ему итоговую оценку. Первый "фильтр", через который придется пройти абитуриенту, -"сравнительно честные" (по Остапу Бендеру) вопросы "на засыпку".
Группа 2. Вопросы "на засыпку".
2.1. Вопросы на бессмысленное зазубривание цифр (есть же справочники). Примеры:
3-243. Число видов сумчатых равно примерно: а) 50, б) 100, в) 150, г) _250_. Интересно бы пройти по коридорам биофака МГУ и, проведя опрос кандидатов наук, выяснить, кто из них даст правильный ответ на подобный вопрос (а их в сборнике не менее 50).
0-164. Продуктивность фотосинтеза, измененная в тоннах органических веществ в год. составляет примерно: а) 10 2. 6) 10 3. в) 10 5. г) _10 7_. По данным из Уиттекера, которые приводятся в большинстве учебников экологии, годовая чистая первичная продукция земного шара - 170 млрд. т (т.е. более 100 000 000 000 т). Это расходится с цифрами из школьного учебника на три порядка. Нe, а про то, что школьники плохо запоминают цифры со степенями (что было многократно показано психологами), мы уж не говорим.
Есть тут и еще одна проблема: цифра продуктивности биосферы приведена лишь в учебнике Полянского; в учебнике Беляева (используемом сейчас в большинстве школ, например, Москвы) ее нет. Это вплотную подводит нас к следующей подгруппе вопросов.
2.2. Вопросы, выходящие за рамки школьной программы. Пример:
0-42. Гиббоны и орангутанги произошли от: а) парапитеков, б) _проплиопитеков_, в) дриопитеков, г) питекантропов. Орангутанг - неверное название орангутана (см. школьные учебники), но это полбеды... Совершенно непонятно, откуда взялись и сами "проплиогпитеки", и соответствующий ответ па вопрос: найти это название в школьных учебниках вообще не удалось. Не без труда мы "вышли на след" проплиопитеков в книге палеоантрополога Р.ФОУЛИ "Еще один неповторимый вид" (М.: Мир. 1990). Из этой книги, впрочем. следует, что проплиопитеки вымерли еще в олигоцене, а непосредственными общими предками орангутана и гиббона, видимо, были иные формы, жившие в миоцене. Таким образом, вопрос явно дискуссионен и - в любом случае - совершенно не освещен в учебниках.
Столь откровенных выходов за рамки школьной программы в сборнике единицы. Иное дело - вопросы, которые требуют знания терминов или понятий, а также признаков конкретных организмов, которые рассматриваются лишь в одном из параллельных учебников и прямо не требуются программой для поступающих; таким вопросам несть числа. Пример:
Б-177. Мужские половые органы папоротников называются: а) гаметами, 6) заростками, в) архегониями, г) _антеридиями_. По нашему убеждению, абитуриент, учивший ботанику по учебнику Корчагиной (а таких сейчас, вероятно, более 50%), совершенно не обязан знать термины "архегоний" и "антеридий" (они есть лишь в учебнике Серебряковой); вот знать строение и функции "мужских и женских органов папоротника" - да, тут вопросов нет.
Оказывается, учащиеся обязаны знать, какой тип прорастания у гречихи и лука - подземный или надземный (Б-42); какой формы хроматофор у спирогиры (Б-153) и какой У кладофоры (Б-155); с какой периодичностью цветет бамбук (Б-218) и есть ли половой диморфизм в размерах у беззубки (3-99); вызывают ли грибы черную ножку и картофельный рак (Б-243) и относится ли к лишайникам эмпуза (Б-245); сколько АТФ вырабатывается в цикле Кребса (0-155); что такое гликокаликс (0-153), гиалоплазма (0-149) и инвагинация (0-185)... К счастью (для абитуриентов), у составителей тестов пока не дошли руки до недавно вышедшего - и очень хорошего, многоуровневого - учебника зоологии Дольника и Козлова. А то ведь можно открыть его, к примеру, на рис. 197 и задать такие вопросы: "Каков уровень различий ДНК (в процентах) между страусообразными и тинамуобразными? Сколько миллионов лет назад жили общие предки гусеобразных и дятлообразных? Кто более близкий родственник птицемышеобразных - кукушкообразные, гусеобразные или трогонообразные?" Вы чем-то недовольны?.. Напрас¬но: эти сведения содержатся в одном из федеральных учебников для средней школы - значит, все законно!
В общем, вопросы группы 2 - это то, к чему приложима известная цитата: "По форме верно, а по сути - издевательство"... Однако пусть наш с вами ученик - идеальный абитуриент: он выучил перед экзаменами все рекомендованные Министерством образования учебники (минимум четыре - по ботанике. три - по зоологии и т.д.). При этом он обладает фотографической памятью, и его не поймаешь ни на каких терминах и цифрах. Думаете, это гарантирует ему на экзамене "пять"? Как бы не так! На этот случай У составителей теста припасен следующий "фильтр".

Группа 3. Вопросы-ловушки
3.1. Вопросы для "шибко умных" (направлены против тех. кто реально знает предмет сверх школьной программы: по-настоящему правильный ответ объявляется ошибочным из-за расхождений с существующим учебным курсом). Пример:
0-40. Предки современных птиц появились в: а) коние палеозоя. 6) триасе, в) _юре_, г) начале кайнозоя. Составители теста, надо понимать, числят предком "современных птиц" юрского археоптерикса. Однако школьник может - на свою беду! - быть осведомлен о современных взглядах на эволюцию птиц (они изложены, к примеру, в федеральном учебнике Дольника и Козлова). Зная и о том. что археоптерикс в действительности предок не "настоящих", а хвостатых (энанциорнисовых) птиц, и о триасовом протоависе, он. несомненно, выберет вариант б - и получит за этот вопрос чистый минус...
3.2. Вопросы, точного ответа на которые не знают даже ученые. Пример:
0-48. Первыми овладели членораздельной ре¬чью: а) неандертальцы, б) _кроманьонцы_, в) синантропы, г) гейдельбергский человек. Начнем с того, что учебники дают на этот вопрос не тот ответ, что в тесте считается правильным. Так. в учебнике Рувинского высказывается гипотеза, что речью овладели уже архантропы; у Беляева читаем: "У древних людей (неандертальцев) происходило дальнейшее развитие речи". Таким образом, правильным ответом может быть и а, и в. Главное, однако, в другом. Момент появления членораздельной речи - один из самых дискуссионных вопросов в палеоантропологии, поскольку все доводы здесь, как легко дога¬даться, сугубо косвенные (хотя в настоящее время существование членораздельной речи у неандертальцев, совершавших сложные погребальные обряды, мало у кого вызывает сомнение). И возникает естественное недоумение: если по этому вопросу до сих пор не сумели договориться между собою уче¬ные, стоит ли втягивать в эти "разборки" учеников?
3.3. Вопросы с неоднозначным ответом или формулировкой. Примеры:
3-221. Древние гигантские ящеры царствовали: а) в пермском периоде. 6) в каменноугольном периоде, в) в меловом периоде, г) _ни один из ответов не верен_. Здесь всё вызывает вопросы. Кто такие "ящеры"? Начиная с каких размеров можно называть их "гигантскими"? Что значит "царствовали"? Но даже если считать, что всё это очевидно, возникает вопрос - кто же "царствовал" в меловом периоде, если не динозавры, наибольшее число видов которых известно именно из мела (в том числе персонаж кинофильма "Парк Юрского периода" - тиранозавр)? И не были ли гигантскими "зверозубые ящеры" (травоядные - размером с быка, хищные - с тигра), которые "царствовали" в Перми?
З-233. Масса больших грудных мышц у птиц: а) _равна массе всех остальных мышц в теле птицы_, б) меньше массы остальных мышц, в) больше массы остальных мышц, г) ни один из ответов не верен. А вот что говорят учебники. Козлов: "Их масса такая же, как у всей остальной мускулатуры". Никишов, Шарова: "Грудные мышцы хороших летунов составля¬ют 1/5 массы их тела" (меньше 1/2 массы мышц). Наумов, Карташов ("Зоология по¬звоночных", т.2): "Обе большие грудные мышцы составляют от 10 до 25% от общей массы птицы". Вот и ответ: величина эта варьируется в 2,5 раза. Если бы составители написали не "птица", а "голубь" (на примере которого изучается анатомия птиц) - все было бы верно. Но в предложенной формулировке абитуриент обязан учитывать и нелетающего страуса (для него ответ - "в"), и способных "зависать", как вертолет, колибри (ответ - "б"). А в целом правильным можно счесть любой из четырех ответов! И в то же время любой из вариантов ответа экзаменатор при желании может оценить как ошибочный.
Собственно говоря, со всеми вопросами группы 3 абитуриент вправе выйти на апелляцию, поскольку "официальный" ответ - неверный или, по меньшей мере, неполный. Впрочем, это еще цветочки.

Группа 4. Вопросы, в ответах на которые сами составители допускают прямые ошибки "школьного уровня". Примеры:
0-50. К виду Человек разумный относятся: а) неандертальцы, б) _кроманьонцы_, в) синантропы, г) гейдельбергский человек. Прямая ошибка. К виду Человек разумный (Homo sapiens) относятся два подвида: неандерталец (Н. sapiens neandertalensis) и кроманьонец (Н. sapiens sapiens) - это написано в любом школьном учебнике.
Б-141. С помощью животных распространяются плоды: а) _рябины_, б) дуба, в) ясеня, г) осоки. Возможно, составители теста забыли, что семена некоторых видов осок распространяются муравьями, а плоды других видов - на лапках и в желудках уток (см. "Жизнь растений"). Но уж о том, что сойки прячут желуди и, теряя свои кладовые, участвуют в расселении дуба, школьники, интересующиеся биологией, наверняка читали. Итак, вместо одного правильного ответа - три...
Б-96. Пальчато-сложный лист имеется у: а) фасоли, б) шиповника, в) клена, г) _каштана_. У каштана (Castanea sativa) лист не пальчато-сложный, а простой. Составители теста явно перепутали его с конским каштаном (Aesculus hyppocastanus) - растением из совсем другого семейства, которое к каштановым (Castanoideae) имеет такое же примерно отношение, как морская свинка - к свиньям.
Случай с конским каштаном отнюдь не единичен. Так, в вопросе Б-114 под "фиалкой" явно подразумевается сенполия из семейства геснериевых (в просторечии - "африканская фиалка"), а в вопросе 3-188 фигурирует "гигантская китовая акула" (есть гигантская акула Cetorhinus maximus и китовая акула Rhincodon typus, они принадлежат к разным семействам).
3-186. Сердце у всех рыб имеет: а) одну камеру, б) две камеры, в) _три камеры_, г) ни один из ответов не верен. Вот что пишут учебники зоологии. Никишов, Шарова: "Сердце рыб... состоит из двух камер..." Козлов: "Сердце рыбы двухкамерное". Университетский учебник И.А.Шилова: "Сердце водных позвоночных [круглоротых и рыб] двухкамерное". Судя по всему, составители теста расставили для абитуриентов очередную ловушку, но угодили в нее сами. Действительно, в сердце многих рыб есть еще венозный синус и артериальный конус, а у двоякодышащих в предсердии возникает неполная перегородка, однако - насколько нам известно - все эти структуры за отдельные камеры никто никогда не числил.

Итак, подведем итоги. Мы вовсе не склонны зачеркивать всю ту большую работу, которую провели авторы тестов: большинство из составленных ими вопросов нареканий не вызывает. Однако суммарный "процент брака" (а к "браку" мы относим не только прямые ошибки и передержки, но и вопросы типа 2.2) для столь ответственного дела, как вступительный экзамен, недопустимо высок. Выясняется, что около 15% вопросов анализируемого сборника непригодны для проверки знаний школьников по разным причинам (в их числе - неверный или нечеткий ответ, а также наличие двух и более правильных ответов вместо одного).
Но, может быть, столь высокий процент брака связан с большим объемом сборника, а на настоящих экзаменах все обстоит иначе? К сожалению, публикации авторов, посвященные "разбору ошибок" абитуриентов МГУ, Института психологии РГГУ и факультета фундаментальной медицины убеждают в обратном. Вот лишь несколько примеров (цифры показывают номера вопросов в соответствующей публикации).
МГУ-9. Среди перечисленных растений к семейству крестоцветных относится: а) _морковь_, б) укроп, в) подорожник, г) сирень. Морковь относится к зонтичным, а крестоцветных в этом списке просто нет. Для такого вопроса впору заводить рубрику "Экзаменаторы шутят" - только вот абитуриентам, надо думать, совсем не смешно...
МГУ-6. Среди перечисленных бактерий хемосинтетиками являются: а) бактерии гниения, б) _азотобактер_, в) пурпурные бактерии; г) верны все ответы. Азотфиксирующие бактерии отнесены к хемосинтетикам в учебнике Полянского. Однако данное в этом же учебнике (и общепринятое) определение хемосинтеза однозначно говорит о том, что допущена ошибка: азотобактер получает энергию для азотфиксации не за счет окисления неорганических субстратов и потому к хемосинтетикам не относится. Заметим, что самого понятия "хемосинтез" нет ни в параллельном учебнике Беляева, ни в программе для поступающих на биофак МГУ.
МГУ-36. Впервые кислород в атмосферу Земли начали выделять: а) бактерии, б) грибы, в) _водоросли_, г) вирусы. Первыми кислородообразователями на самом деле были цианобактерии (Cyanophyta). Для них, правда, используют иногда обиходное название "сине-зеленые водоросли", однако к настоящим водорослям (Algae) эти прокариотические организмы имеют такое же примерно отношение, как кувшинки или водные виды грибов.
Итого - опять около 15% вопросов из тех, что "вызвали сложности У абитуриентов", в действительности были просто неверно составлены или неправильно оценивались. Заметим, что в РГГУ оценку "отлично" ставили только при 58 правильных ответах из 60; и если к самим составителям теста предъявлять те же требования, то они получили бы оценку между 4 и 3.
Школьных учителей ситуация эта не мо¬жет не волновать. Всех нас заботит судьба наших выпускников, особенно наиболее одаренных ребят, выбравших путь в науку. К сожалению, опубликованный сборник документально подтверждает самые мрачные истории о приемных экзаменах по биологии. Создается впечатление, что честно преодолеть "эшелонированную оборону", воздвигаемую экзаменационными комиссиями (и набрать 58 из 60), невозможно: необходимо как минимум располагать "картой проходов в минных полях" (попросту говоря - надо заниматься с репетитором, который хорошо знает стиль составления тестов и их возможное содержание). Вряд ли это способствует набору в вузы наиболее способных и биологически грамотных школьников...
В принципе выправить ситуацию совсем несложно. Взять хоть ту же тысячу тестов, о которой идет речь, и "отделить зерна от плевел". Для этого достаточно раздать их нескольким специалистам по соответствующим разделам биологии (для выправления ошибок) и нескольким авторитетным в педагогическом мире преподавателям биологии (на предмет соответствия вопросов школьной программе). Вопрос в том - заинтересованы ли в наведении порядка наши коллеги из высшей школы... Хочется все же верить, что цели у нас - общие.
P.S. Когда рецензия была уже написана, вышло переиздание сборника (А.А. Каменский. Н.А. Соколова, С.А. Титов. 1000 вопросов и ответов. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗЫ. М.: Книжный дом "Университет". 1999. 2-е изд.. исправ.). Мы решили было, что труд наш пропал даром (и слава Богу!); надо думать, авторы получили множество отзывов, подобных нашему, и выправили ошибки... Однако выяснилось, что в тексте этого "исправленного" издания не заменено ни единой запятой! Все как было - и парапитеки с проплиопитеками, и каштан с пальчато-сложными листьями, и даже "орангутанГ" через два "г"...
С.М.ГЛАГОЛЕВ, кандидат биологических наук,
К.Ю. ЕСЬКОВ, кандидат биологических наук, .Москва

Орангутаны - Pongo

Класс Млекопитающие (Mammalia)
Подкласс Трехнотерии (Trechnotheria)
Инфракласс Высшие звери (Eutheria)
Надотряд Архонты (Archonta)
Грандотряд Эуархонты (Euarchonta)
Отряд Приматы (Primates)
Подотряд Эуприматы (Euprimates)
Инфраотряд Сухоносые обезьяны (Haplorhini)
Парвотряд Человекообразные (Anthropoidea)
Узконосые обезьяны (Catarrhini)
Надсемейство Гоминоиды (Hominoidea)
Семейство Человекообразные (Hominidae)
Подсемейство Понгины (Ponginae)
Триба Понгини (Pongini)
Род Орангутаны (Pongo )

Орангутаны, или оранги (Pongo Lacépède, 1799) - род крупных древесных гоминид (Hominidae) из Юго-Восточной Азии, где они известны начиная с плейстоцена. Описано 3 ископаемых и 2 современных вида, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.

Внешний облик молодого самца Pongo abelii .

Этимология и история изучения

Наименование «оранг-утан» малайского происхождения и означает «человек лесной» (примечательно, что местные земледельцы - батаки - называют так не только обезьян, но и примитивные племена лесных собирателей, например, кубу). Используемое иногда название «орангутанг» ошибочно, так как в переводе значит «человек-должник». Местные жители издревле охотились на орангутанов, иногда приручали их и содержали в качестве домашних питомцев. Недюжинная сообразительность этих обезьян была давно подмечена населением региона. Так, согласно одному из поверий, орангутаны умеют хорошо разговаривать, но не делают этого при людях, чтобы те не заставили их работать.

Судя по всему, в научных публикациях слово «орангутан» первым употребил в 1641 г. голландец Николас Тульп; правда, он обозначил им шимпанзе из Анголы. Если учесть, что европейцы впервые попали на Калимантан на сто лет раньше, малайские сказания о «лесных людях», вероятно, уже успели к этому времени широко распространиться. Другой голландец, Якоб Бонтиус, бывший врачом на Яве, вскоре правильно применил слово «орангутан», описывая животное с островов Суматра и Калимантан (его описание вошло в «Естественную историю» Бюффона). Все-таки, до конца XVIII столетия орангутанами зачастую продолжали называть всех без разбора антропоидов.


Старинное изображение орангутана (1876 г.).

Современное родовое наименование Pongo восходит к английскому моряку Эндрю Баттэллу, в XVI столетии обозначившего им человекообразного африканского примата (вероятнее всего, гориллу). Относительный порядок в систематике антропоидов был наведен лишь в XIX столетии. Первоначально выделили единственный вид - Pongo pygmaeus , однако в начале XXI столетия на основании морфологических, поведенческих и генетических различий была подтверждена самостоятельность второго вида - Pongo abelii . Начиная с XIX столетия, появляются сотни научных трудов об орангутанах со всевозможными анатомическими и физиологическими подробностями - и зачастую с умозрительными построениями, основанными на этих характеристиках, поскольку ни один из тех авторов, по-видимому, не наблюдал этих приматов на воле.

Исследованиями орангутанов в природе впервые занялась Барбара Хариссон в середине ХХ столетия. Другая выдающаяся исследовательница, продолжившая работу на этом поприще уже практически в наши дни - Бируте Гальдикас. Помимо этого, наряду с прочими человекообразными обезьянами, орангутаны подверглись многим лабораторным исследованиям с целью изучения их интеллекта и коммуникативных способностей. В отличие от довольно редких в природе, в неволе у них зафиксированы многочисленные случаи использования инструментов. Обезьяны также продемонстрировали способность решать сложные задания, например, открывать запертый на пряжки ящик. В рамках изучения коммуникации орангутанов обучали языку жестов и графическим символам. В начале 2011 г. группой исследователей было объявлено об секвенировании генома этих приматов.

Старый самец Pongo pygmaeus .

Морфология

Орангутаны представляют собой крупных обезьян с ярко выраженным половым диморфизмом, самцы у них значительно крупнее самок. Средняя длина тела взрослых самцов - 95-100 см, самок - 75-80 см; высота в выпрямленном положении - 120-140 (до 158) см у самцов и 100-120 (до 127) см у самок. Масса тела взрослых самцов составляет 50-90 кг, но в неволе они сильно жиреют и могут достигать 190, а по некоторым данным - даже 250 кг. Огромный размер и своеобразный внешний вид служат самцу для устрашения конкурентов, если те предпринимают попытки посягнуть на его территорию и полномочия. Самки примерно вдвое легче и весят около 30-50 кг. Орангутаны с Калимантана и Суматры примерно равны по размерам и массе, но максимальные показатели зафиксированы у суматранских обитателей.

Портреты взрослых самца и самки Pongo pygmaeus .

Сложение орангутанов массивное и довольно неуклюжее, у них сильно развита мускулатура, обычно имеется большой круглый живот. Эти животные прекрасно приспособлены к древесному образу жизни. Их мощные передние конечности сильно удлинены, при выпрямленном положении тела доходят почти до лодыжек, а их размах у крупных особей может достигать 2,25 м. Локтевая и лучевая кости длиннее плечевой. Кисти удлиненные и широкие, первый палец развит слабо и почти неспособен к манипуляциям, остальные пальцы длинные и сильные. При передвижении по деревьям четыре пальца кисти схватывают ветвь подобно мощному крюку. Задние конечности на 30% короче, чем передние.

Благодаря большой подвижности запястных и плечевых суставов, при лазании по ветвям орангутан может выворачиваться под самыми разными углами. Тазобедренный сустав также практически универсален. Обезьяна способна вытягивать ногу вниз, назад, вперед, в сторону под прямым углом и почти вертикально вверх. В связи с жизнью на деревьях первый палец стопы рудиментарный и зачастую лишен ногтя, но может поворачиваться и противопоставляться остальным пальцам, другие пальцы развиты хорошо. Стопа держится в согнутом состоянии и способна к схватыванию, не уступая по цепкости кисти.

Скелеты самцов Pongo abelii .

Волосяной покров довольно редкий, но лохматый и длинный. У взрослых особей на плечах и верхних частях рук он настолько значителен, что свисает лохмами длиной более 40 см. Шерсть жесткая, красновато-рыжая, с возрастом она немного темнеет. Окрас шерсти варьирует от ярко-оранжевого у молодых животных до коричневого или темно-шоколадного у некоторых взрослых.

Легкие не подразделяются на доли. Спереди на мощной шее имеется непарный гортанный мешок со многими ответвлениями, служащий для усиления голоса. У самцов емкость мешка достигает нескольких литров, у самок он развит слабее. Седалищных мозолей обычно нет, они встречаются лишь иногда и имеют небольшие размеры. У орангутанов обнаружены группы крови А, В и АВ (нет группы О) и другие компоненты крови человека. В их диплоидном наборе 48 хромосом.

Левые кисть и ступня Pongo abelii .

Голова крупная, округлая. Лицевая часть широкая, несколько выдвинутая вперед и имеет сферическую форму. Череп довольно высокий. У самцов сильно развиты сагиттальный и лямбдоидальный гребни. Лоб, в отличие от большинства антропоидов, высокий и выпуклый; надбровные дуги развиты умеренно. Глаза маленькие, близко посаженные. Профиль лица вогнутый, челюсти сильно выступают вперед. Головной мозг сравнительно большой, достигает 300-500 кв. см в объеме и похож на человеческий.

Лицо голое, широкое; уши маленькие; губы способны сильно вытягиваться, особенно нижняя. Цвет лица серый, коричневатый или почти черный, у молодых животных слегка розоватый. У взрослых самцов по бокам головы развиваются упругие слабообволошенные наросты в виде полукруглых валиков до 10 см шириной и до 20 см длиной, образованные жировой и соединительной тканью. Сверху валики сходятся на лбу, а снизу сливаются с мешком-резонатором. Со стороны кажется, будто лицо обезьяны окантовано толстой складчатой кожей. Валики продолжают расти после достижения полового созревания и наибольшего размера достигают у старых животных. С возрастом у самцов также появляются желтоватые борода и усы, растущие больше не посредине над высокой верхней губой, а по ее бокам. У взрослых самок также имеется борода, но она развита не столь сильно.

Череп Pongo pygmaeus , вид спереди и снизу.

Челюстной аппарат довольно массивный, зубы крупные. Как и у других обезьян Старого Света, зубная формула составляет I2/2 C1/1 Pm2/2 M3/3 = 32. Увеличенные резцы имеют лопатообразную форму, особенно большая их первая пара. Клыки самцов значительно крупнее, чем у самок. Моляры большие и плоские, обладают ребристой поверхностью и твердой эмалью. Жевательная поверхность щечных зубов покрыта сложным рисунком мелких бороздок и морщин. Челюсти и зубы орангутанов с равным успехом справляются как с мягкой, так и жесткой пищей и представляют собой отличное приспособление для срывания фруктов, веток с гнездами термитов, сдирания с деревьев коры, перемалывания твердых семян, раскалывания раковин и орехов.

Срединный срез головы орангутана.

Среда обитания

Ранее орангутаны обитали по всей Юго-Восточной Азии, но сегодня сохранились лишь в некоторых районах Суматры и Калимантана. Обычно они населяют первичные и вторичные дождевые леса на болотах, равнинах и холмах на высоте 200-400 м над уровнем моря, но иногда поднимаются в горы на высоту до 1500 м.

Количество осадков на Суматре в среднем составляет около 3000 мм в год, влажные сезоны длятся с марта по июнь и с сентября по декабрь. Среднегодовая температура составляет 29,2 ° С, однако в различные месяцы она колеблется в диапазоне от 17 ° C до 34,2 ° C. Влажность на протяжении всего года достигает около 100%. На Калимантане еще жарче и более влажно. В год в среднем выпадает 4300 мм осадков. Влажный сезон длится с декабря по май, сентябрь также дождливый, а с июня по август довольно сухо. Температура воздуха колеблется от 18 ° C до 37,5 ° C.


Ареал распространения орангутанов.

Орангутаны - это довольно флегматичные животные, которые медленно растут, мало размножаются и долго живут. Их жизнь, довольно спокойная и ленивая, - следствие существования в среде, где смертность невысока, а периоды бескормицы не являются большой проблемой. На Суматре обезьяна может стать жертвой тигра (Panthera tigris sumatrae ). Гораздо более мелкий дымчатый леопард (Neofelis nebulosa ), обитающий на Калимантане и на Суматре, представляет опасность главным образом для самок и детенышей. Иногда эти обезьяны подвергаются нападениям крокодилов и одичавших собак.

Передвижение

Орангутаны ведут сугубо древесный образ жизни, встречаясь на всех уровнях высоких деревьев. Среди современных древесных млекопитающих они - наиболее крупные. Эти обезьяны с легкостью раскачиваются на ветвях (брахиируют), лазают и ходят по ним, причем в большинстве случаев делают это осторожно и без спешки. Они никогда не прыгают подобно гиббонам, поскольку слишком тяжелы для этого. Тем не менее, в верхней части леса орангутаны способны передвигаться с не меньшей скоростью, чем та, с которой по земле бежит человек. Обычно при передвижении тело находится в вертикальном положении, нижние конечности нащупывают ветки, но наступают на них не всей подошвой, а лишь согнутыми пальцами, верхние же конечности поочередно перехватывают ветви, предварительно проверяя их на прочность.

Молодая особь Pongo abelii на дереве.

Иногда обезьяны раскачивают дерево, на котором сидят, из стороны в сторону, пока не появится возможность ухватиться за соседнее дерево, по крайней мере, двумя конечностями. Это получается благодаря их цепкости и способности свободно двигаться в различных направлениях. И кисти, и стопы орангутанов прекрасно приспособлены к хватанию. Обезьяны могут забираться высоко в древесные кроны. Невероятная сила и ловкость позволяет животным добраться до пищи, которая иначе была бы недоступна.

Как правило, обезьяны висят, распростершись на деревьях, держась за ветви теми конечностями, которыми им удобнее, а свободными добывают себе пропитание, главным образом плоды. Если же крупные самцы из-за своего большого веса не могут вскарабкаться по тонким ветвям, на которых растут плоды, они попросту усаживаются в середине кроны и начинают ломать или пригибать ветки к себе. Таким способом им удается быстро очистить дерево от плодов, покалечив при этом и переломав множество ветвей.

Pongo pygmaeus передвигается по земле.

Самки и детеныши спускаются с деревьев крайне редко, но грузных самцов можно иногда увидеть на земле. Как правило, обезьяны спускаются вниз лишь для того, чтобы перебраться на новое дерево. Здесь они медленно передвигаются на четвереньках, опираясь на тыльные поверхности средних фаланг пальцев передних конечностей и на наружные края стоп; могут ступать и на сжатые в кулаки кисти. Иногда, при более быстром передвижении, задние конечности забрасываются вперед между передними. На Калимантане спустившихся с деревьев обезьян можно увидеть чаще. Это связано с тем, что здесь, в отличие от Суматры, не водятся тигры. Плавать орангутаны не умеют, но иногда их замечали в воде.

Самка Pongo pygmaeus с детенышем переходит вброд водоем.

Питание

Орангутаны могут съесть очень много и иногда проводят целый день, сидя на дереве с плодами и поглощая их. Установлено, что в рацион этих приматов входит до 400 различных видов растений. От 60 до 90% всего съеденного составляют фруктовые плоды - как спелые, так и недозревшие, особенно со сладкой и жирной мякотью (дуриан, джекфрут, фиги, рамбутан, личи, мангостин, манго, сливы и др.). Чаще всего обезьян привлекают дуриановые деревья высотой до 30 м, с редкой листвой. Плоды дуриана, похожие на шиповатые футбольные мячи, - любимое блюдо орангутанов. Сорвав плод, они вскрывают его зубами и руками. Затем, засунув внутрь пальцы, извлекают белую мякоть с орешками и поедают ее.

В некоторых местностях основой рациона являются плоды фиговых деревьев, так как они отличаются высокой урожайностью, собирать их довольно просто, и они хорошо перевариваются. В то же время, орангутаны без каких-либо трудностей потребляют даже содержащие стрихнин плоды Strychnos ignatii , единственным видимым эффектом чего у них является разве что усиленное слюноотделение. Распространяя семена поедаемых фруктов, эти приматы способствуют расселению многих растений. Отмечены случаи использования орангутанами растения Commelina , обладающего противовоспалительным эффектом.

Когда плодов не хватает, орангутаны питаются семенами или сдирают кору с деревьев и лиан с целью добраться до ее внутреннего слоя - луба, именно в такие голодные времена хорошие и крепкие зубы служат им верную службу. Помимо этого, обезьяны регулярно едят молодые листья, побеги и цветы, иногда лакомятся птенцами, птичьими яйцами, ящерицами, медом, насекомыми, улитками и другими мелкими беспозвоночными; порой поедают богатую минералами почву. Помимо насыщенности микро- и макроэлементами, потребляемая глинистая почва может быть полезна тем, что поглощает содержащиеся в растительной пище токсины, также она помогает при кишечных расстройствах - например, диарее.

Орангутан-самец поедает листья.

Имеются сведения и о поедании орангутанами мяса. Так, в Национальном парке Индонезии Гунунг Лесер пара взрослых животных, самец и самка, в течение 3 часов кормились тушей белорукого гиббона, съев ее без остатка. Обычно приматы довольствуются влагой, добытой из сочных фруктов, однако если ее недостаточно, они пьют воду, которая скапливается в углублениях стволов, слизывают с шерсти и с деревьев капли дождя, обсасывают мох, орхидеи или свою руку, предварительно опущенную в воду.

В Индонезии с ярко выраженной сменой времен года лето - самая счастливая пора для орангутанов. Благодаря обилию фруктов обезьяны много едят и быстро набирают вес, запасая жир на будущее, на сезон дождей, когда кора и древесина будут их почти единственным средством к существованию. В это неблагоприятное время они по многу дней вынуждены обходятся вообще без еды. Очевидно, именно предрасположенность орангутанов к перееданию при наличии большого количества доступной пищи и является основной причиной их ожирения в неволе.

Обмен веществ

Недавно было установлено, что метаболизм орангутанов примерно на 30 % ниже, чем рассчитанное исходя из массы их тела значение. Согласно расчетам, на протяжении дня среднестатистический орангутан потребляет от 1100 до 2000 калорий. Для сравнения: человек, который не обременен даже легкой физической работой, как правило, сжигает в день на 500-1000 калорий больше. Вероятно, столь низкий уровень обмена веществ выработался у орангутанов из-за их неспешного образа жизни и сезонного минимума пищевых ресурсов.

Отдых

Активность у орангутанов дневная. Как и другие крупные антропоиды, на ночь они строят гнезда. Выбрав надежное место, обычно в развилке ветвей, приматы ловко обламывают вокруг себя крупные ветки и укладывают их в разных направлениях, пока они не образуют достаточно надежную платформу. Движения животных размеренные и неторопливые, иногда они заново берут какую-нибудь ветку и перекладывают ее по-другому. Затем полученный каркас оплетается тонкими прутьями и выкладывается сверху листьями, причем они нередко размещаются в «художественном» порядке. Полученная подстилка утрамбовывается. Ночью, особенно в дождливое время, орангутаны часто укрывают себя ветками или какими-нибудь крупными листьями; иногда сооружается еще один слой платформы для надежной непромокаемой крыши. Гнезда сооружаются в средней части дерева на высоте 10-20 м от земли, где менее ветрено.

Самка спит в одном гнезде с детенышем, прижимая его к груди. Другие члены группы, как правило, строят себе отдельные гнезда, иногда помогая друг другу. В этих же гнездах они спят и днем; порой для дневного отдыха устраиваются новые гнезда. Обычно гнездо используется одну ночь или несколько ночей подряд, если обезьяны надолго остаются в одном и том же месте. Иногда новое гнездо строится рядом со старым. Спят орангутаны навзничь или на боку с прижатыми к животу ногами, одной или обеими руками держась за сук. Известно, что на сон у них уходит около 60% всего времени. Пробуждаясь с первыми лучами солнца, они неторопливо потягиваются и почесываются, протирают кулаками глаза и осматриваются. Затем покидают гнездо и направляются завтракать. Самые жаркие полуденные часы орангутаны также любят проводить, дремля в гнездах. Таким образом, основная активность обезьян приходится на утро и вечер.

Общение

По сравнению с другими человекообразными приматами, вокальные способности орангутанов не отличаются большим разнообразием. Иногда они тяжело вздыхают, кряхтят и попискивают. Громким чмоканьем и пыхтением обезьяны выражают угрозу, хныканьем и плачем - гнев, раздражение или боль. Молодое животное может скулить, прося о чем-нибудь мать.

Самец, желающий обозначить свою территорию или привлечь внимание самок, издает своеобразный громкий вопль. Его вокальные упражнения начинаются с глубокого вибрирующего хлюпанья, которое постепенно переходит в оглушительное стенание. При этом горловой мешок у обезьяны раздувается наподобие шара, а большие воздушные полости-резонаторы, расположенные под кожей грудной клетки, усиливают звуки настолько, что их можно услышать и за километр. Заканчивает выступление басистое ворчание. Как заметил один исследователь, «песня» орангутана напоминает звуки автомобиля при переключении скоростей.

Общение орангутанов.

Когда были проанализированы закономерности того, как самки орангутанов реагируют на обращенный к ним зов, то оказалось: то, что ранее считалось просто «брачным воплем», на деле служит не просто для привлечения внимания, но содержит вполне конкретную информацию о личности и статусе потенциального брачного партнера. Его шансы дополнительно повышаются, если в разговор вклинивается третий самец, над которым можно продемонстрировать превосходство. Также исследователи смогли выделить две основные модели общения у самцов-орангов между собой. Первую, «превентивную», взрослый самец адресует молодым или слабым потенциальным соперникам, чтобы они держались в стороне. Второй вариант - почти моментальный ответ доминанта на услышанный вызов другого самца.

Подмечено также, что когда орангутаны издают звуки, предупреждающие о приближающейся опасности, они могут существенно менять свой голос с помощью приложенных ко рту листьев. Издаваемые ими таким образом звуки не только сигнализируют сородичей об угрозе, но и показывают потенциальному нападающему (леопарду, тигру, змее), что его обнаружили. Обычные (губные) крики орангутанов довольно высокие - около 3500 герц, руки понижают частоту до 1800, а листья - до 900 герц. Между тем, чем ниже звук, тем больше вероятность, что животное крупное, а значит, с ним лучше не связываться и поискать жертву поменьше. Возможно, используя листья, орангутаны пытаются обмануть хищника, потому что крики тревоги они издают только тогда, когда сильно испуганы.

Замечено, что в тех популяциях, где подобный обман существует, им пользуются почти все орангутаны самого разного возраста. Это может означать, что данный метод достаточно эффективен против нападающих. Однако так как пока не установлена реакция хищников на «измененные» крики, этого нельзя утверждать наверняка. Все же любопытно, что животные, не привыкшие к присутствию рядом человека, кричали гораздо чаще, чем те, которые уже были знакомы с Homo sapiens. Приведенные факты свидетельствуют: орангутаны понимают, что другие животные знают, а чего не знают (т.е., как хищники воспринимают тот или иной их крик). Так или иначе, эти обезьяны - единственные помимо человека существа, способные манипулировать звуком с помощью подручных средств.

Кроме того, в ходе эволюции у орангутанов выработался богатый жестовый словарь, позволяющий им довольно интенсивно общаться друг с другом. Исследователи выявили у этих приматов (исследовались 28 особей из трех европейских зоопарков) 64 разных жеста, причем 40 из них повторялись достаточно часто, чтобы можно было точно узнать их значение, одинаково понимаемое практически всеми подопытными животными. По полученным результатам был составлен словарь. В нем присутствуют такие жесты, как сальто, разворот назад, укус воздуха, подергивание за волосы, размещение объектов на голове (последнее означает «я хочу поиграть» - это едва не самое распространённое высказывание в языке орангутанов). А чтобы показать, что требуется идти за ней, обезьяна обнимает партнера по коммуникации и легко тянет в нужную сторону.

Примечательно, что некоторые такие жесты схожи с жестами людей. К примеру, чтобы подать сигнал «стоп», орангутан слегка нажимает на руку «собеседника», делающего, по мнению первой обезьяны, что-то неправильно. Точно так же нередко поступают не умеющие говорить человеческие дети. Обезьяны могут довольно упорно повторять жест, если их визави не отвечает на него определенным действием, то есть явно говорят на языке тела, вкладывая в свое преднамеренное сообщение вполне определенный смысл. В сочетании с высокой частотой использования все это может свидетельствовать о начальном этапе формирования своего рода языка. Мимическое общение орангутанов пока изучено недостаточно.

Pongo abelii в процессе общения с сородичем.

Интеллект

Среди приматов, живущих в неволе, орангутаны набирают наибольшее количество очков в экспериментах по интеллекту. Они без особых трудностей обучаются использовать рудиментарную языковую систему, сосредоточенную на шести пищевых объектах и за 2 года способны усвоить и употреблять около 40 знаков-жетонов. Также эти обезьяны демонстрируют способность самостоятельно изобретать и изменять жесты в зависимости от того, насколько хорошо их понимают окружающие.

В ряде экспериментов орангутаны показали, что они вполне могут принять ценность денег и даже покупать друг для друга еду, однако делают это лишь в том случае, если последующая дележка ею будет равноценной. «Если ты даешь мне недостаточно, то и я не буду с тобою делиться, а если же от тебя есть хоть какая-то польза, то и я готова купить твое сотрудничество», - примерно так исследователями описывается мышление этих приматов, взвешивающих затраты и выгоды от своих взаимодействий с сородичами.

Большая сообразительность орангутанов особо бросается в глаза при наблюдении за ними в неволе. Так, старый самец по кличке Мариус в Мюнхенском зоопарке завел особый порядок соблюдения чистоты в клетке. В качестве ночного горшка он стал использовать старый солдатский шлем. Усевшись на него и сделав все необходимое, осторожно нес шлем к решетке и выливал содержимое через прутья в водосток. Этот орангутан вообще отличался особой чистоплотностью и выметал из клетки весь сор. Служителям почти не приходилось за ним убирать.

Дикие орангутаны используют свой интеллект при создании сложных схем по добыче пищи. Порой они изобретают приспособления, дающие им возможность добраться до пищевых запасов, недоступных для других обитателей джунглей. В некоторых местах Суматры обезьяны целенаправленно подправляют веточки для извлечения семян из больших плодов нессии, так как эти семена защищены массой колючих волосков. Листья используются как салфетки - чтобы вытереть себя, либо в качестве перчаток, чтобы защититься от колючек на плодах дуриана. Известно, что ловчие листья-кувшинчики насекомоядных растений служили обезьянам чашкой.

Орангутаны также используют специальные орудия для извлечения меда из гнезд пчел или для того, чтобы проверять дупла деревьев на наличие в них муравьев или термитов, почесываются палочками, отмахиваются ветками от назойливых насекомых и делают из листьев подобие зонтика для защиты от дождя или солнца. В неволе обезьяны пользовались палками для выталкивания приманки из трубки, разжевывали ветки, превращая их в губку, которой набирали воду из сосуда. Однако, хотя орангутаны и могут хорошо манипулировать предметами, используют они данную способность мало, уступая в этом отношении шимпанзе.

Орангутаны - великолепные имитаторы, они способны быстро перенимать и копировать поведение, которое наблюдали у других сородичей или даже людей. Наблюдения за этими приматами показали, что они могут имитировать до 90% увиденных телодвижений. Находясь рядом с людьми, обезьяны без особых трудностей перенимают человеческие привычки. В реабилитационных центрах некоторые орангутаны копировали людей, стирая вещи в воде с мылом. Воспроизводят они и приемы использования орудий труда. Одна молодая самка даже научилась пилить дрова и забивать гвозди. Аборигены Калимантана - дусуны - и сейчас используют орангутанов как домашних животных, начиная воспитывать их с раннего детства и приучая выполнять обязанности в доме: качать люльку с ребенком, носить воду, выкорчевывать пни и т.п.

В одном из случаев на Калимантане обезьяны видели местных рыбаков с удочками, а после пробовали сами ловить рыбу при помощи брошенных людьми инструментов. Один самец догадался использовать оставленную человеком «жердь» в роли копья. Он взобрался на ветки, свисающие над водой, и попытался протыкать палкой рыбу, плавающую внизу. Увы, добыть ее таким способом ему не удалось. Зато при помощи того же самого инструмента этот орангутан успешно выуживал плавающие плоды, упавшие в реку. Другой орангутан использовал найденные палки, чтобы вытащить на берег рыбу, запутавшуюся в лесках с крючками, заброшенных ранее в воду людьми.

Молодой Pongo pygmaeus пытается ударить палкой рыбу.

Пристрастие повторять поведение других, а не изобретать все новые модели поведения приводит у орангутанов к возникновению местных традиций. Так, все особи в популяции пользователей орудий труда имеют те или иные трудовые навыки, хотя не все часто им пользуются. В то же время члены другой популяции, отделенные от умельцев всего лишь рекой, могут не обладать такими способностями, не использовать тех или иных орудий либо применять их в других целях. Кроме того, в разных местностях орангутаны применяют различные методы строительства гнезд, издают разные звуки и по-разному управляются с пищей.

По мнению исследователей, обучение в жизни орангутанов значит не меньше, чем врожденные инстинкты. Посредством передачи навыков новые формы поведения вполне могут наследоваться из поколения в поколение. Однако размеренный и преимущественно уединенный образ жизни этих приматов совершенно не способствует развитию и распространению приобретенных навыков. Данное предположение согласуется с наблюдением, что орудийная деятельность гораздо шире распространена не у калимантанских, а у более развитых в социальном плане суматранских орангутанов.

Территориальность

Поскольку орангутаны крупные животные и аппетит у них соответствующий, плотность их населения обычно низкая - примерно одно животное на 1-3 кв. км, но в плодородных речных долинах и заболоченных лесах плотность может доходить до 7 особей на 1 кв. км. В день орангутаны продвигаются на расстояние от 100 м до 3 км, в среднем - несколько меньше 1 км. Во многом это расстояние зависит от территориального статуса животного.

По стратегии территориального поведения среди орангутанов можно выделить «резидентов», «жителей пригорода» и «странников». «Резиденты» проживают внутри индивидуального участка с фиксированными границами. Самки исследуют и осваивают территории площадью 70-900 гектаров, иногда их участки частично перекрываются. Подросшие дочери обычно остаются поближе к материнской территории, а вот самцы могут странствовать годами, пока не остепенятся. Участки самцов-«резидентов» гораздо больше - они достигают 2500-5000 гектаров и часто пересекаются с участками нескольких самок. В условиях нынешней разреженности популяции индивидуальные участки могут быть еще обширнее. Совершая регулярные вылазки в пределах своих владений, самец ищет не только пищу, но и способную к спариванию самку, а также изгоняет других самцов - репродуктивных конкурентов.

Большинство самцов, однако, не имеют фиксированных участков, представляя собой «жителей пригорода» или «странников». «Жители пригорода» проводят в одной местности лишь несколько недель или месяцев, а потом переселяются на расстояние нескольких километров от нее. Таким образом, в течение года они меняют свою локализацию много раз. В следующем году эти самцы нередко возвращаются в обжитые ранее районы. Хотя осваиваемая ими территория в итоге и оказывается гораздо большей, чем у «резидентов», однако репродуктивное преимущество последних очевидно - они свободно спариваются с самками, живущими на территории их индивидуальных участков. Молодые половозрелые самцы, как правило, являются «странниками». Они не привязаны к конкретной местности и нигде не задерживаются надолго, постоянно пребывая в движении. Взрослея, такой самец может установить свой участок и стать «резидентом», избрать образ жизни «жителя пригорода» или продолжать оставаться «странником».

Социальные отношения

Орангутан - один из трех самых известных человекообразных обезьян. Вместе с гориллой и шимпанзе он относится к числу наиболее близких к человеку животных. Часто можно встретить ошибочное написание названия этого зверя - орангутанг. Но слово «орангутанг» на языке местных жителей означает «должник», а слово «орангутан» переводится как «лесной человек». Всего известно два вида орангутанов - борнейский и суматранский.

Борнейский орангутан (Pongo pygmaeus).

Внешний вид этих обезьян очень своеобразен и не похож ни на какое другое животное. В вертикальном положении высота орангутанов всего 120-140 см, а вот вес может достигать 80-140 кг, в редких случаях даже 180 кг! Связано это с тем, что орангутаны имеют относительно короткие конечности и толстый живот, поэтому при небольшом размере эти животные имеют большой вес. Туловище у орангутанов скорее квадратной формы, конечности сильные, мускулистые. Руки у орангутанов настолько длинные, что в вертикальном положении свисают ниже колен, а вот ноги, наоборот, короткие и кривые. Ступни и ладони крупные, причем и на руках, и на ногах большой палец противопоставлен остальным. Это облегчает захват ветвей при лазаньи по деревьям. На концах пальцев ногти как у человека. Череп у орангутанов выпуклый с сильно развитой лицевой частью. Глаза близко посаженные, ноздри относительно небольшие. У этих животных хорошо развиты мимические мышцы лица и они часто гримасничают. У орангутанов хорошо выражен половой диморфизм (различие в строении тела самцов и самок): самки мельче и тоньше (до 50 кг), самцы не только тяжелее, но и имеют особый валик кожи вокруг лица. Этот валик формирует лицевой диск, особенно выраженный у старых самцов, кроме того у самцов на лице ярче выражены усы и борода. Цвет шерсти у молодых огненно-рыжий, у старых животных более темный - бурый.

Тело орангутанов покрыто длинной, довольно редкой шерстью, которая у старых животных свисает как бахрома.

Обитают орангутаны только на островах Борнео и Суматра Малайского архипелага, то есть их естественный ареал относительно небольшой. В природе эти животные населяют исключительно тропические леса, причем проводят на деревьях большую часть жизни, редко спускаясь на землю. По деревьям они передвигаются переходя с ветки на ветку, а там, где расстояние между соседними деревьями большое, орангутаны используют гибкие тонкие стволы или лианы. При передвижении эти обезьяны часто виснут на руках и вообще используют передние конечности активнее задних. В отличие от других обезьян, тяжеловесные орангутаны не прыгают с ветки на ветку. Несмотря на это, у старых животных иногда обнаруживают следы переломов рук и ног.

В качестве ночлега орангутаны используют ветки деревьев: чаще они спят прямо на ветвях, иногда сооружают в кронах примитивные гнезда.

Отличительной особенностью этих животных является одиночный образ жизни, который вообще-то не свойственен приматам. Орангутаны резко отличаются повадками от других видов обезьян: они на редкость тихие и молчаливые, их голоса редко услышишь в лесу. Характер у них очень спокойный и миролюбивый. Орангутаны никогда не устраивают драк, ведут себя вальяжно, передвигаются неторопливо. Можно сказать, что им присуща некая интеллигентность. В лесу каждое животное имеет свой участок, однако охрана территории не сопряжена с агрессией. Орангутаны избегают близости человека и вместо того, чтобы наведываться в человеческие поселения в поисках пищи, ищут уединения в глубине леса. При поимке они не оказывают сильного сопротивления.

Питаются орангутаны растительной пищей - листьями и плодами деревьев, изредка они поедают яйца птиц и мелких животных. Пищу они собирают в кронах, неторопливо срывая и пережевывая побеги. Как и многие обезьяны, орангутаны не любят воду, поэтому избегают переплывать реки, а во время дождя накрывают голову сорванными листьями.

Орангутан внимательно изучает содержимое яйца, которое он только что съел.

Размножаются эти животные круглый год. Самец для привлечения самки начинает громогласно реветь на весь лес. Если соперников несколько, они своими песнями стараются переманить самку каждый на свою сторону, но сами редко покидают границы собственного участка. Самка по звуку выбирает самого сильного кавалера и посещает его территорию для спаривания. Беременность длится 8,5 месяцев. Самка рожает одного, реже двух детенышей весом 1,5-2 кг. Новорожденный покрыт довольно длинной шерстью и крепко держится за шкуру матери.

Самка орангутана нежно заботится о малыше.

Вначале самка держит детеныша на груди, потом подросший малыш сам перебирается на спину матери. Мать кормит детеныша молоком до 2-3 лет, затем он еще пару лет сопровождает ее. Только в возрасте 5-6 лет орангутаны начинают самостоятельную жизнь. Половозрелыми они становятся в возрасте 10-15 лет, а живут в среднем 45-50. Таким образом за свою жизнь самка может воспитать не более 5-6 детенышей, то есть орангутаны крайне неплодовиты.

Детеныш орангутана учится лазать по «лианам».

В естественной среде это не играет роли, поскольку у крупных орангутанов, живущих на вершинах деревьев, практически нет врагов. Но тем не менее животные эти очень редкие. Численность орангутанов сокращается из-за уничтожения тропических лесов. И без того небольшой ареал этих обезьян катастрофически уменьшился за последние 40 лет. В последние десятилетия к уничтожению лесов добавилась еще одна беда - браконьерство. По мере того как орангутаны становятся все более редкими, возрастает их цена на черном рынке и все большее число охотников отправляется в лес за добычей. Часто охотники убивают мать только чтобы отнять детеныша.

Самка орангутана с детенышем.

Молодых орангутанов перепродают в частные зоопарки, но отнюдь не для разведения. Обычный удел таких животных быть игрушкой для людей. Пользуясь тем, что орангутаны очень умны, быстро обучаются и не проявляют агрессии даже взрослыми, их обучают всевозможным трюкам, гримасам и даже вредным привычкам.