Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы -- деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей -- рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые -- недочеловеки -- слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816--1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нациской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.)

Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Марксистская (материалистическая, классовая) теория

Марксистская теория происхождения государства опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, который происходит по следующей схеме: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – процесс имущественной и социальной дифференциации общества – появление частной собственности – раскол общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых – появление государства как аппарата принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Основные положения марксистской концепции изложены в произведениях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), а затем в работах Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В основе этого произведения лежит историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работа американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Льюиса Генри Моргана "Древнее общество" (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.

Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями – расколом общества на противоположные классы. Государство есть продукт общества на известной ступени его развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство. Оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Суть марксистской, материалистической трактовки происхождения государства состоит, таким образом, в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Марксистско-ленинская общественная теория, в том числе и концепция происхождения и сущности государства, в советский период нашей истории имела официальный характер и считалась единственно верной. К настоящему времени она утратила этот статус, но остается в ряду социальных теорий, имеющих научный характер и заслуживающих внимания.

Современные взгляды ученых на происхождение государства (кризисная, или потестарная, теория)

Сторонники кризисной теории происхождения государства указывают, что они опираются на современные достижения антропологии, истории, политической науки, государствоведения. По их мнению, наиболее радикальные изменения, повлиявшие на образование государств, связаны с гем периодом человеческой истории, который именуется неолитом ("неолит" – новый каменный век). Именно с эпохи позднего неолита, как считают многие специалисты, берет начало неолитическая революция.

Термин "неолитическая революция" был предложен в 1925 г. молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892–1957) в книге "На заре европейской цивилизации".

Сама неолитическая революция, по мнению ученых, была порождена комплексом причин планетарного характера, прежде всего экологическим кризисом, который наступил на Земле 10–12 тыс. лет назад. Неолитическая революция – это качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человеческого общества при переходе в неолите от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Неолитическая революция заняла несколько тысячелетий (примерно с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры).

Формой социальной организации в то время была родовая (семейная) община – род. Родовая община (род) – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), осознающих себя потомками общего предка и носящих общее родовое имя. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины могли объединяться в более крупные образования – объединения родов, племена, союзы племен.

Власть в первобытном обществе строилась на началах естественного самоуправления. Органами власти в первобытной общине были: а) вождь, предводитель; б) совет старейшин; в) собрание всех взрослых членов рода.

Власть в первобытном обществе в отличие от государственной власти именуют в современной науке потестарной (лат. potestas – "власть, мощь").

В процессе неолитической революции производящая экономика привела к имущественной и социальной дифференциации (социальному расслоению) первобытного общества, а в дальнейшем – к возникновению государства. Начинают появляться первичные государственные образования, раннеклассовые города-государства, в связи с чем неолитическую революцию иногда называют "городской революцией".

Первые города-государства образовались в IV–III тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга. Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором население было организовано уже не по родству, а по территориальному принципу. Здесь была четкая социальная дифференциация, имущественное расслоение, разделение труда, в нем формировался первоначальный аппарат управления.

В городе-государстве организуются три центра управления, которые соответствуют трем центрам административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город в дальнейшем начинает выполнять по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления.

Таким образом, в соответствии с кризисной теорией государство как новая организационная форма жизни общества возникает в итоге неолитической революции, т.е. в процессе перехода человека к производящей экономике, изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

Профессор А. Б. Венгеров отмечает, что в потестарной теории сохраняется материалистический, классовый подход. Но основной упор в объяснении происхождения государства делается не на возникновение институтов частной собственности и классообразование, а на организационные функции первичных государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение в этой теории придается крупному экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом рубеже к производящей экономике.

Что же касается взаимосвязи процессов образования классов и возникновения государства, то, по мнению авторов кризисной теории, их нельзя понимать упрощенно: будто сперва возникли классы, а затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлению его к своим интересам, нуждам .

Таким образом, согласно потестарной теории, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно – следствие развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

В своем дальнейшем развитии раннеклассовое государство переросло в государство так называемого азиатского способа производства.

  • См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. С. 34–36.

К числу современных теорий происхождения государства можно отнести кризисную теорию, дуалистическую теорию, теорию специализации.

Кризисная теория происхождения государства была разработана проф. А.Б. Венгеровым, который считает, что причиной возникновения государственности являются экологические катаклизмы (примерно 12 000 лет назад происходит наступление ледникового периода и связанное с ним резкое похолодание климата, исчезновение представителей мегафауны, замерзание рек и озер богатых рыбой, сокращение количества плодово-ягодных и иных растительных пищевых ресурсов, и т.п.), что привело человечество к кризису и необходимости к дальнейшему выживанию. В первобытном обществе происходит так называемая «неолитическая революция», переход человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к экономике производящей (подсечно-огневому, поливному земледелию, пастбищному и кочевому скотоводству). Развитие земледелия, скотоводства, ремесел в общине приводит к созданию пищевых запасов, позволяющих пережить тяжелые времена года и в свою очередь к развитию экономических отношений между родами (племенами), происходит социальное расслоение общества, возникновению классов и политических институтов, а затем и государства.

Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута проф. А.Я Малыгиным и проф. В.С. Афанасьевым. Происхождение государств согласно теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь).

Для восточного (азиатского) государства характерно преобладание поливного земледелия, что требовало проведение огромных ирригационных работ, и определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованным управлением. В общине для управления различными фондами и ресурсами происходит появление администраторов, казначеев, контролеров и других должностных лиц, которые постепенно превращаются в обособленную социальную группу (касту, сословие, класс), имеющую свои интересы. Власть носит централизованный характер в форме деспотии, где личность правителя обожествляется и носит сакральный характер («Власть от Бога», правитель сын Бога, наместник Бога на земле). Сложившийся государственный механизм представляет собой пирамиду: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже - его ближайшие советники, визири; далее-чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.



Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности, частная собственность существует (государственная знать имела дворцы, драгоценности, рабов; купцы и ремесленники также обладали своей собственностью), но не оказывает существенного влияния на экономические процессы. Основное средство производства - земля находится в царской, храмовой и общинной собственности. Земельные наделы выделялись чиновникам за службу, но только на праве пользования и на срок государственной службы. Денежное содержание и продукты чиновники получали из государственной казны и с царских складов.

Основными причинами возникновения восточного государства являлись:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;



3) необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства стал универсальным, т.к. нашел свое применение практически во всех древних государствах Азии, Африки, Америки (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.). Особенностью восточного государства является его стагнационный характер, на протяжении веков общество практически не развивается, а меняются только династии правителей (императоров, фараонов, царей и т.п.).

В отличие от восточного пути, западный путь возникновения государства носил универсальный характер и нашел свое применение в Европе (Древняя Греция, Древний Рим). Ведущим государствообразующим фактором здесь также стало классовое разделение общества, но на основе частной собственности на землю, а также средства производства - скот, рабов. Богатая знать (например, эвпатриды в Греции или патриции в Риме) изначально занимали главенствующее положение в общине, а затем и в государственном аппарате (базилевсы, архонты, стратеги – Греция; рексы, консулы, сенаторы, преторы - Рим.).

В отличие от Восточной деспотии должность правителя в Западном государстве не носит абсолютно безграничный и сакральный характер (например, в греческих государствах-полисах все высшие должности были выборными, а в Риме власть императора больше опиралась на мощь военных легионов, чем на религию и жречество, что приводило к частым военным переворотам и насильственной смене императоров).

Однако западный путь носит более прогрессивный характер, необходимость защиты частной собственности, удержания в подчинении огромного количество рабов и больших территорий потребовало создание эффективного и разветвленного бюрократического аппарата. В свою очередь торгово-денежные отношения не сдерживались, а даже поддерживались государством (строительство дорог, крепостей, городов, складов, кораблей, которые использовались купцами и ремесленниками; военная охрана торговых караванов; кроме того, государственная знать, чиновники и сами занимались предпринимательством для увеличения своих доходов, приобретения земель, дворцов, вилл, латифундий и т.п.), что явилось мощным стимулом в развитии ремесел, технологий, науки, искусства. Дальнейшее развитие экономических процессов заложило в Европе основы для возникновения феодального государства и общества.

Именно возникновение западного типа государства дало миру различные формы демократии, местное самоуправление и знаменитое римское право.

Теория специализации (происхождения государства)

Была разработана проф. Т.В. Кашаниной, согласно данной теории государство - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономиче­ской специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли.

Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация). Политическая специализация, которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага.

В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа.

По мнению Т.В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т.к. закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира, а в социальном мире также действует закон специализации.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении государства ни одна из них не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т.д.), которые не охватываются ни одной из рассмотренных выше концепций. В свою очередь ни одна из теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность так и не наступила (индейцы в Амазонии, индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены, бушмены, берберы, пигмеи в Африке, коренные народы Севера в РФ, алеуты и эскимосы в Канаде, США и др.). Почему они предпочли оставаться на уровне первобытнообщинного строя, несмотря на свои знания, культуру, ремесла, технологии, которые вполне позволяют им создать государства?

1) Потестарная (кризисная) теория - утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества.

Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. ^ 2) Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение, т. е. учение о боге. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча – духовный и светский. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (1439–1515. В миру Иван Санин) – настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Правитель является властью, стоящей над государством. Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. ^ 3) Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.). Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства. Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Николаем Михайловским (1842–1904). В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551–479 до н. э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, основанным на началах добродетели. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды. Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство – это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима?

4) Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V – IV вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583–1645), Т. Гоббс (Англия, 1588–1677), Дж. Локк (Англия, 1632–1704), Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712–1778), А.Н. Радищев (Россия, 1749–1802). Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство – изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты. Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов. ^ 5) Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работе В.И. Ленина (1870–1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве». Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества.Согласно марксистской теории государство возникло в силуэкономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что государство будет постепенно отмирать. Несмотря на ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества. ^ 6) Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838–1909); немецкий социалист К. Каутский (1854–1938) и др. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно,Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества. ^ 7) Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816–1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. ^ 8) Органическая теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820–1903). Он обнаружил что, общество, как и живой организм, подверженостадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации. По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека. Государственная власть есть средство для достижения людских целей. Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И. Блунчли (1808–1881) и французский социолог Р. Вормс (1869–1926). ^ 9) Истоки психологической теории были заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106–43 до н. э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469–1527). Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Но родоначальником психологической теории по праву считается проф. Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867–1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854–1941), австрийский ученый З. Фрейд (1856–1939), в дореволюционной России – Н.М. Коркунов (1853–1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871–1918), а в советское время – проф. М.А. Рейснер (1868–1928).Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения государства. ^ 10) Создателем теории инцеста (кровосмешения) является французский социолог и этнограф Клод Леви-Строс (1908–2009). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимы были специальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации. Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости. ^ 11) Ирригационная, или гидравлическая, теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем. Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор. Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т. д. По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

Первой в истории человека формой людской жизнедеятельности, охватившей эпоху от создания человека до образования государственности, было общество первобытного типа.

Юридическая наука пользуется археологической периодизацией, выделяющей в развитии первобытного общества следующие главные этапы:

  • этап присваивающей экономики;
  • этап производящей экономики.

Между этими этапами лежал важнейший рубеж неолитической революции.

Долгое время человечество проживало в форме первобытного стада, а позднее путем формирования родовой общины и ее разложения, перешло к формированию государства.

Сущность и развитие кризисной теории происхождения государства

В период экономики присвоения человек довольствовался тем, что подарила ему природа, поэтому был занят в основном собирательством, рыболовством, охотой, а в форме орудий труда использовал различные природные материалы, такие как камни, палки.

Форма социальной организации в первобытном обществе - родовая община, то есть объединение (общность) людей, основывающееся на кровнородственных отношениях и ведущее совместное хозяйство. Родовая община объединяла различные поколения: стариков-родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавляли семейную общину более авторитетные, мудрые, опытные добытчики пищи, знатоки обычаев, ритуалов, то есть лидеры. Родовая община являлась личным, а не территориальным союзом людей. Семейные общины соединялись в наиболее крупные образования, такие как родовые объединения, племена, племенные союзы. Эти образования также основывались на кровнородственных отношениях. Цель таких объединений - защита от внешнего воздействия (нападения), организация походов, групповая охота и пр.

Замечание 1

Особенность первобытных общин - кочевнический образ жизни и настрого зафиксированная система половозрастного разделения труда, что выражалось строгим распределением функций по жизнеобеспечению общинного образования. Со временем групповой брак заменил парный брак, вместе с запретом кровосмешения, поскольку оно приводило к появлению на свет неполноценных людей.

Первый этап первобытного общества обуславливался управлением в общине на базе естественного самоуправления, то есть такой формы, которая могла бы соответствовать уровню развитости человечества. Власть имела общественный характер, так как источником ее была община, самостоятельно формировавшая органы самоуправления. Община в целом являлась источником власти, и ее члены самостоятельно осуществляли всю полноту власти.

Первобытная община обуславливалась существованием следующих институтов власти:

  • предводитель (лидер, вождь);
  • совет наиболее мудрых и почитаемых людей (старейшин);
  • всеобщее собрание всех взрослых людей общины, которое разрешало важнейшие жизненные вопросы.

Главными чертами власти первобытного общества являлись:

  • выборность;
  • сменяемость;
  • срочность;
  • отсутствие привилегий;
  • общественный характер.

Власть родового строя имела последовательно-демократичный характер, это представлялось возможным при условиях отсутствия какого-либо имущественного различия между членами общин, наиболее полного фактического равенства, единой системы потребностей и интересов всех членов общины.

В 12-10 тысячелетия до нашей эры постепенно возникли экологически кризисные явления, такие как неблагоприятные изменения климатической системы, повлекшие изменение мегафауны: исчезали животные и растения, которые употреблялись человеком в пищу. Данные явления, по мнению ученых, стали угрозой существованию человека как биологического вида, что проявило необходимость перехода к появлению нового способа существования и производства – производящей экономике.

Этот переход в литературе получил название «неолитической революции» (неолит является новым каменным веком). Хоть данное явление именуют революцией, оно не было разовым, скоротечным по своему характеру, оно происходило в течение долгого периода, сам переход охватывал десятки тысячелетий. На протяжении этого периода произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к наиболее развитым формам земледелия, таким как поливное, подсечно-огневое, неполивное и пр., а в скотоводческой сфере – к пастбищному, отгонному и пр.

Сущность неолитической революции – для того, чтобы удовлетворить собственные жизненные потребности человек был вынужден переходить от присвоения уже существующих животных и растительных форм к настоящей активной трудовой деятельности, в том числе и к самостоятельному изготовлению орудий труда. Данный переход был сопровожден селекционной деятельностью как в областях скотоводства и земледелия. Со временем человек обучился изготовлению керамических предметов, а позднее перешел на металлообработку и металлургию.

Замечание 2

По мнению различных ученых, производящая экономика уже к 4–3 тысячелетиям до нашей эры становилась вторым и основным способом существования и производства человечества. Этот переход потянул за собой перестройку организации отношений властного характера, в том числе образование ранних государственных образований – ранних классовых городов-государств.

Возникновение, а после расцвет ранних земледельческих обществ вёл к образованию на их базе первых цивилизаций. Они возникали первично в долинах крупнейших рек, таких как Нил, Евфрат, Инд, Тигр, Янцзы и пр., это объяснялось наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями данных территорий. Переход к производящей экономике обуславливал рост всего человечества, что было необходимым для расцвета цивилизации. Производящая экономика вела к осложнению производственной организации, образованию новых функций организации и управления, необходимости урегулирования сельскохозяйственного производства, нормирования и учета трудового вклада каждого члена общины, результатов его труда, деятельность каждого в образовании общественных фондов, распределение доли созданного продукта.

Замечание 3

Неолитическая революция, которая обусловила переход всего человечества к производящей экономике, подвела первобытное общество к его расслоению, образованию классовости и затем – к образованию государственности.