Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Оксана Нигматулина
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста

Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста .

Нигматулина Оксана Гордеевна

МДОБУ «Детский сад № 18»

г. Минусинск

Упражнения , предназначенные для усвоения одного из основных разделов лексики - антонимических отношений, важных не только для расширения словаря ребенка, но и для развития его общеречевой и мыслительной деятельности - умения подбирать слова.

Упражнение № 1 Изображение антонимов жестами.

Задание : ребенку предлагается изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.

Примеры :

большой – маленький

высокий – низкий

широкий – узкий

длинный – короткий

тяжёлый – лёгкий

Упражнение № 2 Подбор антонимов к заданным словам.

Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.

Задание : закончить предложение, используя антонимы.

Образец : летом тепло, а зимой – холодно.

Слон большой, а крот …

Слон большой, а столик…

Ребенок маленький, а взрослый …

Арбуз большой, а яблоко…

Чемодан большой, а сумка…

Город большой, а деревня…

Море большое, а озеро…

Грядка маленькая, а поле…

Туча большая, а облако…

У крокодила хвост длинный, а у зайца….

У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Год длинный, а день….

У страуса ноги длинные, а у пингвина….

У девочки волосы длинные, а у мальчика-…

Летом день длинный, а зимой …

Шорты короткие, а брюки…

Зимой день короткий, а летом…

Веревка длинная, а лента…

Полено короткое, а бревно…

Елка высокая, а земляника…

Фонарь высокий, а забор…

Дом высокий, а избушка …

Бегемот низкий, а жираф…

Сосна высокая, а куст…

Холм высокий, а гора …

Один берег высокий, а другой…

Куст высокий, а трава…

Шкаф высокий, а столик…

Фикус высокий, а кактус…

Река широкая, а ручеек…

Дорога широкая, а тропинка…

Лента узкая, а полотенце…

Проспект широкий, а переулок…

Коридор широкий, а комната…

Юбка узкая, а платье…

Туфли узкие, а ботинки…

Ковер широкий, а половичок.

Тропинка узкая, а дорога…

Ручеек узкий, а речка…

Мостик узкий, мост…

Змея тонкая, а бегемот…

Палка тонкая, а бревно…

Червяк тонкий, а гусеница …

Бегемот толстый, а змея…

Сук толстый, а ветка…

Бревно толстое, а палка…

Нитка тонкая, а веревка …

Канат толстый, а веревка…

У обезьяны хвост тонкий, а у лисы…

Дуб толстый, а береза.

Колбаса толстая, а сосиска…

Картон толстый, а бумага…

Карандаш толстый, а ручка…

Книга толстая, а журнал…

Горчица горькая, а конфета …

Лекарство горькое, а варенье …

Лук горький, а пирожное…

Редька горькая, а репа…

Внучка молодая, а бабушка.

Внук молодой, а дедушка…

Бабушка старая, а внучка.

Картошка старая, а укроп…

Сосенка молодая, а сосна…

Дуб старый, а дубок…

Печка горячая, а снег …

Огонь горячий, а лед…

Чай горячий, а мороженое …

Солнце горячее, а луна…

Суп горячий, а студень…

Лимонад холодный, а кофе…

Зайчик тяжелый, а попугай…

Арбуз тяжелый, а персик…

Подушка легкая, а одеяло …

Облако легкое, а туча…

Воздушный шарик легкий, а кирпич…

Платье легкое, а пальто …

Стул легкий, а диван…

Книга тяжелая, а тетрадь.

Бегемот тяжелый, а воробей…

Ведро тяжелое, а блюдце…

Камень тяжелый, а яблоко…

Щенок легкий, а собака…

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Черепаха медленная, а заяц бежит…

Индюк медленный, а страус…

Гепард быстрый, а ленивец …

Ребенок быстрый, а старик…

Льдина медленная, а корабль …

Река медленная, а ручеек…

Редиска мелкая, а репа…

Горошина мелкая, а фасолина ….

Ручеек мелкий, а река.

Колодец глубокий, а лужа…

Овраг глубокий, а канава…

Тарелка глубокая, а блюдце.

Ночью темно, а днем …

Вечером все засыпают, а утром …

Внизу – подвал, а вверху …

Подушка мягкая, а камень …

Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его …

Буратино веселый, а Пьеро…

Ежик смелый, а заяц….

Летом погода солнечная, а осенью …

Снег белый, а уголь…

Змей Горыныч злой, а Иван – Царевич.

Баба Яга злая, а Фея.

Бармалей злой, а Доктор Айболит…

Ведьма злая, а гном.

Великан огромный, а Мальчик – с - пальчик…

Камень на дороге сухой, а в луже …

Упражнение №3 Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.) . Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Следует поощрять речевые высказывания у детей с задержкой речевого развития.

Образец : Верёвка и шнурок (длинный – короткий) .- Верёвка длинная, а шнурок короткий.

Упражнение № 4 Рассказ о предметах с использованием антонимов.

Задание : предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая, их друг с другом и употребляя антонимы.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры : практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры : горячий - холодный, старый - молодой, сильный - слабый, сытый - голодный, тонкий – толстый, хороший – плохой, шершавый - гладкий, солёный – сладкий, сладкий – кислый, умный – глупый, крупный – мелкий, глубокий – мелкий, грустный - весёлый, чёрный – белый, трусливый – смелый, добрый – злой.

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий )

Примеры : хорошо – плохо, много - мало, крепко – слабо, умно – глупо, быстро – долго, ярко – тускло, крупно – мелко, тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, горько – сладко, грустно – весело, добро – зло, трусливо – смело.

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры : говорить – молчать, мастерить – ломать, смеяться – плакать, потерял – нашёл, упал – встал, продал - купил, надел – снял, встал – сел, поймал – отпустил, сломал – починил.

Упражнения , предназначенные для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики , как личные и притяжательные местоимения.

Упражнение № 1 Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.

Задание : ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы : «Чья это машина? Чей это заяц?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает : «Чьи это тапочки?» и т. п.

Упражнение № 2 Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Задание : поставить глагол в нужную форму.

Образец : Хочется гулять, и я гуляю, ты гуляешь и т. д.

Пример :

Надо спать –

и я … (сплю,

и ты … (спишь,

и он … (спит,

и она … (спит,

все мы … (спим,

и вы (спите,

и они … (спят) .

Так что ты иди, спи!

И вы идите, спите!

Упражнения , предназначенные для усвоения одно из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики – употребления предложных конструкций.

Игра «Куда спрятался?»

Оборудование : у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок : шкаф – кошка, тумбочка - чайник, письменный стол – книга и т. п.

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает : Где? Ребята отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова : В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

Упражнение №2 Выбор одно предлога из двух.

Задание : выбрать правильный предлог.

На / в дереве поспели яблоки.

За/ перед деревом спрятался мальчик.

Под / над ромашкой кружится бабочка.

К /от дому подлетает сова.

Упражнение №3 Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.

Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под столом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают : «Мишка сидит на чем? Зайка спрятался под чем» Когда ребенок правильно ответит на вопросы, можно изменить положение игрушек и задать вопросы в боле сложной форме : «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности связанные с большим количеством предлогов – он путает их, называет наугад и т. п. - следует повторить упражнение , используя только одну пару предлогов, например, над – под или за – перед.

Упражнения , предназначенные для усвоения разделов грамматики и лексики , связанных с числительными.

Упражнение № 1 Образование счетного падежа (употребляется только в сочетании с числительными «два» , «три» , «четыре» ).

Упражнение выполняется устно .

Ведущий показывает два пальца и спрашивает : «Сколько пальцев?» Ребенку надо ответить.

Затем ведущий показывает по два предмета в комнате, названия которых – существительные мужского или среднего рода : 2 ведра, 2 окна, 2 кресла, 2 мячика, 2 самосвала, 2 самолёта и т. д.

Ребенку надо назвать пары предметов, используя числительное «два» («два ведра» и т. д.). В случае затруднения надо подсказать и выполнить еще несколько предметов для закрепления.

Затем ведущий показывает по 2 предмета в комнате, названия которых – существительные женского рода : 2 матрёшки, 2 куклы, 2 пирамидки, 2 зебры, 2 ленты, 2 картины и т. д.

После того как ребенок усвоил различия в сочетаниях «два…» и «две…» , ведущий показывает то по 2 предмета, названия которых – существительные мужского и среднего рода, то по 2 предмета, названия которых – существительные женского рода.

Примеры : 2 грузовика, 2 парохода, 2 яблока, 2 дерева, 2 машины, 2 куклы и т. д.

Если ребенок затрудняется с выбором рода числительного, следует назвать существительное в единственном числе и предложить ребенку определить его род. Пример : «Вот это кукла» . Как ты скажешь – «мой кукла» или «моя кукла» ? Если кукла – она, как ты скажешь «Это два кукла» или «Это две куклы?» Также в случае затруднения надо повторить образцы словосочетаний, обращаясь к картинке или предметам домашней обстановки (например : «Это две ложки, а это …» . Ребенку надо закончить фразу – «две вилки» ).

Упражнение № 2 Образование словосочетаний числительных типа «пять» с существительными в родительном падеже множественного числа.

Ребенку надо образовывать родительный падеж множественно числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.

Образец № 1 :

Один стол – пять столов

Слова для примеров : лак, салат, халат, молочник, половник, атлас, флаг, флакон, плакат, класс, клык, лом, велосипед, глобус, клоун, шалун, тулуп, каблук, вокзал, кинжал, самосвал, овал, пьедестал, зал, бал, шакал, пенал, факел, гол, стол, балкон, волк, колпак, колчан, солдат, логопед, лодочник, лыжник, кашалот, луноход.

Образец № 2 :

Один лоб – пять лбов

Слова для примеров : платок, дятел, узел, козёл, котёл, угол, осёл.

Образец № 3 :

Один плащ – пять плащей

Слова для примеров : ландыш, лаваш, луч, шалаш, калач, малыш.

Образец № 4 :

Один локоть – пять локтей

Слова для примеров : лапоть, лось, голубь, желудь.

Образец № №5 :

Один чулок – пять чулок

Слова для примеров : глаз

Образец № 6 :

Одно полотенце – пять полотенец

Слова для примеров : кресло

Образец №7 :

Одно одеяло – пять одеял

Слова для примеров : зеркало, пугало, покрывало, болото, облако, яблоко, стекло.

Образец № 8 :

Одна голова – пять голов

Слова для примеров : лама, лампа, пила, акула, кукла, игла, скала, свекла, пчела, шпала, калоша, колонна, лужа, лупа, луковица, палуба, клумба, клубника.

Образец № 9 :

Одна ложка – пять ложек

Слова для примеров : ласточка, балалайка.

Образец № 10 :

Одна вилка – пять вилок

Слова для примеров : лавка, булавка, палатка, закладка, заплатка, лодка, кладовка, блузка палка, галка, скалка, скакалка, полка, заколка, булка, белка, вилка.

Образец № 11 :

Одна ладонь – пять ладоней

Слова для примеров : кладь.

Литература :

1. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. -метод. пособие,/ Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М.:АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006.- 159.

2. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет . – СПб.: Издательский дом «Нева» ; «ОЛМА - ПРЕСС Образование» , 2003.- 240 с.

Татьяна Бурмистрова
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления.

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление, учить грамматически правильно строить предложения.

Педагог предлагает детям закончить предложение, подумав о возможных результатах:

Если я полью цветы…

Если я соберу свои игрушки.

Если я выйду летом в пальто…

Если я открою в ванной кран с горячей водой.

Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

Педагог, кидая мяч детям по очереди, задает вопрос, на который те должны ответить, после чего вернуть мяч обратно.

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает высоким?

Что бывает зеленым?

Что бывает сладким?

Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

Веселый-грустный

Быстрый-медленный

Полный-худой

Большой- маленький

Тяжелый-легкий

Гладкий-шершавый

Умный-глупый

Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговарива ет?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:

Корова- мычит

Тигр-рычит

Змея-шипит

Комар – пищит

Собака – лает

Волк – воет и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

Педагог поясняет детям, что один и тот же человек в разных местах называется по-разному. А вы знаете, кто вы?

У мамы с папой (Сын, дочка.)

У учителя (ученики.)

В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

В транспорте едете? (Пешеходы.)

В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения.

Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению.

Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста.

Совершенствование фонетико-фонематических функций
и лексико-грамматического строя речи у дошкольников
в играх и упражнениях

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.

Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.

К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.

В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

Лексико-грамматические игры и задания

1. « Я знаю…».

Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2. «Большой – маленький».

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3. «Отгадай, что задумано».

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4. «Повара».

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный)……» Можно варьировать задания, напр.:

  • суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый).
  • компот из фруктов (одного или двух).
  • варенье из ягод (одного вида или нескольких).

5. « Что бывает….?»

Можно использовать разные варианты:

Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.), ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т.д.)

Согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу –

  • зеленая….» — «Трава, лягушка,…»
  • синее …. – небо
  • хрустальная — ваза
  • разноцветные – карандаши

Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» — «Лейка».

6. «Третий лишний».

Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например:

  • груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ)
  • стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

7. «Детеныши».

Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера), ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8. «Назови ласково».

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т.д.) Лучше называть по-очереди.

9. Игра «Чей, чья, чье».

У льва…
морда –
хвост –
зубы –

У тигра …
уши –
глаза –
шерсть –

У слона…
ноги –
хобот –
глаза –

У зебры…
шкура –
копыта –
морда –

(например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)

10. «Листочки».

Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы – …, а у осины – …, а у клена – …, а у дуба – …, а у каштана – …, а у тополя – …, а у рябины – …, а у яблони – …, а у ивы – …, и др.»

11. «Положи на место».

Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит:

Масло –
Хлеб –
Соль –
Сахар –
Сухари –
Конфеты –
Салат –
Соус –
Селедка –
Фрукты –
Суп-
Мыло -

12. «Назови наоборот».

Добрый – злой
Старый –
Черный –
Светлый –
Большой –
Длинный –
Высокий –
Широкий –
Толстый –
Острый –
Веселый –
Смелый –
Быстрый –
Чистый -
Гладкий -
Молодой -

13. «Назови профессию».

Кто водит автобус?
Кто летает на самолете?
Кто летает на ракете?
Кто управляет кораблем?
Кто ездит на мотоцикле?
Кто водит трамвай?
Кто ездит на велосипеде?
Кто управляет поездом?

14. Игра «Бывает – не бывает».

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность.

Например:

Девочка ловит бабочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана бабочкой.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
Девочка отпущена бабочкой.
Бабочка отпущена девочкой.
Девочка отпустила бабочку.

15. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение, например:

1. В деревне жили старые старики. (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
2. Ковер запылился пылью. (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
3. Мама посолила суп солью.
4. В саду гуляют маленькие малыши.
5. К весне зелень зазеленела.
6. У Юры жил молодой котенок.
7. У меня есть деревянная деревяшка.

Задания для развития связной речи

1. Составить предложение…

о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы), используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток….

2. «Продолжи рассказ».

Например:

- «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?…….»

- «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг……»

- «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым.Он…..»

3. Пересказ рассказа.

Пересказать рассказ своими словами (выбирается любой короткий текст)

Например:

Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу.

«Хитрая лиса»

Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.

4. Разучивание стихотворений.

Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями.

Например:

«Листопад»

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинок…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
- Везде листопад: На пороге морозы.

  1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?
  2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают… (что?-листья)
  3. Какое слово лишнее и почему: дуб — рябина -осень — осина (осень, потому что остальные слова — названия деревьев).
  4. Чего в лесу больше-деревьев или листьев?
  5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку.
  6. Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.)
  7. Составление описательных загадок.

Например:

- « Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире…..»

- « На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.»

Задания для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному). Например:

ба – па
га – ка
да – та
ва – ка
на – ня
са – ша – са
ба – па – ба
та – да – та
ка – га – ка
та – тя – та
за – са – за
жа – за – жа
ца – са – ца
ла – ля – ла
ча – тя – ча

Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.

2. Игра «Повторюшки» (вариант сложнее).

Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой. Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)

3. «Цепочки» («Словесное домино — звуки»).

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова. Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот — ….

4. «Цепочки» («Словесное домино — слоги»)

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова. Например: кошка – каша – штора – радуга – газета – ….

Эта игра доступна детям старшего возраста.

5. «Посмотри вокруг и назови».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

6. « Угадай, что задумано».

Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения) говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.

7. «Услышишь – хлопни».

Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) — хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

8. Услышать и назвать общий звук в паре слов.

Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов.

Например:

вишня – груша
лук – чеснок
крыжовник – баклажан
заяц – огурец
рыба – мороженое
лук – сок
и так далее.

9. «Рифмы».

Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову.

Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска, …

Посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений взрослые также получат необходимый для родителей будущих первоклассников опыт. Ведь начальная школа – это этап, когда юным ученикам важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.

Егорова Надежда Михайловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №91 Московского района
г. Санкт-Петербурга

Цель: уточнять представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.

2. Ребенок самостоятельно показывает и называет части тела.

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, борода, подбородок.

Рот: губы, зубы, язык.

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва.

«Один - много» (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Человек и его здоровье»; закреплять умение детей словоизменения.

Задание. педагог называет часть тела в единственном числе (нос) и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает изменением слова в множественное число (носы) и возвращает мяч педагогу.

«Ласковое слово» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку)

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы - волосики»

Голова - …, лоб - …, брови - …, ресницы - …, глаза - …, затылок - …, щеки - …, нос - …, подбородок - …, рот - …, язык - …, горло - …, зубы - …, уши - …, грудь - …, губы - …, руки - …, локти - …, пальцы - …, ногти - …, плечи - …, шея - …, спина - …, живот - …, ноги - …, колени - …, пятки - …, лопатки - … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

У меня глаза.

У тебя глазки. У меня рот.

У тебя ротик. У меня нос.

У тебя носик. У меня зубы.

У тебя зубки. У меня локти.

У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша - Сашенька, Алена - Аленушка, Лена - …, Вова - …, Женя - …, Алеша - …, Дима - …, Коля - …, Ваня - …, Вася - …, Оля - …, Таня - …, Катя - …, Люда - …, Наташа - …, Люба - …, Света - …, Лиля - … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме « «; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову - части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»; чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? - На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос - нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят - …, дышит - …, трогают - …, слышат - …, жуют - …, нюхает - …, работают - …, стоят - …, говорит - …, бегают - …, машут - …, пишут - … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает - …, дышит, ест и говорит - …, шьют, пишут, играют - …, слушают и слышат - …, жуют, кусают и сжимаются - …, думает, кивает, вертится - … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: - активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

Уточнять представления детей о реальных объектах;

Развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

Развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

Только одного цвета - цвета своего озера;

Искаженной формы;

Искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди - роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово - определение к ОБЪЕКТУ - глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов - определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой - маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная - здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные - короткие, большие - маленькие, сильные - слабые, красивые, стройные - кривые, крепкие, развитые (мышцы), устойчивые и т.д

Руки: сильные - слабые, большие - маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые - грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные - короткие, густые - редкие, кудрявые - прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой - маленький, широкий - узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.