Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] - [Ш] в словах)

Составила:

учитель – логопед

О. А. Кустова

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в словах.

Задачи :

- коррекционно - образовательная : закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;

- коррекционно - развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

- коррекционно - воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия .

1. Организационный момент .

Учитель - логопед и ребёнок располагаются за столом.

В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия .

Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш) . Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка) . Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].

Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш) . Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С) . Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд .

Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка) . Внимательно меня послушай и повтори: чок - чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку) . Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель - логопед и ребёнок встают из – за стола.

Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу .

В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

- Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает) .

Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом) . Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать - «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея) . Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть) . Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (C услик) . Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка ). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия .

Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] - [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз - свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие» .

Логопедическая тема: «Автоматизация звука Р в словах, предложениях, скороговорках».

Лексическая тема: «Море. Морские обитатели».

учитель- логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

п. Коноша Архангельской области

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

    автоматизировать звук Р в словах, предложениях, скороговорках;

    продолжать учить давать характеристику звука;

    продолжать учить составлять предложения;

    расширить знания детей об обитателях морских глубин;

    продолжать обучать элементам грамоты: учить делить слова на слоги; определять место заданного звука в слове.

    развивать фонематический слух;

    развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

    развивать логическое мышление, память, внимание.

    развивать наблюдательность;

    воспитывать у детей самоконтроль за речью;

    воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный файл Е. Железновой «Краб», цветопузырьковая колонна с рыбками, пособие «Улитка» на звук Р, указка с наклеенным осьминогом, разрезная картинка- пазл с изображением морских обитателей, игрушки и картинки: краб, камешки, ракушки, морские коньки, рыбки, ткань, емкость с песком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Слайд 1, 2. Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Логопед: Какой прекрасный и загадочный подводный мир!

А хотели бы вы отправиться в морское путешествие? Почему?

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Что занимает большую часть поверхности земного шара?

На чем люди могут спуститься на морские глубины?

Каких обитателей морей ты знаешь?

Как называется окно в подводной лодке?

Что необходимо водолазу?

Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Вы готовы к выходу в море.

Постановка правильного речевого дыхания

Логопед:При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.

Вдох через нос. Выдох через рот.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка», «Грибок», «Качели».

Л: Ребята, а на чем мы отправимся в путешествие? (На корабле).

В слове корабль есть звук, который вы учите, какой? (Да, звук Р).

Итак, мы выходим в море.

Слайд 3. Характеристика звука Р.

Логопед: Дайте характеристику звуку [р]: согласный, звонкий, твердый.

Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности.

Слайд 4. Логопед: Вот мы с вами вышли в море и можем наблюдать обитателей морей и океанов.

Ребята, на чем мы опустимся на морское дно? (Ответы детей).

Л: Для исследования морских глубин был создан батискаф- специальный подводный аппарат.

Слайд 5. Логопед: Для того, чтобы водолазу покинуть подводную лодку, обязательно необходимо специальное снаряжение: гидрокостюм, ласты, маска и ….? (Баллоны с воздухом)

Л: Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Дети имитируют одевание водолазных костюмов).

Слайд 6. Кто из морских обитателей самый страшный хищник? Акула. Логопед: Акула -хищная рыба! Чем питаются хищники? Чем они могут быть опасны.

Слайд 7. Какие морские животные самые умные и добрые? (Дельфины.)

Логопед: Дельфины - млекопитающие, то есть они кормят своих детенышей молоком. Так же как люди.

Слайд 8. Логопед: Как вы думаете, почему рыба - пила получила такое название?

Слайд 9. Логопед: рыба- меч. в чем же сходство у этой рыбы с оружием?

Слайд 10. Рыба- молот.

Слайд 11. Логопед: рыба- игла. Назовите одинаковые признаки для этой рыбы и инструмента для шитья? Рыба - игла (какая?), а игла для шитья (какая?).

Морские обитатели весело играли в море, и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных».

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

Логопед. Отгадайте загадку.

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног -

Вот и весь я…. Д: Осьминог.

Ребята, осьминог - дальний родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Осьминог умеет менять цвет - например, по песку пошел - желтый стал, в водоросли попал - зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Игра «Улитка». (Автоматизация звука в словах, зрительная гимнастика).

Логопед: Нужно пройти по улитке, правильно называя слова со звуком Р. (Логопед указкой на конце которой наклеен осьминог, вразнобой показывает на картинки, дети следят глазами за осьминогом и по очереди называют слова, расположенные на пособии «Улитка»).

Игровое упражнение «Узнай по контуру»

Логопед:а сейчас, мы опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь. (Логопед приглашает детей к ткани, лежащей на столе. Под тканью в емкости с песком спрятаны обитатели и предметы морей и океанов — игрушки: ракушки, камешки, рыбка, массажный шарик-«морской еж»).Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских обитателей, попробуйте узнать. (Дети называют предмет, не вынимая рук из - под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Посмотрите какие красивые рыбки. (Включается цветопузырьковая колонна с рыбками).

Игровые упражнения:

«Сосчитай рыбок», Какого цвета рыбки», «Куда плывут рыбки».

Сколько всего рыбок? Какие рыбки плывут влево, вправо? Какая рыбка плывет выше, ниже всех? Есть ли одинаковые рыбки?

Логопед. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Слайд 12. Игра «Собери картинку из пазлов».

Л: Ребята, картинка попала в морской шторм и рассыпалась. Нужно собрать ее. Если вы правильно это сделаете, то узнаете, что на ней изображено. (На картинке: конек, краб, звезда, водоросли).

Повторение ранее изученного материала

Игра «Прохлопай слово». Слоговая структура слова.

Л: Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». (Дети выбирают слова, изображенные на собранной картинке и отхлопывают их).

Слайд 13. «Где звук?» (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Логопед:Посмотрите на картинки, почему на схемах под картинками закрашен квадрат?

Слайд 14. Логопед: Посмотрите внимательно на схемы, здесь есть какие - то ошибки?

Слайды 15-16. Логопед: в данных схемах нет ошибок? (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Мы с вами узнали много нового, интересного, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ку».

Без чего не бывает моря? (без воды)

Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

У кого рот на брюхе? (у акулы)

На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

Родственник улитки? (осьминог)

Родственник рака? (краб)

Логопед: давайте поиграем «с крабом», краб проверит, кто правильно и четко сможет рассказать скороговорку про рака, которую мы выучили.

Упражнение «Слово на ладошке» (Дети стоят в кругу, рассказывают скороговорку, передавая каждое слово на ладошку друг другу).

Скороговорка: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!».

(Проверка: если краб не упадет со стола, значит вы рассказали скороговорку без ошибок.)

Физминутка «Краб».

Л: давайте поиграем с крабом.(координация движений в соответствии с музыкой и текстом)

с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период - лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем - повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»


Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся - игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще - Учите стихи ! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.

Расширяется словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Одежда». Предлагаются упражнения для усвоения знаний, упражнения в составлении предложений, распространенных однородными членами и т. д.

Цели.

Коррекционно -образовательные.

  1. Расширение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме “Одежда”.
  2. Упражнение в образовании относительных прилагательных.
  3. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Употребление существительных в косвенных падежах.
  5. Упражнение в составлении предложений, распространённых однородными членами.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развитие фразовой речи.
  2. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Воспитывать у детей бережное отношение к своей одежде.

Оборудование: картинки с изображениями одежды, виды ткани, мяч, карточки одежды с недорисованными деталями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет вещи, которые одеты на вас.
Как можно назвать всё это одним словом? (Одежда)

2. Рассматривание картинок одежды и называние их.

а) Дети существуют разные виды одежды: для дома, для праздника, для улицы, для мальчиков и девочек. Сейчас мы с вами назовем эту одежду.

Какую одежду люди носят дома? (Домашнюю)

Как называют одежду, которую мы одеваем на праздник? (Праздничная)

Как называем одежду, которую носим каждый день? (Повседневная)

Какую одежду мы носим летом, зимой? (Летнюю, зимнюю)

А одежду, которую носим весной и осенью, между летними и зимними сезонами называют демисезонная.

Какую одежду носят дети (Детскую), а взрослые? (Взрослую)

б) Знакомство детей с деталями одежды.

Покажи и назови детали своей одежды. (Карман, спинка, рукав, воротник, пуговицы и т.д.)

в) Знакомство с тканями.

На столе лежат кусочки ткани разного материала.

Внимательно посмотрите кусочки ткани из разного материала: потрогайте, пощупайте, погладьте, растяните, сомните их.

3. Игра “Спрошу – ответь”.

Портной сшил одежду из разных материалов. Закончи предложения.

Платье сшили из шелка. Оно какое? (Шелковое)

Шубу сшили из меха. Она какая? (Меховая)

Футболку сшили из трикотажа. Она какая? (Трикотажная)

Пиджак сшили из шерсти. Он какой? (Шерстяной)

Куртку сшили из кожи. Она какая? (Кожаная)

4. Игра с мячом. “Что можно сделать с одеждой?”.

Одежду можно шить, стирать, гладить, покупать, носить, рвать, зашивать, вешать, складывать, продавать, дарить и т.д.

5. Дидактическая игра “Что любит и чего не любит одежда”.

На доске висят два платья, одно “веселое”, другое “грустное”. На столе лежат предметные картинки: стиральная машинка, утюг, порванное платье, грязная рубашка, нитка с иголкой, рубашка с оторванными пуговицами, свисающая со стула на пол куртка, грязные пятна, порошок.

Детям предлагается повесить картинки к соответствующим силуэтам и сказать предложение. (Одежда любит, чтобы ее стирали. Одежда не любит, когда ее пачкают.)

6. Физкультминутка. “Помощники”.

7. Игра “Закончи слово”.

Логопед начинает слово, а ребенок добавляет слово “шить”, затем проговаривает получившееся слово полностью.

За…шить, пере…шить, у…шить, до…шить, при…шить, под…шить, с…шить, на…шить.

8. Упражнение “Составь предложение”.

Логопед предлагает детям составить предложения об одежде, используя в своих предложениях детали одежды, материал из которого она сделана и действия, которые можно совершать с одеждой.

Например: Мама постирала шерстяное платье в стиральной машине.

9. Задание “Дорисуй”.

Дети сидят за столами, логопед раздает карточки с изображением предметов одежды с недорисованными деталями: свитер без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без штанин, сарафан без лямок, юбка с недорисованным карманом.

Что у тебя на картинке? (Свитер). Чего не хватает у свитера? (Рукава). Твой свитер без чего? (Без рукава).

10. Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект интегрированного занятия для детей 5-7 лет "От улыбки станет всем светлей"

Программа "Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования"
Методическое пособие для учителей школы дошкольников. "Игра и общение в дошкольном возрасте для детей 5–7 лет"
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР "Путешествие в зоопарк"
Условия формирования субъект-субъективных отношений у заикающихся детей старшего дошкольного возраста
| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | для | детей | дитя | фонетико | фонетико фонематическое недоразвитие | фонематическим | фонематический слух | недоразвитием | недоразвитие речи | части речи | тема | и тем и тем | одежда | магазин одежды | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие для детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи Тема Одежда Детский сад

Тема: Звук С.

Цель: закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

2. Игра «Самолет».

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».



5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Санки. Самолет.

Совок. Лопата.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стул, сом, носки.

Стакан, маска, нос.

Миска, фикус.

8. Итог занятия.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: Звук З.

Цель: Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование: предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Губы- в улыбке;

Зубы- сближены;

Язык- за нижними зубами;

Какой звук З?

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

11. Итог урока.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние - давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

На что мы ее надеваем? (На тело).

Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

- Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

Что это? (Рубашка).

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей ).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

6. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели: закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Едет он, усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Назовите наземный пассажирский транспорт.

Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

3. Физминутка.

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины - …, кабина из железа - …, руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, рельсы из железа - …, окно из стекла - ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

Что это?

Какой вид транспорта?

Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

Назначение данного транспорта.

5. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.