«В России две основные беды – дураки и конечно же дороги» — так было всегда, и остается до сегодняшнего дня. Больше всего от второй беды – дороги — страдают амортизаторы автомобиля, а с ними и автовладельцы, которым приходится следить постоянно за исправностью абсорберов. Если что-то пошло не так, можно ли сделать ремонт амортизаторов своими руками? Конечно можно!

Для начала, если вы неуверенны в нормальной работе амортизаторов Вашего авто, нужно провести их диагностику. Вы, наверно, не раз видели, как автовладелец с умным и задумчивым видом продавливает капот своей машины и внимательно следит за тем, как качается его машина.

Если хорошая – он удовлетворен. Но не многие понимают, что только в том случае, если амортизатор навсегда «приказал долго жить», кузов будет качаться. А если еще возможна «реанимация» — такого не будет.

Уши и глаза водителя, вот инструменты первичной диагностики. Если есть потеки масла или стук, и вы уверены, что подвеска полностью исправна – вашему амортизатору нужно уделить внимание. Есть еще один вид диагностики, но это только для опытного водителя, который идеально знает свою машину. Один и тот же поворот надо пройти несколько раз с определенной скоростью. Снесло машину во время поворота – амортизатор требует внимания. А можно сделать еще проще – поехать на СТО, заплатить немного денег и провести диагностику на вибростенде.

Вы твердо уверены, что ваш амортизатор требует ремонта, значит, будем ремонтировать. Но сначала определимся, с чем конкретно мы имеем дело.

Амортизаторы бывают разного типа. Вот основные типы:

Двухтрубные амортизаторы масляные гидравлические;

Однотрубные газовые;

Газо-масляные, или комбинированные;

Регулируемые абсорберы (есть электронная, магнитная и гидравлико-механическая регулировка);

Пневматические.

Ремонт разных типов амортизаторов, естественно, абсолютно разный. И самое первое, что нужно следует сделать – прочесть Руководство по эксплуатации авто и выяснить тип амортизатора. К огромному сожалению многих автовладельцев, сегодня практически 90% современных автомобилей имеют неразборные амортизаторы. Но не надо спешить в автомагазин за новым, есть еще одно решение – восстановление амортизаторов.

Об этом мы позже расскажем подробнее. А сейчас рассмотрим процесс восстановления абсорберов или по простому, ремонт стоек амортизаторов своими руками, самых распространенных типов.

Разборные амортизаторы чаще всего встречаются на «классике», с них мы и начнем. Необходимо загнать авто на яму и снять колеса, затем откручиваем крепления стойки, которые есть на опоре балки. Это для задних амортизаторов. Для передних надо полностью снять стойку с тормозным диском. Это сложно, но возможно.

Снимаем пыльник, затем откручиваем специальную гайку крепления и полностью снимаем амортизатор. Тут же меняем жидкость на новую, снимаем уплотнитель (прокладку) и со штока убираем защитное кольцо с сальником. Аккуратно зажимаем его в тиски и вытаскиваем клапан сжатия. Убираем шток с поршнем. Обычно для этого требуются усилия, но роще это сделать, покачивая его из стороны в сторону, и потихоньку вытаскивая.

Увидели пружину и дроссельный диск, несколько клапанов сжатия. Только последовательно вынимаем все детали и помечаем их (чтобы потом ставить назад в обратном порядке). Проверяем каждую деталь на дефекты, что можно – исправляем, что совсем плохо – меняем. В автомагазинах для этих целей есть специальные комплекты деталей.

Потом все возвращаем в обратном порядке на свои положенные места. Ремонт газовых амортизаторов закончен.

Вся первоначальная работа уже описана выше, так что тут абсолютно так же. Загоняем, снимаем, подвергаем ремонту. Сейчас полностью масляные амортизаторы, как говориться «по винтику», уже никто не разбирает. Есть в продаже патрон, который просто снимается старый и меняется на новый внутренний патрон. Затем все устанавливаем на свои места и несемся в автосервис для регулировки развала-схождения колес.

После замены неисправности или стойки амортизаторов обязательно проверьте состояние подвески. Все поочередно, начиная с рулевых тяг, рейки и , заканчивая состоянием тормозных шлангов. Неисправность амортизатора могла нарушить работу многих из этих деталей, так что им тоже стоит уделить внимание.

После этого можно считать ремонт масляных амортизаторов полностью законченным.
Теперь вернемся к тому моменту, когда у Вас неразборные амортизаторы. Ремонтировать их в таком случае, как Вы понимаете, совершенно невозможно. Но в последнее время все чаще ведется речь о восстановлении амортизаторов. Что это такое и нужно ли оно вам.

Восстановление амортизатора

Это конечно тоже вариант, но есть очень много «НО» в данном вопросе. Начнем с того, что гарантия на такие амортизаторы не больше полугода, максимум бывает год, но это спорно. Дальше остановимся на качестве и безопасности восстановленного амортизатора.

Эксплуатация его не может считаться надежной по простой причине – идет достаточное нарушение конструктивных элементов на механизмах стойки автомобиля, даже при условии, что все сделано с применением специальной аппаратуры и руки у автомеханика «золотые».

А применяемые «комплектующие» чаще всего из разряда б/у, и степень этого б/у не всегда нормальная. Да и качество работы мастера не всегда нормальное, вы же рядом не стояли и не видели, что и как он там делал. Поэтому такой вариант, как восстановление амортизаторов нельзя считать идеальным, он скорее сомнительный.

После того, как ремонт и была закончена, следует помнить важные моменты!

Не стоит проверять работу отремонтированных амортизаторов на приличной скорости. Особенно это не стоит делать, если дорога очень плохая.

Никогда не поднимайте подвески модными нынче «приставками». Кузов надо поднимать только подходящими по размеру амортизаторами, иначе шток выйдет из строя, его работа в увеличенной зоне перемещения это гарантирует.

Начинайте движение в зимний период не раньше, чем через 5-7 минут прогрева. Масло в амортизаторах должно прогреться, как и другие агрегаты авто, иначе ваш абсорбер опять «прикажет долго жить».

Чтобы ваш автомобиль всегда был исправен и не доставлял вам больших проблем, старайтесь чаще осматривать и проверять работу разных систем. Автомобиль как женщина – требует постоянного внимания и заботы. Удачи вам на дорогах!

Видео инструкция по самостоятельному восстановлению амортизаторов

Автомобильный амортизатор - это специальное устройство, предназначенное для гашения (смягчения) различного рода колебаний, толчков или ударов, которые могут передаваться от дороги через подвеску на кузов автомобиля, иными словами обеспечивать постоянное сцепление колес с дорожным полотном.

Частой проблемой, с которой сталкивается современный автомобилист, является поломка или выход из строя автомобильной подвески.

Именно поэтому ремонт данного устройства стоит начинать с диагностики, восстановления или ремонта амортизаторов, которые являются основной составляющей частью подвески.

Сегодня мы попробуем дать ответ на вопрос: Как отремонтировать автомобильный амортизатор?

Прежде чем приступить к ремонту или восстановлению задних или передних амортизаторов , необходимо разобраться в их конструкции.

Устройство автомобильного амортизатора

Автомобильный амортизатор состоит из следующих основных деталей:

  • корпуса (с ушком);
  • штока, оснащенного кожухом и крепежным ушком;
  • поршня, клапанов (сжатия и отдачи) и колец;
  • цилиндра с клапанами;
  • элементов уплотнения;
  • крепежного элемента - гайки

Более полную схему устройства амортизатора (на примере ВАЗ 2106) смотрите на схеме:

Замена амортизаторов выполняется только попарно, это значит, что если одна стойка пришла в негодность, то замене подлежат обе стойки. Если мы говорим о ремонте или восстановлении амортизатора, то подобные работы проводятся в соответствии с выявленной неисправностью или поломкой согласно руководству по эксплуатации транспортным средством.

Процесс ремонта автомобильного амортизатора

Для проведения ремонта амортизатора следует подготовить все необходимые материалы и инструменты:

  • новый патрон для амортизатора;
  • ключ стоечный;
  • опорные ко злы;
  • стяжки;
  • набор инструментов для автомобилиста

Подготовив все необходимое, можно смело приступать к основному этапу работ.

  • В соответствии с мерами безопасности, устанавливаем автомобиль на подготовленные козлы, соблюдая правильность их выставления.
  • Ключом стоечного типа отвинчиваем крепежные болты на рычаге и гайку на штоке. Убираем крепления и низом вынимаем амортизатор. Если все крепления откручены правильно, амортизатор снимается достаточно просто. Не забудьте о снятии внутренней резьбы!
  • Обращаем ваше внимание, что у автомобилей с передним приводом амортизатор соединен с пружиной. Поэтому для безболезненного снятия, для начала необходимо отсоединить его от пружины. Для этого нам подойдут стяжки винтового типа.
  • После демонтажа амортизатора, вынимаем его внутренние части, в частности старый патрон и устанавливаем новый, закручиваем гайкой.
  • После замены патрона, производим все описанные действия, только в обратном порядке. После окончания работ отгоняем автомобиль на станцию техобслуживания для проведения регулировки развала-схождения.

Часто при восстановлении или ремонте амортизаторов, специалисты советуют провести диагностику состояния основных элементов автомобильной подвески - тормозных шлангов, блоков, рулевых тяг и рейки.

Сроки эксплуатации и замены автомобильных амортизаторов

Ремонт и восстановление амортизаторов проводится по мере обнаружения неисправностей и поломок, а вот полная их замена - раз в 3 года.

Чтобы увеличить срок эксплуатации отремонтированных амортизаторов рекомендуем придерживаться простых правил:

  • Не использовать подъем автомобильной подвески при помощи доставок, чтобы предотвратить выход из строя амортизаторного штока. Для поднятия кузова лучше установить амортизаторы соответствующего размера;
  • Избегать управления автомобилем на слишком больших скоростях и на плохих дорогах. В конечном итоге это лишь приводит к быстрому износу и выходу из строя амортизаторов и подвески в целом;
  • В зимний период при низких температурах масло в амортизаторах требует предварительного разогрева. Начало движения должно происходить на низких передачах и небольшой скорости.

Соблюдая правила эксплуатации, проводя своевременную диагностику, восстановление или ремонт автомобильных амортизаторов вы в значительной мере сможете увеличить их срок эксплуатации.

Полезное видео

Статья о том, как отремонтировать автомобильные амортизаторы - виды поломок, методы устранения проблем. В конце статьи - видео про ремонт амортизатора своими руками.


Содержание статьи:

Автомобильный амортизатор представляет собой устройство, выполняющее погашение колебаний или же различных ударов, переходящих с дорожного полотна на кузов. Подобные колебания разнообразных систем подавляются поршнями, работающими в вязких средах. Благодаря таким средам амплитуда колебаний уменьшается.

Постоянный контакт автомобиля с дорожным полотном требует налаженной работы амортизаторов. Они отвечают также за безопасность подвески, обеспечивая и постоянное сцепление с поверхностью трасс колес машины.


Современные автомобилисты часто сталкиваются с полным выходом из строя или же поломкой системы подвески, основными деталями которой считаются амортизаторы. Поэтому требуется срочный ремонт, который избавит автовладельца от дальнейших осложнений. Начинать такой ремонт следует с детальной диагностики.

Амортизаторы бывают задними и передними. Чтобы выполнить ремонт таких важнейших деталей, необходимо подробное знание самой конструкции.

Устройство амортизатора


Современный амортизатор является сложным устройством, состоящим из разных деталей. Заменяются амортизаторы исключительно попарно. В случае повреждения или поломки одной стойки автовладельцу придется менять обе. В процессе восстановления или при ремонте амортизатора нужно воспользоваться руководством по эксплуатации ТС. Обнаруженная неисправность требует тщательного изучения и принятия соответствующих решений.

К процессу ремонта амортизатора надо подготовиться соответствующим образом. Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:

  • автомобильный набор;
  • стяжки;
  • опорные козлы;
  • стоечный ключ;
  • новый патрон.
После подготовки перечисленных приспособлений можно начинать непосредственно ремонтные работы.

Действующие нормы безопасности требуют установки автомобиля на заранее подготовленные козлы. При этом необходимо их правильно выставить. Отвинчиваются крепежные болты рычага и гайку штока, затем убираются крепления и вынимается амортизатор. В случае правильного откручивания креплений снятие амортизатора выполняется довольно легко, однако нельзя забывать снимать внутреннюю резьбу.

Передний привод соединяется с амортизатором пружиной. Это касается передноприводных моделей. Следовательно, чтобы снять устройство безболезненно, сначала рекомендовано его отсоединение от пружины. Для подобной работы идеально подходят винтовые стяжки.


Завершив демонтаж амортизатора, можно вынимать из него внутренние части. Сначала снимается старый патрон, на место которого устанавливается новый и закручивается гайкой. Заменив патрон, можно вернуть амортизатор на место с использованием описанных действий.

После завершения ремонта автомобиль следует отправить в центр техобслуживания для выполнения регулировки системы развала-схождения. Эксперты также советуют при ремонте или же восстановлении амортизаторов выполнить диагностику и проверить основные элементы автомобильной подвески, в том числе рулевую тягу, тормозные шланги, рейки, блоки.

Сроки эксплуатации


Так же, как и у любого изделия или детали, у амортизаторов имеются свои эксплуатационные сроки и сроки замены. Восстановление или ремонт устройства следует провести сразу же после обнаружения поломки и неисправности. Что же касается их полной замены, она выполняется каждые три года.

Для увеличения эксплуатационного срока рекомендовано выполнение следующих простых правил:

  • отказаться от использования доставок для подъема подвески, которые могут повредить амортизаторный шток;
  • избегать больших скоростей при передвижении на поврежденных дорогах;
  • зимой предварительно разогревать масло, которое находится в амортизаторах.
Если вы решили поднять кузов автомобиля, нужно позаботиться об установке амортизаторов соответствующих размеров. Неуклюжее управление может вызвать быстрый износ не только амортизаторов, но и всей подвески. А зимой для начала движения необходимо использовать небольшую скорость и низкие передачи.

При соблюдении всех перечисленных правил эксплуатации, своевременной диагностики, а также ремонта или восстановления амортизаторов возможно существенное увеличение срока службы всего транспортного средства. Выполняются ремонтные работы в соответствии с характером обнаруженной неисправности. Не стоит забывать и об инновационных неразборных образцах амортизаторов, которые ремонту не подлежат.

Типичные поломки


С типичными неисправностями данного узла знаком каждый автолюбитель со стажем. Если протекает масло, это свидетельствует о разгерметизации сальника штока, что может вызвать полную потерю работоспособности детали.

Также внимание следует уделить амортизатору в случае слишком свободного передвижения в трубе штока. Вызвана подобная неисправность повреждением внутренних клапанов.


Также следует насторожиться, если при отбое или же сжатии происходит люфт. Последствия будут такими же, как и со сломанными клапанами. Устройство уже не сможет выполнять свои непосредственные функции, а машина во время езды будет издавать стуки, грохот и иные неприятные звуки. Ездить в таком автомобиле не только некомфортно, но и довольно опасно.

Из внешних повреждений можно выделить трещины в проушинах или же вмятины на корпусах. Такие мелкие проблемы могут привести к более серьезным поломкам и даже повлиять на ходовую. Найдя любой признак подобной поломки, стойка снимается и освобождается от пружины.

Лучшим способом обнаружения неполадок амортизаторов является проверка устойчивости самого автомобиля как на больших, также и на малых скоростях. Владелец должен обратить внимание на то, как его «железный конь» реагирует на кочки или же ямы и насколько быстро восстанавливает равновесия при попадании на такие неровности.

В случае обнаружения даже малейших отклонений необходимо просмотреть амортизаторы детально. Анализируя состояние защиты, следует осмотреть пыльники. Для подобных целей используются эстакады или же специальные ямы, позволяющие осмотреть как передние, так и задние амортизаторы снизу.

Если пыльники порваны или даже немного испорчены, лучше установить новую защиту. Именно пыльники отвечают за защиту амортизаторов от малых частиц грязи в отверстия, что со временем приводит к разного рода поломкам или же повреждениям. Если амортизатор лишен такой защиты, его эксплуатационный срок существенно сокращается.

Диагностика амортизатора


Принимая во внимание основную функцию амортизаторов - уменьшение качения машины на неровных дорожных полотнах, определить неисправность можно достаточно легко. Основным признаком выхода из строя данного устройства является увеличение колебаний и появление лишних шумов, которые раньше не чувствовались.

Если колеса машины попадут в яму, то вы сможете услышать звук пробивания, который также считается дополнительным признаком поломки. Так вы сможете узнать о необходимости скорой замены или ремонта амортизаторов. Однако потребуется более детальное изучение проблемы.

Сначала необходим визуальный осмотр детали и ее тщательное изучение. При обнаружении маслянистого подтека следует непременно выполнить ремонт и вернуть амортизатор в рабочее состояние. Необходимо учесть, что процесс диагностирования данного устройства на стенде - задача достаточно сложная, поэтому многие стараются сразу приобретать новые амортизаторы или ремонтировать стойки с использованием ремкомплекта самостоятельно.

Амортизатор принято считать расходным элементом, который по истечению трехлетнего срока необходимо менять. Скверное состояние российских автодорог сокращает это время в разы - подвеска выходит из строя гораздо раньше срока, определенного производителем. Однако отчаиваться заранее не следует, так же как и выбрасывать сломанную деталь. Если не получится отремонтировать амортизатор, его всегда можно заменить.

Подтек на амортизаторе свидетельствует о нарушении герметичности, которая может привести к более плачевным результатам. Поэтому откладывать ремонт или замену детали не следует.


Прежде чем выбрать способ, необходимо учесть несколько факторов, в том числе и стоимость новой детали - если она обойдется автовладельцу во столько же, сколько и починка, не стоит пачкать руки. Кроме того, ремонт требует определенных навыков. Не стоит также забывать, что восстановленный амортизатор долго не прослужит.


Вообще, амортизатор - это многофункциональная деталь, которая ответственна не только за гашение колебаний кузова, но и за торможения. Она обеспечивает устойчивость автомобиля. Поэтому хорошо поняв суть работы такого устройства, водитель сумеет вовремя разобраться в проблеме и принять правильные решения по ее устранению. Даже после прохождения ТО амортизаторы внезапно могут заскрипеть или протечь, поэтому следить за ними необходимо постоянно.

Большинство современных автомобилей снабжается так называемыми неразборными амортизаторами. Это означает, что они не подлежат ремонту. В отличии от разборных аналогов, они имеют пятилетний гарантийный эксплуатационный срок. А на качественных автомагистралях они прослужат и больше.

Существуют и амортизаторы с подкачкой. У таких моделей изменен газовый подпор, который выполняет перестройку эксплуатационных характеристик, если авто подвержено большим нагрузкам. Работают они идеально вплоть до поломки, выполняя дополнительную опцию, описанную выше. Если такой амортизатор выйдет из строя, починить его будет достаточно сложно.

Дело в том, что модели с подкачкой при ремонте перекрывают трубки гидрожидкости, которые отвечают за исправность всей детали. Выполнить такой ремонт без вмешательства специалистов и спецоборудования практически невозможно. А приобретение новой детали обойдется в несколько сотен долларов.

Эксперты рекомендуют пользоваться при ремонте только оригинальными комплектующими и не доверять дешевым подделкам - ведь от этого устройства зависит слаженность работы системы и узлов машины. Нельзя забывать, что страховщики при возникновении соответствующего случая вмешиваются в каждую процедуру проверки, изучая все детали, чтобы найти причину и, по возможности, отказать в выплате.

Видео про ремонт амортизатора своими руками:

Ходовая часть автомобиля подвержена наибольшим нагрузкам, особенно на отечественных дорогах. Поэтому заявленный производителем ресурс вырабатывается далеко не всегда. Зачастую замена стоек происходит в два раза чаще, чем предписано регламентом технического обслуживания. Нередко для диагностики неполадок амортизатор необходимо снять и разобрать на составные части. Нередко заменив лишь одну небольшую неисправную деталь, можно сэкономить на покупке новой детали в сборе.

Как устроен амортизатор и как он работает

Несмотря на различие в конструкции амортизационных стоек, принцип работы схожий. Внутри трубы (цилиндра), заполненной жидкостью или газом (или тем и другим), перемещается шток с поршнем. Происходит преобразование кинетической энергии хода подвески в тепловую. Для этого поршень снабжён клапанами прямого и обратного хода. Они замедляют движение жидкости (газа), тем самым демпфируя колебания подвески.

Типовая схема устройства амортизационной стойки

Жидкость (газ) внутри амортизатора нагревается, тепло рассеивается с поверхности корпуса. При продолжительном перемещении по неровностям происходит перегрев. Среда внутри амортизатора теряет свойства, и качество работы ухудшается. При этом компоненты амортизатора начинают деградировать, и стойка быстро выходит из строя.

Самостоятельный ремонт стойки: нужен ли?

Замена этого узла - мероприятие не бюджетное, поэтому многие автовладельцы предпочитают восстанавливать его самостоятельно. Ломается не весь узел, а его отдельные компоненты, поэтому при ремонте можно лишь заменить несколько деталей, и работоспособность восстановится.

Внимание! Не все амортизаторы можно восстановить. Существуют разборные и монолитные конструкции (неразборные). Последние ремонтировать нежелательно, поскольку восстановить распиленный корпус до штатного состояния невозможно.

Необходимое оснащение для работы

  • Домкрат, противооткатные упоры, опоры под автомобиль (выполнять работы при помощи только домкрата небезопасно).
  • Рожковые и накидные ключи по размеру крепежа.
  • Накидные ключи с рукоятью-трещоткой.
  • Специальный ключ для разборки цилиндра.
  • Плоские отвёртки разных размеров из качественной стали.
  • Съёмники стопорных колец.
  • Масло для замены в амортизаторе (с запасом на прокачку).
  • Воздушный компрессор или баллон с азотом (углекислотой).

Разборка детали после снятия: как сделать это подручными средствами

Рассмотрим процесс на примере переднеприводных моделей ВАЗ, семейство 2110.


Как разобрать: процесс на видео

Дефектовка и ремонт: что делать с пружинами, пыльником и пр.

Проверяем все компоненты на предмет износа, механических повреждений, зазубрин. Особенно тщательно осматриваем полированные поверхности внутренней стенки цилиндра и штока. Резиновые уплотнительные кольца, сальники, прокладки имеет смысл заменить в любом случае. Даже если на них не видны следы износа, мягкая резина под воздействием масел теряет свойства. Если вы разобрали амортизатор, потратьте небольшую сумму на расходники.

Совет: При замене деталей вы можете изменить характеристики стойки, установив тюнинговые запасные части.

Если вы тщательно промоете все компоненты амортизатора, считайте, половина работы сделана. Мелкие частицы дорожной грязи или продукты износа металлических частей нарушают работу клапанов штока. Закоксованные отложения следует удалять с помощью сильнодействующих растворителей.

Затем проверьте остальные элементы стойки: пружину, демпфирующую подушку, пыльник амортизатора.

Не все детали подлежат ремонту, некоторые придётся заменить на новые

Трещины и отверстия в резиновых деталях не ремонтируются, только замена.

Ниже представлены более частные случаи ремонта деталей стоек и варианты его исполнения.

Типовые неисправности и проблемы + технологии их устранения

В зависимости от типа амортизатора и сложности его строения говорят либо о ремонте, либо о полной замене механизма

Люфт штока амортизатора: откуда появляется и как устранить

Если вы слышите тихий, но отчётливый стук при работе амортизаторов, вероятная причина - люфт штока. Причина возникновения - ослабление крепёжной гайки. Часто неисправность возникает при непрофессиональном ремонте.

Устраняется несложно, достаточно подтянуть гайку. Дополнительно надо проверить люфт в точке крепления штока. Если вы долго ездили с такой неисправностью, появляется выработка. В таком случае шток требует замены.

Как укоротить шток и зачем это надо для авто

Если вы устанавливаете укороченные пружины для занижения подвески, в разжатом состоянии они будут находиться без нагрузки. Причина - несоответствие длины стойки амортизатора. Для устранения разницы в размерах следует отрезать или каким-либо другим способом укоротить шток.

Необходимо обточить его, продолжая резьбовую шпильку на необходимую длину. Во время обточки нельзя перегревать металл, иначе он потеряет прочность. Затем прочной плашкой нарезаем резьбу. Делаем это за несколько проходов, поскольку сталь штока очень твёрдая. Примеряем амортизатор и обрезаем лишнюю часть резьбовой шпильки.

На указанном примере укорачивание происходит на 10 см

Можно проточить шток на токарном станке. Для этого необходимо вынуть его из стойки. Вращать шток внутри амортизатора нельзя. Следующий вариант - закрепить стойку в шпинделе целиком, используя специальные приспособления. Шток должен быть зафиксирован относительно корпуса амортизатора. Обороты шпинделя выбираются минимальные.

Как удлинить его

При лифте подвески возникает необходимость удлинить стойки амортизатора, иначе ход отбоя будет слишком мал. Сварочные работы недопустимы. Это снижает прочность металла при нагреве. Оптимальный вариант - поставить удлиняющие шпильки. Внутренняя и внешняя резьба должна соответствовать параметрам стойки.

Восстановление резьбы штока

Существует как минимум четыре способа:


Как его зафиксировать

При установке амортизатора необходимо удерживать шток от прокручивания. Закручивая гайку крепления, вы будете проворачивать шток. Это может привести к его повреждению, а также невозможно будет создать момент затяжки.

Для фиксации на штоке предусмотрены специальные лыски под ключ. Удерживая стойку, вам без труда удастся закрутить гайку крепления, не проворачивая шток.

Можно ли восстановить чашку стойки, как производится замена

Опорная чаша амортизатора принимает на себя вес передней части автомобиля. Под действием коррозии она может потерять прочность. Это ухудшает управляемость автомобиля и может привести к тому, что стойка просто пробьёт чашу и вылезет в подкапотное пространство.

Прогнившая или повреждённая опорная чашка - реальная угроза безопасности водителя

Чаши бывают двух видов: сменные и стационарные. Сменная чаша меняется, как обычный расходник, стационарная вваривается на место повреждённой.

Как менять сайлентблоки стоек

Металлическая проушина стойки амортизатора крепится к кузову с помощью резинового (полиуретанового) сайлентблока. Эта деталь разрушается в процессе эксплуатации, при этом стойка остаётся вполне работоспособной.

Стоковые сайлентблоки на автомобилях семейства ВАЗ крайне ненадёжны и быстро портятся

Для замены сайлентблока понадобится специальный съёмник-пресс. Можно воспользоваться обычным домкратом. Старая резинка выдавливается при помощи оправки, а новая запрессовывается на её место.

Как проявляется неисправность опорного подшипника стойки и что делать

При разрушении или износе опорного подшипника ухудшается управляемость. Определить это можно так: колёса поворачиваются с некоторым запаздыванием, при повороте руля во время движения слышно, что что-то стучит в районе опорных чаш.

Опорный подшипник должен быть крепким, так как испытывает колоссальные нагрузки при движении, особенно по бездорожью

Если взяться рукой за шток и покачать автомобиль из стороны в сторону, отслеживается явный люфт. При повороте рулевого колеса на стоящей машине слышен хруст в районе опорных чаш. Замена опорного подшипника стойки - тема отдельной статьи.

Как поставить новый картридж

Картридж на многих амортизаторах - это расходный материал. Поменять его может и сам автовладелец.


Замена защитного кожуха амортизатора задней подвески

Защитный кожух препятствует попаданию пыли и грязи на шток амортизатора. При наличии повреждений его надо заменить. Для этого стойка демонтируется, а пружина нужно стянуть с помощью струбцин или других стяжек и снять. При замене кожуха необходимо надеть и новые крепёжные хомуты.

Кожухи предохраняют амортизатор от преждевременного износа

Ремонт стаканов амортизационных стоек

Стаканы являются частью кузова, их ремонт относится к кузовным работам.

  1. Повреждённая часть металла вырезается с помощью болгарки, металл тщательно зачищается от краски и следов коррозии.
  2. Из листовой стали готовится заплатка. Можно взять неповрежденную часть от кузова донора на авторазборке.
  3. Ремонтный элемент приваривается сплошным швом.
  4. Производится антикоррозийная защита и покраска.

Для защиты стаканов стоек можно приобрести подобные усилители

Как заменить отбойники переднего и заднего амортизаторов

Отбойники предназначены для демпфирования ударов в крайних положениях штока и ограничения хода стойки. В процессе эксплуатации эти элементы разрушаются и подлежат замене. Если продолжать ездить с разрушенным отбойником, появляются избыточные крены, а стойки могут выйти из строя из-за ударов штока о корпус стойки.

Небольшая деталь, важность которой нельзя недооценивать

Замена производится на снятой стойке. Амортизатор полностью извлекается из колёсной ниши, снимается пружина. При замене отбойника имеет смысл проверить состояние остальных внешних элементов: сайлентблоков, пыльника.

Есть упрощённый способ замены, без полного снятия стойки. Откручивается только верхнее крепление и ослабляется болт нижнего сайлентблока. Стойка опускается вместе с рычагом подвески, на пружину устанавливается стяжка.

Видео о подробностях ремонтных работ

Правильная сборка амортизатора

Вымытый и просушенный амортизатор собирается в обратной последовательности.

Не стоит воспринимать амортизатор, как продукт космических технологий. Его ремонт и обслуживание, не сложнее, чем очистка клапана холостого хода. Выполнив работы самостоятельно, вы получаете фактически новый амортизатор, сэкономив значительные средства.

К онечно, острый на язык читатель скажет: тот, кто покупает машину за несколько миллионов, может легко потратить сотню-другую на стойки. Это, конечно, справедливо, но только на первый взгляд. Во-первых, учтите качество дорожного покрытия, далекое от желаемого, и представьте, как быстро скончаются новые амортизаторы, установленные на автомобиль массой более 2,5 тонн. Во-вторых, не стоит отбрасывать факт умения считать расходы у людей, передвигающихся на GL500. А в конце виртуального тура представьте, что вам, владельцу X5, говорят: «Ремонт одного амортизатора встанет вам в 350 евро». Почти в 5 раз дешевле! И каким после этого будет ваше решение?

Об устройстве амортизаторов говорить не будем: достаточно было сказано в . Сегодня мы сконцентрируемся исключительно на поломках и их устранении.

Поломки

Одна из самых распространенных неисправностей амортизатора – это утечки рабочей жидкости через поврежденный сальник. Есть несколько причин, по которым ему приходит конец, и самая главная – трение. Самый простой вариант – когда срок службы вышел, и уплотняющая часть износилась. Но бывает, амортизатор начинает «потеть» или протекать, не пройдя и половины своего ресурса.

Причиной того может быть зима – вернее, . Например, вы выехали куда-нибудь из теплого гаража, остановились выпить горячего шоколада и немного засиделись в кофейне. На штоке амортизатора из-за нагрева и последующего резкого охлаждения на морозе образовались крупинки льда. Они-то и порвут сальник на относительно новом амортизаторе. Кроме того, смерть сальнику может прийти и после попадания пыли и грязи на шток вследствие повреждения пыльника.

Сам шток «убить» тяжело, но он перемещается в направляющей втулке, в которую, в свою очередь, запрессованы тефлоновые кольца. Эти кольца, ясное дело, изнашиваются, и тогда шток начинает испытывать ударные нагрузки в контактной поверхности. Если вовремя не обратить на это внимание, можно будет разбить всю направляющую втулку – а это уже беда и с точки зрения безопасности вождения. Ну а про втулки амортизатора и говорить нечего, они могут порваться первыми. Заменить их – невеликая проблема, но бывает, что это просто не предусмотрено конструктивно.

Клапаны поршня – пожалуй, самые живучие элементы сборки: ломаться в них по сути нечему. Но бывает так, что через разрушенный сальник и разбитые тефлоновые кольца внутрь амортизатора попадают мелкие частички грязи. Вот они-то и могут доставить ряд неприятностей, самая печальная из которых – неплотное прилегание клапана. Тогда амортизатор будет «болтаться» на ход сжатия или отбоя – как повезет.

Еще может «порадовать» газ или воздух, попавший внутрь амортизатора. Проявляется это в слышимых ударах со стороны амортизатора при его работе. Удар возникает при прохождении пузырька воздуха через клапан и поршень, при котором стойка как бы резко проседает.

Как воздух может попасть в однотрубный амортизатор? Да очень просто – через износившееся уплотнительное кольцо разделительного поршня. Оно изнашивается постепенно, потому в определенный момент начинает «травить» газ в полость с рабочей жидкостью. Если вовремя не выявить проблемы с герметичностью, то независимо от того, двух- или однотрубный у вас амортизатор, произойдет вспенивание рабочей жидкости с потерей демпферных свойств и резко возросшим износом трущихся поверхностей. Если амортизатор двухтрубный, то по причине износа или, опять же, попадания посторонних частиц выходит из строя донный клапан, отвечающий за ход сжатия.

С поршнем все просто: скорее, износится уплотнительное кольцо, нежели сам поршень. Но правды ради стоит сказать, что есть на наших просторах «умельцы», которые и эту часть «укладывают на обе лопатки». Цилиндр также редко обращает на себя внимание, и единственное, чем может опечалить – это задиры из-за все той же грязи.

В случае с электронно-управляемыми амортизаторами, кроме чисто механических повреждений, проблемы возникают с перепускными соленоидами хода отбоя и сжатия. Если один из них подклинит, например, в открытом положении, то сделает подвеску очень мягкой только в одном направлении.

Диагностика

Каждый автолюбитель знает: если вы качнули автомобиль, а он колеблется, как на волнах – ясно, что с амортизаторами не все в порядке. Потеки рабочей жидкости тоже быстро обнаруживают в себе как минимум износ сальника. Но если вдруг покачивание автомобиля не дает какого-либо понимания проблемы, а поведение автомобиля в движении заметно отличается от нормального, на помощь может прийти специальный стенд для диагностики. Их на рынке множество – мы, к примеру, использовали Emmetec.


Амортизатор закрепляют в стенде: корпус – в подвижную часть, шток – к плите с тензодатчиком. Стенд имитирует работу амортизатора, перемещая его то медленно, то быстро. Благодаря датчику рисуется график жесткости амортизатора на ходе отбоя и сжатия на разных режимах работы. Мастер знает, как должен выглядеть график, и, если вместо плавных кривых он вдруг увидит какие-либо скачки или резкие переходы, от него последует приблизительный, но уже более конкретный вывод о техническом состоянии «аморта».


Ремонт

В любом случае, если амортизатор попал в цех ремонта, его разбирают – хоть это и не так просто. Дело в том, что в былые времена амортизаторы были разборными изначально. Ремкомплекты на них можно было приобрести в любом магазине… ну или почти в любом. Нынче производителям невыгодно, чтобы деталь можно было отремонтировать, потому с завода они либо заварены, либо завальцованы.


Вальцовка тоже бывает разная, и от этого зависит и сложность разборки. Если амортизатор однотрубный газонаполненный, то сначала из него стравливают газ. Срезав удерживающую часть и вытянув внутренности, все детали тщательно моют в керосине.


В любом случае после разборки, какой бы ни была ее изначальная причина, заменяют уплотнительное кольцо поршня, сальник и тефлоновое кольцо направляющей втулки, а также рабочую жидкость амортизатора.

Попадание частиц под клапаны «лечится» обычной промывкой и контролем поверхности – чтобы плотность прилегания клапана была нормальной.


О проблеме донного клапана у двухтрубников говорилось выше: так вот, в случае неисправности этот клапан заменяется в сборе.



У однотрубных амортизаторов заменяют уплотнительное кольцо разделительного поршня. Внутренняя поверхность цилиндра поршня тоже полируется. Иногда бывает так, что выточить шток самостоятельно проще и дешевле, чем заказать новый – это относится к различного рода тюнинговым амортизаторам. А в нашем случае выточили не только шток, но и выносной газонаполненный цилиндр амортизатора, так как оригинальный потерял в герметичности.



Кстати, одной из проблем на пути к ремонту амортизаторов может быть их «американскость» – дюймовая система исчисления, которая может стать на пути подбора сальников. Вообще же в наличии комплектующих и ремонтных комплектов недостатка нет, потому ремонт и выходит суммарно дешевле нового.

Жидкость для наполнения амортизаторов используют разную и от разных производителей, но поиск идеальной не заканчивается никогда.


Наш мастер сказал, что долгие поиски идеальной по соотношению цена/качество рабочей жидкости привели к авиационному маслу АМГ-10. Получается дешево и очень качественно, а заодно с ним не переплачиваешь за нашумевший бренд.

Ну а еще одна – возможно, самая приятная – особенность ремонта в том, что мастер имеет возможность, пусть и в небольшом диапазоне, но перенастроить характеристики амортизатора. Это будет понятнее на примере, благо таковой был: из одной ближневосточной страны привезли Kia Sportage. В общем-то, машина, как машина – но езда в условиях отечественного дорожного покрытия была сравнима со скачками на отбойном молотке. Хозяину это надоело, и он обратился в мастерскую. Для мастера это был первый опыт «вскрытия» совершенно нового амортизатора, проехавшего километров 300. Результатом перенастройки же владелец остался очень доволен – в силу того, что получил нормальную подвеску за относительно небольшие деньги.

Вдобавок по вашему желанию амортизатор можно сделать регулируемым, установив крышку с золотником. Увеличивая или снижая давление газа, вы сможете немного вмешиваться в характеристики жесткости сжатия и отбоя.

После ремонта

Выполнив все ремонтные операции, амортизатор собирают воедино. Уже разобрав неразборную деталь, делать ее снова неразборной смысла нет. Как поступают со «вскрытыми» амортизаторами? Срезают часть корпуса и наваривают новую, такого же размера, но с более толстой стенкой, чтобы была возможность нарезания резьбы.




Для надежности шва используют специальный стенд для резки и сварки. Завершается сборка установкой и затяжкой гайки крепления.

Теперь амортизатор с рабочей жидкостью необходимо заполнить газом, чтобы создать газовый подпор. Если амортизатор двухтрубный, то для этого используют специальный переходник, устанавливаемый над штоком и немного раздвигающий кромку сальника.


Если конструкция однотрубная, то изготавливают крышку с золотником, которую устанавливают в корпус.



Стоит упомянуть, что существовали конструкции, позволяющие заполнить однотрубник без вмешательства в конструкцию и нарушения целостности. Речь, например, об амортизаторах старой Audi A8. Однотрубные, разборные – счастье для ремонтника… Но и они канули в Лету.


Собрав амортизатор полностью и заправив газом, его снова отправляют на стенд для успокоения совести мастера, его отремонтировавшего. Если с графиком все в порядке, амортизатор уходит на склад и далее владельцу. По желанию корпус могут выкрасить в «оригинальный» черный цвет.

Ресурс

Самый волнующий вопрос, который беспокоил нас в начале разговора, касался ресурса амортизатора после его ремонта. Из умных книг мы, например, знаем, что после «капиталки» ресурс ДВС восстанавливается не более, чем на 70–80% от нового. В случае с амортизаторами мастер уверил, что ресурс восстанавливается практически на 100%. Некоторые производители дают гарантию на новые амортизаторы в год без ограничения пробега – так вот, не все, но определенная часть мастерских может с уверенностью дать такую же гарантию после ремонта. Но решать, чинить их или менять, все же вам.

Послесловие