Проект

≪ЧИТАЮЩАЯ МАМА≫

Общие переживания и общие размышления исповедального характера – лучшие скрепы семьи. Пройдет время, ребёнок станет взрослым. Им забудутся авторы и рассказы, но чарующий голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место рядом с совестью.

И.И. Тихомирова

Актуальность

Книга в руках мамы - главная воспитательная сила, с которой не сравнятся ни моральные сентенции, ни система наказаний и поощрений. То, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, навечно ассоциируется с теплотой материнского голоса.

Направляя и сопровождая мысль и душевные движения детей в ответ на читаемые образы, мамы развивали в них творческие способности, пробуждали природный талант.

Материнское чтение - задача непростая. Она требует не только терпения, усилий, времени, но и определенных умений, знаний, навыков. Она требует от матери:

Читательской и педагогической культуры;

Овладения способами выбора лучших детских книг, сообразных возрасту ребенка;

Цел ь:

Обеспечить право ребенка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.

Улучшить на фундаменте материнского чтения качество семейных взаимоотношений - важнейшего условия повышения качества жизни в целом.

Создать в общественном сознании привлекательный образ мамы, читающей своему ребёнку.

Задачи:

Просвещение молодых мам о ценности приобщения ребенка к книге и чтению с младенческого возраста.

Формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста.

Разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организации общения на этой основе.

Ознакомление мам с разными видами детской литературы с учетом возрастных ступеней развития ребенка.

Ознакомление с источниками отбора лучших книг для чтения ребенку.

Интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка.

Привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ.

Обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению.

По составу участников : групповой

По срокам реализации : краткосрочный (с 05.05.2017 – 01.06.2017г)

По целевой установке : практико-ориентировочный

Ожидаемый результат

1.Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2.Возрождение традиции домашнего чтения.

3.Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Развитию личности ребенка, его творческих способностей;

Приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

Формированию творческого воображения;

Развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта решались задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателей; пересказ занимательных эпизодов, прерванных на самом интересном месте; выразительное чтение родителя (воспитателя);

Детям предлагается широкий спектр игр:

Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

Игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

Театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Реализация проекта предполагает:

Совместную деятельность родителей и детей;

Взаимодействия воспитателя с родителями;

Взаимодействие воспитателя с детьми;

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Организационный этап.

(первая неделя проекта)

1.Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2.Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров.

3.Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4.Провести анкетирование родителей.

5.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

6.Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(вторая – третья неделя проекта)

1.Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

2.Внедрить новые формы работы с детьми.

3.Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

4.Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.

5.Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

6.Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

(четвёртая неделя проекта)

1.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

2.Обработать результаты реализации проекта.

4.Провести презентацию проекта в рамках внутри садовского конкурса «Читающая мама – читающая страна».

5.Оформить выставку конкурса «Книга своими руками»

Результаты проекта

1. Методические продукты

Создан проект «Читающая мама – читающая страна», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

2. Информационно-практические продукты

Созданы презентации: «История возникновения книги; Как книга пришла к нам; Подробная биография авторов в презентациях»

Размещена информация (фотоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;

Творческий отчет о внедрении проекта «Читающая мама – читающая страна»;

Публикация проекта работы интернет сайт «Педагог XXI века»

II. Социальный эффект

Родители:

Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

Сформированы нравственные качества ребенка;

Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

III. Перспектива

На основе образовательного проекта «Читающая мама – читающая страна» ввести традицию по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе путем проведения ежегодного проведения праздника «Книжкины иминины».

Литература

1.Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

2.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

3.Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

4.Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

5.Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

7.Художественная литература для детей дошкольного возраста рекомендуемая организаторами конкурса «Читающая мама - читающая страна»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту «Читающая мама - читающая страна»

КОНКУРС

для детей дошкольного возраста и родителей

«Книга своими руками»

Взаимодействие с детского сада с библиотекой.

Родительское собрание в подготовительной группе

«Мы – читающая семья?»

Продуктивная деятельность детей.

Фотоотчёт

«Читающая мама – читающая страна».

Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком и с родителями. Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды. Читательский талант – это не просто природный дар, а результат упорного труда. В воспитании культуры чтения у детей можно опираться на весь арсенал народной мудрости, вплетая её в работу с читателем. Это пословицы, поговорки, загадки на темы книги, грамотности, чтения.Прививая ребенку культуру чтения, следует помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Проект Читающая мама (1).docx

Картинками

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№77» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Проект «Читающая мама - читающая семья» РУКОВОДИТЕЛИ: Азильгареева Райхана Рафаильевна Аблексанова Гульнара Зуфаровна Воспитатели МАДОУ «Детский сад№ 77»

Проект «Читающая мама - читающая семья» 2017 г В рамках реализации проекта «Читающая мама­ читающая семья» в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей «Традиции семейного чтения». Проанализировав анкеты нашей группы мы пришли к выводу, о том, чтению в современной семье уделяется мало времени. Книги заменили телевизор и компьютер. Для того, чтобы повысить интерес родителей и детей к художественной литературе, нами было подготовлено и проведено родительское собрание на тему: «Значение художественной литературы для всестороннего развития детей». В нем приняли участие воспитатель высшей категории, которая рассказала, о значение речи дошкольника и провела мастер­ класс по дыхательной гимнастике, пальчиковым играм с родителями, порекомендовала, какие книги необходимо покупать и читать детям 3­4 лет. В конце встречи мы прочитали высказывание К. И. Чуковского «Книга для детей – это в самом деле хорошая пища­ вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту». И предложили родителям принять участие в проектной деятельности «Книги лучшие друзья». Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Задачи: 1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы. 2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции. 3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении). 4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка. Работая над данным проектом,я хотела добиться следующих результатов:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе. 2. Возрождение традиции домашнего чтения. 3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе. 4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. Тип проекта: познавательный, практико­информационый. Участники проекта: дети, воспитатель, родители, воспитатель высшей категории, работник библиотеки. Сроки выполнения: ноябрь 2016г. ­апрель2017г. Продолжительность: долгосрочный. Этапы реализации проекта: 1. Организационно­подготовительный (ноябрь) 2. Основной (декабрь­март) 3. Заключительный (март­апрель) На первом этапе проводилось: 1. Наблюдение за детьми. Анализ проблемы, накопление информации. 2. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание». «Обруч», «Ребенок в д\саду». 3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. 4. Разработка проекта по теме «Книги лучшие друзья» 5. Изготовление родителями подпроекта, фотоальбома.

6. Беседы,рассматривание книг, работа в книжном уголке 7. Творческие задания для родителей. На втором этапе все совместная работа детей, воспитателя и родителей. 1 фото: В группе была организованна «книжная выставка»,где дети рассматривали и знакомились с книгой. 2 фото: «Творческая мастерская»,где дети рисовали, лепили, делали аппликации по прочитанным произведениям, а родители с детьми нарисовали странички из любимых сказок и создали из этих страниц книгу «Странички из книжки».А так же своими руками смастерили «Книжки­малышки». 3 фото: "книжка ­"заболела", дети любят рассматривать книги и закрепляют умение их бережного использования

В процессе реализации проекта нами был проведен цикл непосредственно­образовательной деятельности по формированию интереса к произведениям художественной литературы. Мы приобщали детей к художественной литературе используя: 4 фото: Театрализованную деятельность; инсценировки сказок, потешек, показ театров

С их помощью создали в группе мини­музей «Книги бывают разные» и написали мини­сочинение «Книга в жизни моего ребенка» Провели акцию «Подари книжку в группу»

Приятной неожиданностью для детей была встреча с бабушкой одного из воспитанников, которая работает в библиотеке А так же мною была проведена работа по подготовке и предоставлению информации для родителей по теме данного проекта: 1. Консультации для родителей «Какие книги покупать детям?», «Как выбрать книгу?», «Добрые советы, чтобы ребенок полюбил книги», «Почитай мне сказку мама, или с какими книгами лучше дружить», «Что и как читать ребенку дома». 2. Информация «Как организовать домашнее чтение», «Рекомендации по развитию читательского интереса», «Как научить ребенка беречь книги!», «Речевые игры в кругу семьи», «Сказка помогает развивать речь детей», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет». 3. Памятки «Как научить ребенка беречь книги», «Семья и книга» 4. Родительские собрания. 5. Творческая деятельность родителей. Третий заключительный этап.

Было проведение викторины по сказкам с родителями и детьми, где они отгадывали название сказок,совместно инсценировали сказки, играли словесные игры «Доскажи словечко» Обобщенный педагогический опыт работы Свою работу по данной теме мы начали с определения понятия «книжная культура». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть культуры общества, как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения книги». Дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности. Одно из них речевое развитие. Оно включает:­ владение речью, как средством общения и культуры;­ обогащение активного словаря;­ развитие связной, грамматически правильной ­

диалогической и монологической речи;­ развитие речевого творчества;­ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;­ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. При проведении мониторинга по данной теме среди воспитанников и их родителей мы установили, что: ­у детей слабо развита речь (не могут правильно выразить свою мысль при пересказе произведения, не используют эпитеты, сравнения); ­отсутствует интерес и потребность в чтении (не проявляют интерес к рассматриванию книг, чтению (восприятию) книг). Книга является, прежде всего, феноменом культуры, собрание культурных способов восприятия мира привычек и потребности в чтении. Однако на современном этапе много интересной для детей информации поступает из мультфильмов, компьютерных игр, телевизионных передач. И герои давно не похожи на своих литературных прототипов. При беседе с родителями установлено, что в семьях утеряна традиция чтения. В результате чего дети не интересуются книгой. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников старшего возраста с классической литературой происходит через интернет и телевидение. Поэтому именно от нас, как от педагога зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение. Мы не только воплощаю задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и переживаниям героев. Именно поэтому одним из основных направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры. Заключение Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком и с родителями.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды. Читательский талант – это не просто природный дар, а результат упорного труда. В воспитании культуры чтения у детей можно опираться на весь арсенал народной мудрости, вплетая её в работу с читателем. Это пословицы, поговорки, загадки на темы книги, грамотности, чтения.Прививая ребенку культуру чтения, следует помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Социальный проект «Читающая семья – читающая нация», который стартовал в 2017 году в Якутске, вышел за пределы столицы.
Эстафета и символ проекта – мудрая сова — переданы Министерству культуры и духовного развития и представителям улусов.
П одведение итогов состоялось в республиканском медиа-центре.

«Благодарю за предоставленную миссию. Мы обязательно передадим этот символ тем, кто будет совместно с нами реализовывать проект. Это, в первую очередь, Национальная библиотека, а также библиотека для слепых и слабовидящих. Думаю они активно подхватят эстафету », — отметил заместитель министра культуры и духовного развития Владислав Левочкин .




Также «мудрые совы» переданы членам Общественной палаты, представляющим Нерюнгринский, Среднеколымский, Олекминский районы и центральные районы Якутии.


Кроме того, шестеро якутян получили дипломы «Послов детского чтения». Этот статус обязывает их вести работу по пропаганде детского чтения в своих муниципалитетах. В их числе — детский писатель Валентин Егоров , советник главы республики Татьяна Тарасова , главный инициатор проекта Лена Ефремова и школьный библиотекарь городской классической гимназии- Бесакаева Оксана Мусабиевна -ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!


На круглом столе выступила и председатель РШБА РС(Я)- Гусевская Елена Владимировна.
Она рассказала о том что школьные библиотекари республики тоже борются с кризисом детского чтения. Эти "бойцы невидимого фронта" -в настоящее время работают как руководители не только детского чтения, но и привлекают мамочек к чтению своим детям.
Всего в республике около 600 школьных библиотек.
И в них трудятся педагоги-библиотекари. В последние годы школьные библиотеки трансформируются.
Из библиотек где выдают учебники и книги по программе они превращаются в центры культуры, воспитания, информации, центры семейного чтения.
Не случайно в новых стандартах образования(ФГОС) библиотеке в школе выделена роль над предметной области в обучении.
Принят Профессиональный стандарт по воспитанию-где педагоги-библиотекари играют важную роль!

Все школьные библиотеки республики работают над семейным чтением.

С 2015 года Якутия подхватила Российский проект- " Читающая мама- Читающая страна".

Сколько прекрасных пособий выпустила РШБА в помощь родителям.

Это и журнал " Читайка"-где собраны лучшие современные и

Советские произведения для детей, с вкладкой подсказки для взрослых(какие вопросы задавать ребятам по почитанным произведениям).

Книга Ирины Ивановны Тихомировой "Добру откроем сердце"-школа развивающего чтения- написана для чтения мамами детям. Короткие произведения советских писателей на духовно-нравственные темы. И вопросы к каждому произведению-для бесед с детьми.

Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна»

Составитель И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 232 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 5.) — ISBN 978-5-9908635-2-1

Адресованный в помощь педагогам-библиотекарям и широкому кругу родительской общественности, дайджест лучших конкурсных работ по теме Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна» – это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях. В дайджесте представлены разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности и ориентации в области детской художественной литературы, формирования навыков совместного с ребёнком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учётом индивидуального развития ребёнка и его интересов.

Дайджест включил в себя 16 лучших конкурсных работ, выполненных по номинациям «Методист семейного чтения», «Исследователь» и «Педагог». Разделы дайджеста сформированы составителем по тематическому принципу. Они выборочно представляют отдельные фрагменты конкурсных работ, наиболее значимые для педагогов-библиотекарей в теоретическом и практическом отношении. Кроме содержательной новизны, читатель найдёт в представленном материале множество интересных высказываний великих людей о роли книги и чтения в жизни детей и взрослых.

  • Скачать издание (.pdf)

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера .

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Я ознакомилась с опытом работы школы г.Краснодара №32, которая стала участником Всероссийского проекта «Читающая мама - читающая страна». Проект был призван обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций семейного материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери. В этой школе открыта первая в России «Комната читающей мамы». В комнате мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской литературы.

Я разработала проект «Читающая мама» для воспитанников своей группы. Проведя опрос родителей воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Участниками проекта стали родители, воспитанники и педагог группы.

Пути решения проблемы;

1. Подбор наглядного материала и иллюстраций, оборудования, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения.

На данном этапе проекта мной была подробно изучена литература по данной проблеме, велась подготовка наглядного материала. Была разработана картотека стихов для совместного чтения.

2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Следующим этапом подготовки проекта стала организация книжной выставки в группе.

3. Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

С родителями были проведены беседы и консультации по данной проблеме. Мною были разработаны брошюры и памятки по теме проекта. Родителям была представлена картотека с рекомендуемой литературой.

4. Реализация проекта.

Реализация проекта началась с совместной деятельности родителей и детей. Мамы читали детям дома и приходили в группу. Чтобы определить самую читающую маму, читающую семью на лучиках солнышка и в книжках-малышках делались отметки о прочитанных стихотворениях.

Проект закончился изготовлением мамами с детьми книжек малышек, с прочитанными любимыми стихотворениями.

Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению художественной литературы.

Возрождение традиции семейного чтения.

В ДОУ созданы условия для организации совместного чтения.

Я отметила, что у мам появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром. Планируется продолжение работы в данном направлении с созданием «Комнаты читающей мамы» в детском саду и с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс. Проект «Читающая мама»

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера .

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Я ознакомилась с опытом работы школы г.Краснодара №32, которая стала участником Всероссийского проекта «Читающая мама - читающая страна». Проект был призван обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций семейного материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери. В этой школе открыта первая в России «Комната читающей мамы». В комнате мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской литературы.

Я разработала проект «Читающая мама» для воспитанников своей группы. Проведя опрос родителей воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Участниками проекта стали родители, воспитанники и педагог группы.

Пути решения проблемы;

  1. Подбор наглядного материала и иллюстраций, оборудования, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения.

На данном этапе проекта мной была подробно изучена литература по данной проблеме, велась подготовка наглядного материала. Была разработана картотека стихов для совместного чтения.

  1. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Следующим этапом подготовки проекта стала организация книжной выставки в группе.

  1. Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

С родителями были проведены беседы и консультации по данной проблеме. Мною были разработаны брошюры и памятки по теме проекта. Родителям была представлена картотека с рекомендуемой литературой.

  1. Реализация проекта.

Реализация проекта началась с совместной деятельности родителей и детей. Мамы читали детям дома и приходили в группу. Чтобы определить самую читающую маму, читающую семью на лучиках солнышка и в книжках-малышках делались отметки о прочитанных стихотворениях.

Проект закончился изготовлением мамами с детьми книжек малышек, с прочитанными любимыми стихотворениями.

5.Эффективность внедрения используемой технологии.

Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению художественной литературы.

Возрождение традиции семейного чтения.

В ДОУ созданы условия для организации совместного чтения.

Я отметила, что у мам появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не прошла даром. Планируется продолжение работы в данном направлении с созданием «Комнаты читающей мамы» в детском саду и с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.


Общие переживания и общие размышления
исповедального характера – лучшие скрепы семьи.
Пройдет время, ребёнок станет взрослым.
Им забудутся авторы и рассказы,
но чарующий голос читающей мамы
останется в памяти сердца навсегда
и найдет себе место рядом с совестью.

И.И. Тихомирова

ИНИЦИАТОР И ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА:

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)

ПРОБЛЕМА:

Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению с зарубежными разработками, в частности, с опытом китайских педагогов в Шанхае, где 15-летние школьники заняли 1 место в международном исследовании PISA по качеству чтения. Секрет их успеха в уникальной программе по чтению, организованной во всех шанхайских школах, где, кроме учительских, открыты родительские комнаты, которые названы комнатами для мам. Там работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской классики или современной детской литературы, а дети определяют лучшую маму месяца. Проект стал информационным поводом для СМИ, в том числе и для телевидения, где проводится просветительское шоу. Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.

Как отмечает Ирина Ивановна Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная В.П. Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Она звучит особенно современно в контексте задач Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления. Большинство нынешних молодых женщин не испытали в детстве счастье эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений. Для российских мам этот проект позволит создать своеобразный хобби-клуб, клуб читающих мам, сообщество мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.

Усилить включенность библиотеки в систему читательского всеобуча молодых матерей и повысить родительскую компетенцию в вопросах детского чтения.

Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию Проекта.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Организация РR-кампаний, резонансных мероприятий популяризации материнского чтения.

Разработка современных подходов и технологий преодоления функциональной неграмотности школьников и их родителей.

Формирование заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения.

Разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных и управленческих программ и методик развития материнского чтения.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Повышение квалификации участников Проекта через клубы «Читающих мам», школьные родительские собрания, семинары, конкурсы, сетевые площадки в Интернете.

Создание программно-методического обеспечения Проекта.

Создание специальных экспериментальных площадок при организациях дополнительного образования детей и школах.

Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении материнского чтения.

Создание банка инновационных программ повышения квалификации участников Проекта.