ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по урегулированию

споров между участниками образовательных отношений.

I . Общие положения

1. Настоящее Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее -Положение ) разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с целью регламентации порядка ее создания, организации работы, принятия решений.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее-Комиссия) муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школы» (далее - Школа ) создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

II . Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией

1. Комиссия избирается на заседании Управляющего Совета открытым голосованием в количестве 5 человек сроком на один календарный год.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Школы.

3. Председателя Комиссии выбирают из числа членов Комиссии большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения заседания Управляющего Совета.

4. Срок полномочия председателя один год с правом переизбраться на второй срок.

5. Один раз в полгода Председатель Комиссии предоставляет отчет о проделанной работе председателю Управляющего Совета.

6. Комиссия принимает заявления от педагогов, сотрудников, обучающихся и их родителей (законных представителей) в письменной форме.

7. Комиссия по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории учебного заведения, при присутствии не менее 4 человек (в течение 3-х дней с момента поступления заявления), заранее оповестив заявителя и ответчика.

8. Решение Комиссии принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе заседания Комиссии . Комиссия самостоятельно определяет сроки принятия решения в зависимости от времени, необходимого для детального рассмотрения конфликта, в том числе для изучения документов, сбора информации и проверки ее достоверности.

9. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов комиссии.

10. Председатель Комиссии подчиняется Управляющему Совету, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу школы, действующему законодательству РФ.

11. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагога, сотрудника, обучающегося или его родителей (законных представителей), не собирая для этого весь состав Комиссии.

12. Председатель имеет права обратиться за помощью к директору Школы для разрешения особо острых конфликтов.

13. Председатель и члены Комиссии не имеют права разглашать информацию, поступающую к ним.

14. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.

15. Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в Школе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

16. Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

III . Права и обязанности членов Комиссии

1. Комиссия имеет право:

Принимать к рассмотрению заявления любого участника образовательных отношений при несогласии с решением или действием руководителя, учителя, классного руководителя, воспитателя, обучающегося;

Принять решение по каждому спорному вопросу, относящемуся к ее компетенции;

Запрашивать дополнительную документацию, материалы для проведения самостоятель-ного изучения вопроса;

2. Члены Комиссии обязаны:

Присутствовать на всех заседаниях комиссии;

Принимать активное участие в рассмотрении поданных заявлений в письмен-ной форме;

Принимать решение по заявленному вопросу открытым голосованием (решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии при присутствии ее членов в полном составе);

Принимать своевременно решение, если не оговорены дополнительные сроки рассмотре-ния заявления;

Давать обоснованный ответ заявителю в устной и письменной форме в соответствии с пожеланием заявителя.

IV . Права обучающихся и родителей.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

Направлять в администрацию Школы обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

V . Документация.

1. Заседания Комиссии оформляются протоколом.

2. Утверждение состава Комиссии и назначение ее председателя оформляются приказом Школы.

3. Протоколы заседаний Комиссии сдаются вместе с отчетом за год Управляющему совету Школы и хранятся в документах совета три года.

Школьный конфликт — это часто встречающееся явление в стенах образовательного учреждения. Разногласия между детьми, трудности взаимодействия между учителем и родителем, недопонимание между детьми и педагогом — основа для возникновения конфликта в школе. Как понять кто прав, а кто виноват в таком конфликте? К разрешению подобных разногласий нередко подключаются и администрация учебного заведения, и психологическая служба, и школьные омбудсмены. Существует еще один механизм разрешения противоречий возникающих в школе — это создание конфликтной комиссии или комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Конфликтная комиссия — специальный правовой механизм защиты прав учащихся в образовательной организации. Предполагается, что основной задачей конфликтной комиссии является разрешение разногласий путем доказательного разъяснения и принятия оптимального варианта разрешения конфликта.

Конфликты, возникающие в школе, могут возникать между родителями и педагогом, между учащимися, между учащимися и учителем. Наиболее часто возникают конфликты между детьми. Такие конфликты в большинстве случаев можно разрешить быстро и при участии классного руководителя. Нередко дети самостоятельно без участия взрослых могут найти выход из конфликта. Если дети обратились к педагогу, то учитель должен спокойно, без давления на ребенка оказать необходимую помощь и разрешить ситуации. Родителям стоит помнить, что конфликт не всегда деструктивен. Бывает много конструктивных конфликтов, которые приводят к разрешению разногласий, выходу из неблагоприятной ситуации. Очень часто можно наблюдать, как конфликты добавляют опыта и социальных навыков, необходимых ребенку во взрослой жизни. Поэтому родители должны дать ребенку подсказку, как ему действовать в школе со сверстниками, если возник конфликт, а не решать все за него.

Самые острые конфликты, требующие вмешательства администрации и консультации директора — это конфликты между учителем и родителями. Причины могут быть очень разные. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.20012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) родители имеют право защищать права своих детей всеми способами не запрещенными законодательством Российской Федерации (ст.45 Закона).

При конфликтной ситуации родители должны помнить, что первым шагом должно быть разбирательство в стенах учебного заведения. Можно написать письменную жалобу на имя директора школы. Директор школы должен ответить на эту жалобу в течение 30 дней со дня регистрации у секретаря (ст.12 ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). В Законе указано, что родители имеют право направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Еще одним способом разрешения конфликта в школе будет создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

В каких случаях создаются конфликтные комиссии в школе?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных создается в целях:

  1. Урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
  2. В случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника.
  3. Обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
  4. Особенностей применения локальных нормативных актов.

Как формируется состав конфликтной комиссии? (ст.45 Закона)

Конфликтная комиссия создается в образовательной организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит в сроки, указанные в решении. Решение комиссии может быть обжаловано.

Локальный акт об утверждении порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимается школой с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и других представительных органов.

Причинами конфликта между учителями и родителями могут быть и нарушение педагогической этики, и недовольство методами воспитания и обучения, мнение о необоснованном занижение оценок. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений должна быть в обязательном порядке создана и действовать в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комиссия по урегулированию споров должна объективно рассматривать обращения участников образовательного процесса. В своих решениях руководствоваться правилом соблюдения прав и свобод участников образовательного процесса. Основной целью работы комиссии является урегулирование разногласий между участниками образовательного процесса. Комиссия несет ответственность за сохранность документов и других материалов, рассматриваемых на заседании Комиссии. Что касается спорных моментов при обучении учащихся, то конфликтная комиссия может рассматривать:

  • вопросы организации обучения по индивидуальному плану;
  • вопросы об объективности оценки по учебному предмету во время текущего учебного года/учебной четверти/триместра;
  • вопросы допуска к промежуточной и итоговой аттестации и т. д.

Для того, чтобы грамотно и достоверно решить конфликт комиссия обращается за данными к участникам спора. Также комиссия использует в своей деятельности различные нормативные документы, информационную и справочную литературу. Заслушав мнения обеих сторон комиссия принимает решение об урегулировании спора. Члены комиссии вправе пригласить свидетелей конфликта или смежных специалистов. Работа комиссии оформляется протоколом. Комиссия может формироваться сроком на один год. Состав комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации. Комиссию возглавляет председатель, избираемый членами комиссии из их числа простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. Руководитель образовательной организации не может быть избран председателем комиссии.

Полномочия председателя комиссии:

  • осуществляет общее руководство деятельностью комиссии;
  • ведет заседание комиссии;
  • подписывает протокол заседания комиссии.

Обращение в комиссию могут направлять обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, руководитель образовательной организации либо представитель образовательной организации, действующий на основании доверенности. Срок обращения в комиссию должен быть указан в локальном акте образовательной с момента когда участник (участники) образовательных отношений узнал (узнали) или должен был (должны были) узнать о нарушении своего права (своих прав).

Комиссия по разрешению споров участников образовательного процесса не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) обучающего или работника образовательной организации информация об этом представляется руководителю образовательной организации для решения вопроса о применении к обучающемуся, работнику образовательной организации мер ответственности, предусмотренных законодательством.

В случае установления комиссией факта совершения участником образовательных отношений действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в трехдневный срок, а при необходимости — немедленно.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

При рассмотрении данного вопроса комиссия может приглашать заинтересованные стороны для получения устных объяснений. Комиссия может пригласить несовершеннолетнего обучающегося для дачи устных объяснений, показаний, при условии, что это не нанесет психологической травмы ребенку, и соответствует морально-этическим нормам.

Каким образом рассматривается конфликт, касающийся интересов педагогического работника?

Председатель комиссии организует ознакомление педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в комиссию, и результатами ее проверки. Заседание комиссии проводится в присутствии педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки педагогического работника или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки педагогического работника или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие педагогического работника. По итогам рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить, что педагогический работник соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
  • установить, что педагогический работник не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю образовательной организации указать педагогическому работнику на недопустимость нарушения требований урегулирования конфликта интересов либо применить к педагогическому работнику конкретную меру ответственности.

Решения комиссии исполняются в установленные ею сроки.

Работа конфликтной комиссии — это один из механизмов защиты прав ребенка и учителя в образовательной организации. Также работа такой комиссии может стать начальным институтом ознакомления детей с правовыми способами разрешения споров.

1.1. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений [наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность] (далее - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2. Настоящее положение определяет порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - комиссия), а также порядок исполнения указанных решений.

1.3. Целью деятельности комиссии является урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

1.4. В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Трудовым кодексом, Уставом [наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность] и другими нормативными актами.

2. Порядок создания комиссии

2.1. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (далее - родители) и работников организации.

В комиссию входят по [значение] представителя от родителей и организации.

2.2. Представители от работников организации избираются на общем собрании трудового коллектива путем проведения открытого голосования.

Избранными в состав комиссии считаются работники, получившие наибольшее количество голосов.

2.3. Представители от родителей избираются на общем родительском собрании путем проведения открытого голосования.

Избранными в состав комиссии считаются родители, получившие наибольшее количество голосов.

2.4. В случае если по каким-либо причинам член комиссии не может осуществлять возложенные на него обязанности, общее собрание трудового коллектива или общее собрание родителей избирает другого представителя в течение [значение] дней.

2.5. На первом заседании комиссия путем проведения открытого голосования избирает из своего состава председателя комиссии, его заместителя и секретаря.

2.6. Председатель комиссии:

Открывает заседание;

Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума;

Объявляет о завершении заседания комиссии.

2.7. Срок полномочий комиссии составляет [срок].

3. Организация работы комиссии, порядок принятия решений

3.1. Комиссия собирается в случае подачи кем-либо из участников образовательных отношений заявления о разрешении конфликта.

3.2. После поступления заявления комиссия в полном составе и при участии заявителя и ответчика рассматривает конфликт и по результатам рассмотрения выносит мотивированное решение.

Заявление должно быть рассмотрено комиссией не более чем в [значение]-дневный срок со дня его поступления. С учетом сложности разрешаемого конфликта срок рассмотрения может быть увеличен до [значение] дней.

3.3. Решение комиссии принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе заседания комиссии, подписываемом председателем и секретарем.

Протоколы хранятся в [наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность] в течение [значение] лет.

3.6. Комиссия независима в своей деятельности, при принятии решения руководствуется только действующими нормативными актами, а также нормами морали и нравственности.

3.7. Комиссия до принятия решения имеет право провести профилактические мероприятия, направленные на урегулирование конфликта путем примирения сторон.

3.8. Решение является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

3.9. Решение комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3.10. По требованию одной из сторон конфликта решение комиссии может быть выдано ему в письменном виде.

3.11. Члены комиссии не имеют права разглашать сведения, ставшие им известными в процессе осуществления своих полномочий по разрешению конфликтов.

3.12. Члены комиссии имеют право запрашивать дополнительную информацию, материалы для проведения изучения вопроса.

3.13. Члены комиссии обязаны:

Присутствовать на всех заседаниях комиссии;

Принимать активное участие в деятельности комиссии;

4. Заключительные положения

4.1. Настоящее положение вводится в действие с момента утверждения [наименование должности или органа управления].

Согласовано:

[подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]