В своей работе при организации досуговой деятельности детей мы используем систему инновационных форм взаимодействия .

Эта система:

  • позволяет оптимизировать взаимодействие между родителями и педагогами,
  • повышает педагогическое образование родителей,
  • активизирует потребности родителей в качественном воспитании детей.

Более подробно с работой в данном направлении можно познакомиться в статье « ».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию практический материал по проведению деловой игры «Знатоки природы».

Конспект деловой игры для детей с родителями, тема: «Знатоки природы»

Цели: Уточнить и обогатить знания о природе. Способствовать созданию взросло-детского сообщества.

Девиз: Люби природу, охраняй!

Природа – друг, не забывай!

Ход деловой игры для детей с родителями:

1. В гости приходит Петрушка:

– Я весёлая игрушка и зовут меня Петрушка,

Буду с вами я играть, вам задания давать!

Петрушка проводит жеребьёвку, распределяя детей и взрослых на две команды: «Ёлочки» и «Листочки». За каждое правильно выполненное задание команда получает одно очко. По окончании игры подсчитываются полученные очки и выявляется команда-победитель.

2. Задания.

«Игра со словами» :

Каждой команде предлагается по 4 карточки со словами, нужно прочитать слова, выделить лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее. СЛОВА: 1. утки, тигр, цапли, вороны; 2. овод, аисты, гуси, сороки.

«Анаграммы» :

Переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое слово – название животного, растения или насекомого. Каждой команде предлагается по три карточки со словами: КАМЫШ – МЫШКА, ПИОН – ПОНИ, ШНУРОК – КОРШУН, КОРМА – КОМАР, МОШКАРА – РОМАШКА, НАСОС — СОСНА.

«Грамматическая арифметика» :

При помощи арифметических действий получить и прочитать слово:

  • БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ (БА + БОЧКА = БАБОЧКА);
  • КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ОВОЩ (КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ШЕР = КАРТОФЕЛЬ);
  • ЧЕРЕП – П + МУХА = РАННЕЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО С ПРИЯТНЫМ АРОМАТОМ (ЧЕРЁМУХА);
  • ЧИСТЫЙ – ЫЙ + О + ТЕЛО – О = ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ (ЧИСТОТЕЛ).

Творческий конкурс :

Показать мимикой, походкой, звуками ВСТРЕВОЖЕННОГО КОТА и ГРУСТНОГО ПИНГВИНА.

Игра «Чудесный мешочек» :

Определить наощупь предмет в мешочке (овощи, фрукты).

Игра«С какого дерева листочек?»

Проводится в виде эстафеты. Командам раздаются листочки от тополя, березы, осины, дуба, рябины. По команде Петрушки: «Раз, два, три, листок с березки (тополя…) принеси!» один ребёнок из команды приносит нужный листок Петрушке.

Игра «Птицы »

Командам предлагаются иллюстрации с изображениям птиц, необходимо разобрать их на две кучки (зимующие и перелётные) и назвать каждую птицу.

«Лекарственные растения»

Назвать лекарственное растение и его использование в фармацевтической промышленности.

«Конкурс загадок»

Каждая команда по очереди отгадывает загадку.

1) Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (Река).

2) Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала (Река).

3) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт-убаюкивает? (Дождь).

4) Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться начнут (Дождь).

5) Кругом вода, а пить нечего (Море).

6) Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька и солона (Море).

7) Что за чудо-красота! Расписные ворота
Появились на пути!..
В них не въехать, не войти! (Радуга)

8) Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три,
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга)

9) Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено (Поле).

10) Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у реки голубой,
И жёлт, и синь, и ал (ЛУГ).

4. Подведение итогов деловой игры для детей с родителями.

5. Награждение победителей.

Бушуева Людмила Вениаминовна,
учитель-логопед,
МБДОУ Детский сад № 159,
г. Архангельск

Деловая игра для родителей «Я сам!»: воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Деловая игра с родителями раннего возраста

Цель:

Вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;

Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать

План подготовки и проведения деловой игры:

1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».

2. Оформление стенда на тему «Я сам».

3. «Библиотечка для родителей» - выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).

4. Оформление папки – раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».

5. Памятка для родителей:

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Атрибуты игры:

Эмблема команды;

Значки капитанов;

Колокольчик;

Песочные часы;

Аудиокассета с записью легкой музыки;

Воздушные шары с листами-вопросами внутри;

Табло для демонстрации результатов;

Бланки-протоколы у жюри

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Итак, поговорим о воспитании, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» - воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».

Жеребьёвка:

Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды) Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.

Правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри (3 человека).

Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:

0 баллов – участники не справились с заданием;

1 балл – участники дали не полный ответ;

2 балла – можно дополнить ответ;

3 балла – полный ответ

Итак, начинаем нашу игру.

1 этап: Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).

2 этап: «Разминка»

Назвать детские литературные произведения, которые будут полезны при воспитании у детей такого качества как самостоятельность.

За каждый правильный ответ жюри добавляет балл.

3 этап: «Конкурс капитанов». Время 3 минуты.

Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться, без Вашей помощи.

Список дел обсуждается.

4 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.

Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.

1 шар: Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

5 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.

Разбор ситуаций .

1. «Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

Сам! Сам! Сам!

Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:

Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

Что Ваш ребенок делает сам?Игра с родителями на самостоятельность

2. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все,мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»

Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы

Чем обусловлена беспомощность Алеши?

Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Ведущий: Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае - беспомощным, упрямым.

6 этап: «Запрещаем - разрешаем». Время 7 минут.

Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех. Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную свободу», а, может быть, «запрет».

Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» - действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» - действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Полученные результаты анализируются.

Ведущий: Пока жюри подводит итог, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.

7 этап: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).

Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.

Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Итак, слово предоставляется жюри.Деловая игра с родителями дошкольников

Жюри подводит итоги. Команды награждаются Грамотами за участие в деловой игре. Родителям раздаются памятки по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год

Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные упражнения;

Логопедический массаж;

Самомассаж языка, губ

Индивидуальные

Формирование правильного звукопроизношения:

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

Детеныши животных; продукты питания;

Транспорт

Групповые

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

Совершенствование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Развитие вербального мышления

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка - Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Результаты

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки».

Самомассаж языка, губ:

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

Артикуляционное упражнение «Расческа».

Постановка звука [е] (смешанный способ).

Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».

Проведение логопедом массажа языка, губ.

Постановка звука [с] (смешанный способ).

Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

Перспективное планирование

индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.

Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.

Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.

Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:

Подготовительный;

Этап вызывания звука;

Этап автоматизации звука;

Этап дифференциации звуков;

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.

Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).

Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.

I этап (подготовительный)

В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:

формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);

развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;

развитие чувства темпа и ритма;

знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков

развитие основных двигательных навыков;

подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап. Постановка звука (вызывание звука).

В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие силы и подвижности органов артикуляции;

вызывание (постановку) звука;

усвоение доступных ритмических моделей;

формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

развитие ВПФ (психологической базы речи).

III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:

закрепление навыка правильного звукопроизношения;

нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;

формирование фонологической компетенции;

расширение лексико - грамматической компетенции;

развитие связной речи;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза

IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.

На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

закрепление правильного произношения и различения звуков;

нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи

расширение лексико-грамматической компетенции;

развитие связной речи;

развитие основных двигательных навыков и координации;

развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

развитие навыков языкового анализа и синтеза;

развитие ВПФ (психологической базы речи);

V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.

Количество занятий так же индивидуально для каждого ребенка и основными направлениями коррекционно-развивающей работы на этом этапе являются:

формирование у ребенка стойких умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

развитие связной речи;

развитие ВПФ (психологической базы речи);

Планирование отражает в себе все основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.

Используемая литература:

Герасимова В. А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. - С.-Пб. 2002

Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ

Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» - Ростов-на-Дону, «Феникс», С-Пб., «Союз» 2004

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста - С-Пб., «Союз» 2004

Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. - С.Пб.,1997

Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет - М., «ГНОМ и Д» 2003

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение - М., «Гном-Пресс», 1999

Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Москва «Просвещение» 2008

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготовительный этап

Общее количество занятий:

ФН (дислалия)

дизартрия 8-14

1. Формирование психологической готовности к занятиям.

1. Установка на совместную с учителем-логопедом деятельность по устранению недостатков речи и регулярные занятия в кабинете.

1. Формирование понятий «Речь, «Звуки речи».

2. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

3. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха и мягкой голосовой атаки.

1. Беседа о том, что такое « речь», как она формируется, какие звуки являются звуками речи и как они произносятся (демонстрация плаката с изображением ротовой полости и др.).

2.Артикуляционная гимнастика. Обучение приемам выполнения упражнений общего комплекса (статические и динамические упражнения).

3.Дыхательная гимнастика (с тактильным контролем); игры: "Веселая вертушка", "Загони шарик в лунку", "Свисток"; Фиксированный выдох со звуками: х-х-х, ф-ф-ф.

4. « Пропевка» гласных звуков (со средней силой голоса) У - У, АУ - АУ, АИУ

5. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с резиночкой, бусами и др.

2. Развитие тактильного восприятия.

3.Развитие зрительно-моторной координации.

4. Развитие чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма хлопков).

1.Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).

2. Игра «Волшебный мешочек».

3.Обведение шаблонов, рисунков по пунктиру, штриховка и др.

4. Ритмические хлопки «Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты услышал», «1 11 111 1111», «Прослушай серию хлопков» . Подбор карточки к данному ритмическому рисунку. (с опорой на наглядность)

1. Дальнейшее знакомство с понятием «звук».

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух неречевых звуков.

3. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

1.Беседа с детьми / ребенком о том, какие звуки слышатся и производятся (речевые и неречевые), способах их формирования

2. Игра «Угадай какая коробочка сейчас звучала», «Найди пару звучащему коробку» «Отбери две одинаково звучащие коробочки»; «Отгадай, что звучит».

3. Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).

4. Пальчиковая гимнастика, игры с бусами.

1.Сообщение знаний о способах формирования звуков речи.

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различение на слух речевых звуков.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

5. Развитие зрительно-моторной координации.

1. Беседа о том, как формируются звуки речи; демонстрация плаката с изображением ротовой полости, прикладывание ладошки к горлу (тактильный контроль при вибрации голосовых складок).

2. Игра «Кто позвал?».

3. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс (статические и динамические упражнения)).

4. Игра "Веселая вертушка", "Выдох воздуха тремя толчками".

5. Обведение рисунков по контуру, штриховка.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

4. Подготовительный этап

2. Развитие чувства темпа, ритма.

3. Развитие координации движений.

1.Формирование у детей представлений о разнообразии речевых звуков.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

1. Беседа о разных по звучанию звуках и способах их формирования.

2. Артикуляционная гимнастика (общеразвивающий комплекс (статические и динамические упражнения)).

3."Осенний листопад», проговаривание слогов на продолжительном выдохе, дыхательные упражнения с движениями.

5;6. Рече-двигательные игры и упражнения.

1. Знакомство со звуком (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука).

5.Развитие внимания и зрительной. памяти.

1. Беседа о том, как формируется данный звук; показ артикуляционного уклада перед зеркалом, показ профиля данного звука, имитация положения языка кистью руки; прикладывание ладошки к горлу (тактильные ощущения вибрации голосовых складок). Знакомство с символом, обозначающим данный звук.

2.Артикуляционная гимнастика (разучивание комплекса специальных упражнений, направленных на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3. Дыхательная гимнастика; игра «Загони мяч в ворота»; «Осенний листопад».

5.Игры «Найди 10 отличий», «Чего не стало?».

(дислалия)

дизартрия

1. Развитие пальцевой моторики.

2. Развитие чувства ритма.

1. Закрепление знаний о звуке (артикуляция, акустические особенности, способ формирования данного звука, карточка- символ звука).

2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

1. Игра «Хлопни в ладоши, если я сказала правильно»

2. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3.Игры с бусами; шнуровка; игра «Золушка».

4.Ритмические хлопки без зрительного контроля. «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку по числу ударов»,

«Отхлопай ритм» (без опоры на наглядность) - изолированные удары, серия простых ударов.

2. Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение 1-го ударного гласного звука в слове

4. Формирование интонационной выразительности речи и логического ударения.

2. Подними нужную карточку (символ звука), когда услышишь звук.

3.Голосовые упражнения. Произнесение предложения с изменением силы голоса «Катя купила цветы» (тихо, громко, шепотом, спокойно; с различной интонацией (вопросительная (А УО?, АУ О?, АУО ?) повествовательная, восклицательная интонация.»;

4. Диалог с использованием различного смыслового интонирования (утвердительный ответ на поставленный вопрос).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготови-

тельный этап

Общее количество занятий:

(дислалия)

дизартрия

1. Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Развитие навыка различения правильно произносимых звуков на слух.

1. Анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи).

2. Игра «4-й лишний» (три слова начинаются на изучаемый звук, а одно- на другой).

3. Игра «Живые звуки».

4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения); «Дружная семья»; «Засолка капусты», «Пальчики здороваются», «Замок» и др.

1 Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Выделение звука из ряда слогов и слов.

3. Анализ обратного слога типа АП. Выделение последнего согласного из слов типа МАК.

4. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука).

2. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук..».

2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинается на изучаемый звук, а одно- на другой).

3. Игра «Живые звуки», «Отбери только те картинки, в названиях которых звук ___ слышится в конце слова».

4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения

1.Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа МАК.

2. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения) «Фокус»; «Подуй в пузырек».

3. «Отбери только те картинки, в названии которых изучаемый звук слышится в начале слова» «Подними карточку-символ гласного звука, который ты услышишь в середине слова».

4. Пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, игры с « резиночкой », др.

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ прямого слога типа СУ.

4.Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

3. Игра «Живые звуки». Составление звуковых схем.

4. Проговаривание серии слогов (из правильно произносимых звуков) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем-логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Подготови-

тельный этап

Общее количество занятий:

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

1.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ слов типа СУП.

2. Развитие слухового внимания и памяти на линейный ряд состоящий из 4-х, 5-ти, 6-ти элементов.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения).

3.Определение позиции изучаемого звука в слова. «Раздели картинки на две группы по месту звучания звука в слове», составление звуковых схем.

4. Проговаривание серии слогов в определенной последовательности (правильно произносимых), учитель-логопед называет предметы в определенной последовательности, а ребенок выкладывает их в заданной последовательности (по памяти).

(дислалия)

дизартрия - 8-15

1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов типа ЗУБЫ.

2. Развитие мелкой моторики рук и зрительного внимания.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения).

3.Деление слов на части (слоги), составление звуко-слоговой схемы, подбор слов к звуковой или слоговой схеме.

4. Собирание бус (по карточке с определенным узором).

Проведение элементарного ручного массажа воротниковой и артикуляционной зон, пассивных артикуляционных упражнений для губ и языка.

Этап

Вызывание(постановка)

звука

Количество занятий:

(дислалия)

дизартрия

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование длительного фонационного выдоха.

2. Развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков.

3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Насос», «Фокус», «Листопад».

4.Пальчиковая гимнастика, обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, гимнастика и др.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3.Формирование длительного фонационного выдоха.

4. Развитие ВПФ.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Дыхательная гимнастика «Погреем ручки», «Бабочка», «Фокус», «Листопад», «Загоним мяч в ворота».

4. Игры «Чего не стало?», «Найди ошибку художника» и т.д.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3.Формирование длительного фонационного выдоха

4. Развитие графо-моторных навыков

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры;

2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный)

3. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильной воздушной струи)

4. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка

1.Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2.Формирование длительного фонационного выдоха.

3. Вызывание звука

5. Развитие пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения, направленные на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2. Дыхательная гимнастика (специальные упражнения направленные на формирование правильной воздушной струи).

3.Вызывание/ постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный способ).

5. Пальчиковая гимнастика пассивная /активная, статические упражнения, динамические упражнения, массаж кистей рук.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

3. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

4. Развитие ВПФ.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, пальчиковая гимнастика и др.

4. Игры «найди 10 отличий» «4-й лишний» и т.д.

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

4. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Игра «Живые звуки»; составление звуковых схем к словам.

4. Проговаривание серии слогов (используются только правильно произносимые звуки) с интонационным выделением определенного слога, заданного учителем- логопедом, подбор карточки к заданному ритмическому рисунку.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Этап

Вызывание

(постановка)

звука

Количество занятий:

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

2. Развитие ВПФ и пальцевой моторики.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2. Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Деление слов на части (слоги) Составление звуковых схем, подбор слов к звуковой схеме.

4. Кубики Никитина («Собери кубики так, чтобы получ

(Дислалия)

ФФНР,

Дизартрия 5-8

1. Развитие силы и подвижности органов артикуляции.

2. Вызывание звука.

1. Формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза.

1. Артикуляционная гимнастика (специальные упражнения); упражнения статические/динамические, выполняемые активно/ пассивно; имитационные игры.

2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).

3. Составление звуко-слоговых схем, подбор слов к звуко-слоговой схеме.

4. Рече-двигательные игры и упражнения.

Этап

Автоматизация

звука

Количество занятий:

(дислалия)

ФФНР,

Дизартрия -16

1. Закрепление навыка правильного произношения звука изолированно в прямых слогах, словах.

2. Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

1. Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa -та, та-та; та- та-та, та-та -та.

2. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов.

1,3,4. Многократное произнесение поставленного звука (утрированно), звукоподражание, отраженное проговаривание слоговых рядов

(длительно, прерывисто, тихо, громко, шепотом, с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности), проговаривание слов (звук в начале слова).

2. Обведение рисунков по контуру, штриховка, повторение орнамента.

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, словах и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие внимания и зрительной памяти.

1, 3,4. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов и чистоговорок

(звук в начале слова), содержащих данные слоги, самостоятельное называние слов по картинке, игры «Доскажи словечко!», «Чего не стало?», «Что появилось?».

2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок в ритме марша).

1.Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, звуковых комплексах типа ГСГ, словах (звук в середине слова).

2. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

4. Развитие мелкой моторики.

1, 3.Отраженное проговаривание различных звукокомплексов, слов (звук в середине слова), чистоговорок; игра «Кого или что нарисовал художник?».

2. Игра «Добавь заданный слог в начало/конец слова и назови слово целиком» (игра с мячом).

4. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения),

Игра «Ежик» (прикрепление прищепок к шаблону «ежик» с проговариванием слогов, слов).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в обратных слогах, в словах и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти на линейный ряд.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1,3, 4 . Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов (звук в конце слова) и чистоговорок, содержащих данные слоги; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке, и называние предметов/картинок по памяти в определенной последовательности (одновременное предъявление 3,4,5-ти картинок) игры «Один-много» «Скажи ласково» (можно использовать мяч).

2. Рече-двигательные игры и упражнения (проговаривание чистоговорок, дирижируя).

5 1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах.

2. Усвоение доступных ритмических моделей слов.

3. Развитие слуховой памяти на линейный ряд слов.

4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики.

1,2, 3. Отраженное проговаривание слоговых рядов с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности, заданной логопедом); проговаривание слов со стечением согласных.

4.1 Обведение шаблона «Солнышко»;

4.2.Вырезание ножницами данного шаблона.

4.3; 1.игра «Солнечные лучики » (прикрепление прищепок к шаблону «Солнышко », сопровождающееся проговариванием слогов).

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового составаи чистоговорках,

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на линейный ряд.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

2. Проговаривание слов различного звуко-слогового состава, называемых учителем -логопедом в определенной последовательности.

3.Игры «Кто где живет?» «Кто чем работает?» «Из чего сделан предмет?» «Скажи наоборот», « Жадина» (мой, мое, моя, мои), отгадывание загадок; (можно использовать мяч).

2. Развитие фонологической стороны речи.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики

1. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, содержащих данные слоги, и чистоговорок; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке.

2. Игра «4-й лишний» (3 слова начинаются на один звук, а 4-е на другой).

3. Игры «Кто как передвигается», «Кто как голос подает?» «Кто что умеет?».

4. Обведение рисунков по контуру, выкладывание различных фигур с помощью палочек или резинок, пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения.), «Повтори узор» на листе бумаги.

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава и чистоговорках, содержащих данные слоги.

2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

3. Расширение лексико-грамматической компетенции.

4.Развитие зрительно-пространственного восприятия.

2. Работа со звуковыми схемами.

3. «Прослушай слова и скажи, какое из них обозначает транспорт, (фрукт, обувь и т.д.)» «Что какие звуки издает?».

4. «Назови картинку, которая находится в левом верхнем

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах различного слогового состава, чистоговорках, потешках.

2. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3 Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке.

2. Подобрать слово на заданный звук, слог; подобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук; игра «Добавь слог/звук и назови получившееся слово целиком».

3. Игры «Доскажи словечко», «Скажи, какой будет предмет/суп/сок и т.д…если он сделан/приготовлен из…».

1.Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах различного слогового состава, чистоговорках.

2.Развитие фонологической стороны речи.

3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1. Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке,

2. Называние только тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

определение позиции звука в данных словах.

3. Работа со звуковыми схемами (подбор слов с изучаемым звуком к звуковым схемам, составление звуковых схем). Игры: «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук»; разгадывание ребусов, шарад.

4. Игры «Доскажи словечко», «О чем мечтает Буратино».

2. Формирование лексико-грамматической компетенции.

4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

1.2. Заучивание и проговаривание скороговорок, чистоговорок и потешек.

2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение; работа с деформированной фразой; игра «Поправь меня».

3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в них.

4. «Назови картинку, которая находится справа от…, слева от …».

1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях.

2. Формирование навыков языкового анализа

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком.

1.2.Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок.

2. Выделение слова содержащего изучаемый звук из состава предложения, определение позиции данного слова в предложении, составление звуко-слоговой схемы данного слова.

3. Игра «закончи предложение», «исправь предложение» «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д.

1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах.

2. Развитие чувства темпа, ритма, координации движений.

3. Развитие навыков связной речи.

1. Проговаривание скороговорок, стихов, на изучаемый звук.

2. Рече-двигательные игры и упражнения, лого-ритмические упражнения.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок.

1. Проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком

2. Составление рассказа по опорным словам или с творческим концом.

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

Этап

Автоматизация звука Количество занятий

1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука в стихах, текстах, связной речи.

2 Развитие навыков языкового анализа

1. Развитие навыков связной речи.

2. Развитие внимания, мышления.

1. Проговаривание скороговорок, стихов с изучаемым звуком

3. «Вспомни все слова со звуком__, которые ты услышал в рассказе»; работа по составлению звуко-слоговыми схемами.

4. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением).

(дислалия) 10

ФФНР,

дизартрия 16

1.Расширение фонетико-фонологической компетенции

2. Развитие навыков связной речи

1. Развитие словесно-логического мышления.

1. Заучивание и проговаривание скороговорок, стихов, насыщенных изучаемым звуком.

1.2. Составление звуковых схем слов, используемых в данных играх.

2.Составление описательного рассказа (с использованием схем и символов)

3. Игра «Объясни словечко», «4-й лишний» (с объяснением).

Этап

Дифференциация звуков

Количество занятий:

(дислалия)

ФФНР,

дизартрия 14

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах.

1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

2. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Доскажи словечко», «4-й лишний».

2. Игра «Раздели картинки на две группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова).

3. Игра «Добавь нужный звук в начало / конец слова и назови слово целиком» Составление звуковых схем.

4, 5.«Скажи где находится картинка (относительно другой/других между, под и т.д.…».

2. Развитие фонологической компетенции.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1;4.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); называние картинок, Игры «Скажи наоборот» (слоги), «О чем мечтает Буратино».

2. «Раздели картинки на три/четыре) группы» (с проговариванием слов) (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отсутствие изучаемых звуков в слове).

3. «Добавь нужный звук/слог в начало/конец слова и назови слово целиком» «Составь звуко-слоговую схему получившегося слова»).

«Подбери к звуко-слоговой схеме предметную картинку».

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах.

3. Развитие навыка определения ритмических моделей слов.

4.Расширение лексико-грамматической компетеции.

1,4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «4-й лишний» (3 слова с одним зв., а 4-е со 2-м изучаемым звуком

2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуко-слоговыми схемами.

3. Определение ритмического рисунка слов: ва та-та та.

4. «Раздели картинки на две (три/четыре) группы» (принцип разделения - наличие того или иного изучаемого звука в составе слова; обоих звуков в слове одновременно, либо отутствие изучаемых звуков в слове);игра «Прятки (За кем / за чем спрятался гномик?)»

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, чистоговорках.

2. Развитие навыков звукового/слогового анализа и синтеза.

3. Развитие зрительного внимания, памяти.

4.Расширение лексико-грамматической компетенции.

1, 4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Чему, кому обрадовался Петя»; разучивание чистоговорок.

2. «Добавь нужный звук/слог в начало / конец слова», работа со звуковыми схемами.

3. Рассмотри картинку (сюжетная картина) найди на ней и назови только те предметы, в названии которых есть звук…/оба звука. «Назови все эти слова по памяти, не глядя на картинку».

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

5 1. Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях и чистоговорках.

2.Расширение лексико-грамматической компетенции.

3. Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении..

1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками.

2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение, работа с деформированной фразой.

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах и предложениях.

2. Расширение лексико-грамматической компетенции.

3.Развитие памяти на линейный ряд слов в предло-жении.

1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками

1.2. Разучивание скороговорок.

2. Игра «закончи предложение», «исправь предложение», «прослушай предложение и ответь на вопрос к нему» и т.д.

3. Отраженное повторение предложений различного состава с сохранением последовательности и количества слов в нем.

1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях, чистоговорках и скороговорках.

2.Развитие навыков языкового анализа.

3.Расширение лексико-грамматической компетенции

4. Развитие мелкой моторики рук.

1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, скороговорок и чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками

2. Выделение слов содержащих изучаемые звуки из состава предложения, определение позиции данных слов в предложении, составить звуковую схему одного из слов.

3. Составление предложений по опорным словам.

4. Пальчиковая гимнастика, игра «Золушка».

2. Развитие навыков связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие внимания и зрительной памяти.

1. Заучивание стихов, и проговаривание скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3. 4. Игра «5-й лишний» (с объяснением), (на картинке 5 предметов; ребенок должен их запомнить, назвать, выделить лишний и объяснить, почему он лишний).

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие связной речи

1. Проговаривание стихов и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками

2. « Составь слово из первых звуков следующих слов…….».

3. Игра «Объясни словечко» (с объяснением).

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие навыков связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие слуховой памяти и внимания.

2. Придумывание рассказа по опорным словам.

3. Игра «4-й / 5-й лишний» (с объяснением), (ребенок, прослушав 4-5 слов должен их запомнить, назвать в определенной последовательности, выделить лишний и объяснить, почему он лишний).

Этап работы

Задачи занятия

Цели занятия

Виды работ

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

3. Развитие словесно-логического мышления, внимания.

4. Развитие навыков связной речи.

5. Развитие графо-моторных навыков.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2;5.Соедини все точки линией и назови предмет, который получился; составь звуко-слоговую схему к этому слову.

3. Игра «Найди ошибку художника» (с объяснением).

4.Творческая концовка рассказа.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие словесно - логического мышления.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Работа с деформированным текстом.

3. Игра «Объясни пословицу / поговорку».

4. «Обведи по контуру и заштрихуй»; «Повтори орнамент».

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие памяти на линейный ряд.

4. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Пересказ небольшого рассказа.

3, 4. Повтори 2-е предложение из прослушанного рассказа; назови 2-е слово из этого предложения и составь к нему звуковую схему.

1. Закрепление правильного произношения и различения звуков в стихах, текстах, связной речи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие словесно-логического мышления.

4. Развитие графо-моторных навыков.

1. Проговаривание стихов, чистоговорок и скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

2. Составление описательного рассказа.

3. Игра «Объясни словечко».

4. Графический диктант.

V этап

Формирование коммуникативной компетенции

Количество занятий

индивидуально для каждого ребенка

1.Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

2. Развитие связной речи.

1, 2. Беседа на заданную тему; составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок; составление описательных рассказов, рассказа по опорным словам, творческая концовка рассказа, пересказ небольших рассказов, инсценировки сказок.

Игра «Объясни словечко» «4-й лишний»

(с объяснением) и т.д.