в Избранное в Избранном из Избранного 0

К началу Второй мировой войны специалисты Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) имели довольно смутное представление о том, что собой представляет бронетехника потенциального противника. Примерно то же самое, впрочем, можно сказать и об их коллегах из стран-союзников СССР по ещё не созданной антигитлеровской коалиции. По вполне объективным причинам доступной информации о танках Германии и её союзников было немного. В основном она ограничивалась справочниками, которые грешили неточностями. Полноценное изучение зарубежной техники стало возможным только после начала боевых действий. В этом смысле СССР оказался едва ли не впереди планеты всей. Первые трофеи стали поступать ещё из Испании, ими оказались немецкие Pz.Kpfw.I Ausf.A и итальянский L3/35. Летом 1939 года на Дальнем Востоке был захвачен японский лёгкий танк «Ха-Го». Начало Второй мировой войны заметно пополнило список трофеев, среди которых оказался и немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Тихо вывез и ушёл — называется «нашёл»

Несмотря на то что Pz.Kpfw.II отсутствовал в советских справочниках 1939 года, об этом танке стало известно ещё до начала войны. Здесь стоит отдельно остановиться на том, как эта машина обозначалась в СССР — вопрос довольно важный, поскольку он объясняет легенду о том, что Pz.Kpfw.II якобы применялись в Испании. В некоторых материалах называется даже год боевого дебюта — 1938, при том что сами немцы в этом «не признаются». В списке поставленных франкистам танков Pz.Kpfw.II отсутствуют.

Разгадка кроется в системе обозначений, которую использовали в Советском Союзе. В 1939 году в советских документах появляется «лёгкий танк тип II», который, судя по всему, и стал источником мифа. Пикантность происходящего в том, что под «лёгким танком тип II» подразумевался… Pz.Kpfw.I Ausf.B. Именно так этот танк обозначался на информационных плакатах, выпущенных в октябре 1939 года. Более того, в некоторых справочниках военного периода этот танк продолжает обозначаться таким же образом — несмотря на то, что одновременно он обозначался и как «немецкий лёгкий танк Т-Iа». Подобная путаница, вероятно, и родила миф о применении Pz.Kpfw.II в Испании.

Наглядная демонстрация того, что именно в советских справочниках обозначали как «немецкий танк Т-II»

Между тем наряду с «лёгким танком Тип II», или Т-II, ещё до начала войны было известно и о другой машине — «лёгком танке Тип IIа», или Т-IIа. Описание этого танка однозначно свидетельствует о том, что под ним советские специалисты подразумевали именно Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.a или Ausf.b. Об этом говорит описание ходовой части: 6 опорных катков малого диаметра, сблокированных в тележки.

Когда именно об этом танке стало известно — история умалчивает, но можно быть уверенным, что это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Не исключено, что информация о нем поступила от внешней разведки, тем более что эти машины немцы особо не прятали, и они участвовали в различных мероприятиях.

Таким Pz.Kpfw.II Ausf.C прибыл на полигон НИИБТ

Впервые с Pz.Kpfw.II Красная армия столкнулась осенью 1939 года. 17 сентября 1939 года начались боевые действия, которые вошли в историю как Польский поход Красной армии. К двум часам ночи 19 сентября 1939 года советские танки ворвались во Львов. За неделю до этого в районе Львова начались сражения между польской армией и немецкими войсками, среди которых была и 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Файеля. Дивизия действовала к северо-западу от Львова, в частности, она принимала участие в сражении с польской армией за город Томашув-Любельский.

Чтобы начать изучение машины, для начала потребовалось привести её в порядок

По итогам боёв польская армия потеряла в этом районе три с половиной десятка единиц бронетанковой техники, включая танки 7TP, Vickers Mk.E и танкетки TK-S. Часть из этих машин принадлежала 10-й моторизованной кавалерийской бригаде под командованием Станислава Мачека (Stanisław Maczek). Значительной части бригады удалось уйти к польско-венгерской границе. Впрочем, и немцам здесь досталось: на СПАМе (сборном пункте аварийных машин), организованном в Томашуве-Любельском, оказались не только польские, но и немецкие танки.

Этот же танк после восстановления. Хорошо виден большой крест на лобовой части башни, который был отличной мишенью для польских расчётов противотанковых пушек

Первую неделю 24-я легкотанковая бригада под командованием полковника П. С. Фотченкова, которая заняла Львов, обживала новое место базирования. Не исключено, что от кого-то из взятых в плен польских солдат стало известно о большом скоплении польской бронетанковой техники. На тот момент окончательно новые границы между СССР и Германией не были определены, чем советские танкисты и воспользовались:

«По распоряжению Военного Совета Украинского фронта 6.10 был организован отряд в составе 152 человек с необходимым количеством боевых и транспортных машин для эвакуации трофейного имущества из района Красноброд, Узефов, Томашов, занятого уже немецкими частями.

Работая самоотверженно, отряд вывез много ценного имущества, в том числе два немецких танка, две немецких ПТО, 9 польских танков, 10 танкеток и до 30 орудий; возвратился без потерь».

Поскольку немецкой светотехники не было, на танк поставили фонари отечественного производства

Кстати, в этом перечне мог оказаться ещё и третий немецкий танк. Согласно воспоминаниям А. В. Егорова, служившего в 24-й легкотанковой бригаде, старший лейтенант Ткаченко угнал Pz.Kpfw.III, однако танк быстро вернули владельцам. Тем не менее среди машин, информация о которых была подготовлена в виде плакатов с ТТХ и уязвимыми местами, оказался Pz.Kpfw.III Ausf.D. Это та самая машина, которую, по словам некоторых историков, Красная Армия захватила осенью 1939 года. Естественно, ни на какое изучение она не ушла, но минимальную информацию о ней получить всё же удалось.

Совсем другая ситуация сложилась с другой машиной, Pz.Kpfw.II Ausf.C. Этот танк, который отряд 24-й легкотанковой бригады утащил со СПАМа в Томашуве-Любельском, немцам никто возвращать не собирался. Он стал законной добычей и отправился на изучение на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ) в подмосковной Кубинке. Также в СССР удалось вывезти ещё один танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A.

«Является современной боевой машиной»

Прибыли трофейные танки на полигон в 1940 году. В документах Pz.Kpfw.II Ausf.C получил обозначение Т-IIб. На СПАМ в Польше танк попал отнюдь не из-за какой-то механической поломки. Согласно акту осмотра, машина получила несколько попаданий. В частности, снаряд польской противотанковой пушки угодил в один из люков в лобовой части корпуса, повредив при этом картер коробки передач. В результате танк лишился хода и, вероятно, был брошен экипажем. Также был обнаружен износ узлов крепления рессор у двух опорных катков. Эти повреждения оказались следствием активной эксплуатации танка, выпущенного в 1938 году.

Остальные повреждения были вызваны иными факторами. Вероятнее всего, лишённую хода и брошенную экипажем машину скинули в кювет, а проходящие рядом войска стали потихоньку разбирать её на запчасти. Это было обычным явлением: существует масса фотографий машин с похожими повреждениями, которые подверглись «вандализму» со стороны немецких ремонтников. В особо тяжёлых случаях от танка оставались корпус и башня, а также крупные узлы и агрегаты, которые нельзя снять без тяжёлого кранового оборудования. При этом танк, стоящий на пеньках (все элементы ходовой части с него уже сняли), продолжал числиться как временно потерявший боеспособность.

С точки зрения навесного оборудования танк оказался почти пустым

Справедливости ради, подавляющее большинство таких жертв вандализма потом возвращалось в строй, но уже после их отправки на заводы. По этой причине более-менее реальную картину потерь немецкой бронетехники получить довольно сложно. «Приватизированный» советскими танкистами танк из серьёзных боевых повреждений формально имел лишь попадание в КПП, которую относительно легко можно было поменять. Но за время нахождения в кювете и на СПАМе танк получил дополнительные «повреждения». Домовитые немцы сняли с него часть электрооборудования и проводки, сиденья экипажа, радиостанцию с антенной, приборный щиток, боеукладку, спаренный пулемёт, буксирные крюки, запасные части, инструменты и принадлежности.

Запасливые немецкие солдаты сняли с танка даже антенну вместе с ложементом

С таким объёмом неисправностей о полноценных испытаниях, подобных тем, что прошёл Pz.Kpfw.I Ausf.A, не могло быть и речи. Из испытателей сотрудникам полигона НИИБТ пришлось переквалифицироваться в реставраторов. Для того чтобы хотя бы один танк вернуть в работоспособное состояние, полигонные работники воспользовались методом «купи три шаурмы и собери котёнка». Pz.Kpfw.II Ausf.A использовали в качестве донора запчастей: с него сняли коробку передач, лючок на лобовом листе и ряд других деталей.

Сам же Pz.Kpfw.II Ausf.C полностью разобрали. В процессе сборки сотрудники полигона параллельно описывали узлы и агрегаты танка, а также изготовляли их чертежи. В результате получилось техническое описание, местами даже более подробное, чем оригинальное руководство по эксплуатации танка.

Полностью собрать восстанавливаемую машину из «родных» немецких деталей так и не удалось. Фары, аккумулятор, часть приборов и буксирные крюки пришлось брать от отечественных машин. В результате танк всё-таки удалось восстановить до ходового состояния, но ввиду отсутствия запчастей полноценной программы его испытаний не было. Максимум, что удалось сделать, — провести тестовый пробег на расстояние 100 километров. Его целью было определение тактико-технических характеристик Т-IIб.

Вид на моторное отделение. О том, что с левой стороны здесь находился люк радиста, можно было только догадаться

Никаких документов к танку достать не удалось, по этой причине некоторые особенности конструкции Pz.Kpfw.II остались вне поля зрения советских специалистов. Особенно это касается весьма специфичных элементов, к которым, например, относился способ покидания танка радистом. О том, что для этого одновременно служил люк доступа в моторное отделение, наши специалисты не знали. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: мало кто смог бы догадаться, что из танка можно вылезти таким экзотическим способом.

Схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.C

Двигателю танка советские специалисты особого внимания не уделили, поскольку этот мотор к осени 1940 года и так был известен. В Германии СССР вполне официально приобрёл три полугусеничных тягача Sd.Kfz.7, в которых также использовались двигатели Maybach HL 62. Больше интереса вызвала коробка передач ZF SSG 46. Испытатели отметили высокий уровень точности изготовления КПП. Её достоинством назвали применение косозубчатых шлифованных шестерён: их использование повысило износоустойчивость и снизило шум при работе. Также специалистам понравилось применение синхронизатора и компоновка кулисного механизма, лишённого длинных тяг.

Коробка передач ZF SSG 46, которая приятно удивила высоким уровнем точности изготовления

Вместе с тем указывалась сложность извлечения коробки передач из танка, для чего требовалось снять башню и подбашенную коробку. Аналогичные проблемы были и у Pz.Kpfw.I, и у других немецких танков. Такой оказалась плата за компоновку с передним расположением трансмиссии.

Положительную оценку получил планетарный механизм поворота, надёжный и долговечный. А вот тормоза советским специалистам не понравились, поскольку их оказалось сложно регулировать. Общий вывод о трансмиссии был сделан следующий: надёжна в работе, проста в эксплуатации и может быть отнесена к одним из лучших типов механических трансмиссий.

Кинематическая схема трансмиссии Pz.Kpfw.II Ausf.C

Ходовая часть танка вызвала у испытателей немалый интерес. По мнению специалистов полигона НИИБТ, несмотря на малый вес, она обеспечивала плавный ход и быстрое затухание колебаний. Рессорная подвеска получилась компактной и лёгкой, лёгкими были и опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава. Похвалы удостоился и механизм натяжения гусеницы. Несколько сложный в производстве, он оказался простым и надёжным в эксплуатации.

Впрочем, для советского танкостроения рессорная подвеска была уже вчерашним днём. После ряда экспериментов стало ясно, что будущее за торсионной, которая к моменту испытаний Pz.Kpfw.II серийно устанавливалась на разведывательный танк-амфибию Т-40.

Схема ходовой части. Рессорная подвеска была удостоена похвалы, но на советских лёгких танках к тому моменту уже использовали торсионы

Корпус и башня танка советских специалистов ничем не удивили. Их конструкция показалась вполне логичным развитием корпуса и башни Pz.Kpfw.I, что отчасти было правильным выводом. Конструкция люка механика-водителя не понравилась, поскольку он оказался неудобен для использования. Впрочем, испытатели сделали правильный вывод, предположив, что в основном экипаж пользовался для залезания в танк башенным люком.

В тактико-технических характеристиках трофея указывалось, что его экипаж состоит из троих человек, но при этом в описании боевого отделения говорилось, что там находится только командир. Дело в том, что с танка были сняты все сиденья, так что где именно располагался радист — оставалось загадкой. Тем более что и рации с антенной на танке тоже не оказалось.

Смотровые приборы механика-водителя. Сохранились они лишь отчасти: «постарались» проходившие мимо подбитого танка немецкие ремонтники

Куда больше интереса вызвали приборы наблюдения. С одной стороны, по принципу размещения смотровые приборы мало отличались от таковых у Pz.Kpfw.I. В то же время Pz.Kpfw.II Ausf.C имел модернизированные смотровые лючки с более толстыми стёклами. Заинтересовались наши специалисты и тем фактом, что на танке устанавливался такой же бинокулярный смотровой прибор, как и на Pz.Kpfw.III. Сам прибор не сохранился (ушлые немецкие механики вынули его вместе со стеклоблоком смотрового прибора механика-водителя), но точно такой же стоял на Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был куплен в Германии в 1940 году. Для проверки прибор сняли с Pz.Kpfw.III и поставили в лёгкий танк. В целом обзорность танка была признана вполне удовлетворительной.

Схема башни

По результатам изучения трофейной немецкой машины были сделаны следующие выводы:

«Германский трофейный танк Т-2б (наименование условное) 1938 г. представляет собой дальнейшее развитие и модернизацию танков типа IIа.

Сравнивая эти танки видно, что модернизация происходила по линии изменения ходовой части танка.

1. Вооружение танков IIа и Т-2б совершенно идентичное и состоит из спаренной с пулемётом нормального калибра, двадцатимиллиметровой автоматической пушки и пистолета-автомата.

Бронирование обеих машин 6-15 мм, рассчитано на защиту только от ружейно-пулемётно-бронебойного огня нормального калибра.

Внешняя форма корпуса довольно удачна и обеспечивает хорошую компоновку ходовой части танка.

По вооружению и приборам заслуживает внимание конструкторов отечественной промышленности следующее:

  • а) Поворотный механизм башни.
  • б) Подъёмный механизм спаренной установки.
  • в) Установка и крепление пулемёта в башне.
  • г) Дублирующий прибор наблюдения водителя.

2. В качестве двигателя на танке установлен серийный автомобильный двигатель «Майбах» (такой же двигатель установлен на полугусеничных тягачах «Краусс-Маффей»). Двигатель производственно отработан хорошо и является вполне надёжным в работе.

Запуск двигателя обеспечивается, кроме электростартера, инерционным стартером.

3. На танках II-а ходовая часть выполнена на шести катках малого диаметра (с каждого борта), соединённых в 3 каретки.

На танке Т-2б подвеска независимая и с каждого борта имеется пять опорных катков увеличенного диаметра. Подвеска оригинальна по конструкции, проста в изготовлении и обеспечивает постоянный контакт катков с гусеницей. Подвеска по своей компактности и демпферным свойствам имеет преимущество перед торсионными подвесками.

Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления с малым боковым зазором на ведущем колесе, что гарантирует гусеницу от спадания.

4. Схема трансмиссии танка Т-2б аналогична Т-2а, и является типичной для немецкого танкостроения. Наличие шестискоростной коробки передач с синхронизаторами обеспечивает танку хорошую манёвренность и лёгкость управления.

Планетарный механизм поворота велик по габаритам и весу, и сложен в изготовлении. Преимуществом его является надёжность в работе и отсутствие необходимости в регулировке.

5. Доступ к узлам, подлежащим частым осмотрам и регулировке, обеспечен хороший. Демонтаж агрегатов танка затруднён (например, для выемки коробки перемен передач требуется снятие башни). Последнее можно объяснить тем, что качество выпускаемых танков стоит на высоком качестве, чем и исключается необходимость частой выемки агрегатов из танка.

Общей особенностью лёгкого танка Т-2б является то, что он, как и все немецкие танки, изготовлен по единой принятой в Германии схеме для танков.

Применение единой схемы и общих стандартных деталей в производстве танков значительно удешевляет и ускоряет выпуск танков, и облегчает подготовку боевых и ремонтных кадров.

В конструктивном и производственном оформлении танк Т-2б является современной боевой машиной».

Не представляющий интереса

Несмотря на довольно лестную оценку специалистов полигона, на деле Pz.Kpfw.II Ausf.C не особо впечатлил советских танкостроителей. В 1939-40 годах советское танкостроение шагнуло далеко вперёд. Аналогом Pz.Kpfw.II в СССР должен был стать танк сопровождения пехоты СП-126, позже превратившийся в Т-50. Даже на раннем этапе проектирования немецкая машина уступала ему во всём.

Куда больший интерес у конструкторов вызвал не лёгкий немецкий танк, а средний Pz.Kpfw.III Ausf.G, который действительно оказал заметное влияние на советское танкостроение. В том числе это касается и советских лёгких танков. При этом советские лёгкие машины было решено максимально приблизить по ряду характеристик к среднему танку.

Общая схема обзорности Pz.Kpfw.II Ausf.C

Второй танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A, был направлен на изучение в Ленинград, в НИИ-48. Там машина была включена в программу исследования качества иностранной брони. Забавно, но эта машина по отчёту проходит как «польский танк немецкого производства сварной конструкции» . Машину разобрали, а позже корпус с башней расстреляли, составив отчёт. Было отмечено, что детали корпуса тщательно выполнены, а сварные швы после обстрела не имели трещин. Саму броню посчитали хрупкой.

Восстановленный на полигоне НИИБТ Pz.Kpfw.II Ausf.C по состоянию на 1 апреля 1941 года предполагалось поставить в музей при полигоне. Но после начала Великой Отечественной следы танка теряются.

Разукомплектованный «польский танк немецкого производства» Pz.Kpfw.II Ausf.A на изучении в Ленинграде

Уже в ходе войны в Кубинку попало несколько Pz.Kpfw.II. После войны здесь остался один танк — Pz.Kpfw.II Ausf.F, номер подбашенной коробки 28384. Скорее всего, его изготовили на заводе Ursus в Варшаве. Стоит отметить, что в ходе Великой Отечественной войны никаких исследовательских работ по изучению Pz.Kpfw.II в СССР не проводилось. К этому времени для нашего танкостроения это был вчерашний день.

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц". Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления - посередине, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.

Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

Из истории создания и модернизации танков Pz.Kpfw II

Работы над новыми типами средних и тяжелых танков в середине 1934 "Panzerkampfwagen " III и IV продвигались относительно медленно и 6-й департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал техническое задание на разработку танка массой 10000 кг, вооруженного пушкой калибра 20-мм.
Новая машина получила обозначение LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper"- сельскохозяйственный тягач). С самого начала предполагалось использование танка LaS 100 лишь для подготовки личного состава танковых частей. В будущем эти танки должны были уступить место новым PzKpfw III и IV. Опытные образцы LaS 100 заказали фирмам: "Фридрих Крупп АГ", "Хеншель и сын АГ" и "МАN" (Машиненфабрик Аугсбург-Нюренберг). Весной 1935 года опытные образцы были показаны войсковой комиссии.
Дальнейшее развитие танка LKA - PzKpfw I - танк LKA 2 - разработала фирма "Крупп" . Увеличенная башня у LKA 2 позволила разместить пушку калибра 20-мм. "Хеншель"и "МАN " разработали только шасси. Ходовая часть танка, фирмы "Хеншель" состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков, сгруппированных в три тележки. Конструкция фирмы "МАN" была сделана на основе шасси, созданного на фирме "Карден-Лойд". Опорные катки, сгруппированные в три тележки, были амортизированы элиптическими рессорами, которые крепились к общей несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживали три небольших катка.

Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2

К серийному выпуску было принято шасси фирмы "МАN", а корпус был разработан фирмой "Даймлер-Бенц АГ" (Берлин-Мариенфельде). Выпускать танки LaS 100 должны были заводы "МАN", "Даймлер-Бенц", "Фарцойг унд Моторенверке"(ФАМО) в Бреслау (Вроцлав), "Вегманн и К° " в Касселе и "Мюленбау унд Индустри АГ Амме-Верк" (МИАГ) в Брауншвейге.

В конце 1935 года фирма "МАN" в Нюрнберге выпустила десять первых танков LaS 100, которые к этому времени получили новое обозначение 2 cm MG-3 (В Германии орудия калибра до 20-мм считались пулеметами (Maschinengewehr - MG), а не пушками (Maschinenkanone - МК) Panzerwagen (VsKfz 622 - VsKfz - Versuchkraftfahrzeuge - опытный образец ). В движение танки приводились карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL57TR мощностью 95 кВт/130 л.с. и рабочим объемом 5698 см3. На танках применяли коробку передач ZF Aphon SSG45 (шесть передач вперед и одна назад), максимальная скорость - 40 км/ч, запас хода - 210 км (по шоссе) и 160 км (по пересеченной местности). Толщина брони от 8-мм до 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK30 калибра 20-мм (боезапас 180 выстрелов - 10 магазинов) и пулеметом "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92-мм (боезапас - 1425 патронов).

Заводские чертежи шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.a

В 1936 году была введена новая система обозначения военной техники - "Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht". Каждая машина получила номер и название (" - специальная военная машина).

  • Так танк LaS 100 стал Sd.Kfz.121.
    Модификации (Ausfuehrung - Ausf.) обозначали буквой. Первые танки LaS 100 получили обозначение. Серийные номера 20001-20010. Экипаж - три человека: командир, который одновременно был наводчиком, заряжающий, также выполнявший функцию радиста и механик-водитель. Длина танка PzKpfw II Ausf. a1 - 4382-мм, ширина - 2140-мм, а высота - 1945-мм.
  • На следующих танках (серийные номера 20011-20025) была изменена система охлаждения генератора Бош RKC 130 12-825LS44 и улучшена вентиляция боевого отделения. Машины этой серии получили обозначение.
  • В конструкцию танков были внесены дальнейшие улучшения. Силовое и боевое отделения были разделены съемной перегородкой. В днище корпуса появился широкий люк, облегчивший доступ к топливному насосу и масляному фильтру. Было изготовлено 25 танков этой серии (серийные номера 20026-20050).

У танков PzKpfw Ausf. а I и а2 на опорных катках не было резинового бандажа. У следующих 50 танков PzKpfw II Ausf. аЗ (серийные номера 20050-20100) радиатор был передвинут на 158-мм к корме. Топливные баки (передний емкостью 102 л, задний - 68 л) снабжались измерителями уровня горючего штыревого типа.

В 1936-1937 годах была выпущена серия из 25 танков 2 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. b, в конструкцию которых были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения коснулись прежде всего ходовой части - был уменьшен диаметр поддерживающих катков и модифицированы ведущие колеса - они стали шире. Длина танка - 4760-мм, запас хода - 190 км по шоссе и 125 км по пересеченной местности. На танки этой серии устанавливали двигатели "Майбах" HL62TR.

Pz.Kpfw II Ausf.b (Sd.Kfz.121)

Испытания танков PzKpfw II Ausf. а и b показали, что ходовая часть машины подвержена частым поломкам и амортизация танка недостаточна. В 1937 году был разработан принципиально новый тип подвески. Впервые новая подвеска была применена на танках 3 LaS 100 - PzKpfw II Ausf. с (серийные номера 21101- 22000 и 22001 - 23000). Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра. Каждый каток был независимо подвешен на полуэллиптической рессоре. Количество поддерживающих катков было увеличено с трех до четырех. На танках PzKpfw II Ausf. с применили ведущие и направляющие колеса большего диаметра.

Новая подвеска значительно улучшила ходовые качества танка как на шоссе, так и на пересеченной местности. Длина танка PzKpfw II Ausf. с составила 4810-мм, ширина - 2223 -мм, высота - 1990-мм. В некоторых местах была увеличена толщина брони (хотя максимальная толщина осталась прежней - 14,5-мм). Тормозная система также претерпела изменения. Все эти конструктивные нововведения повлекли за собой увеличение массы танка с 7900 до 8900 кг. На танках PzKpfw II Ausf. с с номерами 22020-22044 броня была изготовлена из молибденовой стали.

Pz.Kpfw II Ausf.c (Sd.Kfz.121)

В середине 1937 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) постановило завершить доработку PzKpfw II и начать крупносерийный выпуск танков этого типа. В 1937 году (вероятнее всего в марте 1937 года) к выпуску "Panzerkampfwagen" II была привлечена фирма "Хеншель" в Касселе. Месячный выпуск составил 20 танков. В марте 1938 года "Хеншель" прекратил выпуск танков, зато было развернуто производство PzKpfw II на предприятии "Альмеркишен Кеттенфабрик" ГмбХ (Алькетт) - Берлин-Шпандау. Фирма "Алькетт" должна была выпускать до 30 танков в месяц, но в 1939 году она перешла на выпуск танков PzKpfw III. В конструкцию PzKpfw II Ausf. А (серийные номера 23001-24000) было внесено несколько дальнейших изменений: использовали новую коробку передач ZF Aphon SSG46, модифицированный двигатель "Майбах" HL62TRM мощностью 103 кВт/140 л.с. при 2600 мин и рабочим объемом 6234 см3 (на танках предыдущих выпусков применяли двигатель "Майбах" HL62TR), место механика-водителя оборудовали новыми смотровыми щелями, а вместо коротковолновой радиостанции поставили ультрокоротковолновую.

Танки PzKpfw II Ausf. В (серийные номера 24001-26000) мало отличались от машин предыдущей модификации. Изменения носили, в основном, технологический характер, упрощая и ускоряя серийный выпуск. PzKpiw II Ausf. В - самая многочисленная из ранних модификаций танка.

Случаи, когда более совершенный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по характеристикам модификацией, крайне редки. В советском танкостроении таким примером стал КВ-1с, во многом оказавшийся вынужденной мерой. Менее тяжёлая, чем КВ-1, эта машина имела и менее толстую броню, но за счёт снижения массы и более совершенной коробки передач выросли её надёжность и подвижность. При этом сам танк подвергся массе переделок и улучшений.

В случае с немцами наиболее ярким примером такого парадоксального перевооружения стал Pz . Kpfw . II Ausf . F . Здесь речь шла о фактическом возвращении, с небольшими доработками, к менее совершенной модификации «двойки» (Ausf . C ), чем уже принятая на вооружение (Ausf . D).

Обратно к рессорам

Вопрос о том, что шасси La.S.100 далеко от совершенства, в 6-м отделе Департамента вооружений был поднят ещё в январе 1937 года. Несмотря на то что фирма MAN работала над модернизированной версией машины с новой ходовой частью, Генрих Книмкамп настоял на начале работ над совершенно иным шасси. Оно должно было иметь торсионную подвеску и несколько иную компоновку агрегатов. Шасси получило обозначение La.S.138, его перспективы оценивали очень высоко. В переписке работники 6-го отдела Департамента вооружений La.S. называли лишённым будущего и с нетерпением ждали запуска новой версии Pz.Kpfw.II.

На деле ситуация оказалась совсем не такой радужной, какой она виделась немецким инженерам. Для начала, работы по La.S.138 затянулись. Кроме того, 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке машины к производству, Управление вооружений (Waffenamt) санкционировало разработку танка под кодовым названием VK 9.01. Подобное решение однозначно можно считать признаком того, что над La.S.138 нависла угроза.

Новая командирская башенка стала одним из нововведений Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она перекочевала с модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C

Да и сам танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.D , оказался не таким идеальным, каким он казался своим создателям. Выяснилось, что одновременно с переходом на торсионную подвеску боевая масса машины выросла на две тонны. Безусловно, в этом была виновата далеко не одна подвеска. Конструкторы усилили бронирование лобовой части корпуса и подбашенной коробки, а размещение внутренних узлов и агрегатов несколько изменили. Тем не менее подобный рост массы совсем не обрадовал 6-й отдел Департамента вооружений.

Наконец, вскоре нанёс ответный удар и условно отправленный на покой La.S.100. Созданные на этой платформе Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C оказались гораздо более удачными машинами с точки зрения надёжности подвески. Оказалось, что на рессоры конструкторы махнули рукой совершенно напрасно. В результате 43 Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовленные с октября 1938 по апрель 1939 года, просто затерялись в куда большем объёме изготовленных за тот же период Pz.Kpfw.II Ausf.C. Что же касается Pz.Kpfw.II Ausf.E, то семь выпущенных в этой модификации шасси так и не стали «обычными» танками и использовались как база при постройке огнемётных машин.


С Pz.Kpfw.II Ausf.D на новую машину перекочевал смотровой прибор механика-водителя

На этом фоне нет ничего удивительного, что уже в начале 1939 года отдел заказов танков и гусеничных машин (Wa J Rü-WuG 6) запланировал выпуск новой серии танков - 9.Serie/La.S.100. Согласно первоначальному плану, первые пять танков 9-й серии предполагалось получить в мае 1940 года, окончание выпуска партии из 404 9.Serie/La.S.100 ожидалось в декабре того же года. Это означало, что выпуск «плохого» танка продолжится.

На второстепенных производственных базах

Весна и лето 1939 года стали временем серьёзных перемен в немецкой танкостроительной программе. Фирма MAN, разработчик и главная производственная площадка для Pz.Kpfw.II, как и ряд других предприятий, переходила на выпуск Pz.Kpfw.III. По этой причине объёмы производства Pz.Kpfw.II стремительно снижались. С 81 танка в марте 1939 года в мае они упали до 14 машин, а в дальнейшем ежемесячный выпуск ни разу не превысил цифру в 10 танков.


Данный экземпляр предназначался для боевых действий в Африке. Передние брызговики достаточно быстро «уходили»

Летом 1939 года единственной производственной площадкой для этого танка остался завод FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) в Бреслау (ныне польский Вроцлав). Как раз в 1939 году на FAMO начали выпускать 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9. Освоение этой весьма непростой по конструкции машины значительно повлияло на сроки запуска в серию Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Заказ был небольшой (35 танков), но производственные проблемы привели к тому, что в июле FAMO удалось сдать всего два танка. В августе их число выросло до пяти, столько же сдали в сентябре. Но после октябрьского роста (восемь танков) в ноябре сдать удалось всего две машины. Далее последовала долгая пауза, лишь в апреле 1940 года удалось выпустить последние девять танков.

Связана такая картина была с высокими потерями Pz.Kpfw.II в польской кампании. При безвозвратных потерях в 83 танка повреждённых машин оказалось куда больше. Для их ремонта потребовалось использовать запчасти, которые предназначались в том числе и для сборки танков на FAMO.


Фальшивый смотровой прибор, установленный справа от настоящего, был визитной карточкой этой модификации танка

По состоянию на 11 ноября 1939 года в качестве сборщиков новой 9.Serie/La.S.100 предполагалось использовать мощности FAMO и Alkett. Датой начала выпуска Управление вооружений (Waffenamt) продолжало считать май 1940 года, но здесь в планы военных уже начали вмешиваться новые факторы. Польская кампания показала, что броню Pz.Kpf.II необходимо усиливать. На Pz.Kpfw.II Ausf.c-C вопрос решили установкой экранировки, на новых же танках лобовую броню корпуса и башни усилили с самого начала до 30 мм. Это потребовало переделки чертежей корпуса и башни, и по состоянию на 24 января 1940 года чертежи были ещё в работе.

Ещё одно изменение в конструкцию было добавлено 7 марта 1940 года. Вместо двустворчатого люка командир получил башенку со смотровыми приборами, что заметно улучшило ему обзор. При этом нововведение вновь сдвигало сроки начала выпуска 9.Serie/La.S.100. Отдел заказов танков и гусеничных машин перенёс начало выпуска на июнь 1940 года. Впрочем, позже выяснилось, что там работали большие оптимисты.

Кампания мая - июня 1940 года обошлась немецким танковым силам в 240 Pz.Kpfw.II. Снова набралось большое количество повреждённых машин. Дополнительным тормозящим выпуск фактором было то, что теперь FAMO и Alkett оказались также задействованы в выпуске Pz.Kpw.III. Вскоре завод Alkett получил первый заказ и на выпуск САУ StuG III . Становилось всё более очевидно, что в Шпандау 9.Serie/La.S.100 выпускать не будут. Окончательное решение по этому вопросу было принято 19 сентября 1940 года. Контракт полностью перешёл к FAMO, но и там к его выполнению оказались не готовы. Требовалась ещё одна площадка для выпуска многострадальных лёгких танков. И нашлась она отнюдь не на территории Германии.


Этот танк был потерян в ходе боёв в Африке. Новый глушитель и приборы дымопуска, прикрытые бронированным кожухом, позволяют легко отличить Pz . Kpfw . II Ausf . F от машин более ранних версий

По итогам польской кампании в распоряжении немцев оказались польские предприятия. В их числе был завод Ursus, входивший в состав PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii). Выпускавшиеся PZInż танки и бронемашины оказались немцам малоинтересными с точки зрения продолжения их производства. Ursus стал частью FAMO, сменив название на Famo-Warschau. Вместе с тем нередко завод в переписке по-прежнему обозначался как Ursus. Именно здесь и было решено создать дополнительную площадку по производству танков. Так Ursus стал единственным заводом на территориях, захваченных немцами в годы Второй мировой войны, который выпускал немецкие танки и САУ.


Этот танк был выпущен заводом Ursus летом 1941 года. Он входил в состав 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии

Первые 10 танков 9-й серии на польском заводе планировалось выпустить во всё том же сентябре 1940 года, к июлю 1941 года собирались выйти на уровень 40 машин в месяц. Эти планы также оказались далёкими от реальной картины. 1 октября 1940 года их скорректировали до выпуска первых трёх машин в декабре 1940 года, но и это оказалось несбыточной мечтой. В декабре планы выглядели так: выпуск семи танков в январе 1941 года, следующие десять - в феврале. 1 марта, понимая, что так больше продолжаться не может, к помощи в освоении производства подключили Alkett. Совместными усилиями Alkett и Ursus в марте 1941 года удалось наконец сдать семь танков. Что же касается завода FAMO, то первые танки 9-й серии покинули Бреслау только в августе 1941 года.

Временщик-долгожитель

К началу 1941 года танк модификации 9.Serie/La.S.100, в серии получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.F, находился в довольно щекотливой ситуации. В июне 1940 года 6-й отдел Департамента вооружений инициировал работу по созданию VK 9.03, лёгкого танка 10-тонного класса. Разрабатывали машину конструкторы MAN, при этом активное участие в работах принимал и Генрих Книпкамп. При схожем с Pz.Kpfw.II Ausf.F вооружении и бронировании машина должна была стать намного быстрее. 9.Serie/La.S.100 предполагалось сделать временной заменой для этого перспективного лёгкого танка.


Слабое бронирование заставляло танкистов экспериментировать. В данном случае как дополнительная броня использовались траки

За два года, что прошли с момента принятия решения о запуске производства Pz.Kpfw.II Ausf.F, машина изменилась мало. Технически новый танк повторял Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основные изменения претерпели корпус и башня. От сложной лобовой детали корпуса было решено отказаться. Вместо неё сделали гораздо более простую конструкцию, повторявшую по форме дополнительную броню, установленную на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C.

Новую модификацию можно легко отличить по форме лобовой части подбашенной коробки. От скоса в правой части конструкторы отказались, а механик-водитель получил смотровой прибор, аналогичный тому, что ставился на Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.III Ausf.E. Справа от него поставили макет смотрового прибора, выполненный из алюминия. По задумке авторов, это должно было сбить вражеских солдат с толку.

Немного изменилась форма левой части надмоторной плиты, но куда более заметным стало изменение глушителя. Для того чтобы разместить на кормовой плите блок приборов дымопуска, глушитель пришлось сделать заметно короче. Минимальные изменения претерпела и башня, почти не отличаясь от модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.C. Одним словом, если бы не производственные проблемы, каких-то препятствий для быстрого перехода на Pz.Kpfw.II Ausf.C не имелось.


Этот же танк с другого борта

Первые переделки конструкции нового танка начались ещё до того, как его запустили в серийное производство. Связаны они были с тем, что в Северную Африку отправились первые части Африканского корпуса. Для того чтобы танки могли нормально работать в условиях пустыни, потребовалось усилить их систему вентиляции. Таким образом, у самых первых серийных Pz.Kpfw.II Ausf.F была предусмотрена возможность быстрой переделки в тропический вариант. Комплекты брони поставлялись двумя заводами: Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, а также Eisen und Hüttenwerke AG из Бохума.


Танк с серийным номером 28329, выпущенный на Ursus в феврале 1942 года. Машина, входившая в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг», уже имеет забашенный ящик

Производство разворачивалось довольно неспешно. После выпуска в марте 1941 года семь танков, Ursus в течение апреля - июня сдавал не более 15 машин в месяц. На проектную мощность 20 танков в месяц завод вышел только в июле. Что же касается FAMO, то здесь ситуация оказалась и вовсе аховая. За весь 1941 год в Бреслау ни разу не смогли преодолеть планку десять танков в месяц. В результате в Варшаве были вынуждены взвинчивать темп, дабы месячная отгрузка обоих заводов соответствовала запланированной. По итогам до конца 1941 года удалось сдать 233 Pz.Kpfw.II Ausf.F.


Один из танков, потерянных немцами в Тунисе зимой 1943 года

Поступление новых танков в войска началось ближе к лету 1941 года. На тот момент к танкам семейства Pz.Kpfw.II накопилась масса вопросов. То, что 20-мм автоматическая пушка явно не соответствует реалиям современной войны, наглядно показала кампания во Франции. Не мог похвастаться Pz.Kpfw.II и высокой подвижностью. По этому показателю он ничем не выделялся на фоне средних танков.

Неудивительно, что в перспективной программе перевооружения Pz.Kpfw.II места не нашлось. Эта программа, датированная 30 мая 1941 года, была рассчитана на пять лет и предусматривала поставку в танковые части 2592 VK 903. Их планировалось использовать в качестве разведывательных машин.

Но, как это часто бывает, планы далеко не всегда соответствовали реалиям. Результат программы VK 903 оказался печальным: ни в серии, ни даже в металле эту машину так и не построили. Впрочем, даже если бы этот танк и появился на свет, то он, скорее всего, разделил бы участь «младшего брата», VK 901, известного и как Pz.Kpfw.II Ausf.G. С грехом пополам MAN построил 45 таких танков, которые в войсках не прижились.

Более перспективным направлением оказался танк-разведчик VK 13.01. Эта машина стала первым немецким лёгким танком, который получил двухместную башню. Эволюционировав в VK 13.03, он в итоге оказался немецким танком-разведчиком с самой удачной судьбой. Правда, даже в 1941 году уверенности в этом ещё не было. Работы по танку задерживались, для подстраховки была запущена программа Pz.Kpfw.38(t) n.A. и Škoda T-15.


Один из трофейных Pz.Kpfw.II Ausf.F на Научно-исследовательском полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии (НИП ГАБТУ КА). Кубинка, 1944 год

Задержка в работе по созданию «полноценных» танков-разведчиков и опыт боёв на Восточном фронте заставили 6-й отдел Департамента вооружений искать альтернативы. Начиная с ноября 1941 года Pz.Kpfw.II стали оборудоваться креплениями для установки дополнительных перископов. Потеря к этому времени более чем трети Pz.Kpfw.II от их первоначального числа на июнь 1941 года дала немецким военным пищу для размышлений. Из частей всё чаще шли донесения о том, что лёгкие танки слабо соответствуют реалиям боевых действий.


Судя по отметине на лобовом листе, машину как минимум раз подбивали

Несмотря на это, на первую половину 1942 года пришёлся пик производства Pz.Kpfw.II Ausf.F. Рекорд был поставлен в мае - 56 танков. Вместе с тем именно в мае 1942 года над программой производства Pz.Kpfw.II был занесён топор.

Ещё в марте 1942 года огнемётные Pz.Kpfw.II (F) решили переделывать в самоходные артиллерийские установки. То же самое случилось и с Pz.Kpfw.38(t). Окончательное решение по поводу сокращения выпуска Pz.Kpfw.II было принято летом 1942 года. 7 июня фельдмаршал Кейтель предложил полностью перейти на выпуск самоходных установок на их базе. Гитлер согласился на изготовление в таком виде половины танков. 29 июня доля САУ выросла до 3/4, а 11 июля было принято решение, что этот месяц станет последним для Pz.Kpfw.II.


Этот же танк, вид слева

За 1942 год FAMO и Ursus выпустили 276 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Всего же их было изготовлено 509, то есть значительно больше, чем предполагалось изначально. Ввиду того, что контракты неоднократно перезаключались, нумерация машин получилась немного рваной. Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Дойла, серийные номера распределились следующим образом:

  • Ursus - 28001–28204;
  • FAMO - 28205–28304;
  • Ursus - 28305–28489;
  • FAMO - 28820–28839.

Прекращение выпуска Pz.Kpfw.II совсем не означало, что эти танки быстро исчезнут из частей. По состоянию на 1 сентября 1942 года в войсках находилось 1039 танков данного типа. Статистика потерь, которые во второй половине 1942 года лишь единожды превышали цифру в 40 танков (43 в ноябре 1942 года), наглядно показывает, что из первой линии эти машины потихоньку выводились. Уцелевшие Pz.Kpfw.II постепенно переводились на выполнение иных задач: их использовали для разведки, в качестве командирских машин и машин артиллерийских наблюдателей.

В отличие от Pz.Kpfw.38(t) , которые в основном были переделаны в самоходные установки либо в тягачи, Pz.Kpfw.II продолжали службу. Чаще всего они использовались в частях, где имелись самоходные установки на шасси Pz.Kpfw.II. По состоянию на 1 октября 1944 года в войсках всё ещё имелось 386 танков этого типа.


Как это часто бывает, родной «обвес» с полок полностью исчез, местами вместе с креплениями

Периодически машины отправлялись на заводы, где проходили капитальный ремонт, затем снова отправляясь в войска. Такая судьба была, например, у Pz.Kpfw.II Ausf.F, ныне находящегося в парке «Патриот». К сожалению, номер его шасси не сохранился, но по номеру подбашенной коробки (28384) можно предположить, что танк выпущен на заводе Ursus в марте 1942 года. Не ранее весны 1943 года танк прошёл капитальный ремонт, в ходе которого старую краску с него полностью сняли, перекрасив в тёмно-жёлтый цвет Dunkelgelb nach Muster. Судя по сохранившимся маркировкам, танк использовался как командирская машина второго батальона.


Составленная советскими специалистами схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.F

Трофейные Pz.Kpfw.II Ausf.F неоднократно попадались в руки Красной армии. Но интереса для советских специалистов они почти не представляли. Для советского танкостроения этот танк был вчерашним днём ещё в 1941 году. Аналогом немецкого лёгкого танка являлся советский Т-70, против которого у Pz.Kpfw.II на поле боя было очень мало шансов.

Источники и литература:

  • Материалы NARA.
  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Panzer Tracts No. 2–3 - Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
  • Материалы из фотоархива автора.

Скорее всего, Pz Kpfw II своим появлением обязан Гудериану. Именно он хотел видеть в танковых дивизиях сравнительно легкий танк, имеющий противотанковое вооружение. В июле 1934 года такая машина весом 10 тонн была заказана компаниям MAN, Хеншель и Крупп-Грузон. Танк с пушкой 20 мм предназначался для использования как разведывательная машина и была призвана заменить пулеметный Pz Kpfw I. Пока не сняли ограничения Версальского договора, данный танк официально создавался в качестве сельскохозяйственного трактора LaS 100.

В октябре 35-го года были готовы первые прототипы, изготовленные из неброневой стали. Ни один проект заказчика полностью не устраивал, и в производство передали комбинированную машину: шасси, разработанное фирмой MAN, башня и корпус - Даймлер-Бенц. В период с мая 36-го по февраль 37-го года изготовили 75 танков. Ходовая часть всех машин состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на один борт. Боевая масса танка – 7,6 тонн.

Немецкие танки в районе Ржева, 1941 год. Слева - легкий танк PzKpfw II, справа - средние танки PzKpfw III

Немецкий танк PzKpfw II на дороге где-то в СССР

В свою очередь данная партия бронемашин делилась на три подмодификации а/1, а/2 и а/3, каждая из которых состояла из 25 машин. В общем плане между собой подмодификации отличались несущественно, но при этом они выполняли роль испытательного стенда для отработки отдельных тех. решений. Так, например, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого ленивца сварной, а также противопожарные стенки в моторном отделении. Pz Kpfw II Ausf a/3 имели усиленные пружины подвески и увеличенный радиатор в системе охлаждения.

Весной 37-го г. было выпущено 25 Pz Kpfw II Ausf b имеющих усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть (широкие поддерживающие ролики, опорные катки и новое направляющее колесо). Попутно был установлен более мощный двигатель, который значительно лучше охлаждался и вентилировался. Вес танка увеличился до 7,9 тонн.

Ставшую в дальнейшем классической для данного типа танков ходовую часть, состоящую из пяти опорных катков среднего диаметра, установленных на индивидуальной подвеске и выполненных в виде четвертьэллиптических рессор, обкатали на 25 Pz Kpfw II Ausf компании Хеншель.

Серийное производство танков началось в марте 1937 года. До апреля 40-го года выпустили 1088 танков модификаций А, В и С. Все модификации имели одинаковую конструкцию, имеющую закругленную носовую часть корпуса. Различие состояло только в размерах и расположении смотровых щелей, а также используемых прицелах. Как показала кампания в Польше, бронезащита танков довольно слабая. Даже лобовую броню легко пробивали из противотанкового ружья «Ur» польского производства. Броневая защита в спешном порядке была усилена методом экранировки - накладкой 20-миллиметровых дополнительных пластин.

Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251 14-го моторизованный корпуса проезжает мимо колонны танков Pz.Kpfw II и горящего грузовика в сербском городе Ниш, Югославия

Подбитый и сгоревший немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf.C

С мая 38-го года по август 39-го фирмы MAN и Даймлер-Бенц выпустили 143 Schnellkampfwagen (быстрые машины) для танковых батальонов легких дивизий. По сути, танки были следующими модификациями - D и Е. Данные машины от предыдущих модификаций существенно отличались ходовой частью Кристи, которая имела по четыре больших опорных катка, в которых отсутствовали поддерживающие ролики. Подвеска катков торсионная индивидуальная. Корпус был значительно перекомпонован. Башня и вооружением осталась без изменений. двигатель «Майбах» HL62TRM мощностью 140 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Боевой вес составлял 10 тонн, запас хода - 200 километров. Бронирование: лоб корпуса толщиной 30 мм, башня и борта корпуса - 14,5 мм.

Стремясь расширить возможности данного типа машин, в 1940 году на базе производимого шасси решили создавать огнеметные танки. До лета 42-го года было создано 112 машин, еще 43 огнеметных машины переделали из линейных в ходе капремонта. В уменьшенной башне монтировался пулемет калибра 7,92 мм. Пара огнеметов в бронеголовках устанавливались по передним углам корпуса. Огнеметы в горизонтальной плоскости наводились в секторе 180° и производили 80 огнеметаний на дальность 35 метров продолжительностью 2-3 секунды.

Боевой вес Pz Kpfw II Flamm Ausf А и Е (Sd Kfz 122), которые также известны под названием Flamingo («Фламинго»), составляла 12 тонн. Запас хода – 250 км. Количество членов экипажа не изменилось и составляло три человека. Толщина брони несколько увеличилась: в лобовых деталях корпуса и башни до 30 мм, на бортах до 20-25 мм. однако этого оказалось недостаточно: малая дальность огнеметания вынуждала огнеметные танки слишком близко подходить к боевым позициям противника и они несли значительные потери. Приняв в июне 1941 году боевое крещение на советско-германском фронте, данные машины в конце концов переоборудовали в самоходки.

Подбитый немецкий легкий танк PzKpfw II

Уничтоженный советской артиллерией немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. C

Танк Pz Kpfw II Ausf F является практически последней массовой модификацией «двоек». С марта 41-го по декабрь 42-го года было выпущено 524 машины (в дальнейшем производились исключительно самоходки на базовом шасси). Главным отличием (а также главным достоинством) от предыдущих образцов была усиленная бронезащита. Теперь носовую часть корпуса выполняли из листа толщиной 35 мм, наклон к вертикали – 13°. Верхний лист толщиной 30 мм имел наклон 70°. Изменили форму ленивца и конструкцию подбашенной коробки. В лобовом листе подбашенной коробки, который был установлен под углом 10°, канавкой справа имитировали смотровую щель.

В командирской башенке имелось восемь перископов.

В начале Второй мировой легкие танки Pz Kpfw II составляли около 38% всего танкового парка вермахта. Они в боях оказались слабее по бронированию и вооружению практически всех машин аналогичного класса: французских Н35 и R35, польских 7ТР, советских БТ и Т-26. Но при этом производство танков Pz Kpfw II, которое в 40-м году существенно сократилось, в последующие пару лет резко возросло. До накопления необходимого количества Pz Kpfw III и Pz Kpfw VI, легкие машины оставались основной техникой в танковых подразделениях и частях. Только в 1942 году они были выведены из состава танковых полков, их частично использовали в штурмовых артбригадах, и на второстепенных участках фронта. Танковые шасси данных машин после ремонта все в больших количествах передавали под монтаж самоходок.

На немногочисленных экспериментальных машинах (двадцать два VK1601, двенадцать VK901, четыре VK1301) отрабатывались оригинальные тех. решения. Так, например, при подготовке к вторжению в Англию, немецкими конструкторами для Pz Kpfw II были разработаны навесные понтоны с винтами. Опытные машины на плаву развивали скорость 10 км/ч, волнение моря при этом составляла 3-4 балла. Попытки кардинально усилить бронирование и увеличить скорость так ничем и не завершились.

Боевые и технические характеристики немецких легких танков Pz Kpfw II(Ausf A/Ausf F):
Год выпуска 1937/1941;
Боевая масса – 8900/9500 кг;
Экипаж – 3 человека;
Длина по корпусу – 4810 мм;
Ширина – 2220/2280 мм;
Высота – 1990/2150 мм;
Толщина броневых листов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 14,5 мм (цил.)/35 мм (13 град.);
Толщина броневых листов бортов корпуса – 14,5 мм (0 град.)/15 мм (0 град.);
Толщина броневых листов лобовой части башни – 14,5 мм (цил.)/30 мм (цил.);
Толщина броневых листов крыши и днища корпуса – 15 и 15/15 и 5 мм;
Пушка - KwK30/KwK38;
Калибр пушки – 20 мм (55 клб.);
Боекомплект – 180 выстрелов;
Число пулеметов – 1;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2250/2700 патронов;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL62TR;
Мощность двигателя – 140 л. с.;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас топлива – 200/175 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,76/0,66 кг/см2.