В ходе визита премьера РФ Дмитрия Медведева в Израиль шла речь о том, что около 300 молочных ферм в России будут оснащены по израильской технологии. Какие перемены это нам предвещает, разузнал "Огонек"

Израильское молочное хозяйство самое продуктивное в мире. Средняя корова (не рекордистка) здесь приносит 13 тысяч литров молока в год. Хваленая американская (ковбои, молчать!) дает 9 тысяч. Лучшие европейские (голландки) - 7,5 тысячи, вдвое меньше своих еврейских сестер. "Удой" же израильских бычков и вовсе дороже золота и при этом идет нарасхват: "племенной материал" - важный сегмент сельскохозяйственного экспорта.

Все это известно специалистам. Потому, видимо, и было принято решение модернизировать российское животноводство (300 ферм - значимая цифра даже по масштабам России) именно по израильской модели. А вот гораздо меньше известно, что возникло все это не просто на пустом месте, но и вопреки тому, что знала до той поры сельскохозяйственная наука и практика. Не с нуля даже, а с минуса.

Корректировка Библии

"Молоко" на иврите - "халав". Израильтяне, которые владеют обоими языками, убеждены: русское слово "халява" - от него. Якобы в старой Одессе существовал обычай раздавать по пятницам бесплатное молоко бедным детям - учащимся ешив, религиозных училищ.

В русском блатном жаргоне, тоже сформировавшемся в Одессе, много ивритских слов. "Шмон", "ксива", "клифт", "мусор", "малина", "хипеш", "хевра", "шара", "параша", "ботать" и "феня" - оттуда. "Халява" вполне может быть из того же источника. Хотя этимологические словари дают другую версию, но в советское время, когда они издавались, принято было умалчивать о еврейском происхождении как людей, так и слов. Единственное, что точно не соответствует действительности, так это версия, что молочное изобилие досталось евреям на халяву.

"Земля, текущая молоком и медом" и в самом деле была когда-то такой. Не только по библейским рассказам, но и по свидетельству древних историков, не было на Ближнем Востоке земли обильнее и плодороднее, чем Иудея. Тучные поля, сочные пастбища, густые леса, цветущие сады, щедрые почвы поражали воображение путешественников. Они писали о пятикилограммовых гроздьях винограда с ягодами, как сливы, о финиках величиной с куриное яйцо, о фантастических урожаях ячменя и хлопка, об ореховых и оливковых рощах. То, что обычно растет либо в северных странах, либо в южных, но нигде вместе, здесь росло и плодоносило - словно все богатство природы стремилось раскрыться на этой благословенной земле.

На рубеже XIX-ХХ веков, когда евреи (в основном из Российской империи) стали возвращаться на обетованную землю, эти рассказы казались горькой насмешкой. В описаниях паломников (а среди них в разное время были и классики - Николай Гоголь, Иван Бунин, Марк Твен) Палестина предстает забытым Богом краем - с унылыми пейзажами, жалкой растительностью, бедным населением. Выжженная земля, бесплодные почвы. Козы съели страну и вытоптали ее в пыль.

Сельское хозяйство в Палестине считалось нерентабельным. Владельцы земель - арабские шейхи - предпочитали жить во дворцах Дамаска. Местные феллахи влачили жалкое существование. Леса вырубили (300 лет Ближний Восток топил печи дровами из Палестины), почвы осыпались, вся страна - пустыни, камни и болота. Что тут может вырасти? Да и кто будет растить?

Идея сионизма - жить в своей стране и заниматься свободным трудом на своей земле - первопроходцами воспринималась буквально: труд должен быть крестьянским. Дети местечковых лавочников, маклеров и адвокатов ехали в Палестину, чтобы непременно заниматься хлебопашеством. Они не умели даже полить вазон, по выражению классика израильской литературы Амоса Оза, выросшего в иерусалимском квартале среди еврейских толстовцев, но стремились крестьянствовать, ибо все остальное - проклятое прошлое, не сионизм.

Пока ехали богомольцы, бежавшие от погромов 1880-х и готовые жить на подачки благотворителей, это была чисто гуманитарная проблема. Но после первой русской революции хлынули идейные сионисты, в основном социалисты, эти на меньшее, чем преобразование земли и возрождение страны своими неумелыми руками, не соглашались.

Самое невероятное, что это им в конце концов удалось. Как решилась земледельческая проблема - с одного дикого колоска,- отдельная история (см. "Огонек" N 34 за 2015 год). Для нашего сюжета важно то, что этих пионеров ("халуцим" на иврите) было относительно много и были они молодыми. Не умея обеспечить плодородие нещедрой земли, они с энтузиазмом принялись выполнять первую заповедь, данную Богом Адаму и Еве: "Плодитесь и размножайтесь!" Известно же, для всего, что надо делать руками, нужны знания и навык, а тут получается само собой - дело молодое.

Ага, дети пошли. А детям нужно молоко. С ним было еще хуже, чем с хлебом. То, что не текла теперь обетованная земля медом, ладно бы, но что она даже не сочилась молоком, делало ее несовместимой с жизнью. Что-то надо было менять: либо землю, либо планы, либо скотоводство.

От эволюции к революции

В арабской Палестине молочного животноводства практически не было. Коров было мало, и толку с них было, как от козы,- полтора литра в день на одну рогатую голову. Для халуцим нехватка молока стала сердцевиной продовольственной проблемы. Ее надо было решать срочно и кардинально.

Стали закупать сирийских коров. Те были продуктивнее вдвое, но и 3 литра в день - не бог весть. Потратились - привезли лучших европейских коров: датских, голландских, баварских... Деньги на ветер! Изнеженные северянки изнывали на этой жаре. Быков к себе не подпускали - какая любовь под таким солнцем? Беременели трудно, доились плохо, быстро дохли неудовлетворенными.

Ошибку поняли: нельзя не учитывать климатические условия. А вот давайте скрестим привычных к жаре сириек с тучными северянками - получим и то, и другое. Ну, мы-то знаем, что ребенок может оказаться не таким красивым, как мама, и не таким умным, как папа, а как раз наоборот - страшным, как умница-папа, и глупым, как красавица-мама. Так и вышло: эти полукровки были злыми, как собаки, унаследовав дурной нрав у сирийских родителей, а доились плохо: европейская тучность не прижилась.

А, так надо просто слабую кровь усилить! Следующим шагом кибуцных селекционеров было улучшение выведенного гибрида за счет знаменитых своими удоями голландских коров. Но как приспособить потомство северянок к жаркому климату? Тогда родилась ключевая идея, кощунственная по сути,- она могла прийти в голову только неофитам от животноводства. Идея такая: а нечего коров пасти! Пусть стоят в стойлах, в тенечке хлевов, и получают корма с доставкой на дом. Это и была революция.

До сих пор молочные коровы в Израиле всю жизнь проводят на приколе - без привязи, но под крышей. Плотный травяной навес защищает от солнца. Стен нет - животных обдувает ветер, ну, еще и душ несколько раз в день ради прохлады. И если, проезжая по Израилю, вы увидите коров на выпасе - это либо арабские, либо те еврейские, которых растят на мясо.

Плоды "Христианской победы"

Стойловое содержание и смелая селекция - два кита животноводства в Израиле. О третьем - позже. Пока - о втором.

Только две страны в мире получали основной приплод крупного рогатого скота искусственным осеменением, начиная с 1930-х,- Советский Союз и Израиль (а еще раньше - еврейская Палестина). В СССР к прогрессу подтолкнуло кулачье проклятое. Во время раскулачивания сельские мироеды коров отдавали - куда деваться, а вот бычков забивали. В колхозные стада буренки приходили вдовыми. И тогда биолог Виктор Милованов (впоследствии академик ВАСХНИЛ, лауреат Сталинских премий) создал технологию искусственного осеменения. То есть не сам метод, а именно технологию. Она и спасла колхозные стада от бесплодия.

В 1935-м это новшество привез в Палестину английский репатриант и ученик Милованова Генри Фокс. Евреям тоже не хватало породистых бычков, и разработанный в московском ВНИИ животноводства метод был принят на вооружение.

Сам Фокс накануне Второй мировой исчез, и лишь по его письмам оставленной в Эрец-Исраэль зазнобе (естественно, на русском) выяснилось, что настоящая его фамилия - Подгаец и был он, скорее всего, двойным агентом. Наследие беглого шпиона обеспечило устойчивый рост молочного стада в кибуцах и мошавах. На этом молоке выросли первые поколения коренных израильтян, сабров,- основная боевая сила в войне за независимость.

Первая война Израиля стала самой кровопролитной в его богатой войнами истории: потери составили 1 процент населения. И 10 процентов молочного стада. При этом население после провозглашения государства быстро росло: началась массовая репатриация. Снова возник жестокий дефицит молока, его выдавали по карточкам и только детям. Нужно было срочно пополнить поголовье.

Были разосланы гонцы по всему миру. Миссию возглавлял секретарь ассоциации животноводов Эфраим Шморгат. От канадок он пришел в замешательство, прислал телеграмму: "Экстерьер ужасен. Быки - пузатые монстры. Коровы безобразны, как смертный грех. Но удои хорошие..."

Не с лица воду пить - выбрали продуктивных дурнушек. В 1950-м пароход The Christian Victory ("Христианская победа") доставил в Израиль 6527 голов скота из Канады и США. От них и пошла элитная израильская порода. Когда в 1970-х начали составлять рейтинги продуктивности коров, выяснилось, что еврейские - лучшие в мире. Первенство они держат до сих пор.

А Израиль стал одним из признанных экспортеров коровьих эмбрионов. Ежегодно проводятся международные ярмарки племенного материала. Постоянным и страстным их участником в качестве поставщика бычьего семени был прославленный генерал, а затем премьер-министр Ариэль Шарон. С сыновьями, Омри и Гиладом, до сих пор содержащими семейную ферму "Шикмим" недалеко от границы с сектором Газа, заработал на этом миллионы.

Ныне молочное стадо в Израиле почти все из коров отечественной породы. Они очень дальние родственники пассажирок "Христианской победы", ведь борьба за улучшение генетического состава стада путем селекции идет постоянно: здесь подправить, там прибавить... А то и убавить. Например, долгое время боролись за увеличение коровьего вымени (больше вымя - больше молока, понятное дело). Селекционеры добились своего: у израильских коров вымя вдвое вместительнее, чем у их прабабушек - канадских и голландских рекордисток. Но выяснилось: большие титьки - не всегда благо, с вдвое большим выменем коровы вдвое меньше живут: слишком тяжела ноша. Сколиоз, остеохондроз - профессиональный недуг израильских буренок (говорят, та же проблема у моделей и стриптизерш, злоупотребляющих силиконом). Пришлось заняться укреплением остального тела - занимаются до сих пор.

"А поцеловать?.."

Третий кит здешнего молочного животноводства - абсолютная технологичность. Местный коровник не выглядит фабрикой по производству молока, тем не менее он ею является. Вы вряд ли увидите там кого-либо из персонала, но коровы, слоняющиеся по загону, под постоянным присмотром.

Компьютерная система знает не только биографию и родословную всех животных. Коровы ходят постоянно с компьютером на ноге. Система знает, сколько, когда и чего корова попила-поела. Каждая. Умеет изменить рацион исходя из потребностей животного и его состояния: беременным одно, яловым другое, дойным третье, и из качества молока - кому белков добавить, кому жиров. Под контролем вес, рост, удойность, состав и цвет молока - само собой, но также: количество шагов за единицу времени и жевательных движений (двигательная активность и аппетит - важнейшие показатели здоровья), признаки мастита и готовность к оплодотворению.

Тут свои замеры: если корова слишком часто прядет головой (фиксируют и это!), значит, хочется ей под быка, а получит она его семя - причем именно того, от кого ей положено понести, согласно компьютерной выборке, суженого-сцеженного,- беременность не повод для знакомства. Затяжелеет и успокоится, тут важен не процесс, а результат. И снова обычная жизнь: носить, жевать, доиться.

Три раза в день - охлаждающий душ, после - воздушная сушка. Время от времени коров через вентиляторы окропляют холодной водой, остужая. На дойку они приходят сами - когда захочется. Подсчитано (евреи все считают!), что буренки дают больше молока и реже болеют, если доить их, когда приспело им, а не дояркам,- кто бы мог подумать!

Корова испытывает потребность опорожнить вымя - встает с настила и идет в тесный загончик, где ее всегда облегчают. У каждой на ухе серьга с чипом, по которому робот опознает ее и запирает за ней калитку, чтобы другие не мешали: дойка - процесс интимный. Если она пришла не вовремя, просто из баловства, через слишком короткое время после предыдущей дойки, через 17 секунд робот ее выгонит легким ударом тока. Коровы знают эти строгости и, не получив обслуживание в течение 16 секунд, уходят из загона сами, чтобы не будить лиха. Если сразу нескольким коровам захотелось облегчиться одновременно, они послушно выстраиваются в очередь.

Робот обнимет буренку стальными обручами, чтобы не дергалась. Он знает размер и расположение всех ее четырех сосков, вымоет каждый с йодом, точно вставит присоски, вбросит в кормушку положенную именно этой корове порцию еды - и процесс пошел. Пока корова жует и доится, идет анализ качества молока: консистенция, цвет и особо - наличие в нем крови. Это признак мастита. Обнаружится хоть капля - корову отправят на лечение, а молоко в брак. Только чистое и кондиционное будет охлаждено до 4 градусов, перелито в общий резервуар и отправится на переработку. Опорожнившись, корова выйдет с другой стороны загона. Что она не успела доесть во время дойки - дожует снаружи.

Им еще и музыку включают (в основном классическую) для поднятия настроения и удоев. Разве что не целуют, как в известном анекдоте про искусственное осеменение,- с этим плохо: коров на крупных израильских фермах так много, а людей так мало, что некогда. Здесь даже навоз убирают раз в 3-5 лет. На этой жаре и под вентиляционным обдувом он быстро сохнет и служит прекрасным настилом в коровниках.

Статистические данные с ферм сводятся в единую систему Ассоциации молочного животноводства. По ним определяются каждый год 150 лучших коров и 50 бычков. Их родословные и генетические коды - ориентиры для дальнейшего воспроизводства. По рекордистам улучшается качество всего стада страны.

Всю эту красоту можно будет наблюдать и в России, когда контракт об оснащении ферм по израильской технологии начнет осуществляться. Благодаря климату здесь удои следует ожидать даже больше израильских. Ведь и в Израиле в короткий период зимы продуктивность коров резко возрастает. Из этих зимних излишков производится значительная часть израильских сыров, об экспорте которых в Россию тоже договорились в ходе визита Дмитрия Медведева.

Можно удивиться, что я, сугубо городской человек, решила написать о коровах.
Дело в том, что в бытность, когда я могла с легкостью передвигаться по Израилю, в одну из экскурсий мы побывали на животноводческой ферме.
Она произвела на нас неизгладимое впечатление.
Сделали несколько фото. Из всех сохранилось только одно.
Недавно оно попалось мне на глаза.

Индивидуальный домик новорожденного теленка.

Ну а дальше понятно: поиск в сети и, как результат, этот пост.
И тут я стала перед выбором: материала так много, и он такой интересный, что непонятно, какой показать. Много – тяжело для чтения. Мало – схематично получится.
Думала, думала и решила сделать два поста. Кому интересно, тот прочтет. Ну, а кому не …
Для начала почти полностью помещаю статью Петра Люкимсона

«О БЕДНЫХ БУРЕНКАХ
ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО»

Как хорошо известно, наша страна давно и прочно занимает ведущее место в мире по эффективности молочного животноводства.
Достаточно сказать, что среднестатистическая европейская корова дает 3000 литров молока в год, в то время как израильская - 12 тысяч. Разница, как видите, фантастическая.
Но только разницей в цифрах надоев дело не ограничивается.
Молоко израильских коров абсолютно по всем показателям более качественное, чем молоко европейских и американских. Однако знаете ли вы, какой ценой достигаются эти высокое качество молока и рекордные надои?
I.
Последний вопрос автору этих строк задал недавно на тель-авивской улице Дизенгоф симпатичный молодой человек, представившийся активистом Общества защиты животных.
Акция в защиту многострадальных израильских коров была в самом разгаре, и активисты вышеупомянутого Общества крутились на улице, раздавая гражданам какие-то листовки и призывая подписываться под неким воззванием.

Так знаете ли вы, каким образом из израильских коров делают рекордсменок? - спросил этот молодой человек и увидев, как я покачал головой, воспрял духом и начал ликвидацию моей безграмотности в области сельского хозяйства.
- Как вы понимаете, для того, чтобы корова вообще могла давать молоко, она должна забеременеть и родить теленка, - начал он...
- Ну да, а для того, чтобы она родила теленка, ее нужно покрыть. У нас, людей, все происходит по той же логике... - попытался было пошутить я, но мой собеседник, похоже, отнюдь не был склонен к шуткам.
- А знаете ли вы, - грозно продолжил он, - что израильские коровы давно уже оплодотворяются исключительно путем искусственного осеменения?!
И понятно, что такой способ оплодотворения не приносит животному естественного удовлетворения и причиняет ему дополнительные страдания.
А чтобы корова давала молоко постоянно, сразу после отела ее снова оплодотворяют!
Не знаю отчего, но я вдруг почувствовал себя виноватым за постоянно оплодотворяемых израильских коров.
- Мне очень жаль... - пробормотал я.
- Но и это еще не все! - голос моего собеседника набирал обороты. - У наших, израильских коров телят отбирают сразу, как только они рождаются, не давая им даже несколько часов побыть рядом с матерью, ни в коем случае не позволяя им прикоснуться к материнскому вымени!
Что бы вы сказали, если бы у вашей жены отобрали вашего сына сразу посде рождения, не дав ему прикоснуться к груда матери?!
- Боже упаси! - ужаснулся я.
- Но пойдем дальше! Известно ли вам, что израильских коров продолжают клеймить, как встарь, причиняя им неимоверные страдания?
А после того, КАК на них ставят клеймо, им обрезают рога, которые им даны мамой Природой!
И это лишение также приносит животному дикую боль и неимоверные страдания...
Наконец, знаете ли вы, что если в Европе и Азии коров, как минимум, шесть месяцев в году выгуливают на пастбищах, то у нас она вынуждена проводить всю свою жизнь в грязном, вонючем хлеву, без движения, где ее, по сути дела, превратили в машину по производству молока и мяса.
И вот сейчас мы подходим к самому главному: каким же образом в Израиле достигаются такие невероятно высокие надои?!
Дело в том, что наши кибуцы, фермы и молочные комбинаты вкладывают огромные средства в генетические исследования, направленные на увеличение размеров коровьего вымени.
В результате вымя у наших коров достигает поистине чудовищной величины и делает их похожими на каких-то инопланетных монстров.
А генетические исследования все продолжаются и продолжаются...
Но так как они направлены исключительно на увеличение размеров вымени, а весь остальной коровий организм остается тем же, то израильские коровы просто не выдерживают собственного веса.
В результате средняя продолжительность жизни коровы у нас сократилась почти вдвое: если прежде она составляла двадцать с небольшим лет, то сейчас - всего лишь десять-двенадцать. Как только корова перестает давать меньше молока, ее отправляют на бойню. Вы считаете это гуманным?!
Еще немного - и я бы подписал это самое воззвание за прекращение издевательств над бедными буренками.
Но затем, вспомнив, как я люблю хороший говяжий стейк и молочные продукты, решил от столь радикального шага воздержаться.
Тем не менее, признаюсь, что после той встречи все эти продукты с трудом лезли мне в глотку, и вкушая купленную на рынке брынзу, я чувствовал, что вот-вот разрыдаюсь.

II.
К счастью, так уж вышло, что спустя пару недель после встречи с симпатичным юношей на улице Дизенгоф, я оказался в нескольких десятках километров от Тель-Авива в обычном израильском кибуце.
И там смог на месте разобраться, насколько праведным является гнев доморощенных защитников братьев наших меньших.
Начну с коровника.
Он оказался отнюдь вовсе не "грязным и вонючим", как об этом рассказывал возмущенный молодой человек, судя по всему, израильского коровника и в глаза не видевший.
Отличная система утилизации отходов и уборки, заботливые руки следящего за этим Гада Минцера привели к тому, что и коровник, и его "постоялицы" выглядели весьма ухоженно.
Запах навоза был вполне умеренным, и мух, которые, вроде бы, должны на него слетаться, почти не наблюдалось.
А ведь на дворе стоял июнь, и израильская жара уже давала о себе знать. А еще коровник был довольно просторным, и буренки по нему свободно передвигались.
- Что поделаешь?! - пожимает плечами Гади. - У нас здесь не Россия и даже не Франция с их просторами: нашим коровам и в самом деле разгуляться негде.
Но чушь это все, что мы над ними издеваемся!
Наоборот, нам крайне важно, чтобы наши "девочки" ("банот") были сыты, ухожены и по-своему счастливы.
Потому что по-настоящему большой надой дает только счастливая корова!
Кстати, насчет того, что мы оплодотворяем корову сразу после отела, тоже неправда.
Но в Израиле было сделано одно уникальное открытие: время, которое необходимо корове для того, чтобы она снова "захотела" быка, напрямую связано с количеством... сделанных ею шагов. На основе этого открытия был создан специальный прибор, который прикрепляется к каждой корове; он считает ее шаги, снимает еще кое-какие показатели организма, и как только этот организм оказывается готов к новому оплодотворению, мы проводим осеменение.
Да, искусственно, но так сейчас делается во всем мире.
И теленка мы забираем у коровы лишь во благо последнего: сама-то корова привита, но ей ничего не стоит чем-нибудь заразить малыша.
Зато пойди посмотри, как мы заботимся о телятах!
Насчет генной инженерии - это правда, но как раз сейчас генетики получили от нас задание поработать не только над увеличением вымени, но и над укреплением ног и других частей тела коров.
Так что вскоре на наших фермах появятся принципиально новые породы, дающие такие же надои, но с большей продолжительностью жизни.
Кстати, у наших коров не только вымя большое - они и сами значительно крупнее своих предков, живших всего 20-30 лет назад.
Если поставить рядом современную израильскую корову и ее "прабабушку", то разница будет приблизительно такой же, как между обычным человеком и баскетболистом...
- Израильским опытом наверняка заинтересовались и другие страны? - спрашиваю я.
- Безусловно, - отвечает Гади. - К нам все время приезжают фермеры из Европы, были, кстати, однажды и гости из России - там какой-то миллиардер, забыл его фамилию, сейчас решил создать сеть образцовых животноводческих хозяйств.
Но проблема как раз в том, что для получения наших надоев мало купить израильских коров - нужно все хозяйство организовать так же рационально.
К примеру, дело ведь не только в новых породах - дело еще и в корме, в котором продумана каждая составляющая.
Без этого корма "девочки" будут себя хуже чувствовать и не смогут давать молоко того качества, какое мы получаем от них сегодня на наших молочных фермах.
Самое любопытное заключается в том, что основа коровьего корма в Израиль импортируется и уже здесь обогащается специальными добавками, призванными сделать животное здоровее и увеличить надои.
Ну а за тем, чтобы израильские коровники отвечали самым строгим требованиям охраны окружающей среды, следят сразу два министерства - сельского хозяйства и экологии.
Занимаясь работами в коровнике, Минцер продолжает отвечать на мои вопросы.
Оказывается израильских коров и вправду клеймят - у каждой из них на ухе имеется заносимый в специальный государственный реестр номер.
Цель все та же - опознать краденую корову, правильно вести учет и статистику.
Клеймо это ставят теленку в трехмесячном возрасте, вот только клеймят в Израиле животных не каленым железом,как многие думают, а... сухим льдом.
Минцер уверяет, что это - совсем или почти не больно.
Во всяком случае, он не замечал, чтобы животное после этого страдало.
Ну а что касается рогов, то их и в самом деле обрезают, но делается это исключительно для блага коровьего общежития - после такой (кстати, совершенно безболезненной операции) буренки не могут причинить вреда ни себе, ни друг другу, ни человеку. А вот корова с рогами - это как раз действительно проблема!
Словом, реальность оказалась отнюдь не такой страшной.
И живут израильские коровы совсем неплохо.
Конечно, райской назвать эту жизнь нельзя, но будем реалистами: в конце концов, нигде и никогда люди не выращивали домашних животных во имя счастья последних - всюду и всегда это делалось ради получения от них молока и, извините за цинизм, мяса.
И в Израиле, похоже, научились получать два этих важнейших пищевых продукта с максимальной эффективностью, и одновременно - при достаточно гуманном обращении с животными.
Увы, в последнее время требования защитников прав животных настолько явно выходят за рамки абсурда, что порой возникает вопрос о том, кто же защитит от них само общество.

В еврейской кухне немало молочных рецептов, да и в Танахе слово "халав" ("молоко") встречается аж 47 раз. Правда, в еврейской истории молоко порой использовалось в нетрадиционных целях: сначала Яэль прибегла к этому напитку, чтобы усыпить, а потом и уничтожить врага, а спустя столетия, по некоторым сведениям, по ее пути пошла и Йехудит . Сегодня в арсенале наследниц этих героинь есть и более эффективные средства (кто не верит, может расспросить бывшего арестанта Вануну), так что молоко в Израиле все больше идет по прямому назначению: укреплять молодые - и не очень – организмы.

Как и в библейские времена, когда молоко в Эрец Исраэль считалось символом изобилия и благословения Божьего, расцвет молочных дел в современном Израиле можно считать признаком возрождения страны. Однако далекое от сохи молодое поколение может подумать, что молоко то ли прямо в картонных коробках растет на дереве, то ли вырабатывается каким-нибудь хитрым чипом. Вот чтобы эти предрассудки развеять и познакомить массы с непростым, но благодарным искусством создания сыров и йогуртов, несколько лет назад было решено проводить фестиваль "Молочная радость". В этом году возможность лицезреть, а то и подоить живую буренку предоставили с 20 по 28 февраля. Злые языки говорят, что цель всей этой радости исключительно коммерческая – повысить продажи молочных продуктов в супермаркетах, но вместо того, чтобы слушать злопыхателей, лучше посмотреть на "полную половину стакана" (молока, разумеется). Я, например, решил за один день проехать по настоящему "млечному пути", который на время фестиваля был проложен по Израилю - от солидных ферм до молочных заводиков и просто кустарных начинаний энтузиастов-одиночек. Начался он на самом юге, в пустыне у кибуца Лотан, что возле Эйлата, а закончился на зеленых холмах у самой ливанской границы. После тесного знакомства с израильским "млечным путем" не удивлюсь, если сумею различить на вкус и аромат молоко из разных географических и климатических зон страны: может быть, молочный терруар и в самом деле существует?

В экологическом кибуце Лотан не верят в коров, зато боготворят коз. Еще здесь боготворят экологию: мусор не выбрасывают, дома строят из глины и соломы и даже еду готовят при помощи солнечных лучей. Можно сколько угодно подшучивать над этим "зеленым помешательством", но могу подтвердить, что козье молоко и сыр в Лотане действительно по-особому вкусны. При этом образ жизни кибуца не случаен, а основан на еврейских ценностях. Жители Лотана уверяют, что они поступают именно так, как предписывает иудаизм, делают наш мир чище и лучше.

В соседнем кибуце Йотвата про идеологию не говорили ничего, зато поили знаменитым какао и кормили мороженым. Вкус "Молочных радостей" Йотваты знаком даже солдатам ООН: одно из немногочисленных достижений этой организации - закупка здешних йогуртов для изголодавшихся по цивилизации "голубых касок" в Сомали.

К северу "млечный путь" сменил пустынную романтику на дух XXI века. Всем, кто любит научную фантастику, просто необходимо посетить хлев "Паробот" в мошаве Кфар Йехезкель. Впрочем, язык не поворачивается назвать этот футуристический молочный храм хлевом. Скорее, это воплощение мечты о всеобщей роботизации: роботы кормят коров, ухаживают за ними, доят их, обрабатывают молоко, проверяют его качество, фасуют… Вот только молоко роботы не пьют. Как ни странно, даже роботопроизведенное молоко оказалось вкусным.

По дороге из «Паробота» мы решили отведать сыров и поехали на ферму "Шират Роим" в северном кибуце Решафим , где всех желающих с радостью обучали готовить сыры. Один из участников этого действа гордо рассказывал, что плесень в своем холодильнике он уже умеет выращивать, осталось только добавить к ней сыр. Сомневаюсь, что теперь он сможет изготовить этот древний продукт по правильной технологии, но обучение стоило пройти из-за одних лишь дегустаций.

Покинув сырную вотчину, мы приехали в мошав Регба на "Вечер, текущий молоком и медом". Да-да, целый концерт, состоявший только из песен, в которых упоминаются молоко, сыры, кефир и пр. На два часа песен хватило без проблем, и под молоко они шли совсем неплохо. Последний бокал поднимали уже в полночь. И вы думаете, после того как я с утра до поздней ночи разглядывал, пил, нюхал молоко и даже пел о молоке, оно мне успело надоесть? Как бы не так - на следующее утро мой обычный стакан молока был особенно приятен.

Израильские коровы – мировые рекордсменки по надоям молока. Причем, речь идет не только о количестве, но и о качестве. Наши буренки занимают лидирующие позиции во всем мире по жирности молока и удельному весу белка.

Шмиль – рекордсменка по надоям

Израильский портал News1 в преддверии праздника Шавуот опубликовал статью об израильской животноводческой индустрии и о корове – абсолютной мировой рекордсменке по надоям молока. Ее зовут Шмиль, она живет и трудится в кибуце Ор ха-Нер и дает 17,680 литров молока в год. При этом жирность молока этой буренки составляет 4,01 %, а содержание белка – 3, 44%.

Что касается среднестатистической израильской коровы, то ее надои составляют около 11, 343 литров в год (около 11,700 килограммов) и это больше, чем у средней голландской или американской буренки, которые до сих пор считались самыми продуктивными коровами в мире. Стоит отметить, израильские коровы опередили голландских несмотря не то обстоятельство, что последние живут в более благоприятных климатических условиях для высоких надоев. Объем годовых надоев средней голландской коровы составляет около 90% от израильской, об этом рассказал Яаков Бахар, генеральный директор Объединения животноводов Израиля.

Больше жира и белка!

Он также отметил, что по сравнению с началом 90-х годов значительно возросло качество молока: в нем стало на 10 % больше белка и на 25 % больше жира – и все это на фоне увеличивающихся надоев на каждую голову рогатого скота. Он объясняет это высоким качеством жизни и здоровья израильских коров.

Еще несколько фактов о жизни коровьей в нашей стране. Самым большим молочным животноводческим хозяйством в Израиле является коровник «Рефет ха-Эмек», расположенный в плодородной Изреэльской долине.

Этот коровник собрал под одной крышей коров трех израильских сельскохозяйственных поселков – кибуцев Ифат, Мерхавия и Мегидо. Общая численность обитателей коровника – 1106 голов взрослых особей крупного рогатого скота и еще около девятисот телят.

Каждый день это хозяйство выдает около 35 тысяч литров молока, что составляет 12 миллионов 700 тысяч литров в год. Для дойки коров оборудованы 64 специальных стойла, и каждую буренку здесь доят трижды в день: рано утром, в полдень и вечером.

Каждая корова в этом хозяйстве дает в среднем 13, 151 литр молока в год, при этом жирность и содержание белка составляют 3.73 % и 3,27 % соответственно.

Самые высокие надои – 13, 690 литров на одну голову рогатого скота были зафиксированы в другом хозяйстве, кибуце Саад на юге страны. Средняя жирность молока в этом коровнике составляет 3,74%, а количество белка – 3, 45 %.

Абсолютной рекордсменкой по надоям в течение всей коровьей жизни была признана корова по кличке Йокель из этого же кибуца, которая отдала народу Израиля 161,274 литра этого ценного напитка.

Корове-долгожительнице достойную старость!

И наконец, еще один любопытный факт: титул самой пожилой коровы страны Израиля принадлежит обитательнице кибуца Кфар Масарик по кличке Ханеле. Ей уже без малого 27 лет, что по коровьим меркам довольно почтенный возраст. Следует отметить, что Ханеле получает прекрасный уход и питание и может рассчитывать на достойную старость в благодарность за труды всей ее жизни.

Фотографии любезно предоставлены хозяйством «Рефет ха-Эмек»