5) образование у пилы-рыбы сильно удлинен­ного рыла с многочисленными боковыми 1 зубами

105. Утрата функционального значения органа или структуры организма ведет к определенным по­следствиям. Как такая утрата влияет на размер данного органа или структуры?

1) увеличивает 2) не изменяет

3) уменьшает

106. Ароморфозу присущи характерные для него особенности, не свойственные другим формам (способам, путям) биологического прогресса, назовите одну из таких особенностей.

1) включает в себя мелкие эволюционные из­менения

2) сопровождается упрощением строения ор­ганизмов

3) сопровождается расширением зоны, бла­гоприятной для существования организ­мов

4) обеспечивает приспособление к строго оп­ределенным и ограниченным условиям обитания

5) не сопровождается усложнением строения организмов

107. Укажите проявление биогенетического за­кона Э. Геккеля.

1) зародыши пресмыкающихся формируют временный орган - амниотическую обо­лочку, которая вырабатывает жидкость, омывающую зародыш

2) личинки многих насекомых имеют черве­образную форму

3) число позвонков у змей увеличивается по сравнению с их предками

108. Среди нижеперечисленных укажите орга­низмы, развитие которых в настоящее время идет в направлении биологического регресса.

2) плацентарные млекопитающие

3) цветковые растения

4) земноводные

5) костистые рыбы

109. Колючки барбариса - видоизменения листь­ев и колючки ежевики - видоизменения коры стеб­ля; крыло бабочки и крыло орла. Назовите явление, примером которого служат вышеназванные пары признаков.

1) аналогичное сходство

2) полиморфизм

3) гомологичное сходство

4) дивергенция

* 110. Легкое кистеперых рыб- идиоадаптация, а легкое наземных позвоночных- ароморфоз. Назовите тот основной признак, наличие которого позволяет считать легкое наземных позвоночных ароморфозом.

1) более сложное строение

2) большая распространенность среди раз­ных групп организмов

3) позволяет освоить новую среду обитания

111. Назовите эволюционное явление, примера­ми которого служат следующие особенности, наблю­дающиеся у некоторых особей: развитие боковых пальцев у лошади и задних конечностей у китообраз­ных.

1) атавизмы

2) рудименты

3) гомологичные органы

4) аналогичные органы

5) мутации

6) модификации

112. Среди нижеперечисленных палеонтологи­ческих находок укажите ту, которую относят к катего­рии ископаемых переходных форм.

1) зверозубые рептилии

2) мамонты

3) ихтиозавры

4)птеродактили

113. В 1953г. С.Л.Миллер и Г. К. Юри экспери­ментально получили некоторые низкомолекулярные органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов и пары воды. Укажите газ, который в их экспериментах отсутствовал .

1)СН 4 2)NH 3 3)O 2

114. Назовите наиболее поздний период кайно­зойской эры .

1) палеоген

2)антропоген

115. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичных структурах.

1) дивергенция

2) параллельная эволюция

3) конвергенция

4) мимикрия

5) ароморфоз

116. О чем свидетельствует сходство зароды­шей организмов двух сравниваемых классов живот­ных?

1) о формировании этих зародышей в одина­ковых условиях

2) о наличиии родства и монофилическом происхождении (от одного предка) этих двух классов

3) о происхождении этих классов от неродст­венных предков

4) о полифилическом происхождении (от не­скольких предков)

117. Назовите явление, примером которого слу­жит сходство формы тела у акулы, ихтиозавра и дельфина .

1) дивергенция

2) параллельная эволюция

3) конвергенция

4) мимикрия

5) ароморфоз

118. Конечности млекопитающих разных видов существенно отличаются друг от друга по строению, что является результатом приспособления млекопи­тающих разных видов к различным условиям окру­жающей среды. Укажите явление, примером которо­го служит вышеназванный факт.

1) конвергенция

2) дивергенция

3) параллельное развитие

119. Назовите форму (способ, путь) биологиче­ского прогресса, к которой относят развитие легких у земноводных и четырехкамерного сердца у птиц, превращение парных плавников рыб в парные конеч­ности земноводных.

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

120. Определите признак, по которому все ни­жеперечисленные пары признаков, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них пару признаков.

1) клубень картофеля и луковица лука

2) глаз кальмара и глаз лошади

3) крыло бабочки и надкрылье майского жу­ка

4) колючки кактуса и чешуйки почек расте­ний

5) передние конечности слона и мартышки

121. Существует несколько показателей (крите­риев) биологического прогресса того или иного так­сона -- систематической группы организмов (вид, род, класс и т. д.). Найдите эти показатели среди от­ветов и укажите тот признак, который таким показа­телем (критерием) НЕ является.

1) нарастающее увеличение числа особей

2) расширение ареала

3) формирование приспособлений (адапта­ции) к узколокальным условиям сущест­вования

4) увеличение числа дочерних (подчинен­ных) групп в составе этого таксона

122. Глаза у головоногих моллюсков и млекопи­тающих очень схожи, хотя эти совершеннейшие ор­ганы чувств возникли у них в ходе эволюции абсо­лютно независимо и из разных тканей и структур. Укажите явление, примером которого служит появ­ление этих органов.

1) конвергенция

2) дивергенция

3)параллельное развитие

123. В чем заключается вклад А.И.Опарина в развитие представлений о происхождении жизни на Земле?

1) впервые высказал предположение о соста­ве первичной атмосферы Земли и о возможности образования органических со­единений из неорганических под действи­ем мощных электрических разрядов

4) доказал невозможность непосредственно­го возникновения высокоорганизованных живых существ из неживой природы

124. Ученые разбивают историю Земли и жизни на ней на несколько промежутков времени - геоло­гических эр. Какая из них является наиболее моло­дой?

1) палеозойская 2) протерозойская

3) архейская

4) кайнозойская

5) мезозойская

125. Что из нижеперечисленного НЕ является ароморфозом - одним из способов (путей) биоло­гического прогресса?

2) появление цветка у цветковых растений

4) появление колючек у кактусов и шиповни­ка

5) формирование проводящих тканей у на­земных растений

126. Назовите термин, используемый для обо­значения у разных видов организмов тех органов, которые имеют одинаковый план строения, развива­ются из сходных зачатков и выполняют как сходные, так и различные функции .

1) гомологичные 3) аналогичные

2) негомологичные 4) альтернативные

127. В состав первичной атмосферы Земли вместе с парами воды входило несколько газов. На­зовите газ, который практически отсутствовал в ней.

1) СН 4 2) СО 3) СО 2 4) H 2 S 5) NH 3 6) О 2 7) Н 2 8) N 2

128. Назовите эволюционное явление, примера­ми которого служат следующие органы животных: тазовый пояс кита, глаза пещерного протея, задние конечности питона, крылышко у киви.

1) атавизмы

2) рудименты

3) гомологичные органы

4) аналогичные органы

5) мутации

6) модификации

129. Определите признак, по которому все ни­жеперечисленные эволюционные явления, кроме од­ного, объединены в одну группу. Укажите «лишнее» среди них явление.

1) появление корня у наземных растений

2) появление семян у семенных растений

3) появление фотосинтеза у древних клеточ­ных форм

4) появление насекомоядности у некоторых растений

5) появление двойного оплодотворения у цветковых растений

130. А. И. Опарин показал, что в присутствии электролитов растворенные в воде высокомолеку­лярные органические соединения (полипептиды, по­лисахариды и РНК) отделяются от раствора в виде коацерватов - капель еще более концентрирован­ного раствора. Он считал коацерваты предшествен­никами клеточных форм жизни. Коацерваты облада­ют зачатками тех признаков, которые в полной мере проявляются у клеточных организмов. Найдите их среди ответов и укажите признак, который у коацер­ватов отсутствует.

1) концентрирование химических соедине­ний

2) поглощение химических соединений

3) выделение химических соединений

4) преобразование химических соединений

5) воспроизведение молекул, входящих в со­став коацерватов

6) размножение: разделение крупных ка­пель на более мелкие

131. В 1953г. С.Л.Миллер и Г. К. Юри, доказы­вая возможность на ранних этапах становления жиз­ни на Земле абиогенного синтеза органических со­единений, экспериментально получили некоторые низкомолекулярные органические соединения из не­органических. Что в их экспериментах служило ис­точником энергии для синтетических процессов?

1) ультрафиолетовые лучи

2) тепловая энергия

3) электрические разряды

4) окисление органических веществ

5) видимый свет

132. Современная систематика строит естест­венную классификацию животных и растений, опи­раясь на родство представителей тех или иных сис­тематических групп (таксонов). Существует несколь­ко фактов (явлений), являющихся показателями родства организмов. Найдите такие факты среди от­ветов и укажите явление, которое к показателям родства организмов НЕ относят.

1) гомология органов

2) сходство зародышей

3) аналогичное сходство

4) сходство взрослых особей

5) сходство с ископаемыми формами

133. Определите признак, по которому все ни­жеперечисленные пары признаков, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них пару признаков.

1) форма тела у камбалы и скатов

2) передние конечности крота и роющего на­секомого медведки

3) форма тела у дельфина и акулы

4) крыло птиц и крыло летучей мыши

5) глаз кальмара и глаз млекопитающего

134. Назовите ученого, который открыл явление зародышевого сходства и обнаружил следующую за­кономерность: чем более ранние стадии индивиду­ального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами, которая впоследствии была названа законом «заро­дышевого сходства».

1) Э.Геккель

2) Ч. Дарвин

4) И. И. Шмальгаузен

5) А. Н. Северцов

135. В чем заключается вклад Ф. Реди в разви­тие представлений о происхождении жизни на Зем­ле?

1) впервые высказал предположение о соста­ве первичной атмосферы Земли и о воз­можности образования органических со­единений из неорганических под действи­ем мощных электрических разрядов

2) впервые экспериментально доказал воз­можность образования аминокислот из не­органических соединений

3) доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

4) доказал невозможность непосредственно­го возникновения высокоорганизованных живых существ из неживой природы

* 136. Существует несколько определений по­нятия «жизнь». Какое из них принадлежит Онзагеру и Моровицу?

1) живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегу­лирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот

2) жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимой в конечном сче­те энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности

3) жизнь есть способ существования белко­вых тел, существенным моментом которо­го является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой

137. Укажите явление, которое наглядно доказы­вает существование эволюции органического мира и свидетельствует о наличии следующей особенности эволюционного процесса: эволюция идет в основ­ном путем дивергенции - независимым образова­нием различных признаков у родственных организ­мов.

1) ископаемые формы

2) гомология органов

3) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп орга­низмов

4) аналогичное сходство

5) сходство зародышей

* 138. Утрата функционального значения орга­на или структуры организма ведет к определенным последствиям. Как такая утрата влияет на степень изменчивости данного органа или структуры?

1) повышает 2) не изменяет

3) снижает

139. Назовите термин, которым обозначают сравнительно упрощенные, недоразвитые структу­ры, утратившие свое основное значение в организме в процессе исторического развития .

1) мутации 2) модификации 3) атавизмы

4) рудименты

140. О чем свидетельствует наличие аналогич­ных органов у двух сравниваемых групп организмов?

1) о происхождении их от неродственных ор­ганизмов (предков)

2) о формировании этих групп в одинаковых условиях обитания

3) о наличии родства и монофилическом про­исхождении (от одного предка) этих двух групп

* 141. Единство органического мира подтверж­дается существованием организмов, занимающих промежуточное положение между крупными их сис­тематическими подразделениями (таксонами). Эти организмы совмещают в себе характерные черты строения различных таксонов и называются проме­жуточными формами. Найдите среди ответов такие ныне живущие организмы и укажите тот, который промежуточной формой НЕ является.

1) эвглена Euglena viridis: имеет хроматофо-ры, пищеварительную вакуоль и жгутик; она способна и к фотосинтезу, и к захвату плотного органического питательного ма­териала и активному передвижению

2) ползающий гребневик Coeloplana metsch-nikowi: имеет ветвящиеся каналы кишеч­ной (гастральной) полости, ресничный по­кров на брюшной поверхности

3) северный дельфин Lissodelphis borealis: имеет обтекаемую форму тела с плавника-

ми и гладкой кожей, четырехкамерное сердце и молочные железы; является жи­вородящим

4) перипатус Peripatus laurocerasus: его тело состоит из одинаковых сегментов, в каж­дом из которых имеются выделительные канальца, трахеи с дыхальцами и корот­кие двулопастные выросты тела, служа­щие для передвижения

* 142. Биологический прогресс, по мнению А. Н. Северцова, достигается четырьмя различными путями. Это ароморфоз, идиоадаптация, общая деге­нерация и ценогенез. Ценогенез - это развитие чис­то эмбриональных приспособлений, обеспечивающих жизнь зародышей и молодых особей и не сохраняю­щихся во взрослом состоянии. Найдите среди отве­тов примеры ценогенеза и укажите особенность строения, которая ценогенезом НЕ является.

1) развитие наружных жабр у личинок амфи­бий

2) формирование желточного мешка у рыб, земноводных и других наземных позво­ночных

3) образование жаберных щелей у зародьпш млекопитающих

4) формирование амниотической оболочки пресмыкающихся, птиц и млекопитаю­щих

5) накопление большого количества желтка яйцеклетках хрящевых рыб, пресмыкаю­щихся и птиц

143. Как называется форма (способ, путь) био­логического прогресса, которая сопровождается уп­рощением структурно-функциональной организац^ живых существ, атрофией у них органов, с которыми связаны активные функции организма?

2) общая дегенерация

Происхождение человека

1. Человека относят к классу млекопитающих; он имеет признаки, являющиеся характерными для всех представителей только этого класса позвоночнь животных. Назовите один такой признак .

1) пять отделов позвоночника

2) два круга кровообращения

3) наружное ухо

4) три слуховые косточки в среднем ухе

5) лентовидные мышцы

2. Назовите ученого, который первым опреде лил систематическое положение человека и помес­тил его в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами.

1) К. Линней

2) Ж.-Б. Ламарк

3) Ч. Дарвин

3. Одним из доказательств происхождения чело­века от животных служит наличие у людей рудимен­тов. Укажите у человека признак, являющийся руди­ментом .

2) хвостатость

3) многососковость

4) сильно развитые клыки

5) клоака, формирующаяся у зародыша

4. Какой объем мозга был у неандертальцев?

1) около 450 см3 4) около 1400 см3

2) 500-800 см3 5) около 1600 см3 3)800-1400см3

5. Назовите форму (способ, путь) биологическо­го прогресса, посредством которой в ходе эволюции у представителей европеоидной расы сформирова­лись следующие признаки: узкое лицо, узкий и силь­но выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый тип кожи, тонкие губы, развитый волосяной покров на лице и теле.

1) ароморфоз 3) идиоадаптация

2) дегенерация

6. У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких призна­ков.

1) сводчатая стопа

2) сросшиеся крестцовые позвонки

3) хорошо развитые ключицы

4) небольшие надбровные дуги

5) широкоотставленный палец руки

7. Одним из доказательств происхождения чело­века от животных является наличие у людей призна­ков, служащих проявлением биогенетического зако­на. Назовите один из таких признаков.

2) аппендикс

3) жаберные щели зародыша

4) многососковост

5) чрезмерная волосатость некоторых людей

8. Кто из нижеперечисленных предков человека является наиболее древним?

1) человек умелый

2) питекантроп 3) австралопитек

4) неандерталец

5) кроманьонец

9. Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили предпосылкой для эволюции человека; на основе этих особенностей сформировались специфические черты человека. Найдите эти особенности среди ответов и укажите признак, который такой особенностью НЕ является. органического мира результаты эволюции органического мира направления эволюции органического мира основные закономерности эволюции органического мира A3. Совокупность...

  • 6. надорганизменные системы. Эволюция органического мира

    Документ

    6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 1. Физиологический критерий вида проявляется в том... 1) приспособленность организмов к среде обитания 2) многообразие органического мира 3) наследственная изменчивость 4) образование новых видов...

  • Тесты на закрепление знаний. Рудиментарные органы животных относятся к доказательствам эволюции органического мира

    Тесты

    ... эволюции органического мира 1) эмбриологическим 3) биогеографическим 2) палеонтологическим 4) сравнительно-анатомическим Аналогичные органы животных относятся к доказательствам эволюции органического мира ... эволюции органического мира относят...

  • краткое содержание других презентаций

    «Производство молочной продукции» - Идеи. Исследование качества молока. Подлинный учёный. Определение углеводов в молоке. Строительство. Определение жира. Определение наличия казеина в молоке. Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в развитие молочной промышленности. Предложение. Ксантопротеиновая реакция. Вклад великого ученого. Пример агрофирмы. Порядок. Животноводческая отрасль. Отчет об экскурсии. Работы критиков и аналитиков. Старицкий маслосырзавод.

    «Развитие жизни в палеозойскую эру» - Карбон. Ордовик. Пермь. Происхождение растений. Девон. Кембрий. Развитие жизни на Земле. Эра активного горообразования. Палеозойская эра. Господствующее положение. Силур.

    «Пример ЕГЭ по биологии» - В какой последовательности происходят в митозе указанные процессы. Признаки строения и функций поджелудочной железы человека. Пресмыкающиеся. Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена. Вопрос. Ехидна и утконос. Установите правильную последовательность становления социальных факторов. Характеристика. Замкнутая кровеносная система. Установите последовательность развития и смены экосистем.

    «Приматы» - Классификация. Подотряды и семейства Мокроносые (Strepsirrhini). Общая характеристика. Научная классификация. Подотряды и семейства Сухоносые. Происхождение и ближайшие родственники. Один из наиболее прогрессивных отрядов. Внешний вид. Практическое значение. Приматы. Классификация приматов претерпела значительные изменения. Древнейшие приматы, по всей вероятности, расселились из Азии.

    «Периоды палеозоя» - Карбон. Палеозой. На суше появляются первые леса из гигантских папоротников, хвощей и плаунов. В результате поднятия суши и сокращения морей климат девона более континентальный. Ордовик. Развитие древних пресмыкающихся. Поднятие суши привело к развитию засушливого климата и похолоданию. В ордовике впервые появляются хордовые. Идет интенсивный процесс образования рифов кораллами. Силур. Расцвет стегоцефалов.

    «Типы птиц» - Скворец. Экологические группы птиц. Зимородок обыкновенный. Овсянка. Общая характеристика птиц. Виды экологических групп птиц. Птицы антропогенного ландшафта. Ласточка деревенская. Чайка озерная. Поползень. Воробей городской. Кукушка. Эскил. Трясогузка. Трясогузка горная. Птицы околоводных пространств. Птицы открытых водных пространств. Организм. Птицы. Птицы открытых воздушных пространств. Свиристель.

    Вариант 1

    1) железы, которые вырабатывают молоко 3) глаза, которые различают цвета

    2) кожа, которая поглощает кислород 4) скелет, который состоит из отделов

    2. Летучие мыши в тёмных пещерах ориентируются в полёте с помощью

    1) органа зрения 3) осязания, улавливающего воздушные потоки

    2) острого обоняния 4) ультразвука, улавливаемого органами слуха

    3. Какой признак указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

    1) постоянная температура тела 3) деление тела на отделы

    2) замкнутая кровеносная система 4) внутренний скелет

    4. В связи с приспособленностью к жизни в почве волосяной покров у кротов

    1) редуцирован

    2) состоит только из грубых остевых волос

    3) образован длинными остевыми волосами и подшёрстком

    4) состоит из густого подшёрстка, плотно прилегающего при движении крота к его телу

    5. Где указаны представители класса ластоногие

    1) киты и дельфины; 3) моржи и морские котики;

    2) кашалоты и акулы; 4) тюлени и пингвины

    6. Верны ли следующие суждения о сходстве млекопитающих и пресмыкающихся?

    А. У млекопитающих и пресмыкающихся хорошо развиты органы химической чувствительности, а зрение и слух практически отсутствует.

    Б. У млекопитающих, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    1) источник питания 3) характер передвижения

    2) способ размножения 4) органы кровообращения

    8. Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) дыхание атмосферным кислородом 4) толстый слой подкожного жира

    2) преобразование конечностей в ласты 5) обтекаемая форма тела

    3) наличие диафрагмы 6) выкармливание детёнышей молоком

    9. Известно, что обыкновенный (речной) бобр - полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) Длина тела бобра 100-130 см, а масса до 30 кг.

    2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

    3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

    4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

    5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

    6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.

    10. Известно, что утконос - млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

    2) Самцы примерно на треть крупнее самок.

    3) Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

    4) У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

    5) После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

    6) Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

    1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается

    молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.

    12 . Дайте развернутый ответ на вопрос: " Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ"?

    Контрольная работа по теме "Млекопитающие"

    Вариант 2

    1. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?

    1) сердце, которое состоит из трех камер

    2) кожа, которая состоит из трех слоев

    3) конечности, которые имеют суставы

    4) пищеварительная система, которая открывается в клоаку

    2. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов

    1) кровообращения 3) дыхания

    2) пищеварения 4) выделения

    3. Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши

    1) одинаково 3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного

    2) у жирафа больше 4) у обоих изменяется вместе с ростом

    4. Конечности млекопитающих расположены

    1) обе пары под туловищем

    2) обе пары по бокам туловища

    3) одна под туловищем, другая по бокам

    5. Определите парнокопытных нежвачных животных

    1) горные козлы и архары; 3) свиньи и коровы;

    2) домашние козлы и бараны; 4) кабаны и свиньи.

    6. Верны ли суждения о кровеносной системе млекопитающих?

    А. Сердце млекопитающих состоит из четырех камер.

    Б. Венозная кровь от органов и тканей собирается в вены и поступает в правое предсердие, а потом в желудочек.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    7. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

    Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

    1) характер передвижения 3) одомашнивание

    2) покров тела 4) источник питания

    8. Какие из перечисленных изменений привели к возникновению млекопитающих? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) вскармливание детенышей молоком 4) появление теплокровности

    2) возникновение покрова из ороговевших чешуй 5) возникновение кожного дыхания

    3) формирование пятипалых конечностей 6) появление второго круга кровообращения

    9. Известно, что крот обыкновенный - почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса - 170–319 г.

    2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

    3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

    4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

    5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу - до типичных степей.

    6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

    10. Известно, что австралийская ехидна - яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

    2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

    3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

    4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

    5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

    6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

    11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

    1. Крот обитает в подземных ходах, которые сам роет. 2. В связи с его образом жизни он имеет ряд приспособлений. 3. Лапы крота приспособлены к быстрому перемещению. 4. В то же время обоняние и зрение у крота очень слабые. 5. Это объясняется тем, что крот не использует их для ориентации в пространстве. 6. Усы крота необходимы ему для осязания.

    12. Дайте развернутый ответ на вопрос: " У крота острое обоняние и слух, но практически отсутствует зрение. Объясните, почему эволюция привела именно к такому сочетанию".


    1) В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?

    2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?

    3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?


    БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

    Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.

    Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

    Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.

    Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.

    Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.

    Живорождение (за редким исключением) , наличие плаценты, наличие волосяного покрова, теплокровность (как и у птиц) , вскармливание детёнышей молоком, наличие сильно дифференцированной зубной системы. И ещё: у других позвоночных и моча, и кал выделяются через одно отверстие, называемое клоакой. У млекопитающих уретра и анальное отверстие существуют раздельно, не образуя клоаки.

    1. Наличие шейного отдела позвоночника 2. два круга кровообращения 3. выкармливание детёнышей молоком 4. теплокровность и четырёхкамерное сердце. Активные перемещения обеспечивают позвоночным животным возможность смены мест обитания в зависимости от изменений условий существования и потребностей на разных этапах их жизненного цикла, например при развитии, половом созревании, размножении, зимовках и т. д. Указанные общебиологические черты позвоночных прямо связаны с особенностями их морфологической организации и с физиологией. Нервная система значительно более дифференцирована, чем у низших хордовых.

    У всех животных этого подтипа развит головной мозг, функционирование которого обусловливает высшую нервную деятельность - основу приспособительного поведения. Для позвоночных характерно наличие разнообразных и сложно устроенных органов чувств, служащих основной связью между живым организмом и внешней средой. С развитием головного мозга и органов чувств связано возникновение черепа, служащего надёжным футляром для этих крайне нежных и важных органов. В качестве осевого скелета взамен хорды у подавляющего большинства животных функционирует более совершенное и прочное образование - позвоночный столб, который выполняет роль не только опорного стержня тела, но и футляра, заключающего в себе спинной мозг.

    В области переднего отдела кишечной трубки возникают подвижные части скелета, из которых формируется ротовой, а у огромного большинства - челюстной аппарат, обеспечивающий схватывание, удерживание пищи, а у высших позвоночных и измельчение её. Позвоночные объединены общностью морфофизиологической организации. Во всех системах органов этих животных можно проследить черты преемственных изменений в связи с эволюционным преобразованием органов. Ниже излагается общий план строения, функционирования и закладки в онтогенезе отдельных систем органов.

    они живородящие (кроме утконоса) и детёнышей молоком вскармливают 🙂

    Тесты

    702-01. Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие?
    А) шейного
    Б) грудного
    В) поясничного
    Г) крестцового

    702-02. Какой признак позволяет отнести человека к классу Млекопитающие?
    А) легочное дыхание
    Б) два круга кровообращения
    В) головной мозг, состоящий из пяти отделов
    Г) разделение зубов на резцы, клыки и коренные

    702-03. Человека относят к классу Млекопитающие, так как он
    А) имеет молочные железы
    В) имеет клеточное строение

    702-04. Человек относится к классу млекопитающих, так как он
    А) вынашивает плод в матке
    Б) обладает членораздельной речью
    В) имеет клеточное строение
    Г) питается готовыми органическими веществами

    702-05. У каких животных в процессе эволюции появились дифференцированные зубы?
    А) птицы
    Б) пресмыкающиеся
    В) земноводные
    Г) млекопитающие

    702-06. Большинство млекопитающих от остальных позвоночных животных отличаются
    А) постоянной температурой тела
    Б) формированием плаценты
    В) освоением всех сред жизни
    Г) заботой о потомстве

    702-07. Какой признак указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
    А) постоянная температура тела
    Б) внутренний скелет
    В) деление тела на отделы
    Г) замкнутая кровеносная система

    Фотогалерея Антананариву

    У представителей какого класса зубы выполняют разные функции?
    А) Костные рыбы
    Б) Земноводные
    В) Птицы
    Г) Млекопитающие

    702-09. К какому классу относят позвоночных животных, схема строения кожных покровов которых изображена на рисунке?

    А) Земноводные
    Б) Пресмыкающиеся
    В) Млекопитающие
    Г) Птицы

    Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?
    А) кожа, которая поглощает кислород
    Б) скелет, который состоит из отделов
    В) железы, которые вырабатывают молоко
    Г) глаза, которые различают цвета

    702-11. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию
    А) волосяного покрова и ушных раковин
    Б) голой кожи, покрытой слизью
    В) рогового панциря или щитков
    Г) сухой кожи с роговыми чешуями

    702-12. Какой признак характерен только для млекопитающих?
    А) развито живорождение
    Б) проявляют заботу о потомстве
    В) происходит внутреннее оплодотворение
    Г) детёнышей выкармливают молоком

    702-13. На рисунке изображена зубная система животного. Представители какого класса обладают таким набором зубов?

    А) Брюхоногие
    Б) Земноводные
    В) Млекопитающие
    Г) Пресмыкающиеся

    702-14. Верны ли суждения о признаках млекопитающих?
    1. Кожа млекопитающих сухая, имеет сложное строение, у большинства развита только копчиковая железа.
    2. У всех млекопитающих хорошо развита плацента.

    А) верно только 1
    Б) верно только 2
    В) верны оба суждения
    Г) оба суждения неверны

    Дмитрий Поздняков БИОЛОГИЯ оглавление
    ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро
    «БИОРОБОТ» — это онлайн-тестирование

    antananarivo

    Отличительные признаки Млекопитающих

    » Наука о животных » Отличительные признаки Млекопитающих

    Класс Млекопитающие (Mammalia) - высший класс живых организмов Земли. К млекопитающим относится и самое развитое существо на планете - человек. Класс млекопитающих включает множество отрядов, семейств и видов, которые имеют значительные отличия во внешнем виде и строении. В то же время для всех млекопитающих характерны некоторые общие черты.

    Основные признаки класса млекопитающих:

    • высокий уровень развития нервной системы, обеспечивающей хорошую приспособляемость к окружающим условиям, слаженное взаимодействие всех органов тела и более высокий уровень интеллекта;
    • подавляющее большинство млекопитающих живородящие (исключения: яйценосные утконос и ехидна);
    • имеют особые молочные железы, выделяющие питательную субстанцию (молоко), предназначенную для выкармливания детёнышей, благодаря чему и получили своё название;
    • имеют совершенную систему регулирования собственной температуры тела;
    • поверхность тела большинства млекопитающих покрыта шерстью;
    • нижняя челюсть состоит лишь из одной (зубной) кости, зубы разделены на резцы, клыки и коренные;
    • сердце четырехкамерное, с одной (левой) дугой аорты;
    • в полости среднего уха имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.