5 упражнений, которые помогут найти ваше предназначение

http://www.way2self.in.ua/put-k-uspehu/5-uprazhnen...html#more-2040&hcq=sQ9fFkq

Знаете, как понять, своим ли путём вы идёте? Довольно просто. Если каждое утро вы встаёте наполненным энергией и творческими идеями — вы на своём пути. Если же вы ненавидите звон будильника и поднимаетесь с плохим настроением — пора менять работу. Вот несколько упражнений, которые помогут вам понять, чем вам нужно заниматься на самом деле.

Упражнение 1. Вернуть детскую заинтересованность
Знаете, чем отличается гений от простого человека? Гений отстаивает своё право заниматься любимым делом. Обычно это происходит в самом раннем возрасте.
Ответьте себе на вопрос, чем вы любили заниматься в детстве. Ещё до того как ваши родители начали впихивать в вас установки, что «рисованием на хлеб не заработаешь» или «танцы — это несерьёзно». Напишите три вещи, которые вас реально увлекали в детстве. Это небольшая подсказка, куда вам стремиться.

Упражнение 2. Ищем закономерности: 20 любимых занятий
Теперь давайте составим список из 20 ваших любимых занятий. Пусть некоторые из них вам кажутся банальными (например, есть вкусную еду) — всё равно пишите. Когда список будет готов, посмотрите внимательно на эти занятия. Видите закономерности? Может быть, в вашем списке превалируют дела, связанные с помощью людям? Или какие-то спортивные занятия? Или дела, связанные со спокойной монотонной работой?

Поймите, по каким группам можно разбить этот список. Он поможет вам понять, какой жизнью вы хотели бы жить.

Упражнение 3. Ваше идеальное окружение
Если в вас никто не верит, то поверить самому в себя становится ещё сложнее. Именно поэтому среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей. К сожалению, среда, в которой мы привыкли расти, не располагает к созданию гениев.
Представьте, что мир за ночь изменился под ваши запросы. И наутро он будет наполнен такими людьми, какими вы захотите. Какими будут эти люди? Какими качествами они обладают? Может, все они творческие, или, наоборот, это люди, сдавшие сопромат на пять с плюсом? Может, они всё делают быстро, или, наоборот, вы бы хотели замедлить мир?
Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя?

Упражнение 4. Пять жизней
А теперь представьте: у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней?

Это упражнение, как и все остальные, вы можете подогнать под себя. Если управитесь за три жизни — берите три. Нужно десять — ни в чём себе не отказывайте. Я выбрала пять только потому, что мне нравится это число.

Итак, представьте, что одну жизнь вы посвятите биологии, вторую — профессиональным путешествиям, третью — тому, чтобы завести большую семью с кучей детей, в четвёртой станете скульптором, а в пятой — астронавтом. Какая нравится больше?
Самое важное тут понять следующее: если вам надо выбрать всего одну жизнь, пусть даже ту, что вам больше всего нравится, вам всё равно будет не хватать остальных. Потому что они — это ваша неотъемлемая часть. Нам в головы вдолбили: «Определись!». И это печально.
В мире встречаются люди, рождённые для единственной цели, но это редкое исключение. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою жизнь.

Упражнение 5. Мой идеальный день
Сейчас нам предстоит длинная прогулка по вашему воображению. Возьмите ручку и листок, и погнали. Итак, каким вы видите свой идеальный день?

Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях: где вы просыпаетесь, какой это дом, кто лежит рядом с вами, что вы едите на завтрак, какую одежду вы надеваете, что вы делаете, какой работой вы заняты, дома или в офисе?

Не ограничивайте свою фантазию. Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и умения, о которых вы только мечтали.

После того как список составлен, поделите все ваши фантазии на три группы:
1. Что из этого вам необходимо как воздух.
2. Что необязательно, но всё равно очень хотелось бы иметь.
3. Без чего можете обойтись.

Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом. Что-то вообще случайность. Что-то из этого необходимо и очень дорого. Но всё это — не вы.

Цель : способствовать осмыслению старшеклассниками различных философских подходов к смыслу и назначению человеческого бытия, осознанию смысла собственной жизни и своего жизненного призвания.

Примерное содержание занятия

    Рефлексия эмоционального состояния в начале занятия.

    Индивидуальная работа участников с заданием «Альтернативный выбор»:

Разные люди видят жизнь по-разному, но каждый из нас должен найти смысл в своей собственной жизни.

Итак, что думают люди о смысле жизни?

Жизнь – путь к победе. « Veni , vidi , vici – пришел, увидел, победил» Ю. Цезарь.

Жизнь – миссия. «Поиск смысла – это поиск цели, задачи, общего дела». Н.Ф.Федоров.

Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем актеры» . В. Шекспир.

Жизнь – поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою». Августин.

Жизнь – служение другим. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов.

Жизнь – любовь. «Никого не любить – значит не жить ». Франсуа Фенелон.

Жизнь – счастье. «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья». Ф.Достоевский.

Жизнь – творчество. «Творчество – это природный смысл жизни». Н.Рерих.

Жизнь – лабиринт. «Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное движение». М.Монтень.

Жизнь – вечное обновление. «Жизнь человеческая должна всегда походить на эту реку, текущую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем каждый момент свежая вода». Г. Торо.

Жизнь – постоянные перемены. «Познал восторг – познай страданье. Раз я меняюсь – я живу…Застыть пристойно изваянью, а не живому существу». И. Северянин.

Жизнь – труд. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». К. Ушинский.

Жизнь – борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». В.Белинский.

Жизнь – следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в жизни – сознание выполненного долга». У. Гэзлитт.

Жизнь – страдание. «Родился, жил в слезах, в слезах и умираю». А.П. Сумароков.

Жизнь – путь к смерти. «Первый шаг младенца есть шаг к его смерти». К. Прутков.

Выберите 3 высказывания, с которыми Вы, прежде всего, согласны, и поставьте около них цифры 1,2,3 по степени их значимости для Вас и знак «плюс». Поставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний, с которыми Вы не согласны.

3. Каждый участник озвучивает свой список и комментирует сделанный выбор, отвечает на заданные вопросы.

4. Обсуждение разных точек зрения.

5. Выступление творческих групп с подготовленными заранее сообщениями: представление различных философских концепций смысла жизни, ответы на вопросы.

6. Дискуссия .

Вопросы для обсуждения:

    Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково важна для каждого человека?

    Какая из систем философских взглядов ближе вам, почему?

    Всякий ли человек обретает смысл своего существования?

    Что побуждает человека к поиску смысла?

    Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим смыслом?

    Герой романа М. Лермонтова Печорин страдал от ощущения бессмысленности своей жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные…Но я не угадал этого назначения…» А в чем Вы видите ваше предназначение, вашу жизненную задачу? Связана ли она с вашей будущей профессиональной деятельностью? Насколько Вы готовы к ее выполнению?

7. Подведение итогов. Коллективный анализ.

Как просто было в детстве, когда мы придумывали себе мечты, порой заоблачные в прямом смысле слова: «Вот вырасту и стану космонавтом!». Но с годами энтузиазм как-то поубавился, жизнь разочаровала, пропал интерес к прежним мечтам. Многие взрослые понятия не имеют, кем хотят стать и чем жаждут заниматься. И признаться в этом стыдно даже самим себе. Сегодня мы попробуем найти цели в жизни и понять свое предназначение.

Вы не уверены, что в вашей жизни есть цель и вы движетесь к своему предназначению? Тогда обратите внимание на то, в каком настроении просыпаетесь по утрам. Был период, когда я на несколько лет застряла на ненавистной работе. Даже не осознавала, что ненавижу ее. Деньги прилежно капали на счет, клиенты прибывали, начальство повышало по службе. Вот только каждое утро я вставала разбитой, уставшей, злой… Все время списывала дурное настроение на ненормированный график. Но вот какое дело: на другой работе с меньшим заработком и еще большей нервотрепкой я была… счастлива! Да-да, я вскакивала с кровати по утрам, порой просыпаясь раньше звонка будильника. Энергия била ключом. Так в чем же разница? Да в том, что первую работу я выполняла через «не хочу», растрачивая энергию. А вот вторая доставляла истинное удовольствие, наполняя меня энергией.

Если вы по утрам просыпаетесь в дурном настроении, обратите внимание на следующие методы. Они помогут пересмотреть приоритеты и найти свое предназначение.

1. Логические связи

Составьте подробный список всех занятий, поднимающих вам настроение. Это могут быть самые диковинные варианты, вроде «Люблю вдыхать запах кофе по утрам» или «Люблю придираться к орфографическим ошибкам, доводя окружающих до белого каления». Вдруг вы прирожденные дегустаторы или превосходные редакторы? Когда список будет готов, разделите занятия на логические группы. Чтобы сэкономить время, используйте круги Эйлера, внося в них номера пунктов. Подзабыли, что это? Это круги, которые рисуют в школе на уроках экономики или в университете на курсах логики. Сгруппировав свои увлечения, вы сможете выделить закономерность и поймете, к чему вас больше всего тянет. Кстати, порой круги могут пересекаться. И если это случилось у вас – тем лучше! Занятия, оказавшиеся сразу в нескольких кругах – самая надежная область, гарантирующая наибольший успех, поскольку у вас будет несколько мотиваций. Вы сможете освоить новые знания с минимумом затрат и усилий. Рассмотрим пример: 1 круг – воспитание детей, 2 круг – рисование, 3 круг – литература. Как вариант, вам стоит задуматься о создании иллюстраций к детским книгам.

2. Бессмертный горец

Помните сериал о бессмертном горце, который в каждом столетии менял образ жизни? То он был филантропом, то великим воином. Вообразите, что обладаете безграничным запасом времени и можете прожить не одну жизнь, а несколько. Десятки перерождений, сотни, тысячи… Более того, накопленные в прошлых жизнях знания сохранятся, как и накопленные богатства. Ваши руки развязаны, вы можете быть кем угодно. Итак, кто вы в первой жизни? А в следующих? Найдите общую черту в своих перерождениях.

3. Остановись, мгновенье. Ты прекрасно!

А теперь представим, что у нас не тысячи жизней, а всего один день, но он – самый лучший, идеальный и каждая его секунда преисполняет нас радостью. Представьте себе идеальный день во всех подробностях. Продумайте окружающие пейзажи. Большинство представляет себя в отпуске, когда не надо идти на работу и это нормально. Такие мысли могут говорить о том, что ваша нынешняя работа не позволяет вам отдыхать и надо найти ту, которая даст свободу ЖИТЬ, а не существовать в роли рабочего муравьишки. Каждый вечер перед сном представляйте кусочек этого дня. Подумайте, в каком месте просыпаетесь: в шикарном особняке, на необитаемом острове, на яхте, да хоть на Марсе! Между прочим, такие фантазии на сон грядущий – великолепный способ снять стресс. Настроиться на нужный лад и позволить воображению разыграться мне помогали мелодии для релаксации.

Представили? Отлично. Теперь делим все детали дня на две группы: а) острая необходимость; б) просто каприз. Загвоздка в том, чтобы отличить каприз от острой необходимости. Скажем, для одних жизнь у моря – необязательное условие, а кому-то физически плохо вдали от шелеста волн и их переливов. Возможно, таким людям стоит связать свою цель с морем: заняться океанологией или стать моряками. Можно проживать идеальный день несколько раз, видоизменяя его. Ведь в каждом из нас множество талантов, у нас не одно увлечение. Но если какие-то черты идеального дня будут повторяться снова и снова, значит, вы нашли то, без чего вам жизнь не мила!

4. По образу и подобию моему

Помните поговорку «скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты»? Невозможно стать успешным человеком и двигаться к цели, если вокруг одни разуверившиеся в жизни зануды. С кем поведешься – от того и наберешься. Вот прямо сейчас закройте глаза и представьте обитателей мира, в котором вы были бы абсолютно счастливы. Кто они: философы, спортсмены, архитекторы? В этих вымышленных жителях и отражены ваши интересы. Присмотритесь к персонажам вашего дивного, нового мира. Вы увидите в них себя и свои стремления. Они – кусочки пазла, формирующие единую картину вашего «я».

5. Все мы родом из детства

Печально, когда не выходит пройти первые четыре задания, а на все вопросы даешь один ответ: «Я… не знаю. Не знаю, что меня увлекает. Не знаю, в каком мире хочу жить. Не знаю, какой день для меня идеальный и как прожил(а) бы бессмертную жизнь». Если с вами это и происходит, не спешите впадать в уныние. Уверяю, все эти знания у вас есть, просто они завалены кучей накопленного за жизнь хлама, задвинуты на самую дальнюю полочку памяти. Так как же их выудить? Надо вспомнить себя в детстве!

Отмотайте время назад к тем светлым годам, когда вы были неугомонными, восторженными детьми. Что вас тогда увлекало? Тогда вы знали о своем предназначении, но забыли о нем или отказались от мечты, поддавшись убеждениям взрослых. И вспомните не одну мечту, а все те занятия, которые вызывали в вас живой интерес. Не ограничивайтесь чем-то одним, чтобы не пропустить других увлечений, не столь очевидных. Уверяю вас, никогда не поздно свернуть с ложного маршрута на правильный. Взгляните на головокружительный успех Джоан Роулинг. Она прозябала на грошовой зарплате, а потом стала мультимиллионером, вернувшись к увлечению своего детства – написанию книг. Все эти гонорары – приятное дополнение, а истинное удовольствие приносит признание твоего таланта, в чем бы он ни выражался.

А вот вам еще один пример. Жил-был мальчик по имени Теодор Сьюз Гайсел. Мальчик обожал рисовать, но школьный учитель ИЗО твердо заявил: «Нет, он никогда не научится рисовать НОРМАЛЬНО». Нормально – какое бледное и скучное слово. Тед вырос и стал известен всему миру под псевдонимом Доктор Сьюз. Дети по сей день с огромным удовольствием читают его книги и любуются диковинными иллюстрациями. Именно Сьюз подарил нам Кота в шляпе, Хортона, Гринча, Лоракса. Пожалуйста, и вы не рвите связь с детством!

Куда идешь?

Камо грядеши? Вот какой вопрос из классики надо себе задать. Уделите часик на раздумья из своего извечно забитого графика и задайте себе вопрос: «Куда я иду»? Найти предназначение бывает сложно, но лишь оно наполняет наше существование смыслом, когда можно с улыбкой сказать себе: «Я живу не зря». Это чувство дорогого стоит!

Возможно, кому-то будет трудно быстро выполнить перечисленные методики. Чем старше мы становимся, тем сложнее от чистого сердца ответить на вопрос, кем хочешь стать и в чем для тебя смысл жизни. Отмахнитесь от советов родителей, от наставлений учителей, от кричащей рекламы, гарантирующей кусочек счастья при покупке товара всего за 999,99. Отбросьте в сторону все наносное, вздохните поглубже и прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Слушайте тихий шепот, идущий из глубины вашего сердца... Что он вам говорит?

Это очевидно, но люди, которые смогли найти свой смысл жизни и свою настоящую цель, более счастливы, чем те, что живут просто так. К сожалению, в нас много наносного и навязанного, неправильных убеждений и прочего, за которым мы не видим нашей миссии, порой мечтая только о покое. Но не бойтесь серьезных вопросов к себе – у каждого из нас есть своя программа, которую надо выполнить за несколько десятилетий.

И это не то, чего от нас хотят родители, коллеги или преподаватели, а то, чего хотят высшие силы. Так что, попробуйте задуматься над тем, как найти смысл жизни, если ничего не хочется.

Что это такое

Некоторые люди даже не стараются найти свой смысл жизни и свою настоящую цель, они просто лгут себе. На самом деле, как ни цинично, смысл жизни не в детях, ведь они не ваша часть, а должны найти свой путь, и не в признании, за которым все равно последует падение, и даже не в деньгах, которые лишь средство для достижения.

Смысл жизни – это концепция вашей жизни. Это свод ваших убеждений, правил, положений, ценностей. Убеждений. Ваших личных. И они подкрепляются вашими же особенностями личности и психики плюс внешними условиями.

Чтобы понять, где верный путь, попробуйте представить ваш юбилей. Например, 80-й день рождения. За столом ваши родственники и друзья. И вот, они просят рассказать о вашей жизни? Как бы вы хотели выглядеть в глазах ваших юных потомков? Что бы хотели им сказать?

И второй вариант. Врач сказал вам, что жизни вам осталось пять лет. Какие идеи, ценности и образы первыми всплывают перед вашими глазами? Что вы откладываете на потом уже много лет? Вот и первые ориентиры.

Пара простых упражнений

Никто не знает, как найти смысл жизни за полчаса, но психологи предлагают интересные упражнения.

Упражнение 1.

Блоггер Стив Павлина предлагает открыть текстовый редактор (ну или взять лист бумаги) и написать сверху вопрос: В чем состоит мой действительный смысл жизни? Дальше пишем любой ответ, приходящий на ум. Можно даже не фразу, а одно-два слова. Пишите ответы, пока не найдете тот, что заставит вас заплакать.

Вам будут приходить ложные ответы, но настоящий действительно затронет и придет из другого источника. Возможно, у вас будут повторяться какие-то ответы, или вы будете переходить в другое русло. Вполне вероятно, что напишете вы около ста и больше ответов. А может, вы будете этим заниматься несколько дней. Но один найдется.

Упражнение 2.

Его предлагает психолог Майкл Рэй

  1. Берем лист бумаги, делим его на 4 колонки. Слева столбиком пишем 20 (или больше) занятий, что вам по душе. Заполняйте список и радуйтесь мыслям об этих делах. Справа место должно остаться максимум на 4 слова.
  2. Берем второй лист и тоже делим его на две части. Слева записываем все те дела, что вам ненавистны. Их тоже записываем не меньше 20 штук. Изливайте душу.
  3. Возле любимых дел записываем качества, которые вам эти занятия дают. Возле одного дела – несколько качеств: энергия, общение, восторг, спокойствие, красота.
  4. Записываем возле ненавистных дел качества, которые в этом роде деятельности отсутствуют.
  5. А теперь посчитаем, по сколько раз каждый из терминов попадается в обоих списках. Так вы сможете заметить, что качеств, заставляющих вас любить какое-либо дело, нет в списке тех дел, которые вы ненавидите. А еще вы обнаружите несколько качеств, которые попадаются часто, но только в одном из списков.
  6. Отмечаем не только повторения, но и то, как можно их сгруппировать. В одной группе может быть драйв, творчество и энергия, а в другой – простота, спокойствие и целостность. Какие из этих качеств характеризуют вас?
  7. Посмотрите на задание так, словно его сделал другой человек? Что это за личность?

Привыкайте к тому, что список качеств в группах — часть вас. А одна из ваших целей – сделать так, чтобы позитивных качеств из групп стало больше.

Попробуйте ответить на 5 вопросов

Возможно, именно они помогут найти свой смысл жизни и свою настоящую цель.

Какие впечатления вам больше всего запоминались в детстве?

Чем вам больше всего нравилось заниматься в детстве? Займитесь этим снова. И хорошо, если будет возможность принести с помощью этого занятия кому-нибудь пользу. Если вам нравилось рисовать, попробуйте кого-нибудь обучать этому делу.

Есть ли у вас кумир, почему вы его любите?

Не всегда заповеди верны. В том числе и та, где советуют не творить себе кумира. Подумайте, что вас привлекает в этом человеке. Наверняка, он сумел найти смысл жизни, и это его сделало харизматичным человеком. Можете почитать биографию и понять, как он нашел свое предназначение.

Во что вы верите и что вы цените больше всего?

Можете составить список всех своих ценностей и дать им оценку от балла до 10. Есть те, что важнее.

Чего вы мечтаете добиться

Что бы вы хотели после себя оставить?

Даже если это просто завещание, то это намек на то, что жизнь быстротечна, а значит, нужно быстрее понять, какая у вас жизненная программа.

Библиотека

Смысл жизни — понятие сложное. Возможно, вы найдете и свое определение. Но можете поискать пищу для ума в следующих книгах:

  • Роберт Ауди. Intrinsic Value and Meaningful Life
  • The Meaning of Life: A Very Short Introduction (Тери Иглтон)
  • Питер Зингер. A Meaningful Life
  • Иддо Ландау. Immorality and the Meaningful Life
  • Ричард Тейлор. Time and Life’s Meaning
  • «Человек в поисках смысла» В. Франкла
  • Дж. Кикс. The Meaning of Life
  • Is Life Worth Living? (У. Джеймс)
  • «Исповедь» Льва Толстого
  • What Does Death Have to Do with the Meaning of Life? (M. Levine)
  • Гарри Франкфурт. The Importance of What We Care About
  • Дэвид Бенатар. Better Never to Have Been: The Harm Of Coming Into Existence
  • The Absurdity of Life Without God Уильяма Крейга
  • Claims of Philosophy (А. Айер)
  • The Death of God and the Meaning of Life (Дж. Янг)
  • Томас Нейджел. Абсурд
  • Julian Baggini. What’s It All About?: Philosophy and the Meaning of Life

Чек-лист

Можно попробовать сформулировать смысл жизни в одном предложении. Но сначала приглядитесь к себе.

  1. Какие персональные качества отличают вас в лучшую сторону от окружающих? (интеллект, отзывчивость);
  2. Какие у вас есть таланты? (мотивируете людей, например, умеете сводить пары);
  3. Что в вашей жизни повторяется? (выводите из депрессии, помогаете пожилым, оказываетесь няней);
  4. Ваши желания (объехать весь мир).

А теперь заполняем предложение:

Я (ваше имя), родилась, чтобы быть (вписываем персональные качества), личностью, которая может заниматься (вписываем ваш талант), и я часто (вписываем повторяющиеся события), чтобы (вписываем ваше желание.

А еще для того, для того, чтобы найти свой смысл жизни и свою настоящую цель, нужно постоянно заниматься саморазвитием, открываться новому опыту, пробовать себя в том, что вам нравится и общаться с самыми разными людьми. Желательно, счастливыми, потому что таких много среди нашедших свое предназначение. И наконец, нужно понимать, чего хотите именно вы, а не требует от вас общество.