Алёхина О.Г., учитель-логопед, г. Осинники Кемеровской области.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение дифференцировать звуки “С” - “З” в словах. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Сюжетно-игровая основа: “Поможем Соне найти козу Зойку”.

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук “С”)

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет?

Логопед показывает игрушечную козу.

Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук “З”)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки “С” - “З” в словах.

Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки “С” - “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Упражнение “Горка”.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни.

Вышла горка - хороша,

Хоть катай там малыша.

Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух носиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

С – с – с - с…

Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков “С” - “З”

Артикуляция звука “С”.

При произнесении звука “С”:

Губы растянуты в улыбку;

Зубы “заборчиком” со щелью;

Кончик языка за нижними зубами;

Воздушная струя холодная, направленная вниз,

Характеристика звука “С”.

Звук “С” согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

Какой буквой на письме обозначается звуки “С” - “З”?

Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Буква “С”

Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Буква “3”

Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковы-ми краями, руки

направлены влево.

Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сом-кнуты,

полусогнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты,

полусогнуты и направлены вниз.

7. Дифференциация звуков “С” - “З” в слогах. Игра “Наоборот”.

Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах. Игра “Эхо”.

Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

8. Физминутка.

Са-са-са - вот летит оса. Дети делают взмахи руками.

Са-са-са - укусила в нос оса. Показывают на нос.

Со-со-со - стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.

Сы-сы-сы - не боюсь я злой осы. Покачивают головой.

Су-су-су - я осу в руке несу. Показывают кулак.

За-за-за - вот идет коза. Показывают “козу”.

Зы-зы-зы - нет нигде козы. Разводят руками.

Зу-зу-зу - я домой веду козу.

Показывают веревочку в кулаке.

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья? (козья).

Хвост козий.

Копыто козье.

Рога козьи.

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

Составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень 2:

Составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза - козу - козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

Какие звуки учились различать?

Литература

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном - Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук - З - поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук - С - карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки - з - с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - с -?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - з -?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук - с - глухой, а звук - з - звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»



3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА - СА - СА - ЗА (Лишний слог ЗА)
СО - ЗО - СО - СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ - СЫ - СЫ - СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА - ЗА - ЗА - СА (Лишний слог СА)
СО - ЗО - ЗО - ЗО - ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ - ЗЫ - СЫ - ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук - с -. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком - з -
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - з -.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук – З – поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук – С – карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки – з – с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – с –?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – з –?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук – с – глухой, а звук – з – звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»

3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)
СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук – с –. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком – з –
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком – з –.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Валентина Ряднина
«Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

Тема : «Перелетные птицы . Осень »

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя

с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе для детей с ОНР

–учитель- логопед .

Тема : «Перелетные птицы »

Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

Задачи :

Коррекционно-обучающиее :

Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Развивать и обогащать словарный запас детей;

Формировать грамматически правильную речь у детей.

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

Развивать темп и ритм речи;

Коррекционно - воспитательные :

Формировать положительную установку на участие в занятии ;

Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

Материалы и оборудования

1. Презентация, мультимедийное оборудование.

2. Зеркало.

3. Птички на ниточках.

4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

5. Птичка- игрушка

Предварительная работа :

Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

Планируемые результаты :

Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

Развита мелкая моторика.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

У ребенка развита грамматически правильная речь

Этапы Цели Ход занятия Действия детей

I. Организационный момент «Круг радости»

Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

–Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

II. Беседа по картине «Осень »

(Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

Почему стало мало птиц ?

Каких птиц вы знаете ?

Куда улетают птицы осенью ?

Как называются птицы , которые улетели на юг?

Каких вы знаете перелетных птиц ?

-Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Дети : (перечисляют птиц ) .

Дети : на юг.

Дети : перелетные птицы .

Дети : перечисляют…

III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

Дети выполняют упражнение перед зеркалом

«Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

Упражнение «Лопатка»

(повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

IV. Дыхательная гимнастика

(слайд 4)

Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

V. самомассаж лица

(слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

вверх и наоборот

Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

очереди поднимать то правый, то левый угол рта

А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

VI. Вхождение в тему

(слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Они улетают в конце августа.

А почему они так рано улетают, как вы думаете?

Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

Пропадают многие насекомые

Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

А о каких птицах мы будем говорить ?

О птицах

О перелетных

VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

У птицы 2 лапы , а у животного 4

У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

IХ. Образование притяжательных прилагательных

(слайд 10)

Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

Чей хвост виден за синим облаком?

Какая птица спряталась за розовым облаком?

Чей клюв вы видите?

Чье крыло вы видите за голубым облаком?

А теперь скажите какие из них насекомоядные?

Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

Это хвост ласточки – ласточкин хвост

Это клюв аиста – аистиный клюв

Крыло журавля – журавлиное крыло

Насекомоядная ласточка

Х. Открытие нового

(Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

Гусь, утка, лебедь, пеликан

ХI. Развитие внимания

(слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

(если это не птицы - хлопаем в ладоши )

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что не правильно?

Воспитатель : А мухи – это кто?

Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

А куницы - это кто?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

Дети хлопают.

Дети : мухи.

Дети : насекомые

Дети хлопают.

Дети хлопают.

Животные

Дети хлопают.

XII. Физминутка

(Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

XIII. Открытие нового

(Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

-Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

(слайд 16-17)

Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Для чего им нужны маленькие перышки?

Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

Дети показывают

Дети дуют на перышки

Дети : перья летят, они легкие.

Дети мокают перо в стакан и смотрят.

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Дети : чтобы летать.

Дети : для тепла.

Дети : перья разные по цвету.

Они украшают птиц .

ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

(слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом .

Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Дети весело играют

XVI. Образование прилагательных

(Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

Как они называются?

Каких вы знаете зимующих птиц ?

Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

Дети : зимующие, оседлые.

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Дети раскладывают карточки

XVII. Экологическое воспитание

(слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Как можно проявить о них заботу зимой?

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

Хлеб, зерно, сало, семечки

Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

ХIV Рефлексия

(слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

Чем птицы отличаются от других животных?

Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Дети : …

Дети : …

Дети : …

ХV Ритуал прощания

«Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.