«Гарпун», «Томагавк», «Калибр», «Оникс» или «Брамос»: кто способен поспорить с ними за звание лучшей крылатой ракеты мира?

В последнее время именно крылатая ракета стала одним из самых смертоносных и востребованных видов вооружения. Достать врага скальпельно-точечным ударом, ликвидировать его командный бункер, потопить флагманский корабль или же провести массированную атаку позиций противника - только крылатым ракетам по силам выполнить сразу все эти задачи. Дёшево, сердито, эффективно, а, главное, без какого-либо участия пилота. Именно по этим причинам все ведущие мировые державы и страны рангом пониже стараются эффективно развивать свои технологии, направленные на постройку новых образцов этого грозного вооружения. Но кто среди них ушёл дальше всего? Чьи оружейники создали самую совершенную в мире крылатую ракету?

Ответы на этот вопросы в специальном обзоре десяти лучших крылатых ракет в мире.

10-е место: RGM-84 Harpoon Block II (США).

Открывает наш топ «американский старичок», разработки середины прошлого века, одна из самых распространённых крылатых ракет в мире, своеобразный противокорабельный «гарпун» - RGM-84 последней модификации Block II. Надёжная, отработанная система поистине универсальна и может базироваться как на суше, так и в воздухе, на воде и под водой. Но вот поражать способна лишь морские цели, да и то на очень небольшом удалении, всего в 130 километров и с не самой высокой максимальной скоростью 860 км./ч., да и несёт всего чуть больше 200 килограммов боевой нагрузки. Согласитесь, весьма и весьма скромно.

С подобными параметрами проломить современную вражескую систему ПРО и потопить серьёзный корабль по типу авианосца не помогут и всевозможные режимы захода на цель, и малые габариты ракеты. Да и носителю ракеты придется подходить на опасное расстояние. Поэтому Harpoon и занимает почётное десятое место, ради уважения к былой славе «старичка».

9-е место: RBS-15 Mk. III (Швеция).

Ещё одного «старичка» из нашего обзора шведский оружейный концерн Saab начал разрабатывать в одно время с RGM-84, но разработка, увы, затянулась и первая модификация ракеты была принята на вооружение лишь в 1985 году. Но и получилась она лучше американского конкурента. Универсальность запуска со всех возможных носителей, в два раза большая дальность полёта, практически та же самая масса боевой части и более высокая скорость полёта: RBS-15, третьей модификации более смертоносен, чем Harpoon, но и также не может применяться по наземным целям. Поэтому шведская разработка и уверено теснит американский «гарпун» в нашем рейтинге.

8-е место: SOM (Турция).

Турецкие вооруженные силы вплоть до текущего момента не имели и крылатой ракеты собственного производства, но в 2012 году всё-таки приняли на вооружение новейшую разработку - ракету SOM. Созданная в турецких конструкторских бюро SOM представляет из себя довольно компактную универсальную крылатую ракету, способную поражать не только морские, но и наземные объекты. Новейшая электроника, различные режимы поражения цели, дальность стрельбы и максимальная скорость полёта выше уровня легендарной RGM-84 - всё это удалось реализовать туркам в металле. Но всё-таки опыта в разработках подобных систем вооружений Турции всё ещё не хватает. Поэтому переплюнуть шведские и американские аналоги SOM удалось, но не более того. Диагноз: учиться и ещё раз учиться, опыт в разработках приходит со временем.

7-е место: Naval Strike Missile (Норвегия).

Норвежцы, в первую очередь, заботятся об охране морских границ собственного государства и со своей разработкой 2007 года не отстают от ведущих мировых производителей крылатых ракет. Naval Strike Missile затыкает за пояс и Harpoon, и RBS-15, и SOM. Ракета летит дальше, почти что достигает скорости звука, собрана из композитных материалов, уничтожает все цели и сама может ставить активные помехи противнику. Поэтому перехватывается системой ПРО такой «подарочек» крайне непросто.

Вот только базироваться Naval Strike Missile пока что может только на кораблях, да и несёт всего 125 килограммов боевой нагрузки. Маловато - самый низкий показатель из нашего рейтинга, поэтому только 7-е место.

6-е место: BGM-109 Tomahawk Block IV (США).

Итак, встречайте - легендарный Tomahawk. Куда же без него... Нестареющий ветеран и одна из самых известных крылатых ракет в мире открывает список тяжеловесов в нашем рейтинге.

Самая большая дальность поражения, самая насыщенная история боевого применения, весьма серьёзная масса боевой части в 450 килограмм - американский «томагавк» самая, что ни на есть серьёзная угроза для противника. Для противника не обладающего всё той же современной системой ПВО, например, стран «третьего мира». Дозвуковая скорость вкупе с невозможность маневрировать с большими перегрузками делают из американского «чуда-оружия» лёгкую мишень для новейших зенитных ракет противника.

Но всё-таки дальность полёта в 1600 километров играет значительную роль, поэтому место номер 6.

5-е место: Storm Shadow/SCALP EG (Франция-Италия-Великобритания).

Совместная разработка ведущих оружейных концернов Евросоюза должна была привести к чему-нибудь, по меньшей мере, грандиозному. Так на свет появилась уникальная, напичканная электроникой, выполненная по стелс-технологиям крылатая ракета Storm Shadow. Её боевая часть тандемного типа, массой практически в полтонны, позволяет пробивать самую серьёзную броню, а комбинированная система наведения с режимом распознавания цели поражать самые труднодоступные цели.

Казалось бы Storm Shadow должна быть лидером данного рейтинга, если бы не одно «но»...максимальная скорость. Ракета не может преодолеть сверхзвуковой барьер, а, значит, для новейших систем ПРО остаётся довольно лёгкой жертвой.

4-е место: Р-800 «Оникс/Яхонт» (Россия).

Старичок» советской разработки конца 70-х годов заслужил своё место в списке уже благодаря одному достоинству - сверхзвуковой скорости полёта в 3000 км./ч. Подобной характеристикой не обладает ни одна из представленных выше крылатых ракет, разработанных на Западе, а, значит, в прорыве современных систем ПРО «Ониксу» практически нет равных. А полнейшая унификация по основным типам носителей (надводные, подводные, наземные) и возможность применения против целей любого базирования уверено ставят российскую ракету на 4-е место.

3-е место: 3М-54 «Калибр» (Россия).

Новейшая российская оружейная система, разработанная на рубеже веков совсем недавно потрясла весь мир своими боевыми возможностями, в ходе осенних пусков ракет по позициям боевиков ДАИШ*. Потрясающая возможность базирования на всех типах носителей, в том числе и в специально замаскированных контейнерах. Потрясающая максимальная скорость полёта, почти что в три раза превышающая скорость звука. Потрясающая точность наведения и поражения. Одна из самых высоких дальностей стрельбы и самая большая масса боевой части. «Калибр» уж точно заслужил высшее место в нашем рейтинге!

Но, увы, большинство данных по российской крылатой ракете засекречено и руководствоваться мы можем лишь приблизительными параметрами. Поэтому - бронза.

2-е место: YJ-18 (Китай).

В любом рейтинге всегда найдётся своя «тёмная лошадка», в нашем - китайского производства. О крылатой ракете YJ-18 известно совсем немного: в Поднебесной всегда умели хранить свои тайны, но, судя по всему, она является серьёзной модификацией российского аналога 3М-54 «Калибр», технологии которой достались китайцам вместе с подводными лодками проекта 636.

Ну, а, что может быть лучше и смертностее улучшенного «Калибра»? Правильно, практически ничего, значит - серебро.

1-е место: BRAHMOS (Россия-Индия).

Лучше гор могут быть только горы, а лучше «Калибра» и модифицированного китайцами «Калибра» только BRAHMOS. Новейшая российско-индийская крылатая ракета, созданная на базе Р-800 «Оникс», лидирует в рейтинге.

Максимальная скорость в 3700 км./ч., смешанный профиль полёта, обеспечивающий совершенно непредсказуемую траекторию подхода к цели на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, 300 килограмм боевой части (проникающей, осколочно-фугасной, кассетной) и дальность пуска в 300 километров - спасти от BRAHMOS вряд ли сможет какая-либо ПРО. Ну, а если сюда добавить возможность базирования на любых типах носителях и возможность поражения абсолютно любых целей, то становится ясно, почему золото за ракетой российско-индийской разработки.

Ну, и напоследок - небольшое видео с красочными пусками всех представленных ракет.

* – Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Возникшие (точнее, возродившиеся) в конце 1970-х гг. в СССР и США как самостоятельный класс стратегических наступательных вооружений, авиационные и морские крылатые ракеты (КР) большой дальности со второй половины 1980-х годов рассматриваются и в качестве высокоточного (ВТО), предназначенного для поражения особо важных малоразмерных целей обычными (неядерными) боезарядами. Оснащенные высокомощными (масса - порядка 450 кг) неядерными боевыми частями (БЧ) крылатые ракеты AGM-86C (CALCM) и AGM-109C "Томагавк" продемонстрировали высокую эффективность в боевых действиях против Ирака (перманентно ведущихся начиная с 1991 г.), а также на Балканах (1999 г.) и в других частях света. В то же время тактические (неядерные) КР первого поколения имели относительно низкую гибкость боевого применения - ввод полетного задания в систему наведения ракеты осуществлялся на земле, перед вылетом бомбардировщика или выходом корабля из базы, и занимал более суток (в дальнейшем он сократился до нескольких часов).


Кроме того, КР имели сравнительно высокую стоимость (более 1 млн. долл.), низкую точность попадания (круговое вероятное отклонение - КВО - от десятков до сотен метров) и в несколько раз меньшую, чем у их стратегических прототипов, дальность боевого применения (соответственно, 900-1100 и 2400-3000 км), что было обусловлено использованием более тяжелой неядерной БЧ, "вытеснившей" из корпуса ракеты часть топлива. Носителями КР AGM-86C (стартовая масса 1460 кг, масса БЧ 450 кг, дальность 900-1100 км) в настоящее время являются лишь стратегические бомбардировщики-ракетоносцы В-52Н, а AGM-109C оснащаются надводные корабли класса "эскадренный миноносец" и "крейсер", снабженные универсальными вертикальными контейнерными пусковыми установками, а также многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), применяющие ракеты из подводного положения.

Основываясь на опыте боевых действий в Ираке (1991 г.), американские КР обоих типов были модернизированы в направлении повышения гибкости их боевого применения (теперь ввод полетного задания может осуществляться дистанционно, непосредственно на борту самолета или корабля-носителя, в процессе решения боевой задачи). За счет внедрения оптической корреляционной системы конечного самонаведения, а также оснащения блоком спутниковой навигации (GPS), значительно повысились точностные характеристики оружия (КВО -8-10 м), что обеспечило возможность поражения не просто конкретной цели, а ее определенного участка.

В 1970-1990-е годы произведено до 3400 ракет типа AGM-109 и более 1700 AGM-86. В настоящее время КР AGM-109 ранних модификаций (как "стратегические", так и противокорабельные) в массовом порядке дорабатываются в тактический вариант AGM-109C Block 111С, оснащенный усовершенствованной системой наведения и имеющий повышенную с 1100 до 1800 км дальность боевого применения, а также уменьшенное КВО (8-10 м). При этом масса (1450 кг) ракеты и ее скоростные характеристики (М=0,7) остались, практически неизменными.

С конца 1990-х годов параллельно ведутся работы и по созданию упрощенного, более дешевого варианта КР "Тэктикал Томагавк", предназначенного исключительно для применения с борта надводных кораблей. Это позволило снизить требования к прочности планера, отказаться от ряда других элементов, обеспечивающих старт ракеты в подводном положении из торпедных аппаратов АПЛ, и тем самым улучшить весовую отдачу летательного аппарата и повысить его ТТХ (в первую очередь, дальность, которая должна возрасти до 2000 км).

В более отдаленной перспективе за счет снижения массы БРЭО и применения более экономичных двигателей максимальная дальность модернизированных КР типа AGM-86C и AGM-109C возрастет до 2000-3000 км (при сохранении прежней эффективности неядерной БЧ).


крылатая ракета AGM-86B

Однако процесс трансформации авиационных КР AGM-86 в неядерный вариант в начале 2000-х годов существенно замедлился ввиду отсутствия у ВВС США "лишних" ракет этого типа (в отличие от КР "Томагавк" в ядерном варианте, которые, в соответствии с российско-американскими договоренностями, изъяты из боекомплектов кораблей и переданы на береговое хранение, AGM-86 по-прежнему продолжают входить в ядерный зачет, являясь основой стратегического вооружения бомбардировщиков ВВС США В-52). По этой же причине так и не началась трансформация в неядерный вариант и стратегической малозаметной КР AGM-129A, которой также оснащаются исключительно самолеты В-52Н. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возобновлении серийного производства усовершенствованного варианта КР AGM-86, однако решение об этом так и не принято.

В качестве основной тактической КР ВВС США на обозримую перспективу рассматривают дозвуковую (М=0,7) ракету Локхид Мартин AGM-158 JASSM, летные испытания которой начались в 1999 г. Ракета, имеющая габариты и массу (1100 кг), приблизительно соответствующие AGM-86, способна поражать цели с высокой точностью (КВО - несколько метров) на дальности до 350 км. В отличие от AGM-86 она оснащена более мощной БЧ и имеет меньшую радиолокационную заметность.

Другое важное преимущество AGM-158 - универсальность по носителям: ею могут оснащаться практически все типы боевых самолетов ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США (В-52Н, В-1В, В-2А, F-15E, F-16C, F/A-18, F-35).

КР JASSM снабжена комбинированной автономной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной (с режимом самораспознавания цели) -на конечном. Можно предположить, что на ракете найдет применение и ряд усовершенствований, внедряемых (или намеченных к внедрению) на КР AGM-86C и AGM-109C, в частности, передача на наземный КП "квитанции" о поражении цели и режим перенацеливания в полете.

Первая малосерийная партия КР JASSM включает 95 ракет (ее производство началось в середине 2000 г.), две последующие партии составят 100 изделий каждая (начало поставок - 2002 г.). Максимальный темп выпуска достигнет 360 ракет в год. Серийное производство КР предполагается продолжать по меньшей мере до 2010 г. В течение семи лет предполагается изготовить не менее 2400 крылатых ракет при единичной стоимости каждого изделия не менее 0,3 млн. долл.

Фирма Локхид Мартин совместно с ВВС рассматривают возможность создания варианта ракеты JASSM с удлиненным корпусом и более экономичным двигателем, что позволит увеличить дальность до 2800 км.

В то же время ВМС США, параллельно с довольно "формальным" участием в программе JASSM, в 1990-е годы продолжали работы по дальнейшему совершенствованию тактической авиационной КР AGM-84E SLAM, являющейся, в свою очередь, модификацией противокорабельной ракеты Боинг "Гарпун" AGM-84, созданной в 1970-е годы. В 1999 г. на вооружение палубной авиации ВМС США поступила тактическая крылатая ракета Боинг AGM-84H SLAM-ER с дальностью порядка 280 км - первая американская система оружия, обладающая способностью автоматического распознавания целей (режим ATR -Automatic Target Recognition). Придание системе наведения КР SLAM-ER способности автономно выявлять цели - крупный шаг в области совершенствования ВТО. По сравнению с режимом автоматического захвата цели (АТА - Automatic Target Acquisition), уже реализованным в ряде авиационных средств поражения, в режиме ATR "картинка" потенциальной цели, получаемая бортовыми датчиками, сравнивается с ее цифровым образом, заложенным в память БЦВМ, что позволяет осуществлять автономный поиск объекта удара, его идентификацию и нацеливание ракеты при наличии лишь приблизительных данных о местонахождении цели.

Ракетой SLAM-ER оснащаются палубные многоцелевые истребители F/A-18B/C, F/A-18E/F, а в перспективе - и F-35A. SLAM-ER - "внутриамериканский" конкурент КР JASSM (закупки последней флотом США до настоящего времени представляются проблематичными).

Таким образом, до начала 2010-х годов в арсенале ВВС и ВМС США в классе неядерных крылатых ракет с дальностью 300-3000 км будут находиться лишь маловысотные дозвуковые (М=0,7-0,8) КР с маршевыми ТРДД, обладающие малой и сверхмалой радиолокационной заметностью (ЭПР=0,1-0,01 кв.м) и высокой точностью (КВО - менее 10 м).

В более отдаленной перспективе (2010-2030-е гг.) в США предполагается создать КР большой дальности нового поколения, рассчитанные на полет с большой сверхзвуковой и гиперзвуковой (М=4 и более) скоростью, что должно значительно уменьшить время реакции оружия, а также, в сочетании с малой радиолокационной заметностью, степень его уязвимости от существующих и перспективных средств ПРО противника.

ВМС США рассматривает возможность разработки высокоскоростной универсальной крылатой ракеты JSCM (Joint Supersonic Cruise Missile), предназначенный для борьбы с усовершенствованными системами ПВО. КР должна иметь дальность порядка 900 км и максимальную скорость, соответствующую М=4,5-5,0. Предполагается, что она будет нести унитарную бронебойную часть или кассетную БЧ, снаряженную несколькими суббоеприпасами. Развертывание KPJSMC, по наиболее оптимистическим прогнозам, может быть начато в 2012 г. Стоимость программы разработки ракеты оценивается в 1 млрд.долл.

Предполагается, что КР JSMC сможет запускаться с надводных кораблей, оборудованных универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41. Кроме того, ее носителями могут являться многоцелевые палубные истребители типа F/A-18E/F и F-35A/B (в авиационном варианте ракета рассматривается как замена дозвуковой КР SLAM-ER). Планируется, что первые решения по программе JSCM будут приняты в 2003 г., а в 2006-2007 финансовом году может начаться полномасштабное финансирование работ.

По словам директора военно-морских программ фирмы Локхид Мартин Э.Карни (АI Carney), хотя государственное финансирование программы JSCM пока не осуществляется, в 2002 г. предполагается профинансировать работы по научно-исследовательской программе ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator). В случае, если задел по программе ACTD будет положен в основу концепции ракеты JSMC, фирма Локхид Мартин, вероятно, станет основным исполнителем работ по созданию новой КР.

Разработка экспериментальной ракеты ACTD осуществляется совместными усилиями фирмы Орбитал Сайнс и центром морских вооружений ВМС США (авиабаза Чайн Лэйк, штат Калифорния). Ракету предполагается снабдить жидкостным воздушно-прямоточным двигателем, исследования по которому ведутся в Чайн Лэйк в течение последних 10 лет.

Основной "спонсор" программы JSMC - тихоокеанский флот США, заинтересованный, в первую очередь, в эффективных средствах борьбы с быстро совершенствуемыми китайскими средствами ПВО.

В 1990-е годы ВМС США приступили к реализации программы создания перспективного ракетного оружия ALAM, предназначенного для использования надводными кораблями против береговых целей, Дальнейшим развитием этой программы в 2002 г. стал проект комплекса FLAM (Future Land Attack Missile), который должен заполнить "нишу дальности" между корректируемым активно-реактивным артиллерийским 155-мм управляемым снарядом ERGM (способным с высокой точностью поражать цели на дальности более 100 км) и КР "Томагавк". Ракета должна обладать увеличенной точностью.Финансирование работ по ее созданию начнется в 2004 г. Планируется, что ракетой FLAM будут оснащаться эскадренные миноносцы нового поколения типа DD(X), которые начнут вводиться в строй с 2010 г.

Окончательный облик ракеты FLAM еще не определен. По одному из вариантов возможно создание гиперзвукового летательного аппарата с жидкостным ПВРД на базе ракеты JSCM.

Фирма Локхид Мартин совместно с французским центром ONR ведет работы по созданию твердотопливного воздушно-реактивного двигателя SERJ (Solid-Fuelled RamJet), который может найти применение и на ракете ALAM/FLAM (хотя более вероятным представляется установка такого двигателя на ракетах более поздней разработки, которые могут появиться после 2012 года, или на КР ALAM/FLAM в процессе ее модернизации), Так как ПВРД менее экономичен, чем ТРДД, сверхзвуковая (гиперзвуковая) ракета с двигателем типа SERJ, по оценкам, будет обладать меньшей (порядка 500 км) дальностью, чем дозвуковые КР аналогичной массы и габаритов.

Фирмой Боинг совместно с ВВС США рассматривается концепция гиперзвуковой КР с решетчатым крылом, предназначенной для доставки в район цели двух - четырех сверхминиатюрных автономных дозвуковых КР типа LOCAADS. Основной задачей системы должно являться поражение современных мобильных баллистических ракет, имеющих время предпусковой подготовки (начало которой можно зафиксировать средствами разведки после подъема ракеты в вертикальное положение) порядка 10 минут. Исходя из этого, гиперзвуковая крылатая ракета должна достичь района цели в течении 6-7 мин. после получения целеуказания. На поиск и поражение цели суббоеприпасами (мини-КР LOCAADS или планирующими боеприпасами типа ВАТ) может быть отведено не более 3 мин.

В рамках этой программы исследуется возможность создания демонстрационной гиперзвуковой ракеты ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator). УР должна выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=6. При М=4 должен осуществляться выброс суббоеприпасов. Гиперзвуковая ракета ARRMD со стартовой массой 1045 кг и максимальной дальностью 1200 км будет нести полезную нагрузку массой 114 кг.

В 1990-х гг. работы по созданию ракет оперативно-тактического класса (с дальностью порядка 250-350 км) развернулись и в Западной Европе. Франция и Великобритания на базе французской тактической КР "Апаш" с дальностью 140 км, предназначенной для поражения железнодорожного подвижного состава (поступление этой ракеты на вооружение ВВС Франции началось в 2001 г.) создали семейство крылатых ракет с дальностью порядка 250-300 км SCALP-EG/""CTOpM Шэдоу", предназначенных для оснащения ударных самолетов "Мираж"20000, "Мираж" 2000-5, "Хариер GR.7 и "Торнадо" GR.4 (а в перспективе - "Рафаль" и EF2000 "Лансер"). К особенностям ракет, снабженных ТРДД и выдвижными аэродинамическими поверхностями, относятся дозвуковая (М=0,8) скорость, маловысотный профиль полета и малая радиолокационная заметность (достигаемая, в частности, оребрением поверхностей планера).

Ракета совершает полет по заранее выбранному "коридору" в режиме следования рельефу местности. Она обладает высокой маневренностью, что позволяет реализовать ряд запрограммированных маневров уклонения от огня ПВО. Имеется приемник системы GPS (американская система NAVSTAR). На конечном участке должна использоваться комбинированная (тепловизионная/микроволновая) система самонаведения с режимом самораспознавания цели. Перед приближением к цели ракета выполняет горку с последующим пикированием на объект поражения. При этом угол пикирования может устанавливаться в зависимости от характеристики цели. БЧ тандемного типа BROACH на подлете "выстреливает" в цель головной суббоеприпас, который пробивает отверстие в защитном сооружении, в которое влетает основной боеприпас, взрывающийся внутри объекта с некоторым замедлением (степень замедления устанавливается в зависимости от конкретных особенностей назначенной к поражению цели).

Предполагается, что ракеты "Сторм Шэдоу" и SCALP-ЕG-поступят на вооружение авиации Великобритании, Франции, Италии и ОАЭ. По оценкам, стоимость одной серийной КР (при суммарном объеме заказов в 2000 ракет) составит приблизительно 1,4 млн.долл. (однако объем заказа в 2000 КР представляется весьма оптимистичным, поэтому можно ожидать, что реальная стоимость одной ракеты окажется значительно выше).

В дальнейшем на базе ракеты "Сторм Шэдоу" предполагается создать уменьшенный экспортный вариант "Блек Шахин", которым смогут оснащаться самолеты типа "Мираж"2000-5/9.

Международный франко-английский концерн MBD (Матра/ВАе Дайнэмикс) изучает новые модификации ракеты "Сторм Шэдоу"/SСАLР-ЕG. Один из перспективных вариантов - всепогодная и всесуточная КР корабельного базирования, предназначенная для поражения береговых целей. По оценкам разработчиков, новая европейская ракета с дальностью более 400 км может рассматриваться в качестве альтернативы американской морской КР "Томагавк", снаряженной неядерной БЧ, по сравнению с которой она будет обладать более высокой точностью.

КР должна быть снабжена инерциально-спутниковой системой наведения с экстремальной корреляционной системой коррекции по земной поверхности (TERPROM). На конечном участке полета предполагается задействовать тепловизионную систему автономного самонаведения на контрастную цель. Для наведения КР будет использована европейская система космической навигации GNSS, находящаяся в стадии разработки и по своим характеристикам близкая американской системе NAVSTAR и российской ГЛОНАСС.

Концерн EADS ведет работы по созданию другой дозвуковой авиационной КР KEPD 350 "Таурус" со стартовой массой 1400 кг, весьма близкой КР SCALP-EG/"Сторм Шэдоу".Ракета с максимальной дальностью боевого применения порядка 300-350 км рассчитана на полет на малой высоте со скоростью, соответствующей М=0,8. Она должна поступить на вооружение германских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" после 2002 г. В дальнейшем ею предполагается вооружить и самолеты EF2000 "Тайфун". Кроме того, предполагаются поставки новой КР на экспорт, где она составит серьезную конкуренцию франко-английской тактической крылатой ракете Матра/ВАе Дайнэмикс "Сторм Шэдоу" и, вероятно, американской AGM-158.

На базе ракеты KEPD 350 разрабатывается проект противокорабельной КР KEPD 150SL с дальностью 270 км, предназначенной для замены ракеты "Гарпун". ПКР этого типа предполагается оснастить перспективные германские фрегаты и эскадренные миноносцы. Ракета должна размещаться в палубных контейнерах прямоугольного сечения, сгруппированных в четырехконтейнерные блоки.

Вариант KEPD 150 воздушного базирования (имеющий стартовую массу 1060 кг и дальность 150 км) выбран ВВС Швеции для оснащения многоцелевого истребителя JAS39 "Грипен". Кроме того, эта УР предлагается ВВС Австралии, Испании и Италии.

Таким образом, европейские крылатые ракеты по скоростным характеристикам (М=0,8) приблизительно соответствуют американским аналогам, так же совершают полет по маловысотному профилю и имеют дальность, значительно меньшую дальности тактических вариантов КР AGM-86 и AGM-109 и приблизительно равную дальности AGM-158 (JASSM). Так же, как и американские КР, они обладают малой (ЭПР порядка 0,1 кв.м) радиолокационной заметностью и высокой точностью.

Масштабы производства европейских КР значительно меньше, чем американских (объемы их закупок оцениваются в несколько сотен единиц). При этом стоимостные характеристики американских и европейских дозвуковых КР приблизительно сопоставимы.

Можно ожидать, что до начала 2010-х годов западноевропейская авиационно-ракетная промышленность в классе тактических (неядерных) КР будет производить лишь изделия типа SCALP/"Сторм Шэдоу" и KEPD 350, а также их модификации. С расчетом на более отдаленную перспективу (2010-е годы и позже) в Западной Европе (в первую очередь - во Франции), так же, как и в США, ведутся исследования в области гиперзвуковых ударных КР большой дальности. В течение 2002-2003 годов должны начаться летные испытания новой гиперзвуковой экспериментальной крылатой ракеты с ПВРД "Вестра", создающейся фирмой EADS и французским агентством вооружений DGA.

Реализация программы "Вестра" была начата агентством DGA в сентябре 1996 г. При этом ставилась цель "содействовать определению облика многоцелевой дальней высотной (боевой) ракеты". Программа позволяла отработать аэродинамику, энергетическую установку и элементы системы управления перспективной КР. Исследования, проведенные специалистами DGA, позволяли сделать вывод, что перспективная высокоскоростная ракета должна выполнять заключительный этап полета на малой высоте (первоначально предполагалось, что весь полет будет проходить лишь на большой высоте).

На базе КР "Вестра" должна быть создана боевая гиперзвуковая ракета FASMP-A с воздушным стартом, призванная заменить KPASMP. Ее поступление на вооружение ожидается в конце 2006 г. Носителями ракеты FASMP-A, оснащенной термоядерной БЧ, должны являться истребители-бомбардировщики Дассо "Мираж" N и многофункциональные истребители "Рафаль". Кроме стратегического варианта КР возможно создание и противокорабельного варианта с обычной БЧ и системой конечного самонаведения.

Франция в настоящее время - единственная зарубежная страна, имеющая на вооружении крылатую ракету большой дальности с ядерной боевой частью. Еще в 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Аэроспасьяль ASMP. 17 июля 1974 г. была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования этой ракеты. Испытания завершились в 1980 году и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 г.

Ракета ASMP (входящая в состав вооружения истребителей-бомбардировщиков "Мираж"2000М и палубных штурмовиков "Супер Этандар") оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска - 90-350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них.

В Китае с 1977 г. реализуются национальные программы создания собственных крылатых ракет большой дальности. Первая китайская КР, известная как Х-600 или "Хонг Ньяо-1" (ХН-1), была принята на вооружение сухопутных войск в 1992 г. Она обладает максимальной дальностю 600 км и несет ядерную боевую часть мощностью 90 кТ. Для КР разработан малогабаритный турбовентиляторный двигатель, летные испытания которого начались в 1985 г. Х-600 оснащена инерциально-корреляционной системой наведения, вероятно, дополненной блоком спутниковой коррекции. В системе конечного самонаведения, как предполагают, использована телевизионная камера. По сообщению одного из источников, КВО ракеты X-600 составляет 5 м. Однако эта информация, по-видимому, является слишком оптимистичной. Радиовысотомер, установленный на борту КР, обеспечивает полет на высоте порядка 20 м (очевидно, над поверхностью моря).

В 1992 г. для китайской КР был испытан новый, более экономичный двигатель. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска до 1500-2000 км. Модернизированный вариант крылатой ракеты под обозначением ХН-2 был принят на вооружение в 1996 г. Разрабатываемая модификация ХН-З должна иметь дальность порядка 2500 м.

Ракеты ХН-1, ХН-2 и ХН-З относятся к оружию наземного базирования. Они размещены на "грунтовомобильных" колесных пусковых установках. Однако в разработке находятся и варианты КР для размещения на борту надводных кораблей, подводных лодок или на самолетах.

В частности, в качестве потенциальных носителей КР рассматриваются новые китайские многоцелевые атомные подводные лодки проекта 093. Старт ракет должен выполняться из подводного положения через 533-мм торпедные аппараты. Носителями авиационного варианта КР могут являться новые тактические бомбардировщики JH-7A, а также многоцелевые истребители J-8-IIM и J-11 (Су-27СК).

В 1995 г. сообщалось, что в КНР начаты летные испытания сверхзвукового беспилотного ЛА, который может рассматриваться как прототип перспективной крылатой ракеты.

Первоначально работы по созданию крылатых ракет велись в Китае хаиньской Электромеханической академией и привели к созданию тактических противокорабельных ракет "Хаинь-1 " (вариант советской ПКР П-15) и "Хаинь-2". Позже была разработана сверхзвуковая ПКР "Хаинь-З" с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и "Хаинь-4" с ТРД.

В середине 1980-х г. для работ в области создания крылатых ракет в КНР были образованы НИИ 8359, а также "Китайский институт крылатых ракет" (впрочем, последний, возможно, является переименованной хаиньской Электромеханической академией).

Следует остановиться и на работах по совершенствованию БЧ крылатых ракет. Помимо боевых частей традиционного типа, американские КР начали комплектоваться и принципиально новыми типами БЧ. В ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 г. впервые были использованы КР, несущие волокна тонкой медной проволоки, разбрасываемые над целью.Такое оружие, получившее в дальнейшем неофициальное название "И-бомба", служило для вывода из строя линий электропередач, электростанций, подстанций и других объектов энергетики: повисая на проводах, проволока вызывала короткое замыкание, лишающее электроэнергии военные, промышленные и коммуникационные центры противника.

В ходе боевых действий против Югославии применено новое поколение этого оружия, где вместо медной проволоки использованы более тонкие углеродные волокна. При этом для доставки новых "противоэнергетичеких" боевых зарядов к целям используются не только КР, но и свободнопадающие авиационные бомбы.

Еще один перспективный тип боевых частей американских КР - взрывомагнитная БЧ, при срабатывании которой генерируется мощный электромагнитный импульс (ЭМИ), "выжигающий" радиоэлектронное оборудование противника. При этом радиус поражающего воздействия ЭМИ, генерируемого взрывомагнитной БЧ, в несколько раз превышает радиус поражения обычной осколочно-фугасной БЧ такой же массы. По ряду сообщений средств массовой информации, взрывомагнитные БЧ уже были применены США в реальных боевых условиях.

Безусловно, роль и значение крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении в обозримом будущем будет возрастать. Однако эффективное применение этого оружия возможно лишь при наличии глобальной космической навигационной системы (в настоящее время подобными системами располагают США и Россия, а в скором времени к ним присоединится и Объединенная Европа), высокоточной геоинформационной системы районов боевых действий, а также многоуровневой системы авиационной и космической разведки, выдающей данные о положении целей с их точной (порядка нескольких метров) географической привязкой. Поэтому создание современного высокоточного оружия большой дальности - удел лишь относительно развитых в техническом отношении стран, способных разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии всю информационно-разведывательную инфраструктуру, обеспечивающую применение такого оружия.

Сейчас администрация Обамы размышляет над тем, какого рода военные действия ей стоит предпринять – и стоит ли их предпринимать вообще – против правительства сирийского президента Башара Асада, которого обвиняют в применении химического оружия против мирного населения его собственной страны. Самым вероятным вариантом развития событий является авиаудар с использованием крылатых ракет по военным и государственным объектам, таким как президентский дворец и склады химического оружия. Ниже вы найдете информацию о том, что из себя представляют крылатые ракеты.

Что такое крылатая ракета?

Крылатые ракеты – это быстродвижущиеся управляемые бомбы, которые могут перемещаться на предельно малых высотах параллельно земле. Они отличаются от обычных ракет прежде всего тем, что они могут лететь на очень дальние расстояния. От беспилотных самолетов они отличаются тем, что у них нет наземных пилотов – они движутся по заранее заданной траектории – а также тем, что их можно использовать только один раз. Германия применила первые крылатые ракеты во время Второй мировой войны. Они назывались «Фау-1», сокращенно от немецкого слова Vergeltung, означающего «возмездие». Впервые их запустили с военных баз на севере Франции для нанесения удара по Великобритании. Основным преимуществом ракет «Фау-1», а также всех крылатых ракет, появившихся позже, является возможность атаковать, находясь на далеком расстоянии от противника и без пилота.

Как действует крылатая ракета?

Все крылатые ракеты оснащены бортовой системой наведения, хотя ее типы могут варьироваться. К примеру, ракеты «Томагавк», которые ВМС США применяют с 1984 года, оснащены системой под названием Terrain Contour Matching (TERCOM), которая при помощи альтиметра и датчика инерции прокладывает траекторию полета по заранее заданной карте местности. Более новые модели «Томагавка» оснащены также GPS. Помимо этой модели существует еще множество различных систем наведения.

Конструкция всех крылатых ракет приблизительно одинакова. В них обязательно есть двигатель, как правило, реактивный двигатель с воздухозаборником, который толкает ракету вперед. В ней предусмотрен отсек для топлива и отсек для боеголовки или взрывчатки. Обе крылатые ракеты на изображениях, представленных ниже, были разработаны так, чтобы их можно было оснастить ядерными боеголовками, однако большинство крылатых ракет – а также все ракеты, когда-либо использованные в ходе боевых действий – оснащены традиционными, неядерными взрывчатыми веществами. В передней части ракеты обычно находится система наведения. Крылатые ракеты с крыльями и двигателями часто напоминают беспилотные самолеты.

Крылатые ракеты можно запускать с самолетов, подводных лодок, кораблей или наземных пусковых установок. Кроме США крылатые ракеты состоят на вооружении более 70 государств.

Применяли ли США крылатые ракеты?

Разумеется. Если беспилотники стали знаковым оружием 2000-х и 2010-х годов, то в 1990-х годах таким оружием были крылатые ракеты. Смертоносные, запускаемые с дальнего расстояния и не имеющие на своем борту пилота, они позволяли уничтожать врагов, не рискуя жизнями американских военных. В 1990-е годы США совершили три масштабных удара с применением крылатых ракет.

В 1993 году власти Кувейта раскрыли заговор иракских разведывательных служб с целью убийства бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. В ответ на это президент Билл Клинтон приказал ударить 23 крылатыми ракетами по штаб-квартире иракской разведки. В 1998 году Клинтон отдал приказ провести ракетный удар по заводу El Shifa Pharmaceuticals Industries в Судане, подозревая, что на самом деле там производят химическое оружие. Также в 1998 году Клинтон распорядился ударить крылатыми ракетами по Усаме бен Ладену, который в тот момент находился в афганской провинции Хост. Оба удара 1998 года стали ответом на бомбовые нападения на американские посольства в Восточной Африке.

Каковы были последствия этих ударов?

После удара крылатыми ракетами в 1993 году между Ираком и США установились отношения неутихающей вражды, которые сохранялись на протяжении целого десятилетия. Америка (вместе с Соединенным Королевством и в определенный момент Францией) ввела над Ираком бесполетную зону, чтобы иракское правительство не имело возможности нападать на курдов на севере и шиитов на юге. Обеспечение бесполетной зоны переросло в серьезную проблему: иракские зенитные ракеты время от времени сбивали американские самолеты, и в ответ на это американцы бомбили иракские ракетные базы. Все это закончилось лишь в 2003 году, когда американские войска вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна. Однако напряженная обстановка в Ираке сохраняется по сей день.

Предприятие El Shifa Pharmaceutical Industries, которое США уничтожили в 1998 году, оказалось самым обыкновенным фармацевтическим заводом. Его обломки остались нетронутыми, и сейчас они служат памятником некомпетентности американцев.

В результате ракетного удара по провинции Хост американцам не удалось уничтожить Усаму бен Ладена – для этого им потребовались еще 13 лет, вторжение в Афганистан, десятилетие поисков и специально обученные люди из числа морских котиков. Как говорится в документах, хранящихся в архивах Агентства национальной безопасности, существуют доказательства того, что «эти удары не только не уничтожили Усаму бен Ладена, но и в конечном итоге сблизили «Аль-Каиду» и Талибан в политическом и идеологическом смыслах».

Каковы недостатки крылатых ракет?

В докладе ВВС США от 2000 года говорится о нескольких недостатках крылатых ракет «Томагавк»:

«Хотя все согласны с тем, что «Томагавк» - это чрезвычайно эффективное оружие, у этих ракет есть все-таки некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что их траектория полета сравнительно предсказуема. Особенно на тех участках местности, например,в пустынях, рельеф которых однороден. Вторая проблема заключается в том, что планирование миссии для систем наведения по рельефу местности занимает гораздо больше времени и представляет собой гораздо более сложную задачу в вопросе требований к точности разведданных, чем можно было предположить. К примеру, чтобы применить «Томагавк», подразделению необходимо отправить запрос на пакет данных о цели в такие агентства, как Управление картографической службы Министерства обороны, чтобы собрать всю информацию, необходимую для проведения миссии. Третий недостаток состоит в том, что ракеты «Томагавк» нельзя использовать для поражения хорошо защищенных целей, потому что их боеголовки весом в 450 килограммов, точность удара и кинетическая энергия в момент удара не позволяют уничтожать противника с высокой степенью вероятности. Последним недостатком этих ракет является то, что «Томагавки» не могут атаковать движущиеся объекты, потому что их направляют в определенную точку на местности, а не на отдельный объект. Соответственно крылатые ракеты «Томагавк» также не могут атаковать перемещаемые цели, потому что их местоположение может измениться, пока идет нацеливание или пока ракета летит к своей цели».

С 2000 года системы наведения были в значительной степени усовершенствованы, но в целом главные недостатки крылатых ракет сохраняются. Чтобы ракеты попали именно в цель, необходимо иметь точные данные разведки и подробные карты. Нужно также, чтобы враг оставался в одном, относительно незащищенном месте.

Будут ли США применять крылатые ракеты в Сирии?

Пока ответ на этот вопрос неизвестен. Ясно одно: скорее всего США не станут применять беспилотники. Беспилотники – это лучшее оружие для того, чтобы атаковать отдельных людей с безопасной высоты. Однако у сирийского правительства есть зенитное оружие, которое позволяет с легкостью сбивать беспилотники. Крылатые ракеты летают быстрее, бьют мощнее и поражают крупные неподвижные цели, такие как военные базы и дворцы. Кроме того, недалеко от Сирии у США есть масса крылатых ракет и всего несколько беспилотников.

Несколько изданий, в том числе New York Times, Los Angeles Times и Wall Street Journal, высказали предположение о том, США будут использовать крылатые ракеты, если администрация Обамы примет решение о нанесении удара. Один высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил NBC, что США, вероятно, проведут против режима Асада трехдневную атаку с применением крылатых ракет. Разумеется, нет никаких гарантий того, что эти удары вообще будут нанесены. 28 августа, президент Обама заявил, что он еще не принял решение относительно того, стоит ли вторгаться в Сирию.

Запуск крылатых ракет кажется довольно мощным ударом, который президент может нанести, но он вряд ли он будет решающим.

Вниманию читателей представлены самые быстрые ракеты в мире за всю историю создания.

Скорость 3,8 км/с

Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции - в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

Скорость 5,8 км/с

Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959-1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.

Скорость 6 км/с

UGM -133 A Trident II - американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км.

Скорость 6 км/с

Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM -30 G - одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

Скорость 7 км/с

Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

Скорость 7,3 км/с

Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Скорость 7,9 км/с

Межконтинентальная баллистическая ракета (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель - уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 - карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Р-7 Скорость 7,9 км/с

Р-7 - советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956-1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

Скорость 7,9 км/с

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) - самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта - миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

На протяжении двух последних десятилетий все относительно крупномасштабные военные конфликты с участием США и стран НАТО в качестве обязательного элемента включали массированное применение крылатых ракет (КР) морского и авиационного базирования.

Руководство США активно продвигает и постоянно совершенствует концепцию «бесконтактной» войны с применением высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия. Эта идея предполагает, во-первых, отсутствие (или сокращение до минимума) людских потерь со стороны нападающего и, во-вторых, эффективное решение важнейшей задачи, характерной для начального этапа любого вооруженного конфликта, завоевание безусловного господства в воздухе и подавление системы ПВО противника.

Нанесение «бесконтактных» ударов подавляет моральный дух обороняющихся, создает ощущение беспомощности и неспособности борьбы с агрессором, угнетающе действует на высшие органы управления обороняющейся стороны и подчиненные войска.

Помимо «оперативно-тактических» результатов, достижимость которых американцы неоднократно демонстрировали в ходе антииракских кампаний, ударов по Афганистану, Югославии и др., накопление КР преследует и «стратегическую» цель. В печати все чаще обсуждается сценарий, в соответствии с которым предполагается одновременное уничтожение важнейших компонентов Стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации обычными боезарядами КР, преимущественно морского базирования, в ходе первого «обезоруживающего удара». После нанесения такого удара должны быть выведены из строя командные пункты, шахтные и подвижные пусковые установки РВСН, объекты ПВО, аэродромы, подводные лодки в базах, системы управления и связи и др.

Достижение требуемого эффекта, по мнению американского военного руководства, может быть обеспечено благодаря:
— сокращению боевого состава СЯС РФ в соответствии с двухсторонними соглашениями;
— увеличению числа применяемых в первом ударе средств ВТО (в первую очередь — КР);
— созданию эффективной противоракетной обороны Европы и США, способной «добить» не уничтоженные в ходе обезоруживающего удара российские средства СЯС.

Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что правительство США (независимо от фамилии и цвета кожи президента) упорно и настойчиво добивается такого положения, когда Россия будет, подобно Ливии и Сирии, загнана в угол, и ее руководству придется сделать последний выбор: согласиться на полную и безоговорочную капитуляцию в части принятия важнейших внешнеполитических решений или все же опробовать на себе очередной вариант «решительной силы» или «несокрушимой свободы».

В описанной ситуации для России необходимы не менее энергичные и, самое главное, эффективные мероприятия, способные если не предотвратить, то хотя бы отодвинуть «день Д» (может быть, ситуация изменится, остроту угрозы удастся уменьшить, появятся новые аргументы против осуществления «силового варианта», высадятся марсиане, американские «верхи» станут более вменяемыми — в порядке уменьшения вероятности).

Располагая огромными ресурсами и запасами постоянно совершенствуемых образцов ВТО, военно -политическое руководство США справедливо считает, что отражение массированного удара КР является крайне дорогостоящей и сложной задачей, которая сегодня не по плечу ни одному из потенциальных противников Соединенных Штатов.

Сегодня возможности РФ по отражению такого удара явно недостаточны. Высокая стоимость современных систем ПВО, будь то зенитные ракетные системы (ЗРС) или пилотируемые авиационные комплексы (ПАК) перехвата, не позволяет развернуть их в необходимом количестве с учетом огромной протяженности границ РФ и неопределенности с направлениями, с которых могут быть нанесены удары с применением КР.

Между тем, обладая несомненными достоинствами, КР не лишены существенных недостатков:

— во-первых , на современных образцах «крылаток» отсутствуют средства обнаружения факта атаки КР со стороны истребителя;

— во-вторых , на относительно протяженных участках маршрута крылатые ракеты летят с постоянным курсом, скоростью и высотой, что облегчает осуществление перехвата;

— в-третьих , как правило, КР летят к цели компактной группой, что упрощает нападающему планирование нанесения удара и теоретически способствует повышению живучести ракет; однако последнее выполняется лишь при условии насыщения целевых каналов средств ПВО, а в противном случае указанная тактика играет негативную роль, облегчая организацию перехвата;

— в-четвертых , скорость полета современных крылатых ракет пока еще дозвуковая, порядка 800…900 км/ч, поэтому для перехвата КР обычно имеется существенный ресурс времени (десятки минут).

Проведенный анализ свидетельствует, что для борьбы с крылатыми ракетами необходима система, способная :
— перехватывать большое число малоразмерных дозвуковых неманеврирующих воздушных целей на предельно малой высоте в ограниченном районе за ограниченное время;
— прикрывать одним элементом этой подсистемы участок (рубеж) шириной много большей, чем у существующих ЗРС на малых высотах (ориентировочно 500…1000 км);
— обладать высокой вероятностью выполнения боевой задачи в любых метеоусловиях днем и ночью;
— обеспечивать существенно более высокое значение комплексного критерия «эффективность/стоимость» при перехвате КР по сравнению с классическими ЗРС и ПАК перехвата.

Эта система должна сопрягаться с другими системами и средствами ПВО/ПРО в части управления, разведки воздушного противника, связи и т.п.

Опыт борьбы с КР в военных конфликтах

Масштабы применения КР в вооруженных конфликтах характеризуются следующими показателями. В период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 297 пусков КРМБ типа «Томахок».

В 1998 г. в ходе операции «Лис пустыни» контингент американских вооруженных сил применил по Ираку более 370 крылатых ракет морского и авиационного базирования.

В 1999 г. в ходе агрессии НАТО против Югославии в рамках операции «Решительная сила» крылатые ракеты были использованы при нанесении трех массированных авиационно-ракетных ударов, состоявшихся на протяжении первых двух суток конфликта. Затем США и их союзники перешли к систематическим боевым действиям, в ходе которых также применялись крылатые ракеты. Всего в период активных действий было выполнено более 700 пусков ракет морского и воздушного базирования.

В процессе систематических боевых действий в Афганистане вооруженные силы США применили более 600 крылатых ракет, а в ходе операции «Свобода Ираку» в 2003 г. — не менее 800 КР.

В открытой печати, как правило, результаты применения крылатых ракет приукрашиваются, создавая впечатление о «неотвратимости» ударов и об их высочайшей точности. Так, по телевидению неоднократно показывался ролик, в котором демонстрировался случай прямого попадания крылатой ракеты в окно здания цели и т.п. Однако ни об условиях, в которых производился этот эксперимент, ни о дате и месте его проведения никаких данных не приводилось.

Однако существуют и другие оценки, в которых крылатые ракеты характеризуются заметно менее впечатляющей эффективностью. Речь идет, в частности, о докладе комиссии Конгресса США и о материалах, опубликованных офицером иракской армии, в которых доля пораженных в 1991 г. средствами иракской ПВО американских крылатых ракет оценивается приблизительно в 50 %. Несколько меньшими, но также существенными, считаются потери крылатых ракет от югославских средств ПВО в 1999 г.

В обоих случаях крылатые ракеты сбивались преимущественно переносными ЗРК типа «Стрела» и «Игла». Важнейшим условием перехвата было сосредоточение расчетов ПЗРК на ракетоопасных направлениях и своевременное предупреждение о приближении крылатых ракет. Попытки применить «более серьезные» ЗРК для борьбы с крылатыми ракетами были затруднены, так как включение РЛС обнаружения целей из состава ЗРК практически немедленно вызывало нанесение ударов по ним с применением противорадиолокационных авиационных средств поражения.

В этих условиях иракская армия, к примеру, вернулась к практике организации постов воздушного наблюдения, обнаруживавших крылатые ракеты визуально и сообщавших об их появлении по телефону. В период ведения боев в Югославии для противодействия крылатым ракетам использовались высокомобильные ЗРК «Оса-АК», включавшие РЛС на непродолжительное время с немедленной сменой позиции вслед за этим.

Итак, одной из важнейших задач является исключение возможности «тотального» ослепления системы ПВО/ПРО с потерей способности адекватного освещения воздушной обстановки.

Вторая задача — быстрая концентрация активных средств на направлениях ударов. Современные ЗРС для решения этих задач не вполне подходят.

Американцы тоже боятся крылатых ракет

Задолго до 11 сентября 2001 г., когда на объекты Соединенных Штатов обрушились самолеты-камикадзе с пассажирами на борту, американские аналитики выявили другую гипотетическую угрозу стране, которую, по их мнению, могли создать «страны-изгои» и даже отдельные террористические группы.

Представьте себе следующий сценарий. В двухстах-трехстах километрах от побережья державы, где проживает «хэппи нейшн», появляется невзрачный сухогруз с контейнерами на верхней палубе. Ранним утром, чтобы использовать дымку, затрудняющую визуальное обнаружение воздушных целей, из нескольких контейнеров с борта этой посудины внезапно стартуют крылатые ракеты, конечно же, советского производства или их копии, «сварганенные» умельцами из неназванной страны. Далее контейнеры сбрасываются за борт и затапливаются, а судно-ракетоносец прикидывается «ни в чем не повинным торговцем», оказавшимся здесь случайно.

Крылатые ракеты летят низко, их старт обнаружить непросто. И начинены их боевые части не обычным ВВ, не игрушечными медвежатами с призывами к демократии в лапках, а, естественно, мощнейшими отравляющими веществами или, на худой конец, спорами сибирской язвы. Спустя десять-пятнадцать минут ракеты появляются над ничего не подозревающим прибрежным городом… Что и говорить, картина нарисована рукой мастера, насмотревшегося американских фильмов ужасов.

Но для того, чтобы убедить американский конгресс раскошелиться, нужна «прямая и явная угроза». Главная проблема: для перехвата таких ракет практически не остается времени на приведение в готовность активных средств перехвата — ЗУР или пилотируемых истребителей, ведь наземная РЛС сможет «увидеть» несущуюся на десятиметровой высоте крылатую ракету на расстоянии, не превышающем нескольких десятков километров.

В1998 г. на проработку средства защиты от кошмара крылатых ракет, прилетающих «ниоткуда», в США были впервые выделены деньги в рамках программы Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System (JLENS). В октябре2005 г. были закончены научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проверкой заложенных идей на реализуемость, и фирма Raytheon получила отмашку на изготовление опытных образцов системы JLENS. Теперь речь пошла уже не о каких-то несчастных десятках миллионов долларов, а о солидной сумме — 1,4 млрд. долларов.

В2009 г. были продемонстрированы элементы системы: гелиевый аэростат 71М с наземной станцией для подъема/опускания и обслуживания, а фирма Science Applications International Corp. из Санкт-Петербурга получила заказ на проектирование и изготовление антенны для радиолокатора, являющегося полезным грузом аэростата.

Еще через год семидесятиметровый аэростат впервые поднялся в небо с РЛС на борту, а в 2011 г. систему проверили почти по полной программе: сначала сымитировали электронные цели, затем запустили низколетящий самолет, после чего пришел черед беспилотника с очень маленькой ЭПР.

Собственно, антенн под аэростатом имеется две: одна для обнаружения малоразмерных целей на относительно большой дальности, а другая для точного целеуказания на меньшей дальности. Питание к антеннам подается с земли, отраженный сигнал «спускают» по оптико -волоконному кабелю. Работоспособность системы проверялась вплоть до высоты4500 м. В составе наземной станции имеется лебедка, обеспечивающая подъем аэростата на нужную высоту, источник питания, а также кабина управления с рабочими местами диспетчера, метеоролога и оператора управления аэростатом.

Сообщается, что аппаратура системы JLENS сопрягается с корабельной ЗРС «Иджис», наземными ЗРК «Патриот», а также с комплексами SLAMRAAM (новый ЗРК самообороны, в котором в качестве активных средств применяются конвертированные УР AIM-120, прежде позиционировавшиеся как ракеты «воздух-воздух»).

Однако весной 2012 г. у программы JLENS начались трудности: Пентагон в рамках запланированного сокращения бюджета заявил об отказе от развертывания первой партии из 12 серийных станций с аэростатами 71М, оставив только две уже изготовленные станции для доводки РЛС, устранения выявленных недостатков в аппаратуре и программном обеспечении.

30 апреля 2012 г. в ходе практических пусков ЗУР на учебноиспытательном полигоне в штате Юта с использованием целеуказания от системы JLENS был сбит беспилотный самолет, применявший средства РЭП. Представитель фирмы Raytheon отметил: «Дело не только в том, что БЛА был перехвачен, а еще и в том, что удалось выполнить все требования технического задания по обеспечению надежного взаимодействия системы JLENS и ЗРК «Патриот». Фирма надеется на возобновление интереса военных к системе JLENS, ведь ранее планировалось, что Пентагон закупит сотни комплектов в период с 2012 по 2022 г.

Симптоматичным можно считать тот факт, что даже самая богатая в мире страна, судя по всему, все же считает неприемлемой для себя цену, которую пришлось бы заплатить для постройки «великой американской противоракетной стены» на основе использования традиционных средств перехвата КР, пусть даже во взаимодействии с новейшими системами обнаружения низколетящих воздушных целей.

Предложения по облику и организации противодействия крылатым ракетам с помощью беспилотных истребителей

Проведенный анализ свидетельствует о том, что систему борьбы с крылатыми ракетами целесообразно строить на основе использования относительно мобильных подразделений, вооруженных управляемыми ракетами с тепловыми ГСН, которые должны быть своевременно сосредоточены на угрожаемом направлении. В составе таких подразделений не должно быть стационарных или низкомобильных наземных РЛС, которые немедленно становятся объектами ударов противника с применением противорадиолокационных ракет.

Наземные средства ПВО с ракетами «земля-воздух» с тепловыми ГСН характеризуются небольшим курсовым параметром, составляющим единицы километров. Для надежного прикрытия рубежа протяженностью 500 км потребуются десятки комплексов.

Значительная часть сил и средств наземной ПВО в случае пролета крылатых ракет противника по одному-двум маршрутам окажутся «не у дел». Возникнут проблемы с размещением позиций, организацией своевременного предупреждения и целераспределения, возможностью «насыщения» огневых возможностей средств ПВО на ограниченном участке. Кроме того, мобильность такой системы обеспечить довольно затруднительно.

Альтернативой может стать применение относительно малоразмерных беспилотных истребителей-перехватчиков, вооруженных управляемыми ракетами малой дальности с тепловыми ГСН.

Подразделение таких летательных аппаратов может базироваться на одном аэродроме (аэродромный взлет и посадка) или в нескольких пунктах (безаэродромный старт, аэродромная посадка).

Главным достоинством авиационных беспилотных средств перехвата крылатых ракет является возможность быстрой концентрации усилий в ограниченном коридоре пролета ракет противника. Целесообразность применения БИКР против крылатых ракет обусловлена также тем, что «интеллект» такого истребителя, реализуемый в настоящее время на основе существующих датчиков информации и вычислителей, достаточен для поражения целей, которые не оказывают активного противодействия (за исключением системы встречного подрыва у крылатых ракет с ядерной БЧ).

Малоразмерный беспилотный истребитель крылатых ракет (БИКР) должен нести бортовую РЛС с дальностью обнаружения воздушной цели класса «крылатая ракета» на фоне земли порядка100 км(класса «Ирбис»), несколько УР «воздух -воздух» (класса Р-60, Р-73 или ПЗРК «Игла»), а также, возможно, авиационную пушку.

Относительно небольшие масса и размерность БИКР должны способствовать снижению стоимости аппаратов по сравнению с пилотируемыми истребителями-перехватчиками, а также уменьшению суммарного расхода топлива, что немаловажно с учетом необходимости массового использования БИКР (максимальную потребную тягу двигателя можно оценить равной 2,5…3 тс, т.е. примерно как у серийного АИ-222-25). Для эффективной борьбы с крылатыми ракетами максимальная скорость полета БИКР должна быть околозвуковой или невысокой сверхзвуковой, а потолок — относительно небольшим, не более10 км.

Управление БИКР на всех этапах полета должно обеспечиваться «электронным пилотом», функции которого должны быть существенно расширены по сравнению с типовыми системами автоматического управления летательными аппаратами. Помимо автономного управления целесообразно предусмотреть возможность дистанционного управления БИКР и его системами, например, на этапах взлета и посадки, а также, возможно, боевого применения вооружения или принятия решения на применение оружия.

Процесс боевого применения подразделения БИКР можно кратко описать следующим образом. После обнаружения средствами старшего начальника (низко мобильную наземную обзорную РЛС вводить в состав подразделения нельзя!) факта приближения крылатых ракет противника в воздух поднимают несколько БИКР с таким расчетом, чтобы после выхода в расчетные районы зоны обнаружения бортовых РЛС беспилотных перехватчиков полностью перекрывали по ширине весь прикрываемый участок.

Первоначально район маневрирования конкретного БИКР задается перед вылетом в полетном задании. При необходимости район может быть уточнен в полете посредством передачи соответствующих данных по защищенной радиолинии. В случае отсутствия связи с наземным КП (подавления радиолинии) один из БИКР приобретает свойства «командного аппарата» с определенными полномочиями.

В составе «электронного пилота» БИКР необходимо предусмотреть блок анализа воздушной обстановки, который должен обеспечить массирование сил БИКР, находящихся в воздухе, на направлении подхода тактической группы крылатых ракет противника, а также организовать вызов дополнительных дежурных сил БИКР в случае, если все крылатые ракеты не удается перехватить «активными» БИКР. Таким образом, дежурящие в воздухе БИКР в известной мере сыграют роль своеобразных «обзорных РЛС», практически неуязвимых для противорадиолокационных УР противника. Они же могут бороться с потоками крылатых ракет относительно невысокой плотности.

В случае отвлечения дежурящих в воздухе БИКР на одно направление с аэродрома должны быть немедленно подняты дополнительные аппараты, которые должны исключить образование неприкрытых зон на участке ответственности подразделения.

В угрожаемый период возможна организация непрерывного боевого дежурства нескольких БИКР. В случае возникновения необходимости переброски подразделения на новое направление БИКР могут перелететь на новый аэродром «своим ходом». Для обеспечения посадки предварительно на этот аэродром должна быть транспортным самолетом доставлена кабина управления и расчет, обеспечивающий выполнение необходимых операций (возможно, потребуется не один «транспортник», но все же проблема переброски на большое расстояние потенциально решается проще, чем в случае с ЗРС, и за гораздо более короткое время).

На этапе перелета на новый аэродром БИКР должен управляться «электронным пилотом». Очевидно, что помимо «боевого» минимума оборудования для обеспечения безопасности полетов в мирное время автоматика БИКР должна включать подсистему исключения столкновений в воздухе с другими летательными аппаратами.

Только летные эксперименты смогут подтвердить или опровергнуть возможность уничтожения КР или иного беспилотного летательного аппарата противника огнем из бортовой пушки БИКР.

Если вероятность уничтожения КР пушечным огнем окажется достаточно высокой, то по критерию «эффективность — стоимость» такой способ уничтожения крылатых ракет противника окажется вне всякой конкуренции.

Центральной проблемой при создании БИКР является не столько разработка собственно летательного аппарата с соответствующими летными данными, оборудованием и вооружением, сколько создание эффективного искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающего эффективное применение подразделений БИКР.

Представляется, что задачи ИИ в данном случае могут быть разделены на три группы :
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление одиночным БИКР на всех этапах полета;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление группой БИКР, которая перекрывает установленный рубеж воздушного пространства;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление подразделением БИКР на земле и в воздухе с учетом необходимости периодической смены летательных аппаратов, наращивания сил с учетом масштабов налета противника, взаимодействия с разведывательными и активными средствами старшего начальника.

Проблема, в определенной мере, состоит в том, что разработка ИИ для БИКР не является профильной ни для создателей собственно летательных аппаратов, ни для разработчиков бортовых САУ или РЛС. Без совершенного ИИ беспилотный истребитель превращается в неэффективную дорогостоящую игрушку, способную дискредитировать идею. Создание же БИКР с достаточно развитым ИИ может стать необходимым шагом на пути к многофункциональному беспилотному истребителю, способному бороться не только с беспилотными, но и пилотируемыми летательными аппаратами противника.

/Александр Медведь, доцент МФПУ «Синергия», к.т.н., engine.aviaport.ru /