Если древесина – красивейший и самый популярный природный материал, то капы и сувели – концентрат этой красоты. Какая ирония: то, что лесоводы именуют «пороком формы ствола дерева», становится счастливой находкой для умелых рук, которые превращают сувели и капы в настоящие шедевры.

Древесные капы: что это?

Кап дерева представляет собой не только удивительный материал с точки зрения эстетики, но и с точки зрения ботаники. Группа из сотен или тысяч спящих придаточных почек, имеющих форму бугорков или игольчатых наростов с зачаточной кольцевой структурой вокруг них, - это и есть кап. Внешне он имеет вид нароста округлой формы, или окольцовывающего весь ствол, покрытого корой. Иногда «спящие» почки могут проснуться и дать побег из капа.

Сувель (слева) и кап без коры

Древесные капы характерны для лиственных пород деревьев – липы, березы, дуба, осины, ореха, вяза, но в наших широтах чаще всего встречается березовый кап. Пожалуй, кап березы имеет самую красивую структуру. Редко можно найти кап хвойных деревьев.

Что касается размеров капа, то они могут варьироваться от едва заметных на стволе, размером с орех, до метровых и даже двухметровых. Древесный кап очень редкое явление, встречающееся намного реже, чем свиль. Хотя иногда на одном дереве может образоваться два, а то и несколько капов. Растет кап очень долго – речь идет о десятках лет.

Кап, образовывающийся возле корня, называют прикорневым, или капокорнем; тот кап, который растет на стволе или ветках – стволовой.

Почему на дереве появляется кап?

Очень интересный вопрос, на который невозможно дать 100% правильный ответ. – как Чук и Гек, произносятся почти всегда в паре. Однако имеют совершенно разную природу образования.

Вариант 1. Под корой появляется придаточная почка, однако кора дерева настолько тверда, что почка не имеет сил через нее пробиться. Но механизм роста уже запущен, к месту потенциального прорастания стремятся растительные гормоны, питательные вещества, которые и оказывают содействие в появлении множества новых почек, которые тоже не имеют сил пробиться и, таким образом, кап растет.

Текстура кленового капа

Вариант 2 . Под корой появляется придаточная почка, но из-за механических повреждений – ураган, рука человека, животное, - она не может развиваться нормально. И развивается аномально, с деформированием строения древесины.

Вариант 3 . Под корой появляется придаточная почка, однако из-за весенних морозов, вирусов, бактерий, грибов, насекомых, специфического минерального состава грунта дерево вскармливает не побег, а кап.

Как бы там ни было, в древесном капе самое интересное не его происхождение, а текстура. О ней и поговорим.

Древесный кап: текстура

Главное, чем капы и сувели отличаются между собой, - наличие «глазок» сучков у кап при поперечном разрезе. Ярко выраженная сердцевина мелких веточек вместе со свилеватой сложной текстурой, ярко выраженными перекрученными годичными слоями дают невероятный, сказочный рисунок. Причем в природе не существует двух совершенно одинаковых кап – ни по форме, ни по рисунку.

На свежем спиле текстура капа видна слабо, она проявляется после обработки – шлифовки, полировки, тонирования. При этом текстура стволовых капов более тонкая и изысканная, чем корневых.

После обработки кап больше напоминает камень – мрамор, малахит, - чем дерево. При этом материал приобретает приглушенный блеск и перламутровое сияние.

Цвет древесного капа во многом зависит от породы дерева и от места его формирования. Преобладающие цвета в гамме текстуры капа – коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый.

Из-за большого числа сучков и свилеватостей капы тяжело обрабатывать, но они хорошо поддаются шлифовке и полировке.

Древесные сувели: что это?

Древесный сувель (древесный свиль) – круглый нарост на дереве как лиственных, так и хвойных пород, который состоит из перекрученных, деформированных волокон древесины. Встречаются сувели, опоясывающие дерево вокруг, или группы из нескольких сувелей на одном дереве.

Еще одно отличие между сувелями и капами – под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, иногда с буграми, но крупными, не «пупырышками», как у капов.

Плотность сувелей немного меньше, чем у капов; следовательно, их немного легче обрабатывать.

Как же образуются сувели на дереве? Как правило, это результат внешнего воздействия на дерево, вследствие которого образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Сувели на деревьях встречаются куда чаще, чем капы.

Древесные сувели: текстура

Сувели могут иметь разную текстуру, в зависимости от запутанности строения нароста, однако преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Цвет сувеля может быть желтым, коричневым, серым, розоватым или зеленоватым.

Свили могут быть стволовыми и корневыми – как и капы. Корневые сувели ценятся больше из-за ярко выраженных, причудливо закрученных годовых колец и темных прожилок. Стволовые сувели имеют не такой насыщенный рисунок, к тому же их древесина более светлая.

Мастера отмечают, что после толковой обработки древесные сувели начинают будто светиться изнутри, как янтарь. Рисунок сувелей напоминает мрамор.

Капы и сувели: использование

Использование капов и сувелей, в первую очередь, декоративное. Конечно же, из них делают функциональные вещи, но даже их главная задача – радовать глаз, а не быть чем-то сугубо утилитарным.

Редко применяют в резьбе. Их чрезвычайно яркая текстура «съедает» всю резьбу. К тому же, на дорогом материале резьба смотрится дешево. Как правило, мастера просто шлифуют материал и пропитывают маслом или покрывают лаком.

Сувели и капы не применяются в промышленных масштабах. Раньше в России, точнее - еще в РССР, существовало несколько предприятий, работники которых создавали шедевры из сувелей и кап. Теперь же эти неповторимые творения природы уходят, грубо говоря, в топку. Для лесников наросты являются просто дефектом древесины, браком в материале.

Итак, какими бывают изделия из капы и сувеля?

Условно поделим их на три группы - декоративные изделия, функциональные изделия и шпон.

1) Декоративные изделия из капа и сувеля. Это может быть даже кап или сувель в натуральном виде, просто без коры и покрытый лаком – отличный декор для дома в эко-стиле.

Особое место занимают скульптуры и фигурки, особенно изображающие животных.Почему именно животные? Капы и сувели по текстуре отлично имитируют оперенье птиц, шерсть или кожу животных. К тому же, естественные плавные линии этого материала сами подсказывают, чем они могут стать - остается только убрать лишнее. А вот для изображения человеческих лиц капы и сувели не подходят, поскольку придают им нездоровый вид.

Еще одни изделия из капа и сувеля - это панно. Капы и сувели настолько уникальный материал, что достаточно подобрать правильную тонировку - и настоящая картина готова. Тем не менее, такой материал применяют в мозаике, маркетри и интарсии.

И, конечно же, красивая текстура великолепно смотриться на заколках, брелоках, подвесках, запонках и других украшениях. А чаши, вазы, подставки и подсвечники придадут любому дому ощущение роскоши и настоящего вкуса.

2) Функциональные вещи из капы и сувеля. Это может быть мелкая мебель, посуда, шкатулки, табакерки, рукоятки инструментов, офисные принадлежности, лампы, рамки, шахматы, трости, часы и много-много чего другого. Конечно же, такие вещи выполняют не столько свои функциональные требования, сколько декоративные. Функциональные вещи из сувеля и капы многое говорят об отличном вкусе их владельца.

Кап - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек. Иногда единичные из этих сотен и тысяч неразвившихся почек прорастают и дают побеги.

Кап на дереве - ясень

Древнеславянское слово «кап» означает «голова»: обычно нарост действительно имеет округлую форму. Другие старорусские названия: болона, выль, выплавок, выплыв, наплывь, завой, папорт, валка, зоб, свиль, щетка. В некоторых источниках кап также называют «ведьмина метла» или «вихорево гнездо», что не совсем корректно, так как эти наименования обозначают совсем другую древесную патологию.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе.
Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека.
Кап - достаточно редкое явление, и найти в лесу хотя бы один экземпляр - большая удача. Однако встречаются деревья с несколькими, а то и множеством наростов. Также как и места со скоплением каповых деревьев.


Капы на дереве - береза

Обычно капы подразделяют на стволовые и прикорневые.
Стволовой кап формируется на толстых ветвях или стволе и может быть боковым (развиваться с одной стороны, чаще всего южной) или круговым (захватывать ветку или ствол в кольцо).
Прикорневой нарост - капокорень - образуется на корневой шейке или корнях дерева. В первом случае он находится над землей, во втором - полностью скрыт и может быть обнаружен по весне по молодым побегам вблизи основного ствола дерева, которые быстро погибают.
Дерево может одновременно иметь капы разных видов.


Если с капа снять кору, то под ней откроется неровная, рельефная поверхность, сплошь покрытая игольчатыми, зубчатыми и шишковидными бугорками - это и есть неразвившиеся почки.


Вокруг каждой спящей почки уже имеется зачаточная кольцевая структура.


Спящие почки

→ Защита дерева - antiseptik.info

Почему появляется кап

Исследователи не пришли к единому мнению относительно причин образования наростов.
Наиболее естественное объяснение сводится к тому, что появившаяся придаточная почка не может прорасти сквозь толстую и твердую кору и замирает. Однако начавшиеся ростовые процессы сопровождаются притоком к этому месту питательных веществ и продуцированием растительных гормонов, поэтому рядом начинают закладываться новые почки, которые также становятся спящими и так далее.

Оппоненты настаивают, что здесь не обходится без воздействия внешних факторов природного или антропогенного характера. В частности, механического повреждения коры (животными, птицами, людьми, разгулом стихии и т.д.) на месте спящей почки. Данное предположение подтверждает тот факт, что на плантациях грецкого ореха, где активно используется вегетативное размножение прививкой (которая фактически есть травма), прикорневой кап часто развивается на подвое ниже места прививки. Когда выходит срок плодоношения ореха, дерево выкапывают вместе с выросшим к тому времени до солидных размеров капом и продают, как вторичный продукт.

По другим версиям, образование капа может быть вызвано грибами, бактериями, вирусами, насекомыми, погодными аномалиями (вроде внезапных весенних морозов), изменением экологии и радиационного фона, особым минеральным составом почвы, геологическими разломами, подземными водами.

Согласно же выводам еще советских ученых, формирование капа является для деревьев биологически полезным, защитным свойством, приобретенным в процессе эволюции в ответ на неблагоприятные условия внешней среды. Более того, это генетически закрепленное (наследственное) качество. В Подмосковье и Кировской области предпринимались успешные попытки культивировать деревья с наростами с применением посадочного материала от каповых берез (семян и черенков для привоя). Было отмечено, что такие деревья более жизнеспособны и выносливы.

Неоднородная структура капа дает в тангентальном разрезе неповторимый высоко декоративный рисунок: темные точки - это сердцевины спящих почек, извилистые участки - вытянутые и перекрученный годичные слои. В радиальном разрезе различимы светлые и темные лучи.
Широкая палитра цветов капа включает различные оттенки молочного, коричневого, зеленого, розового. Цвет зависит от породы дерева, условий его произрастания, места образования утолщения.
Текстура стволового нароста богаче, чем у капокорня, а капа ценных и экзотических пород деревьев выразительнее по сравнению с обычными.
На свежем спиле текстура выражена слабо, для ее проявления наплыв подвергают шлифовке, тонированию и полировке. В результате проступает живописный узор и многоцветность, появляются приглушенный блеск и переливы на свету.
Рисунок капа часто сравнивают с малахитом и мрамором. Сравнение с камнем удачно еще и потому, что нарост отличается повышенной плотностью и твердостью и тяжелее материнской древесины.


Текстура капа березы

Кап используется в цельном виде для создания художественных изделий, в шпоне - для отделки эксклюзивных предметов и мебели. Капы туи, мирта, камфорного и некоторых других деревьев сохраняют характерный аромат даже после обработки.

Капы - болезненныe наросты на деревьях. Они могут появиться на любом дереве. В разрезе они напоминают мрамор. Разрастаются капы сильно и иногда могут достигать веса до 1 тонны. Капы можно встретить и на осине, и на березе, и на дубе, ели, иве и осине. Из них можно делать различные декоративные предметы, однако они не имеют никакого промышленного значения.

На деревьях бывают и другие наросты - сувель, которые часто путают с капами. На березах сувель можно видеть чаще, чем кап. Березовая сувель на разрезе имеет текстуру схожую с текстурой карельской березы. Как же отличить кап от сувели? На поверхности капа располагаются спящие почки - это полусферические бугорки, которых достаточно много, и из которых иногда торчат тонкие веточки - это так называемые проснувшиеся почки.

Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня - капо-корнем (он встречается в лесу гораздо чаще стволового и может достигать полутора метров в поперечнике). Рисунок волокон капа очень красив, особенно у тех пород деревьев, которые имеют полосатую текстуру. Текстуру волокон капа часто сравнивают с мрамором.

Текстурный рисунок капа на срезе - это довольно таки сложное переплетение годичных слоев, которое переливается от угла освещения. На срезе хорошего капа видны сердцевины спящих почек и годичные слои. Рисунок декоративнее и живее тогда, когда видно много точек с концентрическими кругами. У стволового капа обычно больше спящих почек, поэтому на спиле его структура красивее структуры капо-корня. Древесина такого капа у мастеров по дереву ценится выше.

Иногда рисунок капа настолько причудлив, что человек, играя своим воображением, в хаотичном переплетении волокон видит на капе пейзаж или фантастических животных. Два куска капа с одинаковым узором невозможно найти, поэтому изделия из капа внешне имеющие одну форму не похожи друг на друга - каждое изделие неповторимо.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал, он был широко известен в нашей стране еще в 17 веке. На Руси из него изготавливали так называемую "каповую" посуду . Главным образом, это были выдолбленные чаши, ковши и братины. В начале 19 века кап наравне с ценными породами деревьев использовали для декоративной отделки мебели, вырезали из него шкатулки и табакерки, которые затем инкрустировали золотом , перламутром или слоновой костью и экспортировали в другие страны. Благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценился во всем мире.

Лучше всего использовать кап для изготовления лущеного шпона и для отделки деревянных изделий. Как материал для резьбы, интереса не представляет, т. к. имеет изрезанную поверхность и пятнистую или полосатую текстуру, которые в резьбе будут мешать друг другу. В редких случаях кап можно использовать для изготовления изделий со слаборельефной поверхностью и для изготовления таких изделий, где ровная поверхность капа будет сочетаться с рельефной резьбой другой древесины.

При добыче капа нельзя валить целое дерево или срезать его, если он сгибает ствол. Добывается он только в тех случаях, когда его можно отделить спиливанием весь кап. Он аккуратно отделяется (как болезненный нарост), что не причинит вред дереву. Самый лучший источник добычи капа - лесозаготовки, где капы идут в отходы. В необработанном виде кап может использоваться в качестве элемента декора, подчеркивающего экологичный характер стиля помещения. Из всех встречающихся в природе капов порядка 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий, при этом период от начала до окончания его обработки может длиться несколько лет. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность, делая его настоящей экзотикой и символом древних традиций в современном мире.

Отделка "каповых" изделий, как правило, нехитрая: изделия покрывают специальным лаком или натуральным пчелиным воском , который придает им матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.

Бывшая Вятская губерния, сейчас Кировская область считается признанным центром по обработке березового капа. Вятские умельцы не раз принимали участие в международных выставках.

В Башкирии, которая славится своими березовыми капами, не так тоже давно возникло производство каповых изделий. Заготовители капа, как только сойдет снег, отправляются в горные южные леса Башкирии. Срезают наросты капов они бережно, места среза обрабатывают парафином, известью или масляной краской, чтобы дерево от попадания внутрь него различных микроорганизмов не погибло. Древесина капа растет гораздо быстрее древесины березы. Капо-корень в лесу встречается чаще. Он достигает в поперечнике порой полтора метра. По форме произрастания капы бывают боковые, растущие сбоку и круговые, опоясывающие ствол.


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

Инструкция

Из каждой почки-иголочки, большое количество которых сконцентрировалось на маленькой поверхности, образуя кап, могла вырасти ветка. Из-за того, что почек очень много, из древесины не удается выбраться ни одной. Из собрания почек формируется текстура, необычная по форме и рисунку. Ни один слой древесины не может соперничать с капом природной красотой, сложностью и редкостью материала. Неповторимый березовый кап называют древесным малахитом, интересными бывают капы на вишне, черемухе и грецком орехе. Кап часто называют наплывом, но это неверное название. Профессионалы легко смогут отличить кап от наплыва - слоя древесины того же дерева, но с перепутанными годичными кольцами. Наплыв при разрезе напоминает мрамор с белыми прожилками.

Кап делится на две разновидности: игольчатый и кап-корешок. Игольчатый наиболее редок, растет он очень медленно и только ранней весной - когда на деревьях проклевываются листья, его рост прекращается. При проведении поперечного разреза через кап можно найти место его зарождения, рисунок будет напоминать воронку, сужающуюся к центру ствола - это и есть начало игольчатого капа. Крупный кап найти очень нелегко, и он высоко ценится. Кап-корешок по строению схож с игольчатым, но есть различие в рисунке текстуры древесины, который темнее и крупнее. Он развивается на корнях и в прикорневой зоне, на деревьях, растущих на влажной почве - у ручьев, болот и вдоль речных берегов.

Даже из-за большого и красивого капа портить живое дерево не стоит. Тем более найти эту природную аномалию несложно - множество капов развивается на стволах деревьев в городских парках, на тополях, американских кленах и липах. Ежегодно вырубается большое количество деревьев, и добыть с них каповые наросты несложно. Если же необходимость снять кап с живого дерева очень велика, делается это начиная с поздней осени и до ранней весны, пока в дереве замедлено движение сока. Для спиливания берется пила с универсальными зубцами, спил делается строго вдоль ствола, вертикально, не затрагивая основной древесины. Если движение пилы сильно затруднено, делается распорка из пары деревянных клиньев, которые забивают в прорезь. После того как кап полностью отделен, место спила немедленно закрашивают масляной краской или олифой. Сделанный весной спил закрашивать бесполезно - движение сока этим не остановить, и дерево неизбежно будет сильно болеть.

Кап хорошо поддается обработке, он не трескается, не коробится и не разбухает, к тому же прочность его в несколько раз выше, чем древесина дерева, на котором он произрастает. Лучший вариант использования - сразу после сбора очистить кап от коры и распилить на дощечки толщиной 3-5 мм, чтобы потом использовать его для производства шкатулок или мозаики. В этом варианте использование капа более оптимально, а при изготовлении различных чаш, ваз и плошек большинство материала теряется. Самый интересный рисунок кап дает при хордовом распиле, это, как правило, множество точек, каждая из которых окружена кольцами разного оттенка, а между кольцами перетекают разнооттеночные разводы.

Источники:

  • Наросты на березе

Текстура капа нередко имеет столь причудливый рисунок, что можно заметить на нем готовый образ или пейзаж. В других случаях кап распиливают и обрабатывают.

Инструкция

Если кап довольно велик, и по задумке из него можно сделать не одну вещь, а несколько, перед обработкой его распиливают. Чаще всего распиливают кап на пластины, различной толщины: толщина зависит от того, какие изделия планируется изготавливать. Для получения наилучшего рисунка на всех заготовках угол распила нужно продумывать таким образом, чтобы распилить как можно больше спящих почек. На свежем срезе рисунок малозаметен, но необработанный кап легче распилить. А вот перед тем, как оформлять в изделие, кап пропаривают, чтобы рисунок проступил полностью и в работе можно было его показать. Лучше всего пропаривать кап в мелких , делать это можно и в . Понадобится подходящая по размеру ненужная кастрюля, выделяемые древесиной красители будет сложно смыть. Опилки кладут толстым слоем на дно, затем на них раскладывают кап - но не вплотную, полсантиметра зазора между заготовками должно быть. Сверху тоже закладывают опилками, но не таким толстым слоем.

Заливают соленой водой, но преимущественно нижний слой, чтобы вода лишь касалась заготовок, не покрывая их целиком. Соли берется на литр примерно столовая ложка, можно чуть больше. Закрывают крышкой и ставят на очень медленный огонь. После закипания заготовки должны пропариваться 6-10 часов, воду в кастрюлю нужно периодически добавлять, проверяя каждый час. Затем кастрюлю снимают с огня и оставляют остыть. Заготовки вынимают из остывших опилок, смывают опилки с них струей воды, оставляют на просушку, переворачивая для равномерного просыхания каждые несколько часов. Сушка обычно занимает 3-4 дня. После того как заготовки просохнут, нужно повторить процесс вываривания, затем снова высушить, и так не менее 3-х раз. Если после трех пропариваний кора сама не отпала с заготовок, нужно ее удалить. Пропарив заготовки капа последний раз и, удалив кору, оставляют древесину на финальную просушку. Лучше всего сушить их на улице, переворачивая первые 3 дня каждые несколько часов, затем - раз в сутки. После этого неплохо просушить заготовки в специальном сушильном шкафу 2-3 раза.

Крупные куски цельного капа, размером больше футбольного мяча, не подходят для обработки таким образом. В процессе варки или сушки кап обязательно треснет, а может и лопнуть. Фигуры из цельного капа обрабатывают так же, как и любое дерево - шлифуют, покрывают лаком. Вываривание лучше всего подходит для капа, который распилен на тонкие пластинки. При отпаривании эти заготовки окрашиваются естественными красителями в самые разнообразные оттенки, от светло-золотистых до шоколадно-коричневых. После этой длительной обработки можно приступать к дальнейшему совершенствованию капа. Готовые изделия покрывают спиртовыми или акриловыми лаками. Можно использовать и нитролаки. Перед покрытием поверхность шлифуется наждаком - сперва крупным, а потом самым мелким, и протирается от древесной пыли мягкой тканью.

Источники:

  • Обработка капа