КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

Работа КЮБЗа состоит из:

- Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
- Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
- Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
- Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
- Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

Занятия в нашем кружке проходят:
По средам (лекции) – 17.00-19.00
По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.


БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и четвергам - для ребят с разным уровнем подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.