Изготовление катаны разделено на большое количество этапов и может составлять несколько месяцев. Сначала стальные отрезки сорта тамахаганэ кладут рядом друг с другом, покрывают глинистым раствором и засыпают золой. Это позволяет убрать шлак из стали, который во время плавки удалится из металла и и будет впитан глиной и

золой. Далее металлические отрезки накаляют для их объединения. После этого происходит ковка молотом: созданный стержень сплющивают и складывают, потом опять сплющивают и снова складывают - таким образом увеличивают количество слоев в два раза (при 10 складываниях получается 1024 слоя, при 20 - 1048576) В результате углерод равномерно располагается в стержне, что позволяет сделать так, чтобы прочность лезвия была одинакова по всей поверхности.

Технология изготовления Катаны

Затем в заготовку необходимо подложить более мягкую сталь, для того, чтобы клинок не переломился при серьезных динамических нагрузках. Во время ковки, которая происходит несколько дней, заготовка удлинняется и методом соединения полос с разной твёрдостью образуется структура лезвия и его исходная форма. Далее накладывается ряд жидкой глины - для предупреждения окисления и перегрева. На режущей кромке образуется рисунок - линия закалки хамон.

Эта линия становится видна во время полировки меча. Хамон - это отличительный признак мастера, по нему возможно узнать, кто создал катану. Затем меч закаливают: он нагревается до температуры примерно 840-850 °С и сразу же охлаждается, в результате чего катана принимает необычайную твёрдость. Кроме того, в процессе закалки клинок самостоятельно изгибается, при этом величина и форма прогиба специфичны и зависят от метода охлаждения. Затем клинку придают законченный вид, затачивают и полируют применяя камни разной зернистости. Причем мастер стремится достигнуть совершенно плоских поверхностей и четких углов граней между плоскостями. Иногда на частях катаны, которые не подвергались закалке, создается украшающая гравировка как правило на тему буддизма. После полировки и украшения рукояти, катану можно использовать.

Клинок меча подобен
Потоку горного ручья.
Любуюсь им прозрачным летним утром.

Случалось ли вам прикасаться к самурайскому мечу и чувствовать под рукой не холодную сталь, а горячий, живой поток энергии? Как будто в этом клинке сосредоточена душа мастера, который его изготовил, и эмоции воинов, которые вытаскивали его из ножен, чтобы защитить честь самурая.
Катана появилась в обиходе японских воинов примерно в XII—XIII веке и за минувшие с тех пор столетия ее конструкция почти не изменилась. Меч попадал в руки самураев уже одухотворенным, на его изготовление требуются годы.
Каждое поколение мастеров вносило в изготовление катаны собственные нюансы.
Сегодня различают мечи 4 эпох:

  1. Като (изготовлены до XVI века включительно);
  2. Синто (XVII век);
  3. Синсинто (конец XVIII—начало XIX века);
  4. современные Гэндайто.
Мечи различаются как по текстуре и цвету клинка, так и по свойствам. У катан эпохи Като темно-серые клинки, у лучших образцов металл отполирован до бархатистой матовости. Сталь мечей Синто и Синсинто более светлая и яркая.
Причина такого различия не в том, что традиции мастеров Като были утрачены, а в том, что для производства мечей более поздних эпох использовалось другое сырье, влияющее на боевые качества оружия. Например, современные катаны и мечи Синсинто без труда разрубают связки бамбука, в то время как клинки Синто крошатся, а Като сминаются.


Производство металла
Металл, из которого изготовлена древняя катана, имеет уникальную слоистую структуру. Существует несколько технологий получения высококачественной оружейной стали для катан.
Первый способ изготовления стали
Железную руду, богатую примесями вольфрама и молибдена, добывали из песка сатетсу. Полученное сырье пережигали, разрубали на крошки и опять пережигали. Этот процесс насыщал железо углеродом, превращая его в сталь-сырец — оросиганэ. Чтобы отделить качественную сталь от металла, ослабленного наличием шлаков, оросиганэ расковывали, охлаждали в воде и измельчали, легко выламывая зашлакованные куски. Большое значение имело качество воды, поэтому большинство кузниц размещались у горных рек и родников. Поскольку сталь-сырец была недостаточно однородной, ее ковали и сваривали несколько раз до тех пор, пока не получалась высококачественная чистая сталь.
Второй способ изготовления стали

Еще один метод получения стали появился в Маньчжурии и стал активно применяться японскими мастерами в конце XIV века. Заключался он в длительном плавлении железной руды в татара-печах. Процесс был трудоемким, дорогим, но эффективным: для получения 5 тонн выплавленного металла, называемого кера, требовалось несколько дней и не один десяток тонн угля. Почти половина керы — это сталь с 1,5-процентным содержанием углерода. Оставшаяся часть представляла собой конгломерат нескольких металлов, включая и чугун дзуку.
Прежде чем стать оружейной сталью, металлу предстояло пройти еще одно испытание, — испытание временем. Заготовку закапывали во влажную землю вблизи вулканов и гейзеров, и за несколько лет ржавчина выедала «слабые» части металла.
Обработка металла: снижение содержания углерода
Из полученной одним из указанных способом обогащенной углеродом стали делали заготовку для будущего клинка. При этом надо было снизить насыщение стали углеродом, поскольку его содержание более 0,8% делает металл твердым, но хрупким после закалки.
Углерод выжигали непосредственно из заготовки клинка поэтапно. Сырцовую сталь расковывали в пластину, охлаждали в воде и раскалывали. Полученные куски сортировали и выкладывали на лопатку из железа или сырцовой стали, фиксировали с помощью глины и проковывали при высокой температуре. Получившийся брусок складывали вдвое, надрубив поперек, сваривали, затем складывали еще раз вдвое, на этот раз надрубив вдоль и снова сваривали.
Таких циклов проводили несколько, до 15-ти. С каждым таким удвоением содержание углерода понижалось: после первого этапа на 0,3%, после каждого последующего — на 0,03%. Таким образом, можно было довольно точно уловить момент, когда уровень водорода в стали снижался до нужных 0,8%. Каким будет конечный состав стали, каждый мастер решал сам: кто-то предпочитал работать с прочным, но более мягким металлом, а кого-то интересовала твердость, даже если клинок при этом становился очень хрупким.
Каждый этап с удвоением добавлял новые слои заготовке. С математической точки зрения их должны быть миллионы, но поскольку в процессе сварки молекулы тончайших пластин смешивались, то в реальности слоев получалось несколько тысяч.
Техники различных оружейных школ
У каждой из более чем 1 800 оружейных школ были свои собственные секреты ковки клинков из полученной высококачественной стали. Но при этом каждый мастер следовал единому для всех правилу: лезвие длинного меча должно быть твердым, а остальные части — прочными, но более мягкими.
Большинство мастеров делали клинки трехслойными по схеме сан-май: твердое, но хрупкое остро отточенное лезвие окружено с двух сторон более мягкими вязкими обкладками из железа. Немного усовершенствованная технология подразумевала обертывание стального клинка железной «рубашкой» с трех сторон.
В знаменитой провинции Бидзен, признанной оружейным центром Японии, применяли совершенно противоположный технологический прием — кобу-си. Мастера из Бидзена использовали железо для изготовления основы клинка, которую «обворачивали» оружейной сталью. Из сплошной части стальной «рубашки» отковывали лезвие клинка. При этом необходимо было знание особых способов закалки, которые обеспечили бы клинку высокую эластичность без потери твердости.

Типы японских клинков.
Заточка и шлифовка
Изготовив из полученной стали слегка изогнутый 60—70-сантиметровый клинок шириной 3 см, мастер приступал к заточке и шлифовке. Катана заточена только с одной стороны, чтобы меч можно было использовать и в конной, и в пешей битве. Смещение центра тяжести к острию облегчает нанесение рубящих ударов.
Шлифовали клинок тоже поэтапно, каждый раз уменьшая зернистость шлифовального круга (всего использовали 9—12 кругов). На последнем этапе мастер полировал сталь подушечками пальцев мелко растертым древесным углем. Появление зеркального блеска означало рождение катаны.
После полировки на клинке проступала продольная линия — хамон, обозначающая границу между матовой поверхностью стального лезвия и зеркально блестящей более мягкой частью, дзиганэ. На самых качественных клинках дзиганэ имеет узор хада, похожий на поверхность дамасской стали.

Клинок катаны
Иногда хамон называют линией закалки, что не совсем верно, но имеет под собой основу. Если клинок закаливали по технологии кобуси, то хамон проявлялся благодаря использованию глины. Перед закалкой часть клинка, которая должна была сохранить вязкость, обмазывали глиной, оставляя свободной область лезвия. Клинок разогревали и закаливали в воде. При этом открытая часть остывала быстрее, приобретая нужную твердость, а часть, спрятанная под глиной, становилась более эластичной за счет долгого остывания. На стыке этих областей и появлялся хамон. Лезвие, закаленное таким образом, получало название яки-ба, что значит, обожженное.
Знатоки называют меч самураев, катану, самым совершенным холодным оружием, которое когда-либо было создано человеком.

Здравствуйте, дорогие кенши !

Сегодня я хотел бы рассказать, как самостоятельно изготовить рукоятку (цука ) для катаны (иайто, шинкен ). Подготовить настоящий обзор меня сподвигла необходимость восстановить свой старый иайто , у которого по ряду обстоятельств отсутствовала рукоять. Делать рукоять на заказ в России или Японии достаточно накладно и занимает много времени и ресурсов. Поэтому я решил сэкономить время и деньги, плюс проверить место откуда растут руки. 😂😂😂

В этом обзоре я расскажу, как выточить рукоять из дерева и подготовить её к намотке (цукамаки ), о которой я расскажу в следующем обзоре.

Любой будока занимающийся иайдо или баттодо хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда рукоять катаны по тем или иным причинам приходила в негодность. Обычно рукоятка катаны имеет два изъяна — это цукамаки (намотка цукаитто ) и место крепления хвостовика катаны . Если перемотать цукаитто — это не совсем сложная и затратная задача, с которой справится любой, понадобится лишь новый шнур и сноровка. То с разболтанным хвостовиком дела обстоят сложнее. В зависимости от ситуации (если нет критичного повреждения целостности рукояти) можно решить и эту проблему, смешав опилки со столярным клеем, и залив в отверстие для хвостовика. После чего потребуется вставить сам хвостовик в отверстие с субстанцией, чтобы субстанция заполнила все лишние полости, и вытащить его перед тем, как он намертво приклеится. Однако, такой способ не всегда работает. Если рукоять из-за болтающегося хвостовика треснула, то для своей безопастности и безопастности окружающих такую рукоять необходимо заменить.

Ну, либо кому-то захотелось иметь парадную или наоборот «рабочую» рукоятку, то этот обзор также будет полезен для изготовления оной. А как это правильно сделать — пойдёт речь дальше. 😏

Для начала Вам понадобится сама катана (в разобранном виде). Часть коширае для цука , а именно: хабаки , сеппа (2 шт.), цуба , фути и кашира .

Последние две позиции очень важны, так как обычно рукоять вытачивается под фути и кашира определенного размера. От этого зависит выбор материала, а конкретно — его размеры.

Из инструментов понадобятся: тиски, струбцина, ножовка, набор напильников и наждачной бумаги разной зернистости, стамеска (если есть резец по дереву, то это облегчит задачу), нож, алмазная точилка (понадобится для заточки стамески в процессе, ибо тупая стамеска — это боль!), киянка, набор линеек, маркер и эпоксидный клей.

Для заготовки рукоятки лучше всего использовать дерево твёрдых пород. Можно использовать «традиционное» дерево — магнолию или павлонию, однако, их достаточно сложно найти в России, да и цены кусаются. Если для Вас происхождение вашей рукояти не имеет значения, то самый распространенный и доступный вариант — это российский дуб. Есть несколько интернет магазинов, которые предлагают к продаже бруски для поделок разной длины и ширины. В среднем цены колеблются от ₽500.00 до ₽1,500.00 за брусок. Лично я сэкономил и использовал в качестве заготовки остатки от паркета из массива итальянского дуба. 😎

N.B. Паркетная доска либо любое другое слоёное дерево не годится в качестве заготовки! И, наверное, не стоит упоминать, что дерево должно быть сухим!

Итак, все необходимые материалы и инструменты у нас есть. Переходим непосредственно к процессу изготовления рукоятки. Примерное время изготовления — два дня.

Перед этим нам необходимо определится с размерами рукоятки. Размеры — штука индивидуальная. Я могу предложить лишь измерить вашу «рабочую» цука , которая удобна в использовании.

Расскажу на своём примере. Длинна моей цука (вместе с фути и кашира ) — 280 мм . Ширина в самом широком месте (вместе с цукаитто ) — 45 мм . Толщина (вместе с цукаитто ) — 25 мм . Длина цукамаки (между фути и кашира ) — 260 мм . Ширина цукаитто 8 мм .

N.B. Здесь необходимо быть очень внимательным! Так как в зависимости от материала (хлопок или шёлк) и натяжения, а так же способа намотки, шнур может быть разной ширины, и от этого сильно зависит количество шагов (ромбиков), которые можно намотать на рукоятку между фути и кашира, а так же пространство для нижнего узла. Чтобы не было зазоров и узел «влез», я советую посмотреть как ваша «рабочая» рукоятка намотана, и прикинуть (с учётом материала) какая длинна рукоятки потребуется.

Определившись с финальными размерами будущей рукоятки, нам теперь необходимо определится с размерами заготовки. Конечно, сама деревянная рукоять под самэгава (шкура ската) и цукамаки намного меньше размеров, которые я указал (за исключением длинны). Но, как мне кажется, не стоит брать заготовку совсем впритык, так как работа с твёрдым деревом предполагает определенный уровень мастерства. Поэтому при отсутствии оного зачастую случаются огрехи производства (где-то струганули слишком много). Если взять заготовку чуть больше, чем размеры рукоятки в сборе, то в случае ошибок будет больше места для манёвра.

Для своей рукоятки я взял в качестве заготовки два бруска, каждый из которых длинной ~300 мм , высотой ~50 мм , шириной ~25 мм (см. фото выше).

Теперь необходимо выбрать наиболее ровные стороны (это понадобится в дальнейшем). Собираем катану для замеров. Плотно надеваем на хвостовик хабаки , сеппу , цубу , а затем другую сеппу . Размещаем собранную конструкцию на одном из брусков (см. фото ниже) по центру. Максимально точно обводим маркером. Так как обычно хвостовик катаны не совсем плоский, с одной стороны широкий, а с другой узкий, то на другом бруске делаем тоже самое зеркально (перевернув катану ). Это важно, когда мы склеим заготовки, то должно получится отверстие для конкретного хвостовика.

N.B. Я обвёл толстым маркером хвостовик (см. фото выше), вырезать полость для него я буду внутри этой линии. Очень важно, чтобы хвостовик был идеально подогнан в разрезе, иначе он будет болтаться. Глубина отверстия при этом не очень важна, так как потом это можно будет убрать напильником.

Берем в руки стамеску и начинаем выстругивать желоб для хвостовика. Следите за тем, что у одного края желоб должен быть глубже, чем у другого. Постоянно проверяйте глубину и ширину, прикладывая хвостовик. В конце концов хвостовик должен идеально вставляться в желоб и не «гулять» в нём.

Конец желоба можно сделать на 3-5 мм длиннее, чем длина хвостовика. Это необходимо на тот случай, если вы будете подгонять фути, стачивая верх рукоятки, чтобы потом хвостовик не сильно торчал из неё при сборе и вам не пришлось бы использовать прокладки.

N.B. Я специально не показываю на фото, что необходимо просверлить дырки для мекуги, так как в моем случае я буду делать новое отверстие (мекуги-ана) во время финишной сборки. Если же Вас устраивает имеющееся отверстие под мекуги, то до склеивания необходимо просверлить отверстие в каждой половинке будущей рукоятки. Обратите внимание, что на хвостовике оно идёт под углом. Соотвественно, наметьте сначала сверлом меньшим диаметром, а после склеивания можно будет просверлить по размеру.

Когда оба желоба для хвостовика готовы, соедините их вместе, зажав в тиски, чтобы проверить, как садится в это отверстие хвостовик.

Всуньте и высуньте хвостовик из заготовки. Если он входит достаточно плотно, но при этом без лишних усилий, и если не гуляет, то можно переходить к следующему этапу. Если же не входит до конца, то следует ещё подточить излишки. Если же хвостовик немного гуляет, то эту проблему можно будет решить при склеивании заготовки.

Следующий шаг — подготовка к склеиванию. Ранее я указал, что необходимо выбрать наиболее ровные части заготовки. Это сократит нашу работу с напильником. Теперь нужно обе половинки будущей рукоятки сначала обточить напильником, а потом наждачной бумагой так, чтобы они ровно и плотно прилегали друг к другу.

Итак, обе половинки идеально соприкасаются друг с другом. Теперь мы готовы к склеиванию. У меня был опыт склеивания рукояти специальным столярным клеем. Однако, я думаю, что эпоксидный клей более прочен и долговечен, а самое главное — прост в использовании. Я использовал эпоксидный клей в специальной упаковке (как шприц), которая при нажатии сразу смешивает компоненты, на выходе выдавая нужную нам субстанцию.

N.B. К сожалению, на следующий этап согласно инструкции нам отведено 5 минут, поэтому было не до фотографий. Заранее снимите коширае с катаны!

Берем «шприц» с клеем и выдавливаем линией «U » вокруг желоба для хвостовика. Не стоит выдавливать слишком много клея на это место, так как излишки потекут внутрь. Оставшуюся ниже желоба часть намазываем клеем обильно.

Аккуратно вставляем хвостовик в намазанную клеем половинку, после чего накрываем другой половинкой.

Сильно зажимаем эту конструкцию в тиски в районе начала желоба. Конец заготовки сильно сжимаем струбциной. У нас есть приблизительно 5 минут, чтобы вытащить хвостовик.

Теперь вернёмся к моменту «если хвостовик у вас гуляет» . После того, как мы зажали склеенную заготовку в тиски, часть клея попала в желоб для хвостовика. Это нормально! Чтобы избежать люфта в будущем, не вытаскивайте сразу хвостовик хотя бы в течение минуты. Как почувствовали, что он вытаскивается с трудом, вытащите его на половину и вставьте обратно. Повторите эту процедуру несколько раз в течение отведённых минут. Теперь все лишние полости заполнены эпоксидным клеем. Когда он застынет, то люфт хвостовика исчезнет.

N.B. Хвостовик необходимо сразу же почистить!

Оставляем нашу конструкцию сохнуть согласно инструкции на 8 часов. Этого вполне достаточно, чтобы заготовка склеилась «намертво». 👌

Итак, восемь часов прошло. Наша заготовка надежно селилась и готова к дальнейшей обработке.

Как видно на фото выше, по сути наша заготовка — это брусок. Этому бруску нужно предать овальную форму. У нас есть осевая линия — это линия склеивания половинок. её следует придерживаться. Начинаем обтачивать все стороны равномерно, но не слишком много (см. фото ниже).

По моему опыту удобнее будет определиться с формой, если приложить фути к верхней части рукоятки.

И обвести фути маркером. В дальнейшей обработке заготовки стоит придерживаться этой формы.

На этом этапе необходимо определиться с направлением рукояти, а так же подогнать фути . Поэтому с помощью стамески и напильника вытачиваем ободок под фути .

После того как мы подгоним фути и смонтируем катану на рукоятке, нам будет проще определиться с направлением, где убирать излишки дерева.

Теперь рукоятка начинает вырисовываться из заготовки. Пора подумать о форме будущей цука . Она может быть прямой от начала до конца; она может быть шире в начале и уже в конце; она может быть заужена по середине, как песочные часы (лично я предпочитаю такую форму). Определившись с формой, нам следует наметить эту форму на заготовке. На фото ниже можно наблюдать небольшой изгиб сверху рукояти. Сделав такой же снизу, получим нужную нам форму.

Рукоять не должна быть толще (шире) чем кромка фути и кашира . Так как по бокам в дальнейшем будет расположатся полоски самэгава , а потом и цукамаки . Это всё придаст нужную нам толщину, поэтому смело состругаем все излишки.

N.B. Цукамаки должны быть вровень с фути и кашира!

Перед тем как перейти к финишной обработке рукоятки, нам необходимо разместить кашира на конце рукояти. Подгоняем кончик рукояти под кашира . У кашира имеется два отверстия для финального узла цукамаки . Однако, эти отверстия сейчас недоступны. Наша задача сделать их доступными. Для этого нам понадобится круглый напильник и немного терпения. Зажимаем вертикально рукоять в тиски. Надеваем кашира на неё. Отмечаем место для отверстия с двух сторон. И вытачиваем отверстие, как показано на фото ниже.

В итоге у нас должно получится что-то вроде этого (см. фото ниже), когда кашира надета на рукоять.

Собрав фути и кашира , доводим напильником и наждачной бумагой нашу рукоятку до финишной обработки. Обязательно, чтобы стороны рукоятки были достаточно плоскими, чтобы на них можно было бы разместить самэгава .

В итоге мы получили цука по нашим размерам для нашей катаны , которая готова к финишной обмотке (цукамаки ), о чём я расскажу Вам в следующем обзоре.

Stay tuned! 😎

Настоящий обзор (текст и фотографии) подготовил Брагин Андрей Евгеньевич , специально для Московского клуба кендо и иайдо Сёгун .

Производство катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который во время плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают - и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 - 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы клинок не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого на будущий клинок наносится слой жидкой глины - для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твердой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катаны. Далее следует закалка: клинок разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который применяется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с применением камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками. С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Сталь

По традиции японские мечи делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа - халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс происходил в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для меча же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6-0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нём углерода, была моздана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с её трудоёмкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

Во время ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских японских мечей времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для производства меча. Оригинальный кованый меч изготовлен, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны. Кроме того, подлинный меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Во время ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC вместе с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60-62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении - наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также производили хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Закалка

Так же как и западные кузнецы Средневековья, использовавшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцированно. Довольно часто клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твёрдость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц. В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счёт быстрого охлаждения раскалённого металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объём. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.

Перед самой закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На режущую кромку наносится более тонкий слой, чем на другие участки клинка. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750-850 град.C), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в тёплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита, чем остальные участки клинка. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо видна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону (здесь перепутаны якиба («обожженное лезвие») - собственно закалённая часть клинка, и хамон - узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакалённой).

Некоторые мастера-кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности клинка меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить клинки очень высокого качества с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к эксплуатации.

Меняя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ниэ и ниой - характерные мартенситные образования различного размера).

Вслед за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск - нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 град.C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря этому достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

Термическая обработка - весьма тонкий этап в производстве катаны, и даже опытный мастер-кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, клинок считается бракованным.

Полировка

После окончания своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн - инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику - тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок - сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним клинком на этом этапе длится примерно 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Вместе с этим есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, которые достигаются только благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия меча, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

Катана – длинный немножко изогнутый двуручный меч, придуманный и сделанный впервой в Японии. Он был одним из предметов вооружения самурая. Позже фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» катана стала волновать многих. Как же самому сделать катану ?

Вам понадобится

  • Наковальня, железистый песок (специальный черный песок с побережья Японии, из которого плавится железо), молот, плавильня, древесный уголь, горн, порошок песчаника, вода, глина, рисовая солома, а также шлифовальные и полировочные инструменты для обработки полученной стали. Если все это вы сумели обнаружить, то приступим к самому изготовлению меча.

Инструкция

1. Погрузите древесный уголь, зажгите его, разместите песок в плавильню и при температуре 1500 градусов, выплавите приблизительно четыре килограмма стали. Поделите получившийся металл на немного – и высокоуглеродистую железо. Малоуглеродистая железо – серо-черного цвета. Поместите на дне горна мелкие и большие куски древесного угля, после этого подожгите. Позже этого разместите в горн высокоуглеродистую железо и также насыпьте немножко древесного угля.

2. Позже этого распределите по дну горна золу от рисовой соломы и предварительно измельченный древесный уголь, разместите слой высокоуглеродистой стали и засыпьте все это древесным углем. После этого начинайте стремительно качать меха, пока в горне не останется одна железо. Осмотрительно достаньте куски стали и начинайте ковать из них плоские листы. Следите, дабы по толщине они были не больше пяти миллиметров. Поделите железо на высоко – и малоуглеродистую.

3. Куски высокоуглеродистой стали положите на стальную заготовку с рукоятью, оберните в бумагу и нанесите глину. Позже этого, положите все это в горн и засыпьте углем. Грейте приблизительно 30 мин до возникновения белого цвета. Получившийся блок достаньте, положите на наковальню и несколько раз ударьте молотом. После этого вновь положите в горн, отлично раскалите и вновь ударьте несколько раз молотом. Повторите эту процедуру пять – шесть раз.

4. У вас получилась железо, которая именуется «каваганэ». Возьмите малоуглеродистую железо, которую вы предварительно отложили, сделайте из нее брусок путем ковки, а после этого сверните и прокуйте его еще 9-10 раз. Сейчас вы получили железо «синганэ».

5. Дальнейшим шагом будет заготовка для лезвия. Расколите брусок и выкуйте из него прямоугольную пластину. Растягивая пластину перпендикулярно длине, вы придадите лезвию надобную форму. Обработайте напильником хвостовик лезвия. Процесс изготовления катаны, завершите дальнейшим образом. Из пары брусочков древесины сделайте ручку, которую вначале обмотайте кожей, а после этого шнуром из хлопка.

Аура, которая окружает мифический самурайский меч – катану, поддерживает интерес и восхищение перед этим видом оружия на протяжении не одной сотни лет. Катана – крепкий, легкий и эластичный меч. Он становится таким за счет особенных материалов, из которых он куется, особой техники ковки и, согласно легендам, верного сердечного настроя мастера.

Вам понадобится

  • Железистый песок
  • Плавильня
  • Молот
  • Наковальня
  • Рисовая солома
  • Глина
  • Порошок песчаника
  • Инструменты для шлифовки и полировки стали

Инструкция

1. Для того дабы выковать верную катану, надобно запастись особенным «черным песком» с японского побережья. Это железистые пески из которых вам предстоит выплавить тамахаганэ – традиционную японскую железо, используемую для ковки самурайских мечей.

2. Загрузите рудный песок в плавильню – татара – и выплавите на древесном угле около 4 килограмм стали. Температура в плавильной печи должна добиваться 1 500 градусов по Цельсию.

3. Рассортируйте железо на малоуглеродистую и высокоуглеродистую. Высокоуглеродистая тамахаганэ тяжелее, ясно серебристого цвета. Малоуглеродистая – грубее, серо-черного цвета.

4. Покройте дно кузнечного горна измельченным древесным углем, добавьте огромные куски угля и подожгите их. Уложите слой малоуглеродистой стали и вновь засыпьте слоем древесного угля. Дождитесь пока железо опуститься к дну горна.

5. Покройте дно горна золой от рисовой соломы напополам с измельченным в порошок древесным углем, уложите слой высокоуглеродистой стали горкой, засыпьте сверху древесным углем. Начните активно качать мехи. Дождитесь пока в горне не останется только железо.

6. Возьмите куски тамахаганэ и начните ковать из них плоские листы толщиной в полсантиметра. Охлаждайте листы в воде и разламывайте на пластинки площадью в 2 квадратных сантиметра. Рассортируйте железо на высокоуглеродистую и малоуглеродистую.

7. Возьмите отобранные куски высокоуглеродистой стали, уложите на стальную пластину с рукоятью. Оберните бумагой и обмажьте глиной. Разместите в кузнечный горн. Засыпьте древесным углем и нагревайте не менее тридцати минут до ясно желтого либо белого цвета.

8. Достаньте блок из горна, поместите на наковальни и осадите молотом. Вновь разместите в горн, нагрейте и прокуйте. Повторите данный цикл несколько раз.

9. Когда ваш брусок будет готов, сделайте в нем надкол долотом и сверните на себя. Вновь нагрейте и обработайте молотом, до тех пор пока верхние и нижние половины не сплавятся, а брусок не вернется к изначальной длине. Повторите данный цикл шесть раз.

10. Перед продолжением ковки разрежьте брусок на четыре равные части. Сложите их одна на иную и сварите их совместно, путем нагревания и ковки. Ещё шесть раз повторите сворачивание, нагрев и ковку. У вас получилась железо «каваганэ».

11. Возьмите отложенную низкоуглеродистую железо, выкуйте из неё брусок и после этого сверните и прокуйте его ещё десять раз. У вас получилась «синганэ» либо железо сердцевины.

12. Выкуйте из каваганэ плоскую пластину длиной в 40 сантиметров, сверните в виде буквы U. Вовнутрь этой пластины разместите брусок синганэ. Нагрейте заготовку в горне до ясно-желтого цвета и начните сковывать. Достигните полной сварки пластин между собой.

13. Сделайте заготовку для лезвия, нагревая брусок в горне и выковывая из него прямоугольную заготовку.Придайте лезвию форму, путем растягивания заготовки перпендикулярно длине. Сформируйте режущую кромку, острие, боковые ребра и обух.

14. С поддержкой ножика-скребка обработайте поверхность меча. Напильником обработайте обух и режущую кромку. При помощи камня-карборунда исполните заблаговременную шлифовку каждого лезвия.

15. Приготовьте клейкую глиняную смесь из глины, толченого древесного угля и порошка песчаника в равных пропорциях. Разбавьте водой и шпателем нанесите на режущую кромку. Толстым слоем по обуха и на боковых поверхностях и дюже тонким слоем по самой кромки. Дождитесь пока глина застынет.Нагрейте лезвие в горне до 700 градусов Цельсия и охладите в емкости с водой.

16. Скорректируйте изгиб лезвия и отполируйте его.

17. Напильником обработайте хвостовик лезвия.

18. Закончите производство катаны, сделав ручку из 2-х половинок древесины, обмотанных вначале кожей, а потом хлопковым шнуром.

Видео по теме

Полезный совет
Обучиться искусству изготовления обычной катаны дозволено экстраординарно лично у подлинного мастера. Существует уйма тонкостей и секретов, которые передаются только от педагога к ученику.

Настоящая катана, являясь оружием самурая, изготавливается из определенных сортов железа, скованных в несколько слоев. Но современные катаны, как водится, куются из рессорной стали. Следственно заточка японских мечей-новоделов имеет свои особенности.

Вам понадобится

  • – катана;
  • – камни для заточки;
  • – электрический наждак;
  • – маркер;
  • – защитные очки.

Инструкция

1. Возьмите меч в руки и мысленно поделите клинок на три части. Верхняя часть затребует особенно острой заточки (она будет разрезать), средняя – заточки под огромным углом (на нее будет доводиться нагрузка при ударе) и, наконец, нижняя часть, которая ближе каждого к гарде, затачивается минимально (на нее реально не доводится нагрузка). Разметьте эти части маркером.

2. Вначале сделайте клинку минимальную заточку. Для этого включите электрический наждак, наденьте защитные очки, подождите приблизительно одну минуту, пока он всецело раскрутится, и перпендикулярно поднесите к нему кончик меча. Легким движением, не прижимая крепко клинок к диску наждака, проведите меч справа налево, после этого опрокиньте его и проведите слева направо. Повторите процедуру до тех пор, пока очевидно не будете ощущать пальцем на режущей кромке острый угол. Такого же результата дозволено добиться, водя точильным камнем по клинку, но это займет значительно огромнее времени и сил.

3. Сейчас заточите верхнюю часть клинка. Опять поднесите катану к наждаку, положите клинок плашмя на диск. Наклоните ее так, дабы режущая кромка слегка касалась вертящегося диска. Движениями слева направо и справа налево водите клинок от кончика до отметки его средней части. Этим вы уменьшите угол заточки.

4. Заточите среднюю часть клинка. Угол заточки должен быть 40-45°. Водите лезвие по наждаку, плотно его к нему прижав – от отметки средней части до отметки нижней вышеописанным методом, пока не добьетесь нужного угла заточки. Подобно поступите с нижней частью клинка. Тут острота заточки не так значима, следственно угла 50° будет довольно (но никто вам не воспрещает сделать его поменьше). Заточка нижней части должна заканчиваться на 2-3 см от гарды (дальше точить будет трудно, а гарду ободрать дозволено легко).

5. Сейчас доведите меч до надобной остроты точильными камнями. Вначале равномерно проводите ими по каждой длине клинка, дабы удалить допустимые неровности. После этого целеустремленно затачивайте крутыми короткими движениями всякую часть по отдельности, начиная с нижней.

Обратите внимание!
Чем поменьше угол заострения, тем поменьше крепкость лезвия. Для разрезания твёрдых материалов нужны огромные углы заострения, а для разрезания мягких материалов угол заострения должен быть гораздо поменьше.

Полезный совет
Позже рубки на мечах на вашем клинке неотвратимо останутся зазубрины (для его сохранности отличнее отбивать вражеское оружие плоской стороной клинка), следственно процедуру заточки точильными камнями повторяйте позже всего боя либо раз в неделю.

Катана представляет собой длинный двуручный изогнутый меч с одной острой гранью. Наравне с коротким мечом вакидзаси и вспомогательным кинжалом танто она входила в стержневой комплект вооружения японских самураев. Катана была душой воина, драгоценностью, семейной реликвией и даже философией. В наши дни японская культура и боевые искусства крайне знамениты в России, следственно самурайские мечи пользуются огромным спросом. Знание положительно предпочесть катану – это тоже искусство, которому необходимо учиться.

Инструкция

1. Решите для какой цели вы хотите приобрести катану . От этого будут зависеть размеры меча, комплектация и даже материал.

2. Если меч надобен вам для тренировок, приобретите боккэн – деревянный макет катаны. Боккэн должен выдерживать мощные удары, следственно он изготавливается из твердых сортов древесины (бука, дуба, граба) и пропитывается лаком либо смолой для увеличения плотности. При насыщенных тренировках меч прослужит 1-2 года. В Японии к боккэнам относятся примерно с таким же уважением, как к настоящим катанам.

3. Если вы выбираете тренироваться с настоящим мечом, уделите главенствующее внимание при выборе катаны не декору, а размерам и форме. Возьмите меч в руки: удерживать его должно быть удобно и славно. Длина катаны варьируется в пределах от 95 до 120 см. Для того, дабы положительно подобрать длину меча для себя, встаньте прямо и возьмите его за основание лезвия вблизи круглой гарды (цубы). Кончик лезвия должен фактически касаться пола. Длина рукояти катаны (цука) должна составлять приблизительно три ваших кулака (в среднем около 30 см).

4. Приобретая оружие в презент, в качестве украшения интерьера, отдайте предпочтение комплекту из 2-х мечей (катана и вакидзаси) либо 3 (катана, вакидзаси и танто). Это будет выглядеть больше значительно и богато. В различие от европейских сабель, кортиков и шпаг, японские катаны не вешаются на стену, следственно непременно приобретете особую подставку.

5. Дабы катана заняла заслуженное место в интерьере, позаботьтесь об аксессуарах. Отличительной спецификой самурайских мечей является вероятность разобрать их на комбинированные части. От того что рукоятка обыкновенно изготавливалась из дерева и обтягивалась кожей либо тканью, она стремительно снашивалась и нуждалась в замене. Выбирая катану , приобретите добавочный комплект для ее оправы (сорои-моно). Он включает цубу (гарду), менуки (украшения рукоятки), касира и фути (головку и муфту рукоятки).

6. Помните о том, что за самурайским мечом, как и за любым иным оружием, необходимо положительно ухаживать. Неукоснительно приобретете особый комплект по уходу за катаной. Он включает в себя порошок природного камня для полировки, рисовую бумагу для чистки, масло для смазывания лезвия, а также мекугицучи – инструмент для извлечения деревянных гвоздей (мекуги), которыми крепится рукоятка.

Видео по теме

Обратите внимание!
Если вы хотите приобрести катану в презент не в качестве предмета интерьера, а для занятий боевыми искусствами, неукоснительно приходите в магазин совместно с грядущим обладателем. Безусловно, сюрприза не получится, но только сам воин сумеет определить, положительная ли у меча длина и удобно ли будет с ним трудиться.

Японский меч катана создается в течение нескольких месяцев. Процесс настоль труден потому, что оружие должно быть единовременно острым, крепким и не ломким. Дабы добиться этого, мастера комбинируют в одном клинке несколько видов металла. Если вы решили нарисовать катану и хотите, дабы рисунок был правдоподобным, рассматривайте особенности устройства этого оружия.

Вам понадобится

  • – карандаш;
  • – бумага;
  • – ластик;
  • – краски/цветные карандаши.

Инструкция

1. Нарисуйте прямую линию. Она послужит основой очерка. Если на рисунке помимо катаны будут другие предметы либо люди, определите их пропорциональное соотношение. Рассматривайте длину оружия – около 70-100 см.

2. Поделите линию на три равные части. Верхний отрезок обозначает длину рукояти. От того что меч должен быть изогнутым, слегка выгните нарисованный отрезок. Самая «выпуклая» точка располагается в середине отрезка.

3. Обозначьте ширину катаны. Ширина клинка приблизительно в 30 раз поменьше всеобщей длины оружия. Рукоятку сделайте чуть больше широкой, чем клинок. Острие клинка должно быть скошенным – «отрежьте» конец меча под углом 45°.

4. На границе ручки и лезвия нарисуйте гарду. Это металлическая насадка, которая охраняет руку воина. Ее диаметр составляет в среднем 8 см, а толщина – 5 мм. Форму гарды вы можете предпочесть по своему желанию – она бывает круглой, овальной, четырехугольной, многоугольной, поделенной на части. На поверхности этой части катаны дозволено изобразить резьбу либо окантовку цветными металлами. Сверху и снизу гарда крепится шайбами – нарисуйте их в виде тонких полосок.

5. Под и над гардой нарисуйте по полоске, верхнюю сделайте больше тесной. Это муфты, сделанные из латуни либо бронзы.

6. Удалите вспомогательные линии построения и подробно прорисуйте поверхность всех частей катаны. Дозволено заранее сделать акварельный фон, а на высохшую краску добавить карандашные штрихи.

7. Рукоятка катаны должна быть обтянута кожей. Сверху она обмотана лентой. Узор обмотки придумайте либо скопируйте с фотографии подлинного оружия. Между витками тесьмы дозволено добавить объемные элементы декора. Ближе к гарде нарисуйте маленький штырь, которым рукоять крепится к лезвию.

8. Клинок катаны может быть сделан из одного либо нескольких металлов. Самые добротные экземпляры изготавливают из крепкого металла по краям и больше мягкого – в центре клинка. Прорисуйте границы этих «слоев». Раскашивая клинок, определите, где находится источник света, и обозначьте на лезвии блики и затененные места.

9. Ножны для катаны нарисуйте в виде изогнутого прямоугольника. В верхней его части должен располагаться шнур, продетый в петлю.

Японское оружие давным-давно теснее завоевало знаменитость во каждым мире. Длинный меч катана даже попал в русские оружейные государственные эталоны холодного оружия, где его назвали двуручной саблей. Хороше сделанная катана кажется монолитной, но на самом деле ее дозволено разобрать. Скажем, ее рекомендуется разбирать при транспортировке. Может появиться и надобность заменить рукоять. Помимо того, у коллекционеров частенько дозволено видеть отдельные части этого меча.

Вам понадобится

  • – маленький молоток;
  • – латунный шпунт:
  • – перчатки.

Инструкция

1. Ножны являются неотделимой частью катаны. В Японии они почаще каждого делались из кожи ската. Теперь данный материал применяется в основном в дорогих моделях, а для остальных ножны делают из всякий кожи, в том числе и неестественной. Катану в ножнах традиционно закладывают за пояс-оби. Эта мода возникла в XVII столетии и сохранилась до сего времени. Перед тем как снимать рукоятку, выньте меч из ножен.

2. Цука (рукоятка) у классной катаны крепится с подмогой одного либо нескольких штырьков - мекуги (в иной транслитерации – мэкуги). Штырьки обыкновенно делались из бамбука и не вклеивались. Теперь мекуги делают и из других материалов, причем у недорогих моделей детали рукоятки неоднократно сажают на клей. Именно следственно при покупке катаны нужно попросить продавца ее разобрать. Перед тем как начать снимать рукоятку, наденьте перчатки. Дозволено обойтись и одной - на ту руку, которой вы будете удерживать за лезвие.

3. Положите катану на горизонтальную поверхность. Если вы не дюже уверены в том, что штырьки выйдут легко, дозволено опрятно зафиксировать меч в тисках. Но обыкновенно это не делается. Приставьте латунный шпунт острием к штырьку. Старательно ударяя молотком по головке латунной детали, выбейте его. Верно так же выбейте и остальные мекуги. Редко когда бывает огромнее 3 штырьков, традиционно довольно бывает одного-2-х. Отложите мекуги в сторону либо в небольшую коробочку, дабы не потерялись. Цуку принято было делать из древесины магнолии. Теперь зачастую используют разные пластики.

4. Рукой в перчатке возьмите меч за лезвие рядом с гардой. Крепко потяните рукоятку. Она должна сниматься с хвостовика, тот, что именуется накаго, с некоторым усилием. Снимите муфту-фути, находящуюся между рукоятью и гардой.

5. Дальнейшая деталь, которую нужно снять с ножевика - сэппа, оригинальная шайба, которая делает соединение больше крепким и не разрешает рукояти расколоться. Верно такая же сэппа находится и по иную сторону гарды.

6. Снимите гарду, которая у катаны именуется цуба. Позже этого остается снять еще одну шайбу и еще одну муфту, которая носит наименование хабаки. Изредка дозволено разобрать рукоять, сняв с нее некоторые декоративные элементы. Но у современных рабочих мечей эти украшения традиционно не снимаются.

Полезный совет
Короткий японский меч разбирается подобно и с подмогой тех же нехитрых приспособлений. Молоток не должен быть дюже огромным. Мощно стучать им не нужно, латунь - достаточно мягкий материал, и шпунт может деформироваться. Предметы ухода за катаной дозволено приобрести в том же магазине, что и сам меч.

Древесный уголь - один из продуктов горения древесины. Черное пористое вещество, которое составляют углерод и водород с небольшим числом минеральных примесей в виде карбонатов и оксидов различных металлов.

Вам понадобится

  • – древесина для перевоплощения в уголь
  • – дрова для костра
  • – стальная емкость
  • – совок

Инструкция

1. Древесный уголь получается при термическом разложении древесины без притока воздуха. Данный процесс именуется пиролизом. В зависимости от условий сгорания образуется продукт с разными свойствами. Основным параметром, влияющим на качество угля, является температура пиролиза.

2. При обугливании древесины из нее удаляется влага и кислород, остаются только горючие вещества - углерод и водород. Пирометрические показатели получаемого продукта возрастают по сопоставлению с начальным материалом. Для приобретения угля накаливание древесины необходимо вести медлительно, а температура процесса должна составлять около 400°С. Стремительный нагрев до высоких температур приведет к образованию дегтя и летучих продуктов сгорания.

3. Получить древесный уголь дозволено и в домашних условиях, соорудив аналог печи для углежжения. Для этого подойдет стальная бочка с герметичной крышкой. Приготовьте место и дрова для костра, а также древесину, предуготовленную для перевоплощения в уголь. Установите бочку на подставку, скажем, на камни либо кирпичи. Заполните вашу импровизированную углевыжигательную печь древесиной, заблаговременно распиленной на небольшие бруски. Герметично закройте крышку. Обеспечьте небольшие отверстия для выхода горючих газов. Разведите огонь под бочкой.

4. Через несколько часов, когда из отверстий перестанут выходить газы, нагрев дозволено перестать. Но бочку не следует открывать до полного остывания полученного угля без доступа воздуха. В отвратном случае, процесс горения на воздухе может возобновиться, и уголь всецело сгорит.

5. Дозволено легко спалить дрова в печи либо в костре до образования красных углей. После этого соберите угли совком в железную емкость, наглухо закройте и оставьте без притока воздуха до полного остывания.

Обратите внимание!
Внимание! При работе, соблюдайте меры предосторожности! Работайте в перчатках при классном освещении.

Полезный совет
Не начинайте производить катану, пока не подготовите все нужные компоненты.